Конкурс: "Исторические задачи"
для 9 классов.
Цели: формировать познавательный интерес к предмету "история", закрепить знания исторического материала.
Задачи:
Образовательная: обобщить изученный материал по истории, закрепить умение применять знания исторического материала на практике.
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию умения устанавливать связи между историческими явлениями, делать выводы, приводить доказательства, ориентироваться в разных эпохах; развивать логическое мышление, внимательность, способствовать развитию диалогической и монологической речи ,обогащать словарный запас учащихся, развитие навыков коллективной работы и расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, умения управлять своим поведением, способствовать формированию дружбы и сплоченности коллектива ребят, ответственности каждого за себя и свою команду.
Участники: учащиеся 9классов. Играют команды в составе 5 человек от класса.
План проведения исторического конкурса:
1. Для участия в турнире приглашаются учащиеся по пять человека от каждого класса.
2. Учащиеся знакомятся с правилами проведения турнира.
3. Участники команд дают названия своим командам
4. Участники команд приветствуют жюри в лице учителей истории и обществознания МАОУ "Гимназии №5" имени Л.В. Усыниной
5. В конце турнира подсчитываются баллы и подводится итог.
Ход игры:
Конкурс №1. «Разминка»
Условия: команда отвечает на вопросы ведущего быстро, не задумываясь. По 5 вопросов для каждой команды. За каждый правильный ответ 1 балл. Вопросы находятся в папках на столе у жюри, капитаны команд сами выбирают папки и отвечают на вопросы.
Вопросы из папки №1.
1. Византийский император Константин примерно в 948 году писал: «Когда наступает ноябрь месяц, князья их в тотчас выходят со всеми русами и отправляются в круговой объезд именно в славянские земли. Прикармливаясь там в течении целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои корабли… снаряжаются и отправляются в Византию». Кто эти князья и какое явление описывал император?
2. Мифы представляли его кузнецом и пахарем, статным, высокого роста, с черными волосами и золотой бородой. По преданию он пускал стрелы, которые возвращались на землю лишь через три года. Как славяне называли своего бога-громовержца?
3. Летопись говорит о нем, что он «к книгам прилежа и собра писцов многы и перекладаше от грек на славянское письмо, и списаша книги многы»:
- в детстве повредил ногу, и потом его поддразнивали «хромцом»
- большие средства он затратил на украшение своей столицы, взяв за образец столицу Византии Константинополь
- благодаря ему мы знаем о порядках, существовавших в его государстве
- он осмелился сам, без ведома константинопольского патриарха назначить главу церкви
- не довольствуясь титулом великого князя, он приказал именовать себя царем. О ком идет речь?
4. Какого князя Древней Руси в народных преданиях называют «Красное солнышко»?
5. Какой алфавит состоит из шести букв?
Вопросы из папки №2.
1. Как в древности можно было попасть из Царьграда в Константинополь?
2. В 1072 году в Киеве один из торговцев обвинил крестьянина в краже принадлежавшей ему вещи. На суде крестьянин показал, что купил эту вещь в соседней волости… и тут же был приговорен к наказанию. Почему ему никто не поверил?
3. Во времена Святослава одних мужчин называли «мужами», а других – «мужиками». Какая здесь разница?
4. Для работы им требовались кожи, «телятины», «меха», «харатьи». Чем занимались эти люди?
5. В Европе и странах Востока в эти годы произошли следующие события: 1. образовался герцогство Нормандия 2. распался Арабский Халифат 3. Византия отвоевала у мусульман Сицилию 4. папа Урбан 2 объявил крестовый поход на Иерусалим. Что в эти годы происходило на Руси?
Вопросы из папки №3.
1. Он сам вел в бой свои дружины, воодушевляя воинов пламенной речью: «Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, мертвые срама не имут» и предупреждал своих врагов о своем появлении; современники сравнивали его то с барсом, то с гепардом; простые жители обвиняли его в том, что он не заботиться об охране своей столицы; в походах он питался сырым мясом; он погиб в бою, из его головы печенежский князь сделал себе чашу. О ком идет речь?
2. Мог ли архитектор, наблюдавший за постройкой Софийского собора в Новгороде, при посещении дома новгородского посадника посмотреть на знаменитое «Остромирово Евангелие»?
3. Какие изделия в Киевской Руси вы могли бы приобрести у «златарей» и «серебрянников»?
4. В «Повести Временных лет» упоминаются такие транспортные средства как «волокуши». Где и как их использовали?
5.В Киевской Руси существовали люди, занимающиеся «оборонной работой». Что это за люди, чем они занимались?
Подведение итогов.
Конкурс №2. «Имена»
Условия: ведущий зачитывает вопрос для команд одновременно. Та команда, которая быстрее подняла руку и отвечает первой. Если ответ не верный, соперники могут заработать дополнительный балл. Верный ответ – 1 балл.
Вопросы:
Какую фамилию носил Петр I? (Он из рода Романовых).
Какой русский царь любил плотничать? (Петр I).
О ком писал русский летописец:»Легко и неслышно ходил он в походах. Как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав).
Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? (Александра II ).
Когда Русью правил «денежный мешок»? (В XIV веке – князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок»).
Кого из русских царей прозвали «Тишайший»? (Алексей Михайлович).
При каком правителе в России официально появился герб с двуглавым орлом? (Иван III).
Кто первым на Руси принял титул «Государя всея Руси»? (Иван III).
Подведение итогов.
Конкурс №3."Поработай с текстом"
Условия: команды получают карточки с одинаковым текстом. Ваша задача – закончить предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена. За каждое правильное слово (понятие, дату) вы получаете 1 балл. На задание 3 минуты.
Главным весенним праздником славян-язычников был (была) ____________ (масленица).
Монгольских сборщиков дани называли __________ (баскаками).
Столкновение войск Ивана III и монгольского хана Ахмата в 1480 г. Вошло в историю как _________________ («стояние на реке Угре»).
Первые постоянные военные отряды, появившиеся в середине XVI в. Назывались _______________ (стрельцы).
Русский царь _____________ (Иван Грозный) известен также как шахматист, сочинитель церковной музыки и писатель.
Среди претендентов на русский престол в Смутное время был польский королевич ____________ (Владислав).
Династия Романовых утверждается на престоле в ___________ (1613 г.).
Историки называют XVII в. ______________ («бунташным»).
Подведение итогов.
Конкурс №4. "Хронология событий"
Условия: команды должны заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. за каждый правильный ответ 2 балла
РЕКА | ГОД | ПРОТИВНИКИ В БИТВЕ |
Калка | ------------------------- (А) | Русские и половцы-монголы |
Шелонь | ---------------------------(Б) | ---------------------------- (В) |
-------------------------- (Г) | 1378г | Русские-ордынцы |
Сить | -------------------------- (Д) | -------------------------- (Е) |
ПРОПУЩЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1. 1238г
2. Нева
3. Вожа
4. 1471г
5. русские-шведы
6. москвичи-новгородцы
7. 1223г
8. 1240г
9. владимирцы-монголы
Подведение итогов.
Конкурс №5. «Крылатые выражения»
Условия: вы должны объяснить крылатые выражения. За каждый правильный ответ 1балл
Ахиллесова пята. (самое уязвимое место)
Без царя в голове. (глупый ,не сообразительный. У каждого свой царь в голове, где царь - это ум.)
Ящик Пандоры. (источник бедствий)
С щитом или на щите. (Добиться цели или потерпеть неудачу)
Объятия Морфея. (состояние сна)
Тютелька в тютельку. (совершенно точно, точь -в -точь)
Подведение итогов.
Конкурс №6. «Исторические задачи»
Условия: Каждая команда должна решить историческую задачу, за каждый правильный ответ 5 баллов
1. Сколько лет во главе русского государства находилась династия Рюриковичей, если известно, что последний из этой династии был сын Ивана Грозного — Федор Иванович? (1598 — 862 = 736, где 1598 — смерть Федора Ивановича; 862 — призвание Рюрика в Новгородскую землю.)
2. Перелом в Северной войне произошел после Полтавской битвы. Известно, что обе армии в сумме насчитывали 72000 человек. Также известно, что численность русской армии превышала шведскую на 12000 человек. Потери русских составили 1300 человек, а шведов 9000 убитых и 3000 было взято в плен. Какова была численность русской и шведской армий перед сражением и после?
(X + 12 000) + X = 72 000
2X = 72 000 — 12 000
2X = 60 000
X = 60 000: 2
X = 30 000
(30 000 + 12 000) + 30 000 = 72 000
42 000 + 30 000 = 72 000
42 000 — численность русской армии до сражения
30 000 — численность шведской армии до сражения
42 000 — 1 300 = 40 700 — численность русской армии после сражения
30 000 — (9 000 + 3 000) = 18 000 — численность шведской армии после сражения)
3. На сколько лет Москва старше Санкт-Петербурга, если известно, что Москва на 265 лет моложе Древнерусского государства, а строительство Санкт-Петербурга началось в третий год Северной войны.
882 + 265 = 1147, где 882 — образование Древнерусского государства; 1147 — основание Москвы.
1700 + 3 = 1703, где 1700 — начало Северной войны; 1703 — основание Санкт-Петербурга.
1703 — 1147 = 556, где 1703 — основание Санкт-Петербурга; 1147 — основание Москвы. Москва старше Санкт-Петербурга на 556 лет.
4. Иван III скончался в октябре 1505 года, прожив 66 лет 9 месяцев. С какого года и в каком возрасте начал княжить Иван III, если он правил 43 года 7 месяцев?
1505 — 66 = 1439 — год рождения Ивана III;
октябрь —10-й месяц: 10 — 9 = 1 — месяц рождения Ивана III;
66 лет 9 месяцев — 43 года 7 месяцев = 23 года 2 месяца — возраст Ивана III, когда он начал княжить;
1439 + 23 = 1462 — год начала правления Ивана III;
1 + 2 = 3 — месяц начала правления Ивана III.
5. В данный момент считается, что письменность возникла 5 тысяч лет назад. В каком тысячелетии это было? (5000-2015=2985)
Подведение итогов.
Конкурс №7. «Помоги другу»
Условия: группа болельщиков имеет право ответить на вопросы, предлагаемые ведущими, за каждый правильный ответ команде присваивается 1 дополнительный балл.
1. Подобно Петру I и Екатерине II Иван III получил от современников прозвище Великий. Именно при нём появилось слово Россия и несуществующая птица. Какая? ( двуглавый орёл)
2. Создатели славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий)
3. Праздник 25 декабря или 7 января по новому стилю. (Рождество)
4.Материал для письма, изготавливавшийся из телячьей, свиной или бараньей кожи. (Пергамент)
5. Всемирно известный музей в Санкт- Петербурге. (Эрмитаж)
6. Главное сражение Отечественной войны 1812г., воспетое М.Ю.Лермонтовым. (Бородино.)
7. Полуостров, проданный Россией Америке. (Аляска)
8. Последний царь России. (Николай II.)
9. Первый музей в России. (Кунсткамера.)
10.Писатель, которого называют «солнцем русской поэзии». (А.С.Пушкин.)
Подведение итогов.
Таблица для выставления количества баллов.
Название конкурса | Оценка конкурса | команды |
| | |
1.Разминка | 1 балл | | | |
2."Имена " | 1 балл | | | |
3."Поработай с текстом" | 1балл | | | |
4."Хронология событий" | 2 балла | | | |
5. "Крылатые выражения" | 1 балл | | | |
6. "Исторические задачи" | 5 баллов | | | |
7."Помоги другу" | 1 балл | | | |