СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исторические задачи

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исторические задачи

Просмотр содержимого документа
«Исторические задачи»

Конкурс: "Исторические задачи"


для 9 классов.


Цели: формировать познавательный интерес к предмету "история", закрепить знания исторического материала.

Задачи:

Образовательная: обобщить изученный материал по истории, закрепить умение применять знания исторического материала на практике.

Коррекционно-развивающая: способствовать развитию умения устанавливать связи между историческими явлениями, делать выводы, приводить доказательства, ориентироваться в разных эпохах; развивать логическое мышление, внимательность, способствовать развитию диалогической и монологической речи ,обогащать словарный запас учащихся, развитие навыков коллективной работы и расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, умения управлять своим поведением, способствовать формированию дружбы и сплоченности коллектива ребят, ответственности каждого за себя и свою команду.


Участники: учащиеся 9классов. Играют команды в составе 5 человек от класса.

План проведения исторического конкурса:

1. Для участия в турнире приглашаются учащиеся по пять человека от каждого класса.

2. Учащиеся знакомятся с правилами проведения турнира.

3. Участники команд дают названия своим командам

4. Участники команд приветствуют жюри в лице учителей истории и обществознания МАОУ "Гимназии №5" имени Л.В. Усыниной

5. В конце турнира подсчитываются баллы и подводится итог.













Ход игры:


Конкурс №1. «Разминка»

Условия: команда отвечает на вопросы ведущего быстро, не задумываясь. По 5 вопросов для каждой команды. За каждый правильный ответ 1 балл. Вопросы находятся в папках на столе у жюри, капитаны команд сами выбирают папки и отвечают на вопросы.


Вопросы из папки №1.

1. Византийский император Константин примерно в 948 году писал: «Когда наступает ноябрь месяц, князья их в тотчас выходят со всеми русами и отправляются в круговой объезд именно в славянские земли. Прикармливаясь там в течении целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои корабли… снаряжаются и отправляются в Византию». Кто эти князья и какое явление описывал император?

2. Мифы представляли его кузнецом и пахарем, статным, высокого роста, с черными волосами и золотой бородой. По преданию он пускал стрелы, которые возвращались на землю лишь через три года. Как славяне называли своего бога-громовержца?

3. Летопись говорит о нем, что он «к книгам прилежа и собра писцов многы и перекладаше от грек на славянское письмо, и списаша книги многы»:

- в детстве повредил ногу, и потом его поддразнивали «хромцом»

- большие средства он затратил на украшение своей столицы, взяв за образец столицу Византии Константинополь

- благодаря ему мы знаем о порядках, существовавших в его государстве

- он осмелился сам, без ведома константинопольского патриарха назначить главу церкви

- не довольствуясь титулом великого князя, он приказал именовать себя царем. О ком идет речь?

4. Какого князя Древней Руси в народных преданиях называют «Красное солнышко»?

5. Какой алфавит состоит из шести букв?


Вопросы из папки №2.

1. Как в древности можно было попасть из Царьграда в Константинополь?

2. В 1072 году в Киеве один из торговцев обвинил крестьянина в краже принадлежавшей ему вещи. На суде крестьянин показал, что купил эту вещь в соседней волости… и тут же был приговорен к наказанию. Почему ему никто не поверил?

3. Во времена Святослава одних мужчин называли «мужами», а других – «мужиками». Какая здесь разница?

4. Для работы им требовались кожи, «телятины», «меха», «харатьи». Чем занимались эти люди?

5. В Европе и странах Востока в эти годы произошли следующие события: 1. образовался герцогство Нормандия 2. распался Арабский Халифат 3. Византия отвоевала у мусульман Сицилию 4. папа Урбан 2 объявил крестовый поход на Иерусалим. Что в эти годы происходило на Руси?


Вопросы из папки №3.

1. Он сам вел в бой свои дружины, воодушевляя воинов пламенной речью: «Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, мертвые срама не имут» и предупреждал своих врагов о своем появлении; современники сравнивали его то с барсом, то с гепардом; простые жители обвиняли его в том, что он не заботиться об охране своей столицы; в походах он питался сырым мясом; он погиб в бою, из его головы печенежский князь сделал себе чашу. О ком идет речь?

2. Мог ли архитектор, наблюдавший за постройкой Софийского собора в Новгороде, при посещении дома новгородского посадника посмотреть на знаменитое «Остромирово Евангелие»?

3. Какие изделия в Киевской Руси вы могли бы приобрести у «златарей» и «серебрянников»?

4. В «Повести Временных лет» упоминаются такие транспортные средства как «волокуши». Где и как их использовали?

5.В Киевской Руси существовали люди, занимающиеся «оборонной работой». Что это за люди, чем они занимались?


Подведение итогов.



Конкурс №2. «Имена»

Условия: ведущий зачитывает вопрос для команд одновременно. Та команда, которая быстрее подняла руку и отвечает первой. Если ответ не верный, соперники могут заработать дополнительный балл. Верный ответ – 1 балл.


Вопросы:


  1. Какую фамилию носил Петр I? (Он из рода Романовых).

  2. Какой русский царь любил плотничать? (Петр I).

  3. О ком писал русский летописец:»Легко и неслышно ходил он в походах. Как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав).

  4. Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? (Александра II ).

  5. Когда Русью правил «денежный мешок»? (В XIV веке – князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок»).

  6. Кого из русских царей прозвали «Тишайший»? (Алексей Михайлович).

  7. При каком правителе в России официально появился герб с двуглавым орлом? (Иван III).

  8. Кто первым на Руси принял титул «Государя всея Руси»? (Иван III).


Подведение итогов.


Конкурс №3."Поработай с текстом"

Условия: команды получают карточки с одинаковым текстом. Ваша задача – закончить предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена. За каждое правильное слово (понятие, дату) вы получаете 1 балл. На задание 3 минуты.

  1. Главным весенним праздником славян-язычников был (была) ____________ (масленица).

  2. Монгольских сборщиков дани называли __________ (баскаками).

  3. Столкновение войск Ивана III и монгольского хана Ахмата в 1480 г. Вошло в историю как _________________ («стояние на реке Угре»).

  4. Первые постоянные военные отряды, появившиеся в середине XVI в. Назывались _______________ (стрельцы).

  5. Русский царь _____________ (Иван Грозный) известен также как шахматист, сочинитель церковной музыки и писатель.

  6. Среди претендентов на русский престол в Смутное время был польский королевич ____________ (Владислав).

  7. Династия Романовых утверждается на престоле в ___________ (1613 г.).

  8. Историки называют XVII в. ______________ («бунташным»).


Подведение итогов.


Конкурс №4. "Хронология событий"

Условия: команды должны заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. за каждый правильный ответ 2 балла


РЕКА

ГОД

ПРОТИВНИКИ В БИТВЕ

Калка


------------------------- (А)

Русские и половцы-монголы

Шелонь


---------------------------(Б)


---------------------------- (В)


-------------------------- (Г)


1378г


Русские-ордынцы

Сить


-------------------------- (Д)


-------------------------- (Е)

  1. ПРОПУЩЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

  2. 1. 1238г

  3. 2. Нева

  4. 3. Вожа

  5. 4. 1471г

  6. 5. русские-шведы

  7. 6. москвичи-новгородцы

  8. 7. 1223г

  9. 8. 1240г

  10. 9. владимирцы-монголы



Подведение итогов.


Конкурс №5. «Крылатые выражения»


Условия: вы должны объяснить крылатые выражения. За каждый правильный ответ 1балл


  1. Ахиллесова пята. (самое уязвимое место)

  2. Без царя в голове. (глупый ,не сообразительный. У каждого свой царь в голове, где царь - это ум.)

  3. Ящик Пандоры. (источник бедствий)

  4. С щитом или на щите. (Добиться цели или потерпеть неудачу)

  5. Объятия Морфея. (состояние сна)

  6. Тютелька в тютельку. (совершенно точно, точь -точь)



Подведение итогов.


Конкурс №6. «Исторические задачи»

Условия: Каждая команда должна решить историческую задачу, за каждый правильный ответ 5 баллов

1. Сколько лет во главе русского государства находилась династия Рюриковичей, если известно, что последний из этой династии был сын Ивана Грозного — Федор Иванович? (1598 — 862 = 736, где 1598 — смерть Федора Ивановича; 862 — призвание Рюрика в Новгородскую землю.)

2. Перелом в Северной войне произошел после Полтавской битвы. Известно, что обе армии в сумме насчитывали 72000 человек. Также известно, что численность русской армии превышала шведскую на 12000 человек. Потери русских составили 1300 человек, а шведов 9000 убитых и 3000 было взято в плен. Какова была численность русской и шведской армий перед сражением и после?

(X + 12 000) + X = 72 000

2X = 72 000 — 12 000

2X = 60 000

X = 60 000: 2

X = 30 000

(30 000 + 12 000) + 30 000 = 72 000

42 000 + 30 000 = 72 000

42 000 — численность русской армии до сражения

30 000 — численность шведской армии до сражения

42 000 — 1 300 = 40 700 — численность русской армии после сражения

30 000 — (9 000 + 3 000) = 18 000 — численность шведской армии после сражения)


3. На сколько лет Москва старше Санкт-Петербурга, если известно, что Москва на 265 лет моложе Древнерусского государства, а строительство Санкт-Петербурга началось в третий год Северной войны.

882 + 265 = 1147, где 882 — образование Древнерусского государства; 1147 — основание Москвы.

1700 + 3 = 1703, где 1700 — начало Северной войны; 1703 — основание Санкт-Петербурга.

1703 — 1147 = 556, где 1703 — основание Санкт-Петербурга; 1147 — основание Москвы. Москва старше Санкт-Петербурга на 556 лет.


4. Иван III скончался в октябре 1505 года, прожив 66 лет 9 месяцев. С какого года и в каком возрасте начал княжить Иван III, если он правил 43 года 7 месяцев?

1505 — 66 = 1439 — год рождения Ивана III;

октябрь —10-й месяц: 10 — 9 = 1 — месяц рождения Ивана III;

66 лет 9 месяцев — 43 года 7 месяцев = 23 года 2 месяца — возраст Ивана III, когда он начал княжить;

1439 + 23 = 1462 — год начала правления Ивана III;

1 + 2 = 3 — месяц начала правления Ивана III.

5. В данный момент считается, что письменность возникла 5 тысяч лет назад. В каком тысячелетии это было? (5000-2015=2985)

Подведение итогов.


Конкурс №7. «Помоги другу»

Условия: группа болельщиков имеет право ответить на вопросы, предлагаемые ведущими, за каждый правильный ответ команде присваивается 1 дополнительный балл.

1. Подобно Петру I и Екатерине II Иван III получил от современников прозвище Великий. Именно при нём появилось слово Россия и несуществующая птица. Какая? ( двуглавый орёл)

2. Создатели славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий)

3. Праздник 25 декабря или 7 января по новому стилю. (Рождество)

4.Материал для письма, изготавливавшийся из телячьей,  свиной или бараньей кожи. (Пергамент)

5. Всемирно известный музей в Санкт- Петербурге. (Эрмитаж)

6. Главное сражение Отечественной войны 1812г., воспетое М.Ю.Лермонтовым. (Бородино.)

7. Полуостров, проданный Россией Америке. (Аляска)

8. Последний царь России. (Николай II.)

9. Первый музей в России. (Кунсткамера.)

10.Писатель, которого называют «солнцем русской поэзии». (А.С.Пушкин.)


Подведение итогов.
























Таблица для выставления количества баллов.


Название конкурса

Оценка конкурса

команды




1.Разминка

1 балл




2."Имена "

1 балл




3."Поработай с текстом"

1балл




4."Хронология событий"


2 балла




5. "Крылатые выражения"


1 балл




6. "Исторические

задачи"

5 баллов




7."Помоги другу"

1 балл






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!