Просмотр содержимого документа
«Исторические» записки объединения «Нериаж» (лепка из глины). Записка 3. "Был я на топанце..."»
Крутикова Е. В.
Исторические» записки объединения «Нериаж» (лепка из глины).
Записка 3. «Был я на топанце…»
Глину в мельнице размелют,
Всю промоют, истолкут
И на долгие недели
Отдыхать в подвал снесут.
Подойдя к следующей стадии подготовки материала для лепки, сталкиваешься с проблемой переработки привезённого сырья, это не говоря о специальном помещении для хранения глиняных запасов, которые желательно располагать вне помещения гончарной мастерской. Объединение же вынуждено ограничится размещением запасов в отдельной зоне помещения, размещённой в не задействующей части угла кабинета, свободного от парт и шкафов. Говоря о переработке доставленного сырья, имеется в виду процесс измельчения глины, освобождения её от камней и других примесей, неприемлемых в самом глиняном тесте.
Не имея финансовых средств, на этом этапе подготовки материала педагог и учащиеся вынуждены пользоваться так называемыми «дедовскими методами». При измельчении более или менее влажных глиняных пластов, будущие гончары и скульпторов прибегают к помощи обыкновенной кухонной тёрки. Процесс перетирания происходит достаточно медленно, с приложением физической силы (у кого сколько есть), может сопровождаться ломанием ногтей и получением повреждения на коже пальцев. Во избежание таких последствий, глину для переработки можно взять и сухую (таковая тоже имеется в мастерской), но в данном случае тёрка уже не поможет и приходится использовать другие «дедовские методы». В первые годы работы объединения это был обыкновенный слесарный молоток, разбивавший засохший глиняный ком, опять же кухонная деревянная скалка для превращения глиняных кусочков в порошковообразное состояние. Весь этот процесс происходил в невысоком деревянном ящичке, вокруг которого витала глиняная пыль. Позднее для защиты от неё объединение стало пользоваться марлевыми повязками- это был первый шаг к соблюдению санитарных норм и правил.
Так вот, труд этот был малопроизводителен, сам педагог в это время напоминал пушкинского сказочного персонажа «старуха у разбитого корыта». Частично процесс измельчения глины удалось совершенствовать, если можно так сказать ускорить и облегчить, внедрением в качестве оборудования кружка кухонной мясорубки (при таком частом применении этого термина можно не гадая понять, что педагог женщина).
Измельчённый материал должен быть освобождён от примесей в виде камушек, щепок, песчинок, могущих помешать в работе. Существующие в Центре условия ограничивают применение в лепных работах нужных технологий переработки глиняного сырья. Как следствие, пришлось заменить процесс отмучивания глины в ёмкости с водой до состояния шликера (для которого желательно опять-же отдельное помещение) на просеивание полученного порошка через мелкую сетку кухонное сито (как бы имитация промышленного фильтра - пресса). Такой способ имеет свои отрицательные стороны: во избежание попадания в дыхательные пути поднимающейся в этот момент профессиональной пыли, учащиеся вынуждены и на этом этапе подготовки пользоваться марлевыми повязками, о чём было сказано выше.
Таким образом, путём замены одного вида работ на другой, в данном случае на этапе подготовки материала для лепки, решается проблема отсутствия дополнительных площадей в гончарных работах и отсутствия необходимого оборудования в мастерской кружка.
Вопрос же «перебивания» глины до сих пор остро стоит в ряде нерешённых. Речь в данном случае идёт о замесе глиняного теста, который проходит вручную, подтверждая выше сказанный педагогом термин «дедовских» методов. Длящийся на протяжении десятка лет процесс получения глиняной смеси вручную, мог бы продолжаться и по сию пору, не попадая в ранг проблем, если бы был механизированным. Наука не стоит на месте и уже давно для размешивания и соединения различных глиняных смесей в современных гончарных мастерских введён в эксплуатацию механизм с электрическим приводом для замеса глины. Приобретение такого помощника просто необходимо, так как физические возможности педагога уже не позволяют производить перемин глины вручную в нужном количестве, а его заготовка учащимися нереальна в следствии малой физической силы и отсутствия опыта для получения массы приличного качества, пластичной и однородной. Вопрос же механизации ручного труда, его облегчения остаётся в ряде проблем объединения.