Крутикова Е. В.
Исторические» записки объединения «Нериаж» (лепка из глины).
Записка 6.1 Отливка гипсовых изделий.Барельеф.
ГИПСОВАЯ СКАЗКА
Когда выйдешь наверх из глубин земли, приятно похвастать своими земляками.
— Мой земляк врачом стал. Травматологом. Помогает переломам срастаться.
— А мой земляк — скульптор. Его работы на выставках.
— А мой — строитель.
— А мой по сельскому хозяйству знаменитый специалист.
— Знаменитый? А зовут его как?
— Гипс.
— Ты смотри! И моего — Гипс!
— И моего!
— И моего тоже!
Да, Гипс на все руки мастер. И гипсовую повязку наложить, и скульптуру из гипса вылепить, и заштукатурить что надо, и почву удобрить, и сделать ещё множество дел…
Выходит, все одним земляком хвастались.
Одним — но каким!
С таким земляком не стыдно выйти из-под земли, не стыдно на белый свет показаться.
Отдельная долгая история может быть описана про работу по отливке гипсовых изделий. Объединению захотелось сделать свои работы более прочными, по возможности, размножить слепленное изделие, сделать его копию в нескольких экземплярах.
Самым первым гипсовым изделием (в количестве 2-х штук) был барельеф, изображающий боевые доспехи (точнее только шлем) древнегреческих воинов. Знания, подчерпнутые в издании того же А. С. Щипанова, подсказали материал, используемый при изготовлении форм, предназначенный в дальнейшем для отливки гипсовых изделий.
В качестве материала так называемой матрицы был взят столярный клей, таким образом форма имела право называться клеевой, ведь в основе её лежал клеящий состав животного происхождения. Приобрести его удалось используя старые запасы своих знакомых, родственники которых трудились в стенах Мантуровского фанерного комбината, в то время используемого в своём производстве (может используют и сейчас) столярные клеи (другие клеи животного происхождения).
Для закрепления или так называемого дубления формы педагогу объединения пришлось прибегнуть к помощи работников «смоловарки» всё того же завода, который помог в приобретении формалина и фенола. Проблема с поиском материала для форм была на какой-то момент решена, но внедрить этот способ в практику обучения в кружке не позволило необходимое и используемое при производстве формы вещество, вредное по своему составу -фенол и формалин, тем более не приемлемое при работе с детьми. Как следствие, пришлось задуматься над поиском нового материала для изготовления «матрицы».
Какое-то время этим материалом был гипс, используемый местной медициной, уж он то точно не противоречил соблюдению в кружке санитарно-гигиенических норм и правил . Правда, формы эти были черновые, то есть одноразовые, пригодные для изготовления только одного экземпляра с глиняной модели, разрушаемые при снятии их с прототипа изделия. На этот момент это был оптимальный вариант для штампа. Трудности возникали при снятии его с существующего предмета. В начале продолжительного пути при отливке гипсовых изделий был использован метод расколотки, но он мог повлечь за собой повреждение самой скульптуры, поэтому снятие матрицы с отлитого изделия должно было происходить аккуратно.
Для отличия формы от готового изделия помогал цветной пигмент, добавляемый в штамп в начале его изготовления, что способствовало получению скульптуры более высокого качества, имевшей минимальные повреждения наружной поверхности.
Для облегчения освобождения от формы, тем более изделия не только плоского, хотя и его тоже, глиняную модель приходилось разделять металлическими пластинами, сначала конечно визуально. Количество деталей формы могло доходить до семи, а в случае повреждения до десяти и более. Навыки обучения в архитектурном техникуме и работы в конструкторском бюро Мантуровского завода медпрепаратов пришлись как нельзя кстати. Объёмную модель перед формовкой просто необходимо разделить правильно, чтобы при снятии с неё так называемых раковин (деталь матрицы), они были удобны в обработке, а прежде всего без труда снимались с оригинала. В противном случае, снятие формы с уже отлитого изделия будет невозможно, или произойдёт, влеча за собой повреждение самой скульптуры, что гораздо сложней отреставрировать, чем глиняную.
В своей деятельности нам приходилось работать над отливкой матрицы и по изделию, уже не подлежащего коррекции или исправлению. То есть высохший оригинал, заброшенный учащимися и благополучно пролежавший всё лето, не позволял произвести нужное перед отливкой скульптуры разделение металлическими пластинами на части, что необходимо для получения качественного изделия. Кусочки жести не могли уйти в глубину глины, требуемую технологией, это нужно было производить по сырому, не просохшему материалу. Задубевшая же глиняная поверхность держать плоские жестянки просто «отказывалась». Бросать начатую работу, тем более прошедшую первую стадию изготовления (не считая поиска идеи и составления эскиза)- то есть лепку оригинала, было не в наших интересах, и, как следствие, педагог и учащийся приняли решение продолжать начатое дело.
Альтернативой жестянок стала всё та же глина. Разделяющие оригинал стенки были созданы из того же вяжущего материала, поэтому внести свои коррективы в технологию изготовления просто пришлось, чтобы получить конечную скульптуру. Таким образом, изменяя материалы и инструменты, необходимые при отливке гипсовых изделий, мы, всё-таки, добиваемся создания конечного изделия.
Разумеется, все описанные действия по тиражированию скульптуры сопровождались ошибками и неудачами, педагог учился работе с этим вяжущим материалом вместе с детьми, преодолевая сомнения и не будучи уверенным в получении качественных готовых гипсовых изделий. Приходилось не единожды впадать в уныние при снятии матрицы с копии образца, когда готовое изделие ломалось от слишком усердной работы молотком или другими столярными инструментами и, как следствие, летело в утиль, ведь в арсенале клеящих средств в то время у объединения не было разнообразия, как не было разнообразия их и магазинах. Уже после, при приобретении кружком посредством выписки по каталогам «Мир книги» или других издательств специальной литературы, в арсенале мастерской появился ещё дополнительный экземпляр- книга «Лепные работы для начинающих». С её появлением работы по отливке гипсовых изделий уже не проходили «вслепую», они опирались, прежде всего, на опыт автора, который подсказал другие вспомогательные методы снятия формы с готового изделия. Здесь уже процесс армирования способствует методу снятия раковины с конечного изделия, выступающие части суппорта помогают снятию частей формы с гипсовой работы.
Применение метода армирования также могло иметь место в данном виде творчества, даже было необходимо, если размер скульптуры требовал придания ей дополнительной прочности. Задача смазки суппортов в данном случае встала уже иная, не как в глиняных изделиях, она состоит в том, что смазка выполняет роль изолирующую, то есть защищает саму скульптуру от влияния металла (в том случае, если материал суппорта это металл), ограничивая проникновение ржавчины в сам гипсовый материал.