СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исторический контекст эпохи 2-й половины 19 века.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исторический контекст эпохи 2-й половины 19 века.»

Общая характеристика исторических и культурных событий 2-й половины XIX в.

Общая характеристика исторических и культурных событий 2-й половины XIX в.

60-е годы 19 века- одна из самых ярких страниц в истории идейного и художественного развития России.

60-е годы 19 века- одна из самых ярких страниц в истории идейного и художественного развития России.

Вторая половина XIX века насыщена историческими событиями. 1.  Оживление общественно-политической жизни России, которое было связано со смертью Николая I. 2.  Поражение России в Крымской войне (продемонстрировало экономическую и техническую отсталость России от Европы). 3.  Вытеснение со сцены общественно-политической жизни дворянской интеллигенции как исчерпавшей свои возможности.

Вторая половина XIX века насыщена историческими событиями.

1. Оживление общественно-политической жизни России, которое было связано со смертью Николая I.

2. Поражение России в Крымской войне (продемонстрировало экономическую и техническую отсталость России от Европы).

3. Вытеснение со сцены общественно-политической жизни дворянской интеллигенции как исчерпавшей свои возможности.

4. Существование крепостного права и необходимость его отмены. 5.Появление новой социальной силы: «разночинства».  6.  Выбор дальнейших путей развития.

4. Существование крепостного права и необходимость его отмены.

5.Появление новой социальной силы: «разночинства».

6. Выбор дальнейших путей развития.

«ПАДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА ,- УКАЗЫВАЛ ЛЕНИН,- ВЫЗВАЛО ПОЯВЛЕНИЕ РАЗНОЧИНЦА, КАК ГЛАВНОГО, МАССОВОГО ДЕЯТЕЛЯ И ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ВООБЩЕ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ, БЕСЦЕНЗУРНОЙ ПЕЧАТИ В ЧАСТНОСТИ».

«ПАДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА ,- УКАЗЫВАЛ ЛЕНИН,- ВЫЗВАЛО ПОЯВЛЕНИЕ РАЗНОЧИНЦА, КАК ГЛАВНОГО, МАССОВОГО ДЕЯТЕЛЯ И ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ВООБЩЕ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ, БЕСЦЕНЗУРНОЙ ПЕЧАТИ В ЧАСТНОСТИ».

1853-1855 ГОДЫ- ПОРАЖЕНИЕ В КРЫМСКОЙ ВОЙНЕ «ПОКАЗАЛО ГНИЛОСТЬ И БЕССИЛИЕ КРЕПОСТНОЙ РОССИИ». БОЛЕЕ 500000 ЧЕЛОВЕК ПОГИБЛО

1853-1855 ГОДЫ- ПОРАЖЕНИЕ В КРЫМСКОЙ ВОЙНЕ «ПОКАЗАЛО ГНИЛОСТЬ И БЕССИЛИЕ КРЕПОСТНОЙ РОССИИ».

БОЛЕЕ 500000 ЧЕЛОВЕК ПОГИБЛО

«КРЫМСКАЯ ВОЙНА, -ПИСАЛ КРИТИК-ДЕМОКРАТ В. СТАСОВ,- ОТВАЛИЛА ПЛИТУ ОТ ГРОБНИЦЫ, ГДЕ ЛЕЖАЛА ЗАЖИВО ПОХОРОНЕННАЯ РОССИЯ».

«КРЫМСКАЯ ВОЙНА, -ПИСАЛ КРИТИК-ДЕМОКРАТ В. СТАСОВ,- ОТВАЛИЛА ПЛИТУ ОТ ГРОБНИЦЫ, ГДЕ ЛЕЖАЛА ЗАЖИВО ПОХОРОНЕННАЯ РОССИЯ».

19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости. Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г. Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г.

19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости.

Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г.

Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г.

« КРЕСТЬЯН ,-ПИСАЛ ЛЕНИН,- «ОСВОБОЖДАЛИ» В РОССИИ САМИ ПОМЕЩИКИ, ПОМЕЩИЧЬЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО САМОДЕРЖАВНОГО ЦАРЯ И ЕГО ЧИНОВНИКИ. И ЭТИ «ОСВОБОДИТЕЛИ» ТАК ПОВЕЛИ ДЕЛО, ЧТО КРЕСТЬЯНЕ ВЫШЛИ НА «СВОБОДУ», ОБОДРАННЫЕ ДО НИЩЕТЫ, ВЫШЛИ ИЗ РАБСТВА У ПОМЕЩИКОВ В КАБАЛУ К ТЕМ ЖЕ ПОМЕЩИКАМ И ИХ СТАВЛЕННИКАМ».

« КРЕСТЬЯН ,-ПИСАЛ ЛЕНИН,- «ОСВОБОЖДАЛИ» В РОССИИ САМИ ПОМЕЩИКИ, ПОМЕЩИЧЬЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО САМОДЕРЖАВНОГО ЦАРЯ И ЕГО ЧИНОВНИКИ. И ЭТИ «ОСВОБОДИТЕЛИ» ТАК ПОВЕЛИ ДЕЛО, ЧТО КРЕСТЬЯНЕ ВЫШЛИ НА «СВОБОДУ», ОБОДРАННЫЕ ДО НИЩЕТЫ, ВЫШЛИ ИЗ РАБСТВА У ПОМЕЩИКОВ В КАБАЛУ К ТЕМ ЖЕ ПОМЕЩИКАМ И ИХ СТАВЛЕННИКАМ».

ТАК, В ПРОКЛАМАЦИИ «К МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ», НАПИСАННОЙ ДРУЗЬЯМИ ЧЕРНЫШЕВСКОГО ШЕЛГУНОВЫМ И МИХАЙЛОВЫМ, ГОВОРИЛОСЬ: «ЕСЛИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАШИХ СТРЕМЛЕНИЙ, ДЛЯ РАЗДЕЛА ЗЕМЛИ МЕЖДУ НАРОДОМ ПРИШЛОСЬ БЫ ВЫРЕЗАТЬ СТО ТЫСЯЧ ПОМЕЩИКОВ, МЫ НЕ ИСПУГАЛИСЬ БЫ ЭТОГО».

ТАК, В ПРОКЛАМАЦИИ «К МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ», НАПИСАННОЙ ДРУЗЬЯМИ ЧЕРНЫШЕВСКОГО ШЕЛГУНОВЫМ И МИХАЙЛОВЫМ, ГОВОРИЛОСЬ: «ЕСЛИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАШИХ СТРЕМЛЕНИЙ, ДЛЯ РАЗДЕЛА ЗЕМЛИ МЕЖДУ НАРОДОМ ПРИШЛОСЬ БЫ ВЫРЕЗАТЬ СТО ТЫСЯЧ ПОМЕЩИКОВ, МЫ НЕ ИСПУГАЛИСЬ БЫ ЭТОГО».

Смело, друзья! Не теряйте Бодрость в неравном бою, Родину-мать защищайте, Честь и свободу свою! Пусть нас по тюрьмам сажают, Пусть нас пытают огнем, Пусть в рудники посылают, Пусть мы все казни пройдем! Если погибнуть придется В тюрьмах и шахтах сырых, Дело, друзья, отзовется На поколеньях живых. Стонет и тяжко вздыхает Бедный, забитый народ; Руки он к нам простирает, Нас он на помощь зовет. Час обновленья настанет Воли добьется народ, Добрым нас словом помянет, К нам на могилу придет. Если погибнуть придется В тюрьмах и шахтах сырых, — Дело, друзья, отзовется На поколеньях живых.

Смело, друзья! Не теряйте

Бодрость в неравном бою,

Родину-мать защищайте,

Честь и свободу свою!

Пусть нас по тюрьмам сажают,

Пусть нас пытают огнем,

Пусть в рудники посылают,

Пусть мы все казни пройдем!

Если погибнуть придется

В тюрьмах и шахтах сырых, Дело, друзья, отзовется

На поколеньях живых.

Стонет и тяжко вздыхает

Бедный, забитый народ;

Руки он к нам простирает,

Нас он на помощь зовет.

Час обновленья настанет

Воли добьется народ,

Добрым нас словом помянет,

К нам на могилу придет.

Если погибнуть придется

В тюрьмах и шахтах сырых, —

Дело, друзья, отзовется

На поколеньях живых.

крестьянская реформа 1861 г земская реформа 1864 г. судебная реформа 1864г. цензурная реформа 1865г. городская реформа 1870г. военные реформы 1860-70-х гг. морские реформы 1850-60-х гг. финансовые реформы 1860-х гг. университетская реформа 1863г.  Проведены самодержавием в условиях обострения социального кризиса.  Способствовали развитию капитализма.
  • крестьянская реформа 1861 г
  • земская реформа 1864 г.
  • судебная реформа 1864г.
  • цензурная реформа 1865г.
  • городская реформа 1870г.
  • военные реформы 1860-70-х гг.
  • морские реформы 1850-60-х гг.
  • финансовые реформы 1860-х гг.
  • университетская реформа 1863г.

Проведены самодержавием в условиях обострения социального кризиса.

Способствовали развитию капитализма.

«Декабристы разбудили Герцена» В. Ленин Александр Иванович Герцен  1812-1870

«Декабристы разбудили Герцена»

В. Ленин

Александр Иванович Герцен 1812-1870

  В 1853 году он основал в Лондоне

  В 1853 году он основал в Лондоне "Вольную русскую типографию». Совместно с Огаревым издавал революционные издания – альманах "Полярная звезда" (1855–1868) и газету "Колокол" (1857–1867). 

Николай Александрович Добролюбов 1836 – 1861 публицист, революционный демократ.

Николай Александрович Добролюбов

1836 – 1861

публицист, революционный демократ.

Николай Александрович Добролюбов С 1857 постоянный сотрудник журнала «Современник».  Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?» на долгие годы стала главенствующей точкой зрения в оценке романа Гончарова. Статья Добролюбова «Что такое обломовщина» (1859) представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, символом косности крепостнической России.

Николай Александрович Добролюбов

  • С 1857 постоянный сотрудник журнала «Современник».
  • Статья Добролюбова «Что такое обломовщина?» на долгие годы стала главенствующей точкой зрения в оценке романа Гончарова.
  • Статья Добролюбова «Что такое обломовщина» (1859) представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, символом косности крепостнической России.
Чернышевский Николай Гаврилович  1828  — 1889, русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в Саратове в семье священника. В детстве стал «пожирателем книг». 1836 – 42 духовное училище 1842 – 45 духовная семинария. Однако образование не удовлетворяло, и он покидает семинарию.
  • Чернышевский Николай Гаврилович 1828 — 1889, русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в Саратове в семье священника.
  • В детстве стал «пожирателем книг».
  • 1836 – 42 духовное училище
  • 1842 – 45 духовная семинария. Однако образование не удовлетворяло, и он покидает семинарию.
Работа над диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности»

Работа над диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности»

Дмитрий Иванович Писарев — русский публицист и литературный критик, переводчик, революционер-демократ. Главные труды: «Очерки из истории труда», «Базаров», «Реалисты», «Разрушение эстетики», «Генрих Гейне» .

Дмитрий Иванович Писареврусский публицист и литературный критик, переводчик, революционер-демократ.

Главные труды:

«Очерки из истории труда»,

«Базаров», «Реалисты», «Разрушение эстетики»,

«Генрих Гейне» .

П ери одизация русской литературы XIX века  1801 – 1825 Борьба классицизма, сентиментализма, романтизма, раннего реализма 1826 – 1842 Баллада, поэма, повесть, элегия Расцвет романтизма, переход от романтизма к реализму и социальной сатире 1842 – 1855 Повесть, роман Идейная борьба славянофилов и западников, расцвет «натуральной школы», противостояние гоголевской школы и поэтов - лириков Физиологический очерк, социальная повесть, психологический роман, поэма

П ери одизация русской литературы

XIX века

1801 –

1825

Борьба классицизма,

сентиментализма,

романтизма, раннего реализма

1826 –

1842

Баллада, поэма,

повесть, элегия

Расцвет романтизма, переход от романтизма к реализму и социальной сатире

1842 –

1855

Повесть, роман

Идейная борьба славянофилов и западников, расцвет «натуральной школы», противостояние гоголевской школы и поэтов - лириков

Физиологический очерк, социальная повесть, психологический роман, поэма

П ери одизация русской литературы XIX века  1855 – 1868 Противоборство либералов и демократов, расцвет демократической журналистики, новые темы, проблемы и герои в литературе 1869 – 1881 Демократическая повесть, роман, литературная критика Развитие капитализма, активизация тайных революционных организаций, идеализация крестьянской жизни, развитие реализма Повесть, роман, очерк, рассказ, сказ

П ери одизация русской литературы

XIX века

1855 –

1868

Противоборство либералов и демократов, расцвет демократической журналистики,

новые темы, проблемы и герои в литературе

1869 –

1881

Демократическая повесть, роман, литературная критика

Развитие капитализма, активизация тайных революционных организаций, идеализация крестьянской жизни, развитие реализма

Повесть, роман,

очерк, рассказ, сказ

Партии Консерваторы Революционеры Демократы Либералы Почвенники Западники Толстовцы Славянофилы Народники

Партии

Консерваторы

Революционеры

Демократы

Либералы

Почвенники

Западники

Толстовцы

Славянофилы

Народники

Словарная работа Консерватор (реакционер) – человек, отстаивающий застойные политические взгляды, чуждающийся всего нового и передового Либерал – человек, придерживающийся в своих политических взглядах средних позиции. Он говорит о необходимости перемен, но путём реформ Революционер – человек, активно призывающий к переменам, идущий к ним не мирным путём, отстаивающий коренную ломку строя

Словарная работа

  • Консерватор (реакционер)человек, отстаивающий застойные политические взгляды, чуждающийся всего нового и передового
  • Либералчеловек, придерживающийся в своих политических взглядах средних позиции. Он говорит о необходимости перемен, но путём реформ
  • Революционерчеловек, активно призывающий к переменам, идущий к ним не мирным путём, отстаивающий коренную ломку строя

Основные общественные группы

Консерваторы

Либералы

Выступали против любых радикальных общественных перемен, хотели сохранить в незыблемости социальное устройство страны, крепостнические порядки.

Представители: в основном, крупные помещики, высшее чиновничество

Революционные демократы

Критиковали порядки, существующие в современной России, выступали против крепостного права, ратовали за политическую, экономическую, духовную свободу.

Представители: люди разных социальных групп, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, представители торгово-промышленных кругов

М.Н. Катков, В.П. Мещерский и др.

Призывали покончить с самодержавием и крепостничеством, настаивали на необходимости революционной ломки старых устоев, полагали, что единственно верный путь развития России – это крестьянская революция

Представители: в подавляющем большинстве разночинцы (хотя были выходцы и из других слоев)

И.А. Гончаров, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М Достоевский, Н.С. Лесков и др.

Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.

 

ЗАПАДНИКИ

ЗАПАДНИКИ

Боткин Анненский Белинский Герцен Грановский Тургенев

Боткин

Анненский

Белинский

Герцен

Грановский

Тургенев

Органы печати западников

Органы печати западников

СЛАВЯНОФИЛЫ

СЛАВЯНОФИЛЫ

Иван Киреевский А. С. Хомяков Пётр Киреевский К. С. Аксаков

Иван Киреевский

А. С. Хомяков

Пётр Киреевский

К. С. Аксаков

Органы печати славянофилов

Органы печати славянофилов

Критики славянофилских журналов А. Н. Островский Аполлон Григорьев Погодин

Критики славянофилских журналов

А. Н. Островский

Аполлон Григорьев

Погодин

ПОЧВЕННИКИ С одной стороны, отвергали радикальную программу западников, связанную с идеей европеизации России, т.к. они не принимали буржуазной демократии, с другой стороны, видели ограниченность славянофильской идеализации допетровской старины; мечтали об объединении всех общественных направлений вокруг идеи о самобытном пути православной России.  Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе. ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Братья М.М. и Ф.М. Достоевские, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов ОРГАНЫ ПЕЧАТИ: «Время», «Эпоха»

ПОЧВЕННИКИ

С одной стороны, отвергали радикальную программу западников, связанную с идеей европеизации России, т.к. они не принимали буржуазной демократии, с другой стороны, видели ограниченность славянофильской идеализации допетровской старины; мечтали об объединении всех общественных направлений вокруг идеи о самобытном пути православной России.

Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Братья М.М. и Ф.М. Достоевские, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов

ОРГАНЫ ПЕЧАТИ: «Время», «Эпоха»

ТОЛСТОВЦЫ

ТОЛСТОВЦЫ

НАРОДНИКИ

НАРОДНИКИ

70-е годы характеризуются деятельностью народников Бакунин Лавров Ткачёв «Земля и воля» «Народная воля»

70-е годы характеризуются деятельностью народников

Бакунин

Лавров

Ткачёв

«Земля и воля»

«Народная воля»

Религиозно-философская мысль Россия содержит задатки будущего объединения, так как в России: Община Государство «служивое» (самоотречение людей, которое ему служат) Земледельческая страна Николай Фёдорович Фёдоров

Религиозно-философская мысль

Россия содержит задатки будущего объединения, так как в России:

  • Община
  • Государство «служивое» (самоотречение людей, которое ему служат)
  • Земледельческая страна

Николай Фёдорович Фёдоров

Революционеры-демократы

Революционеры-демократы

Основные темы русской литературы 19 века 1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?»  А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь «Мёртвые души» 1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?»  И. С. Тургенев «Записки охотника», И. А. Гончаров «Обломов», М. Е .Салтыков-Щедрин «Губернские очерки» 1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?»  Н. Г. Чернышевский «Что делать?», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Н. Толстой «Война и мир»

Основные темы русской литературы 19 века

1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?»

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?»

И. С. Тургенев «Записки охотника», И. А. Гончаров «Обломов», М. Е .Салтыков-Щедрин «Губернские очерки»

1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?»

Н. Г. Чернышевский «Что делать?», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Н. Толстой «Война и мир»

Литературно-художественные направления Реализм  направление, стремящееся к изображению  действительности. - точное, беспристрастное научное  воссоздание действительности. Натурализм - воссоздает не саму действитель-ность, а впечатление, которое она  производит на человека. Импрессионизм - все видимое и сущее тайными знаками и  шифрами вечных идей, которые человек  может постигать интуитивно с помощью  искусства. Символизм

Литературно-художественные направления

Реализм

  • направление, стремящееся к изображению

действительности.

- точное, беспристрастное научное

воссоздание действительности.

Натурализм

- воссоздает не саму действитель-ность, а впечатление, которое она

производит на человека.

Импрессионизм

- все видимое и сущее тайными знаками и

шифрами вечных идей, которые человек

может постигать интуитивно с помощью

искусства.

Символизм

Черты реализма * объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; * воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (типичные лица в типичных обстоятельствах); * преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».

Черты реализма

* объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;

* воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (типичные лица в типичных обстоятельствах);

* преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».

 Ведущие жанры:  Вторая половина XIX века РОМАН  Художественные достоинства русского романа: глубокий психологизм; гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем; высокий уровень литературного языка.  Ведущие мастера жанра: И.А.Гончаров    И.С.Тургенев Ф.М.Достоевский    Л.Н.Толстой

Ведущие жанры:

Вторая половина XIX века РОМАН

Художественные достоинства русского романа:

  • глубокий психологизм;
  • гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем;
  • высокий уровень литературного языка.

Ведущие мастера жанра:

И.А.Гончаров И.С.Тургенев

Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой

 Ведущие жанры: Конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ  Причины возникновения малых жанров: Утрата обобщающего взгляда на жизнь; Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека.  Ведущие мастера жанра: В.Г.Короленко    В.М.Гаршин А.П.Чехов

Ведущие жанры:

Конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ

Причины возникновения малых жанров:

  • Утрата обобщающего взгляда на жизнь;
  • Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека.

Ведущие мастера жанра:

В.Г.Короленко В.М.Гаршин

А.П.Чехов

 Жанры и направления драматургии.  Вторая половина 19 века: - сатирическая комедия – А.В.Сухово-Кобылин - историческая драма – А.К.Толстой - водевили –  Виктор Крылов - психологическая драма - народная комедия   - А.Н.Островский - стихотворная драма  Конец 19 века: - «новая драма» - А.П.Чехов

Жанры и направления драматургии.

Вторая половина 19 века:

- сатирическая комедияА.В.Сухово-Кобылин

- историческая драмаА.К.Толстой

- водевили – Виктор Крылов

- психологическая драма

- народная комедия - А.Н.Островский

- стихотворная драма

Конец 19 века:

- «новая драма» - А.П.Чехов

 Основные направления Вторая половина XIX века «пушкинское»    «гоголевское» («чистое искусство»)   (реалистическое)     проблемы   философские  социальные А.А.Фет     Н.А.Некрасов А.К.Толстой    Н.А.Добролюбов

Основные направления

Вторая половина XIX века

«пушкинское» «гоголевское»

(«чистое искусство») (реалистическое)

проблемы

философские социальные

А.А.Фет Н.А.Некрасов

А.К.Толстой Н.А.Добролюбов

 Основные направления:  Конец XIX века:  импрессионизм  символизм «… погоня за неуловимыми оттенками, за тёмным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей поэзии».  Д.С.Мережковский

Основные направления:

Конец XIX века:

импрессионизм символизм

«… погоня за неуловимыми оттенками, за тёмным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей поэзии».

Д.С.Мережковский

«Натуральная школа» Характерные черты натуральной школы: -натуральная школа наследует идеям Н. В. Гоголя и развивает их. -центральным идеологом школы становится литературный критик В. Г. Белинский («Взгляд на русскую литературу 1847 г.»). -натуральная школа развивает литературный тип «маленького человека». -ключевой жанр — «физиологический очерк», цель которого заключается в точном отражении социальных образов крестьянина, помещика, чиновника и др. Идеями натуральной школы в разные этапы своего творчества были увлечены Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов. «Литература должна следовать по пути, проложенному Гоголем»

«Натуральная школа»

Характерные черты натуральной школы:

-натуральная школа наследует идеям Н. В. Гоголя и развивает их.

-центральным идеологом школы становится литературный критик В. Г. Белинский («Взгляд на русскую литературу 1847 г.»).

-натуральная школа развивает литературный тип «маленького человека».

-ключевой жанр — «физиологический очерк», цель которого заключается в точном отражении социальных образов крестьянина, помещика, чиновника и др.

Идеями натуральной школы в разные этапы своего творчества были увлечены Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов.

«Литература должна следовать по пути, проложенному Гоголем»

Битые Ругаемые Ругающие Бьющие Юрий Самарин Кто виноват? обстоятельства человек Среда заела

Битые

Ругаемые

Ругающие

Бьющие

Юрий Самарин

Кто виноват?

обстоятельства

человек

Среда заела

Тематика и проблематика русской литературы второй половины 19 века  Тематика Проблематика  Жизнь народа Произведения Проблема осмысления специфики национального характера и положения народа Обличение пороков существующего строя И.С. Тургенев « Записки охотника » ; Н.А. Некрасов « Кому на Руси жить хорошо » ; Н.С. Лесков « Очарованный странник » . Проблема осмысления политического, экономического, духовного несовершенства современной России Положение женщины в обществе Творчество Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыков-Щедрин « Сказки » , « История одного города » , « Господа Головлевы » . Проблемы женской эмансипации и роли женщины в современном обществе И.С. Тургенев « Накануне » ; Н.Г. Чернышевский « Что делать? » ; Л.Н. Толстой « Анна Каренина » .

Тематика и проблематика русской литературы второй половины 19 века

Тематика

Проблематика

Жизнь народа

Произведения

Проблема осмысления специфики национального характера и положения народа

Обличение пороков существующего строя

И.С. Тургенев « Записки охотника » ; Н.А. Некрасов « Кому на Руси жить хорошо » ; Н.С. Лесков « Очарованный странник » .

Проблема осмысления политического, экономического, духовного несовершенства современной России

Положение женщины в обществе

Творчество Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыков-Щедрин « Сказки » , « История одного города » , « Господа Головлевы » .

Проблемы женской эмансипации и роли женщины в современном обществе

И.С. Тургенев « Накануне » ; Н.Г. Чернышевский « Что делать? » ;

Л.Н. Толстой « Анна Каренина » .

Пути преобразования общества Проблемы выбора дальнейшего пути развития России и определения ведущий силы, способной изменить общество Вечные ценности Проблема осмысления и переосмысления вечных ценностей в условиях современности Роль литературы и ее место в обществе Романы И.С. Тургенева; Н.Г. Чернышевский « Что делать? » и др. Ведущая роль литературы – быть « учебником жизни » Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание » ; Л.Н. Толстой « Война и мир » и др. Н.Г. Чернышевский « Что делать? » , творчество Н.А. Некрасова, Н.А. Добролюбова

Пути преобразования общества

Проблемы выбора дальнейшего пути развития России и определения ведущий силы, способной изменить общество

Вечные ценности

Проблема осмысления и переосмысления вечных ценностей в условиях современности

Роль литературы и ее место в обществе

Романы И.С. Тургенева;

Н.Г. Чернышевский « Что делать? » и др.

Ведущая роль литературы быть « учебником жизни »

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание » ;

Л.Н. Толстой « Война и мир » и др.

Н.Г. Чернышевский « Что делать? » , творчество Н.А. Некрасова, Н.А. Добролюбова

Поиски нового героя в русской литературе второй половины 19 века   «маленький человек» Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (Макар Девушкин) А.Н. Островский «Бесприданница» (Карандышев) «праведник» Н.С. Лесков (цикл произведений о праведниках») Ф.М. Достоевский «Подросток» (Макар Долгорукий) «новый человек» Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (Лопухов, Кирсанов) «особенный человек» Ф.М. Достоевский «Идиот»  (князь Мышкин)

Поиски нового героя

в русской литературе второй половины 19 века

«маленький человек»

Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (Макар Девушкин)

А.Н. Островский «Бесприданница» (Карандышев)

«праведник»

Н.С. Лесков (цикл произведений о праведниках»)

Ф.М. Достоевский «Подросток» (Макар Долгорукий)

«новый человек»

Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (Лопухов, Кирсанов)

«особенный человек»

Ф.М. Достоевский «Идиот»

(князь Мышкин)