Исторический процесс информатизации общего и профессионального образования
учитель истории и обществознания
МБОУ «Шахтёрская СШ №2»
Разумова Анна Васильевна
«Актуальность». Одним из стратегических направлений развития мировой цивилизации является становление информационного общества. Переход от индустриального этапа развития к информационному невозможен без информатизации системы образования. Катализатором этого процесса является проводимая государственная политика в сфере образования. Изучение истории информатизации отечественной системы образования актуально для анализа проделанного и определения дальнейших тенденций развития системы образования в Российской Федерации.
«Цель исследования». Целью работы является всестороннее изучение истории информатизации отечественной системы общего и профессионального образования. Для достижения цели были поставлены задачи:
Рассмотреть исторические условия и предпосылки информатизации отечественной системы образования;
Выделить этапы процесса;
Проследить зависимость изменений в системе образования от объективных условий и потребностей общественного развития;
Выявить и обобщить основные направления и достижения в процессе информатизации.
«Материалы и методы». Методологическую основу исследования составил общенаучный метод системного анализа событийно-фактологического материала в его ретроспективной динамике. Были применены методы исторического анализа, исторической аналогии, периодизации, анализа фактов и явлений, поисковый метод, метод сравнительного описания.
Под информатизацией образования понимается целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий:
• в учебный процесс для подготовки граждан к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; повышения качества общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий;
• в управление системой образования для повышения эффективности и качества процессами управления;
• в методическую и научно-педагогическую деятельность для повышения качества работы педагогов; разработки и внедрению новых образовательных технологий на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Информатизация образования происходит эволюционно со сменой этапов. Рассмотрим их.
В нашей стране освоение ЭВМ школьниками началось с 1959-1960 учебного года, когда в 444-й средней школе г. Москвы был создан экспериментальный класс учеников, желающих приобрести квалификацию лаборантов-вычислителей. [1]. С того времени факультативные курсы по вычислительной математике и программированию стали обычным явлением. В СССР в 1962 году академик Берг организовал проведение работ по программированному обучению, ТСО и обучающим машинам. [2]. Этот этап можно рассматривать как пробный шаг в технологизации процесса обучения. На этом этапе достигнута одна из целей информатизации – приобретение профессионализма в овладении средствами информатики преподавателями и обучаемыми, которые постоянно использовали ЭВМ в своей деятельности. Параллельно с компьютеризацией начался процесс автоматизации процесса обучения. [3].
До 1985 года общеобразовательная подготовка по информатике осуществлялась только в высших учебных заведениях. В 1985 году было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ и о введении в средних школах общего курса основ информатики и вычислительной техники. В общественное сознание начало входить понятие «компьютерная грамотность», понимание основных идей информатики и роли информационных технологий в развитии общества.
Инициаторами работ по изучению школьниками информатики в нашей стране были академики В. М. Глушков и А.П. Ершов. Отечественная техника, выпускаемая в это время, имела программное обеспечение в основном для обучения программированию. Оснащение образовательных учреждений компьютерами долгое время осуществлялось бессистемно.
В данный период разработаны: концепции использования компьютерных технологий обучения; комплекс инструментальных программных средств; авторские системы для разработки программ учебного назначения; прикладные программные средства поддержки учебных дисциплин.
В начале 90-х годов в содержательном направлении развития информатизации образования были определены четыре наиболее важные задачи:
Подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной среде общества, владеющих новыми информационными технологиями.
Формирование в обществе новой информационной культуры.
Фундаментализация образования за счет его существенно большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики.
Формирование у людей нового информационного мировоззрения.
Первая целевая комплексная программа «Информатизация образования», принятая в конце 1990 года, была рассчитана на 1991-1995 года, но так и не была полностью реализована, так как её финансирование прекратилось уже в 1991 году. [1].
На втором этапе с 1993 по 1998 гг., с которого собственно и начинается процесс информатизации. В 1993г. была принята Программа информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг., которая вобрала в себя основные стратегические направления информатизации системы образования СССР и была призвана решить ближние цели.
К 1995 году становится очевидной общемировоззренческая роль курса информатики, в школах стали использовать учебные пособия и учебники по информатике различных авторских коллективов, которые предусматривали разные цели обучения. [4]. Активизируются процессы, предусматривающие профильное, углубленное, расширенное и раннее обучение информатике. [5].
Одним из основных направлений информатизации образования стало создание и развитие системы дистанционного образования, концепция которой была выдвинута на Втором международном конгрессе "Образование и Информатика: политика в области образования и новые технологии", созванного ЮНЕСКО в сотрудничестве с Российской Федерацией в Москве с 1 по 5 июля 1996 года. К 1998 году Российской высшей школой выполнено более 60 мультимедиа разработок, они представлялись на крупнейших международных выставках и конференциях. [6].
Дальнейшему развитию и реализации разработанной концепции помешал экономический кризис, который разразился в стране в августе 1998 г. С этого момента начали развиваться тенденции децентрализации в процессах информатизации: разрабатываются и начинают реализовываться региональные и даже локальные программы информатизации образования, финансирование которых было отдано на откуп самих разработчиков и осуществлялось из различных источников: местные бюджеты, внебюджетные средства организаций, поддержка со стороны различных фондов и другое.
Только в 2001 г. в связи с постепенным выходом из кризиса государство вновь приступает к целенаправленной деятельности по информатизации образования. С этого времени финансирование принимает конкурсный характер.
В 2001 г. утверждена Постановлением Правительства Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 - 2005 годы» (РЕОИС). В ней предусматривалось: обеспечение УО современными аппаратно-программными средствами, развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступ к информационным ресурсам и гарантированное обслуживание техники, повышение соответствующей квалификации работников образования, разработка электронных обучающих средств, позволяющих дистанционно учащимся и педагогам обучаться, а лучшим педагогам - обучать.[7].
Развитие и все более широкое распространение дистанционного образования - нового метода реализации процессов образования и самообразования, позволяющего существенным образом расширить масштабы образовательного пространства и обеспечить возможность доступа все большей части населения к образовательным ресурсам данной страны и других стран мирового сообщества. Возникают новые организационные структуры в университетском образовании: консорциумы, виртуальные университеты. В 2002 году в России получили признание такие учебные заведения. Наиболее известные из них – Современная Гуманитарная Академия и Институт Дистанционного Образования МЭСИ.
В последующие годы были разработаны следующие программы:
научное, научно-методическое обеспечение развития технологий информационного общества и индустрии образования на 2003-2004гг.;
создание системы открытого образования (СОО) на 2003-2004гг.;
федеральная централизованная программа «Электронная Россия на 2002-2010».
В 2005 г. в рамках приоритетных национальных проектов был выдвинут на государственном уровне проект «Образование». По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» проекта основными мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Реализация этого направления является неотъемлемой частью процесса информатизации отечественного образования. В ходе его реализации в 2006 г. были достигнуты следующие результаты:
обеспеченность компьютерной техникой общеобразовательных учреждений к началу 2006 г. достигла соотношения: 1 компьютер на 13-45 учащихся; в сфере профессионального образования - 1 компьютер на 4-15 студентов.
от 11 до 60 % образовательных учреждений имеют доступ к сети Интернет, 11-14 % школ подключены к системам удаленного доступа. В течение 2006 запланировано обеспечить 633 школы новыми компьютерными классами, из них 233 впервые. К 1003 школам, имеющим выход в сеть Интернет, в текущем году добавится ещё 1545 (в целом это составит 69%), из них около 750 - в сельской местности.[8].
Сейчас в большинстве субъектов Российской Федерации разворачиваются свои региональные программы «интернетизации» общего образования.
«Результаты». В России набирают темпы федеральные и неправительственные программы информатизации образования, в каждом регионе действуют свои программы компьютеризации и развития телекоммуникаций.
«Выводы». На современном этапе средства информационно-коммуникационных технологий рассматриваются не только как предмет изучения или средство информационной поддержки обучения, но и как средство интеграции Российской системы образования в мировое образовательное пространство.
Список использованной литературы:
1. Уваров А. Ю. Вступая в век информации // Информатика и образование. 1995. №2. – С. 31.
2. Гриценко В.П.. Довгялло А. М. Информатизация образования // Новые информационные технологии в процессе обучения при подготовке квалифицированных рабочих в странах членах СЭВ: Сб. науч. тр. Л.. 1990.
3. Соловов А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995.
4. Гейн А.Г., Житомирский В.Г., Линецкий Е.В. Основы информатики и вычислительной техники - Москва: Просвещение, 1991.
5. Первин Ю.А. Информационная культура и информатика: слитно или раздельно? ИНФО, №3, 1995.
6. Суворинов А.В., Осин А.В. Мультимедиа среда образования в эпохе глобальных компьютерных технологий //Проблемы информатизации высшей школы. - 1998. - № 1-2.
7. Красильникова В.А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения: Монография. – ОГУ, Оренбург. М.: ИИО РАО, 2002.
8. Информационные технологии в образовании // Сб. тр. XIVМеждунар. Конф.-выст.: В 2 ч. Ч. 2. – М, 2004.