Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучение предметов художественно-эстетического цикла №23
Исследовательский проект:
«Исторический сад переселенцев»
Автор: Брызжина Анастасия,
ученица 11 класса «А» МОУ СОШ №23
Руководитель: Пахмутова Ольга Анатольевна,
учитель биологии МОУ СОШ №23
г. Комсомольск-на-Амуре
2022 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть. Село Пермское. История села …………....5
Практическая часть. Этапы реализации проекта …………...........9
Заключение………………………………………………………………....14
Список литературы…………………………………………………….…..15
Приложение…………………………………………………………….......16
Введение
Размещение на территории школ дендрариев и палисадников является традиционным подходом в озеленении пришкольного участка. Работая над макетом, села Пермское (Приложение1, Рис.1), нам стало интересно, какие растения выращивали первые жители села, особенности их культуры и быта. Мы решили воссоздать исторический сад переселенцев так как, по разным причинам существует риск утраты истории этих садов, и потеряв их, мы теряем и часть своей истории, связанной с агрокультурой и культурой.
Так как территория Хабаровского края активно развивается, реализовывается много государственных программ таких как «Дальневосточный гектар», «Развитие туризма и агропромышленного комплекса». Нам было интересно как можно полученные нами знания реализовать в этих проектах.
Гипотеза: возможно, создать малый исторический сад на территории пришкольного участка, отражающий особенности сельского хозяйства, культуры и быта первых переселенцев с. Пермское.
Цель: Создание модели исторического сада в условиях пришкольного участка МОУ СОШ №23.
Задачи:
Изучить историю заселения с. Пермское (ныне г. Комсомольск-на-Амуре), особенности сельского хозяйства, культуру и быт первых переселенцев;
Спроектировать на территории пришкольного участка Исторический сад первых переселенцев;
Организовать просветительскую работу среди учащихся МОУ СОШ №23 направленную на расширение знаний истории, культуры и быта первых переселенцев, особенностей сельского хозяйства.
Объект исследования: пришкольный участок, растения сада переселенцев г. Комсомольска-на-Амуре.
Предмет исследования: особенности сельского хозяйств, культуры и быта первых переселенцев.
Методы: изучение исторических источников по теме проекта, проектирование
1. Теоретическая часть. Село Пермское. История села
Исторический сад является архитектурной и садоводческой композицией, представляющие общественный интерес с исторической и художественной точек зрения.
Предметом нашего исследования является село Пермское (1860), на месте которого построен г. Комсомольск-на-Амуре, Изучив материалы Городской Централизованной Библиотеки г. Комсомольска-на-Амуре, а также, посетив краеведческий музей мы познакомились с историей его заселения, особенностями сельского хозяйства, культуры и быта первых переселенцев.
История появления села Пермского, как и других нижнеамурских деревень, связана с усилиями российских властей по укреплению дальневосточных рубежей в середине ХIХ века.
По распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского была создана специальная комиссия, которой было поручено произвести исследования и наметить места будущих поселений на Амуре для первопоселенцев и уже в 1859 г. Министерство государственных имуществ начало переселение на Амур.
Ранней весной 600 семей из Центральной России (Вятской, Пермской, Тамбовской, Воронежской губерний) отправились в путь.
Путь на Амур при отсутствии железных дорог был долог, труден и опасен. Дорожные расходы были огромными. Средней семье из 6 человек требовалось не менее 300 рублей, правительство же выдавало на одну семью всего 60. В путь, поэтому, пускались крестьяне хоть с небольшим, но достатком. Влекла в неведомые дали мечта о лучшей жизни, привлекали и льготы, которые давало правительство: земли столько, сколько можешь освоить; освобождение от уплаты за землю на 20 лет и подушной подати навсегда; освобождение от рекрутской повинности на 10 наборов.
Первые 244 семьи крестьян-переселенцев прибыли в Хабаровку в начале августа 1860 г. Здесь бросили жребий, где кому селиться. Для поселения было определено восемь пунктов в Софийском округе Приморской области на заранее выбранных местах между Хабаровкой и Софийском, находящихся на расстоянии 35–100 верст друг от друга: Воронежское, Вятское, Сарапульское, Троицкое, Жеребцовское, Яблоновое, Тамбовское и Пермское.
18 августа 1860 г. группа крестьян-переселенцев (30 семей, 228 человек) из Пермской губернии, согласно указанию начальства, высадилась между двумя нанайскими стойбищами Мельки (Мылки) и Джонгмэ, разделенных ручьем-речкой Тогдой. Свое название село получило по названию родных мест первых поселенцев, хотя среди них были выходцы и из других губерний.
Оказавшись на месте, люди сразу же приступили к строительству домов и корчевке леса. По неопытности выбирали места для пашни на безлесных низких местах. Разработали большое количество угодий, весной посеяли хлеб, однако августовское наводнение затопило пашни, уничтожив все посевы. После горького урока 1861 г. переселенцы приступили к разработке земель на более сухих местах, покрытых непроходимой тайгой.
На раскорчеванных землях сеяли пшеницу, овес, гречиху, сажали картофель. У каждого за домом были огороды. Хлеб родился плохо, и постепенно пермяки отказались от хлеборобства. Первое время переселенцы жили очень плохо: голодали, не имели самого необходимого, но потом постепенно освоились и стали жить лучше. Питались просто, но сытно и вкусно. Первые жители села Пермское успешно освоили такие ремесла как рыбалка, охота, заготовка дров, почтовая гоньба. Со временем одним из основных источников дохода стала заготовка дров.
На Амуре царило огромное пароходное движение, а топили пароходы дровами. Заготавливали дрова зимой, вывозили на берег, складировали. Участвовали в этом все: и взрослые, и дети. Основной рабочий инструмент – пила. Дрова всю зиму пилили, летом грузили на баржи. Крестьяне носили к пароходам овощи, рыбу, икру, обменивая их на другие продукты, промышленные товары.
В конце XIX в. в с. Пермском числилось 30 дворов, 147 мужчин, 119 женщин. Село состояло из одной улицы, которая вытянулась вдоль Амура от утеса (сейчас там находится один из цехов судостроительного завода) до озера Мылки. Была здесь своя рыббаза, кузница. Бондари делали бочки, портные шили одежду на заказ. В домах, для того времени, было богатое убранство: появились трюмо, японская мебель, сверкала посуда в кухонном шкафу. Для каждого члена семьи имелись отдельная тарелка, ложка (крестьянский быт в Центральной России: общий чугунок и деревянные ложки). Здесь же, на Амуре, все можно было заказать и привезти из близкой Японии на пароходах. Вот и везли все: муку, ситец, одеяла, посуду, мебель.
Об уровне жизни в Пермском можно судить по воспоминаниям М. И. Свистуновой (г. р. 1914) – потомка семьи первопоселенцев Бормотовых: «… Наш дом состоял из четырех комнат, кухни, бани, сарая, амбара … Тогда наша семья считалась бедной. Мы имели четыре коровы, четыре коня». В 1894 г. в селе открылась частная школа грамотности. Она содержалась на средства крестьян. В селе имелись также магазин, почтовая станция, мельница и часовня. Позже она была перестроена жителями села в церковь во имя святого пророка Иоанна Златоуста (Приложение 1, рис.2). Первыми фамилиями села Пермского, его основателями были Силины, Рудневы, Кузнецовы, Бересневы, Барабановы, Козинцыны, Бормотовы, Чернышевы, Гладких, потомки которых и сейчас проживают в Хабаровском крае.
10 декабря 1932 г. вышло Постановление Президиума Центрального Комитета партии, в котором сказано: «Селение Пермское Нижнетамбовского района Дальневосточного края преобразовать в город, присвоив ему наименование Комсомольск-на-Амуре». Все дома села Пермского оказались на территории города и стояли еще до начала 60-х гг. ХХ в. – тогда и были снесены.
Сегодня в Комсомольске-на-Амуре проживают потомки первопоселенцев села Пермского, – это уже восьмое поколение, родившееся на приамурской земле. В Комсомольске-на-Амуре сохранилась память о первых переселенцах. Вдоль берега Амура в микрорайоне Парус протянулась улица Пермская. Горная речка, разделившая город на два района, носит имя первопоселенцев Силиных и именуется Силинкой. Есть в городе поселок Силинский, природный парк «Силинский», а недавно открылся торговый дом «Силин-двор». Вблизи находятся Рудниковское озеро (Рудневы) и Алаторская коса (Алатырцевы) [10].
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Этапы реализации исследовательского проекта
Изучив историю села Персмское, особенности сельского хозяйства, культуры и быта первых переселенцев, приступили к реализации проекта.
Первый этап. Выбор участка пришкольной территории под место реализации проекта, таким участком оказалась территория перед спортивным комплексом, которая расположена на юго-востоке, таким образом, растения будут получать достаточно света.
Исследовав климатические и почвенные условия пришкольного участка, установили, что данные условия позволяют выращивать большой ассортимент растений. Значительное количество тепла в вегетационный период, обилие солнечного света, достаточное количество осадков благоприятствуют возделыванию различных культур.
Второй этап: Составление схемы посадки.
С помощью программы «Офис Визио» создали план посадок, на котором выделили три сектора: «Сад Переселенца», «Огород Переселенца», «Аптека Переселенца» (Приложение 2, рис.3).
Третий этап: Выбор растений для исторического сада.
При составлении списка растений, учитывалось какие виды растений уже произрастают на данной территории. Данный список был дополнен исходя из полученных результатов исторического исследования. Так как первыми переселенцами являлись выходцы центральной и юго-западной России, они завезли в Хабаровский край такие растения, как слива, свекла, морковь, томаты, огурцы, картофель, баклажаны, кабачки, тыкву, турнепс, брюкву, кукурузу, укроп, петрушку, лук. Декоративно-цветущими растениями были: нивяник (ромашка садовая), флоксы многолетние, а также используемые в озеленении растения хабаровского края: лилия даурская, ирис, пион, купальница азиатская.
В выборе видов древесных растений, необходимо учитывать исторические традиции переселенцев. Так, например, славяне, считали, что при рождении малыша нужно сажать у дома деревце. Его подбирали особо: для мальчиков "мужские" (дуб, клен, ясень), для девочек "женские" (береза, липа).
Таким образом, мы остановились на 72 возможных для выращивания лекарственных, овощных, декоративно-цветущих растений, деревьев и кустарников. С помощью литературных источников составили ботаническое описание выбранных нами растений, которые разместили в альманахе «Исторический сад переселенцев».
Четвертый этап: Создание школьной коллекции растений для исторического сада.
Для создания сектора «Сад Переселенца» посадку кустарников и деревьев производили в апреле-мае месяце до наступления сокодвижения. Деревья и кустарники разместили вдоль стены спортивного комплекса, продолжая формирование палисадника.
Лекарственные и декоративно-цветущие растения для «Аптеки Переселенца» выращивали путем выгонки рассады (ромашка аптечная, календула, мята, чабрец, зверобой, пустырник и др.), а также посевом семян в открытый грунт в июне, все растения на территории исторического сада размещали согласно плана-схемы посадки (Приложение 2, рис.3).
Формируя сектор «Огород Переселенца», познакомились с разнообразными формами устройства грядок, и решили остановиться на грядках двух видов, а именно: грядки-короба и поднятые грядки (приподнятые). Высота такой грядки около 15-20 см, при желании до 30-40 см. Такие грядки просто незаменимы в местах с частыми дождями.
В течение лета осуществляли ежедневный уход за растениями: после высадки рассады в грунт, в первой декаде июня, ее ежедневно поливали, рыхлили почвы, пропалывали сорняки. Растения подкармливали 2 раза за лето в июне-июле во время бутонизации и в начале цветения.
Пятый этап: Создание декоративных элементов.
На территории нашего Исторического сада мы решили разместить следующие декоративные элементы: огородное пугало (в зоне «Огород Переселенца»), колодец и скамейка в зоне «Сад Переселенца».
Колодец играл важную роль в жизни славян, считался связующим мостом с миром предков. Именно колодец позволил зародиться и развиваться всем земледельческим культурам. Наш колодец представляет собой шахту, обложенную деревянным срубом, на вершине которого закреплён ворот – вращающийся барабан с ручкой. Вершина сруба закрывается крышей (Приложение 2, рис.5)
Декоративным элементом зоны «Огород Переселенца» является огородное пугало – настоящий символ русских огородов. История этого необычного жителя сада корнями уходит в древность. Века назад крестьяне ломали голову над тем, как уберечь с трудом выращенный урожай от пернатых налетчиков? Тогда и придумали соорудить похожую на человека фигуру, которая бы имитировала постоянное присутствие хозяев у грядок и деревьев с желанным лакомством. От предназначения испугать и устрашить птиц этот огородный истукан получил имя - «пугало» или «страшило». Образ получился настолько колоритным, что вошел во многие народные пословицы и поговорки. «Эко чучело, хоть ворон пугать!» «Торчит меж людей, как пугало в горохе». Для изготовления нашего чучела, мы использовали старую одежду, парик, конструкцию, состоящую из шеста и перекрестной палки (Приложение 2, рис. 4).
Шестой этап: Организация просветительской деятельности среди учащихся школы.
В период с апреля 2019 по декабрь 2021 года в МОУ СОШ №23 в рамках реализации школьного проекта «Исторический сад переселенцев» нами были проведены следующие мероприятия:
экскурсии для учащихся и родителей начальной школы и среднего звена (Приложение 3, рис.7);
квест-игра «Путешествие по историческому саду» для 4 Ф класса;
в рамках Дня Науки в 2019 г. для учащихся лицея №1 провели мастер-класс «Исторический сад переселенцев с. Пермское»;
День Науки 8.02.2020 для учащихся 3-4 классов занятия «Огород переселенцев» и «Аптека переселенцев» (Приложение 3, рис.8);
в дни зимних каникул 2020 квест для учащихся 5-7 классов «Путешествие в страну Легумию»;
В дни летних каникул прошли исторические реконструкции, в которых приняли участие учащиеся 8А (Приложение 2, рис.6).
Были сняты два фильма: «Исторический сад переселенцев села Пермское», «Исторический сад. Часть 2. У самовара, или алкалоиды, сапонины и прочие…».
С помощью литературных источников составили ботаническое описание выбранных нами растений, которые разместили в альманахе «Исторический сад Переселенца».
В рамках работы по изучению лекарственных растений «Аптеки переселенца» создали рукописный травник, который включает в себя перечень лечебных трав, как они выглядят, способы применения и рецепты отваров и настоев для лечения разных болезней. Для изготовления настоев и отваров, а также сухих сборов были использованы растения нашего исторического сада.
На территории Исторического сада еженедельно проходят фенологические наблюдения. Дневник наблюдений, видеофильмы и другие материалы по теме проекта размещены на сайте школы http://www.school23kms.ru/.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над проектом на территории пришкольного участка МОУ СОШ №23 был создан «Исторический сад переселенцев», цель нашей работы была достигнута.
Подтвердилась гипотеза о том, что возможно создать малый исторический сад на территории пришкольного участка, отражающий особенности сельского хозяйства, культуры и быта первых переселенцев с. Пермское.
Данная работа имеет большое практическое значение: определен перечень с/х растений возможных для выращивания в условиях рискованного земледелия Хабаровского края
Созданная модель исторического сада может использоваться для развития аграрного комплекса Хабаровского края так как перечень выбранных нами растений наиболее подходит для возделывания на территории рискованного земледелия, следовательно, будут способствовать реализации программы Дальневосточный гектар.
Изученные традиции, особенности культуры и быта первых переселенцев будут интересны для развития этнотуризма, гастрономического, аграрного и ситуационного туризма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев В.В. РАБОЧИЙ ЗЕЛЕНОГО СТРОИТЕЛЬСВА –М. : Стройиздат, 1979 г.
Дэвид Макфэйден. 1000 СОВЕТОВ и ИДЕЙ для вашего САДА. Лондон – Нью-йорк -Сидней – Монреаль – Москва.:РИДЕРЗ ДАЙДЖЕСТ.
Корнелюк Н. ОБУСТРОЙСТВО УЧАСТКА И САДА. -Мн.: ООО «Сэр – Вит», 1998.
Осипова Г.И.ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. – ВОЛГОГРАД: УЧИТЕЛЬ, 2007.
Перелович Н. В., Петросова Р.А., Назаренко В.М., М.:МПГУ ЖУРНАЛ БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ.№
Прохоров А. М. СОВЕТСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. М.: «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» 1984.
Сорокина Н. В. КУРС «ЗЕЛЁНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО». М.:ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ.2004. №21.№24
Степанова И. Ф. КАК УКРАСИТЬ САД. –М.: «АСТ-ПРЕСС»,2001.
Фруентов Н.К., ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. Под редакцией доктора медицинских наук профессора Константинова А.А. – Хабаровск: Хабаровское книжное издательство, 1972 г.
История Комсомольска-на-Амуре/ МУК «Городская Централизованная Библиотека» https://www.kmslib.ru/kraevedenie/istoriya-komsomolska-na-amure
П
риложение 1
Рис. 1 Макет села Пермское, выполненный учащимися 8-9-х классов МОУ СОШ №23
Рис. 2 Село Пермское, церковь имени св. Ильи пророка, построенная в 1909 году (не сохранилась). Фото 1932 года.
П
риложение 2
Рис.3 План посадок
Р
ис. 4 Огородное пугало Рис. 5 Колодец Исторического сада
Рис. 6 Исторические реконструкции на территории исторического сада
П
риложение 3
Рис. 7 Экскурсии для учащихся и родителей начального звена «Путешествие по историческому саду»
Рис. 8 День Науки 8.02.2020 для учащихся 3-4 классов: занятия «Огород переселенцев» и «Аптека переселенцев»
12