Календарно – тематическое планирование
по всеобщей истории О.О. Сороко – Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа и истории России под
редакцией А.В. Торкунова в 9 классе
2 часа в неделю – 68 часов
№п\п | Наименование темы | Кол-во час. | Планируемые результаты | Основные виды учебной деятельности | дата |
личностные | матапредметные | предметные | | план | факт |
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. Раздел 1. Новейшая история. Первая половина 20 века (15 часов) | | | |
1 | Введение. Индустриальное общество в начале 20 века Индустриальное общество в начале 20 века | 1 | Ученик научится определять понятие о Новейшем времени и его периодизацию; анализировать уровень собственных достижений по предмету «История» Ученик научится анализировать общественный переход на путь ускоренной индустриализации; понимать индустриализацию и демократизацию как проявления модернизации. | Научится: Р.:совершать промежуточный самоанализ, планировать деятельность П.: определять хронологические рамки определенного исторического отрезка К.: продуктивно взаимодействовать со сверстниками Научится: Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени. К.: составлять небольшие устные монологические высказывания; П.:– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; | Составлять собственное мнение относительно связи исторических эпох Устанавливать причинно – следственные связи | Главные идеологические направления, между которыми развивалась политическая борьба в начале 20 века | | |
2 | Политическое развитие в начале 20 века. «Новый империализм».Происхождение Первой мирровый войны | 1 | Ученик научится выделять главные направления политической борьбы в начале 20 века; анализировать сходные и различные черты программ основных политических течений | Научится: П. устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне К.: – различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории. Р.:– самостоятельно контролировать своё время и управлять им | получит мотивацию к познавательной деятельности | Роль России в Первой мировой войне | | |
3-4 | Первая мировая война (1914 – 1918 гг.) Версальско – Вашингтонская система. | 2 | Ученик научится определять причины, повод, ход событий, итоги Первой мировой войны 1914 – 1918 гг. | Научится: Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени. П.: преобразовывать модели и схемы для решения логических задач, анализировать историческую карту К.: оперировать знаковыми системами | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Какими были последствия Первой мировой войны для мира? | | |
5 | Последствия Первой мировой войны: революции и распад империй Капиталистический мир в 20-е гг. США и страны Европы. | 1 | Ученик научится анализировать социальные сдвиги в европейском обществе в итоге Первой мировой войны | Научится: Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени. П.: преобразовывать модели и схемы для выработки аргументации по проблемным вопросам К.: составлять небольшие устные монологические высказывания; | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Какими были последствия Первой мировой войны для мира? | | |
6 | Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг.Пути выхода | 1 | Ученик научится давать оценку причинам мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг и его последствиям; анализировать сходные черты и различия основных видов политических режимов | Научится: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах); | Устанавливать причинно – следственные связи | определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах | | |
7 | США: «новый курс» Ф.Рузвельта Демократические страны в 30-х гг. 20 века: США, Франция и Великобритания | 1 | Ученик научится описывать основные этапы развития демократических стран в 30-е годы 20 века | Научится: Р.:владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и П.: строить логическое рассуждение, пересказывать прочитанный текст. К.: работать в группе | высказывать собственное мнение по вопросу об оптимальном государственном устройстве | высказывать собственное мнение по вопросу об оптимальном государственном устройстве | | |
8-9 | Тоталитарные режимы в 30-х гг. 20 века: Италия, Германия, Испания | 2 | Ученик научится определять решающие факторы прихода фашистов к власти в Италии и Германии | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Самоконтролю, презентации знаний, умений и навыков полученных в ходе изучения темы. | Самоконтролю, презентации знаний, умений и навыков полученных в ходе изучения темы. | | |
10 | Восток в первой половине ХХв. Латинская Америка в первой половине ХХв | 1 | Ученик научится описывать основные этапы развития демократических стран в 30-е годы 20 века | Научится: Р.:владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и П.: строить логическое рассуждение, пересказывать прочитанный текст. К.: работать в группе | высказывать собственное мнение по вопросу об оптимальном государственном устройстве | высказывать собственное мнение по вопросу об оптимальном государственном устройстве | | |
11. | Культура и искусство первой половины ХХв. | 1 | анализировать сходные черты и различия основных видов политических режимов | Научится: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах); | проявлять осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре другого времени | высказывать собственное мнение по вопросу об оптимальном государственном устройстве | | |
12 | Международные отношения в 1930 годах | 1 | Ученик научится указывать причины краха Версальско – Вашингтонской системы; описывать общие тенденции и направления международных отношений 1930 гг. | Научится: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах); | проявлять осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре другого времени | Какими были причины политической несостоятельности Лиги Наций? | | |
13-14 | Вторая мировая война 1939 – 1945 гг | 2 | Ученик научится описывать причины, основной событийный ряд и итоги Второй мировой войны. | Научится: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах); | выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор | Почему страны с различным общественно – политическим устройством объединились в Антигитлеровскую коалицию? | | |
15 | Контрольная работа по разделу 1 "Новейшая история. Первая половина 20 века» | 1 | Ученик научится определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Самоконтролю, презентации знаний, умений и навыков полученных в ходе изучения темы. | Чему я научился в процессе изучения раздела 1 | | |
| ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. Раздел 2. Новейшая история. Вторая половина 20 века – начало 21 века(13 часов) | | |
16 | Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны» | 1 | Ученик научится определять причины и признаки «холодной войны», основные процессы формирования военных блоков НАТО и ОВД, процесс создания ООН и его значение в современном мире | Научится: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы, составлять сравнительные таблицы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией | высказывать свое мнение относительно общемировых процессов консолидации стран | Можно ли было предотвратить распад Антигитлеровской коалиции и «холодную войну»? | | |
17 | Завершение эпохи индустриального общества 1945 – 1970 гг. | 1 | Ученик научится анализировать основные вехи послевоенного экономического развития | Научится: Р.: умению самостоятельно планировать пути достижения целей, П.: составлять краткий исторический портрет по плану К.: владеть устной и письменной речью | проявлять ответственное отношение к учению | Почему на завершающем этапе развития индустриальное общество принято называть обществом массового потребления? | | |
18 | Кризисы 1970 – 1980 гг. Становление информационного общества. | 1 | Ученик научится анализировать влияние экономических кризисов 1970-1980-х гг. на переход от экстенсивного к интенсивному типу производства | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Самоконтролю, презентации знаний, умений и навыков полученных в ходе изучения темы. | Почему постиндустриальное общество называют информационным обществом? | | |
19 | Политическое развитие. Гражданское общество. Социальные движения | 1 | Ученик научится ориентироваться в основных политических течениях второй половины 20 века | Научится: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией | осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него | Почему тенденция к диктатуре была характерна для целого ряда государств на протяжении всего 20 века, а в конце века востребованной во многих странах становится демократия? | | |
20 | США | 1 | Ученик научится определять особенности внутреннего и внешнеполитического курса США во второй половине 20 века | Научится: Р.:устанавливать причинно-следственные связи, П.: связывая исторические факты и понятия в целостную картину К.: находить общее решение отвечающие общим целям. | аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности | Как изменился внешнеполитический курс США по сравнению с довоенным временем? | | |
21 | Великобритания | 1 | Ученик научится определять особенности внутреннего и внешнеполитического курса Великобритании во второй половине 20 века | Научится: П: находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; Р: определять цель, проблему в учебной деятельности; К: излагать своё мнение | осознавать взаимосвязь между экономическим положением страны и её политическими процессами | Что такое «политический маятник» и какую роль он сыграл в истории Великобритании? | | |
22 | Франция Италия | 1 | Ученик научится определять особенности внутреннего и внешнеполитического курса Франции во второй половине 20 века Ученик научится определять особенности внутреннего и внешнеполитического курса Италии во второй половине 20 века | Научится: П.:– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; К.:– излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, Р.:– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально Научится: П. доказывать, делать выводы, определять понятия К.: – излагать своё мнение Р.: – работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ; | осознавать взаимосвязь между экономическим положением страны и её политическими процессами | Какие политические силы во второй половине 20 века проводили политику национализации, а какие политику приватизации? | | |
осознавать взаимосвязь между экономическим положением страны и её политическими процессами | Каковы причины итальянского «экономического чуда»? | | |
23 | Германия: раскол и объединение | 1 | Ученик научится определять особенности внутреннего и внешнеполитического курса Германии во второй половине 20 века, анализировать причины и последствия объединения страны. | Научится: Р.:принимать решение в проблемной ситуации П.: определять хронологические рамки определенного исторического отрезка К.: продуктивно взаимодействовать со сверстниками | вырабатывать собственные мировоззренческие позиции | Каковы итоги развития двух германских государств? | | |
24 | Центральная и Восточная Европа (1945 – 2014) | 1 | Ученик научится определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Самоконтролю, презентации знаний, умений и навыков полученных в ходе изучения темы. | Самоконтролю, презентации знаний, умений и навыков полученных в ходе изучения темы. | | |
25 | Латинская Америка во второй половине ХХIв. Страны Азии и Африки в современном мире | 1 | Ученик научится обобщать и систематизировать полученные в ходе изучения раздела знания; определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: П.:– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; К.:– излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, Р.:– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально | Анализировать системность полученных знаний и умений, выявлять «пробелы» в понимании информации | Анализировать системность полученных знаний и умений, выявлять «пробелы» в понимании информации | | |
26-27 | Международные отношения. Культура второй половины ХХ – начале ХХIв. | 2 | работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах); | проявлять осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к культуре другого времени | Анализировать системность полученных знаний и умений, выявлять «пробелы» в понимании информации | | |
28 | Контрольная работа по разделу 2 «Новейшая история. Вт. пол. 20 – нач. 21 века» | 1 | Ученик научится обобщать и систематизировать полученные в ходе изучения раздела знания; определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Анализировать системность полученных знаний и умений, выявлять «пробелы» в понимании информации | Чему я научился в процессе изучения раздела 2 | | |
| ИСТОРИЯ РОССИИ Раздел 3. Россия в первой четверти 19 века (12 часов) | | |
29-30 | Введение. Россия и мир на рубеже 18 – 19 века | 2 | Ученик научится объяснять суть и главные признаки промышленной революции; анализировать основные тенденции политического, экономического и социального развития России на рубеже веков | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Воспитывать в себе патриотическую гражданскую «Я-позицию». Составлять собственное мнение относительно связи исторических эпох | В чем состояли главные перемены, вызванные промышленной революцией? | | |
31 | Александр 1: начало правления. Реформы М.М. Сперанского. | 1 | Ученик научится давать оценку реформаторским планам Александра 1 в первые годы его правления. | Научится: Р.:принимать решение в проблемной ситуации П.: определять хронологические рамки определенного исторического отрезка К.: продуктивно взаимодействовать со сверстниками | Давать оценку роли личности в истории | Почему в начале 19 века правящие круги России пришли к выводу о необходимости проведения в стране реформ? | | |
32 | Внешняя политика Александра 1 в 1801 – 1812 гг | 1 | Ученик научится перечислять основные события внешней политики России в указанный период и анализировать их значение | Научится: Р.: осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; П.: видеть развитие общественных процессов , работать с письменными историческими источниками; К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | проявлять ответственное отношение к учению | В чем состояли причины участия России в войнах, которые происходили в начале 19 века в Европе? | | |
33 | Отечественная война 1812 года. | 1 | Ученик научится Анализировать причины, основной ход событий, итоги и значение Отечественной войны 1812 года | Научится: Р.: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; П.: Работать с исторической картой Европы. К.: устанавливать и сравнивать разные точки зрения | выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор | В чем заключалась главная причина победы России в Отечественной войне 1812 г.? | | |
34 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра 1 в 1813 – 1825 гг. | 1 | Ученик научится Работать с картой, определять причины, ход событий, основные битвы, итоги и последствия внешней политики России в указанный период времени. | Научится: Р.:устанавливать причинно-следственные связи, П.: связывая исторические факты и понятия в целостную картину К.: находить общее решение отвечающие общим целям. | Высказывать свое мнение относительно роли личности человека в истории | Как изменилось внешнеполитическое положение России после победы над Наполеоном? | | |
35 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815 – 1825 гг. | 1 | Ученик научится Давать общую оценку внутренней политики Александра 1 | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: связывая исторические факты и понятия в целостную картину, работать с исторической картой К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Понимать важность реформирования всех сфер общества. | Почему внутренняя политика Александра 1 была противоречивой? | | |
36 | Национальная политика Александра 1 | 1 | Ученик научится Давать общую оценку национальной политики Александра 1 в многонациональной Российской империи | Научится: Р.: осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; П.: видеть развитие общественных процессов , работать с письменными историческими источниками; К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | Учиться толерантному отношению к представителям различных национальностей и конфессий | Что такое национальная политика? | | |
37 | Социально – экономическое развитие страны в первой четверти 19 века | 1 | Ученик научится Объяснять проявление капиталистических тенденций в экономике России в первой четверти 19 века | Научится: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией | Высказывать собственное мнение по вопросу о причинах социального неравенства в обществе. | Как повлияла на экономику страны Отечественная война 1812 гг.? | | |
38 | Общественное движение при Александре 1. Выступление декабристов | 1 | Ученик научится Объяснять суть понятия «общественные движения» и анализировать работу тайных обществ России в первой четверти 19 века. | Научится: Р.: самостоятельно определять цели своего обучения П.: Предлагать варианты мотивов поступков известных исторических личностей К.: отображать в речи содержание совершаемых действий | вырабатывать собственные мировоззренческие позиции | Каковы причины появления тайных обществ в России во время правления Александра 1? | | |
39 | Общественное движение при Александре 1. Выступление декабристов | 1 | Ученик научится Анализировать причины, ход событий, итоги и значение выступления декабристов 14 декабря 1825 года | Научится: П: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, Р: определять цель, проблему в учебной деятельности; К.: излагать своё мнение | Устанавливать причинно – следственные связи | Почему произошло выступление декабристов? | | |
40 | Контрольная работа разделу 3 «Россия в первой четверти 19 века» | 1 | Ученик научится обобщать и систематизировать полученные в ходе изучения раздела знания; определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Анализировать системность полученных знаний и умений, выявлять «пробелы» в понимании информации | Чему я научился в процессе изучения раздела 3 | | |
| ИСТОРИЯ РОССИИ Раздел 4. Россия во второй четверти 19 века (8часов) | | |
41 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая 1 | 1 | Ученик научится Понимать основные тенденции во внутренней политике Николая 1 и смена вектора развития страны после правления Александра 1 | Научится: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах); | Каковы были главные направления внутренней политики Николая 1? | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая 1 | 1 | |
42 | Социально – экономическое развитие страны во второй четверти 19 века | 1 | Ученик научится Осознавать проявление кризиса феодально – крепостнической системы в указанный период | Научится: П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно; Р.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | Каковы причины наметившегося во второй четверти 19 века отставания в развитии промышленности от стран Запада? | Социально – экономическое развитие страны во второй четверти 19 века | 1 | |
43 | Общественное движение при Николае 1 | 1 | Ученик научится Объяснять суть теории официальной народности; анализировать отличительные черты основных типов общественного движения при Николае 1 | Научится: П. – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). К.: задавать вопросы, вырабатывать решения); Р. - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | Какие направления общественного движения получили распространение в период правления Николая 1? | Общественное движение при Николае 1 | 1 | |
44 | Внешняя политика Николая 1. Кавказская война 1817 – 1864 гг. | 1 | Ученик научится Анализировать причины, основной ход событий, итоги и значение кавказской войны 1817 – 1864 гг | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Каковы были основные мероприятия Николая 1 во внешней политике? | Внешняя политика Николая 1. Кавказская война 1817 – 1864 гг. | 1 | |
45 | Внешняя политика Николая 1. Крымская война 1853 – 1856 гг. | | Ученик научится Анализировать причины, основной ход событий, итоги и значение крымской войны 1853 – 1856 гг | Научится: П. – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). К.: задавать вопросы, вырабатывать решения); Р. - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | Значение итогов Крымской войны в истории России. | Внешняя политика Николая 1. Крымская война 1853 – 1856 гг. | | |
46 | Наука и образование в первой половине 19 века | 1 | Ученик научится Определять события, оказавшие определяющие воздействие на развитие русской науки и культуры в первой половине 19 века | Научится: Р.:умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения П.: устанавливать аналогии К.: представлять результаты своей деятельности в виде сообщения. | Какие успехи были достигнуты в сфере науки и образования | Наука и образование в первой половине 19 века | 1 | |
47 | Художественная культура народов России в первой половине 19 века | 1 | Ученик научится Определять важнейшие особенности развития художественной культуры России в первой половине 19 века | Научится: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией | Почему 19 век называют золотым веком русской культуры? | Художественная культура народов России в первой половине 19 века | 1 | |
48 | Контрольная работа разделу 4 «Россия во второй четверти 19 века» | 1 | Ученик научится определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Чему я научился в процессе изучения раздела | Контрольная работа разделу 4 «Россия во второй четверти 19 века» | 1 | |
| ИСТОРИЯ РОССИИ Раздел 5. Россия в эпоху Великих реформ (7 часов) | | |
49 | Европейская индустриализация и предпосылка реформ в России | 1 | Ученик научится Объяснять суть процесса индустриализации и особенности промышленного переворота в России и причины ограничения его масштабов. | Научится: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией | Проводить сравнительный анализ и устанавливать причинно – следственные связи | Проводить сравнительный анализ и устанавливать причинно – следственные связи | | |
50 | Александр 2: начало правления. Крестьянская реформа 1861 гг. | 1 | Ученик научится Анализировать причины, содержание и сущность и значение реформы | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Пониманию важности реформирования в историческом процессе | Почему отмена крепостного права считается одной из наиболее важнейших вех в истории России? | | |
51 | Реформы 1860 – 1870 гг. | 1 | Ученик научится Объяснять суть основных либеральных реформ в период правления Александра 2 и их значения в истории России | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Самоконтролю, презентации знаний, умений и навыков полученных в ходе изучения темы. | Каким переменам в жизни России способствовали реформы 1860 – 1870 гг? | | |
52 | Социально – экономическое развитие страны в пореформенный период | 1 | Ученик научится Определять влияние реформ на развитие экономики страны. | Научится: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: умению самостоятельно планировать | осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Какое влияние оказали реформы 1860 – 1870 гг. на экономическое развитие страны? | | |
53 | Общественное движение при Александре 2 и политика правительства Национальная и религиозная политика Александра 2 | 1 | Ученик научится Определять основные направления и характер общественного движения в пореформенный период Ученик научится Определять основные направления национальной и религиозной политики Александра 2 | Научится: Р.: умению самостоятельно планировать пути достижения целей, П.: определять понятия К.: владеть устной и письменной речью Научится: П. давать определение понятиям; К.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; Р.: – определять цель, проблему в учебной деятельности; | аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях вырабатывать собственные мировоззренческие позиции | Как российское общество восприняло реформы 1860-1870 гг? В чем состояли особенности национальной политики при Александре 2 | | |
54 | Внешняя политика Александра 2. Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг.Родной край в 19 в. | 1 | Ученик научится Анализировать восстановление международного престижа России дипломатическим и военным путем | Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Формировать гражданскую «Я-позицию» и чувство сопричастности Родине | Какие внешнеполитические задачи удалось решить в период правления Александра 2 | | |
55 | Контрольная работа по разделу 5 «Россия в эпоху Великих реформ» | 1 | Ученик научится обобщать и систематизировать полученные в ходе изучения раздела знания; определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно; Р.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | Анализировать собственные достижения и находить пробелы в собственных знаниях | Чему я научился в процессе изучения раздела? | | |
| Раздел 6. Россия в конце 19 – начале 20 века (13 часов) | | |
56 | Александр 3: особенности внутренней политики | 1 | Ученик научится анализировать причины, суть и значение основных контрреформ во время правления Александра 3 | Научится: П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно; Р.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | Формировать собственное мнение относительно теории «официальной народности». | Как изменилась направленность внутренней политики правительства после смерти Александра 2? | | |
57 | Перемены в экономике и социальном строе | 1 | Ученик научится Анализировать особенности социальной структуры общества второй половины 19 века | Научится: П. доказывать, делать выводы, определять понятия К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Р.: – работать по плану, сверяясь с целью; | Преобразовывать графически изложенную информацию в текст | Как изменилось положение основных сословий российского общества во второй половине 19 века? | | |
58 | Общественное движение в 1880 – 1890 гг. | 1 | Ученик научится Определять основные направления и характер общественного движения в указанный период | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Какое влияние оказало на общественные настроения убийство народовольцами Александра 2? | | |
59 | Национальная и религиозная политика Александра 3 | 1 | Ученик научится Определять основные направления национально – конфессиональной политики 1880 – 1890 гг | Научится: П. – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). К.: задавать вопросы, вырабатывать решения); Р. - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | Толерантному отношению к представителям других религиозных конфессий | Какие особенности имела политика Александра 3 по отношению к различным народам Российской империи? | | |
60 | Внешняя политика Александра 3 | 1 | Ученик научится Ориентироваться в основных направлениях внешней политики в указанный период | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Осознавать роль России на международной политической арене к концу 19 века | Каковы были важнейшие итоги внешней политики Александра 3? | | |
61 | Культурное пространство империи во второй половине 19 века | 1 | Ученик научится Ориентироваться в основных достижениях науки и образования, литературы и художественной культуры второй половины 19 века; основным изменениям в повседневной жизни населения | Научится: П. – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). К.: задавать вопросы, вырабатывать решения); Р. - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | Вырабатывать собственный стиль публичного выступления | Каковы были основные направления развития духовной жизни общества во второй половине 19 века | | |
62 | Россия и мир на рубеже 19 – 20 веков. Социально - экономическое развитие страны | 1 | Ученик научится Анализировать на каком уровне находилась экономика России в начале 20 века; перечислять изменения, которые происходили в социальной структуре общества в указанный период | Научится: Р.:владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и П.: строить логическое рассуждение, работать с большими текстами К.: работать в группе | осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции | Почему рубеж 19 – 20 веков считается началом новейшего периода истории? | | |
63 | Николай 2: начало правления. Политическое развитие страны в 1894-1904гг | 1 | Ученик научится Характеризовать политическое развитие страны в 1894 – 1904 гг. | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях и отвечать за свой выбор | Каковы причины усиления деятельности оппозиционных сил в России в конце 19 – начале 20 века? | | |
64 | Внешняя политика Николая 2. Русско – японская война 1904 – 1905 гг. | 1 | Ученик научится Описывать причины, основные события, итоги и значение русско – японской войны 1904 – 1905 гг. | Научится: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией | выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях и отвечать за свой выбор | Каковы последствия поражения России в войне с Японией? | | |
65 | Первая российская революция и политические реформы 1905 – 1907 гг. | 1 | Ученик научится определять причины, повод, характер, основные события , итоги и значение революции 1905 – 1907 гг. | Научится: П: находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; Р: определять цель, проблему в учебной деятельности; К: излагать своё мнение | Вырабатывать критическое мышление | Чем была вызвана революция 1905 – 1907 гг.? | | |
66 | Социально – экономические реформы П.А. Столыпина Политическое развитие страны в 1907 – 1914 гг. | 1 | Ученик научится оценивать вклад деятельности Столыпина в социально – экономическое развитие России в начале 20 века Ученик научится определять основной вектор политического развития в указанный период | Научится: П: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, Р: определять цель, проблему в учебной деятельности; К.: излагать своё мнение Научится: Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени. П.: преобразовывать модели и схемы для решения хронологических задач К.: оперировать знаковыми системами | Осознавать роль отдельной личности в истории государства Высказывать собственное мнение относительно методов политической борьбы | Какое значение для развития России имели столыпинские реформы? Почему после завершения революции 1905 – 1907 гг. не удалось преодолеть раскол в российском обществе? | | |
67 | Контрольная работа по разделу «Россия в конце 19 начале 20 веков» | 1 | Ученик научится Ученик научится обобщать и систематизировать полученные в ходе изучения раздела знания; определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно; Р.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;. | осмыслению культурного наследия предшествующих поколений | Чему я научился в процессе изучения раздела? | | |
68 | Серебряный век русской классики. Родной край в начале 20в.Итоговый урок | 1 | Ученик научится Давать оценку развития культуры в начале 20 века.проводить самоанализ, систематизацию знаний, планированию учебных достижений в следующем году. | Научится: Р.: умению самостоятельно планировать пути достижения целей, П.: определять понятия К.: владеть устной и письменной речью | Анализировать собственные достижения и находить пробелы в собственных знаниях | В чем состояли главные особенности культуры Серебряного века в России | | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена в соответствии:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010г. №1897. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).
- Приказа Минобрнауки РФ от 31.032014 «253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019-2020 учебный год
- Историко - культурного стандарта, разработанного рабочей группой по подготовке концепции нового учебно - методического комплекса по отечественной истории.
- Примерных программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина–А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/[А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.]. - М.: Просвещение, 2014.
Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена с учётом авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова(Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – Просвещение, 2015. – 77с.). В связи с переходом на новую, линейную систему изучения истории, рабочая программа по всеобщей истории составлена в соответствии основе
Цели курса :
усвоение знаний о важнейших событиях, процессах всеобщей истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности с российской историей;
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
задачи курса:
формирование у девятиклассников морально- ценностных ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной самодентификации в современном обществе с опорой на усвоенные знания о социокультурных, экономических и политических процессах, происходивших в 20 – начале 21 в.;
овладение знаниями об особенностях завершения эпохи индустриального общества и развития постиндустриального; сравнение и соотнесение различных явлений и процессов в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах в разных странах и континентах с акцентированием места и роли России во всемирно – историческом процессе и значения этого периода для нее; о влиянии процессов интеграции и глобализации на национальные системы образования, языку и культуру;
воспитание у обучающихся патриотических чувств, гордости и уважения к своей нации, Отечеству в процессе усвоения ими знаний о расширении направлений сотрудничества России с западно – европейскими державами и США, народами с других континентов;
воспитание ценности демократии, толерантности, уважения и стремления к взаимопониманию, интеграции с другими народами во имя процветания нации и Отечества, сохранения мира;
развитие способностей работать с различными источниками исторической информации, выявлять главное и второстепенное знание, группировать информацию по заданному основанию и самостоятельно найденному, анализировать и обобщать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, следуя принципу историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у девятиклассников умения применять усвоенные исторические знания по истории для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития стран мира.
Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ выделяет для обязательного изучения учебного предмета «История России» в 9 классе – 40 ч. (из расчета один час в неделю), «всеобщая история» в 9 классе – 28ч. (1 час в неделю)
Примерной программы основного общего образования по истории.
Примерная программа по истории для основной школы предусматривает реализацию Образовательного стандарта в рамках двух курсов – «История России» (40 часов) и «Всеобщая история» (28 часов) в 9 классах. Согласно методическим рекомендациям Министерства Просвещения РФ дозволяется увеличение часов «Истории России» до 44 и уменьшение часов «Всеобщей истории» до 24.
УМК:
Рабочая программаориентирована на предметную линию учебников под редакцией А.В.Торкунова (9 класс) и предметную линию учебников А.А.Вигасина-О.С.Сороко-Цюпы. Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень (приказ от 08.06.2015 №576):
Всеобщая история:
-Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Всеобщая история. Новейшая история. Под редакцией А. А. Искендерова. 9 класс.- М. "Просвещение"
История России:
-История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., Токарева А.Я. и др./Под ред. Торкунова А.В.- М.: "Просвещение", 2016 г.
1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ИСТОРИИ
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в9 классах предполагают, что в процессе усвоения программы ученики будут знать/уметь:
- регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- владеть целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- оценивать деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и охранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); · соотносить единичные исторические факты и общие явления; · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса.
Личностными результатами изучения курса истории Нового времени и истории России являются:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
- складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результами изучения курса являются:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результатами изучения курса истории являются:
- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
- умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
Результаты – требования к уровню подготовки в конце 9-го класса
Ученики получат возможность научиться:
Умение объяснять разнообразие современного мира.
• Добывать, сопоставлять, и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).
• Разделять российскую и всеобщую историю Новейшего времени на этапы и объяснять выбранное деление.
• В ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления), развившиеся в эпоху Новейшего времени: социализм и коммунизм, информационное общество, тоталитаризм, авторитаризм, демократия и т.д.
Умение рассматривать общественные процессы в развитии.
• Определять основные причины и следствия кризиса капиталистического индустриального общества, социалистических преобразований в нашей стране и их последствия, развитие системы международных отношений в Новейшее время.
• Предлагать варианты мотивов поступков исторических личностей Новейшего времени.
Нравственное самоопределение.
• Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, мировых войн Новейшего времени.
Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.
• Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей Родины, изменению общественных порядков.
• Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.
• Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах Новейшего времени. Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
9-й класс
РОССИЙСКАЯ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (68 ч)
СОДЕРЖАНИЕ
Всеобщая история
Мир на рубеже Нового и Новейшего времени: основные противоречия в развитии индустриального общества.
Первая мировая война (1914–1918 гг.): причины, участники (Антанта и Центральные державы), основные этапы военных действий: 1914 г. – переход к затяжной войне, 1915–1916 гг. – война на истощение, 1917 г. – революция в России и ее выход из войны, 1918 г. – победа Антанты. Итоги: Версальско-Вашингтонская система (новые границы, выплата репараций, унижение Германии, Лига Наций).
Мир после Первой мировой войны: острый социально-экономический кризис, распад империй (Российской, Австро-Венгерской и Османской) и образование новых государств (Прибалтика, Финляндия, Польша, Чехословакия, Югославия и т.д.). Международные последствия революции в России – возникновение коммунистического движения и Коминтерна (цель – мировая социалистическая революция). Революционный подъем в Европе: революции в Германии и других странах, демократизация общественной жизни, резкое усиление влияния социалистических партий, возникновение фашизма (Б. Муссолини, основные идеи). Революционный подъем в Азии: рост антиколониального движения. В Индии – движение М. Ганди (отличительные особенности идей). В Китае – образование Сунь Ятсеном (отличительные особенности идей) партии Гоминдан.
Ведущие страны Запада в 1920-х гг.: стабилизация (экономическое процветание, научно-технический прогресс, пацифизм и милитаризм в 1920–1930-х гг.) Становление современной научной картины мира (теория относительности А. Эйнштейна, ядерная физика). Мировой экономический кризис с 1929 года: причины, начало и по-следствия в разных странах.
«Новый курс» в США – выход из кризиса через сочетания демократии и государственного регулирования экономики. Ф.Д. Рузвельт (особенности личности и политических взглядов).
Ведущие страны Запада в 1930-х гг.: варианты выхода из кризиса. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920–1930-х гг. Победа национал-социализма в Германии (1933 г.). А. Гитлер (особенности личности и взглядов). Тоталитарная диктатура в Германии: основные черты и пути выхода из кризиса.
Военно-политические кризисы в Европе (выход Германии из Версальского договора, захват Австрии, Чехословакии и Албании, гражданская война в Испании) и на Дальнем Востоке (агрессия Японии против Китая). Формирование мировых центров силы: СССР и коммунистическое движение, «западные демократии», авторитарные государства-агрессоры (Германия, Италия и Япония).
Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий: годы 1939–1941, 1941–1942, 1942–1943, 1944–1945). Антигитлеровская коалиция: причины и цели создания, внутренние противоречия и их преодоление (Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская встречи). Ф.Д. Рузвельт. И.В. Сталин, У. Черчилль (политические цели и черты личности). «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления: причины, формы борьбы, значение. Итоги войны: потери и уроки, территориально-политические изменения.
Создание ООН: цели, структура и средства. «Холодная война»: причины начала (противостояние двух общественных систем и двух сверхдержав). Черты противостояния (гонка вооружений и т.п.). Основные кризисы: Корейская война, Карибский кризис, война во Вьетнаме, Афганская война. Создание военно-политических блоков: НАТО (1949 г.) и ОВД (1955 г.). Попытки разрядки. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке: причины и основные последствия.
Научно-техническая революция: общемировой характер, показатели и последствия. Вопрос о сохранении капиталистического общества в развитых странах Запада: формирование смешанной экономики, социальное государство, «общество потребления». Кризис индустриального общества в конце 60-х – начале 70-х гг. и становление информационного общества (его отличительные особенности). Эволюция политических идеологий во второй половине ХХ в. в развитых странах Запада (признание разными направлениями общих базовых ценностей – права человека, демократия, рыночная регулируемая экономика и т.д.)
Утверждение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы: копирование советской модели социализма и последствия для развития данных стран.
Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в. Выбор путей развития государствами Азии и Африки.
Распад «двухполюсного мира»: реформы в СССР и его распад в 1991 году, падение коммунистических режимов в Европе, изменение роли США. Интеграционные процессы: включение бывших социалистических стран в мировую экономику, образование Европейского союза (1991 г.), заявления о прекращении «холодной войны». Глобализация и ее противоречия. Мир в начале XXI в. Религия и церковь в современном обществе.
Проблема примирения исторической памяти разных российских поколений.
История России
Российская империя в XIX – начале XX вв.
Россия на пути к реформам (1801–1861)
Александровская эпоха: государственный либерализм
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.
Отечественная война 1812 г.
Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д.Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Крепостнический социум. Деревня и город
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Пространство империи: этнокультурный облик страны
Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли
Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.
Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И.Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Россия в эпоху реформ
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.
«Народное самодержавие» Александра III
Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.
Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность
Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Этнокультурный облик империи
Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.
Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений
Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Кризис империи в начале ХХ века
На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.
Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма
Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.
Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А.Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.
«Серебряный век» российской культуры
Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.
Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Учебно-тематический план 9 класс Новейшая история (Всеобщая история 28 час., история России 40 час.)
№п\п№ | ННаименование раздела | Кколичество часов |
11 | ВВсеобщая история. Новейшая история. Первая половина 20 века | 115 |
12 | ВВсеобщая история. Новейшая история. Вторая половина 20 – начало 21 века | 113 |
13 | ИИстория России . Россия в первой четверти 19 века | 112 |
44 | ИИстория России Россия во второй четверти 19 века | 88 |
55 | ИИстория России . Россия в эпоху Великих реформ | 77 |
56 | ИИстория России. Россия в конце 19 – начале 20 века | 113 |
57 | ИИтого: Всеобщая история – 28 часов, история России – 40часов | 668 |
К
оконтрольные работы 9 класс
№ п\п | Ттема контрольной работы |
11. | Кк.р. №1 Новейшая история. Первая половина 20 века |
22. | Кк.р. №2 Новейшая история. Вторая половина 20 – начало 21 века |
33 | Кк.р. №3 История России. Россия в первой четверти 19 века |
44. | Кк.р. №4 История России. Россия во второй четверти 19 века |
55. | Кк.р. №5 История России. Россия в эпоху Великих реформ |
66. | Кк.р. №6 История России. Россия в конце 19 – начале 20 века |
Перечень учебно – методической литературы
Н.М. Арсентьев, Данилов А.А., А.А. Левандовский, А.Я. Токарев «История России » Учебник – М. Просвещение, 2016г.
Данилов А.А., Поурочные разработки к учебнику «История России »
Карты изучаемого периода
Материалы ГИА
Сороко – Цюпа О.С. «Новейшая история зарубежных стран. ХХ –начало ХХ1 века» Учебник –М. Просвещение. 2015г.
Соловьев А.К. разработки уроков по курсу «Новейшая история. ХХ – начало ХХ1 века»
Карты периода новейшей истории
Список используемой учебно - методической литературы:
1.Учебник История России . Авторы: Н.М. Арсентьев .А.А. Данилов, А.А. Левандовский, А.Я. Токарев
2.М.Ю. Брандт .Москва «Просвещение» 2015.
Учебник Новейшая история XX век. Авторы: О.С. Сороко – Цюпа, А.О. Сороко – Цюпа.
3.Москва «Просвещение» 2015.
Мир в XXI веке. Под ред. О.С. Сороко-Цюпы.М.,2015u/