Муниципальное казенное учреждение Управление образования МР Хайбуллинский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Целинное
Научно-исследовательская работа
ИСТОРИЯ БАШКОРТОСТАНА В ЗЕРКАЛЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Выполнила: Алибаева Л.,
обучающаяся 10 класса
Руководитель: Мустафина Т.Я.,
учитель истории и обществознания
Актуальность работы
Год культурного наследия народов России;
Год башкирской культуры и духовного наследия;
210 – летие победы в Отечественной войне 1812 года;
465 лет вхождению башкирского народа в состав Русского государства
Цель: Проследить историю башкирского народа в творчестве русских писателей и поэтов, познакомиться с духовным наследием народов Башкортостана, раскрывающим историческое прошлое родного края.
Гипотеза:
Литературное наследие, оставленное русскими поэтами и писателями, позволяет узнать историю и культуру родного края, формирует способность воспринимать и оценивать события сегодняшних дней в
историко-литературном контексте.
Александр Сергеевич Пушкин (1742-1775)
События Крестьянской войны 1773-1775 гг.
Яркие и запоминающиеся образы башкир – борцов за свободу и справедливость – Пушкин создал в произведениях «История Пугачева» и «Капитанская дочка».
Поэт рассказал всему миру о непокорном духе башкирского народа, боровшегося за свободу, счастье и независимость родного края.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
«Садится солнце за горой,
Туман дымится над болотом,
И вот дорогой столбовой
Летят, склонившись над лукой,
Два всадника лихим наметом.
Один - высок и худощав,
Кобылу серую собрав,
То горячит нетерпеливо,
То сдержит вдруг одной рукой.
Мал и широк в плечах другой.
Храпя, мотает длинной гривой,
Под ним саврасый скакунок,
Степей башкирских сын счастливый…»
Владимир Иванович Даль (1801-1872)
В Оренбурге Даль пишет повести «Башкирская русалка», «Бикей и Мауляна», «Нечто о кумысе», полные этнографических деталей.
Любовно описывая природу Башкирии, особенно восхищается его загадочными пещерами и озерами Аслы и Кандры. Ярким произведением Даля на башкирскую тему является творческая обработка эпического сказания о Зая-Туляке и Хыухылу «Башкирская русалка».
С поразительной яркостью здесь описывается период, предшествующий присоединению Башкирии к Русскому государству, крушение чингизидов, распад Ногайской Орды, междоусобицы ногайских ханов и освобождение башкир из-под их власти.
Башкирская русалка
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)
«Превосходная земля с лишком семь тысяч десятин, в тридцати верстах от Уфы по реке Белой, со множеством озёр, из которых одно было длиною около трёх вёрст, была куплена за небольшую цену».
Аксакова сильно тревожило происходившее уже в то время
истребление башкирских лесов.
Обильный край, благословенный!
Хранилище земных богатств!
Не вечно будешь ты, забвенный,
Служить для пастырей и паств!
И люди набегут толпами,
Твое приволье полюбя…
И не узнаешь ты себя
Под их нечистыми руками!..
Сомнут луга, порубят лес,
Взмутят и воды — лик небес!
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
В произведениях осуждается алчность, хитрость покупателей башкирской земли. Симпатии автора на стороне бесхитростных и гостеприимных башкир – героев произведений «Ильяс» и «Много ли человеку земли нужно».
В рассказе «Ильяс» Толстой
говорит о присущем только
для башкир гостеприимстве:
«И всех принимал, и всех кормил и поил Ильяс. Кто бы ни пришел
всем был кумыс, всем был чай и шерба, и баранина.
Приедут гости, сейчас бьют барана или двух, а много наедет гостей, бьют и кобылу».
В рассказе «Много ли человеку земли нужно» перед нами предстает типично башкирский пейзаж: степь, шиханы и лощина, словом, башкирская земля, так приглянувшаяся алчному Пахому. Зависть взяла его, когда увидел, что «Бабы кумыс болтают и сыр делают, а мужики только и знают – кумыс и чай пьют, баранину едят да на дудках играют. Гладкие все, веселые, все лето празднуют. Народ совсем темный и по-русски не знают, а ласковый».
Михаил Ларионович Михайлов (1829-1865)
Усиленный интерес Михайлова к острым социальным проблемам предрешил судьбу его сочинений. Бесследно исчезли и «Очерки Башкирии». Писателю удалось опубликовать только «Уральские очерки» в 1859 году.
Пётр Михайлович Кудряшев (1797-1827) поэт, писатель, краевед
Известны его повести «Сокрушитель Пугачева. Илецкий казак Иван», «Айдар», «Абдряш", "Кучак Галий", "Искак", "Киргизский пленник" и другие.
Теме мира и дружбы народов посвящены цикл стихотворений Петра Кудряшева о совместной борьбе русских и башкир в Отечественной войне 1812 года: «Прощание башкирца с милой», «Песнь башкирца перед сражением», «Песнь башкирца после сражения».
Денис Васильевич Давыдов(1784-1839) поэт, мемуарист, генерал-лейтенант, герой Отечественной войны 1812 года
«…Тучи уральцев, калмыков, башкирцев, ринутых в объезд и в тыл неприятельским войскам, могли привести в трепет неприятеля. Их многолюдство, наружность, обычаи, необузданность, приводя на память гуннов и Аттилу, могли сильно поразить европейское воображение…» («Тильзит в 1807 году»)
Сергей Николаевич Глинка (1774-1847) писатель, мемуарист, участник Отечественной войны 1812 года
отмечал смелость и решительность башкирских конников в «Записках о 1812 годе».
«Не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы кочующие – и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую…»
Андрей Федосеевич Раевский (1794-1822) майор, поэт и литератор, участник Отечественной войны 1812 года
в «Воспоминаниях о походах 1813-1814 годов» отметил, что «башкирцы, калмыки, тептяри… разделяли святой подвиг брани народной; и они смиряли дерзость просвещенных французов».
Константин Николаевич Батюшков (1787-1855) поэт и прозаик, участник Отечественной войны 1812 года писал в стихотворении «Странствователь и домосед»:
«…Вы помните, бульвар кипел в Париже так
Народа праздными толпами,
Когда по нём летал с нагайкою козак
Иль северный Амур с колчаном и стрелами…»
Заключение
В день открытия Монумента Дружбы, в августе 1965 года, аксакалы республики дали наказ:
«Мы завещаем нашим потомкам: пока текут воды Агидели, пока стоят горы Урала, пока матери кормят грудью своих детей — быть верными знамени дружбы
и братства с русским народом, осененному общей славой. На том стоит, и будет
стоять наша республика, на том стоит, и стоять будет ее столица Уфа».
Литературное наследие русских писателей
и поэтов позволяет многое узнать
об истории и культуре родного
края.
Список источников и литературы:
1.Башкирия в русской литературе. В 6 томах/ Предисловие, биографические справки, комментарии и библиография М.Г. Рахимкулова. – Уфа: Китап, 2001.
2. Бускунов А.М. Духовное наследие народов Башкортостана: учебное пособие. – 2-е изд./ - Уфа: Китап, 2019. – 176 с.
3. Интернет-ресурсы: читать онлайн творчество писателей и поэтов.
4. История башкирского народа: в 7 т./ гл. ред. М.М. Кульшарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН.- Уфа.: Гилем, 2012.- 424 с./ т.4 - С.75-79;
5. Рахимкулов М.Г. От Пушкина до Толстого. Часть 1. Х1Х век. Художественно-краеведческие очерки о Башкирии. – Уфа: Китап, 2009.
6. Рахимов Р.Н., Сидорова Н.И. 1812 год: Сражаясь с Наполеоном. Народы Башкирии в российской армии. Книга для чтения. –Уфа: Мир печати, 2012.- 260 с.
Спасибо за внимание!