СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История Древнего Египта

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет закрепить знания о древейших цивилизациях, в частности Древнего Египта., а также расширяет кругозор благодаря стихотворениям русских советских поэтов и опере Дж. Верди "Аида".

Просмотр содержимого документа
«История Древнего Египта»

«История Древнего Египта»

«Лицом к лицу, лица не увидать:

Большое видится на расстоянии»

С. Есенин

1. Вход в класс. (Звучит фрагмент из оперы «Аида» Дж. Верди)

2. Учащиеся стоят возле своих мест.

3. «Гимн Нилу» (звучит стихотворение в переводе Анны Ахматовой «Слава тебе, Хапи!»)

Ты пришел в эту землю,

Явился, чтобы оживить Египет»

Приносящий пищу, богатый едою,

Творящий прекрасное, владыка силы,

Ты, кому радуются,

Кто родит траву стадам,

Кто держит в своей власти Обе Земли,

Ты наполняешь (зерно) житницы и насыпаешь груды зерна,

И отдаешь зерно бедняком,

Нет таких житниц, чтобы вместили твои дары,

Никому не дано повелевать твоим сердцем,

Тебе радуются юноши твои и дети твои,

Тебе воздают почести как царю.

Законы при тебе неколебимы

Ты выходишь у Верхнего и у Нижнего Египта.

Каждый пьёт очами воду твою.

Всем сердцем ты стремишься умножать прекрасное

Для тебя звучит арфа, тебе рукоплещут,

Юноши твои и дети твои радуются тебе

И достойно воздают тебе,

Когда наступает урожай.

Когда прибываешь ты, о хапи,

Тебе приносят жертвы.

Приводят быков на заклание,

Откармливают птицу для тебя,

Ловят для тебя львов в пустыне.

Процветай же, процветай же Хапи.

Процветай же дарами полей,

Оживляющий людей и скот.

Процветай же, Хапи,

Процветай, процветай

Ты, прекрасный дарами!

Дети садятся. (Д/з. Придумать свой гимн Хапи!)

- На географической карте Древний Египет похож на цветок лотоса.

Сам цветок – это Нижний Египет,

А стебель – Верхний Египет.

Древнеегипетская цивилизация возникла и развивалась на территории, ровной по площади современной Швейцарии: около 50 000км2.

Древний Египет состоял из 2х частей – северной, которую называли Нижним Египтом,

И южный – Верхний Египет.

Нижний Египет – это дельта великой африканской реки Нила. Здесь было много речных рукавов, которые разбивали дельту на большое число островов. Это была болотистая местность, заросшая тростником и папирусом. Настоящее царство птиц, рыб, крокодилов, гиппопотамов.

Верхний Египет – узкая, шириной всего 10-30 км долина Нила в его нижнем течении – от дельты до первого порога, то есть до того места, где теперь красуется высотная Асуанская плотина. Верхний Египет располагался вдоль долины Нила на протяжении почти 1000км. В долине в изобилии росли финиковые пальмы и тростник.

Главным богатством нильской долины и дельты были плодородные черные земли.

Египтяне так и называли свою страну – Та-Кемет, что в переводе означает «Чёрная земля». Эту землю сотворили ежегодные разливы Нила, воды которого приносили плодородный ил.

Конечно же, египтяне обожествляли Нил. Они представляли его в образе чёрного быка с белым пятном во лбу. Они называли его Хапи! (по греч. Апис) Египтяне заботились о том, чтобы при храме бога Птаха в Мемфисе всегда находился живой черный бык с белым треугольником во лбу.

4. Дальше учащиеся рассказывают стихотворение К. Бальмонта.

5. ****************

Заснула земля.

Фиал переполнены выпит.

Задремавшие боги ушли в небосвод,

Гребцы корабля, на котором Египет

(Скользит по)

Сквозь вечность скользит

По зеркальности Нильских вод.

Ушли фараоны.

Их нарядные мумии спят

Пред глазами людей восхищёнными.

Все пирные звоны сменялись напевом цикад.

Лишь звёзды блестят и блестят

Над песками, самумом взметенными.

И Сфинкс всё глядит.

И Сфинкс всё есть Сфинкс неразгаданный.

В зыби веков, что бегут и бегут вперебой.

И вокруг пирамид

Жизнь живёт, вешний воздух весь ладанный,

Нил течёт, и папируса нет,

но лотос расцвёл голубой.

(Звучит мелодия из оп. «Аида»)

- В этом стихотворении Бальмонта говорится о Сфинксе и пирамидах. Что вы о них знаете?

Вставка сообщения о пирамидах на плато в Гизе.



Пусть в ответах детей будет сказано о том, что пирамиды строили рабы.

- Да, есть даже подтверждение этому.

6. Стихотворение В. Брюсова «Египетский раб».

Я жалкий раб царя. С восхода до заката

Среди других рабов свершаю тяжкий труд,

И хлеба кус гнилой – единственная плата

За слёзы и за пот, за тысячи минут.

Когда порой душа отчаяньем объята,

Над сгорбленной спиной свистит

жестокий кнут,

И каждый новый день товарища иль брата

В могилу общую крюками волокут.

Я жалкий раб царя и жребий мой

безвестен;

Как утренняя тень, исчезну без следа,

Меня с лица земли века сотрут,

как плесень;

Но не исчезнет след упорного труда,

И вечность простоит близ озера Мерида

Гробница царская, святая пирамида.

А вот известный французский египтолог писал о том, что это миф о тысячах рабов, под надзором строящих пирамиды. Он писал, что пирамиды строили гениальные мастера, знатоки своего дела, каменотесы, геометры, специалисты по подъему тяжестей. (Жак Кристиан)

Кому же верить? Я думаю, что стихотворение Высоцкого поможет нам понять и найти правду, постараться может быть, поставить себя на их место.

Разглядеть, что истинно, что можно,

Может только беспристрастный суд.

Осторожно с прошлым, осторожно –

Не разбейте глиняный сосуд!



Одни его лениво ворошат,

Другие неохотно вспоминают,

А третьи – даже помнить не хотят, -

И прошлое лежит как старый клад,

Который никогда не раскопают…

С налета не вини – повремени:

Есть у людей на всё свои причины…

7. Если бы мы с вами могли перенестись на 30 веков назад, например, в Древние Фивы, то увидели бы, как мудрый старый египтянин объясняет детям важные вещи.

8. Звучат вопросы:

Почему каждый год приходит страшный зной со злыми ветрами из Красной Земли?

Почему мы празднуем пять священных дней – те, которые над годом? Почему воды великого Хапи начинают умножаться?

Это случилось, когда боги жили на земле вместе с людьми. Злой бог Сетх убил славного бога Осириса, который учил людей обрабатывать землю и выращивать хлеб.

Добрая Исида сильно любила Осириса и от этой большой любви появился на свет бог Хор – отец нашего могущественного фараона. Бог Хор Победил злого и коварного Сетха, а потом он воскресил отца своего Осириса. А когда Осирис воскрес после того, как он умер, он понял Великую Истину. Всё умирает и затем воскресает: день, природа год. И вот Осирис удалился в Загробное царство, чтобы исполнилась Великая Истина. С тех пор каждый человек, попадая к Осирису, становится Осирисом и воскресает как Осирис. Если, конечно, родные сохраняют его тело в виде мумии, как когда-то Исида уберегла от тления тело Осириса. Ведь где же воскреснуть человеку, если тело его сгнило или его съели дикие звери? Когда Осирис каждый год умирает – на земле засуха или хной. Но люди верят в великую мудрость бога Амона-Ра, и они пять священных дней возносят ему хвалу и приносят жертвы. А Исида начинает плакать по умершему Осирису, и от её слёз переполняются Хапи водами и начинает расти. И тогда Осирис воскресает. И вся природа воскресает.

Мы не будем смеяться над старым египтянином, будем помнить Высоцкого.

«С налета не винт – повремени

Есть у людей на всё свои причины.»

На следующем уроке мы продолжим знакомство с Древним Египтом. В заключении ещё я хочу вам прочитать следующее:

Египет цели благостной достиг,

Хранят поныне плиты пирамиды

Живой завет погибшей Атлантиды.

Бог Тот чертил слова гигантских книг.

Чтоб в числах три, двенадцать и четыре

Мощь разума распространилась в мире.

Люди стали записывать свои летописи, появилась письменность.

Брюсов.

Звучит Победный марш из оперы Дж. Верди «Аида»

Д/з слово «Хи-ку-Птах» по-гречески «Ай-гю-Птос», отсюда слово «Египет». Что значит: «Ай-гю-Птос»?