История енисейских кыргызов
Политическая история кыргызов, начавшаяся в конце III века до нашей эры, полна драматизма и борьбы за свободу и гегемонию в центрально-азиатском регионе с кочевыми империями хуннов, жуань-жуаней, тюрок, уйгуров, монголов и др. Она включает в себя как звездный период Кыргызского каганата (IX век), так и период ослабления кыргызов в начале II тысячелетия, когда они не смогли сдержать напора монголоязычных племен, когда отдельные этнические группы кыргызов осели в отдаленных землях, а в степи минусинской коловины начали просачиваться другие этнические племена. Скорбными страницами в истории кыргызов было завоевание кыргызских княжеств армией Чингиз-хана, когда кыргызы не смогли оказать монголам серьезного сопротивления, а также угон большинства населения Хонгорая в Джунгарию, который фактически закрывает славную многовековую историю кыргызов.
1. Начало истории кыргызов. Гяньгуни и динлины.
Термин «кыргызы» является самоназванием населения степных районов Минусинской котловины, присутствует в текстах рунических эпитафий, применялся представителями разных стран и народов от запада Европы до востока Азии.
Впервые кыргызы упоминаются в китайских источниках династии Хань под названием «гяньгунь» в 201 г. до н.э. в перечне племен, покоренных хуннами. В этот период динлины и гяньгуни являлись разными «владениями», подчиненными хуннам. По мнению Боровковой, земли всех покоренных хуннами племен, включая гяньгуней. Находились к северу от восточных земель Усунь, севернее хребта Боро-Хоро и западнее пустыни Дзосотын-Элисун. В середине I века до н.э. хунны ослабли, и динлины напали на них. Гяньгуни в этой связи не упоминаются.
Тяньгуни упоминаются в связи с динлинами в III в. н.э. «Владение Гяньгунь расположено северо-западнее Канцзюй. Отборного войска 30 тысяч человек.». Владение Динлин находилось севернее Канцзюй. Динлины распались на два «владения». Одна группа динлинов обитала по соседству с гяньгунями в в Восточном Туркестане, другая – к югу от Байкала. Западные динлины были известны под названием гаоцзюйских динлинов и теле, кыргызы были известны под названием хэгу или цигу. В источниках они упоминаются среди племен теле. В IV – V вв. н.э. хэгу продолжали обитать в Восточном Туркестане, севернее ТяньШаня. В V веке – первой половине VI века жужане часто вели войны с теле, стремясь подчинить их. Вероятно, в период этих войн древние кыргызы вошли в состав гаоцзюйских динлинов. Войдя в состав гоцзюйского объединения племен, кыргызы могли «перемешаться» с ними еще на территории Восточного Туркестана. К сожалению, в источниках о гяньгунях нет каких-либо сведений об особенностях их культуры. Расселение гяньгуней и динлинов не может быть локализовано в Минусинской котловине в хуннское время. Гяньгуни и динлины различались китайцами как разные племена, проживавшие на соседних территориях в течение III в. до н.э. - III в. н.э. «Перемешаться» гяньгуни и динлины могли не ранее IV – V вв. н.э. Произошло это в результате включения гяньгуней (хэгу) в состав гаоцзюйских динлинов, известных позднее под названием теле. В V – VI вв.н.э. гаоцзюйские динлины вели войны с жужанями, которым удалось подчинить гяньгуней.
Т.о., древние кыргызы-гяньгуни в конце I половины I тысячелетия н.э. обитали не на Енисее и в северо-западной Монголии, а южнее – в Восточном Туркестане.
2. Кыргызы на Енисее.
В V – VI вв.н.э. кыргызы обитали уже на среднем Енисее. Вероятно они мигрировали сюда или были переселены во время жужаньско-телесских войн, которые велись в это время с переменным успехом. В борьбе с телесцами жужане использовали тюрок, переселенных ими на Алтай в середине V века. Один из братьев легендарного тюркского правителя Надулу-шада создал свое государство между реками Афу (Абакан) и Гянь (Кэм, Енисей), называвшееся Цигу (кыргыз) в Минусинской котловине. Этот факт свидетельствует не только о предполагаемом родстве кыргызов и тюрок-ашина, но и воцарении у кыргызов представителей правящего тюркского народа.
С переселением на Енисей кыргызы ассимилировали и включили в свой состав часть местных племен, заимствовали ряд элементов их культуры.
Кыргызы не входят в культурогенез археологических материалов тесинского этапа тагарской культуры и таштыкской культуры в Минусинской котловине. По мнению Вадецкой, таштыкская и кыргызская культуры сосуществовали некоторое время, затем кыргызы вытеснили таштыкцев из Минусинской котловины и частично были ассимилированы кыргызами. При описании кыргызов в период раннего средневековья неоднократно указывается на сходство языка и культуры кыргызов и уйгуров. Это не удивительно, если принять во внимание вхождение тяньгуней в состав гаоцзюйских динлинов и их «перемешивание». Описывая средневековых кыргызов многие источники подчеркивают их европеоидность. Однако из-за обряда кремирования умерших трудно судить об антропологическом облике тяньгуней.
Известны некоторые обычаи кыргызов в период раннего средневековья:
-
татуировка или раскраска лица и тела,
-
чернение лица в качестве отличия,
-
ношение колец в ушах,
-
заплетание волос,
-
погребальный обряд трупосожжения с захоронением останков через год после кремации.
3. Борьба кыргызов за Саяно-Алтай в VI – VIII веках.
С VI вв.н.э. памятники кыргызской культуры распространяются по всей Минусинской котловине до верховьев Чулыма. Это: могильники и курганы чаа-тас и рядовые погребения с характерным для кыргызов погребальным обрядом кремации; временные зимние и летние поселения; петроглифы, тамги, клады. Местное население таштыкской культуры было частично ассимилировано, что отразилось в таштыкских элементах кыргызской культуры, частично оттеснены на периферию минусинских степей в таежную зону и Ачинско-Мариинскую лесостепь. Таежные племена, находясь в Кыргызском государстве, попали в положение киштымов. Кыргызские беги взимали с них дань, совершали на места их обитания грабительские набеги, захватывали пленных, которых заставляли работать в своем хозяйстве.
В начале VI века у кыргызов на Енисее образовалось государство. Во время тюркского восстания и разгрома жужаньского государства кыргызы добились независимости от центрально-азиатских правителей. В 554-555 годы тюркский каганат снова привел в подчинение население Саяно-Алтая. По видимому, кыргызский правитель согласился признать себя вассалом тюркского каганата ввиду неминуемой угрозы вторжения его войска. Кыргызы стали поставлять в качестве дани производимое ими «оружие крайне острое». Минусинская котловина превратилась в базу железоделательного и оружейного производства Тюркского каганата. Кыргызское население стало для тюрок источником рабов из числа военнопленных. После распада в 581 году первого тюркского каганата кыргызы освободились от вассальной зависимости.
Независимое положение сохранялось до 629 года, когда Кыргызское государство было подчинено Телесскому каганату, возглавляемому племенем Сейяньто, зависимость от которого была непродолжительной.
В VII веке кыргызы решили установить прямые контакты с империей Тан. Ко двору императора Тхай-изуна прибыл «государь» кыргызского владения старейшина Сылифа Шибокюй Ачжань. Император устроил в его честь пир, пожаловал его чином и должностью, и захмелевший Сылифа «изъявил желание» стать вассалом императора. Однако на самом деле реальной власти в кыргызских владениях Танская империя не имела.
Кыргызы в последующие годы неоднократно отправляли посольства в Китай, пригоняли для продажи лошадей, приезжали с подарками для выкупа своих соплеменников. В обмен на лошадей кыргызы получали различные товары, главным образом – шелковые ткани.
С восстановлением в 682 году Второго Восточнотюркского каганата кыргызы приняли активное участие в борьбе за гегемонию в Центральной Азии, выступая в составе антитюркской коалиции. В 688 году кыргызы возглавили антитюркские силы на северных границах каганата. Тюркский каган Капаган был вынужден признать за кыргызским владетелем право именовать себя титулом кагана и отдать ему в жены дочь кагана Кутлуга, своего предшественника. Кыргызское государство было уравнено с тюркским каганатом. Правящие роды обоих каганатов заключили мир посредством династического брака. Кыргызский каган Барс-бег проводил активную внешнюю политику. В 707,709, 711 годах кыргызские посольства направлялись в империю Тан.
В 709 году тюрки разгромили союзников кыргызского кагана чиков, обитавших в Туве, захватив плацдармы для вторжения в собственно кыргызские земли. Зимой 710-711 г. тюркское войско совершило тщательно подготовленный внезапный поход на кыргызов. В этом сражении каган Бас-бег погиб, и вместо него победители поставили киргизского кагана. Разгром кыргызского войска и гибель Барс-бега перечеркнули надежды кыргызской знати на гегемонию в Центральной Азии. В Минусинскую котловину вошли тюркские войска.Именно в этот период в долине Енисея и даже в Ачинско-Мариинской котловине распространяются характерные памятники древнетюркской культуры: погребения с конем, поминальные оградки, изваяния, рунические надписи на камне.
Однако тюрки не уничтожили кыргызской государственности. Во главе государства остается кыргызский правитель, сын Барс-бега и племянник тюркского Бильге-кагана. Он сохранил известную самостоятельность, поддерживал дипломатические и торговые связи с другими государствами. Однако военная мощь кыргызов была сильно подорвана. Сохранив самостоятельность, кыргызы вплоть до падения Второго каганата в 745 г. не участвовали в военных действиях в Центральной Азии.
Вновь активно вмешаться в события в Центральной Азии кыргызы смогли лишь после падения тюркского каганата, когда серьезную угрозу для них стал представлять Уйгурский каганат. В 751 г. кыргызы со своими союзниками выступили против уйгурского кагана Моюн-чура. Но противник разбил союзников поодиночке, а в 758 году уйгуры завоевали кыргызское государство, а кыргызский правитель утратил титул кагана. Возможно. Кыргызские земли временно утратили государственное единство. Зависимость кыргызов от уйгуров была более тяжелой, нежели от жужаней и тюрок. На целое столетие кыргызы оказались отрезанными от южных стран, ни одно кыргызское посольство не смогло достигнуть в это время Китая.
В 795 году кыргызы восстали, но уйгуры нанесли кыргызскому войску поражение, захватили большую добычу, убили кыргызского правителя.
В древнетюркских памятниках письменности VIII века неоднократно встречаются сведения об азах или ачах. Предполагается, что «азы» являлись элитарной частью кыргызов, которую необходимо отождествлять с царствующей фамилией Кыргызского государства, которую итайские хроники зафиксировали как «ажо» («аже»).
В войнах с центральноазиатскими кочевниками VI – XIII веков кыргызы нередко терпели поражения, не раз теряли свою самостоятельность. Причиной тому были как неблагоприятное соотношение сил, так и слабости в военной организации, недостаточная оснащенность тяжелым защитным вооружением и выучка войска. К тому же, в это время кыргызы постоянно воевали на два фронта: на юге – с жужанями, тюрками, уйгурами, на севере – с конфедерацией кетских и самодийских племен.
Однако, несмотря на все перипетии их исторической судьбы, кыргызы смогли сохранить на протяжении этих бурных столетий свой этнос, культуру, государственность, ведущее положение среди ближайшего этнического окружения, смогли закрепиться на землях среднего Енисея.
Постоянные войны приносили не только опустошение и людские потери, но и способствовали этнической консолидации. После разгрома тюркского каганата в Минусинской котловине осталась часть тюрок, которая постепенно интегрировалась с кыргызами. Установилась система власти над киштымами, которые частично проникали в кыргызскую среду.
Складывается система крепостей-убежищ, где урывалось кочевое население со своими стадами в моменты боевой опасности.
Опыт борьбы за Саяно-Алтай дал возможность кыргызам выжить как этническому целому и сохранить силы для участия в событиях последующего времени.
4. Эпоха «кыргызского великодержавия».
Период IХ – Х веков, названный В.В.Бартольдом «кыргызским великодержавием», занимает особое место в истории Саяно-Алтая. Это был звездный час кыргызской истории, время поразительных успехов кыргызского оружия, эпоха подчинения кыргызами обширных просторов Центральной Азии. Благодаря этому периоду истории, кыргызы оставили о себе память среди представителей различных народов средневековья, а их великие деяния привлекают постоянное внимание позднейших историков.
События IХ – Х веков, активными участниками которых были кыргызы, изменили саму направленность этнокультурного развития в Центральной Азии.
Началом возвышения кыргызов стало их восстание против уйгурского господства в 20-х годах IХ века. Началась война, длившаяся около 20 лет. Ей предшествовала централизация власти внутри кыргызского государства, а также длительная и тщательная подготовка к войне. В государстве была сформирована военно-административная система, когда войско и народ были подразделены на боевые единицы по десятичному принципу. Создание этой системы сопровождалось применением военной силы. В ходе войны были подчинены кыргызские беги, правители родов и племен киштымов, укреплены тылы государства, расширены восточные, западные и северные границы государства. На востоке в пределы кыргызских владений вошла долина р.Кан, на севере – Ачинско-Мариинская лесостепь и долина Енисея вплоть до устья Ангары. В этих районах обнаружены кыргызские памятники IХ – Х веков. На западе и северо-западе под кыргызское влияние попали Северный Алтай и Притомье и лесостепное Приобье. В этих районах также распространяются памятники с элементами кыргызской культуры.
Политическое и экономическое могущество способствовало демографическому росту в кыргызском государстве, численность которого достигала 0,5 млн. чел.
Для объявления войны кыргызы выбрали момент, когда в уйгурском каганате обострились внутренние распри, когда государство было ослаблено неудачными войнами с тибетцами. Когда кыргызы вступили в войну, усилился натиск на уйгуров и тибетцев. Возможно, их действия были согласованы, поскольку тибетцы поддерживали связи с кыргызами.
Несмотря на ослабление военной мощи уйгуров, военные действия, развернувшиеся на территории Тувы, приняли затяжной характер. Уйгуры сопротивлялись 20 лет, но в решающем сражении под Орду-Балыком кыргызская армия разгромила уйгуров. Хан был убит, Орду-Балык разрушен и сожжен. Уйгуры в панике бежали. Небольшая группа уйгуров была переселена кыргызами в Минусинскую котловину и Туву, где в этот период появляются уйгурские погребения со шкурой коня.
В это время (842 год) кыргызам подчинялись часть районов Восточного Туркестана, а также татары, обитавшие в Восточной Монголии и к югу от пустыни Гоби.
Кыргызский каган, сочтя, что с разрушением уйгурской столицы разгром закончен, перенес свою ставку в Монголию и попытался завязать дипломатические отношения с империей Тан. Империя заинтересовалась возможностью союза с кыргызами. В 843 году в Китай прибыл кыргызский посланник Чжуу Хэсу с письмо от кыргызского кагана. В ответном письме кагану император Вуцзун выразил удовлетворение по поводу разгрома уйгуров и надежду на получение дани и посланий. Он также провоцирует кыргызского кагана на полное истребление уйгуров. В следующем письме указывалось местопребывания уйгуров. Китайцы пытались использовать военную мощь кыргызов против своих врагов, в то же время, опасались близкого соседства с кыргызами, надеясь, что кыргызы передумают переселяться в ставку уйгуров. Кыргызский каган выразил согласие выступить против уйгуров. В том же году кыргызы возобновили военные действия и вторглись в Восточный Туркестан, вновь захватив города Куча и Бешбалык. Китайцы, поощряя вражду кыргызов против уйгуров, опасались их действительного усиления. Они вели двойную игру, отправляя «Диплом», в котором признавались права уйгурского кагана на управление Центральной Азией.
Кыргызские каганы, по-видимому, не пытались удержать под своей властью все земли, куда совершали походы.
В конце IX века кыргызы усиливают натиск на восточный Туркестан. В этой войне потенциальными союзниками кыргызов были тибетцы, также воевавшие с уйгурами. Но уйгурское княжество выстояло в этой борьбе. В начале Х века возникло уйгурское ганьчжоуское княжество. Уйгуры, оставшиеся в Монголии, присылали послов ко двору киданьского императора, и кидани совершили два похода в Монголию. Истощенные многолетней борьбой кыргызы не смогли оказать активного сопротивления киданям. «Кыргызское великодержавие» закончилось. Кидании разделили единый кыргызский этнический массив надвое. Часть кыргызов сохранила за собой Саяно-Алтай и северо-западную Монголию.. Возможно, что кыргызы попали в зависимость от киданей. Ряд ученых усматривает следы киданьского влияния в материальной и духовной культуре енисейских кыргызов.
Другая часть кыргызов осталась в Восточном Туркестане. В конце Х века эти кыргызы попали в зависимость от Турфанских уйгуров.
В дальнейшем обе группы кыргызов существовали обособленно друг от друга.
Со времени образования государства кыргызов на Енисее одной из его важнейших функций стало осуществление внешней политики. Главной целью этой политики на протяжении первых веков существования государства было сохранение его самостоятельности в условиях постоянной угрозы со стороны центральноазиатских кочевых держав.
Одной из форм борьбы за независимое положение было принятие кыргызскими правителями титула кагана, которого они лишались в результате военных поражений.
Другими направлениями деятельности кыргызской дипломатии были попытки создания военных коалиций, поиски союзников в кочевом мире и установление прямых дипломатических, торговых и союзных отношений с империей Тан и Тибетом.
Характерные направления внешней политики Кыргызского каганата в «эпоху великодержавия» были
-
подчинение своей власти всего кочевого населения Центральной Азии,
-
установление контроля над восточно-туркестанским участком Великого шелкового пути.
5. Кыргызы в начале II тысячелетия н.э.
В начале II тысячелетия кыргызы были отрезаны от культурных центров того времени. В 30-егоды Х века кыргызов, «стремившихся к просвещению», принимала «западная граница» государства Ляо. Однако уже в середине Х века между киданями и кыргызами уже не было общей границы.
В Х веке ставка кыргызского правителя была перенесена из Монголии в долину Верхнего Енисея. С переносом политического центра изменилось расселение кыргызских кочевников. Большинство памятников кыргызской культуры XI – XII вв. – курганов типа «хыргыстар сууктэр» находят в долине среднего Енисея, немного – в Туве и Притомье, единичные – в Монголии и на Алтае.
В XI веке соседями кыргызов становятся переселившиеся на Енисей монголоязычные кочевники.Новое соседство способствовало появлению многих новаций в кыргызской культуре: плоские железные наконечники стрел, пластинчатые панцири, новая технология в изготовлении поясной и сбруйной фурнитуры. Предметы сбруи и пояса стали изготавливаться из железа и украшаться серебряной аппликацией.
В состав кыргызского этноса вошло и было ассимилировано большое число киштымов, тюрок и других племен, из-за чего кыргызская культура приобрела «общекочевнический» характер. В то же время делались попытки развития градостроительства, земледелия, введение денежного обращения. Проникали в кыргызские земли иноземные религии: бон, манихейство, буддизм.
Но централизованная военно-административная система в кыргызском государстве деградирует. Децентрализация способствует возвышению наместников отдельных областей – иналов. Кыргызские беги, лишенные возможности обогащаться на завоевательских войнах, организуют грабительские набеги, часто воюют друг с другом.
В конце ХII века земли енисейских кыргызов распадаются на отдельные владения во главе с иналами. Одним из таких самостоятельных кыргызских владений стала Тува.
Кыргызы в этот период сооружали крепости-убежища, где укрывались в момент военной опасности. Масштабы операций значительно сократились. Войны велись ради гегемонии между княжествами.
По мере распада кыргызского государства их сопротивление внешнему давлению ослабевает. Ко времени начала монгольских завоеваний кыргызы уже не располагали единым государством и военной силой для оказания сопротивления монголам под руководством кагана Чингиз-хана.
Последующая монгольская эпоха принесла кыргызским княжествам утрату политической самостоятельности. ВXIII – XIV веках кыргызы вошли в состав Монгольской империи, и их военные формирования стали частью монгольской армии. В качестве военных поселенцев группы кыргызов были расселены в Манчжурии и Северном Китае. Утрата независимости привела к застою в военном деле.
В эту эпоху кыргызские воины были вооружены сложносоставными луками со срединными фронтальными накладками. Стрелы различных типов имели железные наконечники и хранились в колчанах. В ближнем и рукопашном бою кыргызские воины фехтовали палашами и саблями, действовали кинжалами. Для защиты применялись панцири-куяки из узких и широких пластинок, крепившихся изнутри к матерчатой основе с помощью заклепок. Защитой для головы служил шлем.
Монголы распространили на кыргызские земли азиатскую десятичную систему деления войска и народа, и все население Минусинской котловины было сформировано в 1 тумэн войска. Позже территория Саяно-Алтая была поделена на несколько округов. Во главе администрации были поставлены чиновники на монгольской службе. Кыргызы смогли сохранить положение ведущей этнической группы. Однако численность их сократилась. Большой урон кыргызскому этносу на Енисее нанесли переселения. Заметно сократились его численность и территория компактного расселения. Изменилось соотношение коренного населения, т.к. на опустевших землях были поселены монгольские роды кереитов, туматов, ордутов. Привлекались также ремесленники из Китая.
С падением юаньской империи в конце XIV века ее административная система и военные поселения на территории Саяно-Алтая должны были прекратить свое существование. Кыргызские земли, управлявшиеся своими князьями, попали в зависимость от ойратов, стали ареной борьбы между ойратскими и халхасскими ханами.
6. Этнополитический союз «Хонгорай».
6.1. Образование этнополитического союза «Хонгорай».
После падения в 1368 году Монгольской империи Юань, кыргызы в борьбе против восточных монголов объединились в союз с ойратами, где заняли лидирующее положение.
Вероятно, в XV - XVI вв. различные племенные группы (туматы, урдуты, кераиты и др.) были объединены под эгидой кыргызов в единый этнополитический союз «Хонгорай». В хакасском языке в результате стяжения гласных, это историческое название стало звучать как «Хоорай». В географическом отношении Хонгорай и «Кыргызская земля» совпадают с нынешним понятием Хакасско-Минусинского края.
В административном отношении Хонгорай подразделялся на четыре улуса-
княжества и зависимых от них киштымских урочищ: Алтысарский улус, Исарский, Алтырский и Тубинский.
Эпоха средневековья в долине среднего Енисея, охватывающая период от развала Монгольской империи и до присоединения ее к России в начале XVIII века, связана с историческим развитием этнополитического образования Хонгорай.
Хонгорай вел торговлю с Монголией, Китаем, Сибирским ханством и Средней Азией. Из Китая привозили шелковые ткани, фарфоровые изделия, лакированную посуду и др. товары. В Хонгорае находились бухарские, китайские и турецкие купцы. Кыргызы поставляли на азиатский рынок пушнину, мускус, предметы вооружения, железные изделия и т.д.
Все улусы Хонгорая представляли собой единое политическое пространство и вместе с их ясачными людьми были «кыргызского владения землицы».
Наряду с патриархально-родовыми отношениями обществу Хонгорая была присуща и классовая дифференциация: чайзаны (элита) и харачы (простолюдины). К харачы относились и киштымы. По своему происхождению население Хонгоряя разделялось на «хасха сööк» (белую кость, т.е. аристократию) и «пора сööк (серую кость, т.е. плебейское сословие).
Политический центр и столица Хонгорая в начале XVII века располагались в междуречье Черного и Белого Июсов, где находился «кыргызский белый каменный городок».
Для решения государственных дел здесь собирался большой съезд (хурал) представителей всех четырех улусов Хонгорая. На таком форуме решающий голос кыргызским князьям. Здесь же выбирался «лучший» князь, которому поручалась верховная власть. Для управления чайзаны содержали административный аппарат, подобный монгольской модели. Чиновники носили монгольский титул «тузумер». Судебные функции исполняли «яргучи» - особая каста профессиональных хранителей юридических законов. Исполнением княжеских приказов и сбором налогов занимались «чазоолы» (есаулы).
Военное дело кыргызов не отставало от общего развития вооруженных сил княжества Алтын-ханов и Джунгарского ханства. Существовала своя тактика нападения и обороны. В XVII веке Хонгорайская конница насчитывала до тысячи всадников. Хонгорай уже знал огнестрельное оружие, которое покупалось у джунгаров или у русских.
6.2. Взаимоотношения Хонгорая с Монголией и Джунгарией.
В XVI- XVII вв. история Северной Азии ознаменовалась крупными политическими событиями. В 1581-1590 гг. силами казаков было завоевано Сибирское ханство, и начался процесс присоединения Сибири к Российскому государству. В Центральной Азии возникли монгольские феодальные образования Алтын-ханов и Джунгария. Кыргызы оказались между «жерновами» этих государств.
Начиная с первых десятилетий XVII века, Алтын-ханы расширили свои владения и включили Хонгорай в состав своих киштымских урочищ. Когда в 1641 году Я.Тухачевский построил Ачинский острог, то «объясачил» четыре волости: Кызыльскую, Ачинскую, Басагарскую, Камларскую.
Для удержания своей власти над кыргызами Алтын-ханы использовали систему заложничества. Во время боевых действий Алтын-ханы требовали у кыргызов предоставления им военной и экономической помощи. Однако часто кыргызы оказывали монголам упорное сопротивление и демонстрировали свой крутой нрав.
В середине XVII века кыргызские князья отошли от Алтын-хана и взяли ориентацию на Джунгарское ханство. Алтын-ханы и их потомки неоднократно пытались отстоять свои права господства над Хонгораем.
Против русских, стремившихся овладеть Южной Сибирью, алтысарский князь Еренак совместно с джунгарами повел решительную борьбу. Объединенные войска джунгаров и кыргызов в мае 1667 г. напали на Красноярск и нанесли русским тяжелое поражение. В следующем году кыргызы захватили и сожгли Каннский острог, в 1979 г. – первый Ачинский острог.
В ответ Петр I указал воеводам Томска, Красноярска и Кузнецка «кыргызских людей смирить войною». В 1701 – 1702 гг. последовала целая серия походов русских войск против кыргызов. В 1703 г. произошло трагическое событие: жители хонгорайскких улусов под конвоем джунгарских отрядов из долины Абакана были уведены в Джунгарию. В «Калмыцкую землю» ушли 3 кыргызских бега со всеми своими улусными людьми, женами, детьми и скотом. В связи с событиями 1703 г. были и другие случаи откочевывания кыргызов в дальние места: за Саяны, в Туву, даже в Прибайкалье.
В Кыргызской земле к началу XVIII в. обитало примерно 15-20 тысяч человек. Угон населения привел к запустению территории Хонгорая, разрушению его политического строя, исчезновению четырех кыргызских улусов и некоторых аймаков.
Уведенные в Джунгарию кыргызы были поселены по р.Эмель-гол.
Незначительная часть хонгорцев избежала угона.
В декабре 1703, 1704, 1705 года из Томска на Июсы были посланы отряды русских служилых людей, стобы «замирить» и привести к покорности воинственных степняков.
После 1703 года Россия не стала поднимать вопрос о возвращении кыргызов на их прежнее место жительства. Некоторые угнанные кыргызы, не выдержав жизни на чужбине, группами и в одиночку стали возвращаться в Хонгорай. Вероятно, только 8% кыргызов вернулись из неволи. Какая-то часть была убита по дороге. Какая-то осела по дороге среди телеутов, алтайцев, тувинцев и других племен.
В 1733 г. Контайша Галан-Церен решил водворить оттоки телеутов и кыргызов на прежнее место жительства. Русское правительство забеспокоилось по этому поводу. Но только в 1756 г. при нападении Цинской империи на Джунгарию кыргызы решили вернуться на Саяно-Алтай и принять подданство России. Ноцинская армия перебила по пути почти всех возвращавшихся кыргызов. 168 оставшихся в живых китайские власти переселили в Манчжурию в уезд Фуюй, где они живут и поныне. Оставшиеся на территории Джунгарии кыргызы в дальнейшем стали называться калмак-кыркызами.
Среди хакасов ныне насчитывается более 50-ти различных фамилий, относящихся в сеоку кыргыз. Некоторые из них восходят к именам известных бегов и чайзанов начала XVIII в.
Трагические события 1703 года предопределили судьбу этнополотического объединения Хонгорай. Незначительное количество оставшихся кыргызов и их киштымов не смогли отстоять ни политическую независимость, ни социальную структуру своей государственности.
7. Присоединение Хонгорая к России и административное преобразование кыргызских улусов.
В 1707 г. по указу Петра I казаки из Томска, Красноярска и Кузнецка вторглись в Кыргызскую землю и поставили в ее центре Абаканский острог. 30 августа 1707 года в острог собрали 20 есаулов и лучших людей Тубинского улуса. Они представляли 8 аймаков. Есаулы обещали Белому хану «быть в вечном подданстве».
31 августа 1708г. Китай выразил протест и потребовал ликвидации острога. На владение «урочищем Хонгорая» претендовал монгольский князь Гунн Бубэй. Однако Русское правительство считало претензии монголов безосновательными. Однако монгольские феодалы не собирались уступать Хонгорай. До 1727 года джунгары и монголы продолжали собирать с них албан (ясак). Русские сборщики также брали сних ясак по 1 – 6 соболей. Поредевшее население Хонгорая оказалось в тяжелом положении троеданцев. Некоторые роды бывших Тубинского и Алтырского улусов перекочевали за Саяны. Этому решению способствовала и угроза крещения.
В 1716 г. по указу Петра для укрепления позиций России в Хонгорае было
решено поставить русский острог у подножия Саян. Через два года он был построен и перекрыл главный путь сообщения с Монголией.
В 1727 г. между Россией и Китаем был заключен пограничный трактат. По нему все земли и народы, находившиеся на северной стороне Саян, отошли России, а по южной – к Китаю. Вдоль территории Хонгорая было поставлено пять пограничных знаков.
После вхождения в состав России развернулась кампания по крещению жителей Хонгорая. Мужское население заставили отрезать косички.
По преданию, русское правительство вручило бельтырскому князю Миянгасу атрибуты власти – саблю, нагайку и флаг в качестве свидетельства, что за бельтырами стоит сила Российского государства.
Процесс присоединения Хонгорая к России завершился Буринским трактатом в 1727 году. Притязания Монголии полностью прекратились. Однако джунгары еще продолжали собирать албан вплоть до падения Джунгарского ханства.
После присоединения Хонгорая к России ее территория была разделена между Кузнецким, Томским и Красноярским уездами. Остальные группы кыргызов и их киштымов объединились в различные волости и землицы. На месте бывшего Исарского улуса образовалась новая Качинская землица. Качинцы признавались народом татарского происхождения. К северу от Красноярска находилась Аринская землица. Аринцы относились к кыргызским киштымам. Роды аринцев были объединены с родами качинцев. К качинцам были причислены также яринцы. Камасинские роды были объединены в один Абалаков род. Пять родов кашинцев были объединены в один Угумаков род. На территории бывшего Тубинского улуса была организована Койбальская землица, включавшая в конце века шесть административных родов. Название «койбал» вероятно, возникло от имени модарского князя Койбала.
В подчинении Красноярска находились Койбальская. Качинская и Камасинская землицы. В долине Абакана образовалась Сагайская землица. Сагайцы относили себя к коренным жителям Хонгорая и по преданиям происходили от «кыргысского племя». По левобережью Абакана была создана Бельтырская землица. Хакасский исторический фольклор относит бельтыров к потомкам хоорайцев, уведенных джунгарами за Алтай и затем бежавших назад. Скитаясь на чужбине, они смешались с монголами и стали называться – метисы черных монголов. С течение ХIХ века они слились с сагайцами. Бирюсинские роды,яалявшиеся киштымами бывшего Алтырсарского улуса, вобрали в себя часть вернувшихся кыргызов и шорских сеоков. Со временем, они также стали называться сагайцами.
Численность сохранившегося населения Хонгорая в XVIII в. резко возрастает. В 1795 году, согласно архивным документам, насчитывалось 8,5 тыс. душ мужского пола. Вероятно, только к концу этого века коренное население Хакасии достигло численности, которая была накануне угона 1703 года.
В 1822 г. Хакасия была включена в состав новообразованной Енисейской губернии. Разрозненные землицы и волости хакасов были объединены в 4 степные думы: Кызыльскую, Качинскую, Койбальскую и Сагайскую.
С присоединением Хонгорая к России с политической арены Южной Сибири исчезает имя кыргызов и историческое название их Родины.
История кыргызов полна яркими и драматическими событиями, вместившими замечательные военные победы, завоевание обозримых просторов Центральной Азии, расцвет культуры эпохи «Кыргызского великодержавия», а также горькие поражение, утраты независимости и многих достижений культуры.
Но несмотря ни на что, кыргызский этнос возраждался вновь и вновь, как феникс из пепла, просуществовал на Енисее полторы тысячи лет, в то время как его многие могущественные противники канули в лету.
Так было до рокового 1703 года, когда джунгары угнали большую часть кыргызского населения в Джунгариюи тем самым закрыли последнюю страницу истории кыргызской государственности.
История енисейских кыргызов во многом интересна и поучительна и для людей сегодняшнего дня для возрождения национального самосознания, традиций и многовековой культуры.
19