История формирования кумыкской детской литературы
Существенная роль в духовном воспитании и развитии человека как личности принадлежит детской литературе. Литература способствует развитию воображения и речи у детей, помогает систематизировать восприятие ими окружающего мира. Хорошая детская книга служит средством общения ребенка с окружающей средой, участвует в формировании его личности.
Интересна и многоцветна дагестанская детская литература. Для её становления и развития много сделали в разное время М.-Э. Османов, Абусупь-ян, Т.Бейбулатов, Н.Ханмурзаев, А. Баширов, Г. Цадаса, А.-П. Салаватов, X. Авшалумов, Аткай, Р. Гамзатов, М.Митаров, А. Аджиев, Р. Рашидов, Н. Юсупов и многие другие.
Сформировавшаяся на лучших традициях русской и многонациональной детской литературы народов России, в результате творческого осмысления жизни, освоения эстетического опыта и богатств дагестанской детской литературы, кумыкская детская литература являет собой составную часть художественной литературы Дагестана.
В дагестанской литературоведческой науке наиболее удачными работами, посвященными изучению зарождения и развития дагестанской и кумыкской детской литературы, нам представляются работы Ф.Х. My хаме до-вой «Зарождение и развитие дагестанской советской детской поэзии» и Н.К. Аджаматовой «Возникновение и развитие кумыкской детской поэзии (конец XIX - первая половина XX века)» .
В отличие от Ф.Х. Мухамедовой, которая относит настоящее развитие дагестанской детской кумыкской литературы к 30-м годам XX в. и даже позже, Н.К. Аджаматова настаивает на начале развития детской литературы еще во второй половине XIX века. Для подтверждения своей точки зрения она анализирует произведения М.-Э. Османова, Абусупьяна Акаева, М. Алибеко-ва, сборник стихотворений «Насихат» («Наставление»), изданный М.-Э. Ос-мановым в 1899 году в Казани.
Несомненным остается тот факт, что современная кумыкская детская литература, как и вся дагестанская литература в целом, берет свое начало в фольклоре.
В своей работе Н. Аджаматова отмечает, что «свое самостоятельное развитие кумыкская детская литература начала в дореволюционные годы, когда она еще оставалась частью «взрослой» литературы»1. У Мухамедовой и у Аджаматовой детская литература, существовавшая со второй половины XIX века, в начале XX в. отпочковалась от «взрослой» литературы, и перестала существовать только как учебная литература.
В XIX и в начале XX века «потребности детей и юношества в художественном слове удовлетворяли народные героические песни (йыры) и сказки... Традиции народного творчества ускорили развитие детской литературы. Сильное влияние фольклора сказалось на творчестве первого поколения дет-ских писателей» . У истоков кумыкской детской литературы находились Аб-дурахман из Какашуры, И. Казак, М.-Э. Османов, Абусупьян Акаев, А. Ба-широв, Н. Батырмурзаев, М. Алибеков, А. Баширов, Т. Бейбулатов, А.-П. Са-лаватов, Н. Ханмурзаев, Ю. Гереев, Абдулла Магомедов, Казияу Али, Б. Ас-темиров, А. Акавов. За ними следовали А.-В. Сулейманов, Аткай, А. Аджиев, К. Султанов, И. Керимов.
Более позднему поколению детских писателей «предстояло ее (детскую литературу - М.И.) создать по творчеству Абусупьяна, А. Магомедова, Кази-яу Али, А. Акавова...»].
Следует отметить, что переводная литература оказала также свое влияние на развитие детской литературы. В 20-30-ые годы переводы произведений А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Д. Н. Мамина-Сибиряка и других русских поэтов и писателей дагестанскими поэтами Т. Бейбулатовым, М. Чари-новым, М. Дибировым способствовали развитию дагестанской литературы.
С приходом в детскую литературу Т. Бейбулатова, А. Баширова, А.-П. Салаватова, Аткая и А.Аджиева в кумыкской детской литературе впервые были выдвинуты иные требования к детской книге, как к могучему средству всестороннего воспитания ребенка.
Именно их творчество явилось фактором, определяющим задачи детской литературы, ее художественные принципы и место в системе воспитания. Произведения А. Аджиева, Аткая, К. Султанова, А.-В. Сулейманова, Ш. Альбериева почти полностью отличались от произведений их предшественников, которые были пронизаны нравоучениями, как, например. Н. Ханмур-заева «Мактаплы ёлдашгъа эки сёз» («Назидания школьнику») или Абусупьяна «Мактапгъа бар, мактапгъа» («Пора идти в школу»). В большинстве произведений для детей конца Х1Х-начала XX века мораль явно навязывалась читателю или в них определенно звучал призыв. Эта особенность детской литературы была обусловлена времен