СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История фотографии

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка мероприятия, в которой рассказывается о истории возникновения и развития фотографии с точки зрения искусства

Просмотр содержимого документа
«История фотографии»

Акулова А. В. Второй курс

Данное мероприятие разработано и проведено для обучающихся общеобразовательных школ. Рассчитано на обучающихся основной школы с опорой на общую эрудицию. Методическим сопровождением мероприятия может быть электронная презентация. После знакомства с историей проводится познавательная викторина, в которой использованы признанные шедевры фотоискусства. Проводится в форме краткой истории произведения и поставленного вопроса.

Я представляю разработку, которая была реализована в ноябре 2014 года в связи с 175-летием создания фотографии. Мероприятие прошло на хорошем уровне, судя по реакции детей им понравилось, особенно бурную дискуссию вызвала викторина, но можно сделать вывод, что на изучение вопросов искусства уделяется очень мало времени. Дети читают очень мало, поэтому общая эрудиция практически не развита. Такие мероприятия способствуют или помогают в решении этих проблем.

«ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ»

Продолжительность проведения: 40 минут.

ЦЕЛЬ: ознакомление обучающихся с историей фотографии как области искусства

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ПК

  • Мультимедийный проектор

ЗАДАЧИ:

  • Ознакомление с историей создания фотографии;

  • Показать эстетическую ценность изобретения;

  • Развитие способности давать оценку фактам и событиям;

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка;

  • Развитие любознательности и познавательной активности.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Цифровая фотография стала неотъемлемой частью современного мира, сумев буквально за пару десятков лет превратиться для нас в обыденное явление. Она имеет многочисленные преимущества над аналоговой фотографией, но в этой статье мы уделим внимание не фотографии, а ее истории и истории создания шедевров фотоискусства.

С незапамятных времен было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом виде. Это свойство темной комнаты (или камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю. Принцип работы камеры-обскуры описал в своих трудах Леонардо да Винчи.

Пришло время, когда камерой-обскурой стали называть ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги. Это была «фотография до фотографии», а труд рисовальщика был упрощен.

Хотя попытки получения фотографического изображения проводились еще в 17 веке, годом изобретения фотографии считается 1839, когда в Париже появилась так называемая дагеротипия. До создания которой предпринималось не мало попыток создать что-то похожее на фотографию. Французский изобретатель Нисефор Ньепс один из первых смог создать нечто отдаленно напоминающее современную фотографию. Он впервые нашел способ закрепления изображения, получаемого в камере-обскуре, используя в качестве светочувствительного вещества асфальтовый лак.

Ньепс использовал лист жести. На этом листе его сын рисовал жирным цветным карандашом картинки. Сам Ньепс не умел рисовать и после призыва сына в армию он стремился заставить «рисовать» свет. Достичь цели удалось с помощью битума и животного масла. Таким образом, "первая фотобумага" была изготовлена из асфальта!  Когда полученное на покрытии изображение затвердевало и становилось видимым простым глазом, Ньепс в темной комнате обрабатывал пластину кислотой. Она растворяла покрытые линии изображения, защищенное от воздействия света во время экспозиции и остававшееся мягким и растворимым. Затем гравер четко гравировал линии, покрывал пластину чернилами и отпечатывал необходимое количество экземпляров. В результате получалась гравюра, созданная не художником, а светом — гелиография. Первое стойкое изображение в камере-обскуре Ньепс получил в 1822. Однако сохранилась лишь гелиография 1826 года. Экспозиция длилась восемь часов! Так Ньепс, впервые в истории, сумел избавиться от услуг художника и зафиксировать точное изображение объекта, «нарисованное» светом, но при этом использовался ручной труд гравера. Такая гелиогравюра представляла собой лишь начальный этап в изобретении фотографии, а четкость изображения на гелиогравюрах была невелика.

В 1827 Ньепс встретился с Луи Дагером, богатым и процветающим владельцем Парижской диорамы, которая представляла собой громадное сооружение с огромными полотнами. Он знал камеру-обскуру и делал наброски с натуры для создания иллюзии реальности в своей диораме. Дагер не изобрел фотографии, но сделал ее действующей и популярной. Его идея заключалась в том, чтобы получать изображение на полированной поверхности. Время экспозиции в камере-обскуре составляло от 15 до 30 минут. В результате получалась единственная фотография – позитив, названная дагерротипом. Несколько таких пластинок сделать было невозможно. Изображение на пластине получалась зеркальным, рассматривать его можно было только при определенном освещении

Следующий вклад в развитие фотографии внес Уильям Толбот. Он пытался копировать виды природы с помощью камеры-обскуры. Но он не обладал навыками рисования. Поэтому ему захотелось зафиксировать изображение, которое он видел в камере-обскуре. Толбот знал о том, что свет может воздействовать на свойства различных материалов, и изобрел такой светочувствительный материал. Первым был снимок решетчатого окна его дома. Выдержка длилась в течение часа. Так он получил первый в мире негатив. К нему он прикладывал другой такой же лист бумаги и засвечивал их. Так Толбот получил позитивный отпечаток. Первые снимки были темными, нечеткими и пятнистыми, а чувствительность его бумаги была очень низкой.

В январе 1839 Толбот узнал о том, что в Академии наук в Париже Араго сделал сообщение об изобретении Л. Дагера — дагерротипе. Это побудило Толбота опубликовать сообщение о процессе, который использовал он сам. В конце января того же 1839 он попросил Фарадея показать на заседании Лондонского Королевского общества свои работы, а 31 января 1839 сделал там доклад "Некоторые выводы об искусстве фотогеничного рисунка, или о процессе, с помощью которого предметы природы могут нарисовать сами себя без помощи карандаша художника". Он боялся, что изобретение Дагера окажется таким же, как его собственное, и не хотел потерять свой приоритет. При этом Толбот не осознавал, что Дагер разработал совершенно другой процесс. Джон Гершель назвал изобретение Толбота фотографией и пустил в обращение слова "негатив" и "позитив". В 1840 Толбот изменил и улучшил процесс получения снимков. Это позволило ему делать фотографии за несколько минут. Он назвал свой процесс калотипия. Проявлял он бумагу в кислоте, затем фиксировал изображение в специальном растворе, промывал негатив в чистой воде, высушивал и натирал воском, делая его прозрачным. С помощью солнечного света он делал с негатива контактные отпечатки на хлорсеребряной бумаге. В 1841 он запатентовал этот процесс, а в 1842 получил медаль Королевского Общества за эксперименты с калотипией.

Калотипия Толбота и дагерротипия Дагера имели принципиальные различия. В дагерротипе сразу получалось позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине. Это упрощало процесс, но делало невозможным получение копий. В калотипии сначала изготовлялся негатив, с которого можно было сделать любое количество позитивных отпечатков. Поэтому калотипия намного ближе к современной фотографии, несмотря на то, что качество дагерротипов было намного выше, чем калотипов.

Не менее значимый вклад в развитие фотографии внес британский физик Джeймс Клeрк Максвелл. Однажды он задумывает доказать свою трехкомпонентную теорию цветов. 17 мая 1861 года Максвеллу была предложена высокая честь – прочесть лекцию перед "Королевским обществом" – "О теории трех основных цветов". И вот на этой лекции Максвелл решил привести окончательное, уже бесспорное доказательство своей трехкомпонентной теории. Когда он обратился к одному из самых искушенных фотографов того времени, редактору издания "Заметки о фотографии" Томасу Саттону, с предложением сделать цветную фотографию, тот поразился. И, разумеется, отказался. Максвеллу стоило больших усилий уломать его. Решено было сфотографировать бант, повязанный из трехцветной ленты, помещенный на фоне черного бархата. Фотографирование велось при ярком солнечном свете.

Лекция была, конечно, полным триумфом трехкомпонентной теории цвета. И никто тогда не понял, что главное значение того дня было вовсе не в торжестве трехкомпонентной теории, а в том, что в процессе доказательства этой теории миру была впервые продемонстрирована цветная фотография!

Современная цифровая фотография изначально развивалась с завидной стремительностью и очень трудно представить нашу жизнь без нее. Наука, медицина, космические исследования и другие области нашей жизни очень широко применяют фотографию. Фотографы-мастера тоже не остаются в стороне и создают все новые и новые шедевры фотоискусства. Современные технологии развиваются гигантскими шагами и очень сложно предположить, что ее ждет года через два-три.

ПОЗНАВТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

(возможный вариант проведения)

Детям было предложено по описанию фотографии и ее изображению назвать человека, на ней запечатленного, события, предшествующие кадру, название фотографии

  1. Шла Вторая Мировая война, Лондон регулярно бомбили, в такие периоды каждый народ нуждается в сильном, уверенном в себе, лидере. Именно тогда и появился портрет этого человека, который был растиражирован на тысячах открыток и вошел почти в каждый английский дом. Этот портрет передает решительность, неустрашимость и благородный гнев премьер-министра – вот почему он так пришелся по душе англичанам. Фотографу удалось не только поймать, но и невольно создать эти эмоции на лице политика. Дело в том, что портрет был сделан во время визита премьер – министра в Канаду, и у автора было всего несколько минут для съемки.
    Когда премьер-министру сказали о необходимости задержаться возле фотографа, он выразил свое неудовольствие, но пошел… и вот все готово, но фотографу очень мешала в кадре сигара, с которой, как известно, этот человек не расставался. Тогда фотограф резко подошел к премьеру, вырвал у него из губ сигару, вернулся к фотоаппарату и смог запечатлеть гнев лидера Великобритании в одном единственном кадре. Кто изображен на фотографии? (премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль)

  2. Эта фотография была сделана 12 июля 1942 года, западнее Ворошиловграда фронтовым корреспондентом М. В. Альпертом. Это, пожалуй, один из самых известных фотоснимков Великой Отечественной: командир с пистолетом в поднятой руке поднимает бойцов в атаку. На снимке - младший политрук Алексей Гордеевич Ерёменко (до войны - председатель колхоза), погибший через несколько минут после выполнения фотографии...
    Вот рассказ очевидцев: "...А было это, утром, 12 июля. На нас обрушился шквальный артогонь. Первую атаку мы отбили. Но во время второй дрогнул правый фланг дивизии. Бойцы начали отходить. Мы были оглохшие, ослепшие, у многих текла из ушей кровь - полопали барабанные перепонки! Я получил приказ восстановить положение, остановить солдат, ибо ситуация создалась критическая. Бегом бросился навстречу отступающим. И тут увидел Еременко. Он тоже бежал наперерез бойцам. "Стой! Стой!" - кричал он. Мы залегли. Собрали вокруг себя людей. Немного нас было, горстка. Но Еременко решил контратаковать, чтобы восстановить положение. Такое не забывается. Он поднялся во весь рост, закричал, бросился в атаку. Мы ворвались в траншеи, завязалась рукопашная. Дрались прикладами, штыками. Фашисты дрогнули, побежали. Вскоре в одной из траншей я увидел Еременко. Он медленно падал. Я побежал к нему и понял, что в помощи младший политрук уже не нуждается... "
    А вот рассказ самого фотокорреспондента:
    " ... Этот снимок я сделал приблизительно в середине лета сорок второго года под Ворошиловградом. Для съемок облюбовал окопчик, отрытый чуть впереди обороны. Фашисты готовились к атаке. Помню, сначала налетели самолеты. Потом ударила артиллерия, и вражеская пехота пошла в атаку. Разгорелся жестокий бой. Я увидел, что невдалеке поднялся во весь рост офицер. Только я успел нажать спуск камеры, как осколком разбило объектив. Думал, пленка пропала... Кто был тот офицер? Когда я возился с разбитым фотоаппаратом, по цепи пронеслось: " Еременко убили", я был уверен, что речь идет об этом офицере. Ведь он первым бросился под вражеские пули. Как называется эта фотография? (Комбат)

  3. В июне 1985 года на обложке National Geographic была опубликована фотография неизвестной 13 летней девочки из Афганистана. В комментариях было сказано, что фото сделано в лагере беженцев в Насир Баг, Пакистан, куда девочка попала после гибели своих родных. Её семья пробиралась через горы в лагерь, но по дороге была замечена советскими вертолетами и попала под обстрел.  Автор фото Стив Маккьюри.  Стива Маккьюри постоянно просили прокомментировать путешествие в Пакистан и фотографию девочки. Самое известное его высказывание: "Этот портрет для меня соединил душевные раны девочки, ее судьбу, вообще всю ситуацию при которой человек вынужден сняться с места и жить в лагере беженцев за сотни миль от своего дома. С какой известной картиной сравнивают эту фотографию (Джоконда)

  4. Необычная фотография известного ученого. Дело в том, что 72- летний ученый устал от постоянного преследования прессой, достававшей его в университетском городке Принстоне. Когда его в стотысячный раз попросили улыбнуться в камеру, вместо улыбки он предъявил в камеру Артура Сэйсса высунутый язык. Этот язык - язык гения, именно поэтому фотография моментально стала классической. Теперь ученого всегда будут помнить и считать большим оригиналом – всегда! Как фамилия этого ученого? Его научная специальность? (Альберт Эйнштейн. Физик)

  5. Французская певица Эдит Пиаф в период оккупации выступала в лагерях для военнопленных на территории Германии, после которых фотографировалась на память с ними и немецкими офицерами. Но ее никто на порицал за это. Зачем она часто фотографировалась? (в Париже лица военнопленных вырезали и вклеивали в фальшивые документы. Пиаф ехала в лагерь с повторным визитом и тайно провозила эти паспорта, с которыми некоторым пленным удавалось бежать).

  6. Так называется одна из самых известных фотографий в мире. Сейчас эта фотография уже начала забываться, но еще несколько лет назад она была фоном рабочего стола на миллионах компьютеров всего мира. Фотографию сделал в 1996 году фотограф National Geographic Чарльз О’Риэр. Многие считают этот пейзаж результатом обработки в графическом редакторе, но фотография более чем реальная и никаких программ обработки изображений для ее создания использовано не было. Мало того, фотография из разряда случайных, Риэр проезжал мимо виноградников и впечатленный их красотой сделал свой самый знаменитый кадр. (Безмятежность)

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

  1. Кантен Бажак. История фотографии. Возникновение изображения. АСТ. Астрель. М. 2006

  2. http://www.fotokomok.ru/ История развития фотографии как искусства

  3. http://photo.nabiraem.ru./ Фотоистория. Развитие фотографии как искусства

  4. http://ru.convdocs.org/docs/index-187603.html История фотографии - как все начиналось

  5. http://vlasti.net/news/34499 13 фотографии изменивших мир




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!