Просмотр содержимого документа
«История генетики»
История развития генетики
урок для 9 класса
учитель Суднева Т.Ю.
900igr.net
Химера – порождение Тифона и Ехидны, невиданное существо с львиной пастью, козьим туловищем и хвостом змеи ( из древнегреческой мифологии)
Фантазии людей
И что же видят?.. За столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот. А.С.Пушкин
ГЕНЕТИКА ( греч. Genesis – происхождение ) - наука о наследственности и изменчивости организмов. История развития генетики.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Познакомиться с наукой «генетика», ее историей и достижениями.
- Определить место генетики в современном мире.
- Показать роль генетических знаний в решении глобальных проблем человечества.
- Формировать умения самостоятельно находить информацию в СМИ и использовать ее в учебной деятельности.
Грегор Иоганн Мендель (1822 – 1884)
- австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности
- 1865 г. «Опыты над растительными гибридами»
- разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков;
- сформулировал основные законы наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания.
- высказал идею существования наследственных задатков (или генов, как их потом стали называть
1900 год – рождение генетики
- Гуго Де Фриз (1848 – 1935) - голландский ученый
- Эрих Чермарк (1871 -1962) – австрийский ученый
- Карл Корренс (1864 – 1933) – немецкий ученый
независимо друг от друга переоткрыли законы Г.Менделя
«Ген – это просто короткое и удобное слово, которое легко сочетается с другими…»
- В 1906 году Уильям Бэтсон (1861 – 1926) – английский ученый, предложил термин « генетика » для обозначения новой науки
- В 1909 году датский биолог Вильгельм Людвиг Иогансен (1857 – 1927) предложил термин « ген » в книге «Элементы точного учения об изменчивости и наследственности»
Томас Морган (1866 – 1945)
1933 г., Нобелевская премия
по физиологии и медицине
за экспериментальное обоснование
хромосомной теории наследственности ;
Раскрыл хромосомный механизм определения пола.
Н.И.Вавилов(1887 – 1943) – российский генетик, растениевод, географ, организатор и первый директор (до 1940г.) Института генетики АН СССР.
- 1922 г. – «закон гомологических рядов» -
- 1926 г. – «Центры происхождения и разнообразия культурных растений»
Лысенко и лысенковщина
- отрицал классическую генетику как «идеалистическую» и буржуазную;
- утверждал возможность «перерождения» одного вида в другой;
- В результате монополизма Лысенко и его сторонников в СССР в 30 – 40 годы были разгромлены научные школы в генетике, затормозилось развитие биологии и сельского хозяйства.
Лысенко Трофим Денисович
(1898 – 1976)
История генетики в датах
- 1935г - экспериментальное определение размеров гена
- 1953 – структурная модель ДНК
- 1961 – расшифровка генетического кода
- 1962 – первое клонирование лягушки
- 1969 – химическим путем синтезирован первый ген
- 1972 – рождение генной инженерии
- 1980 – получена первая трансгенная мышь
- 1997 – клонировали овцу Долли
- 1999 – клонировали мышь и корову
- 2000 год – геном человека прочитан!
«Расшифровка структуры генома – это точка на первой странице в толстой книге, которую еще должно написать человечество. Начинается новый, третий этап в биологии: после дарвиновской, описательной, и молекулярной биологии последних 50 лет биология функциональная, которая будет напрямую влиять на жизнь людей»
акад. Л.Киселев
«Человека больше всего на свете интересует он сам. Все, что имеет к нему отношение, - предмет наивысшего внимания. Со временем пришло понимание того, что все упирается в биологию человека, а вся биология человека упирается в геном. Козьма Прутков говорил: зри в корень. В организме человека главный «корень» - это и есть геном»
проф. В.З. Тарантул
Значение генетики в современном мире
ОКРЫТИЯ ГЕНЕТИКОВ: добро или зло?
«Дальнейший прогресс человечества во многом связан с развитием генетики. Вместе с тем необходимо учитывать, что неконтролируемое распространение генноинженерных живых организмов и продуктов может нарушить биологический баланс в природе и представлять угрозу здоровью человека.»
В. А. Аветисов
- Я думаю, что генетика – это самый ________ раздел биологии, потому что _______ .
- Изучая генетику, я хочу _____________ .
- На мой взгляд, знания по генетике необходимы мне в жизни, так как ___________
ДОМА
- П. 17
- конспект в тетради: значение генетики
- вырезки из СМИ о значении генетики в наше время