СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"История города Выкса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"История города Выкса"»

История города Выкса

Н ачало Выксе было положено в 1765 г., когда выходцы из Тулы заводчики братья Баташовы обнаружили в окрестностях современной Выксы залежи болотной железной руды — лимонита. Её разработка была организована с помощью неглубоких конических ям — «дудок». Постепенно в Выксе были построены три металлургических завода, на которых работали крепостные рабочие. Село быстро росло. В его окрестностях — Велетьме, Досчатом, Виле — также были созданы железоделательные заводы. Для производственных нужд была организована система прудов площадью до 585 га и глубиной до 9 м.


Выкса славилась мастерством металлургов и богатством заводчиков. Они создали великолепный пейзажный парк со зверинцем, оранжереями, где зимой выращивали цитрусовые, с искусственным озером и театром. Рядом построен дворец Баташевых, с видом на просторы Верхневыксунского пруда. В Выксе и ее окрестностях отливали квадригу коней и статую Аполлона, украшающую Большой театр в Москве, конную группу на Триумфальной арке в Москве, решетку Александровского сада у Кремля. Заводы выпускали оружие, листовой прокат, гвозди, проволоку, литье, сортовое железо, трубы.

В ХIХ в. Выксунские заводы неоднократно переходили из рук в руки, но новые собственники оказались неспособны совершенствовать технологии, объемы производства падали, продукция теряла конкурентоспособность. В XIX же веке в Выксе у родственников, владеющих заводами, жили и работали известный драматург А.В. Сухово-Кобылин и прозаик Е.А. Салиас де Турнемир. Последнему принадлежит популярный роман «Владимирские мономахи», описавший историю Выксунских заводов и их хозяев.

В конце ХIХ в. в Выксе строится крупнейшая в России той поры система узкоколейных железных дорог, связывающих заводы с местами добычи руды и лесоразработками. Значительная их часть сохранилась и по сей день. В частности узкоколейки — единственная связь с Большой землей таких поселков как Димара, Новый Лашман, Лесомашинный, Тупик, Домики. Пассажирский поезд состоит из 2-3 вагонов и ходит по маршрутам станция Лесозавод — Димара (с заездом в Новый Лашман) и Унор — Тупик ( с заездом в Лесомашинный).

В 1934 г. Выкса приобретает статус города и получает новый импульс к развитию. Идет масштабное перевооружение металлургии: мелкие предприятия (как заводы в Виле и Велетьме) закрываются или перепрофилируются (в Досчатом), на Выксунском заводе вступают в строй новые, оснащенные современным оборудованием, ориентированным уже только на передельную металлургию. В строй вступают заводы дробильно-размольного оборудования (в дни войны он выпускал бронемашины), тепло — изоляционных материалов, появляются деревообрабатывающие предприятия и предприятия пищевой промышленности.

В 1970-1980 гг. город существенно вырос: в Выксе вступили в строй трубное производство, которое обслуживало строительство нефте- и газопроводов и крупнейшее в мире колесное производство. В городе в этот период были возведены новые жилые районы, оформилась застройка центра.

Продукция Выксунского металлургического завода высоко котируется и за рубежом: он является поставщиком колес для железнодорожного транспорта не только России, но и США, Южной Кореи, Индии, ряда европейских стран.

Род основателей Выксы

Родоначальником предпринимательской династии Баташовых считается кузнец тульской оружейной слободы Иван Тимофеевич Баташов, который в 1717 году построил свой первый водяной доменный завод на реке Тулице. Некоторые исследователи полагали, что Баташов был управляющим самого известного заводчика в России Акинфия Демидова.

Ивана Тимофеевича знали в царском кругу. Он слыл крупным специалистом-металлургом. В качестве советника его приглашали смотреть казенные заводы. А потом и сам Баташов стал «железных заводов промышленником».

Дело, начатое Иваном Тимофеевичем, должны были продолжить два его сына: Александр и Родион. Старший сын Александр не отличался умением управлять предприятиями. Родион же стал удачливым предпринимателем: после смерти старшего брата он приобрел его завод, «находящийся в ветхости», а вскоре построил еще один.

Наметившийся курс на экономическое развитие предпринимательской династии был прерван сенатским указом 1754 года об уничтожении металлургических, винокуренных и стекольных заводов, расположенных в радиусе 200 верст от Москвы, в связи с угрозой полного истребления лесов на нужды производства. Родиону Ивановичу два завода пришлось закрыть. Эти события подкосили здоровье потомка тульских кузнецов, и в возрасте 34 лет он скоропостижно скончался, оставив после себя двух сыновей — 16-летнего Андрея и 12-летнего Ивана.

Первые купленные земли Баташовы оформляли на имя Никиты Демидова. В те давние времена покупать землю разрешалось только дворянину. Баташовы ими не были, вот и пришлось чужое имя называть. Только спустя долгое время, в 1783 году, они добились дворянского звания.

Крупнейшая достопримечательность Выксы — парк в самом ее центре площадью 41 га. Он распланирован во французском стиле по образцу известных европейских парков в Версале, Летнего сада в Петербурге, парков Петергофа. Композиционная ось парка — главная липовая аллея — на юге заканчивается домом-дворцом Баташовых. Выксунский парк — ценный памятник садово-паркового искусства, который сегодня вместе с голубым ожерельем прудов создает самобытный оригинальный образ Выксы.