СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История и культура мордовского края

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе программы курса для 5- 9 классов общеобразовательных учреждений Министерства образования Республики Мордовия, методических рекомендаций для основной школы под редакцией авторского коллектива Н. М. Арсентьева, планируемыми результатами основного общего образования по истории и культуре Мордовского края. 

Просмотр содержимого документа
«История и культура мордовского края»

МБОУ «Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»

Рузаевского района Республики Мордовия


Рассмотрена и одобрена

на заседании методического

объединения

Руководитель МО

_________ /Сорокина Н. В./

«____» ____________ 2018г.









Согласована

с заместителем директора

по УВР

________/Марченкова Г. А./


«____» ____________ 2018г.









Утверждена

руководителем

образовательного

учреждения

_______________ / Михалкина Е. В./

«_____» ______________2018г.


















Рабочая программа

учебного курса «История и культура Мордовского края»

в 9 классе










Составитель: Митяева Регина Александровна













2018-2019 учебный год

Рабочая программа разработана на основе программы курса для 5- 9 классов общеобразовательных учреждений Министерства образования Республики Мордовия, методических рекомендаций для основной школы под редакцией авторского коллектива Н. М. Арсентьева, планируемыми результатами основного общего образования по истории и культуре Мордовского края.


Место предмета в учебном плане


Согласно учебному плану МБОУ «Арх-Голицынская ООШ», курс «История и культура мордовского края» внесен в инвариантную часть регионального Базисного плана.

Его преподавание ведется в 5-9 классах (по 17 часов в каждом).


Учебно-методическое обеспечение


Используемый учебник: История и культура мордовского края в XVII-XVIII веках; учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ под ред. проф. РАН Н.М. Арсентьева ; Издат. центр ИСИ   МГУ им. Н.П. Огарева. – Саранск, 2007. – 200с.

Дополнительная литература

  1. История Мордовии. С древнейших времен до середины XIX века. Под. ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова/ Саранск, 2001 г

  2. История Мордовии: От эпохи великих реформ до великой российской революции / В.М. Арсентьев, Н.М. Арсентьев, С.Б. Бахмустов и др. ; под ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005 г.


Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории и культуре Мордовского края 7 класса


Предполагается, что результатом изучения истории и культуры мордовского края в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей—социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории родного края в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории родного края в основной школе выражаются в следующих качествах:

• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории родного края учащимися 5-9 классов включают:

• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, своего края и мира.


Содержание учебного курса

Тема I

Мордовия в начале XX века: революция или реформы?

1 урок. Социально-экономическое развитие мордовского края к началу XX века. Сословно-классовый состав населения на рубеже веков. Национальный состав населения. Итоги освобождения крестьян от крепостной зависимости. Аграрный вопрос. Общественно-политическое развитие: социальные конфликты, первые политические организации на территории Мордовии.

2 урок. Революция 1905—1907 гг. в мордовском крае. Нарастание социально-политической активности рабочих и крестьян, возникновение профсоюзных организаций. Октябрьская политическая стачка. «Рузаевская республика». Мордовия в условиях спада революции.

3 урок. Попытки экономических преобразований. Реформы П.А.

Столыпина и способы их реализации. Переселенческое движение. Социальное расслоение деревни, приток рабочей силы в промышленность.

4 урок. Мордовия в годы первой мировой войны. Состояние промышленности и сельского хозяйства в годы первой мировой войны. Разложение политической системы. Революционное движение.

Тема II

Революционные события 1917 года и гражданская война на территории мордовского края.

5 урок. Февральская революция на территории края. От Февраля к

Октябрю. Октябрьская революция. Формы, методы и сроки установления советской власти в уездных центрах и на селе. Выборы в Учредительное собрание. Первые декреты.

6 урок. Возникновение условий для начала гражданской войны. Борьба

сил революции и контрреволюции в 1918—1920 гг.: выступления чехословаков в мае 1918 года и начало гражданской войны; комплектование частей и подразделений Восточного и Южного фронтов (Г. Гай, Ф. Миронов). Политика «военного коммунизма» и ее последствия.

Тема III

Мордовия в 20—30-е годы 7 урок. Причины поворота к НЭПу: кризис экономики и голод 1921 года. Противоречия НЭПа и попытки их разрешения. Курс на индустриализацию и подготовка массовой коллективизации в Мордовии.

Социально-экономическое развитие: стратегия свертывания НЭПа; I и II пятилетние планы и их реализация. Особенности индустриализации в Мордовии. Осуществление курса на полную и ускоренную коллективизацию.

8-9 уроки. Общественно-политическая жизнь. Поиски форм национальной государственности: создание Мордовского округа, образование Мордовской АО, провозглашение МАССР; принятие Конституции МАССР. Развитие командно-административной системы и бюрократизация аппарата. Возрастание роли репрессивных органов. Острова ГУЛАГа в Мордовии. Репрессии 1930-х годов в Мордовии. Советская власть и церковь.

10 урок. Культура. Народное образование и здравоохранение. Национальная литература, театр, изобразительное искусство. Разрушение старых обычаев и традиций. Новые праздники. Расширение сети средств массовой информации. Градостроительство и архитектура.

Тема IV Мордовия в годы Великой Отечественной войны

11 урок. На фронтах Великой Отечественной войны. Формирование частей и подразделений на территории Мордовии, их боевой путь. Ратные подвиги уроженцев Мордовии (М.А. Пуркаев, И.В. Болдин, М.П. Девятаев).

12 урок. Мордовия - составная часть тыла. Перевод народного хозяйства на военные рельсы. Прием эвакуированных предприятий. Героический труд рабочих и крестьян в тылу. Помощь освобожденным районам. Сбор средств в помощь армии. Семьи, опаленные войной (семейные реликвии, воспоминания, рассказы).

Тема V Мордовский край в 1945— середине 50-х годов

13 урок. Трудности послевоенной жизни. Восстановление экономики: цена успеха. Социальное развитие. Общественно-политическая жизнь.

Тема VI Мордовский край во второй половине XX века

14 урок. Первые попытки десталинизации. Эволюция политической системы: борьба демократической и тоталитарной тенденций. Изменение ориентиров в экономике: новации и догмы. «Оттепель» в духовной жизни. Социальная жизнь республики: рост городов и городского населения. Развитие науки и образования в Мордовии. Исчерпание потенциала системы. Нарастание диспропорций в экономике и

социальной сфере в 60—70-е годы.

15 урок. Курс на обновление советского общества.

Перестройка и ее этапы. Реформа политической системы: задачи и цели. Гласность и «революция умов». «Парад суверенитетов». Преобразование МАССР в МССР, в РМ. Либерализация политической жизни. Политический плюрализм. Партии и политические движения в Мордовии.

16 урок. Мордовия на рубеже ХХ - ХХI вв. Мордовия в первой по ловине 1990-х годов. Трудности перехода к рыночной экономике.

Современные российские реформы в Мордовии. Общественно- политическая жизнь республики. Трансформация социальной структуры. Культура и образование. Конституция. Государственные символы.

17 урок. Повторительно-обобщающий урок.
















Тематическое планирование по учебному предмету


Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося

Теоретическое обучение

Практические работы

Контрольные работы

1.

Мордовия в начале XX века: революция или реформы?

4

3

1


2.

Революционные события 1917 года и гражданская война на территории мордовского края.

2

1

1


3.

Мордовия в 20-30-е годы

4

1

1

2

4.

Мордовия в годы Великой Отечественной войны

2

1


1

5.

Мордовский край в 1945-середине 50-х годов

1

1



6.

Мордовский край во второй половине XX века

4

2

1

1

7.

Итого

17

9

4

4



Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Количество

часов

Планируемая дата

Фактическая дата


1.

Территория и население мордовского края в начале XX века

1



2.

Революция 1905-1907 гг. в Мордовском крае

1



3.

Мордовский край в условиях реформ Петра Столыпина

1



4.

Мордовия в годы Первой мировой войны

1



5.

Февральская революция на территории края

1



6.

Мордовия в годы Октябрьской революции и Гражданской войны

1



7.

Мордовский край в годы новой экономической политики

1



8.

Общественно-идеологическая жизнь Мордовии в 1920-1930гг.

1



9.

Модернизационные процессы в 1930-х годах в Мордовии

1



10.

Уроженцы Мордовии на фронтах Великой отечественной Войны

1



11.

Мордовия – составная часть тыла

1



12.

Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953 годы)

1



13.

Республика в годы реформ (1953-1964 годы)

1



14.

Мордовская АССР во второй половине 1960-х-1980-е годы

1



15.

Мордовия в период перестройки (1985-1995годы)

1



16.

Мордовия на пути созидания

(1995-2007 годы)


1



17.

Итоговое обобщение

1














Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу


Дата

Содержание

Причина

Подпись



























































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!