МБОУ «Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»
Рузаевского района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Руководитель МО _________ /Сорокина Н. В./ «____» ____________ 2018г. |
| Согласована с заместителем директора по УВР ________/Марченкова Г. А./ «____» ____________ 2018г. |
| Утверждена руководителем образовательного учреждения _______________ / Михалкина Е. В./ «_____» ______________2018г. |
|
| |
Рабочая программа
учебного курса «История и культура Мордовского края»
в 9 классе
Составитель: Митяева Регина Александровна
2018-2019 учебный год
Рабочая программа разработана на основе программы курса для 5- 9 классов общеобразовательных учреждений Министерства образования Республики Мордовия, методических рекомендаций для основной школы под редакцией авторского коллектива Н. М. Арсентьева, планируемыми результатами основного общего образования по истории и культуре Мордовского края.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Арх-Голицынская ООШ», курс «История и культура мордовского края» внесен в инвариантную часть регионального Базисного плана.
Его преподавание ведется в 5-9 классах (по 17 часов в каждом).
Учебно-методическое обеспечение
Используемый учебник: История и культура мордовского края в XVII-XVIII веках; учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ под ред. проф. РАН Н.М. Арсентьева ; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева. – Саранск, 2007. – 200с.
Дополнительная литература
История Мордовии. С древнейших времен до середины XIX века. Под. ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова/ Саранск, 2001 г
История Мордовии: От эпохи великих реформ до великой российской революции / В.М. Арсентьев, Н.М. Арсентьев, С.Б. Бахмустов и др. ; под ред. Н.М. Арсентьева, В.А. Юрченкова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005 г.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории и культуре Мордовского края 7 класса
Предполагается, что результатом изучения истории и культуры мордовского края в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей—социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории родного края в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории родного края в основной школе выражаются в следующих качествах:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории родного края учащимися 5-9 классов включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, своего края и мира.
Содержание учебного курса
Тема I
Мордовия в начале XX века: революция или реформы?
1 урок. Социально-экономическое развитие мордовского края к началу XX века. Сословно-классовый состав населения на рубеже веков. Национальный состав населения. Итоги освобождения крестьян от крепостной зависимости. Аграрный вопрос. Общественно-политическое развитие: социальные конфликты, первые политические организации на территории Мордовии.
2 урок. Революция 1905—1907 гг. в мордовском крае. Нарастание социально-политической активности рабочих и крестьян, возникновение профсоюзных организаций. Октябрьская политическая стачка. «Рузаевская республика». Мордовия в условиях спада революции.
3 урок. Попытки экономических преобразований. Реформы П.А.
Столыпина и способы их реализации. Переселенческое движение. Социальное расслоение деревни, приток рабочей силы в промышленность.
4 урок. Мордовия в годы первой мировой войны. Состояние промышленности и сельского хозяйства в годы первой мировой войны. Разложение политической системы. Революционное движение.
Тема II
Революционные события 1917 года и гражданская война на территории мордовского края.
5 урок. Февральская революция на территории края. От Февраля к
Октябрю. Октябрьская революция. Формы, методы и сроки установления советской власти в уездных центрах и на селе. Выборы в Учредительное собрание. Первые декреты.
6 урок. Возникновение условий для начала гражданской войны. Борьба
сил революции и контрреволюции в 1918—1920 гг.: выступления чехословаков в мае 1918 года и начало гражданской войны; комплектование частей и подразделений Восточного и Южного фронтов (Г. Гай, Ф. Миронов). Политика «военного коммунизма» и ее последствия.
Тема III
Мордовия в 20—30-е годы 7 урок. Причины поворота к НЭПу: кризис экономики и голод 1921 года. Противоречия НЭПа и попытки их разрешения. Курс на индустриализацию и подготовка массовой коллективизации в Мордовии.
Социально-экономическое развитие: стратегия свертывания НЭПа; I и II пятилетние планы и их реализация. Особенности индустриализации в Мордовии. Осуществление курса на полную и ускоренную коллективизацию.
8-9 уроки. Общественно-политическая жизнь. Поиски форм национальной государственности: создание Мордовского округа, образование Мордовской АО, провозглашение МАССР; принятие Конституции МАССР. Развитие командно-административной системы и бюрократизация аппарата. Возрастание роли репрессивных органов. Острова ГУЛАГа в Мордовии. Репрессии 1930-х годов в Мордовии. Советская власть и церковь.
10 урок. Культура. Народное образование и здравоохранение. Национальная литература, театр, изобразительное искусство. Разрушение старых обычаев и традиций. Новые праздники. Расширение сети средств массовой информации. Градостроительство и архитектура.
Тема IV Мордовия в годы Великой Отечественной войны
11 урок. На фронтах Великой Отечественной войны. Формирование частей и подразделений на территории Мордовии, их боевой путь. Ратные подвиги уроженцев Мордовии (М.А. Пуркаев, И.В. Болдин, М.П. Девятаев).
12 урок. Мордовия - составная часть тыла. Перевод народного хозяйства на военные рельсы. Прием эвакуированных предприятий. Героический труд рабочих и крестьян в тылу. Помощь освобожденным районам. Сбор средств в помощь армии. Семьи, опаленные войной (семейные реликвии, воспоминания, рассказы).
Тема V Мордовский край в 1945— середине 50-х годов
13 урок. Трудности послевоенной жизни. Восстановление экономики: цена успеха. Социальное развитие. Общественно-политическая жизнь.
Тема VI Мордовский край во второй половине XX века
14 урок. Первые попытки десталинизации. Эволюция политической системы: борьба демократической и тоталитарной тенденций. Изменение ориентиров в экономике: новации и догмы. «Оттепель» в духовной жизни. Социальная жизнь республики: рост городов и городского населения. Развитие науки и образования в Мордовии. Исчерпание потенциала системы. Нарастание диспропорций в экономике и
социальной сфере в 60—70-е годы.
15 урок. Курс на обновление советского общества.
Перестройка и ее этапы. Реформа политической системы: задачи и цели. Гласность и «революция умов». «Парад суверенитетов». Преобразование МАССР в МССР, в РМ. Либерализация политической жизни. Политический плюрализм. Партии и политические движения в Мордовии.
16 урок. Мордовия на рубеже ХХ - ХХI вв. Мордовия в первой по ловине 1990-х годов. Трудности перехода к рыночной экономике.
Современные российские реформы в Мордовии. Общественно- политическая жизнь республики. Трансформация социальной структуры. Культура и образование. Конституция. Государственные символы.
17 урок. Повторительно-обобщающий урок.
Тематическое планирование по учебному предмету
№ | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося | Теоретическое обучение | Практические работы | Контрольные работы |
1. | Мордовия в начале XX века: революция или реформы? | 4 | 3 | 1 | |
2. | Революционные события 1917 года и гражданская война на территории мордовского края.
| 2 | 1 | 1 | |
3. | Мордовия в 20-30-е годы
| 4 | 1 | 1 | 2 |
4. | Мордовия в годы Великой Отечественной войны | 2 | 1 | | 1 |
5. | Мордовский край в 1945-середине 50-х годов | 1 | 1 | | |
6. | Мордовский край во второй половине XX века | 4 | 2 | 1 | 1 |
7. | Итого | 17 | 9 | 4 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1. | Территория и население мордовского края в начале XX века | 1 | | |
2. | Революция 1905-1907 гг. в Мордовском крае | 1 | | |
3. | Мордовский край в условиях реформ Петра Столыпина | 1 | | |
4. | Мордовия в годы Первой мировой войны | 1 | | |
5. | Февральская революция на территории края | 1 | | |
6. | Мордовия в годы Октябрьской революции и Гражданской войны | 1 | | |
7. | Мордовский край в годы новой экономической политики | 1 | | |
8. | Общественно-идеологическая жизнь Мордовии в 1920-1930гг. | 1 | | |
9. | Модернизационные процессы в 1930-х годах в Мордовии | 1 | | |
10. | Уроженцы Мордовии на фронтах Великой отечественной Войны | 1 | | |
11. | Мордовия – составная часть тыла | 1 | | |
12. | Восстановление и развитие Мордовии в послевоенный период (1945-1953 годы) | 1 | | |
13. | Республика в годы реформ (1953-1964 годы) | 1 | | |
14. | Мордовская АССР во второй половине 1960-х-1980-е годы | 1 | | |
15. | Мордовия в период перестройки (1985-1995годы) | 1 | | |
16. | Мордовия на пути созидания (1995-2007 годы) | | 1 | | |
17. | Итоговое обобщение | 1 | | |
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата | Содержание | Причина | Подпись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |