СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«История игрушки».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект вне урока. Из истории игрушек.

Просмотр содержимого документа
««История игрушки».»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сарыбалыкская средняя общеобразовательная школа












«Проект вне урока»

«История игрушки».






Автор проекта: Скуратова Юлия 10 класса

Руководитель проекта: Щебетун Любовь Ивановна







с. Сарыбалык

2019


Оглавление

1

Введение

3

2

История игрушки

4

3

Развитие игрушки на Руси

5

4

Практическая часть

9

5

Вывод

10

6

Заключение

11

7

Библиография

12





Введение

Игрушки являются неотъемлемой частью нашего детства. И, наверняка, у каждого есть своя любимая, о которой он или она вспоминает с теплотой и трепетом.

Игрушка редко становится предметом исследований, чаще всего она понимается только как составная часть игровой реальности, как включенный в игру элемент предметного мира, хотя имеет и собственную, относительно независимую, логику развития. Игрушка существует «на пересечении» игры и предметного мира, поэтому при изучении феномена игрушки необходимо учесть опыт осмысления игры.

Мы порой даже не задумываемся о значении и роли игрушек в жизни человека. Ведь они являются не только развлечением, но также одним из элементов социализации.

В разные времена игрушки отличались друг от друга, но их назначение оставалось неизменным.

Актуальность этой темы проявляется в особом значении игрушек для детей всех времён и поколений, так как они являются одними из первых «близких друзей» для них и, кроме того, непосредственными средствами социализации ребёнка.

Цель:

1. Узнать историю возникновения игрушки.

Задачи:

1. Найти и изучить литературу по исследуемой теме;

2. Изучить историю возникновения игрушки.

3. Узнать, Для чего нужны игры и игрушки.

4. Познакомится с видами игрушек.

5. Изготовить динамическую игрушку



История игрушки

Даже приблизительная дата появления детских деревянных игрушек сегодня точно неизвестна. Доподлинно неизвестно из какого материала была изготовлена первая детская игрушка, но в древние времена детские игрушки в виде фигурок изготавливались из камня и кости, представляли собой фигурки животных. Сегодня самой древней игрушкой найденной археологами является фигурка, изготовленная из кости мамонта и найденная на территории современной Чехии на месте захоронения «Брно-2». Возраст этой игрушки оценивается примерно и составляет 30-35 тысяч лет. По мнению ученых, найденная игрушка не является самой первой игрушкой, просто игрушку более солидного возраста ещё не нашли.

Тем не менее, не только камень являлся сырьем для изготовления детских игрушек — дерево за счет своих пластичных свойств и простоты обработки очень часто применялось при изготовлении игрушек. Самая древняя деревянная детская игрушка — кукла, была найдена при раскопках в Египте. Найденная в детском захоронении древнеегипетская кукла-девочка изготовлена из деревянных дощечек, поверх которых были нанесены рисунки символизирующие одежду, на её голове бусы в качестве волос. Приблизительный возраст этой куклы составляет около 4000 лет, сегодня она находится в коллекции Британского музея.

Не только у первобытных, но и у народов с древней, высокой культурой мы находим рядом с ребенком его игрушку. По существу эти игрушки мало отличаются от современных; изменяется лишь форма, детали и техника изготовления. Уже в древнем Египте известны были игрушки, которые по древнему обычаю уложили рядом с умершими детьми, и таким образом, они сохранились до наших времен. Теперь мы имеем возможность знакомиться с этими игрушками в разных европейских музеях.

В старину игрушки из дерева далеко не всегда предназначались для детей. Зачастую деревянные фигурки использовались в различных обрядах и ритуалах, им приписывалась связь с потусторонними силами. В Древнем Египте времен правления фараонов деревянные куклы укладывали рядом с умершими, считалось, что они сопровождали своих хозяев в загробном мире. У славян фигурка, изображающая человека, считалась оберегом от злых духов, а подаренная новобрачным во время свадебного обряда кукла являлась защитником семейного очага. Как правило, такие куклы выполнялись из дерева.

Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Эти предметы имели еще и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка.

Самые ранние известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения - «Крокодил» и «Тигр». Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая месящего тесто раба. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» - это прототип многих народных игрушек. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. В этих игрушках главное передано движением, все остальное условно и скупо. Позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э.

В глубокой древности возник и такой известный вид игрушки, как кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами, и призванными скрасить одиночество умершего человека в загробном мире.

Античные государства Греция и Рим оставили довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок.

Развитие игрушки на Руси

В разное время у каждого народа появлялась своя деревянная игрушка, со своим, национальным колоритом. Практически у каждого народа есть деревянная игрушка, символизирующая культуру и ассоциирующаяся со страной. Игрушки разных народов отличаются своими характерными чертами лица, росписью или одеждой, например: русская матрешка, японская кукла Кокэси, игрушки различных индейских племен, африканские и европейские игрушки.

У разных народов методы изготовления деревянных игрушек могли существенно отличаться. Мастерству изготовления игрушек учились всю жизнь. Чаще всего в качестве сырья для деревянной игрушки выбиралась осина, береза, липа, сосна или бук. Цельные игрушки вырезались из чурки или полена, игрушки, состоящие из нескольких соединенных между собой деталей, делали из досок, они встречались реже. Как правило, в работе над игрушками мастера пользовались топором и ножом, иногда долотом.

Считается, что история деревянной детской игрушки на Руси датируется IX веком. Именно тогда в восточно - славянских племенах на забаву детям изготавливались деревянные игрушки для детей, которые называли  - потешки. Самыми популярными на Руси были свистульки, фигурки и трещотки.

Однако первое письменное упоминание о деревянной детской игрушке приходится много позже, на начало XV века. В течение длительного периода центром изготовления деревянных игрушек был Сергиев Посад. В мастерских города и Троице-Сергиевой лавры, начиная с XV века, занимались резьбой по дереву и его дальнейшей токарной обработкой. Деревянные игрушки раскрашивались и продавались.

В соседнем с Сергиевым Посадом в селе Богородское,  также изготавливались деревянные игрушки, однако в отличие от монастырских мастеров, богородские предпочитали не раскрашивать игрушки, а подчеркивать оригинальный узор дерева. Богородские мастера известны оригинальной резьбой по дереву, а местные мастерские также известны благодаря изготовлению подвижных игрушек — плоских фигурок закрепленных на планке и имеющих баланс, известных как «богородские кузнецы».

Промышленная революция серьёзно повлияла и на деревянную игрушку. Ручное производство деревянных игрушек сокращалось, в то время как количество игрушек изготовленных на фабриках росло. В начале XVIII века в Европе наладили промышленное производство деревянной игрушки.

Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

Соломенные игрушки

Пучок соломы, перевязанный жгутом, издревле служил основой традиционных крестьянских игрушек. По всей вероятности, первые соломенные игрушки родились как бы прямо в поле в страду, когда крестьянки часто вынуждены были брать с собой малых детей. Разумеется, оставшись без присмотра, они капризничали. И, быть может, как- то, чтобы унять дитя, крестьянка и сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки, - из соломенного жгута (свясла), применяемого для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины - платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала постепенно усложняться. Вставили пучок соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы.

В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. При изготовлении таких кукол требовалось уже не только привычное умение вязать снопы, но и искусное владение приемами плетения, врожденный художественный вкус, изобретательность. Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в спокойной домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, оленей, а также всевозможных фантастических животных. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображениями коня. Подвески служили амулетами оберегающими человека, когда он находился далеко от дома, дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь - посланец солнца. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища.

Погремушка

Как и сегодня, самой первой игрушкой детей древности была погремушка. Постукивая ими, матери, и отцы напевали колыбельные песни. Кроме того, от первобытных времён сохранилось поверье, что трещотка своим шумом отгоняет злых духов и тем самым оберегают ребёнка

Куклы-обереги

Первыми куклами на Руси были куклы-обереги. Славяне верили, что они способны защитить людей от болезней и злых сил, поэтому обереговые куклы стояли на самом видном месте в каждом доме. Но обереговые куклы так и не стали национальной игрушкой, зато передали некоторые свои черты тряпичной кукле.

Тряпичные игрушки

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Лица им либо вовсе не рисовали, либо ставили точки вместо глаз и рта. Первую куклу для девочки обязательно должна была сделать мама, а в 7-8 лет девочки и сами начинали делать кукол для своих младших братишек и сестренок.

С 7-8 лет дети начинали помогать родителям по дому и в поле, но с куклами не расставались, всюду брали их с собой. Особенно нарядные куклы могли переходить из поколения в поколение, передаваясь от матери к дочери. Куклы были не только девичьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким.

Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Деревянные игрушки

Деревянные игрушки на Руси были не менее популярны. Не нужно было быть резчиком по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть.

Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом.

Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Подвижные игрушки

Очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головами и лапами.

Глиняные игрушки

Глиняные фигурки лепили ещё до изобретения гончарного круга. Первоначально они служили талисманами, способными задобрить духов, помогающих человеку. Небольшие раскрашенные фигурки из обожжённой глины понравились детям и со временем превратились в народный промысел. В каждой местности изготавливали разные игрушки: для одних была характерна роспись яркими красками, другие оставались почти не закрашенными, третьи представляли собой свистульки, а четвёртые - погремушки. Самыми известными глиняными игрушками являются дымковские, филимоновские, каркопольские и хлуднёвские.

Двигательные игрушки

Двигательные игрушки начинают особенно интересовать ребёнка, когда он принимается осваивать окружающее пространство - сначала ползать, а потом ходить.

Матрешка

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точёную фигурку буддистсккого святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри неё была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок... Всего таких куколок насчитывалось пять.

Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена.

Практическая часть

Для практической работы был взят образец из интернета.



Вывод:

В Древней Руси разновидностей детских игрушек было не очень много. Их изготавливали из того, что было под рукой. Но не случайно человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни, в творчество народных мастеров проникали новые сюжеты, но эти образы и по сей день фигурируют в игрушке любого промысла.

Скорее всего, в древности и игровое, и культовое значение тесно переплетались между собой, а затем религиозные обряды были забыты, и игрушка осталась только предметом развлечения.

Игрушка является не отменной частью игры. Она является предметом психического и физиологического развития ребенка.

Виды игрушек

Игрушки классифицируют:

- по материалам, из которых изготовлены игрушки,

- по способам изготовления,

- по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

1. сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных и т.д.),

2. технические (машины, механизмы, транспортные средства),

3. игровые строительные материалы (конструкторы),

4. дидактические игрушки (матрёшки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки, мозаики, настольные и печатные игры и др.),

5. игрушки для подвижных и спортивных игр (мячи, скакалки, серсо, кегли и др.),

6. театральные и декоративные (персонажи кукольного театра, елочные украшения),

7. звучащие и музыкальные игрушки (бубны, ксилофоны и др.),

8. игрушки - самоделки (делаются самими детьми или родителями, воспитателем),

9. игрушки-забавы (смешные фигурки зверей, животных, человечков).

В дополнение к игрушкам в детских учреждениях создается разнообразное игровое оборудование: домики, макеты автомобилей, самолетов и т.д.

Заключение

Подводя итоги проектной работы, для начала следует обозначить основные моменты, включённые в неё:

- Развитие игрушки происходило постепенно. От года к году она становилась всё качественнее и имела направленность на создание образа строителя социализма.

- Изучение игрушки, помимо всего прочего, может иметь социологический аспект, т. е. её значение для общества и отражение общества в ней.

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощью которой у ребёнка формируются ум, физические и нравственные качества. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

Таким образом, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка - это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.

Результат моей работы

Библиография

  1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. 815 с.

  2. http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/slavjanskie-igrushki.html

  3. https://www.slavyarmarka.ru/

  4. https://v1serdyuk.ru/istoriya/istoriya-detskoy-igrushki-na-rusi

  5. http://www.rodnoverie.org/stati/jav/104-istorija-igrushek-v-rossii.html

  6. http://slavicnews.ru/drevnie-slavianskie-igryshki/

  7. https://www.livemaster.ru/topic/2328739-istoriya-vozniknoveniya-igrushek-na-rusi

  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Деревянная_игрушка

  9. http://www.razumnik.

10) http://www,yandex.ru.

11) http://wwwdetstvovmeste.ru.

12) http://www,pochemuha.ru.

13) http://www.fukurumu.ru.

14) htt: // igrushka. kz/vip22/igsrra. Shtml.

15) Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. М.: Просвещение, 1980.

16) Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1988. 336 с.

17) Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках. // Дошкольное воспитание, № 4, 2005. 98-108 с.

18) Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. Игра дошкольника. Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1989. 286 с.

19) Аркин Е.А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание № 3, 1995. 8-15 с.

20) Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003. 144 с.

21) Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка. М.: Просвещение, 1980. 64 с.

22) Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. 352.

23) Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. 112 с.

24) Смирнова Е.О., Н.Г. Салмина, Е.А. Абдуллаева, И.В. Филиппова, Е.Г. Шеина. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек.