СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История исчезнувшей школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«История исчезнувшей школы»

Муниципальное образовательное учреждение Ченцевская средняя школа

Тутаевкий район Ярославская область









История исчезнувшей школы











Автор: Герасимова Алёна Викторовна-

9класс МОУ Ченцевская СШ

Научный руководитель:

Соколова Валентина Алексеевна-

учитель, МОУ Ченцевская СШ















Ченцы, 2019


Содержание



1.Введение……………………………………………………………………….3

2. Основная часть:

2.1.Историческое прошлое села Малахово…………………………………..4

2.2. На ветру истории…………………………………………………………..5

2.3. Учителями славится Россия……………………………………………….7

3. Заключение…………………………………………………………………...9

4. Список литературы…………………………………………………………..10









































Введение


Страницы летописи школы

В часы,

Свободные от подвигов духовных,

Описывай, не мудрствуя лукаво,

Все то, чему свидетель в жизни будешь…

А.С.Пушкин. 

Профессия учителя одна из тех, которая будет существовать вечно.

Ныне говорят, что быть учителем не престижно, но с этим не согласна.

У каждого из нас есть в жизни Учитель в высочайшем понимании этого слова: мудрое руководство, суровый наставник, кроткий помощник.

Не смотря на то, что в этом году заканчиваю школу, меня волнует школа сегодняшнего дня, не безразлична и школа завтрашнего дня.

В своей работе хотелось рассказать об истории одной школы, школы, которой уже нет, об её удивительных педагогах и талантливых детях.


Цель исследовательской работы - восстановление и сохранение для потомков памяти об историческом села Малахово и Малаховской школы, как одной из старейшей бывшей школы нашего района, давшей многим выпускникам путевку в жизнь.

Поставленная цель реализуется через следующие задачи:

- изучить историю происхождения названия села;

-изучить историю Малаховской школы с 1890-х по 1956 годы

- собрать письменные воспоминания, фотоматериалы об учителях и учениках школы.

Объектом исследования станет село Малахово, Малаховская семилетняя школа.

Предмет исследования: историческое прошлое села и деревни.

Методы исследования: изучение архивных документов и исторических источников, работа с газетными публикациями, экскурсия по территории деревни, беседы со старожилами деревни.

Практическая значимость заключается в том, что данную работу можно использовать в школе на уроках краеведения, занятиях исторического кружка, пополнение экспозиций в школьном краеведческом музее «Наш край».


















2. "Это нашей истории строки..."

2.1. Историческое прошлое села Малахово.

Происхождение названия Малахово не известно. В этимологическом словаре русского языка М. Фасмера встречается заимствованное из монгольского языка слово малахай – "меховая шапка с наушниками". Это был привычный зимний головной убор северного крестьянина. Есть ещё вариант. «Малахово» происходит от имени Малахия, в переводе с древнееврейского означавшего «посланник Божий», «вестник мой». В православный именинник это имя вошло в честь последнего из ветхозаветных пророков Малахия, именины которого празднуются православной церковью 16 января. Вероятно, первые поселения возникли рядом с церковью и само село располагалось изначально вокруг храма[5].

Село Малахово находится в 12 км от шоссе Тутаев – Ярославль. История села насчитывает несколько веков. О том, что из себя представляло село на рубеже XIX-XX веков, рассказывается в книге «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии». Село Малахово зародилось рядом с церковью. Приходская Церковь Рождества Христова построена в 1794-1805 гг. на средства прихожан. В 1905г. храм расширен на средства благотворителей.
Каменный, пятиглавый, с шатровой колокольней. Иконостас трехъярусный.
Престолов два: во имя Рождества Христова; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Особенно почитались иконы: Рождества Христова; Николая Чудотворца; Владимирской Богоматери; Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих Радость"»[8]. В начале 60-х годов после смерти последнего священнослужителя протоиерея Иоанна Яковлевича Преображенского в 1960 году Церковь закрыли. В дореволюционные годы в селе было 3- классное церковно-приходское училище, где детей учили читать, считать, красиво писать, давались начальные сведения по строению вселенной, географии и естествознанию и, конечно же, Закон Божий. Затем оно преобразовалось в общественную земскую начальную школу. В 1910 году в ней преподавали учителя: девица Варвара Васильевна Виноградова, Николай Александров Стратилатов и Смирнова Мария Евлампиевна. На церковные средства и средства прихожан была собрана и поддерживалась церковно- приходская библиотека.

Прихожане (то есть жители села и ближних деревень) занимались мелкою торговлею, скупали и перепродавали преимущественно: холсты, полотна, лен, куделю, сено, мясо, скот, масло, яйца, грибы; весною многие разъезжались в дальние уезды и соседние губернии для окраски пряжи кубовой краскою, многие из прихожан — рамщики, столяры, щетинники; немало печников, каменщиков, штукатуров; целые деревни занимались изготовлением вязанок и чулок из овечьей шерсти, значительное число прихожан живет в столицах, особенно в С.­Петербурге и других городах[4].

В Малахове существовало общество трезвости. Почему? Видимо, была необходимость в нем. Люди села и тогда хорошо понимали, как важен, как необходим трезвый, полноценный образ жизни.

Известность селу в XIX веке принес крупный русский ученый Алексей Матвеевич Филомафитский - основоположник отечественной экспериментальной физиологии и патологии, сын пономаря Матвея Степановича и внук священника церкви Рождества Христова Степана Васильевича (1804г.)[7].





2.2. На ветру истории

После революции Малаховская начальная земская школа стала 4-х классной. «Самой важной задачей своей деятельности, приносящей пользу населению, земства считали развитие народного образования, поэтому земские школы строились с таким расчётом, чтобы вместе со школами церковно-приходскими и министерскими они могли вместить всех детей школьного возраста из окрестных селений. И мечтали о том времени, когда все земские губернии "будут покрыты правильно расположенными народными школами; по большей части в расстоянии не свыше 3-х вёрст от самых отдалённых от школы селений..." В 1932 году школа была реорганизована в семилетку и называлась Малаховская школа колхозной молодёжи II ступени (ШКМ), а с 1936 года-Малаховская неполная средняя школа №10. Директором школы являлся Панфилов Анатолий Петрович, учитель математики и физики. Весной 1936 года был арестован, объявлен врагом народа, осуждён и сослан в Магадан. В послевоенное время реабилитирован и остался там, работал на шахте начальником. Дальнейшая судьба его пока не известна. 30-е годы- это время, когда в деревне жило людей во много раз больше, чем теперь, и наполовину еще неохваченных в колхозы, когда молодежь и слыхом не слыхала слово «урбанизация», а Малаховская церковь красовалась малиновым звоном двендцати колоколов и первозданным блеском своей внутренней начинки и для всех окрестных бабуль была и клубом, и Большим Театром, и Третьяковкой.

В конце сентября или начале октября 1932 года во время второго урока по вине технички, школа неожиданно вспыхнула. Осень в тот год была исключительно теплой, с погожими днями, и пока учителя выводили детишек на улицу, вместе со школой сгорел и дом, в котором они жили, стоящий через дорогу от школы (из воспоминаний учителя Чубариной Любови Фёдоровны). После пожара школа была размещена по частям: в доме священника, что напротив церкви (потом в ней жили учителя), на хуторе зажиточного крестьянина, бывшего купца 3-ей гильдии И.С. Сурогина, стоявшего там, где потом будет построено здание интерната, и в Ченцах в двух домах. В Ченцах ребята учились в начальной школе, а в Малаховской - в 5-7классах. В описываемое время в Ивановской промышленной области (ИПО – так называлась до 5 декабря 1936 года наша область, включавшая в себя современные Ивановскую, Ярославскую, Костромскую и Владимирскую) гремела Чебаковская школа. Директором её был известный педагог Головин Н.М. - автор букваря, по которому учились первоклассники до конца 20 века, и соавтором учебника « Краеведение » - был в те годы такой предмет в младших классах.

Учителя школы, в первую очередь Сухомлинова Варвара Васильевна-завуч, учитель русского языка и литературы, немецкого, географии, поставили задачу: догнать и перегнать чебаковцев, отобрать у них переходящее Красное знамя. На это ушло несколько лет.

С 1936 года школу возглавляла Сухомлинова Варвара Васильевна. В 1937 году школа вышла в передовые, а по итогам следующего года была признана самой лучшей. Красное Знамя прочно и надолго закрепилось на передней стене фойе школьного здания. Это была победа, гордость, радость всего школьного коллектива. Но это были и новые, еще более серьезные заботы. И малаховцы с ними справились. В 1939 году в Москве впервые открылась грандиозная и на весь мир знаменитая Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка, ныне ВДНХ. Из всего Союза на ней были представлены только три школы: Московская, Раменская, Московской же области, и наша, Малаховская. Это были лучшие школы страны. По заключению специалистов Малаховская НСШ №10 была признана лучшей в Союзе деревенской школой. Был издан приказ Народного комиссара просвещения, где всему коллективу школы объявлялась благодарность, школе присудили солидную денежную премию. Тем же приказом объявлялось Постановление о строительстве нового здания школы, которое и было возведено в 1939 году.

Это дом, с которого в 1939 году начинался интернат для детей испан­ских республиканцев. В войну детдом приютил ребят, эвакуированных из Ленинграда. После Великой Отечественной войны в здании была коррекционная вспомогательная школа-интернат.
В 1947 году в селе (деревне) на базе бывшего Детского дома№31 основали школу-интернат - первую вспомогательную (коррекционную) школу в Ярославской области (директор Булкин Сергей Николаевич).

А сельские дети продолжали ходить в Малаховскую семилетку, в маленькую, состоящую из 4-х кабинетов, школу. С 1946-1956год – директор Гуревич Вениамин Самуилович, выпускник МГУ, учитель математики.

В 1956 году здание школы перевезли в деревню Ченцы, руководил перевозкой директор уже Ченцевской школы Некраш Николай Владимирович. Малаховская семилетняя школа была реорганизована в Ченцевскую восьмилетнюю школу[1].

В 1999 году Малаховская коррекционная школа-интернат (директор Воронин Анатолий Леонидович) была реорганизована в форме преобразования в Малаховский детский дом на основании Постановления главы Тутаевского муниципального округа.

В 2012 году Муниципальное образовательное учреждение Малаховский детский дом имени А.Л.Воронина переименовано в государственное образовательное учреждение Ярославской области Малаховский детский дом имени А.Л.Воронина (директор Козлова Лариса Анатольевна) на основании Постановления Правительства Ярославской области. А ещё через несколько лет в 2016 году это областное учебно-воспитательное учреждение, рассчитанное на 30 детей, было расформировано в связи с неполной укомплектованностью[9].

А впрочем, это уже совсем другая история…
































2.3 «Учителями славится Россия…»


Весной 1939 года в «Северном рабочем» была большая статья. Начиналась она словами: «Ночная тишина, все уснуло давно. Только в одном окне огонек. Это окно Варвары Васильевны».


Варвара Васильевна Сухомлинова родилась в Москве в начале последнего десятилетия прошлого века, получила прекрасное воспитание и, обладая незаурядными способностями, после гимназии поступила в Московский университет. Кроме родного, Варвара Васильевна в совершенстве знала французский, немецкий и латинский языки, разговаривала на английском и итальянском, в свое время путешествовала по Европе.

Очень рано она стала женой военного высокого ранга. Вращаясь в среде высших офицеров, академиков Генерального штаба, будучи не обыкновенной, как все женщины ее окружения, а постоянно заряженной на кипучую деятельность, она, не замечая сама, утвердилась в душе своей активной сторонницей четкого воинского порядка и военной дисциплины во всем в самом лучшем понимании этих слов. От тех дней, когда она помогала мужу писать ученые трактаты и лекции по военному искусству, - пишущих машинок еще не существовало, и писать приходилось ночи напролет, у нее сохранилась такая струнка.

Пережив личную трагедию, рано оставшись одинокой, она отдала всю себя, без остатка, народному просвещению. Скромнейшая из скромных – в быту, на работе, во взаимоотношениях с окружающими, она никогда ничего о себе не рассказывала. Принужденная все свои лучшие годы жить только там, где ей предписывалось, летом 1933 года она прибыла в Малахово. Она была страстной общественницей и великой выдумщицей. Её стараниями в школе была создана богатая библиотека, которой она заведовала, даже будучи директором школы. В школе она вела литературный кружок, вместе со школьниками она выпускала рукописный литературный журнал. Она никогда никому не отказывала в помощи. Когда шесть выпускников 1934 года пожелали поступить в Педучилище, она занималась с ними целое лето, и все сдали вступительные экзамены более чем успешно. Когда все новоиспеченные студенты были собраны в актовом зале Ярославского педучилища, директор училища отмечал в своем выступлении, что как ни странно, лучше всех сдали экзамены выпускники Малаховской семилетки, только они, рассказывая о творчестве Л.Н. Толстого, сумели украсить свои ответы работой В.И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции». Никто из выпускников городских школ так хорошо не подготовлен. Это несомненная заслуга В.В. А как она проводила уроки! Мало Кто умел так увлечь ученика. Вот как писала ее ученица о самом первом уроке литературы в Малаховской школе: «Итак, мы шестиклассники. Варвара Васильевна вошла в класс в синем платье, застегивающимся сверху до низу и в высоких башмаках со шнурками, какие в старое время были неотъемлемой частью русского национального костюма. Мы должны были проходить пьесу А.Н. Островского «Свои люди-сочтемся!». Учительница стала нам читать первую ее часть, где Липочка представляла себе, как она будет танцевать на балах с военными. И прямо в классе Варвара Васильевна стала танцевать, глаза у нее загорелись какими-то озорными огоньками, она все кружилась, не переставая в то же время читать монолог. Мы были очень удивлены, ведь до нее такого еще никто не делал». И далее в том же письме: «...она гоняла нас по карте из края в край, устраивала путешествия, и мы должны были досконально объяснять рельеф местности, флору и фауну, полезные ископаемые, промышленность, какое население встречается на пути и его занятие. А ведь это не всем было под силу»[3].

« В ясный воскресный день 15 июня 1941года мы - выпускники - в последний раз пришли в родную Малаховскую и расселись по своим местам. Все были торжественные, чуть грустные и молчали. Мы стояли на пороге своих грез, и впереди у нас была целая жизнь. Варвара Васильевна с безыскусным воодушевлением, в последний раз, страстно и одухотворенно напутствовала нас; она знала мечты каждого и каждому пожелала удачи. После получения аттестатов об окончании школы и характеристик, мы еще долго-долго оставались с ней, вспоминали разные разности из окончившегося детства, немножко дурачились, много смеялись, а Витя Молодцов вдруг подхватил Варвару Васильевну, начал ее кружить на месте, она сразу же приняла эту игру и уже, в самом деле, закружилась в танце, и, хотя в тот день никакой музыки у нас не было, Варвара Васильевна продолжала кружиться, поддерживаемая юным кавалером и, чудно улыбаясь, подмигивала на стороны. Когда солнце стало клониться к церкви, мы стали расходиться. и покуда мы могли оглядываться, Варвара Васильевна все стояла на крыльце школы и, сделав козырьком ладошку, смотрела нам вслед. Как и все, она еще не знала, что ровно через неделю на страну обрушится страшной силы удар, и все планы и мечты ее учеников полетят вверх тормашками, что только что танцевавший с ней Витя Молодцов, ни разу не станцует с девушкой и будет дважды умирать в медсанбате, но оба раза выживет, снова возвращаясь в свою роту, и в третий раз девчонка-санинструктор его, окончательно искалеченного, вытащит из боя, и его еще довезут до Смоленского госпиталя, откуда он уже не выйдет; что Колю Кондакова, Толю Косарева и многих, многих других она видит в последний раз»[6].

После войны Варвара Васильевна работала заведующей Давыдовским РайОНО. Занимая такую беспокойную должность, направляя работу школ района, десятки детских учреждений, занимаясь подбором и расстановкой педагогов и воспитателей, решая множество хозяйственных проблем, она не оставила не только работу в школе-преподавание, но и организацию школьной самодеятельности. По народным мотивам Варвара Васильевна создала замечательнейший танец -кадриль. Этот танец получил первые премии на смотре художественной самодеятельности сначала в Ярославле, потом в Москве. Больше она этим уже не занималась, возраст был не тот. Но «Кадриль» Варвары Васильевны осталась жить. С некоторыми изменениями мы видим ее в исполнении Государственного ансамбля Игоря Моисеева. После Давыдкова, Варвара Васильевна еще работала директором школы в Карабихе, потом в Прусове. Уйдя на пенсию, но живя в той же маленькой комнатушке при Прусовской школе, она продолжала работать, как и всегда, все время была с учениками, никогда не пропускала педсоветов. В 1964 году, когда ей было уже за семьдесят, ее выбирают председателем участковой избирательной комиссии[1].

Всему, что было сделано в Малаховской школе, в организации культурной жизни деревни, обязаны неутомимой работе Варвары Васильевны, ее незаурядному организаторскому таланту, тонким знанием театра и актерского искусства, а главное, ее бескорыстному выполнению своего долга.

















Заключение.

Все мы, жители одной планеты, - земляне. Все мы, соотечественники – россияне. Каждый из нас может стать носителем знания о своем крае, об исторических и духовных корнях. Каждый может стать хранителем культурного наследия, стать другом и защитником своего родного уголка. Сёла, деревни вымирают, когда закрывается, исчезает в них школа. На территории Малаховской волости, впоследствии колхоза «Ленинец» было 5-6 школ, почти все не просто закрыты, не осталось даже зданий, исключение Ченцевская школа. Всего 1,5 км отделяет современную деревню Малахово от деревни Ченцы, и, казалось бы, что Ченцевская школа стала продолжателем Малаховской. Но нет. Их сближает только здание. У каждой школы своя история, свои традиции, и своё будущее. Очень важно, чтобы в этом будущем было место и прошлому.

Целью работы было восстановление памяти о селе Малахово, о Малаховской школе. Цель для меня достигнута, но в продолжение истории теперь уже деревни Малахово продолжу работу по сбору информации об интернате и детском доме. В планах актива нашего музея собрать материал и о других школах, бывших на территории нашего края.

Сохранение истории малой родины закрытых школ, предприятий, памятников культуры – это и есть воспитание патриотизма.





























Список использованных источников



1.Архивные документы школьного краеведческого музея «Наш край».

2.Фото-документы школьного краеведческого музея « Наш край»

3.Воспоминания жителей села

4.«Журналы Романово-Борисоглебского уездного земского собрания».
Ярославль: тип. губерн. зем. управы, 1914 г., с. 295—296.

5. Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995

6. Тихов в.И. «Дорогим моим землякам …», 2005

7. Электронная библиотека | Книги

yararchive.ru›elib/

8. сайта Храмы Романов-Борисоглебского уезда

9. malahovodd.edu.yar.ru

10. https://regnum.ru/news/society/2321808.html

(дата обращения 14.11.2019)




13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!