СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История изучения клетки

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к уроку по общей биологии,позволит усвоить материал на профильном уровне

Просмотр содержимого документа
«История изучения клетки»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Николо-Александровка Раздел 2. Клетка. Тема урока. История изучения клетки. Клеточная теория. Урок биологии в 10 классе Учитель: Макаренко И.Н.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Николо-Александровка

Раздел 2. Клетка.

Тема урока.

История изучения клетки.

Клеточная теория.

Урок биологии в 10 классе

Учитель: Макаренко И.Н.

История изучения клетки. Клеточная теория. Строение эукариотической клетки. Строение эукариотической клетки.  Ядро. Строение прокариотической клетки.  Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки. Химический состав клетки. Органические вещества клетки.  Неклеточные формы жизни. Урок-практикум. Зачёт по теме «Клетка»
  • История изучения клетки. Клеточная теория.
  • Строение эукариотической клетки.
  • Строение эукариотической клетки. Ядро.
  • Строение прокариотической клетки.
  • Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.
  • Химический состав клетки. Органические вещества клетки.
  • Неклеточные формы жизни.
  • Урок-практикум.
  • Зачёт по теме «Клетка»
Цели урока Иметь представление об истории развития знаний о клетке. 2. Уметь формулировать и объяснять положения клеточной теории и делать выводы о ее роли в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Цели урока

  • Иметь представление об

истории развития знаний о клетке.

2. Уметь формулировать и объяснять положения клеточной теории и делать выводы о ее роли в формировании современной естественнонаучной картины мира.

План урока. 1. Развитие знаний о клетке. 2. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. 3. Основные положения современной клеточной теории. 4. Выводы. Домашнее задание. 5.Закрепление знаний. 6. Рефлексия.

План урока.

1. Развитие знаний о клетке.

2. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна.

3. Основные положения современной клеточной теории.

4. Выводы. Домашнее задание.

5.Закрепление знаний.

6. Рефлексия.

Вопросы. Что изображено на рисунках? Какая наука изучает клетки? Докажите, что клетка универсальная единица живого. С помощью какого научного прибора была открыта клетка? Какие еще методы изучения клетки вам известны? Кем и когда была открыта клетка? Кем и когда впервые была сформулирована клеточная теория?

Вопросы.

  • Что изображено на рисунках? Какая наука изучает клетки?
  • Докажите, что клетка универсальная единица живого.
  • С помощью какого научного прибора была открыта клетка?
  • Какие еще методы изучения клетки вам известны?
  • Кем и когда была открыта клетка?
  • Кем и когда впервые была сформулирована клеточная теория?
Развитие знаний о клетке. Задание. Используя материалы презентации и текста учебника составьте таблицу. Год Ученый Открытие

Развитие знаний о клетке.

Задание. Используя материалы презентации и текста учебника составьте

таблицу.

Год

Ученый

Открытие

1665 год   Опубликовал труд

1665 год  

Опубликовал труд "Микрография", где изложил результаты своих исследований. Рассматривая тонкий срез пробки под микроскопом, он обнаружил существование множества мелких ячеек и назвал их "клетками". Так возник этот термин.

1635-1703

Роберт Гук

1680 год  Описал с большой точностью, наблюдаемые под микроскопом микроорганизмы. Он назвал их

1680 год

Описал с большой точностью, наблюдаемые под микроскопом микроорганизмы.

Он назвал их "микроскопическими животными", однако не отмечал их клеточного строения.

(1632 - 1723)

Антони ван Левенгук

1827 год  Открыл яйцеклетку млекопитающих. Сформулировал положение, что клетка не только единица строения, но и единица развития живых организмов. (1792 – 1876) Карл Максимович Бэр

1827 год

Открыл яйцеклетку млекопитающих. Сформулировал положение, что клетка не только единица строения, но и единица развития живых организмов.

(1792 – 1876)

Карл Максимович Бэр

1838 год  Сделал первые шаги к раскрытию  и пониманию роли ядра . (1804 – 1881) Маттиас Шлейден

1838 год

Сделал первые шаги к

раскрытию

и пониманию роли ядра .

(1804 – 1881)

Маттиас Шлейден

1839 год  Используя свои собственные данные и результаты М. Шлейдена, обобщил знания о клетке и сформулировал клеточную теорию. Основное положение этой теории: клетка является элементарной единицей строения всех растительных и животных организмов.   (1810 – 1882) Теодор Шванн

1839 год

Используя свои собственные данные и результаты

М. Шлейдена, обобщил знания о клетке и сформулировал клеточную теорию. Основное положение этой теории: клетка является элементарной единицей строения всех растительных и животных организмов.

(1810 – 1882)

Теодор Шванн

1858 год  Впервые описал ядро в растительной клетке. (1773 – 1858)  Роберт Броун

1858 год

Впервые описал ядро в растительной клетке.

(1773 – 1858)

Роберт Броун

Клеточная теория  Шванна - Шлейдена 1. Всем животным и растениям свойственно клеточное строение. 2. Растут и развиваются растения и животные путем возникновения новых клеток. 3. Клетка является самой маленькой единицей живого, а целый организм – совокупность клеток.

Клеточная теория Шванна - Шлейдена

1. Всем животным и растениям свойственно клеточное строение.

2. Растут и развиваются растения и животные путем возникновения новых клеток.

3. Клетка является самой маленькой единицей живого, а целый организм – совокупность клеток.

Современная клеточная теория 1) Клетка представляет собой основу структурной и функциональной организации растений и животных. 2) Клетки растений и животных сходны по строению и развиваются аналогично (путем деления исходной клетки). 3) Клетки у всех организмов имеют мембранное строение. 4) Ядро клетки представляет ее главный регуляторный органоид. 5) Клеточное строение живых организмов — свидетельство единства их происхождения.

Современная клеточная теория

1) Клетка представляет собой основу структурной и функциональной организации растений и животных.

2) Клетки растений и животных сходны по строению и развиваются аналогично (путем деления исходной клетки).

3) Клетки у всех организмов имеют мембранное строение.

4) Ядро клетки представляет ее главный регуляторный органоид.

5) Клеточное строение живых организмов — свидетельство единства их происхождения.

1855 год  Обосновал принцип преемственности клеток (

1855 год

Обосновал принцип преемственности клеток

("каждая клетка из клетки").

(1821 – 1902)

Рудольф Вирхов

Основной метод изучения клетки – использование микроскопа светового или электронного.

Основной метод изучения клетки – использование микроскопа светового или электронного.

Современные методы  изучения клетки дифференциальное центрифугирование;  рентгеноструктурный анализ;  цито - и гистохимия

Современные методы

изучения клетки

  • дифференциальное центрифугирование;

  • рентгеноструктурный анализ;
  • цито - и гистохимия
Вопрос Охарактеризуйте значение  клеточной теории для развития биологии.

Вопрос

Охарактеризуйте значение

клеточной теории для развития биологии.

Проверка знаний.

а) «клеткам присуще мембранное строение»;

б) «клетки всех живых существ имеют ядра»;

в) «клетки бактерий и вирусов сходны по строению и функциям»;

г)«клетки всех живых существ делятся».

  • а) «клеткам присуще мембранное строение»; б) «клетки всех живых существ имеют ядра»; в) «клетки бактерий и вирусов сходны по строению и функциям»; г)«клетки всех живых существ делятся».

2. Положение не соответствует клеточной теории:

а) «клетка – элементарная единица жизни»;

б) клетки многоклеточных организмов объединены в ткани по сходству строения и функций»;

в) «клетки образуются путем слияния яйцеклетки и сперматозоида»»;

г) «клетки всех живых существ сходны по строению и функциям».

  • а) «клетка – элементарная единица жизни»; б) клетки многоклеточных организмов объединены в ткани по сходству строения и функций»; в) «клетки образуются путем слияния яйцеклетки и сперматозоида»»; г) «клетки всех живых существ сходны по строению и функциям».

3. Создателями клеточной теории являются:

а) Ч. Дарвин и А. Уоллес;

б) Г. Мендель и Т. Морган;

в) Р. Гук и Н. Грю;

г) Т. Шванн и М. Шлейден.

  • а) Ч. Дарвин и А. Уоллес; б) Г. Мендель и Т. Морган; в) Р. Гук и Н. Грю; г) Т. Шванн и М. Шлейден.
Закрепление знаний. а) с развитием микроскопии; б) с развитием философии; в) с развитием физики и химии; г) с развитием всех указанных направлений. а) с развитием микроскопии; б) с развитием философии; в) с развитием физики и химии; г) с развитием всех указанных направлений. 5. О единстве органического мира свидетельствует а) связь организмов со средой; б) сходство живой и неживой природы; в) наличие разных уровней организации живой природы; г) клеточное строение организмов всех царств живой природы. а) связь организмов со средой; б) сходство живой и неживой природы; в) наличие разных уровней организации живой природы; г) клеточное строение организмов всех царств живой природы.

Закрепление знаний.

а) с развитием микроскопии;

б) с развитием философии;

в) с развитием физики и химии;

г) с развитием всех указанных направлений.

  • а) с развитием микроскопии; б) с развитием философии; в) с развитием физики и химии; г) с развитием всех указанных направлений.

5. О единстве органического мира свидетельствует

а) связь организмов со средой;

б) сходство живой и неживой природы;

в) наличие разных уровней организации живой природы;

г) клеточное строение организмов всех царств живой природы.

  • а) связь организмов со средой; б) сходство живой и неживой природы; в) наличие разных уровней организации живой природы; г) клеточное строение организмов всех царств живой природы.
Домашнее задание   п. 2.1 изучить; в.5 стр. 28 выполнить в тетради.

Домашнее задание

п. 2.1 изучить;

в.5 стр. 28 выполнить

в тетради.

Рефлексия Что нового вы узнали на уроке? По каким вопросам темы вы  расширили бы свои знания? Над какими вопросами вам еще  необходимо поработать?

Рефлексия

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • По каким вопросам темы вы

расширили бы свои знания?

  • Над какими вопросами вам еще

необходимо поработать?