Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Николо-Александровка
Раздел 2. Клетка.
Тема урока.
История изучения клетки.
Клеточная теория.
Урок биологии в 10 классе
Учитель: Макаренко И.Н.
- История изучения клетки. Клеточная теория.
- Строение эукариотической клетки.
- Строение эукариотической клетки. Ядро.
- Строение прокариотической клетки.
- Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки.
- Химический состав клетки. Органические вещества клетки.
- Неклеточные формы жизни.
- Урок-практикум.
- Зачёт по теме «Клетка»
Цели урока
истории развития знаний о клетке.
2. Уметь формулировать и объяснять положения клеточной теории и делать выводы о ее роли в формировании современной естественнонаучной картины мира.
План урока.
1. Развитие знаний о клетке.
2. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна.
3. Основные положения современной клеточной теории.
4. Выводы. Домашнее задание.
5.Закрепление знаний.
6. Рефлексия.
Вопросы.
- Что изображено на рисунках? Какая наука изучает клетки?
- Докажите, что клетка универсальная единица живого.
- С помощью какого научного прибора была открыта клетка?
- Какие еще методы изучения клетки вам известны?
- Кем и когда была открыта клетка?
- Кем и когда впервые была сформулирована клеточная теория?
Развитие знаний о клетке.
Задание. Используя материалы презентации и текста учебника составьте
таблицу.
Год
Ученый
Открытие
1665 год
Опубликовал труд "Микрография", где изложил результаты своих исследований. Рассматривая тонкий срез пробки под микроскопом, он обнаружил существование множества мелких ячеек и назвал их "клетками". Так возник этот термин.
1635-1703
Роберт Гук
1680 год
Описал с большой точностью, наблюдаемые под микроскопом микроорганизмы.
Он назвал их "микроскопическими животными", однако не отмечал их клеточного строения.
(1632 - 1723)
Антони ван Левенгук
1827 год
Открыл яйцеклетку млекопитающих. Сформулировал положение, что клетка не только единица строения, но и единица развития живых организмов.
(1792 – 1876)
Карл Максимович Бэр
1838 год
Сделал первые шаги к
раскрытию
и пониманию роли ядра .
(1804 – 1881)
Маттиас Шлейден
1839 год
Используя свои собственные данные и результаты
М. Шлейдена, обобщил знания о клетке и сформулировал клеточную теорию. Основное положение этой теории: клетка является элементарной единицей строения всех растительных и животных организмов.
(1810 – 1882)
Теодор Шванн
1858 год
Впервые описал ядро в растительной клетке.
(1773 – 1858)
Роберт Броун
Клеточная теория Шванна - Шлейдена
1. Всем животным и растениям свойственно клеточное строение.
2. Растут и развиваются растения и животные путем возникновения новых клеток.
3. Клетка является самой маленькой единицей живого, а целый организм – совокупность клеток.
Современная клеточная теория
1) Клетка представляет собой основу структурной и функциональной организации растений и животных.
2) Клетки растений и животных сходны по строению и развиваются аналогично (путем деления исходной клетки).
3) Клетки у всех организмов имеют мембранное строение.
4) Ядро клетки представляет ее главный регуляторный органоид.
5) Клеточное строение живых организмов — свидетельство единства их происхождения.
1855 год
Обосновал принцип преемственности клеток
("каждая клетка из клетки").
(1821 – 1902)
Рудольф Вирхов
Основной метод изучения клетки – использование микроскопа светового или электронного.
Современные методы
изучения клетки
- дифференциальное центрифугирование;
- рентгеноструктурный анализ;
- цито - и гистохимия
Вопрос
Охарактеризуйте значение
клеточной теории для развития биологии.
Проверка знаний.
а) «клеткам присуще мембранное строение»;
б) «клетки всех живых существ имеют ядра»;
в) «клетки бактерий и вирусов сходны по строению и функциям»;
г)«клетки всех живых существ делятся».
- а) «клеткам присуще мембранное строение»; б) «клетки всех живых существ имеют ядра»; в) «клетки бактерий и вирусов сходны по строению и функциям»; г)«клетки всех живых существ делятся».
2. Положение не соответствует клеточной теории:
а) «клетка – элементарная единица жизни»;
б) клетки многоклеточных организмов объединены в ткани по сходству строения и функций»;
в) «клетки образуются путем слияния яйцеклетки и сперматозоида»»;
г) «клетки всех живых существ сходны по строению и функциям».
- а) «клетка – элементарная единица жизни»; б) клетки многоклеточных организмов объединены в ткани по сходству строения и функций»; в) «клетки образуются путем слияния яйцеклетки и сперматозоида»»; г) «клетки всех живых существ сходны по строению и функциям».
3. Создателями клеточной теории являются:
а) Ч. Дарвин и А. Уоллес;
б) Г. Мендель и Т. Морган;
в) Р. Гук и Н. Грю;
г) Т. Шванн и М. Шлейден.
- а) Ч. Дарвин и А. Уоллес; б) Г. Мендель и Т. Морган; в) Р. Гук и Н. Грю; г) Т. Шванн и М. Шлейден.
Закрепление знаний.
а) с развитием микроскопии;
б) с развитием философии;
в) с развитием физики и химии;
г) с развитием всех указанных направлений.
- а) с развитием микроскопии; б) с развитием философии; в) с развитием физики и химии; г) с развитием всех указанных направлений.
5. О единстве органического мира свидетельствует
а) связь организмов со средой;
б) сходство живой и неживой природы;
в) наличие разных уровней организации живой природы;
г) клеточное строение организмов всех царств живой природы.
- а) связь организмов со средой; б) сходство живой и неживой природы; в) наличие разных уровней организации живой природы; г) клеточное строение организмов всех царств живой природы.
Домашнее задание
п. 2.1 изучить;
в.5 стр. 28 выполнить
в тетради.
Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- По каким вопросам темы вы
расширили бы свои знания?
- Над какими вопросами вам еще
необходимо поработать?