СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История храма Рождества Христова в с.Шанский Завод

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа посвящена изучению исторического прошлого малой родины, духовных и культурно-исторических корней.

Просмотр содержимого документа
«История храма Рождества Христова в с.Шанский Завод»

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Шанский Завод









Исследовательская работа по краеведению

Тема: «История храма Рождества Христова

в селе Шанский Завод»







Автор: Илюшина Анна Вячеславовна 8 класс


Научный руководитель: Степанькова Тамара Николаевна, учитель истории









2016


ОГЛАВЛЕНИЕ:


1.ВВЕДЕНИЕ. 3-6

1.1.Проблема. 3

1.2.Актуальность темы. 3

1.3.Предмет исследования. 4

1.4.Цель исследования. 4

1.5.Задачи исследования. 4

1.6.Краткий обзор использованной литературы и источников. 5

1.7. Гипотеза исследования. 5

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 6-12

2. 1. История появления храма в с.Шанский Завод. 6

2.2.Разрушения и восстановления храма. 7-9

2. 3. Возрождение святыни на селе. 9-10

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11

4. Список источников и литературы. 12

5. Приложение. 13-20





















1.ВВЕДЕНИЕ.

1.1.Проблема.

Есть на карте Калужского края небольшое село Шанский Завод, что находится на территории Износковского района на берегу речки Шаня. Здесь я родилась в 2002 году. Это моя малая и горячо любимая Родина. И мне очень интересно знать историю своего села, историю его замечательных мест, историю ее жителей.

Мы знаем, что поселение можно считать селом, если на его территории находилась или находится церковь. Есть в нашем селе храм, но я знаю, что он был построен в конце 90-х годов 20 века. Значит, до его открытия в нашем селе всё-таки была церковь? Вот тогда – то я решила собрать материал об истории храма нашего села и провести исследование.


1.2. Актуальность темы.

Наша исследовательская работа актуальна, т.к. в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. Мне кажется, что знать историю своей малой родины необходимо каждому человеку. Хотя бы для того, чтобы передать ее своим детям и внукам. Ведь именно через историю, через свидетельства людей можно понять и представить себе прошлое своего народа.

Приступая к изучению истории православного храма нашего села, я обнаружила малое количество литературы. Но к счастью, в нашем селе проживают люди, которые поделились с нами сведениями об истории храма, который располагался на территории Шанско – Заводской земле.

Начала свою работу я с соцопроса среди учащихся школы и жителей села. Нами был составлен перечень вопросов об истории храма: когда в селе появился храм, как он выглядел, что вы знаете о судьбе храма в годы Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны, когда в нашем селе был восстановлен храм и кто является её настоятелем? Актуальность темы нашего исследования подтверждают данные, полученные нами в ходе социологического опроса. Историю храма многие знают немногие, а некоторые совсем не владеют какой-либо информацией.

Актуальность и научная значимость данного исследования состоит в том, что оно может быть использовано на факультативных занятиях по истории и краеведению, во внеклассных мероприятиях по истории родного края.


1.3. Предмет исследования.

Предметом нашего исследования является история храма в селе Шанский Завод Износковского района Калужской области.


1.4. Цель исследования:

* получение исторических сведений о прошлом и настоящем церкви Рождества Христова в селе Шанский Завод.


1.5.Задачи исследования:

  • изучить и исследовать краеведческие материалы об истории храма;

  • собрать сведения о возникновении и судьбе храма у жителей села;

  • изучить начальный этап истории храма;

  • проследить периоды восстановления храма;

  • показать роль храма в современной жизни села.











1.6. Краткий обзор использованной литературы и источников.

Для написания работы были использованы личные воспоминания жителей села Шанский Завод, а также материалы летописи села, которая находится в нашей школе. Также нами были использованы интернет - материалы.



В работе была использована литература:

  1. Афанасьев К.М. Калужская летописная хроника XX века в зеркале периодической прессы.

  2. Земля Калужская – земля святая/ Под общей редакцией архиепископа Калужского и Боровского Климента (Капалина). – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

  3. Иванов А.Г. Износки. Историко – краеведческий очерк. – Калуга. 1995 г.

  4. Книга памяти Калужской области.

  5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т.- Спб., 1890-1907.



1.7. Гипотеза исследования:

Исследовательская работа основана на анализе литературы и исторических источников. Особую роль, на мой взгляд, играют материалы с личными воспоминаниями жителей нашего села. Они дали нам очень нужную для нас информацию.

Я изучила материал краеведческого характера. Также я познакомилась с материалами из истории Износковского района нашего краеведа Иванова А.Г.

В комнате Боевой Славы находится летопись села, из которой мы также получили информацию об истории храм.





  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    1. История появления храма в селе Шанский Завод.

История и судьба села Шанский Завод связаны с именами купцов Мосоловых. Ведь именно благодаря стараниям фабрикантов во второй половине 18 века село стало крупным промышленным центром1.

«Мосоловы – дворянские рода. Один из них происходит, по преданиям древних родословцев, от выехавшего при вел.кн. Василии Васильевиче из Золотой орды мурзы Ахмеда. Его потомство внесено в 6 часть род.книги Пензенской, Уфимской, Нижегородской, Тульской, Рязанской и Калужской губерний2…»

В 1734 году на Шане братья Мосоловы, дети тульского оружейника П.Г. Мосолова, основали два металлургических завода – передельный и доменный. Этот год считается датой основания села Шанский Завод (изначально – Верхнешанский).

В 1736 году в селе возвели двухэтажную каменную однокупольную церковь, а рядом построили каменную колокольню3. Деньги на строительство культовых заведений дал купец и фабрикант И.П.Мосолов. В церкви был создан приход Николая Чудотворца. Храм располагался на месте, где сейчас находится здание местной администрации. Об этом свидетельствует подземный ход, который вёл от храма к берегу речки Шаня. Из рассказа местных жителей мы узнали о том, что рядом с храмом находилось кладбище. Отец Сергий показал нам одну из надгробных плит, которая сохранилась до сих пор и находится на территории нынешнего храма. (Приложение I)

Рядом с церковью находился каменный дом фабриканта, окруженный фруктовыми садами. Остатки этой постройки сохранились и являются исторической достопримечательностью нашего села. (ПриложениеII)

Из летописи села мы узнали о том, что при церкви существовала приходская школа на 4 класса. Главный предмет в школе был закон Божий и обучение проходили в ней, в основном, мальчики. Школа принадлежала земству.



2.2. Разрушения и восстановления храма.

XIX век

В конце 18-начале 19 века Износковский район становится промышленно – торговым районом. Увеличивается население, соответственно увеличивается и приход. Но, к огромному сожалению, Отечественная война 1812 года коснулась и нашего села. После бегства французов на территории Износковского района остались печальные следы опустошения. 4

В нашем селе захватчики осквернили Христорождественскую церковь, выжгли ее изнутри. В результате сгорели престол, жертвенник и иконостасы. В приделе во имя Николая Чудотворца был осквернен престол, повреждены антиминсы, сожжен иконостас. В пожаре погибли церковные книги и имущество церкви. Также нам стало известно о том, что из 82 дворов, относящихся к приходу, 36 сгорели дотла. Дома священника Василия Андреева, дьячка Василия Иларионова, пономаря Василия Васильева также были сожжены, а их имущество разграблено.

Лишь спустя пять лет в 1817 году храм был вновь восстановлен на казенные средства и на деньги купцов Перевитиновых. В 1836 году Шанско – Заводской священник Иоанн Вениаминов для получения компенсации за потери в Отечественную войну пишет следующий рапорт: Его высокоблагославению благочинному села Межечины протоирею Петру Вениаминову, Шанского завода священноцерковнослужителей рапорт.5 «…В силу указанного из Калужской духовной консистории предписания вашему высокоблагославению сим честь имеет донести, что в 1812-м году мародеры французкой армии сожгли всю Шанскозаводскую фабрику, и снею Христорождественскую нашу церковь, в коей сверх иконостаса сгорело церковных вещей на тычячю рублей. К сему рапорту Шанскозаводской священник Иоанн Вениаминов руку приложил. К сему рапорту диакон Пётр Конов руку приложил. Пономарь Василий Васильев руку приложил. Благочинный Межетский протоирей Петр Вениаминов. 1836 – го года Июль 26-го дня…»

Нам удалось узнать также о том, что в середине 19 века колокольня церкви Рождества Христова использовалась как триангуляционный пункт № 282 с координатами, которые практически полностью совпадают с современным положением церкви Рождества Христова.

XX век

Из Калужской летописной хроники6 нам стало известно о судьбе еще одного священнослужителя нашего храма. В 1918 году в Медынском уезде прошло крестьянское антисоветское восстание, в котором принял участие священник села Шанский завод Василий Благовещенский. Согласно сведениям журнала «Коммуна» за декабрь 1918 года, при подавлении мятежа убито 7, застрелился сам 1, ранено 9, в плену 16 человек. Мятежников всего расстреляно 176 человек. Кроме того, отрядом товарища Прокопчика в Шанско – Заводской волости убито в бою и расстелено 26 мятежников, среди которых был и священнослужитель Василий Благовещенский.

23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении церкви от государства и школы от церкви. Принцип отделения был закреплен Конституцией РСФСР 1918 года. С 1929 года началась массовая кампания по подготовке общественного мнения к закрытию храмов. К церкви стали относиться как к контрреволюционной силе, оказывающей существенное влияние на сознание масс. В 1930 году в стране началось массовое снятие колоколов и передача их в Фонд индустриализации. Постепенно многие церкви закрывались, другие бездействовали.

В 1930 году был закрыт храм в нашем селе. Мы узнали о том, что последним настоятелем церкви был священник Пётр Молчанов. Родился он в 1875 году в Тамбовской губернии Спасского уезда в селе Анаево7. 28 апреля 1933 года священник обвинён по статье 58 п.10, 11 УК РСФСР по приговору тройки ПП ОГПУ Западной области и сослан на три года в Северный край.

От местных жителей мы узнали, что с 30-х годов в стенах сельского храма больше не проходило ни одной службы, и не слышно было колокольного звона по селу. Но есть один вопрос, который очень заинтересовал нас во время работы над нашей темой. Вопрос о том, когда храм был разрушен. В литературных источниках, с которыми мы работали, говорится о том, что во время Великой Отечественной войны храм был взорван немцами в период отступления. Но из общения со старожилами нашего поселения нам стало известно, что немцы святыню не тронули. Со слов жителей нашего села храм был уничтожен гораздо позже, в 50-е гг. Девяностодвухлетняя жительница Прокофьева К.В. нам подробно рассказала, как происходило уничтожение храма. И это для нас всё ещё пока остается загадкой.



2.3. Возрождение святыни на селе.

В августе 1996 года8 в селе был образован приход Николая Чудотворца, настоятелем которого был назначен игумен Агафангел (Бобров). Под молитвенное помещение было передано здание дореволюционной постройки, которое требовало капитального ремонта. Молитвенный дом оборудован в приспособленном каменном здании рубежа XIX-XX вв. Протяжённое прямоугольное в плане одноэтажное здание под двускатной кровлей дополнено ризалитом входа и поставленными на гребне крыши луковичной главкой на ступенчатом постаменте и двухъярусной шатровой колокольней. (Приложение III)

Переоборудование его под молитвенный дом осуществлялось на пожертвование Воробьева С.И., Кузьменко И.В., Столярова С.П. и др. Работы начались в октябре 1996 года. К празднованию Пасхи 1997 года здание было готово для богослужения. Первая божественная Литургия была совершена в Страстной Четверг 1997 г.

10 сентября 2000 года молитвенный дом был освещён архиепископом Калужским и Боровским Климентом. В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Сергий (Мишуков).

Сегодня при церкви имеется духовная библиотека. Некоторое время назад при молитвенном доме Рождества Христова работала воскресная школа, которую посещали школьники, проживающие в селе.

Церковь тесно сотрудничает с нашей школой. Учителя организуют для школьников встречи, а служители храма с удовольствием проводят экскурсии. (Приложение IV) Ежегодно 9 мая на территории братской могилы, расположенной вблизи школы, священнослужители проводят панихиду по воинам, погибшим на территории нашего села в годы Великой Отечественной войны. (Приложение V)

В нашем приходе особо чтут день памяти святителя и чудотворца Николая Мирликийского — один из престольных праздников храма.
















3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В процессе поисков достоверной информации мне удалось пообщаться с интересными людьми – нашими земляками. Исследовательская работа позволила узнать много новых сведений об истории храма нашего села, об историческом и культурном прошлом моей малой родины.

Жители нашего села очень бережно и уважительно относятся к своей истории,

постигать которую можно бесконечно. Очень важно, чтобы мы, ныне живущие, и те,

кто придет нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений,

неразрывной связи времен; чтобы честное прочтение прошлого облагораживало, при соприкосновении с былым не покидала гордость за свою малую родину. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные нами от предков, прорастали крепкими и надежными побегами в душах и характерах современников.

Я считаю, что цели, поставленные мной, достигнуты. Я многое узнала о судьбе храма и тех подробностях в его истории, о которых знают лишь единицы из жителей села. Но я бы хотела продолжить работу над данной темой и открыть для себя и других ещё многое и интересное об истории храма и села Шанский Завод.



















СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Источники:

  • личные воспоминания жителей села Шанский Завод;

  • материалы летописи села;

  • интернет - материалы.



Литература:

  1. Афанасьев К.М. Калужская летописная хроника XX века в зеркале периодической прессы.

  2. Земля Калужская – земля святая/ Под общей редакцией архиепископа Калужского и Боровского Климента (Капалина). – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

  3. Иванов А.Г. Износки. Историко – краеведческий очерк. – Калуга. 1995 г.

  4. Книга памяти Калужской области.

  5. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т.- Спб., 1890-1907.












Приложение I


Место, где находился подземный ход.


Одна из надгробных плит, найденная на территории бывшего кладбища при храме.


Приложение II


Стены дома фабриканта Мосолова - старинной кладки красного кирпича с красивыми узорами.


Сохранившиеся узоры

Приложение III


Церковь и приход Николая Чудотворца


Вход в церковь

Глава Никольского молитвенного дома.



Завершение Никольского молитвенного дома





Ярус звона колокольни Никольского молитвенного дома






Внутреннее убранство церкви.



Приложение IV

Все село как на ладони. Вид с колокольни.






Приложение V

9 мая. Настоятель храма Святителя Николая протоирей Сергий совершает заупокойную литию о всех погибших в годы войны.



Приложение VI

Край любимый, край родной!

1Иванов А.Г. Износки. Историко – краеведческий очерк. – Калуга. 1995 г.

2 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т.- Спб., 1890-1907.

3Иванов А.Г. Износки. Историко – краеведческий очерк. – Калуга. 1995 г.



4Иванов А.Г. Износки. Историко – краеведческий очерк. – Калуга. 1995 г.



5 Афанасьев К.М. Калужская летописная хроника XX века в зеркале периодической прессы.

6Афанасьев К.М. Калужская летописная хроника XX века в зеркале периодической прессы.



7 Книга Памяти Калужской области.

8 Земля Калужская – земля святая/ Под общей редакцией архиепископа Калужского и Боровского Климента (Капалина). – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.