ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.
Учебники:
История России: учеб. для учащихся 7 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина.- М. Владос, 2004.
Количество часов – 68 (из расчета 2 часа в неделю)
Данная рабочая программа ставит следующие цели:
- изучение исторического материала,
- овладение знаниями и умениями,
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
- формирование личностных качеств гражданина,
- подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,
- специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.
Рабочая программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно – развивающих.
Образовательные задачи:
- усвоить важнейшие факты истории,
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого,
- усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития,
- овладеть умением применять знания по истории в жизни,
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи;
- гражданское воспитание учащихся,
- патриотическое воспитание,
- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
- нравственное воспитание,
- эстетическое воспитание,
- трудовое воспитание,
- экологическое воспитание,
- правовое воспитание,
- формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Содержание курса истории
Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками, по которым ученые – историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени».
Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV века и представлен следующими темами:
- «История нашей страны древнейшего периода» (11 ч.)
- «Киевская Русь» (15 ч.)
- «Распад Киевской Руси» (9 ч.)
- «Борьба Руси с иноземными завоевателями» (9 ч.)
- «Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества» (10 ч.)
Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.
В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в.Этот материал прелставлен следующими темами:
.
Кроме того, в каждую изучаемую тему включены региональные компоненты исторического образования – история Иркутской области.
В пояснительной записке к «Программе для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой, указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала». Считаю, что краеведческий материал на уроке для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимо выделять в отдельный урок, а не давать небольшими «порциями» на каждом уроке. Поэтому после каждого раздела программы запланированы уроки краеведения, на которых воспитанники рассматривают те периоды становления своей малой Родины, которые рассматриваются в отечественной истории.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам/
Требования к уровню подготовки учащихся
7 класс Учащиеся должны знать:
- какие исторические даты называются точными, приблизительными;
- когда произошли события;
- кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
- устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная:
Учебник «История России», Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Гуманитарный издательский центр Владос. М.: 2005 г.
Дополнительная:
Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2008 г.
Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр Владос М: 2003 г.
Методика преподавания истории в школе,В.В. Шоган. Ростов-на-Дону «Феникс» 2007.
Россия великая судьба. Сергей Перевезенцев. Издательство «Белый город». М: 2007 г.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Цель урока | Основные знания | Основные терми-ны и понятия | Оборудование и материалы | Домашнее задание | Дата |
1 | Раздел 1. Введение в историю. История – наука о прошлом | 1 | Сообщение новых знаний | Дать представление об истории как науке | История-рассказ о прошедшем. С.М.Соловьев-из вестный русский историк | История, предки | Портрет С.М.Соловьева | Стр. 6-8 | |
2 | Исторические памятники | 1 | Комбинированный | Дать сведения о различных исторических источниках | Исторические источники: устные, письменные, вещественные | Исторические памятники, археологи | Схема «Исторические памятники», предметы и инструменты для археологических раскопок | Стр. 9-15 | |
3 - 4 | Наша Родина – Россия. Моя родословная | 2 | Комбиниро -ванный | Расширить понятие о Родине, дать сведения о родословной человека | Россия – наша страна. Москва – столица. Генеалогия – родословная. | Родина, Отчизна, генеалогия, имя, отчество,фамилия | Герб, флаг, гимн, портрет президента, карта «Народы Российской Федерации» | Стр. 16 – 23 карта | |
5 | Счет лет в истории | 1 | Комбиниро -ванный | Научить определять последовательность событий | Дата, обозначение числа, месяца, года какого-либо события | Дата, век, тысячелетие | Лента времени | Стр. 23 - 26 | |
6 | Историческая карта | 1 | Комбиниро -ванный | Научить пользоваться исторической картой | Историческая карта – графическое изображение государства в разные периоды истории | Историческая карта | Физическая карта России, карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX –XII вв.» | Стр. 27 – 30, карта | |
7 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Введение в историю». | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Обобщать и закреплять пройденный материал | | | Лента времени, карта Российской Федерации | Стр. 6 - 30 | |
8 | Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода. Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов | 1 | Сообщение новых знаний | Познакомить уч-ся с восточными славянами, показать единство русских, украинцев и белорусов | Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов | Восточные славяне, племена, братские народы | Карта в учебнике «Расселение древних славян» | Стр. 32 - 36 | |
9 | Роды и племена восточных славян и их старейшины | 1 | Комбиниро – ванный | Познакомить с общественным строем восточных славян | Роды и племена восточных славян, их старейшины | Семья, род, вече, князь, дружина, знатные люди, старейшина | Карта в учебнике «Расселение древних славян», карточки с заданиями | Стр. 37 - 43 | |
10 | Р.К. –Иркутской области наша малая Родина | 1 | Сообщение новых знаний | Познакомить с картой Иркутской области | География и археология Иркутской области | Край, район, город, село | Карта Иркутской области | Дополнительная литература | |
11 | Славянский поселок | 1 | Комбиниро -ванный | Познакомить с жизнью восточных славян до образования государства | Поселение – место, где селились славяне | Поселения, частокол, мазанка, землянка, лучина, изба, амбар, хлев, сусеки, лохань | Карта «Киевская Русь» | Стр. 44 – 52, таблицы | |
12 - 13 | Занятия восточных славян. Ремесла восточных славян. | 2 | Комбиниро - ванный | Познакомить с условиями жизни и труда восточных славян | Земледелие – основное занятие славян. Славяне – трудолюбивый народ | Земледелие, плуг, соха, пашня, скотоводство, бортничество, собирательство | Предметы старины, карточки с заданиями | Стр. 53 – 69, таблицы | |
14 | Обычаи восточных славян | 1 | Комбиниро - ванный | Формировать представление о традициях и обычаях восточных славян | Обычаи, традиции | Курган, плач, тризна, хоровод, каравай, оберег, жернова | Каравай, обереги, аппликации «Занятия восточных славян», кроссворд «Обычай» | Стр. 70 - 76 | |
15 | Верования восточных славян | 1 | Комбиниро - ванный | Формировать представление о религии восточных славян | Язычество – вера во многих богов | Волхвы, кудесники, святилище, жертва, обряд, идол, духи | Кроссворд «Обычаи» | Стр. 76 - 85 | |
16 | Соседи восточных славян | 1 | Сообщение новых знаний | Дать представление о жизни и занятиях соседей восточных славян | Соседние племена – финны, половцы, литовцы, болгары | Кочевники, юрта, дань, варяги, гости, базар | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» | Стр. 86 – 92, карта | |
17 | Славянские воины и богатыри | 1 | Комбиниро - ванный | Дать представление о военном искусстве славян | Вооружение славян, военное искусство | Секира, палица, колчан, булава | Кроссворд «Вооружение славянского воина» | Стр. 93 - 98 | |
18 | Объединение восточных славян под властью Рюрика | 1 | Сообщение новых знаний | Дать представление об объединении славян под началом Рюрика | IX век – объединение восточных славян. Рюрик – первый русский князь | Послы, княжество, пленники, булава, кольчуга | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» | Стр. 99 – 102, карта | |
19 | Повторительно – обобщающий урок: «История нашей страны древнейшего периода». | 1 | Систематизация и обобщение знаний | Обобщить и систематизировать материал древнейшего периода нашей страны | | | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» | Стр. 31 – 102, карта | |
20 | Раздел 3. Киевская Русь. Образование государства восточных славян – Киевской Руси | 1 | Сообщение новых знаний | Дать представление об образовании древнерусского государства | IX век – образование Древнерусского государства; полюдье – дань с людей | Полюдье | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» | Стр. 104 – 109, карта | |
21 | Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга | 1 | Комбиниро - ванный | Показать на примере деятельности первых русских князей основные направления внутренней и внешней политики Руси | Первые русские князья – Олег, Игорь, Святослав, княгиня Ольга; династия Рюриковичей | Мирный договор, династия | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» | Стр. 110 - 114 | |
22 | Укрепление власти князя | 1 | Комбиниро - ванный | Дать представление об укреплении власти князя | Укрепление единой верховной власти при князе Владимире; княжеская дружина | Боярин, ополчение, раб, оборона, братина, пир | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» | Стр. 115 - 120 | |
23 | Оборона Руси от врагов | 1 | Комбиниро - ванный | Дать представление об обороне Руси от врагов | Оборона Руси от печенегов, хазаров, половцев; оборонит. сооружения; дозорная служба | Дозорные, дозорная служба | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» | Стр. 121 – 125, карта | |
24 | Крещение Руси при князе Владимире | 1 | Комбиниро - ванный | Дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 988году | 988 г. – крещение Руси; христианство – вера в бога Иисуса Христа | Христиане, крещение, религия, крест, священник, молитва, патриарх, митрополит, проповедники | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» | Стр. 126 - 132 | |
25 | Былины – источник знаний о Киевской Руси | 1 | Комбиниро - ванный | Доказать на примере конкретных былин, что они являются источником знаний о Киевской Руси | Былины – источник знаний о Киевской Руси | Былины, побратим | Былины «Садко», «волга и Микула Селянинович» | Стр. 133 – 137, доп. лит - ра | |
26 | Культура и искусство | 1 | Комбиниро - ванный | Дать общее представление о культуре и искусстве Киевской Руси | Храм – центр культуры Киевской Руси | Алтарь, иконы, мозаика, фрески, церковная утварь | Иллюстрации из серии «Культура киевской Руси» | Стр. 138 - 144 | |
27 | Княжеское и дворянское подворье | 1 | Комбиниро - ванный | Дать представление о частной жизни князей, дружинников, бояр | Князь – верховный правитель страны | Горница, терем, челядь, воевода | Макет терема, аппликация «Одежда князя» | Стр. 145 - 149 | |
28 | Жизнь и быт людей в Киевской Руси | 1 | Комбиниро – ванный | Дать представление о жизни людей, их быте и традициях в Киевской Руси | Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором производится все необходимое для жизни | Натуральное хозяйство, усадьба, вотчина, смерды | Видеофильм «Из истории русского костюма» | Стр. 150 - 156 | |
29 | Правление Ярослава Мудрого | 1 | Сообщение новых знаний | Доказать, при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII в. | Князь Ярослав Мудрый. «Русская Правда» - первый русский сборник законов. | Вира, закон, куны, «Русская Правда», царь | Картина И. Билибина «Суд во времена «Русской правды», иллюстрация «Софийский собор» | Стр. 156 - 161 | |
30 | Образование и грамотность на Руси | 1 | Комбиниро – ванный | Дать представление о распространении гра-мотности и образования в Киевской Руси | Кирилл и Мефодий - создате-ли славянской письменности; Славянская азбука, книжное дело, школы, рукописные книги | Переписчики, устав, Библия, библиотека | Видеофильм «Из истории русской письменности. История славянской азбуки. Первая русская книга.» | Стр. 161 - 165 | |
31 | Летописи и летописцы | 1 | Комбиниро – ванный | Дать представление о древних записях, летописях. | Летопись – описание событий из года в год. Нестор – первый летописец. | Летопись, летописцы, свиток. | Иллюстрация «Памятник монаху – летописцу», стихотворение А.С.Пушкина из произведения «Борис Годунов». | Стр. 170 - 175 | |
32 | Киевский князь Владимир Мономах | 1 | Сообщение новых знаний | Дать сведения о борьбе Владимира Мономаха за единство Руси | Владимир Мономах-внук византийского императора Константина Мономаха; временное укрепление единства власти на Руси. | Удельный князь, бармы, царский венец. | Карточки с заданиями. | Стр. 170 - 175 | |
33 | Рост и укрепление древнерусских городов. | 1 | Сообщение новых знаний. | Дать общее представление о древнерусских городах. | Древнерусский город – крепость, центр культуры, ремесла и торговли. | Вече, корчма, посад, торг. | Макет древнего города. | Стр. 176 - 183 | |
34 | Р.К. Территория Иркутской области в VIII - X веках | 1 | Сообщение новых знаний | Дать представление о племенах, живших на территории края в VIII – X вв. | Время расцвета местных племен. | Племя, князек, шаманизм | Карта Иркутской области. | Дополнительная литература. | |
35 | Повторительно – обобщаюший урок по теме «Киевская Русь». | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Обобщить и систематизировать знания учащихся о Киевской Руси. | | | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», картины «Крещение Руси», «Три богатыря», «Памятник монаху – летописцу». | Стр. 103 - 183 | |
36 | Раздел 4. Распад Киевской Руси. Причины распада Киевской Руси. | 1 | Сообщение новых знаний | Объяснить причины обособления княжеств. | | | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.» | Стр. 184 - 187 | |
37 | Образование самостоятельных княжеств. | 1 | Комбиниро – ванный | Дать представление о периоде раздробленности княжеств Древней Руси. | В XII веке образование самостоятельных княжеств. | Период раздробленности. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», Карта «Феодальная раздробленность Руси» в учебнике. | Стр. 188 – 191, карта в учебнике | |
38 | Киевское княжество в XII веке. | 1 | Комбиниро – ванный | Охарактеризовать Киевское княжество в условиях раздроблен-сти | Ослабление власти киевского князя. | Титул | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», карточки с заданиями. | Стр. 192 – 196. | |
39 | Владимиро – Суздальское княжество. | 1 | Комбиниро – ванный | Углубить знания учащихся об образовании самостоятельных княжеств; ознакомить с Владимиро – Суздальским княжеством. | 1147 год – первые сведения о Москве; Юрий Долгорукий – основатель Москвы. | Торжок, хан, пир. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», видеофильм «Москва. Страницы истории XII – XIX вв.» | Стр. 197 – 203, карта. | |
40 - 41 | Господин Великий Новгород. Торговля и ремесла Новгородской земли. | 2 | Комбиниро – ванный | Формировать представления о Великом Новгороде. | Новгород – важнейший торговый путь, 859 г. – первое упоминание о Новгороде. | Хоромы, архиепископ, пошлина, пристань. | Картина А.Васнецова «Новгородский торг»; былина «Садко». | Стр. 204 – 213, карта. | |
42 | Новгородское вече. | 1 | Комбиниро – ванный | Дать учащимся сведения о политической жизни Новгорода. | Новгородское вече – народное собрание Новгорода; правители Новгорода – посадник, тысяцкий, архиепископ. | Вече, посадник, тысяцкий, архиепископ, республика. | Картина А.Васнецова «Новгородское вече», схема управления Новгородской республикой. | Стр. 214 – 219, схема. | |
43 | Русская культура в XII – XIII веках. | 1 | Сообщение новых знаний | Раскрыть отличительные черты культуры XII – XIII веков. | Культура – достижение деятельности людей; художественные ремесла; прикладное искусство. Архитектурные памятники. | Культура | Иллюстрации: Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова на Нерли во Владимире. | Стр. 219 – 224, таблицы. | |
44 | Р.К. Иркутская область. в XIII веке. | 1 | Сообщение новых знаний | Дать представление о Иркутской области. в XIII веке. | Формирование сибирских народов. | Буряты. | Карта Иркутской области. | Доп. лит - ра | |
45 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Распад Киевской Руси». | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Обобщить и система-тизировать знания учащихся по периоду Киевской Руси XII в., о распаде Киевской Руси. | | | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», лента времени, плакат – кроссворд. | Стр. 183 – 224, карта. | |
46 | Раздел 5. Борьба с иноземными завоевателями. Монголо – татары. | 1 | Сообщение новых знаний | Дать сведения о жизни, быте монголо – татар. | Монголо – татары – кочевой народ. | Пастбища, орда, караул, кумыс. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», таблица «Монголо – татары и русские». | Стр. 226 - 229 | |
47 | Нашествие монголо – татар на Русь. | 1 | Комбиниро – ванный | Формировать представления о нашествии монголо – татар на русскую землю. | 1223г. – первая встреча русских с монголо – татарами. 1237 г. – нашествие на Русь. | Таран. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в., видеофильм «История государства Российского. Нашествие». | Стр. 230 – 233, карта. | |
48 | Героическая борьба русских людей против монголо – татар. | 1 | Комбиниро – ванный | Показать героизм русского и друг. народов нашей страны в борьбе против монголо – татар. | Героическое сопротивление русских людей остановило монголо – татар от нашествия на Европу. | | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в., «Карта захвата русских городов». | Стр. 234 – 239, карта. | |
49 | Русь под монголо – татарским игом. | 1 | Комбиниро – ванный | Формировать представление, что монголо – татарское иго было бедствием для завоеванных народов. | Установление господства монголо – татар на Руси. | Иго, Золотая Орда, Ярлык, баскаки. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в. , картина С.Иванова «Баскаки». | Стр. 240 – 243. | |
50 | Рыцари - крестоносцы. | 1 | Комбиниро – ванный | Познакомить с вооружением и военным опытом рыцарей – крестоносцев. | Рыцари – крестоносцы; цели рыцарей – крестоносцев. | Ливония, рыцарь, Ливонский орден, Великий магистр. | Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в., Иллюстрации «Вооружение рыцарей – крестоносцев. | Стр. 244 – 247, иллюстрации. | |
51 | Александр Невский и Новгородская дружина | 1 | Сообщение новых знаний | Раскрыть качества государственного деятеля, дипломатию полководца А Невского. | Князь Александр Ярославич – новгородский князь. | | Портрет Александра Невского (художник П.Д.Корин) | Стр. 248 - 250 | |
52 | Невская битва | 1 | Комбиниро – ванный | Рассказать о борьбе русских народов со шведами в 1240 г. | 1240 г. – битва на реке Неве. Бергер – основатель Стокгольма. Русский полководец Александр Невский. | Герцог. | Схема Невской битвы в учебнике; Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке». | Стр. 251 – 253, схема. | |
53 | Ледовое побоище. | 1 | Комбиниро – ванный | Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями в ледовом побоище. | 1242 год – Ледовое побоище. | | Схема сражения в учебнике, картина «Ледовое побоище» А.К.Горбунова, стих. К.Симонова «Ледовое побоище». | Стр. 254 – 258, схема. | |
54 | Р.К. Иркутская область. в XIII веке. | 1 | Сообщение новых знаний | Дать представление о Иркутской области. в XIII веке. | Формирование сибирских народов. | Эвенки. Тофалары. | Карта Иркутской области. | Доп. лит - ра | |
55 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Борьба Руси с иноземными завоевателями». | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Закрелить и обобщить знания учащихся о борьбе русского народа за независимость в XIII веке. | | | ; Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке». | Стр. 183 – 224, карта. | |
56 | Раздел 6. Начало объединения русских земель. Возвышение Москвы | 1 | Сообщение новых знаний | Раскрыть причины возвышения Москвы. | Даниил Александрович – первый московский князь; причины возвышения Москвы. | Кремль, династия, географическое расположение Москвы. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», «Карта роста Москвы» в учебнике. | Стр. 260 – 264, карта. | |
57 | Московский князь Иван Калита; его успехи. | 1 | Комбиниро – ванный | Рассказать о деятельности московского князя Ивана Калиты. | Иван Калита – первый московский князь; «собиратель русской земли». | Калита, свита. | Картина А.Васнецова «Москва при Иване Калите». | Стр. 265 – 270, карта. | |
58 | Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. | 1 | Сообщение новых знаний | Показать, что русские лю-ди упорным трудом прео-долевали последствия страшного разорения. | Возрождение и развитие хозяйства – условие для объединения страны. | Десятина, крестьяне, оброк, дворяне. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», Таблица – план. | Стр. 271 – 276. | |
59 | Московско – Владимирская Русь при Дмитрии Донском. | 1 | Комбиниро – ванный | Дать характеристику московскому князю Дмитрию Ивановичу и его деятельности перед Куликовской битвой. | Объединение русских князей для борьбы за освобождение русских земель от власти Золотой Орды. | | Картина А.М. Васнецова «Московский кремль при Дмитрии Ивановиче». | Стр. 277 - 281 | |
60 | Сергий Радонежский. | 1 | Комбиниро – ванный | Рассказать о жизни святого Сергия Радонежского. | Святой Сергий Радонежский – основатель Троице – Сергеева монастыря. | Отшельники, игумен, послушник, жертвовать. | Иконописный портрет Сергия Радонежского. | Стр. 282 – 288. | |
61 | Битва на Куликовом поле. | 1 | Сообщение новых знаний | Показать борьбу русского народа за независимость. | 8 сентября 1380 г. – Куликовская битва. Мамаево побоище. | Полк, пехота, воевода. | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», схема Куликовской битвы. | Стр. 289 – 295. | |
62 | Значение Куликовской битвы для русского народа. | 1 | Комбиниро – ванный | Показать, как повлияла победа в Куликовской битве на дальнейшее развитие Руси. | Значение Куликовской битвы. | Памятник | Иллюстрация «Памятник на Куликовом поле». | Стр. 296 - 300 | |
63 | Иван III. Освобождение от иноземного ига. | 1 | Комбиниро – ванный | Дать представление об освобождении русских земель от иноземного ига. | 1480 г. – свержение монголо – татарского ига, значение освобождения; первое огнестрельное оружие. | Пищаль, тюфяки. | Карточки с опорными словами, гравюра «Иван III», стих. Н.Кончаловского. | Стр. 301 – 105. | |
64 | Укрепление Московского государства. | 1 | Комбиниро – ванный | Определить изменения в соц – эконом. развитии Московского княжества. | Русь – Российское государство; символы государственной власти: скипетр, держава. | Монархия, монарх, скипетр, держава, бойницы. | Иллюстрации в учебнике. | Стр. 306 - 309 | |
65 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Начало объединения русских земель». | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Закрепить и обобщить знания о жизни и труде народа, его борьбе за независимость, начале объединения Русских земель вокруг Московского княжества. | | | Карта «Древнерусское государство Киевская Русь в IX – XII в.», схема Куликовской битвы, картина А.Васнецова «Московский кремль при Иване Калите». | Стр. 259 – 309. | |
66 | Р.К. Тайшетский район. | 1 | Сообщение новых знаний | Дать общее представление об истории Тайшетского района | История родного края – часть истории Иркутской области. | | Карта Иркутской области | Доп. лит- ра. | |
67 | Урок обобщения «Основные даты и события родной истории». | 1 | Обобщение и систематизация знаний. | Закрепить и обобщить знания учащихся об основных событиях и датах истории России, изученных в 7 классе. | | | Карточки с датами, карточки с заданиями, кроссворды. | | |
68 | Заключительный урок: «Экскурсия в музей» | 1 | Экскурсия | Познакомить уч – ся с экспонатами городского музея. | | | | | |
Распределение учебных часов по разделам курса 7 класса:
№ пп. | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Введение в историю | 7 |
2 | История нашей страны с древнейшего периода | 12 |
3 | Киевская Русь | 16 |
4 | Распад Киевской Руси | 10 |
5 | Борьба Руси с иноземными завоевателями | 10 |
6 | Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества | 10 |
7 | Повторение | 3 |
| итого | 68 |