ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
«КАМЧАТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
лекционного занятия
ОУД.04. «История медицины»
По теме: «История медицины как наука и предмет.
Врачевание в период первобытного общества»
Для специальностей: код 34.02.01 Сестринское дело
Уровень подготовки (базовый)
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии (общеобразовательных дисциплин) Протокол № ____ «__» ___________ 2021 г. Председатель ЦМК_______/Е.С.Гагарина/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР __________/С.В. Коровашкина/ «___» ______ 2021г. |
Составитель:
Булбанова Н.В. – преподаватель ГБПОУ КК «Камчатский медицинский колледж»
Петропавловск-Камчатский, 2021
Содержание:
1 | Пояснительная записка | 2 |
2 | Цели занятия | 3 |
3 | Мотивационный компонент | 6 |
4 | Материально-техническое оснащение занятия | 7 |
5 | Междисциплинарные связи | 7 |
6 | Технологическая карта занятия | 8 |
7 | Содержание лекции | 11 |
8 | Список использованной литературы | 23 |
9 | Дидактический материал | 24 |
Пояснительная записка
Методическая разработка лекционного занятия по учебной дисциплине «История медицины» для обучающихся 1 курса по специальности «сестринское дело», по теме «История медицины, как наука и предмет. Врачевание в период первобытного общества» составлена в соответствии с ФГОС СПО.
Данная методическая разработка лекционного занятия создана для лучшего усвоения студентами знаний о становлении медицины через призму истории и межпредметных связей.
Вводное занятие конкретизирует представление студентов-медиков о будущей специальности, повышает уровень как общей гуманизации, так и профессиональной культуры, а также формирует морально-этические принципы предстоящей деятельности. Изучение долгого и сложного пути становления и развития медицины поможет будущим специалистам поставить опыт предков на службу настоящему. Происхождение этой науки заложено в потребности человечества бороться за жизнь и сохранение здоровья.
Изучение данной темы важно для будущих медицинских сестер, как момент «самоутверждения» в правильности своего выбора профессии, актуализации знаний по истории медицины. При проведении занятия необходимо создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, основанную на профессиональном сплочении.
Учебно-методический материал может быть рекомендован преподавателям медицинских колледжей для обучения обучающихся специальности сестринское дело.
2.Цели занятия:
Образовательные: формирование новых знаний об истории медицины, как итог длительного процесса развития, продолжающегося и в настоящее время;
Развивающие: развитие исторического мышления в понимании процессов становления медицины для лучшего овладения специальными медицинскими знаниями; формирование понятийного аппарат, навыков анализа и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи, умение работы с сравнительными таблицами;
Воспитательные: воспитывать нравственные качества; осознание сущности и социальной значимости своей будущей профессиональной деятельности
Вид занятия: комбинированное занятие
Процесс изучения материала направлен на формирование следующих компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Ок 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
Обще учебные компетенции | компетентность по приобретению знаний; компетентность предвидеть результаты, строить гипотезы; компетентность оценивать и объяснять полученный результат |
Студент должен знать:
Определение медицины;
Этапы развития человечества и медицины;
Как исторические условия определяют развитие медицинских знаний;
Развитие медицинских знаний в первобытном обществе;
Источники по первобытнообщинной медицине.
Студент должен уметь:
Выделять основные этапы развития в истории медицины
Показать, что процесс развития врачевания в первобытном обществе имеет закономерный характер
Активизировать творческую и исследовательскую деятельность
Место проведения занятия: кабинет общественных дисциплин
3.Мотивационный компонент
Здоровье населения является самым ценным достижением общества, поэтому сохранение и укрепление его — важная задача, в выполнении которой должны принимать участие все без исключения. Не последняя роль в выполнении этой задачи отведена важному звену здравоохранения — медицинским сестрам.
Зачастую именно медицинские сестры, оказываются рядом с больным в первые минуты ухудшения его состояния в условиях стационара, на дому, оказывают первую доврачебную помощь, психологическую поддержку больных и их родственников. К кому во время ночного дежурства в стационаре в первую очередь бежит пациент, кто по несколько раз за смену общается с пациентом, знает о всех его передвижениях и изменениях состояния за день? Конечно же это медицинская сестра. В современном мире медсестрам вновь приходится проявлять героизм. Из-за пандемии их профессия стала одной из самых востребованных во всем мире. Вместе с тем, растет ответственность за качество образования и студента, и образовательного учреждения.
4.Материально-техническое обеспечение занятия
Наглядные пособия: презентация «История медицины, как наука и предмет. Врачевание в период первобытного общества»
Раздаточный материал:
1.Таблица: «Врачевание в первобытном обществе»
5.Междисциплинарные связи: основы философии, история.
Основные понятия: история медицины, периодизация, этапы развития, археология, палеопатология, этнография, архантропы, палеоантропы, религиозные представления (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия), врачевание.
6. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
№ | Организационные элементы занятия | Хронология занятия(мин) | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Методы и приемы |
1 | Организационная часть | 3 | Приветствует студентов. Проверяет кабинет, форму одежды. Проверяет отсутствующих, фиксирует в журнале | Готовятся к занятию. Приветствуют преподавателя. Староста докладывает об отсутствующих студентах. | Самоконтроль. Опрос. |
2 | Мотивационная беседа | 3 | Обращается к студентам о роли и значении выбранной ими профессии -медицинской сестры/брата на современном этапе | Участвуют в обсуждении высказывания | Вступительное слово преподавателя. Активизирующий вопрос: Что вы думаете о высказывании Б.Шоу |
3 | Актуализация знаний: Формулировка и обоснование темы занятия; Постановка учебной задачи | 3 | Называет тему и мотивирует ее значимость. Тема является вводной в курсе «История медицины».. Будущим медицинским работникам необходимо знать историю развития медицины, как любому человеку необходимо знать историю своей Родины. Не зная прошлого нельзя оценить настоящее и прогнозировать будущее | Записывают. Думают, анализируют, осознают цели и задачи | Работа с высказываниями «Говорят мудрые» |
4 | Изложение нового материала. | 50 | Даёт определение медицины; Знакомит с основными этапами развития медицины в связи с развитием человеческого общества; Источники врачевания; Мифология и врачевание; Зарождение и развитие врачевания в первобытном обществе; | Записывают. Думают, анализируют отвечают. Высказываются. Воспринимают Слушают. Отвечают. Осмысливают Дополняют ответы | Репродуктивный метод с элементами дискуссии |
5 | Закрепление учебного материала | 20 | Организует работу с таблицей. Проводит письменный опрос по закреплению учебного материала данной темы. | Работа с таблицей: Врачевание в первобытном обществе Выполняют тестовые задания из 20 вопросов | Работа с материалом таблицы. Самопроверка по эталону. Самоконтроль знаний |
6 | Рефлексия | 5 | Предлагает сделать выводы по теме. Организует рефлексию. Проговаривает значимые понятия. Предлагает вернуться к эпиграфу занятия | Делают выводы по теме. Обобщают полученный материал. Высказывают свое мнение по данному занятию и о профессии. Высказывают свое мнение по эпиграфу занятия | Самоконтроль по вопросам рефлексии. |
7 | Подведение итогов занятия. | 4 | Подводит итоги, оценивает деятельность студентов на занятии (устная работа+ выполнение тестовых заданий) | Воспринимают оценку, проводят самооценку деятельности на занятии, задают вопросы. | Оценка и самооценка |
8 | Домашнее задание | 3 | Разъясняет Д/З | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы | |
| Итого | 90 мин. | | | |
7.Содержание лекции
Глядя в прошлое – обнажите головы,
Глядя в будущее – засучите рукава.
Джордж Бернард Шоу
Ход урока
1.Организационный момент: приветствие студентов, проверка кабинета, формы одежды, посещаемости студентов.
2.Мотивационная беседа:
Уважаемые студенты, вы начинаете освоение выбранной вами профессиональной деятельности. Вы-будущие медицинские сестры и братья.
Здоровье населения с давних времен является самым ценным достижением общества, поэтому сохранение и укрепление его — важная задача, в выполнении которой должны принимать участие все без исключения. Не последняя роль в выполнении этой задачи отведена важному звену здравоохранения — медицинским сестрам.
Зачастую именно медицинские сестры, оказываются рядом с больным в первые минуты ухудшения его состояния в условиях стационара, на дому, оказывают первую доврачебную помощь, психологическую поддержку больных и их родственников. К кому во время ночного дежурства в стационаре в первую очередь бежит пациент, кто по несколько раз за смену общается с пациентом, знает о всех его передвижениях и изменениях состояния за день? Конечно же это медицинская сестра. В современном мире медсестрам вновь приходится проявлять героизм. Из-за пандемии их профессия стала одной из самых востребованных во всем мире.
Эпиграфом занятия я предлагаю взять слова Дж.Б.Шоу «Глядя в прошлое обнажите головы, Глядя в будущее засучите рукава»
Как вы понимаете данное высказывание?
Я предлагаю вам вернуться к нашему эпиграфу в конце занятия.
3.Актуализация знаний: Постановка учебной задачи.
Как вы думаете, почему необходимо вам знать историю медицины? Что бы вы хотели узнать на занятиях? (мнения студентов).
В ходе нашего занятия сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:
4. Изучение нового материала:
1. Введение в предмет. История медицины как часть развития человечества. Определение медицины, истории медицины.
2. История медицины как наука и предмет преподавания в медицинском колледже.
3. Периодизация и хронология всемирной истории медицины. Источники изучения истории медицины.
4. Характеристика первобытной эры и первобытного врачевания.
В конце занятия вам необходимо выполнить самостоятельно тест – задание, поэтому работайте активно, ваша задача узнать-освоить и присвоить.
Медицина(от лат.medicina от medico– лечу, исцеляю) – система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья, продления жизни, предупреждение и лечение болезней человека.
История медицины– это наука, изучающая возникновение медицинских знаний, их развитие в тесной связи со сменой общественно-экономических формаций и историей культуры народов, современное состояние медицинской теории и практики, перспективы развития медицинских знаний.
Знание закономерностей развития явлений в прошлом помогает лучше понять развитие в будущем, использовать накопленные знания.
Еще Гиппократ говорил «Врач должен знать, что было известно до него, если он не желает обманывать других».
Нельзя не согласиться и с мнением известного отечественного терапевта, доктора медицины, профессора Вячеслава Авксентьевича Манассеина: «Знание прошлого медицины, больше, чем какое-либо другое знание помогает нам избежать уже сделанных ошибок и заблуждений»
Изучая прошлое медицины, мы имеем реальную возможность оценить достижения современной медицины и уяснить перспективы ее развития. Знание истории медицины имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего медицинского работника, обогащая его теоретическими знаниями, воспитывая чувство гуманизма и патриотизма.
Цель изучения истории медицины:
поставить прошлое на службу настоящему;
расширить знания студентов в области медицины;
увидеть перспективу развития медицины.
Задачи изучения истории медицины:
достоверное освещение истории медицины
изучение истории отечественной медицины
воспитание у медицинских работников высоких моральных качеств и этического характера: честность, бескорыстие, патриотизм, гуманизм, любовь к своей профессии
обучение аналитическому подходу к объективной оценке медицины в различные периоды становления медицины
ознакомление с историческим фактическим материалом во взаимосвязи с достижением других наук на фоне различных общественно-экономических формаций.
В основу периодизации истории медицины положена периодизация общей, так называемой гражданской истории-деление ее по общественно-экономическим формациям. Состояние медицинской практики и науки, возникающие задачи и возможности их разрешения, условия труда медиков, их общественная роль при разных общественно-экономических формациях резко различается.
Назовите основные общественно-экономические формации?
Не следуя за сменами общественно-экономических формаций непосредственно и немедленно, изменения в медицинской деятельности происходили и происходят под определяющим влиянием коренных изменений в жизни общества, отражали и отражают эти изменения, в каждой формации медицина имеет своеобразные черты. При этом в пределах каждой формации медицинская практика и наука менялись, иногда весьма существенно, в связи со значительными изменениями в экономике, технике, науке, культуре, имевшими место в рамках данного периода.
Говоря о периодизации необходимо иметь в виду и то, что история медицины состоит из двух разделов: общей и частной истории медицины.
Общая история медицины изучает узловые вопросы развития медицины в целом, ее характерные особенности и отличительные черты, важнейшие открытия и достижения знаменитых ученых.
Частная – изучает возникновение и развитие отдельных специальностей (терапии, хирургии, педиатрии и т.д.) и деятельность выдающихся ученых-врачей в этих областях знаний.
Предметом изучения в курсе истории медицины у вас будет общая история медицины, а вопросы частной истории медицины вы рассмотрите при изучении специальных дисциплин предусмотренных учебным планом.
Источники первобытного врачевания
История медицины как наука имеет свои методы изучения, использует различные способы получения информации.
Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов, источников. Все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные (материальные), этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фотодокументы.
Данные археологии
Археологические находки: предметы из камня или обожженной глины, орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.
2.Данные палеопатологии.
Палеопатология изучает патологические изменения останков первобытного человека, точнее, его скелета.
Кости первобытного человека несут неизгладимые следы таких болезней, как артриты, опухоли, переломы, туберкулез, искривление позвоночника, кариес зубов и т.д.
Определен средний возраст человека – 30 лет.
До 50 лет доживали в исключительных случаях. Травматические дефекты встречаются чаще, чем следы заболеваний, так как травмы получали во время охоты. Трепанации черепа производились преимущественно в ритуальных случаях или практике каннибализма.
3.Данные письменных источников
Первобытная история является бесписьменным периодом.
В силу неравномерности исторического развития письменность у разных народов возникла не одновременно. Это позволило народам, овладевшим, ею оставить многочисленные письменные свидетельства о своих соседях, еще не создавших письменности.
4.Данные этнографии.
Изучение особенностей культуры и быта народов земного шара в далеком прошлом, а также этнографические исследования сохранившихся племен, Австралии, Азии, Америки и Океании дают богатый материал о врачевании в первобытном обществе.
Характеристика первобытной эры и первобытного врачевания.
Становление первобытного общества и первобытного врачевания
(более 2 или лет тому назад – ок. 40 тыс. лет тому назад)
Первобытное человеческое стадо было ранней формой организации древнейших и древних людей.
Древнейшие люди (архантропы) были прямоходящими и вели кочевой или полукочевой образ жизни.
Они изготовляли простейшие орудия труда из камня, дерева и других природных материалов; занимались собирательством, рыболовством и загонной охотой; организовывали первые жилища; добывали огонь высеканием и трением и научились поддерживать его в очаге.
Трудовая деятельность архантропов способствовала формированию примитивной членораздельной речи, зачатков языков, развитию мышления и сознания.
Будучи всеядными, древнейшие люди употребляли в пищу вещества растительного, животного и минерального происхождения. На основе эмпирического опыта и обобщения его результатов они, по всей вероятности, научились выделять среди этих веществ лекарственные средства, и использовать их при врачевании недугов.
Есть свидетельства о том, что люди заботились о больных сородичах.
Зачатки гигиенических навыков, по всей вероятности, начали формироваться уже у архантропов, как результат обобщения эмпирического опыта и рационального мышления в процессе обживания пещерных жилищ и применения огня.
В целом архантропы представляли собой длительно проживавшую на 3емле первую группу собственно людей.
Древние люди(палеоантропы)– предки человека современного вида создали высокую каменную индустрию; продолжали заниматься коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и охотой; научились постоянно поддерживать огонь и использовать его для обработки пищи и в охоте на хищников, шкуры которых стали применять для изготовления одежды и утепления жилищ. Все это позволило человеку не только пережить резкое ухудшение климата и последующий ледниковый период, но и расселиться в обширных северных территориях Евразии.
Артикуляция речи палеоантропов приближалась к современной. Языки совершенствовались.
Захоронения умерших, свидетельствуют о развитии у древних гоминид начальных представлений о посмертной жизни, культа умерших, обрядов, а возможно, и зачатков религиозных представлений.
Находки остатков пыльцы лекарственных растений говорят о зарождении положительных знаний о лечебных свойствах растений.
Тысячелетнее знакомство древнейших и древних людей со свойствами растений, позволило им эмпирическим путем выделить среди них пригодные для питания, ядовитые и лекарственные средства. Все это способствовало целенаправленному собирательству, которое явилось результатом эмпирического обобщения и рационального логического мышления. Аналогичным образом, по-видимому, выделялись лекарственные средства минерального и животного происхождения.
Врачевание в период расцвета первобытного общества
(ок. 40 тыс. лет назад - X - V тысячелетия до н. э.)
К началу верхнего палеолита завершился процесс антропогенеза и становления человека современного вида ГОМО САПИЕНС.
Мозг по своему объему приблизился к современному. Врачеванием занимались женщины потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседями.
Широко используя флору и фауну, они излечивали болезни желудка, применяя эвкалиптовую смолу, касторовое масло или луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при кожных заболеваниях делали промывание мочой и прикладывали глину, знали противозачаточные средства.
В их врачевании широко использовались также методы, которые сегодня называются физическими: паровая баня при простудных заболеваниях, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника и т. д.
Хирургические приемы: залечивали раны при помощи лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения, накладывали шины при переломах, умели делать кровопускания.
К числу ранних оперативных вмешательств относятся также ритуальное обрезание и кесарево сечение.
В качестве первых хирургических инструментов использовались не только каменные, но и костяные ножи, рыбья чешуя, шипы и колючки. Первобытные врачеватели вскрывали вену при помощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лука.
Шовный материал также заимствовался у природы.
Так, например, к краям раны подносили больших муравьев с сильными челюстями. Когда муравей захватывал челюстями края раны, туловище его отсекали, а голову оставляли в ране до полного заживления. Несколько муравьев - и рана зашита. При этом имел место двойной эффект: сближение краев раны и ее обеззараживание за счет муравьиной кислоты.
Для обезболивания использовали различные виды кактусов - их соки и настои действовали в течение нескольких суток.
Первобытный человек не выделял себя из окружающей природы. Он верил, что находится в кровном родстве с животными и растениями, которым приписывал человеческие свойства.
Так зародились ранние виды фантастических верований:
Тотемизм («тотем» - его род) – некогда весьма распространённая примитивная религиозно-социальная система, в основе которой лежит культ тотема. Это вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалипт);
Фетишизм («фетисо» - амулет, талисман) - вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье), плодоносящие деревья или полезные предметы обихода, т. е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов. Так появились амулеты и талисманы (от чумы, холеры, ранения в бою и т. п.);
Анимизм ( «анима», «анимус» - душа, дух) - вера в духов и всеобщее одухотворение природы. Полагают, что эти представления связаны с ранними формами культа умерших;
Магия («магиа» - колдовство) - вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия - колдовское врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике.
Подобные представления оказали влияние и на приемы врачевания, целью которых стало изгнание духа предка из тела больного. «Изгнание» осуществлялось вполне естественными средствами: высасывали «дух болезни» при помощи полого рога буйвола (прототип современных банок). Стремление изгнать дух болезни породило целое направление культовой практики - шаманство, которое сочетала, в себе иррациональные ритуалы с рациональными средствами врачевания.
К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и операция трепанации черепа, известная по археологическим данным с XII тысячелетия до н. э.
Анализ многочисленных трепанированных черепов первобытного человека показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанация заканчивалась успешней об этом свидетельствует образование костной мозоли по краям отверстий. Ученые полагают, что трепанации черепа производились, как правило, в ритуальных целях. Первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни сможет покинуть тело больного.
Врачевание в период разложения первобытно - общинного строя
(X-V тысячелетия до н. э.)
Продолжалось накопление и развитие навыков и приемов врачевания, совершенствовалось родовспоможение, расширялся круг лекарственных средств, создавались медицинские инструменты из металла (медь, бронза, железо), стала применяться ампутация конечностей (например, у захваченных в плен рабов). В связи с расширением военных действий развивалась лечебная помощь раненым общинникам.
Усиление племенной организации укрепляло культ покровителей племени и способствовало развитию религиозных представлений. Это обусловило появление профессиональных служителей культа. В сферу их деятельности входило сохранение и передача положительных знаний, религиозные функции, толкование обычаев, врачевание.
В целом первобытный человек располагал весьма скудным арсеналом лекарственных средств и приемов. Будучи гораздо слабее своих врагов, он создавал вокруг себя иную природу и благодаря ей становился самым могучим существом на Земле.
Работа с таблицей:
На какие этапы делится история первобытного общества?
Как изменялись методы и способы врачевания?
Какие гигиенические навыки первобытных людей дошли до сегодняшних дней?
Какова связь социальных аспектов и развития врачевания?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Вам необходимо ответить на 20 вопросов по данной теме, выбрать 1 правильный ответ в задании.
Время выполнения 20 мин
Самопроверка по эталону ответов и критериев на слайде
7. Итоги урока.
Сегодня мы с вами изучили тему: «История медицины, как наука и предмет. Врачевание в период первобытного общества».
На основании вышеизложенного в ходе урока какие выводы мы можем сделать: (примерные ответы студентов)
1. Лечение болезней относится к древнейшим потребностям человека.
2. Медицина возникла в результате деятельности всего коллектива и само врачевание является народным.
3. Объективные исследования истории медицины показывают, что врачебные знания с самого начала являлись опытными знаниями. Люди эпохи первобытной общины приобрели врачебные знания исходя из непосредственного ознакомления с предметами окружающей их природы.
4. Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени и не должно так называться.
5. Рациональной традицией медицины первобытной эры и огромный эмпирический опыт явились истоками дальнейшего развития медицины древнейших эпох и современной медицины.
Остатки первобытного общинного строя сохранялись во все периоды человечества. У племен, которые живут на территории Австралии, Азии, Африки, остались сведения о врачевании в нестандартных условиях. Эти племена и сегодня являются источниками пополнения знаний о медицине.
Рефлексия:
Сегодня я узнал…..
Я удовлетворен уроком, он был мне полезен потому, что……
Я убедился в правильности выбора профессиональной деятельности потому, что……….
Я предлагаю еще раз вернуться к эпиграфу нашего занятия «Глядя в прошлое – обнажите головы, Глядя в будущее – засучите рукава».
Изменилось ли ваше отношение к высказыванию Б.Шоу.(мнение студентов).
Проходили целые эпохи, менялись поколения врачевателей, расширялись знания, опыт в области медицины. Многие знания дошедшие до нас играют и сегодня немаловажную роль. Каждое поколение медицинских работников выполняют свои задачи, оставляют свой след в истории медицины. Вы-новое поколение, стоящее на пороге профессиональной деятельности, будете решать актуальные задачи здравоохранения на современном этапе. Как сказал Б.Шоу засучите рукава, и это надо сделать уже сегодня, на этапе освоения профессиональных знаний. Удачи вам!
Спасибо всем за сотрудничество на нашем занятии.
Оценка знаний обучающихся и их активности.
8. Домашнее задание.
Записи в тетради
Проанализировать основные приемы врачевания в первобытном обществе. Какие из них дошли до наших дней?
Какова роль женщины в развитии врачевания в первобытном обществе.
8.Список источников:
Зуева, В. А. История медицины [Электронный ресурс]: учебное пособие для СПО / В. А. Зуева. – Санкт-Петербург : Лань, 2021. – 144 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/156399 (дата обращения: 12.05.2021).
История медицины: учебное пособие/ под редакцией Т.С. Сорокиной. – Москва: Академия, 2004. – С. 10-11.
История медицины: краткий курс/ Лисицын Ю.П. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2011. – С. 4-5.
Курс лекций по дисциплине «История медицины» / составитель Кирсанов И.В. - Петропавловск-Камчатский : ГБПОУ КК «КМедК», 2016. - 216 с.
Приложение 1.
9.ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Таблица: - Врачевание в первобытном обществе
Этапы первобытной истории | Исторические эпохи | Эволюция | Врачевание | Зачатки гигиены | Оперативные приемы | Социальные аспекты |
Становление первобытного общества | Эпоха праобщины)первобытного человеческого стада) | Архионтроп | Накопление и обобщение эмпирических знаний о природных лечебных средствах растительного, животного и минерального происхождения | Организация первых жилищ.. Добывание огня высеканием и трением, поддержание его в очаге. | Достоверных данных нет | Отсутствие погребений. Забота о больных сородичах. Коллективное врачевание |
| | Палеоантроп | Начало целенаправленного применения эмпирического опыта врачевания (поздние палеантроп, Шанидар) | Захоронение умерших вдали от жилищ | Лечение ран, переломов | Формирование абстрактного мышления. Первые погребения умерших |
Зрелость первобытного общества | Эпоха первобытной общины (материальный род) | Ранняя родовая община | Целенаправленное применение эмпирического опыта коллективного врачевания. Рациональные приемы врачевания. Зарождение лечебной магии | Одежда из шкур животныхУстройство жилищ. Гигиенические навыки | Лечение ран природными средствами. Кровопускании. Инструменты для врачевания (камень, кость) Шинирование при переломах | Коллективный опыт врачевания. Первые памятники первобытного (верхнепалеолитического) искусства (полихромная живопись, резьба на камне. кости) Зарождение фантастических верований (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия) Зарождение лечебной магии |
Поздняя родовая община | Дальнейшее развитие приемов рационального врачевания. Становление культовой практики врачевания (сочетание рациональных и иррациональных методов) | Устройство неолитических стоянок | Трепанация черепа | Становление культовой практики врачевания. Ритуальные трепанации |
Разложение первобытного общества | Эпоха классообразования | | Расширение круга лекарственных средств и приемов. Развитие местных культов и методов врачевания. | Гигиенические навыки оседлой жизни | Ампутация конечностей Инструменты из металла (медь, бронза, железо) | Укрепление культа племенных покровителей. .Появление профессиональных служителей культа (в том числе врачевания) |
Приложение №2
Тестовый контроль по теме:
История медицины, как наука и предмет. Врачевание в период первобытного общества.
Выберите один правильный ответ.
1. Источниками по истории медицины в эпоху первобытнообщинного строя не являются
1.данные археологии
2.данные палеопатологии
3.медицинские трактаты
4.данные этнографии
2. Современная историческая наука всемирно - исторический процесс делит
1. на 7 периодов
2. на 8 периодов
3. на 5 периодов
4. на 6 периодов
3. Периодизация всемирной истории не включает
1. первобытный мир
2. древний мир
3. новое время
4. новейшее время
4. Источниками по истории медицины Древнего мира не являются
1. клинописные таблички
2. папирусы
3. медицинские трактаты
4. данные палеопатологии
5. Источниками по врачеванию в первобытную эпоху являются
1. древнеегипетские папирусы
2. данные палеопатологии
3. медицинские трактаты
4. лечебники и травник
6. Совокупность средств и приёмов врачевания, выработанных в результате
эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества – это
1. традиционная медицина
2. народное врачевание
3. научная медицина
4. эмпирическая медицина
7. Первым периодом в периодизации всемирной истории медицины является
1. история новейшего времени
2. история средних веков
3. история первобытного общества
4. история нового времени
8. Один из видов первобытной медицинской помощи
1.уход за больными
2. диагностика болезни
3. родовспоможение и уход за детьми
4. хирургические вмешательства
9. В качестве обезболивающего средства в первобытном обществе использовали
1. анестезию
2. соки и настои из кактусов
3. травы
4. пары специальных веществ
10. Верование в существование тесной родственной связи между родом человека и определенным видом животного или растения
1. тотемизм
2. фетишизм
3. анимизм
4. магия
11. Археологические источники изучения истории медицины
1. орудия труда, предметы бытового обихода, остатки жилищ, поселений, погребений
2. обряды, заговоры, монеты, медали
3. мифы, былины, документы письменности.
4. сказания, песни, предметы быта
12. Разделы истории медицины
1. общий и частный
2. главный и второстепенный
3. основной и дополнительный
4. общий и второстепенный
13. Периодизация эпох, принятая при изучении истории медицины
1. Первобытное общество и Новейшее время
2. Древний мир, Новое и Новейшее время
3. Первобытное общество, Древний мир, Средневековье, Новое и Новейшее время
4. Первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое и Новейшее время
14. Частная история медицины изучает
1. особенности становления и развития отдельных медицинских дисциплин
2. характерные особенности развития медицины в целом, её отличительные черты
3. важнейшие открытия и достижения великих учёных
4. особенности становления и развития медицины на территории отдельной страны
15. Общая история медицины изучает
1. особенности становления и развития отдельных медицинских дисциплин
2. характерные особенности развития медицины в целом, её отличительные черты
3. важнейшие открытия и достижения великих учёных
4. особенности становления и развития медицины на территории отдельной страны
16. Устными источниками изучения истории медицины являются
1. глиняные таблички
2. легенды
3. папирусы
4. монеты
17. В сферу деятельности служителей культа не входило
1. совершение магических обрядов
2. толкование обычаев
3. сохранение и передача положительных знаний
4. врачевание
18. Основные черты медицины первобытного общества
1. появление письменности
2. толкование обычаев
3. строительство больниц
4. становление культовой практики врачевания
19. Оперативными приемами в первобытном обществе являлись
1. кровопускание
2. толкование обычаев
3. грыжесечение
4.камнесечение
20. Зачатками гигиены в первобытном обществе является
1. организация первых жилищ и применение огня
2. одежда из шкур животных
3. загонная охота на хищных животных
4. собирательство и рыболовство
Приложение 3
Бланк ответов
ФИО___________________________________________________________________________ |
Группа_ _______ Дата «_____»________20___г. | |
| | | |
№ теста | Ответ | № теста | Ответ |
1 | | 11 | |
2 | | 12 | |
3 | | 13 | |
4 | | 14 | |
5 | | 15 | |
6 | | 16 | |
7 | | 17 | |
8 | | 18 | |
9 | | 19 | |
10 | | 20 | |
Количество правильных ответов___________________ |
| | |
| | |
ЭТАЛОН ОТВЕТОВ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
№ теста | Ответ | № теста | Ответ | Критерии оценки |
1 | 3 | 11 | 1 | 20-19-«5» |
2 | 3 | 12 | 1 | 18-15-«4» |
3 | 1 | 13 | 4 | 14-11-«3» |
4 | 4 | 14 | 1 | 10 и менее-«2» |
5 | 2 | 15 | 2 | |
6 | 4 | 16 | 2 | |
7 | 3 | 17 | 1 | |
8 | 1 | 18 | 4 | |
9 | 2 | 19 | 1 | |
10 | 1 | 20 | 1 | |