История мектебе при Караван - Сарайской мечети г. Оренбурга
В 1836 г. губернатор В. А. Перовский выступил с инициативой постройки в городе каменных зданий Управления Башкирско-мещерякского войска, мечети при нем, помещений для приезжающих башкирских чиновников и нижних чинов, мастерских, которые должны были образовывать единый комплекс. Комплекс с мечетью получил название Караван-Сарая, хотя никогда не использовался в традиционном значении как постоялый двор. 19 января 1837 г. по представлению В. А. Перовского был высочайше утвержден императором проект архитектора А. П. Брюллова.
Фото 25. Портрет В. А. Перовского
29 мая 1838 г. за № 1449 губернатором было отдано распоряжение о начале строительства Караван-Сарая1. В целом строительство корпуса Караван-Сарая было завершено в 1844 г. и обошлось в 84295 руб. 41 1/4 коп. серебром. В соответствии с заключением духовных властей летом 1846 г. Гатаулла Алтынгузин был допущен к исполнению обязанностей муллы Караван-Сарайской мечети. Поскольку Караван-Сарайская мечеть не имела постоянного прихода, способного обеспечить содержание духовных лиц, в соответствии со штатным расписанием Управления Башкирско-мещерякского войска им было назначено государственное жалование: мулле – 100, а муэдзину – 50 руб. серебром в год. Помимо основных обязанностей, Гатаулла-хазрат преподавал татарскую грамоту и основы ислама башкирским детям в школе военного ведомства, а также в 1-м и 2-м уездных приходских училищах, в школе при самом Караван-Сарае, вел следственные дела по поручению ОМДС, навещал заключенных оренбургской тюрьмы для совершения религиозных обрядов2. В этот период, в 1847 г. в Оренбурге проживало 457 оседлых мусульман, в 1865 г. - уже 3280 последователей ислама3.
Фото 26. Рисунок мечети Караван-Сарай.
Губернское правление журнальным постановлением от 22 мая 1878 г. № 485 утвердило Мухаммедфатыха Гайнетдинова в должности 2-го муллы Караван-Сарайской соборной мечети, а также в званиях имам-замига, хатыба и мударриса (указ от 31 мая 1878 г.)4. Будучи сторонником просвещения, в первый же год он реформировал систему обучения, преобразовал приходское мектебе в медресе и сам начал читать в нем курс исламских наук. При его руководстве из стен этого образовательного учреждения вышли сотни питомцев, которые стали имамами и педагогами по всей России. Среди них был и мулла 1-й соборной мечети Сеитовского посада (Каргалы), депутат Государственной Думы Хайрулла Абдрахманович Усманов (16.12.1866-27.06.1916)
Фото 27. Хайрулла Абдрахманович Усманов
На рубеже XIX и XX веков возглавляемое Усмановым новометодное медресе в Каргале по постановке образовательного процесса считалось одним из лучших. Как утверждал в 1904 году тайный советник А. С. Будилович: «Медресе в Каргале являются одним из главных сосредоточий татарской учености… в России»5. До 1916 г. Х.А. Усманов возглавлял Мусульманское общество Сеитовского посада и был членом Оренбургской Архивной комиссии.
Фото 28. Группа депутатов мусульманской фракции II Государственной Думы. Стоят: Махмудов М., Тевкелев К., Зейналов З., Бадамшин Г.; сидят: Кощегулов Ш., Хасанов М., Усманов Х., Атласов Х., Мусин Г.
Согласно журнальному постановлению ОГП от 17 февраля 1887 г. № 151 Файзрахман Даутов занял место ахуна Караван-Сарайской мечети в званиях имам-замига, хатыба и мударриса (указ от 18 февраля 1887 г. № 787)6. Одновременно он преподавал основы исламской религии мусульманским воспитанникам расположенного напротив мечети Оренбургского кадетского корпуса. После его увольнения по журналу ОГП от 25 августа 1893 г. № 8567, а Караван-Сарайский приход возглавил Мухаммедфатых Гайнетдинов, утвержденный в звании ахуна и до своей смерти 1 февраля 1906 г. вел мектебе при мечети.
С самого открытия Караван-Сарайской мечети при ней действовала начальная школа (мектебе) для обучения детей основам ислама и татарской грамоте. В 1875 г. оренбургская мещанка Бибикамала Мусична Габайдуллина подала прошение на имя губернатора, в котором выразила желание пожертвовать приходу дворовое место в 3-й части г. Оренбурга с находящимися на нем небольшим домиком, землянкой и хозяйственными службами стоимостью 2000 руб. серебром под строительство среднего учебного заведения - медресе. При рапорте от 28 августа 1875 г. № 2865 оно было передано оренбургскому генерал-губернатору Н. А. Крыжановскому, который на основании ст. 981 ч.1 т. X Свода законов Российской империи запросил согласие министра внутренних дел на принятие общиной этого дара. Оно было получено в июне 1877 г., но при обязательном условии открытия в новом медресе русского класса, для которого следовало отвести отдельную квартиру8. Двухэтажный каменный корпус, крытый железом, был построен к 1879 г. в квартале, ограниченном Дюковской ул., Косым, Анохинским переулками и Кадетской пл. (ныне ул. Постникова, 24, не сохранилось). Здание пострадало в пожар 1888 г., но было заново отремонтировано за счет пожертвований прихожан9. В трех комнатах первого этажа разместилось мектебе, а еще в одной – кухня, на втором этаже три комнаты были заняты медресе и четвертая – учительской. Между 1910 и 1913 гг. начальная школа переехала в наемный дом Юрова, № 39 по Косому пер. (ныне ул. Казаковская).
В соответствии с предписанием властей в арендуемом помещении при медресе был открыт русский класс для обучения мусульманских детей государственному языку, арифметике, истории и географии. В 1888-1889 уч. г. его посещали 15 человек, в том числе 11 татар, 3 башкира и 1 казах10. В 1890-1891 уч. г. 2 преподавателя обучали здесь уже 72 мальчика, из них 44 татарина, 17 башкир, 7 узбеков и 4 казаха, окончили курс четверо11. Из государственного бюджета на содержание русского класа ежегодно выделялось 650 руб., но в 1894 г. он был переведен к медресе «Хусаиния», имевшему лучшую материально-техническую базу и более широкий контингент воспитанников.
С 1879 г. мулла Караван-Сарайской мечети М.-Ф. Гайнетдинов разделил мектебе и медресе, в котором впервые стал читать курс исламских наук. Продолжительность обучения составляла 12 лет: 5 лет – в начальной школе и 7 лет – в средней. Программа мектебе включала: азбуку, татарское чтение, диктовку и чистописание, арабский язык, его этимологию (сарф) и синтаксис (наху), вероучение, этику (ахляк), Коран, догматическое богословие (калам), священную историю, мусульманское право (фикх), хадисы, арифметику, счетоводство, географию и природоведение. В медресе преподавались: татарская диктовка и чистописание, синтаксис арабского языка (наху), арабская литература, этика (ахляк), толкование Корана (тафсир), догматическое богословие (калам), священная история, жизнеописание Пророка (сира), хадисы и методика их изучения (усул хадис), мусульманское право (фикх) и его методика (усул фикх), правила распределения наследственных долей (фараиз), логика (мантыйк), арифметика, география и астрономия.
В 1907-1908 уч. гг. начальная школа насчитывала 120 учеников, в 1910-1911 уч. г. – 82 человека в возрасте от 8 до 14 лет, в 1913-1914 уч. г. – 82, в 1916-1917 уч. г. – 90 учащихся, поступило в 1916 г. - 24 человека, окончило курс в 1916 г. - 7 человек, отказано в приеме - 712. В Караван-Сарайском медресе занимались в 1910-1911 гг. 24 человека в возрасте от 15 до 25 лет, а в 1913-1914 гг. – уже 30 шакирдов13. Учебный год начинался 20 сентября и заканчивался 25 апреля, после чего сдавались экзамены по пройденным предметам. Уроки в мектебе продолжались с 8.30 до 12.00 и с 13.00 до 15.00, а в медресе – с половины 9-го до полудня и с 19 до 22 часов вечера. Ученики не были разделены на классы, а занимались вместе независимо от возраста и года обучения, причем каждый готовил и отвечал свой урок. В соответствии с традиционной постановкой образования в аудиториях не было скамеек или стульев, а шакирды сидели на полу, поджав ноги, перед низкими партами. В классных комнатах появились грифельные доски, но географические карты и наглядные пособия еще не использовались. За обучение вносилась ежегодная плата в размере от 2 до 30 руб., при этом бедные полностью освобождались от нее. За 2 руб. в месяц приезжие ученики могли снять жилье в учебном здании с отоплением, освещением и прислугой. В 1910-1911 уч. г. здесь проживали 33 пансионера. Они содержались на собственные средства и самостоятельно готовили себе горячую пищу. По заведенному порядку в общежитии вставали в 6 часов утра, обедали один раз в 12 часов и 3 раза в день пили чай, ложились спать в 11 часов вечера.
В 1910-1911 уч. г. педагогический коллектив насчитывал шесть преподавателей. С 1906 г. заведующим приходскими учебными заведениями стал имам-хатыб Нигматулла Тимошев, а его заместителем (хальфой) – второй мулла Габдулкави Гайнетдинов. Как приходские священнослужители за свой преподавательский труд они не получали никакого вознаграждения. В 1907 г. на работу сюда был принят с годовым окладом в 280 руб. крестьянин деревни Ишкары Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Илишевского района Республики Башкортостан) Мирсалих Миргаязитдинович Шамсутдинов, 1881 г.р., который окончил медресе в деревне Шиким того же уезда и имел свидетельство ОМДС на духовные звания. Следом за ним были приглашены два молодых выпускника оренбургского медресе «Хусаиния», получавшие по 320 руб. в год. С 1908 г. в мусульманском училище при Караван-Сарайской мечети стал преподавать каргалинский мещанин Габдулвали Габдулхакович Сеитбатталов, 1887 г.р., а с 1909 г. – крестьянин Самарской губернии Миркасим Вильданович Гайнуллин, 1881 г.р., имевший свидетельство о сдаче экзамена в ОМДС. Наконец, выпускник местного медресе, крестьянин деревни Сантимировой Ставропольского уезда Самарской губернии (ныне Новомалыклинского района Ульяновской области) Махмуд Исхакович Мустафин, 1884 г.р., получал за преподавание 140, а за исполнение обязанностей надзирателя еще 120 руб. ежегодно14. К 1913-1914 уч. г. состав преподавателей обновился наполовину. Заведующим начальной школой по-прежнему был имам-хатыб Н. Ф. Тимошев, но из старых педагогов остался только М. М. Шамсутдинов. Помимо них, занятия в мектебе вели дворянин Уфимской губернии Гали Ибатуллович Еникеев, а также мещане Сеитовского посада (Каргалы) Габдулхай Усманович Ягофаров и Абдулла Ахметшич Айдаров. В Караван-Сарайском медресе преподавали сами приходские муллы Н. Ф. Тимошев и Г. М.-Ф. Гайнетдинов15.
Общие расходы на содержание мусульманских учебных заведений при 2-й соборной мечети Оренбурга составляли: в 1907-1908 уч. г. – 1520 руб., в 1910-1911 уч. г. – 1937 руб., в 1916-1917 уч. г. – 2215 руб.16. Например, по данным 1910 г. на жалованье учителям расходовалось 1060 руб., надзирателю - 120 руб., сторожу – 120 руб., караульщику – 120 руб., на отопление – 300 руб., освещение – 50 руб., ремонт – 100 руб., на очистку двора – 60 руб. и другие нужды – 120 руб. Поступление этих средств обеспечивали: плата за обучение на сумму до 700 руб., добровольные пожертвования прихожан на 537 руб., ежегодное пособие Оренбургской городской управы в 500 руб. и доходы от сдачи в аренду вакуфного амбара, который приносил еще 200 руб.17.
Фото 29. 2-я (КараванСарайская) соборная мечеть г. Оренбурга. Начало XX в.
Из стен Караван-Сарайского медресе вышли сотни выпускников, которые служили имамами и учителями по всей России. Среди его воспитанников были татарский историк, филолог и журналист Габдулбари Баттал (1880-1969), видный татарский педагог Абдулфаиз Сулейманович Даутов, 1871 г.р., который преподавал на курсах братьев Хусаиновых в Сеитовском посаде, в Троицке, Оренбурге, а с 1909 по 1911 гг. - наследственное право, арабский язык и магометанскую словесность в известном медресе «Буби».
1 ГАОО. Ф. 6. Оп. 11. Д. 517. Л. 382
2 ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 4. Д. 1650. Л. 1-1 об., 10-12 об.; Д. 4445. Л. 1-4 об.
3 Адрес-календарь и справочная книжка Оренбургской губернии на 1896 г. Издание ОГСК. – Оренбург: Губернская Типо-литография, 1895. – С. 50-51; Белавин К. Оренбург: географическо-статистический очерк. - Оренбург: Типо-литография И. И. Евфимовского-Мировицкого, 1891. – С. 61
4 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4146. Л. 504-508
5 Бектемиров Ф. Похвальное слово мулле // Татарский мир донөясы : Федеральная просветительская газета. — 2008. — 15 апреля (№ 5 (6292)). — С. 5.
6 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4180. Л. 463-464
7 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4211. Л. 379-380; Ф. 10. Оп. 2. Д. 114. Л. 73
8 ГАОО. Ф. 11. Оп. 3. Д. 4143. Л. 389-391 об.
9 ГАОО. Ф. 41. Оп. 1. Д. 690. Л. 1-4
10 ГАОО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 73. Л. 7 об.
11 Белавин К. Оренбург: географическо-статистический очерк. - Оренбург: Типо-литография И. И. Евфимовского-Мировицкого, 1891. - С. 111
12 Оренбургская газета. - 1908. - 14 ноября; РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 626. Л. 46-46 об.; ГАОО. Ф. 21. Оп. 9. Д. 4. Л. 77 об.; Оренбургская жизнь. - 1917. - 16 февраля
13 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 626. Л. 46-46 об.; ГАОО. Ф. 21. Оп. 9. Д. 4. Л. 77 об.
14 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 626. Л. 49 об. - 50 об.
15 ГАОО. Ф. 21. Оп. 9. Д. 4. Л. 77 об.
16 Оренбургская газета. - 1908. - 14 ноября; РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 626. Л. 45 об. - 46; Оренбургская жизнь. - 1917. - 16 февраля
17 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 45 об. - 46