История мектебе Сеитова посада Оренбургской губернии.
Первым крупным образовательным центром во всем Южном Урале было мектебе в Сеитовой слободе, основанной в 1744 г., ныне с. Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области. По указу Правительствующего Сената от 13 марта 1744 г. было разрешено набрать к поселению при городе Оренбурге особой слободой до двухсот семей казанских татар «для распространения торгов». Они освобождались от дачи рекрут, но в случае необходимости могли привлекаться к военной службе на нерегулярной основе. При этом поселенцы особо оговорили право «на свободное содержание их веры». Оренбургский губернатор Иван Иванович Неплюев пригласил в Оренбург из Казанского уезда крупного купца Сеита сына Айта Хайлина, которому были представлены широкие полномочия и крупная сумма из казны. Сеит Хайлин в первой половине 1745 года привел с собой переселенцев из родного села Байлар Сабаси (Богатая Собаси) Казанского уезда и из других татарских сел, также Свиянчинского и Уфимского уездов Вятской губернии. Переселение состояла в основном из зажиточных сел, их было 173 семьи, насчитывающих только мужского пола 996 человек.
В 1745 г. в Каргале была построена первая мечеть «Джамиг» (соборная). В 1746 году было построено и первое медресе, оно также было создано на средства купеческой элиты, возглавляемой Сеитом Хаялиным. Первым учителем Каргалинского медресе был Габдессалям Ураи из Казанской губернии. В 1760 году в Каргалах возникло второе медресе при второй мечети, построенной на средства Габдуллы Габрахманова и Заки муллы.
Фото 5. Мечеть Заки муллы.
В 1767 году была построена третья мечеть Ягофером Абдюковым и начало работать третье медресе.
В 1773 году были построены четвертая и пятая мечети и медресе Апиком Чапеевым и Бикчентеем Маметкуловым.
Фото 6. Мечеть Маметкулова
В 1783 году была открыта шестая мечеть с медресе на средства купца Магди Кайсарова и его сына Мухаммед-Рахима. Представляла собой каменное двухэтажное здание, квадратное в основании, с купольной крышей и двумя минаретами, фланкирующими вход. Была восьмой соборной мечетью Каргалы и называлась «Куш манара» ( от тат. Кушманаралы мәчет — «двухминаретная мечеть»). В 1934 году мечеть была закрыта. Оба минарета были снесены. В конце 1946 года здание было возвращено верующим. С 1992 года при мечети действует воскресная школа. Находится по адресу ул. Советская, 10.
Фото 7. Мечеть «Куш манара»
В 1790 году седьмая мечеть с медресе Абзелилом Халиловым. В 1792 г. восьмая мечеть с медресе Хасаном Улеевым1.
В начале ХIХ века (1802 г.) состоялось открытие девятой мечети Кара Гали с медресе на средства Гали Габбасова.
Фото 8. Мечеть Кара Гали
В 1816 г. десятой мечети Габделсаттара на средства Гадулмукмена Локманова. Шестая соборная мечеть в 1911г.
Фото 9. Мечеть Габделсаттара
В 1883 г. базарная одиннадцатая мечеть Мухамметом Габдделжалиловым. В медресе этой мечети получали знания от 300 до 500 шакирдов, в основном иностранного происхождения, в большинстве казахские юноши.
Фото 10. Мечеть базарная.
В 1885 г. двенадцатая мечеть на средства Вильдана Габдулвагапова, отреставрирована в 1910 г. Мухамбетбакием Хисамовым.
Фото 11. Мечеть Габдулвагапова
В 1886 г. тринадцатая мечеть Ают хезрета купцом Мустафой. Медресе при мечети построена на средства купцов 1 -ой гильдии Гания, Махмута, и Ахмета Хусаиновых. Имамами служили знаменитые Аюб Ибрагимов Бугульмави и Котдус Нуретдин Курматов.
Фото 12. Мечеть Ают хезрета
Восьмая соборная мечеть (14 по счету) с медресе Сеитовского посада (Каргалы) на 1911 г.
Фото 13. Восьмая соборная мечеть.
Каменная Белая мечеть, десятая соборная мечеть Каргалы (от тат. Ак мәчет) была построена в 1909 году. С 9 апреля 2006 года возобновила работу мечеть и воскресная школа при ней. Находится по адресу ул. Советская, 92а.
Фото 14. Белая мечеть
Таким образом, на 1811 год в Сеитовом посаде были 7 каменных и 2 деревянные мечети с медресе при них.
Благоприятные экономические условия способствовали широкому притоку в Каргалу татарских переселенцев, ее быстрому превращению не только в важный торгово-ремесленный, но и крупнейший религиозный, культурный и образовательный центр мусульман в Уральском регионе. К концу ХIХ века здесь было построено девять мечетей, на базе которых сложился комплекс мусульманских образовательных учреждений среднеазиатского типа, формировались библиотеки, велась переводческая и научная работа. На протяжении долгого времени каргалинские медресе обеспечивали мусульманскими священнослужителями и педагогами абсолютное большинство приходов Оренбургского края, создавая единое культурное пространство. В стенах каргалинских медресе учились дети мударрисов, имамов, купцов, состоятельных людей из Бухары, Хорезма, Хивы и других стран. Ахунами (старшими священнослужителями в мечети и они же мудариссы – учителя в мусульманских школах) Каргалы были: до 1768 г. – Габдессалям бин Ураи; в 1768 – 1778 гг. – Абдулнасыр Габдессалямов; в 1778 – 1812 гг. – Абдрешит Абдулкаримов; в 1812 – 1834 гг. – Надыр Абдулвагапов; в 1854 –1883 гг. – Абдулкарим Рафиков, в 1884 – 1916 гг. – Исхак Махмутович Исмагилов2. Из мудариссов Сеитовского посада всеобщим уважением пользовались Шунияз из Хорезма (умер в 1791 г.), Ваяэтдин аль-Хасани из Багдада (1741-1831 г.), Валиэтдин бин Хасан (уроженец Багдада), Абдульманих Каргалы и Габдулла Салихов. Лучшей постановкой учебно-воспитательного дела на рубеже ХVIII – ХIХ вв. отличалось медресе Габдрахман бин Мухаммадшарифа Шарипов (1743-1826 г.).
Под их руководством из стен школ вышли сотни достойных учеников, выдающихся деятелей мусульманской культуры: крупнейший татарский поэт и философ Габдрахим Утыз Имяни (1754 – 1834); поэт и дипломат Абульманих Каргалый (Абдельманих бин Абдулфаиз Габдессалямов) (1782 – 1833); автор популярных религиозных дидактических сочинений Хибатулла Салихов (1794 – 1867); трое первых глав российских мусульман, муфтии ОМДС Мухамеджан Хусаинов (1756 – 1834), Габдессалям Габдрахимов (1765 – 1840) и Габделвахид Сулейманов (1786 – 1862).
Фото 15. Габделвахид Сулейманов
Медресе Галикеевых окончил известный башкирский ученый этнограф, лингвист, фольклорист, литературовед Абдулвахит Фазлеевич Вильданов. В каргалинских медресе учились - татарский поэт Тухватулла Гиззатуллович Ченокаев (1893-1959 гг.); башкирский драматург Мухамметша Бурангулов; автор учебников по математики и астрономии Гумар Давлетьяров. В 1913 году в Каргале были реформированы четыре медресе. Оставшиеся медресе в Каргале до их закрытия (1929 г.) продолжали функционировать на старой религиозной схоластической основе. В 1810 г. здесь обучались 359 шакирдов учащихся, в 1869 г. – 4963, а концу XIX в. – уже около 700. К 1904 г. в Каргале действовало 23 мусульманских училища, в которых обучался 981 человек.
По данным Министерства народного просвещения в «Известии о татарских училищах Оренбургской губернии», опубликованном в № 21 за 1811 г. «Вестника Европы», сообщалось о школах Сеитова посада под Оренбургом следующее: «При всякой мечети, а их было 7 каменных и 2 деревянных, находится особливое татарское училище, частью в покоях внизу мечетей и частью в особливых строениях. Заведение училищ началось за 30 лет до сего. Учащиеся суть ученые ахуны и муллы и отчасти частные люди; а учащиеся кроме тамошних жителей бывают и приезжие из других стран России, и даже из Хивы, Бухарии и других азийских княжеств. В училищах обучаются татарской азбуке, арабскому языку во всем пространстве и персидскому, арифметике, геометрии, основаниям физики, философии по творениям Аристотелевым, священной истории магометанской, чтению и толкованию Алкорана и познанию священных обрядов магометанских». В статье также отмечалось также, что обучение велось по рукописным книгам, получаемым в основном из Бухары, что в каждом из лучших училищ обучалось до 150 человек.
По данным переписи 1870 г., из 6409 жителей Каргалы 1684 человека были грамотными (26,3%). В 1897 году стала работать учительская школа, готовящая учителей для татарских, башкирских и казахских школ южной части Башкирии Урала, и Западного Казахстана. В медресе раздельно велось обучение мальчиков и девочек. Последних обучали грамоте, чтению, письму, арифметике и законам шариата. В то же время они получали то воспитание, те необходимые для жизни навыки, без которых не могла существовать ни одна мусульманская семья. Это уроки нравственности, этики, милосердия, умение рукодельничать, шить, вязать, готовить, В 1911 году в Каргале на средства купцов Хусаиновых открыта женская учительская школа, выпускницы которой успешно трудились во многих уголках России, где проживали татары и башкиры. Несколько лет творчески работал общественный центр по воспитанию будущих учителей-женщин «Жемшяте Хэйрия», куда входила сама школа, библиотека, изба-читальня, класс для рукоделия. Как в медресе, а также в учительских школах, преподавание велось на родном языке на арабской графике. Лишь после революции, с 1929 года школы перешли на латиницу. В 1895 г. все каргалинские мектебе перешли на новый звуковой метод обучения. В 1901 г. по инициативе и при финансировании крупных татарских купцов братьев Хусаиновых на базе медресе при 9-й соборной мечети открылись Всероссийские курсы для переподготовки учителей по новому методу. В них приняли участие до 50 человек из Оренбургской, Уфимской, Самарской, Симбирской, Нижегородской, Саратовской, Вятской, Пермской, Тобольской губерний и Дагестана. К 1913 г. в соответствии с новыми принципами были реформированы 4 из 10 каргалинских медресе: при 1-й, 2-й, 5-й и 9-й соборных мечетях. Лавки Абубакира Надирова, Хасана Абдульманова и Губайдуллы Якупова обеспечивали жителей посада книгами известного казанского издательства братьев Каримовьих.
В медресе Каргалы учителями работали: Разяп Садыков (перс, имам из Ирана); ахун Госман Узбеков из Мачкары Казанской губернии в 1801г.; имам из Чистополя Фархутдин сын Шарафутдина Минлибаева; имам из Мачкары Нуретдин Ногманов в 1878г.; имам Госман Ягфаров из из Самарской губернии в 1880 г.; ахун Гаделкарим Габдерафиков из Чистополя; имам Хайрулла сын Зайнуллы Галикаева из Уфы; имам Садык Махмут сын Госманов из д. Кышкар Казанской губернии; имам Узбек Субханкулов из д.Шайморза Симбирской губернии; ахун Тимирбек Вильданов; имам Аюб Ибрагимов Бугульмави из Бугульмы.
Рассмотрим учебные программы мектебов Сеитовского посада на основании исследований Валишиной А.Н.4
В медресе и мектебе Хайруллы Абдуррахмоновича Усманова в Сеитовском пасаде при 2-й соборной мечети на 1911 г. обучались 55 мальчиков при четырех отделениях.
Фото 16. Мулла Хайрулла Абдуррахмонович Усманов
Обучение вели два мугаллима: Хайрулла Раемов, выпускник медресе 2-й мечети Сеитовского посада, и Габдрахман Халидов из башкир Бурзянской волости Оренбургского уезда, закончивший медресе 1-й мечети Сеитовского посада Оренбургского уезда.
Таблица 1. Название предметов из школы Хайруллы Усманова
I отделение.
Название предмета | Название книг | Кого сочинение | Где напечатано | Объяснение |
Азбука | Татарская Алфа | Гайнетдина Ахмарова | Казань, 1912. | Азбуку ученики оканчивали до февраля месяца. |
Татарское чтение | Наши школы. II часть. | Нажиби Дусмави | Оренбург, 1912. | С февраля месяца начинается чтение. |
Чистописание | - | - | - | Вел тот, кто умел правильно и красиво писать |
Диктовка | Краткий курс диктовки | Салах Кашапова | Казань, 1912. | Объяснение каждого правила на татарском языке. |
Арифметика | Арифметика I часть. | Валитова Хабирова | Казань, 1913. | Считать, писать цифры, решать устные задачи. |
Изложение | - | - | - | Преподаватель читал сказку, ученики записывали своими словами. |
Изучение | - | - | - | Наизусть из Корана несколько сур и молитв намаза. |
II отделение.
Название предмета | Название книг | Кого сочинение | Где напечатано | Объяснение |
Коран | - | - | - | Произношение арабских букв, для помощи чтения Корана. |
Татарское чтение | Наши школы. II часть. | Нажиби Дусмави | Оренбург, 1912. | Большинство разные сказки. |
Богословье | Гакаид | Салах Камалов | Оренбург, Хусаинов, 1913. | Краткое учение о боге, о пророках, об Аллахе. Кто был Авраам, Иисус, Моисей? Кому какие книги даны от бога? |
Диктовка | Краткий учебник диктовки | Салаха Камалова | - | - |
Чистописание | - | - | - | - |
Арифметика | Задачи | Валитова Хабирова | Казань, 1910. | Сложение, вычитание и устные задачи. |
III отделение.
Название предмета | Название книг | Кого сочинение | Где напечатано | Объяснение |
Коран | | | Разные издания | До четвертой части |
Тажвид | Наука тажвид | Шагида Гивни | Казань, 1912. | Произнесение слов в Коране. |
Молитвенные слова | Гильмухал | Нажиби Думави | Оренбург, Хусаинов, 1912. | В день пять раз моление, порядок моления, молитвенные слова. |
История | Гаср Сагадат | Шагар Шараф | Казань | Арабы, жизнь Мухаммеда и его учение. Государство «Имави». |
Татарское чтение | Наши школы, ч.4. | Нажиби Думави | Оренбург, 1912. | Характерные сказки |
География | Без книги | | | Карты континентов. |
IV отделение.
Название предмета | Название книг | Кого сочинение | Где напечатано | Объяснение |
Коран | | | Разные издания | До четвертой части |
Богословие | Гилмы Хал. 8 часть | Нажиби Думави | Оренбург, 1912. | Понятие бедности и богатства, подаяние садака. |
Татарское чтение | Наши школы. 5 ч. | Нажиби Думави | Оренбург, 1912. | Чтение и пересказ. |
История | История «Тарихи» | Фатых Каримов | Оренбург, 1912. | С начала до государства. |
География | Краткая география | Фатых Каримов | Оренбург, 1912. | Меридианы, полюсы, Европа и Азия. |
Грамматика | Татарская этимология | Галим Ибрагимов | Казань, 1911. | Образование и изучение татарского слова. |
Арифметика | Хасаб, 2 часть | Валитова, Хабирова | Казань, 1910. | Задачи на равенства и на вычисление процентов. |
Изложение | Язу ишляри | Г. Газиз | Троицк, 1911. | Сочинения на свободную тему. |
Счет | - | - | - | - |
Чистописание | - | - | - | - |
Коран | | | | Наизусть несколько сур из Корана. |
Таблица 2. Программа из медресе и мектебе Хайруллы Усманова в Сеитовском пасаде при 2-й соборной мечети.
I отделение.
Отделение | Название книг | Кого сочинение | Где напечатано |
В первом отделении | Турки Алифба | Гаунутдина Ахмерова | Казань, 1912. |
Безнен мяктаб, 2 отд. | Нажиби Думави | Оренбург,1912. |
Арифметика | Валитова, Хабирова | Казань, 1910. |
Гилми-хал | | |
Писание | | |
Во втором отделении | Кираат-Курган | Нажиби Думави | Оренбург, 1912. |
Безнен мяктаб (Наши школы) | | |
Хисад (Арифметика) | Валишев, Хабиров | Казань, 1910. |
Гильми-хал | Сагаутдин Камалуддинов | Оренбург |
Правописание | Сагаутдин Камалуддинов | Оренбург |
Чистописание | | |
В третьем отделении | Коран | | |
Наши школы | Нажиби Думави | Оренбург, 1912. |
Хисад (Арифметика) | Валишев, Хабиров | Казань, 1910. |
Татар тарихи (История татар) | Г. Баттал | Казань, 1912. |
Мухтасар-Имла (правописание) | Сагаутдин Камалуддинов | Оренбург, 1912. |
В четвертом отделении | Коран | | |
Наши школы | Нажиби Думави | Оренбург, 1912. |
История Ислама | Фатых Каримов | Оренбург |
Грамматика татарского языка | Галимхан Ибрагимов | Казань, 1912. |
Язу ишляри (Письмен.работы) | Г. Газизова | Оренбург, 1912. |
Хисад (Арифметика) | Валишев, Хабиров | Казань, 1912. |
Чистописание | | |
Счетоводство (по счету) | | |
Новометодное мектебе Хасана Соколова при 3-й соборной мечети в Сеитовском посаде существовало с 1895 г. с разрешения общего Совета мулл. Заведовал обучением мулла мечети Хасан Соколов. Преподавали в ней только на татарском языке следующие учителя: Шагимардан Сейфулламулюков (2 и 4 отделения) и Файзрахман Нигматуллин (1 и 3 отделения), окончившие курсы при медресе 3-й мечети. Учеников - 32 человека, из них 20 местных татар и 12 приходящих.
Таблица 3. Программа мектебе Хасана Соколова при 3 соборной мечети Сеитовского посада.
I отделение.
Название предмета | Название книги | Кого сочинение | Год и место издания | Объяснение |
Азбука | Татар Алифба | Гайнет Ахмерова | Казань, 1912. | Обучение азбуки до февраля месяца. |
Татарское чтение | Наша школа. II ч. | Нажиби Думави | Оренбург, 1912. | С февраля месяца чтение. |
Чистописание | - | - | - | - |
Диктовка | - | - | - | - |
Арифметика | | Валишев, Хабиров | | Счет, написание цифр, решение устных задач. |
II отделение.
Название предмета | Название книги | Кого сочинение | Год и место издания | Объяснение |
Коран | | | | Произношение арабских букв для помощи чтения Корана. |
Татарское чтение | Наша школа. III ч. | Нажиби Думави | Оренбург, 1913. | В основном рассказывание сказок. |
Богословие | Гакаид | Салах Камалов | Оренбург, Хусаинов, 1913. | Краткое учение о Аллахе, о пророках. |
Чистописание | - | - | - | - |
Диктовка | Краткий курс диктовки | Салах Камалов | - | - |
Арифметика | Задача | Валишев, Хабиров. Часть 1. | Казань, 1910. | Сложение, вычитание и устные задачи. |
III отделение.
Название предмета | Название книги | Кого сочинение | Год и место издания | Объяснение |
Коран | | | Разные | Учили до 4-й части |
Тажвид | Наука Тажвид | Шагид Гивни | Казань, 1912. | Произношение в Коране. |
Молитвенные слова | Гильмухал. Часть 7. | Нажиби Думави | Оренбург, Хусаинов, 1912. | Пять раз моление, порядок молитвенных слов. |
История | Гасри Сагат | Шагар Шараф | Казань | История арабов, жизнь Мухаммеда и его учение, распространение Ислама. |
Татарское чтение | Наши школы. Часть 4. | Нажиби Думави | Оренбург, 1912. | Характерные сказки. |
География | Без книги | | | Общие понятия. |
Арифметика | Арифметика. Часть 1. | Валишев, Хабиров | Казань, 1913. | Сложение, умножение, деление, решение задач. |
Чистописание | | | | Как возможно поставить буквы правильно и красиво. |
Диктовка | Краткий курс диктовки | Салах Камалов | Казань | Объяснение каждого правила на татарском языке. |
Изложение | | | | Чтение сказок и написание своими словами. |
Изучение | | | | Наизусть несколько сур Корана. |
Пение | - | - | - | - |
IV отделение.
Название предмета | Название книги | Кого сочинение | Год и место издания | Объяснение |
Коран | | | | От четвертой до восьмой части произношение слов и значение. |
Богословие | Гильмухал | Нижиби Думави | Оренбург, 1912. | Этика ислама. |
Татарское чтение | Наши школы. Часть 5. | Нажиби Думави | Оренбург, 1912. | Сказки и пересказ. |
История | Ислам Тарихи. | Фатых Каримов | Оренбург, 1912. | С начала и до государства. Зубрить не разрешалось. |
География | География | Фатых Каримов | Оренбург, 1912. | Меридианы, полюсы. Европа, Азия, Африка и Америка. |
Грамматика | Татарская этимология. | Галимян Ибрагимов | Казань, 1911. | Образование татарских слов. |
Арифметика | Хисаб. 2 часть. | Валишев, Хабиров | Казань, 1910. | Задачи на все действия. |
Изложение | Язу иш. | Г. Газиз | | Сочинения. |
Чистописание | - | - | - | - |
Новометодное мектебе Максуда Субхангулова четвертой соборной мечети в Сеитовском посаде было одно из первых. На 1911 г. заведовал обучением мулла Максуд Субхангулов, окончивший курс в медресе Вятской губернии, и мугаллим Калимулла Хамидов, выпускник медресе второй мечети Сеитовского посада. Учеников обучалось 45 человек, все были приходящие. В первых двух и в четвертом отделениях программа была как и в мектебе Хасана Соколова. В третьем отделении упор делался не на общеобразовательные предметы, а на арабский язык.
Таблица 4. Программа из мектебе Максуда Субхангулова при 4 соборной мечети Сеитовского посада.
III отделение.
Название предмета | Название книги | Кого сочинение | Год и место издания | Объяснение |
Коран | | | Разные | Учили до 4-й части |
Тажвид | Наука Тажвид | Шагид Гивни | Казань, 1912. | Произношение в Коране. |
Молитвенные слова | Гамодель Исмил | Абдрахман Юсупов | Казань, 1912 | Учение Ислама. Ислам и молитвы. |
Молитвенные слово | Сватиль Газизи | Суфтана Яра | Казань, 1910. | Учение Имама и Аллаха. |
Арабский язык. | | Абдулнафига Шираван | Казань | |
Новометодные медресе и мектебе Минлибаева при 5 соборной мечети в Сеитовском посаде существовали с 1816 г., стали новометодными с 1903 г. Заведующим являлся мулла Менлибаев, учителями - Махмут Янбулатов, башкир Сеитовской волости, выпускник медресе 5 соборной мечети (2, 3 и 4 отделения при мектебе); Мифтахутдин Абдукаев (помощник учителя в 1-м отделении). Учеников 15 человек, все приходящие.
Программу преподавания по которой велось обучение, учебники с указанием автора, прилагаем в таблице.
Таблица 6. Программа из медресе и мектебе Минлибаева при 5 Соборной мечети Сеитовского посада.
Отделение | Наименование учебников | Имена авторов | Где издана |
В I отделении | Гельму-Хал | | Казань |
| Устные задачи | | |
Во II отделении | Коран | | |
| Гельму-Хал | Галимзян | Оренбург |
Арифметика | Валишев, Хабиров | Казань |
Тарбияли бала | Ризяутдин | Оренбург |
Имлямугалим | Сяляхутдин Камалетдинов | Оренбург |
В III отделении | Коран | | |
| Фян тязуит | Шагидуллин | Казань |
История | Фатых Каримов | Оренбург |
Ихлас рисаляси | Габдулгалим Насыров | Казань |
Аскарсаляд | Галимзян Багруд | Казань |
Арифметика | Валишев, Хабиров | Казань |
Письмо | | |
Чистописание | | |
В IV отделении | Коран | | |
Фян тязуит | Шагидуллин | Казань |
История | Галимзян Баруди | Казань |
Арифметика | Валишев, Хабиров | Казань |
География | Фатых Каримов | Оренбург |
Письмо | | |
Чистописание | | |
Грамматика | Ибрагимов | Казань |
Изложение | Г. Газиз | |
Новометодное мектебе Гатауллы Самигуллина при 6 Соборной мечети в Сеитовском посаде. Само мектебе существовало с 1875 г. Заведовал обучением мугаллим мечети Гатаулла Самигуллин и Габдулгазиз Баширов, башкир Уфимской губернии, Белебеевского уезда, д. Туймазы, окончивший медресе Бугульминского уезда Самарской губернии. Учеников обучалось 36 человек, все приходящие.
Таблица 7. Программа из мектебе Гатауллы Самигуллина при 6 Соборной мечети Сеитовского посада.
I отделение.
Название предмета | Название книги | Кого сочинение | Год и место издания | Объяснение |
Азбука | Татар Алифба | Гайнет Ахмерова | Казань, 1912. | Обучение азбуки до февраля, учитель наблюдал за разделением слов на слога. |
Гильми Хал | Мунжия | Садыка Усманова | Казнь, 1905. | С февраля месяца. |
Чистописание | - | - | - | - |
Диктовка | - | - | - | - |
II отделение.
Название предмета | Название книги | Кого сочинение | Год и место издания | Объяснение |
Коран | Коран | Коран | Казань | Для чтения |
Татарское чтение | Гибадат Исламия | Шакирзан Хамитов | Казань, 1905. | Обязательное вероучение и молитвы. |
История пророков | Тарих эль Анбия | Габдулла Садыков | Казань, 1905. | История пророков по кратким формам. |
Черытехдействие | Асбаби Хисаб | Фатых Мансуров | Петербург, 1897. | Умножение, деление, вычитание – из арифметики |
Чистописание | - | - | - | - |
Новометодное мектебе Хайруллы Галикаева при 7 Соборной мечети в Сеитовском посаде было открыто тоже одно из первых. Заведовал обучением мулла седьмой мечети Мазит Исхаков и учителя: Гариф Максюдов, башкир Сеитовской волости и Закир Искендеров, башкир Стерлибашевского уезда. Оба выпускники медресе при 1-й мечети Сеитовского посада. Учеников обучалось до 50 человек, все приходящие. Программа мектебе повторяла программу из школы Хайруллы Усманова.
В новометодном мектебе 8 соборной мечети в Сеитовском посаде заведовал обучением мулла Мухамадий Мустаев. Учеников было 60 человек в четырех отделениях, все приходящие.
Таблица 8. Программа из мектебе Мухамадия Мустаева при 8 Соборной мечети Сеитовского посада.
Отделение | Наименование учебников | Имена авторов | Где издана |
В I отделении | Турки Алифба | Гайнутдин Ахмеров | Казань |
Гильму-хал | Садик Усманов | Оренбург |
Наши школы | Нажиби Думави | Оренбург |
Во II отделении | Коран | | |
Гельму-Хал | Садык Усманов | Оренбург |
Наши школы | Нажиби Думави | Оренбург |
Арифметика | Валишев, Хабиров | Казань |
Имлямугалим | Сяляхутдин Камалетдинов | Оренбург |
В III отделении | Коран | | |
Фян тазвид | Шагидуллин | Казань |
Наши школы | Нажиби Думави | Оренбург |
Арифметика | Валишев, Хабиров | Казань |
| История | Фатих Каримов | Оренбург |
Изложение | Г. Газиз | Оренбург |
| География | Каримов | Оренбург |
В IV отделении | Коран | | |
Наша школа | Нажиби Думави | Оренбург |
История | Фатих Каримов | Оренбург |
География | Фатих Каримов | Оренбург |
Татарская этимология | Ибрагимов | Казань |
Изложения | Г. Газиз | Оренбург |
Арифметика | Валишев, Хабиров | Казань |
Диктовка | | |
Чистописание | | |
Новометодное медресе и мектебе Айюпа Ибрагимова при 9 Соборной мечети в Сеитовском посаде открыто в 1891 г. с общего разрешения Совета мулл Сеитовского посада. Заведовал обучением мулла 9 мечети Айюп Ибрагимов и учителя - выпускники старометодного медресе 9 мечети: Габдул-Кундус Нугуманов, из крестьян, Усман Ибрагимов, из мещан. Учеников в четырех отделениях - 60 человек, все приходящие. Программа повторяла программу из школы Хайруллы Усманова.
Новометодное мектебе Мухамета Субхангулова при 10 соборной мечети в Сеитовском посаде существовало с 1910 г. с разрешения общего Совета мулл. Заведовал обучением мулла 10 мечети Мухамет Субхангулов. Учеников в четырех отделениях было 25 человек, все приходящие.
Таблица 9. Программа из мектебе Мухамета Субхангулова при 10 соборной мечети Сеитовского посада.
Отделение | Наименование учебников | Имена авторов | Где издана |
В I отделении | Турки Алифба | Шакир Тагиров | Казань, 1910. |
Гильму-хал | Садик Усманов | Казань, 1905. |
Чистописание | | |
Во II отделении | Коран | | |
Гельму-Хал | Садык Усманов | Оренбург |
Наши школы | Нажиби Думави | Оренбург |
Арифметика | Валишев, Хабиров | Казань |
Чистописание | - | - |
В III отделении | Коран | | |
Фян тазвид | Шагидуллин | Казань |
Наши школы | Нажиби Думави | Оренбург |
Арифметика | Валишев, Хабиров | Казань |
| История | Фатих Каримов | Оренбург |
Изложение | Г. Газиз | Оренбург |
| География | Каримов | Оренбург |
В IV отделении | Коран | | |
Наша школа | Нажиби Думави | Оренбург |
История | Фатих Каримов | Оренбург |
География | Фатих Каримов | Оренбург |
Татарская этимология | Ибрагимов | Казань |
Изложения | Г. Газиз | Оренбург |
Арифметика | Валишев, Хабиров | Казань |
Диктовка | - | - |
Чистописание | - | - |
Счет | - | - |
1 ЦИА РБ. Ф. И-295. Оп. 4. Д. 489. Л. 134–136 об., 138, 150–150 об., 170–170 об., 567–568, 654; ГАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 83. Л. 36–38; Ф. 6. Оп. 4. Д. 135. Л. 15–15 об.; Д. 9958. Л. 223 об. – 225.
2 ГАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 182. Л. 442 об.; Д. 184. Л. 165 об.; Ф. 11. Оп. 3. Д. 4170. Л. 31–31 об.
3 ГАОО. Ф. 6. Оп. 6. Д. 14045/8. Л. 54 об.
4 Валишина А.Н. Мусульманские школы Оренбургской губернии во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Дисс. канд. ист. наук. — Уфа, 2010 — С.150-155.