СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История мектебе Сеитова посада Оренбургской губернии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрывается становление и развитие системы мусульманских учебных заведений в Оренбургской губернии во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Ключевым предметом исследования стало рассмотрение специфики образовательной деятельности одного из лучших мусульманских учебных заведений Российской империи – новометодного медресе «Хусаиния» в г. Оренбурге. Рассмотрены достижения в возрождении мусульманского образования в Оренбуржье на современном этапе, роль в этом возрождении медресе «Хусаиния», ставшего главным центром обучения мусульманских духовных лиц и педагогов.

Просмотр содержимого документа
«История мектебе Сеитова посада Оренбургской губернии»

История мектебе Сеитова посада Оренбургской губернии.


Первым крупным образовательным центром во всем Южном Урале было мектебе в Сеитовой слободе, основанной в 1744 г., ныне с. Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области. По указу Правительствующего Сената от 13 марта 1744 г. было разрешено набрать к поселению при городе Оренбурге особой слободой до двухсот семей казанских татар «для распространения торгов». Они освобождались от дачи рекрут, но в случае необходимости могли привлекаться к военной службе на нерегулярной основе. При этом поселенцы особо оговорили право «на свободное содержание их веры». Оренбургский губернатор Иван Иванович Неплюев пригласил в Оренбург из Казанского уезда крупного купца Сеита сына Айта Хайлина, которому были представлены широкие полномочия и крупная сумма из казны. Сеит Хайлин в первой половине 1745 года привел с собой переселенцев из родного села Байлар Сабаси (Богатая Собаси) Казанского уезда и из других татарских сел, также Свиянчинского и Уфимского уездов Вятской губернии. Переселение состояла в основном из зажиточных сел, их было 173 семьи, насчитывающих только мужского пола 996 человек.

В 1745 г. в Каргале была построена первая мечеть «Джамиг» (соборная). В 1746 году было построено и первое медресе, оно также было создано на средства купеческой элиты, возглавляемой Сеитом Хаялиным. Первым учителем Каргалинского медресе был Габдессалям Ураи из Казанской губернии. В 1760 году в Каргалах возникло второе медресе при второй мечети, построенной на средства Габдуллы Габрахманова и Заки муллы.

Фото 5. Мечеть Заки муллы.

В 1767 году была построена третья мечеть Ягофером Абдюковым и начало работать третье медресе.

В 1773 году были построены четвертая и пятая мечети и медресе Апиком Чапеевым и Бикчентеем Маметкуловым.

Фото 6. Мечеть Маметкулова

В 1783 году была открыта шестая мечеть с медресе на средства купца Магди Кайсарова и его сына Мухаммед-Рахима. Представляла собой каменное двухэтажное здание, квадратное в основании, с купольной крышей и двумя минаретами, фланкирующими вход. Была восьмой соборной мечетью Каргалы и называлась «Куш манара» ( от тат. Кушманаралы мәчет — «двухминаретная мечеть»). В 1934 году мечеть была закрыта. Оба минарета были снесены. В конце 1946 года здание было возвращено верующим. С 1992 года при мечети действует воскресная школа. Находится по адресу ул. Советская, 10.

Фото 7. Мечеть «Куш манара»


В 1790 году седьмая мечеть с медресе Абзелилом Халиловым. В 1792 г. восьмая мечеть с медресе Хасаном Улеевым1.

В начале ХIХ века (1802 г.) состоялось открытие девятой мечети Кара Гали с медресе на средства Гали Габбасова.

Фото 8. Мечеть Кара Гали

В 1816 г. десятой мечети Габделсаттара на средства Гадулмукмена Локманова. Шестая соборная мечеть в 1911г.

Фото 9. Мечеть Габделсаттара

В 1883 г. базарная одиннадцатая мечеть Мухамметом Габдделжалиловым. В медресе этой мечети получали знания от 300 до 500 шакирдов, в основном иностранного происхождения, в большинстве казахские юноши.


Фото 10. Мечеть базарная.


В 1885 г. двенадцатая мечеть на средства Вильдана Габдулвагапова, отреставрирована в 1910 г. Мухамбетбакием Хисамовым.

Фото 11. Мечеть Габдулвагапова

В 1886 г. тринадцатая мечеть Ают хезрета купцом Мустафой. Медресе при мечети построена на средства купцов 1 -ой гильдии Гания, Махмута, и Ахмета Хусаиновых. Имамами служили знаменитые Аюб Ибрагимов Бугульмави и Котдус Нуретдин Курматов.

Фото 12. Мечеть Ают хезрета


Восьмая соборная мечеть (14 по счету) с медресе Сеитовского посада (Каргалы) на 1911 г.

Фото 13. Восьмая соборная мечеть.

Каменная Белая мечеть, десятая соборная мечеть Каргалы (от тат. Ак мәчет) была построена в 1909 году. С 9 апреля 2006 года возобновила работу мечеть и воскресная школа при ней. Находится по адресу ул. Советская, 92а.

Фото 14. Белая мечеть

Таким образом, на 1811 год в Сеитовом посаде были 7 каменных и 2 деревянные мечети с медресе при них.

Благоприятные экономические условия способствовали широкому притоку в Каргалу татарских переселенцев, ее быстрому превращению не только в важный торгово-ремесленный, но и крупнейший религиозный, культурный и образовательный центр мусульман в Уральском регионе. К концу ХIХ века здесь было построено девять мечетей, на базе которых сложился комплекс мусульманских образовательных учреждений среднеазиатского типа, формировались библиотеки, велась переводческая и научная работа. На протяжении долгого времени каргалинские медресе обеспечивали мусульманскими священнослужителями и педагогами абсолютное большинство приходов Оренбургского края, создавая единое культурное пространство. В стенах каргалинских медресе учились дети мударрисов, имамов, купцов, состоятельных людей из Бухары, Хорезма, Хивы и других стран. Ахунами (старшими священнослужителями в мечети и они же мудариссы – учителя в мусульманских школах) Каргалы были: до 1768 г. – Габдессалям бин Ураи; в 1768 – 1778 гг. – Абдулнасыр Габдессалямов; в 1778 – 1812 гг. – Абдрешит Абдулкаримов; в 1812 – 1834 гг. – Надыр Абдулвагапов; в 1854 –1883 гг. – Абдулкарим Рафиков, в 1884 – 1916 гг. – Исхак Махмутович Исмагилов2. Из мудариссов Сеитовского посада всеобщим уважением пользовались Шунияз из Хорезма (умер в 1791 г.), Ваяэтдин аль-Хасани из Багдада (1741-1831 г.), Валиэтдин бин Хасан (уроженец Багдада), Абдульманих Каргалы и Габдулла Салихов. Лучшей постановкой учебно-воспитательного дела на рубеже ХVIII – ХIХ вв. отличалось медресе Габдрахман бин Мухаммадшарифа Шарипов (1743-1826 г.).

Под их руководством из стен школ вышли сотни достойных учеников, выдающихся деятелей мусульманской культуры: крупнейший татарский поэт и философ Габдрахим Утыз Имяни (1754 – 1834); поэт и дипломат Абульманих Каргалый (Абдельманих бин Абдулфаиз Габдессалямов) (1782 – 1833); автор популярных религиозных дидактических сочинений Хибатулла Салихов (1794 – 1867); трое первых глав российских мусульман, муфтии ОМДС Мухамеджан Хусаинов (1756 – 1834), Габдессалям Габдрахимов (1765 – 1840) и Габделвахид Сулейманов (1786 – 1862).

Фото 15. Габделвахид Сулейманов

Медресе Галикеевых окончил известный башкирский ученый этнограф, лингвист, фольклорист, литературовед Абдулвахит Фазлеевич Вильданов. В каргалинских медресе учились - татарский поэт Тухватулла Гиззатуллович Ченокаев (1893-1959 гг.); башкирский драматург Мухамметша Бурангулов; автор учебников по математики и астрономии Гумар Давлетьяров. В 1913 году в Каргале были реформированы четыре медресе. Оставшиеся медресе в Каргале до их закрытия (1929 г.) продолжали функционировать на старой религиозной схоластической основе. В 1810 г. здесь обучались 359 шакирдов учащихся, в 1869 г. – 4963, а концу XIX в. – уже около 700. К 1904 г. в Каргале действовало 23 мусульманских училища, в которых обучался 981 человек.

По дан­ным Министерства народного просвещения в «Известии о татарских учили­щах Оренбургской губернии», опубликованном в № 21 за 1811 г. «Вестника Европы», сообщалось о школах Сеитова посада под Оренбургом следующее: «При всякой мече­ти, а их было 7 каменных и 2 деревянных, находится особливое татарское училище, частью в покоях внизу мечетей и частью в особливых строениях. Заведение училищ началось за 30 лет до сего. Учащиеся суть ученые ахуны и муллы и отчасти частные люди; а учащиеся кроме тамошних жителей бывают и приезжие из других стран России, и даже из Хивы, Бухарии и других азийских княжеств. В училищах обучаются татарской азбуке, арабскому языку во всем пространстве и персидскому, арифметике, геометрии, основаниям физики, философии по творениям Аристотелевым, священной истории магометанской, чтению и толкованию Алкорана и познанию священных обрядов магометанских». В статье также отмечалось также, что обучение велось по рукописным книгам, получаемым в основном из Бухары, что в каждом из лучших училищ обучалось до 150 человек.

По данным переписи 1870 г., из 6409 жителей Каргалы 1684 человека были грамотными (26,3%). В 1897 году стала работать учительская школа, готовящая учителей для татарских, башкирских и казахских школ южной части Башкирии Урала, и Западного Казахстана. В медресе раздельно велось обучение мальчиков и девочек. Последних обучали грамоте, чтению, письму, арифметике и законам шариата. В то же время они получали то воспитание, те необходимые для жизни навыки, без которых не могла существовать ни одна мусульманская семья. Это уроки нравственности, этики, милосердия, умение рукодельничать, шить, вязать, готовить, В 1911 году в Каргале на средства купцов Хусаиновых открыта женская учительская школа, выпускницы которой успешно трудились во многих уголках России, где проживали татары и башкиры. Несколько лет творчески работал общественный центр по воспитанию будущих учителей-женщин «Жемшяте Хэйрия», куда входила сама школа, библиотека, изба-читальня, класс для рукоделия. Как в медресе, а также в учительских школах, преподавание велось на родном языке на арабской графике. Лишь после революции, с 1929 года школы перешли на латиницу. В 1895 г. все каргалинские мектебе перешли на новый звуковой метод обучения. В 1901 г. по инициативе и при финансировании крупных татарских купцов братьев Хусаиновых на базе медресе при 9-й соборной мечети открылись Всероссийские курсы для переподготовки учителей по новому методу. В них приняли участие до 50 человек из Оренбургской, Уфимской, Самарской, Симбирской, Нижегородской, Саратовской, Вятской, Пермской, Тобольской губерний и Дагестана. К 1913 г. в соответствии с новыми принципами были реформированы 4 из 10 каргалинских медресе: при 1-й, 2-й, 5-й и 9-й соборных мечетях. Лавки Абубакира Надирова, Хасана Абдульманова и Губайдуллы Якупова обеспечивали жителей посада книгами известного казанского издательства братьев Каримовьих.

В медресе Каргалы учителями работали: Разяп Садыков (перс, имам из Ирана); ахун Госман Узбеков из Мачкары Казанской губернии в 1801г.; имам из Чистополя Фархутдин сын Шарафутдина Минлибаева; имам из Мачкары Нуретдин Ногманов в 1878г.; имам Госман Ягфаров из из Самарской губернии в 1880 г.; ахун Гаделкарим Габдерафиков из Чистополя; имам Хайрулла сын Зайнуллы Галикаева из Уфы; имам Садык Махмут сын Госманов из д. Кышкар Казанской губернии; имам Узбек Субханкулов из д.Шайморза Симбирской губернии; ахун Тимирбек Вильданов; имам Аюб Ибрагимов Бугульмави из Бугульмы.

Рассмотрим учебные программы мектебов Сеитовского посада на основании исследований Валишиной А.Н.4

В медресе и мектебе Хайруллы Абдуррахмоновича Усманова в Сеитовском пасаде при 2-й соборной мечети на 1911 г. обучались 55 мальчиков при четырех отделениях.

Фото 16. Мулла Хайрулла Абдуррахмонович Усманов

Обучение вели два мугаллима: Хайрулла Раемов, выпускник медресе 2-й мечети Сеитовского посада, и Габдрахман Халидов из башкир Бурзянской волости Оренбургского уезда, закончивший медресе 1-й мечети Сеитовского посада Оренбургского уезда.

Таблица 1. Название предметов из школы Хайруллы Усманова

I отделение.

Название предмета

Название книг

Кого сочинение

Где напечатано

Объяснение

Азбука

Татарская Алфа

Гайнетдина Ахмарова

Казань, 1912.

Азбуку ученики оканчивали до февраля месяца.

Татарское чтение

Наши школы. II часть.

Нажиби Дусмави

Оренбург, 1912.

С февраля месяца начинается чтение.

Чистописание

-

-

-

Вел тот, кто умел правильно и красиво писать

Диктовка

Краткий курс диктовки

Салах Кашапова

Казань, 1912.

Объяснение каждого правила на татарском языке.

Арифметика

Арифметика I часть.

Валитова

Хабирова

Казань, 1913.

Считать, писать цифры, решать устные задачи.

Изложение

-

-

-

Преподаватель читал сказку, ученики записывали своими словами.

Изучение

-

-

-

Наизусть из Корана несколько сур и молитв намаза.


II отделение.

Название предмета

Название книг

Кого сочинение

Где напечатано

Объяснение

Коран

-

-

-

Произношение арабских букв, для помощи чтения Корана.

Татарское чтение

Наши школы. II часть.

Нажиби Дусмави

Оренбург, 1912.

Большинство разные сказки.

Богословье

Гакаид

Салах Камалов

Оренбург, Хусаинов, 1913.

Краткое учение о боге, о пророках, об Аллахе. Кто был Авраам, Иисус, Моисей? Кому какие книги даны от бога?

Диктовка

Краткий учебник диктовки

Салаха Камалова

-

-

Чистописание

-

-

-

-

Арифметика

Задачи

Валитова

Хабирова

Казань, 1910.

Сложение, вычитание и устные задачи.


III отделение.

Название предмета

Название книг

Кого сочинение

Где напечатано

Объяснение

Коран



Разные издания

До четвертой части

Тажвид

Наука тажвид

Шагида Гивни

Казань, 1912.

Произнесение слов в Коране.

Молитвенные слова

Гильмухал

Нажиби Думави

Оренбург, Хусаинов, 1912.

В день пять раз моление, порядок моления, молитвенные слова.

История

Гаср Сагадат

Шагар Шараф

Казань

Арабы, жизнь Мухаммеда и его учение. Государство «Имави».

Татарское чтение

Наши школы, ч.4.

Нажиби Думави

Оренбург, 1912.

Характерные сказки

География

Без книги



Карты континентов.


IV отделение.

Название предмета

Название книг

Кого сочинение

Где напечатано

Объяснение

Коран



Разные издания

До четвертой части

Богословие

Гилмы Хал. 8 часть

Нажиби Думави

Оренбург, 1912.

Понятие бедности и богатства, подаяние садака.

Татарское чтение

Наши школы. 5 ч.

Нажиби Думави

Оренбург, 1912.

Чтение и пересказ.

История

История «Тарихи»

Фатых Каримов

Оренбург, 1912.

С начала до государства.

География

Краткая география

Фатых Каримов

Оренбург, 1912.

Меридианы, полюсы, Европа и Азия.

Грамматика

Татарская этимология

Галим Ибрагимов

Казань, 1911.

Образование и изучение татарского слова.

Арифметика

Хасаб, 2 часть

Валитова, Хабирова

Казань, 1910.

Задачи на равенства и на вычисление процентов.

Изложение

Язу ишляри

Г. Газиз

Троицк, 1911.

Сочинения на свободную тему.

Счет

-

-

-

-

Чистописание

-

-

-

-

Коран




Наизусть несколько сур из Корана.


Таблица 2. Программа из медресе и мектебе Хайруллы Усманова в Сеитовском пасаде при 2-й соборной мечети.

I отделение.

Отделение

Название книг

Кого сочинение

Где напечатано

В первом отделении

Турки Алифба

Гаунутдина Ахмерова

Казань, 1912.

Безнен мяктаб, 2 отд.

Нажиби Думави

Оренбург,1912.

Арифметика

Валитова, Хабирова

Казань, 1910.

Гилми-хал



Писание



Во втором отделении

Кираат-Курган

Нажиби Думави

Оренбург, 1912.

Безнен мяктаб (Наши школы)



Хисад (Арифметика)

Валишев, Хабиров

Казань, 1910.


Гильми-хал

Сагаутдин Камалуддинов

Оренбург

Правописание

Сагаутдин Камалуддинов

Оренбург

Чистописание



В третьем отделении

Коран



Наши школы

Нажиби Думави

Оренбург, 1912.

Хисад (Арифметика)

Валишев, Хабиров

Казань, 1910.


Татар тарихи (История татар)

Г. Баттал

Казань, 1912.

Мухтасар-Имла (правописание)

Сагаутдин Камалуддинов

Оренбург, 1912.

В четвертом отделении

Коран



Наши школы

Нажиби Думави

Оренбург, 1912.

История Ислама

Фатых Каримов

Оренбург

Грамматика татарского языка

Галимхан Ибрагимов

Казань, 1912.

Язу ишляри (Письмен.работы)

Г. Газизова

Оренбург, 1912.

Хисад (Арифметика)

Валишев, Хабиров

Казань, 1912.


Чистописание



Счетоводство (по счету)




Новометодное мектебе Хасана Соколова при 3-й соборной мечети в Сеитовском посаде существовало с 1895 г. с разрешения общего Совета мулл. Заведовал обучением мулла мечети Хасан Соколов. Преподавали в ней только на татарском языке следующие учителя: Шагимардан Сейфулламулюков (2 и 4 отделения) и Файзрахман Нигматуллин (1 и 3 отделения), окончившие курсы при медресе 3-й мечети. Учеников - 32 человека, из них 20 местных татар и 12 приходящих.

Таблица 3. Программа мектебе Хасана Соколова при 3 соборной мечети Сеитовского посада.

I отделение.

Название предмета

Название книги

Кого сочинение

Год и место издания

Объяснение

Азбука

Татар Алифба

Гайнет Ахмерова

Казань, 1912.

Обучение азбуки до февраля месяца.

Татарское чтение

Наша школа. II ч.

Нажиби Думави

Оренбург, 1912.

С февраля месяца чтение.

Чистописание

-

-

-

-

Диктовка

-

-

-

-

Арифметика


Валишев, Хабиров


Счет, написание цифр, решение устных задач.


II отделение.

Название предмета

Название книги

Кого сочинение

Год и место издания

Объяснение

Коран




Произношение арабских букв для помощи чтения Корана.

Татарское чтение

Наша школа. III ч.

Нажиби Думави

Оренбург, 1913.

В основном рассказывание сказок.

Богословие

Гакаид

Салах Камалов

Оренбург, Хусаинов, 1913.

Краткое учение о Аллахе, о пророках.

Чистописание

-

-

-

-

Диктовка

Краткий курс диктовки

Салах Камалов

-

-

Арифметика

Задача

Валишев, Хабиров. Часть 1.

Казань, 1910.

Сложение, вычитание и устные задачи.

III отделение.

Название предмета

Название книги

Кого сочинение

Год и место издания

Объяснение

Коран



Разные

Учили до 4-й части

Тажвид

Наука Тажвид

Шагид Гивни

Казань, 1912.

Произношение в Коране.

Молитвенные слова


Гильмухал. Часть 7.

Нажиби Думави

Оренбург, Хусаинов, 1912.

Пять раз моление, порядок молитвенных слов.

История

Гасри Сагат

Шагар Шараф

Казань

История арабов, жизнь Мухаммеда и его учение, распространение Ислама.

Татарское чтение

Наши школы. Часть 4.

Нажиби Думави

Оренбург, 1912.

Характерные сказки.

География

Без книги



Общие понятия.

Арифметика

Арифметика. Часть 1.

Валишев, Хабиров

Казань, 1913.

Сложение, умножение, деление, решение задач.

Чистописание




Как возможно поставить буквы правильно и красиво.

Диктовка

Краткий курс диктовки

Салах Камалов

Казань

Объяснение каждого правила на татарском языке.

Изложение




Чтение сказок и написание своими словами.

Изучение




Наизусть несколько сур Корана.

Пение

-

-

-

-

IV отделение.

Название предмета

Название книги

Кого сочинение

Год и место издания

Объяснение

Коран




От четвертой до восьмой части произношение слов и значение.

Богословие

Гильмухал

Нижиби Думави

Оренбург, 1912.

Этика ислама.

Татарское чтение

Наши школы. Часть 5.

Нажиби Думави

Оренбург, 1912.

Сказки и пересказ.

История

Ислам Тарихи.

Фатых Каримов

Оренбург, 1912.

С начала и до государства. Зубрить не разрешалось.

География

География

Фатых Каримов

Оренбург, 1912.

Меридианы, полюсы. Европа, Азия, Африка и Америка.

Грамматика

Татарская этимология.

Галимян Ибрагимов

Казань, 1911.

Образование татарских слов.

Арифметика

Хисаб. 2 часть.

Валишев, Хабиров

Казань, 1910.

Задачи на все действия.

Изложение

Язу иш.

Г. Газиз


Сочинения.

Чистописание

-

-

-

-


Новометодное мектебе Максуда Субхангулова четвертой соборной мечети в Сеитовском посаде было одно из первых. На 1911 г. заведовал обучением мулла Максуд Субхангулов, окончивший курс в медресе Вятской губернии, и мугаллим Калимулла Хамидов, выпускник медресе второй мечети Сеитовского посада. Учеников обучалось 45 человек, все были приходящие. В первых двух и в четвертом отделениях программа была как и в мектебе Хасана Соколова. В третьем отделении упор делался не на общеобразовательные предметы, а на арабский язык.

Таблица 4. Программа из мектебе Максуда Субхангулова при 4 соборной мечети Сеитовского посада.

III отделение.

Название предмета

Название книги

Кого сочинение

Год и место издания

Объяснение

Коран



Разные

Учили до 4-й части

Тажвид

Наука Тажвид

Шагид Гивни

Казань, 1912.

Произношение в Коране.

Молитвенные слова


Гамодель Исмил

Абдрахман Юсупов

Казань, 1912

Учение Ислама. Ислам и молитвы.

Молитвенные слово

Сватиль Газизи

Суфтана Яра

Казань, 1910.

Учение Имама и Аллаха.

Арабский язык.


Абдулнафига Шираван

Казань


Новометодные медресе и мектебе Минлибаева при 5 соборной мечети в Сеитовском посаде существовали с 1816 г., стали новометодными с 1903 г. Заведующим являлся мулла Менлибаев, учителями - Махмут Янбулатов, башкир Сеитовской волости, выпускник медресе 5 соборной мечети (2, 3 и 4 отделения при мектебе); Мифтахутдин Абдукаев (помощник учителя в 1-м отделении). Учеников 15 человек, все приходящие.

Программу преподавания по которой велось обучение, учебники с указанием автора, прилагаем в таблице.

Таблица 6. Программа из медресе и мектебе Минлибаева при 5 Соборной мечети Сеитовского посада.

Отделение

Наименование учебников

Имена авторов

Где издана

В I отделении

Гельму-Хал


Казань


Устные задачи



Во II отделении

Коран




Гельму-Хал

Галимзян

Оренбург

Арифметика

Валишев, Хабиров

Казань

Тарбияли бала

Ризяутдин

Оренбург

Имлямугалим

Сяляхутдин Камалетдинов

Оренбург

В III отделении

Коран





Фян тязуит

Шагидуллин

Казань

История

Фатых Каримов

Оренбург

Ихлас рисаляси

Габдулгалим Насыров

Казань

Аскарсаляд

Галимзян Багруд

Казань

Арифметика

Валишев, Хабиров

Казань

Письмо



Чистописание



В IV отделении

Коран



Фян тязуит

Шагидуллин

Казань

История

Галимзян Баруди

Казань

Арифметика

Валишев, Хабиров

Казань

География

Фатых Каримов

Оренбург

Письмо



Чистописание



Грамматика

Ибрагимов

Казань

Изложение

Г. Газиз



Новометодное мектебе Гатауллы Самигуллина при 6 Соборной мечети в Сеитовском посаде. Само мектебе существовало с 1875 г. Заведовал обучением мугаллим мечети Гатаулла Самигуллин и Габдулгазиз Баширов, башкир Уфимской губернии, Белебеевского уезда, д. Туймазы, окончивший медресе Бугульминского уезда Самарской губернии. Учеников обучалось 36 человек, все приходящие.

Таблица 7. Программа из мектебе Гатауллы Самигуллина при 6 Соборной мечети Сеитовского посада.

I отделение.

Название предмета

Название книги

Кого сочинение

Год и место издания

Объяснение

Азбука

Татар Алифба

Гайнет Ахмерова

Казань, 1912.

Обучение азбуки до февраля, учитель наблюдал за разделением слов на слога.

Гильми Хал

Мунжия

Садыка Усманова

Казнь, 1905.

С февраля месяца.

Чистописание

-

-

-

-

Диктовка

-

-

-

-


II отделение.

Название предмета

Название книги

Кого сочинение

Год и место издания

Объяснение

Коран

Коран

Коран

Казань

Для чтения

Татарское чтение

Гибадат Исламия

Шакирзан Хамитов

Казань, 1905.

Обязательное вероучение и молитвы.

История пророков

Тарих эль Анбия

Габдулла Садыков

Казань, 1905.

История пророков по кратким формам.

Черытехдействие

Асбаби Хисаб

Фатых Мансуров

Петербург, 1897.

Умножение, деление, вычитание – из арифметики

Чистописание

-

-

-

-


Новометодное мектебе Хайруллы Галикаева при 7 Соборной мечети в Сеитовском посаде было открыто тоже одно из первых. Заведовал обучением мулла седьмой мечети Мазит Исхаков и учителя: Гариф Максюдов, башкир Сеитовской волости и Закир Искендеров, башкир Стерлибашевского уезда. Оба выпускники медресе при 1-й мечети Сеитовского посада. Учеников обучалось до 50 человек, все приходящие. Программа мектебе повторяла программу из школы Хайруллы Усманова.

В новометодном мектебе 8 соборной мечети в Сеитовском посаде заведовал обучением мулла Мухамадий Мустаев. Учеников было 60 человек в четырех отделениях, все приходящие.

Таблица 8. Программа из мектебе Мухамадия Мустаева при 8 Соборной мечети Сеитовского посада.

Отделение

Наименование учебников

Имена авторов

Где издана

В I отделении

Турки Алифба

Гайнутдин Ахмеров

Казань

Гильму-хал

Садик Усманов

Оренбург

Наши школы

Нажиби Думави

Оренбург

Во II отделении

Коран



Гельму-Хал

Садык Усманов

Оренбург

Наши школы

Нажиби Думави

Оренбург

Арифметика

Валишев, Хабиров

Казань

Имлямугалим

Сяляхутдин Камалетдинов

Оренбург

В III отделении

Коран



Фян тазвид

Шагидуллин

Казань

Наши школы

Нажиби Думави

Оренбург

Арифметика

Валишев, Хабиров

Казань


История

Фатих Каримов

Оренбург

Изложение

Г. Газиз

Оренбург


География

Каримов

Оренбург

В IV отделении

Коран



Наша школа

Нажиби Думави

Оренбург

История

Фатих Каримов

Оренбург

География

Фатих Каримов

Оренбург

Татарская этимология

Ибрагимов

Казань

Изложения

Г. Газиз

Оренбург

Арифметика

Валишев, Хабиров

Казань

Диктовка



Чистописание




Новометодное медресе и мектебе Айюпа Ибрагимова при 9 Соборной мечети в Сеитовском посаде открыто в 1891 г. с общего разрешения Совета мулл Сеитовского посада. Заведовал обучением мулла 9 мечети Айюп Ибрагимов и учителя - выпускники старометодного медресе 9 мечети: Габдул-Кундус Нугуманов, из крестьян, Усман Ибрагимов, из мещан. Учеников в четырех отделениях - 60 человек, все приходящие. Программа повторяла программу из школы Хайруллы Усманова.

Новометодное мектебе Мухамета Субхангулова при 10 соборной мечети в Сеитовском посаде существовало с 1910 г. с разрешения общего Совета мулл. Заведовал обучением мулла 10 мечети Мухамет Субхангулов. Учеников в четырех отделениях было 25 человек, все приходящие.

Таблица 9. Программа из мектебе Мухамета Субхангулова при 10 соборной мечети Сеитовского посада.

Отделение

Наименование учебников

Имена авторов

Где издана

В I отделении

Турки Алифба

Шакир Тагиров

Казань, 1910.

Гильму-хал

Садик Усманов

Казань, 1905.

Чистописание



Во II отделении




Коран



Гельму-Хал

Садык Усманов

Оренбург

Наши школы

Нажиби Думави

Оренбург

Арифметика

Валишев, Хабиров

Казань

Чистописание

-

-

В III отделении

Коран



Фян тазвид

Шагидуллин

Казань

Наши школы

Нажиби Думави

Оренбург

Арифметика

Валишев, Хабиров

Казань


История

Фатих Каримов

Оренбург

Изложение

Г. Газиз

Оренбург


География

Каримов

Оренбург

В IV отделении

Коран



Наша школа

Нажиби Думави

Оренбург

История

Фатих Каримов

Оренбург

География

Фатих Каримов

Оренбург

Татарская этимология

Ибрагимов

Казань

Изложения

Г. Газиз

Оренбург

Арифметика

Валишев, Хабиров

Казань

Диктовка

-

-

Чистописание

-

-

Счет

-

-

1 ЦИА РБ. Ф. И-295. Оп. 4. Д. 489. Л. 134–136 об., 138, 150–150 об., 170–170 об., 567–568, 654; ГАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 83. Л. 36–38; Ф. 6. Оп. 4. Д. 135. Л. 15–15 об.; Д. 9958. Л. 223 об. – 225.

2 ГАОО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 182. Л. 442 об.; Д. 184. Л. 165 об.; Ф. 11. Оп. 3. Д. 4170. Л. 31–31 об.

3 ГАОО. Ф. 6. Оп. 6. Д. 14045/8. Л. 54 об.

4 Валишина А.Н. Мусульманские школы Оренбургской губернии во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. Дисс. канд. ист. наук. — Уфа, 2010 — С.150-155.