ИСТОРИЯ НАРОДНОГО КОСТЮМА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
История народного костюма, так же как и история в целом, изучается по материалам, полученным при археологических раскопках, летописям, историям, документам прошлого времени. Многообразие форм, типов одежды, яркий декор художественного решения, самобытность орнамента и техник ее исполнения - характерные черты русского народного костюма на протяжении ряда веков. Отечественный народный костюм имеет многовековую историю, которая предопределялась бытом наших предков, внешним обликом, общим жизненным образом и устоями, а также географическим положением. Народный костюм русского населения, как и любого другого народа, является показателем и источником творчества, которое базируется на материальной и духовной культуре народности. Народный костюм - это своего рода историческая книга, при правильном чтении которой можно узнать обычаи, традиции и настрои населения того времени. Ни одна отрасль жизни человека не реагирует на изменения настолько быстро, как его одежда. На территории Руси народную одежду очень ценили, непозволительной роскошью было выбросить или сжечь одежду, часто одежду передавали по наследству своим детям .
На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях. . Одежда всегда подчеркивала семейные и возрастные отличия. Так в южных районах страны единственной одеждой девочки до четырнадцати-пятнадцати лет была рубаха, девушки носили холщовую юбку-подол, в костюме молодых женщин преобладали более яркие цвета, пожилых - темные. Особый костюм или какие-либо его части (например, рогатые кички) были свойственны наряду женщин первого года замужества или до рождения первого ребенка. Различались головные уборы девушек и женщин, известны и старушечьи. Есть упоминания о белой одежде вдов. Детский костюм, как правило, почти полностью повторял - в покрое и в орнаментации - взрослый, но состоял из меньшего количества предметов, был менее сложным в исполнении и делался из более доступного материала.
Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев. Различные декоративные средства, применявшиеся для создания единого художественного целого - праздничного костюма, неизменно были подчинены выработанным веками приемам композиции. Самой древней одеждой славян, живущих в районах верхнего и среднего течения Оки (вятичей, кривичей и др.), была рубаха, изначально изготовлявшаяся из грубого полотна. Она защищала людей от зноя, на нее надевали меховую и шерстяную одежду в зимние холода. Рубашка непосредственно соприкасалась с телом человека, поэтому ей приписывалось обладание магическими силами. Для украшения открытых частей рубахи - ворота, рукавов и подола - использовались закладное и бранное ткачество, т. н. "красное тканье" и вышивка в технике "роспись", "настил", "крест". Излюбленным сочетанием цветов было красное с черным. В сундуке для приданого невеста хранила пять, шесть, а богатая и дюжину рубашек. Самую красивую, тонкую, хорошо отбеленную, особо удавшуюся, ярко украшенную, надевала невеста в день свадьбы. Крестьянка свой самый лучший праздничный костюм надевала в день свадьбы. Затем носила его по праздникам очень долго, часто в течение всей жизни, могла передать его дочери. К архаичным одеждам во всем мире относятся и различные виды поясной одежды, сделанные из куска ткани, обернутого вокруг бедер. Если он надет поверх длинной рубашки, то его можно и не сшивать. Таковой и была понева, являющаяся основой орловского женского костюма, да и южновеликорусского в целом. Наиболее древней была понева распашная, т. е. состоящая из трех полотнищ, одно из которых располагалось сзади, а два других, пришитых к нему, - по бокам. Спереди полотнища не сшивали, т. к. распашная понева надевалась непременно поверх длинной рубахи.
Понева, как правило, делалась из домашней шерстяной ткани простого полотняного переплетения черного либо темно- синего цвета в квадратную или прямоугольную прорисованную клетку. Понева была предметом особой гордости крестьянки. Чем богаче был украшен подол поневы, чем больше ярких полос было на ней, тем наряднее считалась хозяйка. В отдельных местностях богатые крестьянки кроме повседневной имели до трех понев. Самая богатая (семь нарядных полос) называлась "годовой", надевалась лишь по самым крупным религиозным праздникам, затем следовала "полугодовая" понева и самая скромная - "воскресная", которую надевали к обедне по воскресным дням. Распашные поневы украшали полихромной вышивкой цветной шерстью, нашитыми полосами красной ткани, галунами, позументами, шерстяным тканьем. Зачастую край подола и полы обшивали "пояском" - узкой тесьмой из шерсти.