Районный конкурс исследовательских работ
«Первые учителя Унгинской долины»
Номинация «История народных школ и училищ Балаганского уезда»
Тема работы
«История Зунгарской школы»
Подготовила: Олзоева Аюна
обучающаяся 9 класса
МБОУ Зунгарская ООШ
Презентация: Чичигина Марина
обучающаяся 9 класса
МБОУ Зунгарская ООШ
Руководитель: Фёдорова Л.Д.
учитель истории
и обществознания
д.Зунгар
2023 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение…………………………………………………………………………...………………3
II. Основная часть …………………………………………………………………………..………5
2.1. Основание школы………………………………. …………………………………………..…5
2.2. Этапы становления школы …………………………………………………………………....6
2.3. Н.С.Болдонов -первый учитель Зунгарской школы………………………………………….7
2.4.История школы в истории страны……………………………………………………………..8
III. Заключение………………………………………………………………….………………….11
Список использованной литературы……..………………………………………………..……..12
ВВЕДЕНИЕ
Школа… Родная школа…Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних -это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность.
Школа играет большую роль в жизни человека. Многое стирается в человеческой памяти, многое забывается, но школу, где человек начинает познавать мир, забыть невозможно. И люди шагают по жизни уверенно, потому что у них в сердце – тепло школы. У каждого человека в жизни есть школа. Может не быть дошкольного образования, может не быть средне-специального образования или высшего, но общее образование получает каждый человек. Со школой связано все самое светлое в жизни человека. Школа является связующим звеном между прошлым и настоящим, между детством и прозой жизни. Удивительный этот дом – школа. Здесь все перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь.
В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой – своя неповторимая история, своё особое лицо. Какова же судьба нашей школы? Мы заинтересовались, какой была школа в прошлом?
Актуальность исследовательской работы: Учителя прививают любовь к родной земле, к народу, к её традициям. Родная сторона становится ещё более близкой и родной, когда знаешь её историю. Сегодня не менее важна наша нравственная позиция, небезразличное отношение к судьбе своей школы.
Необходимо осмыслить прошлое, раскрыть потаенные страницы истории. И учащиеся, и их родители должны знать историю школы, в которой учатся их дети. Это нужно, чтобы иметь чёткое представление о самой школе. Более половины информации можно получить, зная историю учебного заведения.
С целью изучения отношения подрастающего поколения к истории школы нами было проведено анкетирование среди подростков. Ребятам был предложен вопрос: знаете ли вы историю родной школы? В результате данного анкетирования выяснилось,что:
Таким образом выявилась проблема: Незнание истории своей школы порождает бездуховность молодого поколения, которое становится «Иванами, не помнящими своего родства»
Цель работы: изучить историю становления и развития школы в событиях, фактах и документах.
Чтобы реализовать данную цель, мне потребовалось решить следующие задачи:
1.Выявить источники информации о школе.
2.Собрать, обобщить и систематизировать найденную информацию.
3.Выделить основные периоды истории Зунгарской школы.
4.Проанализировать собранный материал и сделать выводы.
Достижение цели обуславливало моё предположение о том, что изучение архивных материалов, фотографий, воспоминаний позволит расширить представление о прошлом школы, этапах ее становления, ее первых учителях и выпускниках. Эта гипотеза стала ведущим ориентиром моего исследования.
В ходе реализации цели и задач, я использовала разные методы: собирательская деятельность (сбор исторических названий и их объяснение, анализ архивных документов, личных архивных материалов, статистические методы, изучение школьной документации).
Моё исследование имеет практическую значимость. Собранный материал будет использоваться во внеклассной работе и поможет обучающимся больше узнать об истории своей школы. А так же, при проведении юбилеев школы можно использовать некоторые сведения, пополнить музей.
Я считаю, что наше исследование будет полезным и нужным для разных категорий ребят: тем, кто интересуется, будет полезным расширить свои знания, а у тех, кто не проявлял интереса к истории своей школы, возможно, результаты нашего исследования пробудят интерес.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Среди школ Нукутского района Зунгарская стоит на втором месте после Нукутской по возрасту, она была открыта 14 декабря 1867 года. Необходимо особо подчеркнуть, что когда-то наши земляки выступили зачинателями (пионерами) школьного образования не только в Иркутской области, но и на территории всей этнической Бурятии (если иметь ввиду республику Бурятия, районы Иркутской и Читинской областей). Первая школа для бурятских детей была открыта в 1804 г. в Балаганском ведомстве, к тому времени за Байкалом складывалась система духовного буддийского образования в дацанах, поэтому первым учебным заведением европейского российского образца для национального населения стало именно Балаганское приходское училище.
Кроме того по признанию специалистов, Балаганское училище было первым сельским учебным заведением во всей Восточной Сибири. Наши предки с берегов Ангары сумели исхлопотать разрешение на открытие учебного заведения как только вступил в силу школьный устав 1804 года (до этого право содержать учебные заведения имели только администрации городов). Осталось добавить еще одну деталь: вновь открываемое учебное заведение, по новому правилу, должно было содержаться не за счет государственной казны, а на средства населения. В современных условиях рыночной экономики мы вполне можем оценить, чего стоило стремление народа к обучению своих детей. История нашей Зунгарской школы по-своему уникальна и примечательна. Она была открыта как школа для бурятских девочек, таким образом, она стала первой на территории этнической Бурятии.
Зунгарская школа была открыта (здание построено в 1861 году) в 1867 г. Инициатором ее открытия выступил шуленга (глава) Зунгарского рода Михаил Михайлович Ашедуев (среди бурят Муры). В марте 1867 г. он обратился с прошением к директору народных училищ Иркутской губернии. «Движимый стремлением принести пользу, я возымел намерение открыть у себя дома, находящемся в Зунгарском роде, женскую школу… которую обязываюсь содержать в течение пяти лет на собственный счет». Любопытно, что мотивируя необходимость открытия новой школы, М.М. Ашедуев не только указал тот факт, что в Балаганском ведомстве вообще не существует учебного заведения для девочек, но и привел мудрые доводы о важности женского образования, по тем временам такие взгляды являлись весьма передовыми: «Потребность в развитии грамотности и просвещения между бурятами с каждым годом становится более и более ощутительной… Развитие грамотности между мальчиками зависит от влияния их матерей, почему несомненна польза образования наших бурятских женщин». (Из Прошения М. Ашедуева).
По существовавшим правилам частная инициатива обязательно должна была быть подкреплена решением какой-либо общины, в данном случае –Зунгарского рода. Такое «общественное одобрение» родового суглана (собрания) было принято. В нем указывалось: «Зная довольно хорошее состояние М. Ашедуева, отличное его поведение… мы вполне надеемся, что М. Ашедуев с женой в этом важном и полезном совершенно для нас деле, вполне могут оправдать свое предположение. А потому ручаемся за них в том, что они действительно могут содержать школу за свой счет в течение пяти лет, в противном же случае… мы примем содержать школу на себя».
Таким образом, благодаря инициативе главы Зунгарского рода, а также дружной поддержке населения, было получено разрешение властей на открытие школы в частном доме, принадлежащем самому М.М. Ашедуеву. По обычаю того времени, школа получила свое собственное название – Мариинская.
Исследователь истории бурятских школ Андреев В.И. писал: «Мариинская школа была первой и единственной среди школ для крестьянских девочек Иркутской губернии. То, что она была впервые организована у бурят, является показателем высокого интереса к просвещению в первую очередь у балаганских бурят». К сожалению, у нас нет подробных описаний торжественного открытия этого учебного заведения, но даже из скупых упоминаний явствует, что в скромном селении Зунгар состоялось большое событие. Помимо организатора и содержателя М.М. Ашедуева, его супруги Моксон Ашедуевой, на торжество прибыли тайша Балаганского ведомства Осип (Иосиф) Жербаков, от губернской администрации – смотритель училищ Иркутского округа, присутствовали также «почетные члены общества», родители учениц и много жителей со всей округи. Первыми воспитанницами стали 22 девочки от 8 до 11 лет. Вообще же школа была запланирована на 30 учениц, включая 12 пансионерок. М.М.Ашедуев заявлял в своем прошении: «В видах поощрения к развитию грамотности, полагаю давать безвозмездно 12 ученицам при школе квартиру, содержание и одежду на собственный счет». Поскольку бурятские семьи в те времена жили на своих усадьбах, девочкам из отдаленных мест для удобства ежедневного обучения нужно было иметь в селе постоянное жилье и питание – пансион.
Программа училища была определена следующая: «Чтение и письмо по-русски. Арифметика: первые четыре правила и именованные числа с решением практических задач. Ознакомление со священной историей Ветхого Завета и Нового Завета по начаткам христианского учения, употребляемых в русских приходских школах». Также указывалось, что Моксон Ашедуева «в свободное от занятий время приучает к быту бурятскому, к хозяйственным занятиям» (известно, что женские учебные заведения проводили занятия по разным видам рукоделия). Роль супруги М.М. Ашедуева в организации Зунгарской школы является также любопытной, ее смело можно назвать одной из первых просветительниц среди бурят. По воспоминаниям старожилов, Моксон Ашедуева относилась к наиболее образованным людям своего времени, она окончила Иркутский девичий институт, владела в совершенстве, как требовала программа обучения, не только русским языком, но и иностранными языками. Можно предположить, что сама идея женской школы созрела не без ее просвещенного участия. В. И. Андреев отмечает: «М. Ашедуева проявила желание вести воспитание у девочек».
В 1878 г. в «Иркутских епархиальных ведомостях» было сказано об М.М. Ашедуеве: «Достойный староста, имеющий уже две медали за полезные и похвальные дела, как например, устройство женского инородческого училища».
По положению об училищах, педагогом мог быть выбран человек, знающий национальный язык, первым учителем был назначен Н.С. Болдонов. Николай Семенович уроженец села Закулей Балаганского ведомства, учился вначале Балаганском приходском училище (окончил в 1844 году), позже – в Иркутском уездном училище (год окончания –1854), затем он блестяще прошел курс Иркутской духовной семинарии. Работал преподавателем в Иркутске: вел занятия по монгольскому языку, а 1863г. был назначен помощником инспектора духовной семинарии, параллельно обучал священной и русской истории в уездном училище. В 1860г. он «был определен членом Комитета по составлению перевода учебных пособий на монголо-бурятский язык». Н.С. Болдонов вошел в историю народного образования как переводчик – автор первого бурятского словаря. Крупнейший авторитет в области монголоведения К.Ф. Голстунский писал ему: «Перевод ваш хорош во всех отношениях». Как знаток родного бурятского языка и его преподаватель, он выступил в роли исследователя-лингвиста. В 1865 г. в Санкт-Петербурге был издан «Русско-бурятский словарь», составленный на основе наречия северо - байкальских бурят, как тогда называли иркутских бурят (более шести тысяч слов). В 1863 году в Иркутске была издана на бурятском языке в его переводе научно - популярная книжка «О мироздании». Благодаря этим трудам, Н.С. Болдонов вошел в историю бурятского книгоиздания. Несмотря на прекрасно складывающуюся карьеру, Н.С. Болдонов настойчиво добивался перевода в улусную школу, его желанием было работать в родной бурятской среде. С 1864 года он в течение двадцати лет до выхода в отставку был учителем Балаганского инородческого училища. Поначалу Н.С. Болдонов работал в Зунгарской женской школе только один учебный год, возможно, его присутствие было важно на начальном этапе для отладки всех сторон учебного процесса, но можно не сомневаться в том, что он принимал участие во всех вопросах, касавшихся, говоря современным языком, методической помощи соседней школе.
Благодаря его усилиям, в учебном заведении сложились прочные традиции, школа считалась одной из лучших. Общее положение миссионерских школ отличалось в худшую сторону от школ государственных, например, если государственные в централизованном порядке получали литературу по каналам своего министерства, то этого не было у церковных школ. Однако Зунгарская школа в начале 20 века приобретала журналы «Родина», «Нива», «Сельский вестник», а также приложение к «Иностранной литературе». О высоком уровне работы Зунгарской школы свидетельствует еще один факт. В 1914 году был издан отчет по итогам инспекционной поездки по школам Восточно-Сибирского округа. Этот отчет был составлен назначенным министерством главной комиссии попечителем Харьковского учебного округа П. Соколовским, совершившим инспекционную поездку в 1913 году по Восточной Сибири и Дальнему Востоку. П. Соколовский основное внимание в ней, конечно, уделил учебным заведениям крупных городов – Красноярска, Иркутска, Верхнеудинска (Улан-Удэ), Читы, Кяхты и т.д. Книга получилась весьма объемная, интересны в ней и фотографии, в том числе и таких училищ, как Балаганское, Бильчирское. Тем не менее, на фоне множества училищ обширного края положительно упомянута Зунгарская школа (кстати, ни Балаганское, ни Бильчирское училища не были представлены текстовыми сведениями). Из деятельности школы особо были подчеркнуты такие обстоятельства, как забота о физическом здоровье школьников (занятия гимнастикой), приборы и городки для гимнастических упражнений, что условия физического воспитания поставлены при них вполне удовлетворительно, организованное трудами учителя Петрова для жителей 4-х улусов и даже отмечено наличие бани. Учитель Василий Петров окончил Иркутскую духовную семинарию, работал в этой школе с 1 сентября 1899 года. Школа пережила сложные военные и революционные годы, с разгромом религии она перестала быть церковно-приходской, поэтому одной из проблем стало вновь ее финансирование. Известно, что вначале 1920-х гг. она действовала на условиях самообложения, то есть фактически ее содержало крестьянское общество. До 30-х годов учителями в Зунгаре работали Сабидаева Феодосия Александровна, Замятин Сергей Степанович, Молодых Нонна Александровна, Митенов Акакий Акакиевич, Шанаров Филипп Шулутович, Матханов Иринчей Михайлович (1930), Баксаев Николай Африканович (1931-1932).
В 1937 году в Зунгарской начальной школе учителями работали Шанаров Филипп Шулутович и Баирова Софья Савельевна.
В военные годы, несмотря на трудности, продолжали учить и воспитывать детей Жилкин Матвей Самсонович, Ангапова Александра Борисовна, Архипова Ирина Осиповна, Баханова Мария Васильевна (1942 –1943г), Дамбинов Даниил Кириллович (1941г), Максимова Евдокия Прокопьевна, Токтонова Агафья Моисеевна (1942-1945г), Токтонов Матвей Моисеевич (1938г), Дамбинова Мария Прокопьевна, Сонголов Иван Ильич, Шапхаева Павлина Петровна (1947-1950 гг), Ильин Александр Спасович (в будущем профессор Бурятской сельскохозяйственной академии, участник и инвалид Великой Отечественной войны), и другие. В эти годы учителя с учениками не только учили и учились, но еще успевали оказывать посильную помощь хозяйству на сельскохозяйственных работах, кроме этого решать проблемы школы (питание учащихся, отопление и содержание здания и т. д).
После войны сели за парты те, кому в годы войны не пришлось учиться. Учили детей не только учителя- специалисты, но и те, кто имел за своими плечами среднее и неполное среднее образование. С благодарностью вспоминают Васильева Федота Алексеевича (1948–951), Сускина Ивана Михайловича (1950-1953) и других.
В 50 –60-е годы семьи по своему составу были большими, учеников было много. В начальной школе количество детей доходило до 80 - 90 человек. Родители были озабочены тем, где и как учить своих детей дальше. Ставили задачи вышестоящим инстанциям о строительстве и открытии восьмилетней школы, но пока взрослые вели разговоры, дети учились в Балаганске, в Новоленино, в Бирите, в Тарнополе, в Нукутах и т.д.
В итоге этот вопрос был решен только в 1987 г., когда началось строительство Зунгарской восьмилетней школы. Строили хозяйственным способом, начинал строительство директор совхоза «Нукутский» Хараев Борис Хандаевич, сметная документация Шерагулова Сергея Дмитриевича. Строили быстрыми темпами, и 1 сентября 1988 года состоялось ее открытие. Первым директором восьмилетней школы работал Дугаров Бадма Дашинимаевич, родом из Читинской области Агинского бурятского автономного округа. И начались веселые школьные будни: декадники , смотры, веселые старты, туристические слеты, конкурсы, турниры…
В 1997 году школа отметила 130-летие со дня основания, а в 2017 году-150 лет. Праздник получился очень ярким, запоминающимся. Юбилей-это подведение итогов, а нашей школе есть, чем гордиться:
Гордость любой школы – её преподавательский состав. Так уж случилось, что мы с полным правом можем назвать свою школу кузницей педагогических кадров нашего района- во всех 15 школах района работают учителя, которые начали или продолжали некоторое время свою педагогическую деятельность в Зунгарской школе Стены школы помнят голоса всех учителей, половицы ни с кем не спутают их поступь.
Особой гордостью школы являются ее выпускники. Сложно сосчитать всех учеников, которым дала путевку в жизнь наша школа. Не перечислить все специальности, освоенные нашими учениками, да этого и не нужно делать. Главное, что все они хорошие, порядочные люди.
Незаметно пролетело время, нашей школе в 2022 году исполнилось 155 лет.
И МЫ С ГОРДОСТЬЮ МОЖЕМ СКАЗАТТЬ, ЧТО НАША ШКОЛА НА ВСЁМ ИСТОРИЧЕСКОМ ПУТИ ДОСТОЙНО ВЫПОЛНЯЕТ СВОЮ МИССИЮ – СЕЕТ РАЗУМНОЕ, ДОБРОЕ, ВЕЧНОЕ. Школа на территории села всегда являлась и является центром общественной жизни. Она способствует формированию личности сельского жителя, его самоопределению. Несмотря на свой почтенный возраст, она остается молодой-потому, что стареть ей не дают дети. Здесь мы учимся, общаемся, проводим массу интересных дел, развиваемся, готовимся к взрослой жизни, И смело вступаем в неё, чувствуя заботливую поддержку и крепкое плечо своих наставников и друзей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы цель исследования достигнута. В процессе изучения, обработки материалов из архива, проработки архивных данных была изучена истории школы. Что же я имею в результате исследования? Думаю, что мне удалось найти, изучить и обобщить богатый и ценный материал по истории создания школы в д.Зунгар. Много интересного о жизни школы я узнала, изучая фотографии, соприкоснувшись с жизнью конкретных людей, удалось изучить богатый фотоматериал о школе, сведения о ее выпускниках.
Считаю, что достигла поставленной цели, решив все выдвинутые задачи.
Гипотеза подтвердилась.
Подготовка подрастающих поколений к жизни немыслима без образовательных учреждений. Поэтому по мере усложнения социально-экономических отношений в обществе происходит рост численности и возрастание ступенчатости образовательных учреждений. Вплоть до конца XIX века основной и самой распространенной была начальная школа. Потом над ней начали надстраиваться более высокие ступени, в частности средние и старшие классы общеобразовательной школы.
Когда мы говорим о работе школы, имеем в виду в первую очередь деятельность педагогического коллектива. Об определяющей роли учителя говорят многочисленные примеры истории Зунгарской школы. В разное время в ней работали и работают учителя, которые добились высокого качества обучения и воспитания и внесли значительный вклад в развитие образования.
Таким образом, история и работа Зунгарской школы имеет положительную роль в деле развития образования. И я по праву горжусь тем, что являюсь ученицей школы с длинной и интересной историей, тем, что в определенной мере являюсь продолжательницей ее традиций. Процветай и живи еще много, много лет, моя родная школа.
Список используемой литературы и источников
1. Архивные документы и фотоматериалы музея школы
2. Документы школьного архива
3. Фотоматериалы учителей – ветеранов
4.Дамешек Л.М. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа-Москва: Прогресс,1995.- 540 с.
5.Дамешек Л.М. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа : Учебное пособие-Улан-Удэ.2003-185 с.