СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История одежды и текстильных материалов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с модой, особенностями материалов одежды разных времен; способствовать формированию умений определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; содействовать развитию навыков выполнять проектное задание по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; совершенствовать умения работать по алгоритму.

Просмотр содержимого документа
«История одежды и текстильных материалов»

Урок технологии 4 класс

ТЕМА:  История одежды и текстильных материалов

Тип урока: комбинированный урок

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с модой, особенностями материалов одежды разных времен; способствовать формированию умений определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; содействовать развитию навыков выполнять проектное задание по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; совершенствовать умения работать по алгоритму

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с модой, особенностями материалов одежды разных времен;

научатся различать профессии людей, создающих моду и одежду; определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; использовать ранее освоенные знания и умения при выполнении проектного задания по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; подбирать образцы тканей для коллекции

Метапредметные:

познавательные – использовать полученные знания и умения об обработке текстиля для выполнения практических работ; исследовать свойства тканей натурального и искусственного происхождения;

регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; выполнять практическую работу; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки;

коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе

Личностные: описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним

Образовательные ресурсы: учебник (с. 68–69); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; лоскутки тканей натурального и искусственного происхождения; чертежные инструменты, картон, цветная бумага, клей, ножницы

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся.

Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

– Тема урока «История одежды и текстильных материалов».

– Определите цели урока, используя опорные слова на слайде.

– Почему нельзя прожить без одежды?

– Что такое одежда? Где мы можем посмотреть значение слова «одежда»?

Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

– Сегодня на уроке мы…

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно строить речевое высказывание

II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами

Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями.

– Рассмотрите в учебнике иллюстрации с изображением одежды разных времен. Когда появилась одежда?

– А почему делали одежду из шкур животных?

– С какой целью люди заворачивались в шкуры?

– Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть все тело. Скрепляли люди куски кожи сухожилиями. Вместо игл были кости рыб. Древнему человеку пришла в голову мысль, что вокруг талии можно прикрепить листья, нанизанные на длинную траву. Человек также установил, что сплетенная трава долгое время остается прочной, и таким образом появилась ткань. Хлопок из Индии произвел переворот в истории моды.

– Шло время, и люди научились делать ткани. Давайте посмотрим, из чего состоит ткань. Посмотрите на образцы ткани сквозь увеличительное стекло: всюду нити переплетены! А у некоторых тканей – у марли, например, или у мешковины – это и так видно. У вас на партах – кусочки марли. Рассмотрите их.

– А кто же переплел эти нити? Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки.

– Отсюда, кстати, и само слово «ткач»: он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Уберите из слова «тыкать» букву «ы»... Какое слово получилось?

– Ткань из нитей ткут, а чтобы узнать, откуда берется нить, мы выполним практическую работу.

– Возьмите кусочек ваты, намочите и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте. Что получилось?

– А знаете, чем вы занимались, скручивая короткие волоконца в длинную нить?

В древние времена нить тоже скручивали пальцами. Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.

Шерстяные нити прядут из шерсти – больше всего из овечьей. Но не только овцы снабжают людей шерстью. Очень тонкую шерсть дают козы.

Постепенно человек из шкур переоделся в ткань. Но это была еще не та одежда, к которой мы привыкли. Такую одежду носили в Древней Греции. Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, сарафаны, шарфы, шляпы, кокошники.

– Отличалась ли одежда богатых и бедных? Чем?

– Для чего люди всё это делали?

– Какую одежду носит современный человек?

– Гардероб современного человека разнообразен или однообразен?

– Для чего современному человеку нужна разная одежда?

– Отличается ли одежда по временам года?

– На какие группы можно разделить одежду современного человека в зависимости от ее назначения?

– Что относится к «деловой одежде»?

– Что относится к «спортивной одежде»?

– Что относится к «рабочей одежде»?

– Что относится к «домашней одежде»?

– Что относится к «специальной одежде»?

– Мы живем в России, в нашем стране проживают люди разных национальностей. И у каждой национальности есть своя отличительная национальная одежда. Например: казачья одежда, одежда адыгов.

– Что вы можете рассказать о материалах, из которых одежда шилась? О ее конструктивных особенностях?

Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, находят информацию об одежде в разные времена. Наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями.

– Одежда появилась еще во времена первобытного человека. Первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя. Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела.

– Спустя какое-то время люди научились связывать и переплетать шкуры.

На доске начинают строить схему «НАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ».

– Первое назначение одежды – защита.

– Ткань состоит из нитей.

– Ткач. Нити переплетены на ткацком станке.

– Ткать!

Выполняют практическую работу.

– У нас получилась нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопоктолько очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и, когда мы сжали их пальцами, да еще и скрутили, они сплелись своими ворсинками.

– Мы занимались прядением!

– Бояре и царь носили по покрою такую же одежду, как и бедные, но сшита она была из дорогих тканей, имела яркую расцветку. Одежду стали украшать золотыми нитями, драгоценностями. Позднее, в XVIII веке, у знатных женщин стали появляться очень широкие юбки, необычные шляпы, украшения. Мужчины носили шляпы, цилиндры, плащи. Украшали одежду пышными воротниками, манжетами, лентами.

На доске продолжают строить схему «НАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ».

– Второе назначение одежды – украшение.

– Человек использует разную одежду в зависимости от ситуации. Такая зависимость от деятельности называется «функциональность».

На доске заканчивают строить схему «НАЗНАЧЕНИЕ ОДЕЖДЫ».

Третье назначение одежды – функциональность.

– К деловой одежде относятся: школьная форма, юбка, брюки, жилет, пиджак, галстук, рубашка.

– К спортивной одежде относятся: спортивный костюм, футболка, шорты, гетры, майка, спортивные брюки.

– К рабочей одежде относятся: специальные халаты, фартук, нарукавники, комбинезон, косынка.

– К домашней одежде относятся: халат, платье, брюки и кофта.

– Специальную одежду (форму) надевают на работе. Профессию некоторых людей можно определить по их одежде

Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения.

Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу. Осознанно строить речевое высказывание. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками

III. Практическая (самостоятельная) работа обучающихся.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Текущий инструктаж

Проверка готовности обучающихся к работе 
(организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений).

– Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа, – волокна диких растений, шерсть животных, волокна льна и конопли. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно.

Но природное сырье имеет свои недостатки. Натуральные волокна, например, слишком коротки, недостаточно прочны, требуют слишком сложной технологической обработки. И люди стали искать сырье, из которого можно было бы дешевым способом получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и практичную, как хлопок.

Успехи современной химии позволили создать такое химическое волокно из природных материалов, главным образом целлюлозы, получаемой из дерева, соломы. Такое волокно называется искусственным, а волокно из синтетических полимеров – синтетическим.

Никому сейчас не под силу перечислить все необъятное множество химических волокон, которые используются для производства тканей. А в лабораториях синтезируются все новые и новые их виды.

Химические волокна делятся на две группы – искусственные и синтетические волокна (в зависимости от вида исходного сырья).

– Почему модельеры не отказываются от натуральных тканей, хотя синтетические ткани могут быть более красивыми?

– Какие текстильные материалы используют для отделки одежды? Есть ли на вашей одежде (в классе, дома) такая отделка?

– У натуральных тканей лучше гигиенические свойства. Они лучше впитывают влагу (пот), лучше сохраняют тепло.

Выполняют тест «Натуральные и синтетические ткани».

– Выберите правильный ответ.

1. Ткань, сырьем для получения которой является растительное волокно.

шерсть;

б) лен;

в) шелк.

2. Ткань, сырьем для получения которой является волокно животного происхождения.

хлопок;

б) лавсан;

в) шерсть.

3. У льна, крапивы волокна вырабатывают:

б) из стебля;

в) из плода.

4. Отметьте соответствующей буквой, из каких волокон получают ткани (натуральные – Н, химические – Х):

Хлопок –

Капрон –

Шелк –

Шерсть –

Лен –

Вискоза –

Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов.

Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций.

Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Строить рабочие отношения, работая в коллективе

IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест

Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее.организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Как появилась одежда?

– Из каких тканей шьют одежду?

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.

На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.

Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса.

Отвечают на поставленные вопросы.

– Появление одежды связано с возникновением человека и с его потребностями в ней. По мере развития цивилизации происходили изменения стиля
и дизайна одежды.

Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской

Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку.

Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.

Оценивать качество уборки рабочих мест








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!