Тема: История одной любви по повести «Ася»
И.С.Тургенева.
Образовательные:
1.Углубить знания обучающихся о творчестве И.С.Тургенева;
2.сформировать умение использовать разнообразные приёмы
анализа текста для понимания авторской позиции;
3.продолжить формирование критического мышления при анализе
художественного текста;
4.формировать умение работать с литературоведческими
понятиями.
Воспитательные:
1.Содействовать эстетическому воспитанию обучающихся;
2.воспитывать чуткость по отношению к природе. воспитание внимательного читателя, любви к родному языку' и литературе,
3.формирование читательского вкуса, интереса к чтению произведений Тургенева
4.воспитывать нравственные качества личности обучающегося, правильное отношение к вечно юному чувству любви.
Развивающие:
1.Развивать умение анализировать эпическое произведение;
2.развивать умение творчески мыслить, грамотно излагать свои
мысли;
3.развивать навык систематизации полученных знаний.
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: традиционный
Ход урока.
1.Сообщение темы и цели урока.
А.С.Тургенев
Чтобы у нас у всех сегодня на уроке было хорошее настроение, давайте подарим друг другу улыбки.Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
Если дождь стучит по крыше,
Если в жизни всё не так.
Улыбнитесь, рассмешитесь,
Ведь улыбка – это клад!!!
(Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.)
1
К данному уроку было дано домашнее задание –написать сочинение
о любви. Я с такой радостью и вдохновением читала ваши сочинения , это не набор слов ,а настоящее рассуждение .Я увидела ,что вы покопались в интернет ресурсах ,что то взяли оттуда ,но в каждом из них выражается ваше отношение к этому великому чувству . За время работы в колледже мне ,читая сочинения студентов ,приходилось много раз испытывать чувство наслаждения ,но такого удовольствия получила впервые .
Любовь… это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, и
Тургенев, один из немногих писателей «с поэтическим трепетом воспринимал рождение вечно юного чувства- любви».
Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра. Все тургеневские герои проходят испытание любовью и вот мы должны проследить как знакомство НН с Гагиным перерастает в историю любви, которая оказалась источником сладостных романтических томлений и горьких терзаний, которые обрекли героя на судьбу бобыля.
Эпиграф к уроку:
«У счастья нет завтрашнего дня
У него есть настоящее-
и то не день, а мгновенье».
А.С.Тургенев
Экстравагантное - стремление быть необычным, желание выделиться из толпы. Изящный-
исполненный грации, изящный в движении, ловкий, стройный.
Итак, обращаемся к повести: Вначале урока вспомним знания по теории литературы .
Экспозиция в литературе, составная часть сюжета (или, по другой терми-нологии, фабулы), логически предшествующая завязке. Намечает исходную
ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготавливает восприятие читателя.
Слайд № 2
Завязка — событие, которое является началом действия.
2
Развитие действия - структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются
Кульмина́ция (от лат. culmen «вершина») в литературном произведении — наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях, столкновениях литературных героев или между героем и обстоятельствами.
Развязка (литературоведение) — окончание действия или событие, разрешающее конфликт между персонажами в эпическом или драматическом произведении
Эпило́г — заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению
Коротко о повести нам расскажет
Повесть И.С. Тургенева «Ася» была написана в 1857 году. Во время ее написания Тургенев путешествовал по Европе: Зинциг, Баден-Баден, Париж, Ницца… Замысел «Аси» возник у Тургенева случайно. Н.А. Островская в своих воспоминаниях так передает рассказ Тургенева об этом: «Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером, от нечего делать, вздумал я поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Ни об чем не думая, лежал я в лодке, дышал теплым воздухом, смотрел кругом. Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего - высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, - и так тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа».
Выступление обучающейся
Несмотря на случайно возникший замысел, история жизни главной героини Аси очень напоминает судьбу дочери Тургенева. Матерью девочки была белошвейка, работающая по найму в доме Тургеневых. После рождения дочери ее отправили в Москву, а девочку, названную Пелагеей, оставили в имении среди дворовых. Девочка выполняла тяжелую домашнюю работу, но иногда ее одевали в чистое и выводили к матери Тургенева, Варваре Петровне, которая улыбалась и спрашивала: «Не скажите ли вы, на кого похож этот ребенок?». Тургенев узнал о существовании дочери случайно, приехав в имение, он удочерил ее, назвал Полиной и увез во Францию, боясь, что положение «незаконнорожденной» будет тяготить ее в дальнейшем, если она останется в России.
После выхода в свет повести (1858 г), вокруг фигуры главного героя, господина Н.Н., развернулись жаркие споры, в которых принимали участие видные критики того времени: Н.Г. Чернышевский, П.В. Анненков, Д.И. Писарев.
3
Образ Аси стал составляющим того большого образа в творчестве Тургенева, который получил название «тургеневская девушка». Какая она, мы попытаемся узнать при анализе произведения.
Обратили ли вы внимание какую форму повествования выбирает автор?
Повесть написана в форме рассказа Н.Н. о том, как много лет назад он путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и подружился с русскими: Гагиным и его сестрой Асей. Рассказчик сообщает не только о событиях, беседах, описывает обстановку, но, главное, воспроизводит историю своей любви, вновь переживает былое.
А кто же такая Ася ?
Работа в группах .Проверка выполненных работ. Было дано провести маленькое исследование по прочитанному.
1 группа. Найти описание героини , прочитать и сделать вывод , можно ли считать Асю красавицей?
Карточка 1. А теперь ,ребята , поработаем с текстом . Работа с текстом
Портрет девушки Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и светлыми глазами. Она была грациозна сложена, но как будто не вполне ещё развита (…) её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (…) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.
Слайд 3
Какая же она Ася?
Черты ,характерные Асе (Записать в тетради )
Работа в тетрадях
Миловидная , светлая , музыкальная , подвижная , грациозная, престранная
Вставала , убегала, прибегала, напевала ,взор становился .
глубок ,нежен .
Работа 2ой группы Обратите внимание на высказывания об Асе Гагина и Н,Н, ,прокомментируйте ,сделайте вывод.
Гл .8 ая .
4
Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит! Я иногда не знаю, как с ней быть. Асе нужен герой, необыкновенный человек — или живописный пастух в горном ущелье. Ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить, — промолвил он, — у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. .
А ведь это Ася! — воскликнул Гагин, — экая сумасшедшая!
Слайд 4
Высказывание НН об Асе
— Что за хамелеон эта девушка! — и, подумав немного, прибавил: — А все-таки она ему не сестра.
А теперь обратите внимание на слайды Запишите в тетради
Слайд № 5 Портрет Аси Переменчивая ,
- Что вы можете сказать о Н.Н. , от лица которого ведётся рассказ? Как он воспринимал окружавший мир?
Н.Н. – богатый дворянин, художник в душе; он одержим стремлением наблюдать, особенно людей; он праздный путешественник, наблюдатель.
Слайд №6
А теперь , давайте подумаем
- В чем сомневается Н.Н. после знакомства с Гагиным и с его сестрой??
Н.Н. воспринимает брата и сестру как людей разных психологических уровней, а портретные характеристики поражают читателя точностью и краткостью. Рассказчик отметил явное несходство и внутренний контраст Гагиных. Это ещё больше обострило его любопытство и восприимчивость. Верный привычке наблюдать людей и читать в их душах по выражению их лиц, по непроизвольным жестам, рассказчик при первом же знакомстве с Асей отмечает что-то своё, особенное в чертах её смугловатого лица, в её причёске, в манерах держаться. Он подробно описывает поведение Аси, целиком отдаётся наблюдению за её движениями, взглядом, улыбкой.
- Каково состояние души Н.Н. после знакомства?
Г-н Н.Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.
- Где встретили Н.Н. с Гагиным Асю на второй день знакомства?
На уступе стены на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.
- Какое чувство вызывает Ася у Н.Н.? Подтвердите текстом повести? (Неприязнь, досада.)
По словам брата, Ася «вольница, сумасшедшая». Н.Н. она представляется полузагадочным существом, «хамелеоном».
Отрывок из видеофильма
- Какие «роли» играет Ася? Почему она так поступает? Может ли Н.Н. ответить сейчас на этот вопрос?
За столом она сыграла роль благовоспитанной барышни; на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной…
5
Ответить на вопрос, почему Ася так себя ведёт, Н.Н. ещё не может, так как не понял ни Аси, ни самого себя.
Герой не отдаёт себе отчёта в том, что с ним происходит. Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, неприятную досаду; то ревнивое подозрение, что Гагины – не родственники.
Какое настроение было доминирующим в этот период?Было ли НН хорошо?
(Зачитать начало 6 гл.)
- Сам герой не находит определения своим чувствам. Прошли две недели ежедневных встреч, Н.Н. всё более огорчался ревнивыми подозрениями и хотя в полной мере не догадывался о своей любви к Асе Прошли две недели ежедневных встреч, Н.Н. всё более огорчался ревнивыми подозрениями и хотя в полной мере не догадывался о своей любви к Асе Но мы, читатели, понимаем, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от неё он уходит в горы, а когда возвращается, то, прочитав записку от Гагина, на другой день же отправляется к ним.
-Слайд №7
Что же узнал Н.Н. об Асе из рассказа Гагина? (Выборочный пересказ истории Аси).
Родители Гагина жили в своей деревне. После смерти матери Гагина его отец воспитывал сына сам. Но однажды приехал дядя Гагина, который решил, что мальчик должен учиться в Петербурге. Отец противился, но уступил, и Гагин поступил в школу, а затем в гвардейский полк. Гагин часто приезжал и однажды, уже лет в двадцать, увидел в своем доме маленькую девочку Асю, но не обратил на нее никакого внимания, услышав от отца, что она сирота и взята им «на прокормление».Гагин долго не был у отца и лишь получал от него письма, как вдруг однажды пришло известие о его смертельной болезни. Гагин приехал и застал отца умирающим. Тот завещал сыну заботиться о своей дочери, сестре Гагина — Асе. Скоро отец умер, а слуга рассказал Гагину, что Ася — дочь отца Гагина и горничной Татьяны. Отец Гагина очень привязался к Татьяне и даже хотел на ней жениться, но Татьяна не считала себя барыней и жила у своей сестры вместе с Асей. Когда Асе было девять лет, она лишилась матери. Отец взял её в дом
6
и воспитывал сам.Она стыдилась своего происхождения и поначалу бояласьГагина, но потом его полюбила. Тот тоже к ней привязался, привез её в Петербург и, как ему ни было горько это делать, отдал в пансион. Там у нее не было подруг, барышни её не любили, но теперь ей семнадцать, она закончила учиться, и они вместе поехали за границу. Какую тайну Аси и её брата узнает Н.Н.? Ему после этого становится легче ,в то же время с каждым днем Ася ему становится все ближе и ближе.
Слайд №7
Физминутка, связанная с темой урока
Слайд 8А теперь на ваше внимание предлагается театрализованный фрагмент повести.
Глава 9
Ася: Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг.
А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?
Господин: Вы честолюбивы, вы хотите прожить недаром, след за собой
оставить…
Ася: А разве это невозможно?
Господин: (задумчиво) Попытайтесь.
Ася: (потупилась и засмеялась) Ну, рассказывайте же, рассказывайте или прочтите что-нибудь, как, помните, вы нам читали из «Евгения Онегина»(вполголоса)
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной матерью моей!
Господин: У Пушкина не так.
Ася: А я хотела бы быть Татьяной. Рассказывайте!
Господин . (тихо)Посмотрите, как хорошо!
Ася: (так же тихо) Да, хорошо! Если бы мы с вами были птицы, как бы мы взвились, как бы полетели… Так бы и утонули в этой синеве… но мы не птицы.
Господин. А крылья могут у нас вырасти.
Ася: Как так?
Господин: Поживете – узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.
Ася: А у вас были?
Господин : Как вам сказать…Кажется, до сих пор я еще не летал.
Пауза. Ася задумалась.
Ася: Умеете ли вы вальсировать?
Господин: Умею.
Ася: Так пойдемте, пойдемте… Я попрошу брата сыграть нам вальс…Мы вообразим, что мы летаем, что у нас выросли крылья.
7
5. Анализ эпизода.
Ася говорит любимому: «Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…». Как понимать эти слова?
Любовь окрыляет человека, поднимает его над обыденностью. Литературовед М.Гершензон писал: «Вот образ любви, по Тургеневу (он любил аллегорические сцены): любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре её у души внезапно вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полётом птиц, с их неукротимой волей».
-- о чем мечтает Ася?
(пойти куда-нибудь на молитву, быть похожей на Татьяну Ларину, о крыльях)
- о каких крыльях идет речь?
(герои разговаривают о любви, о том как это чувство возвышает человека, «поднимает над землей». Но речь идёт не только о любви, но и о «крылатости человека, т.е. способности самоотверженно любить, стремиться к чему-то большому, настоящему, чему можно посвятить все свои силы.
Что почувствовал Н.Н. в этот день после гагинского сообщения истории сестры, весёлого вальсирования с Асей и её призыва вообразить, что у них выросли крылья?
Н.Н. почувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство на сердце, с другой, - упоение радостью сближения; в нём загорелась жажда счастья.
Слово третьей группе .
Какие ключевые образы ,посмотрев данный отрывок ,вы можете соотнести с образом Аси?
Образ летящей птицы ,а Легенда о Лорелле
из других глав , образ лунного столба (« Вы въехали в лунный столб»,-кричит она)
Разбить лунный столб",т. е. разбить, разрезать отражение луны или огней в реке - это плохая примета; так и в повести герой Н. Н. сам же и разбивает и свою любвоь, жизнь, мечты, так и Асины надежды. Таким образом, Тургенев показывает, что, разбив лунный столб, Н. Н. разбивает свою и Асину жизнь!
З. Ы. А Ася, кстати, ничего этим не хотела сказать - можно домыслить, что она как бы символично хотела предостеречь героя от дальнейших ошибок, но у нее это не получилось (Глава 2 ая)
Глава 9 Ключевой образ легенда о Лорелле
Сама не знаю. Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня... по тому, что я делаю. Ах, кстати, что это за сказка о Лорелее? Ведь это ее скала виднеется?
8
Говорят, она прежде
всех топила, а как полюбила, сама бросилась в воду. Мне нравится эта сказка.
Лорелла - Она героиня немецкого фольклора .Лорелея с этим образом входит мотив,связанный с силой воздействия музыки на человека.Лорелея –дева Рейна ,которая своим прекрасным пением заманивала мореплавателей на скалы , подобна сиренам в древнегреческой мифологии.Ася будто слышит музыку ,,она увлекает ее в пучину всхлынувших чувств ,ей кажется ,что она гибнет , она умоляет брата спасти ее. Легенда рисует любовь как захватывающую ,затем губящую ее силу. В этой главе тончайшие нюансы Аси и НН.
Что почувствовал Н.Н. в этот день на призыв Аси вообразить, что у них выросли крылья?
- Отравленный сладким ядом закипающего чувства, герой-романтик во всём находит тревожное ожидание, беспокойство: «в небе не было покоя», в « тёмной, холодной глубине» реки с тихим журчанием воды за кормою, в шёпоте ветра – повсюду чудилось тревожное оживление. Именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается новый скачок: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси, но которую герой ещё не смел назвать по имени.
Время как бы останавливается для героя, переполненного ожиданием счастья, и лишь после горького признания Аси, что «крылья у неё выросли, да лететь некуда» (а что скрыла под этими словами Ася, как их понять?), наш герой решается подумать над вопросом: «Неужели она меня любит?»
- А сам-то герой , что чувствует, что происходит в его душе?
Что же открыл Н.Н. для себя в Асе? Чем она ему нравилась?
Успокоенный, Н.Н. понял, что странная девочка привлекла его не одной толь полудикой прелестью, но её душа ему нравилась.
- Всё вокруг влюблённых освещается волшебным светом: «Я глядел на неё, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Всё радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами – небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском». (9 гл.)
Герой предпочитает безумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо».
9
А Ася? Близкая к «земле», страстно и цельно чувствующая, она не могла удовлетвориться беспредметными мечтаниями. И вот, без мысли о последствиях, без расчёта и осторожности, она назначает любимому свидание. «Другая бы умела всё скрыть и выждать, но не она,» - по верному пониманию брата (14 гл.)
Этот эпизод с какой стороны характеризует героиню.
(Ася стремится к неизведанному – к будущему; готова на самопожертвование, у девушки богатый духовный мир.
С Татьяной Лариной её роднит искренность, безыскусственность чувств) , как сама природа. И чувства ее естественны и сильны, без каких-либо нюансов: любить так любить, ненавидеть так ненавидеть, жертвовать так жертвовать. Из таких ярких и цельных натур получаются сильные жертвенные матери, жены декабристов и революционерки. Ася – собирательный образ естественной внешней и внутренней красоты.А красота всегда имеет имя и при этом всегда нетипична, всегда индивидуальна, непохожа на другую красоту. Ася – это яркость первого чувства, поворот в жизни героя, поэтому имя юной героини вынесено в название произведения: если бы не встретил герой Асю, таки жил бы неосознанно-растительно, вроде бы ища что-то, но особо никуда и ни к чему не стремясь. Недаром «ненужность», хотя и умная. Только пройдя проверку сильным чувством, ты понимаешь, на что ты способен и чего стоишь.
- Слайд- В каком состоянии шёл Н.Н. на последнее свидание с Асей? (Сомнение, колебания)
- И вот она, самая волнующая сцена повести – сцена свидания. (Выборочное чтение сцены ).
Понравился ли вам Н.Н. в этой сцене?
- Чем не понравился?
- В чём он обвиняет Асю?
В чём хочет оправдать себя?
Поведение героя в сцене свидания представлялось многим критикам – современникам Тургенева возмутительным. Однако, не оправдывая героя и не осуждая его, попробуем понять. Сцена свидания – образец тургеневского психологизма. Автор сосредоточивает внимание на развитии, изменении психологического состояния героя.
- Зачем Н.Н. пришёл на свидание?
Рассудив благоразумно, Н.Н. пришёл на свидание с тем, чтобы расстаться с Асей навсегда. «Я не могу на ней жениться. Она не узнает, что и я полюбил её.»
10
Однако что-то трогательное, беспомощное в робкой неподвижности Аси так трогает героя, что он отдаётся порыву естественного чувства и этим самым вступает в противоречие с принятым решением и с тем словом, которое он дал Гагину. Подспудно он понимает, что решение расстаться с Асей не соответствует правде его чувств (помните, «я ещё сам не знал, чем свидание могло разрешиться»?). герою искренне казалось, что его чувство находится в стадии созревания, а ситуация требовала немедленного решения. Отсюда его досада на откровенность и поспешность Аси и Гагина. Он осуждает в душе то, что говорит Асе при свидании, так как слова не соответствуют его чувствам. Одновременно герой вместе с автором пытается понять состояние другого человека, однако улавливает лишь внешние проявления чужого «я».
- Как ведёт себя Ася во время отповеди Н.Н.?
Н.Н. хотел терзать девушку выяснением своего отношения к ней. Ему, созерцателю, требовалось время, остановка и раздумья о своих переживаниях. И он был удивлён реакцией Аси на отповедь.
Итак, герой сам пришёл к своему несчастью: там, где требовался порыв самозабвенной любви, он отдаётся рефлексии ( 17 гл.).
- А когда же к герою приходит осознание того, что он любит?
Позже, после свидания, когда он ищет Асю, когда пугается, что возможно несчастье, что Ася может убить себя.(19 гл.).
- Почему Н.Н., услышав от Гагина, что Ася нашлась, не настоял на разговоре тут же? Как автор относится к такому поведению героя?
Тургенев осуждает своего героя. Да и сам Н.Н. с сарказмом говорит о своём решении быть счастливым – завтра ( 20 гл.).
- Но это слова человека на двадцать лет старше того, юного Н.Н., о котором мы говорим сейчас. А тогда, в каком состоянии возвращается Н.Н. домой? (конец 20 гл.)
- Что же произошло на следующий день? Понял ли Н.Н. свою ошибку, осудил ли себя? (конец 21 гл.).
- Почему же не состоялось счастье героев? Почему они разошлись?
Потому что душевная жизнь у Аси и Н.Н. протекала по-разному. Ася пережила кульминацию чувств при свидании, а Н.Н. в тот момент был готов только наслаждаться романтическим созерцанием, он тогда не чувствовал в себе того , что снимает благоразумие и осторожность. Осознание чувства любви пришло к нему позднее.
Причина жизненной драмы героев кроется в разности их психологического склада, их темпераментов. Н.Н. – романтик с созерцательным отношением к миру; это в некоторых ситуациях не позволяет герою вовремя осмыслить отношение к людям и даже разобраться в себе; это же не позволяет ему и совершить верное действие. Ася живёт непосредственным движение сердца: в ней ни одно чувство не бывает наполовину.
Итак, мы проследили развитие чувств героя, пережили вместе с ним психологические изменения его души.
11
- Какими способами автор помогает нам открыть душу героя? (Выбор формы повествования от первого лица, портретные характеристики, «психологический» пейзаж.)
- Почему странность девушки, её устремленность в будущее вызывают колебание в душе Н.Н.?
(Он боится идти вперед, боится оторваться от земных привычек и предрассудков. В мире искусственных чувств и страстей он впервые встретился с чем-то настоящим. Н.Н. пасует перед необходимостью поступка. Не может ответить тем высоким запросам, которые Ася предъявляет к себе и к людям).
Маленькая повесть ,но столько много проблем поднимается в ней.
И ,конечно ,не только проблема любви –проблема верности ,честности ,трусости ,бесстрашия,счастья ,несчастья .В каких произведениях Тургенева затрагивается еще тема любви
Лиза « Дворянское гнездо»,Елена Стахова « Накануне»
Знаете ли вы произведения башкирских писателей , в которых поднимается тема любви и наряду с темой перелетаются множество проблем.
Несколько слов хочу сказать о произведении Мустая Карима « Помилование» . Автором ставится вопрос о людях на войне, о любви, которое делает нас людьми, но которое помешала герою. Любомир Зух имеет право на жизнь и любовь. Он просто молод, беспечен, поэтому уезжает ночью к любимой девушке. Безоглядная любовь толкнула его на этот шаг. Любомир без памяти влюбляется в Марию-Терезу: Автор говорит, что такая любовь может вершиться только на небесах. «В короткую эту ночь сквозь душу Любомира Зуха прошли и весенние ливни, и летние грозы, и осенние бури - прошли, омыв, очистив, осветлив...». Жизнеутверждающее начало несет любовь. Для М. Карима, любовь - божественный дар. То, что Любомир Зух не дезертир, поддерживается образом яблони, символа Вечности, цельности, жизни, образом месяца, Луны, которое несет значение живого существа, избавляющее человека от тягости жизни, образом березы, “оси мира”[8]. «За тяжкое преступление выразившееся в угоне путем обмана боевой техники в боевой обстановке, также в отсутствии из боевого порядка в течение более пяти часов, сержант Зух Любомир Дмитриевич по статье 193 (7), пункт «г», уголовного кодекса РСФСР, по закону военного времени, приговаривается к высшей мере наказания – расстрелу».
Конфликт, положенный в основу сюжета, и образы довольно традиционны. Неизбежность трагедии двух молодых людей, полюбивших друг друга, коренится в несовершенстве общественного устройства жизни, в антагонизме между людьми, не жалеющими друг друга, не умеющими ценить и беречь тот хрупкий росток бытия, подаренный волею случая каждому появившемуся на свет. Драмы любви — всякий народ знает свою, дошедшую до наших дней из глубины веков, но ничему не научившую.
12
Тристан и Изольда, Ромео и
Джульетта, Андрий Бульба и прекрасная полячка, Марагим и Ак-Йондоз... Любомир и Мария Тереза.
Мы сегодня поговорили о любви ,еще раз убедились в том ,что она играет неоценимую роль в жизни каждого человека.
Тема любви была актуальной во все времена . Столько замечательных произведений , где поднимается тема и проблема любви . Нет писателя ,художника ,композитора который не поднимает эту тему. Как вы считаете , ,говоря о любви, какие проблемы еще они поднимают? Нужно уметь постоять за близкого человека , не делать больно,быть милосердной ,чуткой ,терпеливой, мужественной Изучая произведения, мы с каждым днем все больше убеждаемся в том ,что одной любви по отношению к любому человеку -к родителям ,друзьям , одногруппникам ,коллегам Только в этом уч. году мы свами познакомились с произведениями ,где проблема любви играет неоценимую роль..
Любовь ,если задуматься ,может быть не только к избраннику : к Родине большой и малой ,друзьям, родственникам ,родителям .Но достаточно ли одной любви ?А какое значение имеет любовь по отношению к вашей профессии ? Ведь это не просто любовь к созданию своего продукта и удовольствие от результата. Что нужно для того ,чтобы вы стали хорошими специалистами?
Любовь к профессии… Огромный смысл в твоих словах! Любовь к профессии окрыляет человека,поднимает его на производительные рекорды, ведет к открытиям, к осуществлению смелых, дерзновенных мечтаний.
Если любишь свое дело, значит, профессия избрана тобой правильно. А это не так просто – верно определить свое место в жизни. Счастливой перспективной молодежи открыты все дороги – одна другой заманчивее. Выбор профессии – результат жизненных наблюдений, первый серьезный практический шаг в трудовой деятельности человека. Только ту профессию можно любить, которую хорошо изучил
Особо ярко проблема выбора профессии (аргументы из литературы) выражена в рассказе Чехова «Ионыч». Главный герой произведения имел мечту служить людям и приобрел отличную профессию – стал врачом. Но переехав в большой город, он увидел, что образованные люди ограничены в своих возможностях. Герой не находит в себе сил противостоять этому укладу и вынужден влачить простую обывательскую жизнь: мало думает о своих пациентах, да и работает спустя рукава. Повесть Н. С. Лескова «Левша» Талантливый тульский мастер Левша смог сделать, казалось бы, невозможное – он подковал стальную блоху, и тем самым превзошел заграничных мастеров.
13
III. Подведение итогов урока. Обобщающе-рефлективная беседа.
· Что же характерно для Аси как обобщенного образа «тургеневской девушки»? Образы ,описанные Тургеневом ,вошли в мировую литературу как образ «тургеневской девушки»
Возможные ответы обучающихся
· Душа, которую невозможно не полюбить.
· Нежность, способность на искренние сильные чувства, отсутствие искусственности, фальши, кокетства.
· Устремленность в будущее.
· Сильный характер, готовность к самопожертвованию.
· Активность и самостоятельность в решении своей судьбы.
· Строгое отношение к жизни и предчувствие неизбежности возмездия за стремление к личному счастью.
- Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему своё чувство у Асе лишь тогда, когда всё было потеряно, потеряно из-за несказанного вовремя слова. Но чувства не забылись: двадцать лет прошло, а Н.Н. помнит всё до мелочей, свято хранит
14
«священные реликвии» любви. (Обращаемся к театральной декорации урока: засушенная веточка герани, записочки…)
Дорогие студенты ,является ли эта тема актуальной сегодня.? Что в вашем представлении представляет слово любовь? Какие ключевые слова она у вас вызывает? К чему призывает автор , какой след оставила в вашей памяти это произведение.
От ЗАВИСТИ - люди стареют, от ОБИДЫ - болеют,
от ЗЛОСТИ - тупеют, а от ЛЮБВИ - молодеют!!!
ДРУЗЬЯ МОИ, ЖЕЛАЮ ВСЕМ ЛЮБИТЬ И БЫТЬ ЛЮБИМЫМИ!
Д. задание : написать письмо понравившемуся герою ,и что бы вы посоветовали этому герою. ответить на вопрос «Какие черты характера
Аси вы хотели бы увидеть в современной девушке.
15
Работа в группах .Провести маленькое исследование по прочитанному.
1 группа. Найти описание героини , прочитать и сделать вывод , можно ли считать Асю красавицей?
Карточка 1. Портрет девушки Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щеками и светлыми глазами. Она была грациозна сложена, но как будто не вполне ещё развита (…) её чёрные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и на уши (…) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.
Какая же она Ася?
Черты ,характерные Асе (Записать в тетради )
Работа в тетрадях
Миловидная , светлая , музыкальная , подвижная , грациозная, престранная
Вставала , убегала, прибегала, напевала ,взор становился .
глубок ,нежен .
Работа 2ой группы Найдите в тексте высказывания об Асе Гагина и Н,Н, ,прокомментируйте ,сделайте вывод.
Гл .8 ая .
Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит! Я иногда не знаю, как с ней быть. Асе нужен герой, необыкновенный человек — или живописный пастух в горном ущелье. Ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить, — промолвил он, — у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. .
А ведь это Ася! — воскликнул Гагин, — экая сумасшедшая!
Высказывание НН об Асе
— Что за хамелеон эта девушка! — и, подумав немного, прибавил: — А все-таки она ему не сестра.
Какая же она Ася
Переменчивая ,у нее широкая душа, богатый внутренний мир, бесстрашная ,романтичная ,своевольная ,нежная ,чувствительная, нежная ,умеет любить
Какие ключевые образы ,посмотрев данный отрывок ,вы можете соотнести с образом Аси?
Образ летящей птицы ,Легенда о Лорелле,
образ лунного столба (« Вы въехали в лунный столб»,-кричит она)
Разбить лунный столб",т. е. разбить, разрезать отражение луны или огней в реке - это плохая примета; так и в повести герой Н. Н. сам же и разбивает и свою любвоь, жизнь, мечты, так и Асины надежды. Таким образом, Тургенев показывает, что, разбив лунный столб, Н. Н. разбивает свою и Асину жизнь!З. Ы. А Ася, кстати, ничего этим не хотела сказать - можно домыслить, что она как бы символично хотела предостеречь героя от дальнейших ошибок, но у нее это не получилось