«Героические страницы истории»
Ведущий:
Скука цепко и жадно держала
Силу Рюрика, воли хребет,
Лени липкое, сладкое жало
Жизни жажду сводило на нет.
Сколько славных побед одержал он,
Сколько взято людишек в полон,
В сундуках золотишка навалом,
Сколь народов, трясясь, бьют поклон!
Но масштаб, ох, не тот, широты нет,
Слава гуннов покой не дает —
Кровь,при думах о них, в жилах стынет,
На дыбы гулко сердце встаёт!
О каком периоде ребята говориться в стихотворении? Какой великой семье мы сегодня будем говорить?
Станция 1 Викторина
1. Старая летопись гласит: «Жили когда-то три брата: Кий, Щек и Хорив с сестрой Лыбедью. Они построили в днепровских лесах город и назвали в честь одного из них…» А в честь кого и как - догадайтесь! (Киев)
2. У греков главным богом, покровителем огня и молний с громом, был Зевс, у римлян - Нептун. А кто же имел такую высокую должность у древних славян? (Перун)
3. Благодаря этим монахам у славян появилась письменность. Кто эти люди? (Кирилл и Мефодий)
4. Рюрик, Олег и Игорь…Какие великие, известные нам имена. А в каком родстве они состояли? (Рюрик и Олег – родственники, Игорь – сын Рюрика)
5. Кому из великих князей принадлежит высказывание: «Да будет Киев матерью городов русских!) (князю Олегу)
6. Ярополк, Святослав, Владимир. А с кем из них связано принятие православного христианства на Руси? (Владимир Креститель)
7. Этот князь первый издал на Руси письменные законы, упрочил через браки своих детей международные связи Руси. (Ярослав Мудрый)
8. С 1112 года на великом княжении был славный своими победами князь Владимир. А как его прозвали, вы должны назвать. Для подсказки - его головной убор- шапка, стал символом власти царей России. (Владимир Мономах)
9. Юрий Долгорукий известен в истории как распространитель христианской веры, строитель дорог и городов в непроходимых лесах. С основанием какого города прежде всего связывают его имя? (Москвы)
Станция 2. Работа с текстом
В год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь — пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, — поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства.
Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас 945 38 погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало.
И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени. Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом. Сказали же древляне: «Вот убили князя мы русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье…
И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе и сказала им: «Гости добрые пришли». И ответили древляне: «Пришли, княгиня». И сказала им Ольга: «Говорите, зачем пришли сюда?» Ответили же древляне: «Послала нас Деревская земля с такими словами: „Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что ввели порядок в Деревской земле, — пойди замуж за князя нашего за Мала“». Было ведь имя ему, князю древлянскому, — Мал. Сказала же им Ольга: «Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», — и вознесут вас в ладье», и отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града.
На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним и сказали: «Зовет вас Ольга для чести великой». Они же ответили: «Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье». И ответили киевляне: «Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя», — и понесли их в ладье. Они же уселись, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, приникнув к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Пуще нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.
Отрывок из «Повести временных лет»
Вопросы для обсуждения:
Как бы вы назвали данный текст? Почему?
Как вы думаете, почему Ольга поступила подобным образом?
Как вы думаете, кого осуждает автор: Ольгу, Игоря, древлян?
Кому сочувствует автор?
Важно ли для Ольги, за что убили её мужа?
Что вы можете сказать о нравах того времени?
В каком году произошли описанные в летописи события?
Почему в адаптированном для современного читателя тексте указаны две даты?
Найдите пословицу и объясните ее смысл.
Как вы думаете, почему после гибели князя Игоря Ольга установила определенные
размеры дани?
Сделайте предположение – откуда родом мог быть автор данного летописного
отрывка? Почему вы так решили?
Задания:
1.Сравните толкования слова «месть» в различных словарях:
Мщенье – ср. месть, мета – оплата злом за зло, обидой за обиду, злопамятство,
готовность мстить; месть также отвлеченное понятие сего порока (Вл. Даль.
Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989).
Месть – действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь
(С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986).
Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбления, обиды
(Малый академический словарь).
Месть – заимствовано из старославянского языка. Образовано с помощью суф.-"тъ"
от основы "mit", представленной в ст.-сл. "митъ" - "смена, чередование", др.-инд.
"mithas" "взаимный" (Краткий этимологический словарь русского языка
Н.М. Шанского) и др.
Чем отличаются эти толкования? Какое из этих толкований больше
соответствует, по вашему мнению, действиям Ольги?
Станция 3 «Исторические портреты»
1. Этот князь в 1240 году со своим войском разбил шведский отряд на реке. (Александр Невский)
2. С 1325 года в истерзанной междоусобицами и войнами Руси правил князь Иоанн Данилович, прозванный за богатство и милосердие к нищим…А как его прозвали, вам предстоит назвать. Для подсказки: его прозвище означало «мешок денег» (Иван Калита)
3. Эта великая битва произошла в верховьях Дона. Она показала, что только в объединении всех сил возможна победа над врагом. Кто стоял во главе русского войска? (Дмитрий Иванович Донской)
4. Кто из великих князей первым принял титул царя? (Иван Грозный)
5. Этому герою за его заслуги Иван Грозный подарил шубу со своего плеча и два панциря, а также простил ему разбой, сняв смертную казнь. Да и было за что! Ведь он возглавил отряд, открывший затем России восточные земли. (Ермак Тимофеевич)
6. Этот Иван является основателем книгопечатания в России и на Украине. В 1564 году в Москве выпустил первую печатную книгу «Апостол». Кто же этот знаменитый россиянин? (Иван Федоров)
7. Этот монах написал одну из первых летописей, которая начиналась словами: «Откуда есть пошла Русская земля?» (Нестор – летописец)
8. В Нижнем Новгороде собралось народное ополчение для освобождения страны от польских интервентов, в формировании которого большую роль сыграли торговец мясом и доблестный князь. Кто же эти люди? (Кузьма Минин и Князь Дмитрий Пожарский)
Станция 4 Работа с текстом
Прочитайте отрывок из книги историка Р.Г.Скрынникова «Иван Грозный»
О браке Василия III и Елены Глинской
Второй женой великого князя стала юная литвинка княжна Елена Глинская, не отличавшаяся большой знатностью. Её предки вели род от знатного татарина, выходца из Золотой Орды. Союз с Глинской не сулил династических выгод. Но Елена, воспитанная в иноземных обычаях и непохожая на московских боярышень, умела нравиться. Василий был столь увлечён молодой женой, что в угоду ей не побоялся нарушить заветы старины и сбрил бороду.
Четыре года супруги ждали ребёнка, и только на пятом Елена родила сына, наречённого Иваном. Случилось это 25 августа 1530 года.
Согласно легенде, во всём царстве в час рождения младенца будто бы разразилась страшная гроза. Гром грянул среди ясного неба и потряс землю до основания. Казанская ханша, узнав о рождении царя, объявила московским гонцам: «Родился у вас царь, а у него двои зубы: одними ему съесть нас (татар), а другими вас».
Рождение у Василия и Елены Глинской первенца — Ивана принесло в великокняжескую семью обычные заботы и радости. Когда Василию случалось покидать Москву без семьи, он слал «жене Олёне» нетерпеливые письма, повелевая сообщать, здоров ли «Иван-сын» и что кушает. Ото дня ко дню Олёна уведомляла мужа, как «покряпчел» младенец и как явилось на шее у него «место высоко да крепко». Ивану едва исполнилось три года, когда отец его занемог и вскоре умер.
Задание
1.Каждая команда составляет по 2 вопроса, используя вопрос
Как вы считаете? Почему? Когда?
Отвечает команда по системе ПОПС
Станция 5 «Творческая»
«В 1567 г. царь вызвал во дворец боярина Ивана Петровича Федорова – одного из богатейших людей во всей державе, видного воеводу, отпрыска знатного боярского рода, пользовавшегося в народе авторитетом и уважением. Иван IV облачил его в царские одежды, посадил на трон и с притворным смирением приветствовал как своего государя. Вдоволь натешившись, царь приказал казнить его, считая виновным в организации заговора. По «делу» Федорова было казнено 370 человек.
В декабре 1569 г. по приказу Ивана IV принял яд его двоюродный брат, князь Владимир Андреевич Старицкий, второй по знатности человек во всей России после самого царя. Вместе с ним казнены его семья, приближенные, слуги.
Митрополит Филипп произнес обличительную проповедь на богослужении в Успенском соборе в присутствии царя и его свиты: «На Руси нет милосердия для невинных и праведных…». Он утверждал, что Бог взыщет с царя за «невинную кровь». … Царь нашел способ расправиться с Филиппом: был созвал церковный собор, превратившийся в судебный процесс, на котором святителя обвинили в чародействе и порочной жизни. Митрополита заточили в монастыре. В декабре 1569 г. он был тайно задушен опричником Малютой Скуратовым.
… 25 июля 1570 г. в Москве на площадь в Китай – городе были выведены 300 «опальных» для казни.
… Не щадили сел и деревень, принадлежавших «опальным». Скупые строки источников сообщают о гибели множества безымянных людей: «В коломенских селах скончавшихся православных христиан, Ивановых 20 человек, а имена их Бог весть».
1 команда составляет 5 вопросов пазлы
2 команда составляет кроссворд наоборот
3 команда составляет анаграмы из слов из текста
Станция 6 Работа со стихотворением
В глухие дни Бориса Годунова,
Во мгле Российской пасмурной страны,
Толпы людей скиталися без крова,
И по ночам всходило две луны.
Два солнца по утрам светило с неба,
С свирепостью на дольный мир смотря.
И вопль протяжный «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»
Из тьмы лесов стремился до царя.
На улицах иссохшие скелеты
Щипали жадно чахлую траву,
Как скот, озверены и неодеты,
И сны осуществлялись наяву.
Гроба, отяжелевшие от гнили,
Живым давали смрадный адский хлеб,
Во рту у мертвых сено находили,
И каждый дом был сумрачный вертеп.
От бурь и вихрей башни низвергались,
И небеса, таясь меж туч тройных,
Внезапно красным светом озарялись,
Являя битву воинств неземных.
Невиданные птицы прилетали,
Орлы парили с криком над Москвой,
На перекрестках, молча, старцы ждали,
Качая поседевшей головой.
Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселя.
1.О каких событиях рассказывается в стихотворении?
2.Как вы считаете, под впечатлением каких исторических оценок написано это стихотворение?
В год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их Игорь — пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел он назад, — поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства.
Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас 945 38 погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружину его, так как было ее мало.
И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени. Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом. Сказали же древляне: «Вот убили князя мы русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье…
И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе и сказала им: «Гости добрые пришли». И ответили древляне: «Пришли, княгиня». И сказала им Ольга: «Говорите, зачем пришли сюда?» Ответили же древляне: «Послала нас Деревская земля с такими словами: „Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что ввели порядок в Деревской земле, — пойди замуж за князя нашего за Мала“». Было ведь имя ему, князю древлянскому, — Мал. Сказала же им Ольга: «Любезна мне речь ваша, — мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», — и вознесут вас в ладье», и отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града.
На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним и сказали: «Зовет вас Ольга для чести великой». Они же ответили: «Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье». И ответили киевляне: «Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя», — и понесли их в ладье. Они же уселись, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, приникнув к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Пуще нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.
Задания:
1.Сравните толкования слова «месть» в различных словарях:
Мщенье – ср. месть, мета – оплата злом за зло, обидой за обиду, злопамятство,
готовность мстить; месть также отвлеченное понятие сего порока (Вл. Даль.
Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1989).
Месть – действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь
(С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986).
Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбления, обиды
(Малый академический словарь).
Месть – заимствовано из старославянского языка. Образовано с помощью суф.-"тъ"
от основы "mit", представленной в ст.-сл. "митъ" - "смена, чередование", др.-инд.
"mithas" "взаимный" (Краткий этимологический словарь русского языка
Н.М. Шанского) и др.
Чем отличаются эти толкования? Какое из этих толкований больше
соответствует, по вашему мнению, действиям Ольги?
О браке Василия III и Елены Глинской
Второй женой великого князя стала юная литвинка княжна Елена Глинская, не отличавшаяся большой знатностью. Её предки вели род от знатного татарина, выходца из Золотой Орды. Союз с Глинской не сулил династических выгод. Но Елена, воспитанная в иноземных обычаях и непохожая на московских боярышень, умела нравиться. Василий был столь увлечён молодой женой, что в угоду ей не побоялся нарушить заветы старины и сбрил бороду.
Четыре года супруги ждали ребёнка, и только на пятом Елена родила сына, наречённого Иваном. Случилось это 25 августа 1530 года.
Согласно легенде, во всём царстве в час рождения младенца будто бы разразилась страшная гроза. Гром грянул среди ясного неба и потряс землю до основания. Казанская ханша, узнав о рождении царя, объявила московским гонцам: «Родился у вас царь, а у него двои зубы: одними ему съесть нас (татар), а другими вас».
Рождение у Василия и Елены Глинской первенца — Ивана принесло в великокняжескую семью обычные заботы и радости. Когда Василию случалось покидать Москву без семьи, он слал «жене Олёне» нетерпеливые письма, повелевая сообщать, здоров ли «Иван-сын» и что кушает. Ото дня ко дню Олёна уведомляла мужа, как «покряпчел» младенец и как явилось на шее у него «место высоко да крепко». Ивану едва исполнилось три года, когда отец его занемог и вскоре умер.
Задание
1.Каждая команда составляет по 2 вопроса, используя вопрос
Как вы считаете? Почему? Когда?
Отвечает команда по системе ПОПС
«В 1567 г. царь вызвал во дворец боярина Ивана Петровича Федорова – одного из богатейших людей во всей державе, видного воеводу, отпрыска знатного боярского рода, пользовавшегося в народе авторитетом и уважением. Иван IV облачил его в царские одежды, посадил на трон и с притворным смирением приветствовал как своего государя. Вдоволь натешившись, царь приказал казнить его, считая виновным в организации заговора. По «делу» Федорова было казнено 370 человек.
В декабре 1569 г. по приказу Ивана IV принял яд его двоюродный брат, князь Владимир Андреевич Старицкий, второй по знатности человек во всей России после самого царя. Вместе с ним казнены его семья, приближенные, слуги.
Митрополит Филипп произнес обличительную проповедь на богослужении в Успенском соборе в присутствии царя и его свиты: «На Руси нет милосердия для невинных и праведных…». Он утверждал, что Бог взыщет с царя за «невинную кровь». … Царь нашел способ расправиться с Филиппом: был созвал церковный собор, превратившийся в судебный процесс, на котором святителя обвинили в чародействе и порочной жизни. Митрополита заточили в монастыре. В декабре 1569 г. он был тайно задушен опричником Малютой Скуратовым.
… 25 июля 1570 г. в Москве на площадь в Китай – городе были выведены 300 «опальных» для казни.
… Не щадили сел и деревень, принадлежавших «опальным». Скупые строки источников сообщают о гибели множества безымянных людей: «В коломенских селах скончавшихся православных христиан, Ивановых 20 человек, а имена их Бог весть».
1 команда составляет 5 вопросов пазлы
2 команда составляет кроссворд наоборот
3 команда составляет аннограммы из слов из текста
В глухие дни Бориса Годунова,
Во мгле Российской пасмурной страны,
Толпы людей скиталися без крова,
И по ночам всходило две луны.
Два солнца по утрам светило с неба,
С свирепостью на дольный мир смотря.
И вопль протяжный «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»
Из тьмы лесов стремился до царя.
На улицах иссохшие скелеты
Щипали жадно чахлую траву,
Как скот, озверены и неодеты,
И сны осуществлялись наяву.
Гроба, отяжелевшие от гнили,
Живым давали смрадный адский хлеб,
Во рту у мертвых сено находили,
И каждый дом был сумрачный вертеп.
От бурь и вихрей башни низвергались,
И небеса, таясь меж туч тройных,
Внезапно красным светом озарялись,
Являя битву воинств неземных.
Невиданные птицы прилетали,
Орлы парили с криком над Москвой,
На перекрестках, молча, старцы ждали,
Качая поседевшей головой.
Среди людей блуждали смерть и злоба,
Узрев комету, дрогнула земля.
И в эти дни Димитрий встал из гроба,
В Отрепьева свой дух переселя.
Анаграммы