XХII районная (заочная) научно-практическая конференция
школьников и студентов
«Шаг в науку»
История оригами
Российская Федерация
Забайкальский край
г.Краснокаменск
Направление: культурология
Выполнила: ученица 4 «Б» класса
МАОУ «СОШ №7»,
Сидорова Таисия Андреевна
Научный руководитель: Дмитриева Елена Михайловна,учитель начальных классов
«МАОУ СОШ №7»
История оригами
Сидорова Таисия Андреевна
Российская Федерация
Забайкальский край,
г.Краснокаменск
МАОУ «СОШ №7»,
4 «Б» класс
Аннотация
Актуальность и выбор темы исследования определена следующими факторами: искусство оригами, имеет многовековую историю. Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, бомбочки, лягушек и тюльпаны из бумаги. Однако не все знали тогда, что это называется именно оригами. Сегодня это увлечение популярно как никогда ранее: им увлекаются и взрослые, и малыши.1
Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного и школьного возраста неоспорима. То что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б. Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С. Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Ф. Фребелю.
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами - искусство, близкое ему и доступное. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами помогает:
сделать рывок в развитии речи;
улучшить произношение и обогатить лексику;
подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;
предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников;
развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов;
ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия с ребенком оригами - гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.
Таким образом, проблема научного исследования актуальна на современном этапе развития общества.
В результате исследования были использованы следующие методы и приемы: изучение и анализ литературы по истории создания оригами, эксперимент, метод наблюдения, сопоставления, обобщения, опрос учащихся, анализ необходимых материалов.
Практическая значимость данного исследования заключается в проведении презентации работы для учащихся начальной школы.
План исследования
ГЛАВА I: История создания и развития оригами
1.1.Когда и где произошло появление оригами
1.2. Где использовалось оригами в старину
ГЛАВА II:Оригами в современности
2.1. Делают ли в наши дни оригами и применяется ли оно
ГЛАВА III: Мои работы
3.1. Какие мне нравится делать оригами
3.2. Мастер класс по изготовлению
3.4. Мои законченные работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История оригами
Сидорова Таисия Андреевна
Российская Федерация
Забайкальский край,
г.Краснокаменск
МАОУ «СОШ №7»,
4 «Б» класс
Введение
Сегодня увлекающиеся чем-то новым люди все больше обращают внимание на творчество, так или иначе связанное с бумажными материалами. Используется и крепированная бумага. Особую популярность получили техники создания изделий из бумаги: квиллинг, скрапбукинг и оригами. О последнем виде бумажного искусства и пойдет речь.
Оригами - древнее японское искусство, давно ставшее на территории той страны традиционным. Слово оригами произошло после соединения двух слов - "ори", означающее складной и "ками", которым в Японии называют бумагу. По сути, оригами это действительно искусство складывания различных фигурок из бумаги. Только в наше время оно получило распространение не только в Японии, но и по всем странам мира.[Приложение 1]
Точное время его возникновения установить нельзя, но уже в период Хэйан (с 794 по 1185 год) искусство складывания фигурок любой сложности из бумаги стало важной частью японских церемоний. Японские воины дарили друг другу подарки, которые украшали различными элементами из бумаги, символизировавшими удачу.2
На свадебных церемониях обязательно использовали сложенных из бумаги бабочек - они считаются символом союза, который заключали между собой влюбленные.
Одновременно с Японией традиция складывать различные разноцветные фигурки из бумажных материалов возникали в Китае, Корее, Германии и Испании. На территории Европы традиции такого искусства практически не документировали, на Востоке эти традиции получали более подробное описание. Тем не менее, известно, что они достигли арабских народов примерно в 8 веке нашей эры, а Испанию бумага была завезена маврами век спустя. С того момента на испанской территории и с 15 века в Германии начала появляться собственная традиция складывания фигур и узоров из бумаги. Точно так же, как и в Японии, оно стало частью официальных церемоний в этих странах.
Современное искусство оригами начало распространяться с того момента, как его ввели в системы условных обозначений Ёсидзавы-Рандлетта - с 1960-х годов. Сегодня его можно с полной серьезностью назвать мировым искусством.
Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения ножниц. При этом часто для шейпинга (shaping) сложной модели, то есть придания ей формы, или для её консервации используется пропитка исходного листа клеевыми составами, содержащими метилцеллюлозу или ПВА.3[Приложение II]
Сделать оригами самый лучший способ расслабиться, я убедилась сама. Я увлекаюсь оригами с 7 лет, мне оно помогает развивать моторику пальцев, что мне помогает лучше писать. Поэтому цель моей работы узнать историю оригами, развивает ли оригами моторику.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
Изучить историю возникновения оригами.
Узнать помогает ли оригами развивать моторику.
Исследовать возможность приобретения бумаги для оригами.
Продемонстрировать готовые изделия собственной коллекции перед учащимися 4 б класса.
Провести опрос среди учащихся 4 класса «б» с целью выяснить их отношение к данной теме.
В результате опроса – было выявлено следующее: 27 участникам исследования было предложено ответить на следующие вопросы:[Приложение III]
Делал ли ты когда то оригами?
Знал ли ты до этого, что такое оригами?
Часто ли ты складываешь оригами?
Нравится ли тебе складывать оригами?
По результатам опроса выяснилось, что 77% учащихся класса,когда то делали оригами – это 21 человек, 25 человек это - 92% знают что такое оригами, а 2 ученика – это 7% не знают что это такое, 29% - это 8 человек часто складывают оригами, а 19 учащихся – это 70% не часто, 18 учащихся – это 66% любят складывать оригами, а 9 человек – это 33% учащихся.
На основании полученных данных можно сделать выводы:
Большинство одноклассников, когда-то складывали оригами, но не часто.
Некоторые знают, что это такое, но никогда не складывали оригами.
Половина класса любят его складывать, а другие нет – это позволяет мне поделиться с одноклассниками такой возможностью, как тренировка внимания и памяти.
Поэтому я считаю тему работы актуальной, так как не все знают, что такое оригами и историю его возникновения.
Объект исследования – определить каким образом умение складывать оригами влияет на развитие детей.
Предмет исследования - техника оригами.
О пользе складывания оригами много говорят , как в научных статьях, так и в книжных изданиях различных авторов, а также на многих сайтах в сети «Интернет». Наряду с детскими конструкторами — это не только интересное и увлекательное занятие, но и полезное и разностороннее развитие ребёнка.4
Гипотеза исследования заключается в том, что оригами имеет большое значение в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного и школьного возраста, их подготовки и обучению в школе.
Для того, чтобы проверить гипотезу, я провела эксперимент.[Приложение IV]
ЭКСПЕРИМЕНТ:Для того, чтобы проверить гипотезу, было найдено упражнение по развитию моторики. Участнику эксперимента дается лист бумаги 13*13 см., он пытается из него сделать закладку для книг. Сначала чтобы ее сложить участнику дается 3 минуты и если участник справляетсято время уменьшается на несколько секунд.
Участником эксперимента была я сама. Сначала я попробовала сложить закладку за три минуты и это у меня получилось. Я уменьшила время на 30 секунд, и за это время у меня получилось сложить закладку. Далее я уменьшала время на 40 ,50 секунд. С каждым разом я оттачивала свое мастерство, у меня все быстрее получалось изготовить изделие. Этот эксперимент помогает развить мелкую моторику пальцев.
Новизна исследования заключается в том, что подобные исследования давно не проводились в нашей школе.
В качестве основной литературы при изучении данной темы и проведении исследования были взяты материалы:
https://zen.yandex.ru/media/officemag/iaponskoe-iskusstvo-origami-iz-bumagi-ego-istoriia-i-raznovidnosti-5bbb1b708bc06200ace6ed27
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.726198c5-61b1b1c5-822b861b-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Paper_folding_art
https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-iskusstvo-origami-dlya-nachinayushih-4565855.html
https://wiki2.org/ru/Оригами
Интернет-ресурс «Японское искусство оригами из бумаги: его история и разновидности» https://zen.yandex.ru/media/officemag/iaponskoe-iskusstvo-origami-iz-bumagi-ego-istoriia-i-raznovidnosti
https://qwazer.ru/interesno/origami-v-yaponii.html
https://arkhangelsk7m.ru/tradicionnoe-i-neobychnoe/origami-v-yaponii.html
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/vliyanie-origami-na-razvitie-detey-dosh/
https://www.maam.ru/detskijsad/-origami-i-ego-vlijanie-na-razvitie-rebyonka.html
https://present5.com/origami-v-sovremennom-mire-dizajn-vdoxnovlennyj-iskusstvom-origami/
https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2016/10/21/chto-takoe-origami
ГЛАВА I: История создания и развития оригами
Когда и где произошло появление оригами.
Что такое оригами и какова у нее история? Мы знаем, что искусство оригами пришло к нам с Древнего Китая, но дальнейшее его развитие и популяризация происходила в Японии. При этом искусство, хоть и было самым популярным в Японии, но развивалось и в других странах: Корее, Испании,Германии. [Приложение V]
В Европе осталось не так много фактов о развитии бумажного искусства. Но, тем не менее, известно, что арабы начали заниматься оригами в 8-м веке, мавры "познакомили" испанцев с этим искусством в 9-м веке. Немцы начали складывать фигурки в 15 веке.В Европе оригами стало популярным только в 17-18 веке. К этому времени уже существовало множество классических моделей. Но в начале 19-ого века искусство оригами получило новый виток популярности и развития, и все благодаря Фридриху Фребелю, который предложил ввести занятия в детских садах, чтобы развивать моторику. 5
С 1960-ого года искусство оригами распространилось по всему миру. В этот же период появилась такая разновидность, как модульное оригами. Сегодня подобное искусство приобрело международное значение, по всему миру открыты сотни школ и кружков.
Это удивительный факт, но само понятие «оригами», которым мы сегодня пользуемся, в действительности придумали лишь в 1880 году. До этого восточные бумажные поделки именовались «ориката» (что дословно обозначало «фигуры, которые сложены»).
1.2. Где использовалось оригами в старину
Местные жители уже во времена правления династии Хэйан, активно использовали фигурки из бумаги для различных церемоний. Так, самураи дарили друг другу некие символы удачи, которые были созданы из бумажных лент. Кроме того, оригами задействовали и в свадебных обрядах: создавали бабочки из бумаги для представления жениха и невесты.
В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению. Кроме того оригами всегда считалось на Востоке символом мира, покоя, семейного очага.
ГЛАВА II:Оригами в современности
2.1.Делают ли в наши дни оригами и применяется ли оно.
Благодаря развитым коммуникациям и СМИ современная культура быстро превращается в межнациональную. Традиции проникают друг в друга, культуры смешиваются между собой – все это присуще настоящему времени. Из всего того, что накоплено человечеством за тысячелетия, современный человек выхватывает то, что ему могло бы стать интересным и отвечающим современным запросам. Сюда можно отнести оригами, которое обладает целым комплексом принципов, просто необходимых для современного дизайна: модульность, соподчиненность частей в едином целом, условность визуального языка, реализацию действительности при помощи знаков, наличие сетки как моделирующего фактора, выразительность, которая достигается при помощи минимальных средств, ритмическую организованность и многое другое. [Приложение VI]
Кроме всего вышесказанного, следует отметить, что фигурка оригами – это знак, а визуальные символы в современном мире имеют огромное значение. Мышление современного человека работает в стремительном режиме, ему некогда остановиться и обдумать, поэтому информация лучше усваивается, если она обладает такими чертами, как лаконичность и точность. Современные дизайнеры взяли древнюю технику оригами на вооружение, к тому же всевозможные аксессуары из бумаги как нельзя лучше реализуют популярную идею экологичного дизайна. И, как показала практика, из такого доступного и недорогого материала, как обычный плоский бумажный лист, можно создавать очень современные, концептуальные объемные формы.6
Современные дизайнеры с помощью оригами оформляют витрины магазинов, разнообразные выставки и презентации, используют элементы этого искусства при выполнении театральных, карнавальных и праздничных костюмов. Оригами нашло свою нишу и в строительстве: инженеры оценили надежность и удобство хранения и транспортировки быстровозводимых складчатых конструкций. Некоторые принципы оригами используются при создании раскрывающихся антенн космических кораблей. Оригами входит в нашу повседневную жизнь в виде упаковки подарков, создания бумажных пакетов, шкатулок и коробочек для хранения милых сердцу вещей, елочных украшений и т. д.
Японское искусство оригами вдохновляет многих дизайнеров на создание оригинальных предметов интерьера, мебели и отделочных материалов. Такие предметы завораживают не только своим дизайном, но и разнообразием материалов, которые используются для их изготовления. Это может быть натуральное дерево, кожа, метал, стекло, пластик и т. д.
ГЛАВА III: Мои работы
3.1.Мастер- класс по изготовлению
В своей работе я представляю мастер-класс по изготовлению зайчика попрыгунчика. Для этого нам понадобится лист двухсторонней бумаги 21*21 см. и маркеры. Если сделать все, как представлено на видео ,то у вас получится зайчик.(Видео прилагается к работе)
[Приложение VII]
3.4. Мои законченные работы
Оригами — искусство, которое дарит людям радость. Я очень люблю делать оригами, это мое хобби. Особенно я люблю складывать разнообразных животных. Я делаю закладки на учебники, блокноты, тетради. Делаю игрушки на новый год. Еще кошельки. Создавая разнообразные и сложные изделия из бумаги, мы делаем свои произведения частью повседневной жизни. Широкую известность в наши дни приобрело такое направление в оригами, как упаковка подарков. Мне не нужно тратить деньги на материалы для украшения подарков, я могу их сделать сама. Огромное удовольствие мне приносит мое увлечение. [Приложение VIII]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Таким образом, изучив и проанализировав информацию по данной теме, проследив и изучив историю возникновения оригами, а также выяснив, какое влияние оказывает оригами во всем мире н всех людей, мною были изучены материалы из разных источников по выбранной теме. Я выяснила, что оригами освобождает людей от тревожного состояния и гнева. Оригами привносит радость в жизнь человека и его окружения, увеличивает жизненные силы, помогает найти новое призвание в жизни. Оригами в качестве уникального средства воздействия на эмоциональную сферу ребенка начали применять еще в начале 19 века.
Существует специальное направление арт-терапия, которое использует оригами. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. При помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров - кусудам- требует участия нескольких человек, коллектива. Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.[Приложение IX]
Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными группами. Любовь детей к складыванию фигурок разных животных можно использовать для борьбы с различными фобиями. Например, малыш боится волка. Можно предложить ему сложить фигурку волка методом оригами. Ребенок видит, что волк, по сравнению с ним, совсем маленький, не страшный. К тому же этого волка в любой момент можно просто смять и выбросить. Или поступить еще проще. Развернуть фигурку. И вместо волка перед ребенком появится слегка помятый квадратик бумаги. И окажется, что волк может появиться и исчезнуть по желанию ребенка. Страх постепенно исчезает.
Я узнала, что с каждым годом появляются различные мастер классы по оригами.
Складывание оригами для вех возрастов
Развивает мелкую моторику рук
Развивает точность
Воздействует на речевое и интеллектуальное развитее ребенка.
Таким образом, развивающие возможности оригами безграничны: можно складывать оригами при этом обучаться, развлекаться получая удовольствие, ведь это полезная зарядка для ума.
В качестве гипотезы– мы предполагали, что оригами имеет большое значение в совершенствовании мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного и школьного возраста, их подготовки и обучению в школе.
В результате исследования гипотеза подтвердилась. В будущем я планирую продолжать изучать этот вид искусства, а также осваивать более сложные виды техник, привлекать к обучению своих одноклассников.
В качестве основной литературы при изучении данной темы и проведении исследования были взяты материалы:
https://zen.yandex.ru/media/officemag/iaponskoe-iskusstvo-origami-iz-bumagi-ego-istoriia-i-raznovidnosti-5bbb1b708bc06200ace6ed27
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.726198c5-61b1b1c5-822b861b-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Paper_folding_art
https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditelej-iskusstvo-origami-dlya-nachinayushih-4565855.html
https://wiki2.org/ru/Оригами
Интернет-ресурс «Японское искусство оригами из бумаги: его история и разновидности» https://zen.yandex.ru/media/officemag/iaponskoe-iskusstvo-origami-iz-bumagi-ego-istoriia-i-raznovidnosti
https://qwazer.ru/interesno/origami-v-yaponii.html
https://arkhangelsk7m.ru/tradicionnoe-i-neobychnoe/origami-v-yaponii.html
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/vliyanie-origami-na-razvitie-detey-dosh/
https://www.maam.ru/detskijsad/-origami-i-ego-vlijanie-na-razvitie-rebyonka.html
https://present5.com/origami-v-sovremennom-mire-dizajn-vdoxnovlennyj-iskusstvom-origami/
https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2016/10/21/chto-takoe-origami
[ПриложениеI]
[Приложение II]
[Приложение III]
Проведение опроса в 4 «б» классе
[Приложение IV]
[Приложение V]
Оригами в дизайне [Приложение VI]
[Приложение VII]
Видео на флеш-накопителе
Мои работы [Приложение VIII]
Кошелёк Единорог
Белая гладь
Звери
Попугай
Белая гладь
Шары - кусудам [Приложение IX]
1 Яковлева, Е. В. Чем полезно оригами / Е. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11620/ (дата обращения: 20.11.2021).
2Интернет-ресурс «Японское искусство оригами из бумаги: его история и разновидности» https://zen.yandex.ru/media/officemag/iaponskoe-iskusstvo-origami-iz-bumagi-ego-istoriia-i-raznovidnosti
3https://wiki2.org/ru/Оригами
4 Яковлева, Е. В. Чем полезно оригами / Е. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11620/ (дата обращения: 20.11.2021).
5https://davidblog.ru/chto-takoe-origami/
6https://present5.com/origami-v-sovremennom-mire-dizajn-vdoxnovlennyj-iskusstvom-origami/