РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
ИГОРЬ ДАВЫДОВИЧ ЛЕЛЬЧИЦКИЙ
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР
АКАДЕМИК
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории.
На всем историческом пути своего развития педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и размышлений, суждений и отношений, превращалась в педагогическую науку.
В нашей лекции будут представлены основные педагогические концепции, которые составляют и сегодня основания современной педагогической теории и практики.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБУЧЕНИЯ,
ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
Антропологическая концепция утверждает приоритет человека как предмета его обучения, воспитания и развития
Идея комплексного педагогического воздействия на растущего человека, целостного процесса его обучения и воспитания , с целью умственного (когнитивного), эмоционально-ценностного, нравственного развития .
Основоположник научной педагогики - Ян Амос Коменский (1592-1670), чешский педагог, векторы педагогических исканий:
- кто есть Человек?
- какие возможности его развития в процессе образования?
Основные труды:
- «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» - гуманистический проект реформирования общества на основе развития образования и просвещения людей;
- Пансофия – теория непрерывного образования личности на основе использования закономерностей педагогического процесса (всеобщее всесторонне обучение и развитие);
- Великая дидактика;
- Лабиринт света;
- Материнская школа.
- цель педагогической деятельности: развитие человеческого в человеке ;
- педагогический оптимизм : возможности человека и возможности воспитания, перспективы разумного «общежития человеческого»;
- антропологическое кредо : «мы стремимся к общему образованию в области всего человеческого для всех, кто родился человеком»;
- «Цель школы должна состоять в том, чтобы человек соответствовал своему назначению, т.е. чтобы он получил образование во всех пунктах, которые совершенствуют человеческую природу».
Принцип природосообразности образования
- основная цель педагогического воздействия – целостное развитие природных сил и способностей растущего человека;
- человек как «удивительный микрокосм» : закономерности воспитания взаимосвязаны с глобальными законами природы;
- обучение и воспитание во всем должно сообразовываться с природой, даже «точный порядок школы следует заимствовать от природы»
«Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности:
… ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, памятью – кладовою для вещей.
… воля – судья, все решающий и повелевающий.
… способность движения , исполнительница всех решений.
… речь – истолковательница всего и всех .
Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык …природные дарования…отсюда – в чем состоит воспитание природных дарований…»
«Духовное дарование человека будет тогда усовершенствовано, когда,
во-первых , он приобретет способность обо многом мыслить и во все быстро вникать;
во-вторых , когда он будет опытен в тщательном различении вещей между собой, в выборе и преследовании всюду одного доброго, а также в пренебрежении и удалении всего злого;
в-третьих , когда он будет искусен в выполнении совершеннейших дел;
в-четвертых , когда будет уметь мудрости и для яркого освещения всего существующего и мыслимого»
Воспитание есть искусство, а «искусство подражает природе.
Искусство воспитания совершенствует природу.
Искусство против природы бессильно.
Искусство может сделать только то, что допускает природа.
Искусство, не следующее природе, больше вредит, чем помогает»
Идея природного равенства людей:
- «человек обучаем по своей человеческой природе, потому что у него есть способность воспринимать и понимать окружающий мир…»;
- «всех нужно вести к тому, чтобы они надлежащим образом, впитав в себя знания, могли с пользой пройти настоящую жизнь…Если мы позволим развивать ум только некоторым, исключив остальных, то будем несправедливы к отношению к тем, кто обладает той же природой»;
- обучение всех всему и всесторонне, решительно помогать детям «тупым и глупым» от природы.
Пансофизм: пан – всеобщее; софия – мудрость, идея всеобщей мудрости, подлинного знания . Мир спасется мудростью всеобщей, то есть мудрость должна стать достоянием каждого человека.
«Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготовлен ко всем случайностям».
«Весь мир театр» (Шекспир). Коменский: «Весь мир – школа» «Добиваться, чтобы всех явившихся в мир не только в качестве зрителей, научить распознавать основания, свойства и цели важнейшего из всего существующего и происходящего, чтобы в этом мире не встретилось им ничего, о чем бы они не имели возможности составить хотя бы скромного суждения и чем они не могли бы воспользоваться для определенной цели разумно, без вредной ошибки»
«Незнание своего незнания делает дерзким; сознание незнания – жаждущим знания, а здесь – начало мудрости»
Джонн Локк (1632-1704).
Эпоха Просвещения (конец XVII – XVIII вв.): мощное духовно-культурное движение Европы, утверждение культа разума и науки, справедливости
Сочинение «Мысли о воспитании» (1693) - как растить здорового ребенка, чему и каким образом его обучать, как воздействовать на его поведение, то есть знание, способное обеспечивать проектируемый результат воспитания.
В центре философско-педагогических воззрений Локка – Человек, который имеет естественное стремление к добру, а с этим связано счастье человека.
Человек от рождения с чистой душой (tabula rasa/чистая доска)
Личный опыт: нет ничего в интеллекте, чего бы раньше не было в чувствах
Знания человека есть результат его собственного опыта: внешнего – ощущения; внутреннего – рефлексия.
Ребенок должен быть воспитан внутренне : условие быть добродетельным на протяжении всей жизни.
Специальная подготовка ребенка к счастливой ( нравственное воспитание) и разумной жизни ( умственное воспитание )
Нравственное воспитание приоритетно перед умственным : сформировать характер ребенка на основе привития ему привычек, позволяющих ему быть добродетельным, а следовательно – счастливым.
«Главное, о чем следует помнить в деле воспитания: какие привычки вы желаете вкоренить; поэтому в данном отношении, как во многих других случаях, вы с самого начала не должны обращать в привычку то, что не думаете дальше продолжать и укреплять в ребенке»
Использовать законы природы, учитывать природное стремление ребенка к свободе, применять методы, вызывающие у ребенка ощущение свободы (игра, занимательность и творчество)
Акцент на самодисциплину воспитанника (вызывает ощущение свободы), естественный процесс развития воли подчиняет основной цели – воспитание сильного характера: «учить душу господствовать над собой»
«Неразумная воля» ребенка заменяется разумной волей воспитателя, то есть формируется внутренняя дисциплина, подчиненная долгу, обязанностям.
Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870): человек предстает целостным в своей телесности-духовности. Воспитание «берет человека всего», педагогика и педагог призваны изучать человека во всех его отношениях, если хотят воспитать его в этих всех отношениях.
Человек от природы наделен огромными возможностями и силами физическими и психическими, однако принадлежит ему лишь то, что он покорил своему сознанию и своей воле. Воспитание и призвано к тому, чтобы научить человека подчинить силы и способности «нервного организма» своему «сознанию и свободной воле».
Образовать в человеке характер, который «противостоял бы напору случайностей жизни…спасал бы от их вредного растлевающего характера, давал возможность извлекать отовсюду только добрые результаты».
Стремление к деятельности есть стремление к свободе :
«Человек стремится к той деятельности, которая была бы его деятельностью, им выбранной, им излюбленной, словом, его вольною деятельностью. И задача воспитания максимально способствовать «законному, святому стремлению к свободе»
«Воспитатель должен стремится узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и
во всем величии, со всеми будничными мелкими нуждами и со всеми его великими духовными
требованиями…Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю
зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда
только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, а
средства эти громадны».
Петр Федорович Каптерев (1849-1922)
Ключевое условие педагогической деятельности: адаптация метода обучения к индивидуальным особенностям конкретного ученика
«Учитель учит не детей вообще, а определенных, известных, степень развития которых и весь душевный склад имеют свои особенности»
Педагог в своих профессиональных действиях предопределен индивидуальной траекторией становления и развития того или иного ученика , его умственных возможностей и внутреннего мира.
Приоритетная способность педагога: учитывать теоретические знания о психических особенностях детей разных возрастов в процессе их обучения тому или иному предмету.
«Не школа и образование суть основа и источник самовоспитания и самообразования... наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать...»
Истинный педагог «есть служитель вечных законов развития человека и человечества»
Петр Францевич Лесгафт (1837-1909): «самое существенное требование, какое мы вправе предъявить воспитателю и учителю» - знание педагогом законов психического развития личности, владение педагогом «картиной индивидуальных свойств конкретного ребенка»
ВНИМАНИЕ: Воспитатели нередко выбирают то или иное педагогическое действие совершенно бессознательно, без какого-либо критериального обоснования
Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924) концепция «новой педагогики», цель: развитие индивидуальности каждого ребенка, его самобытности, оригинальности. Это есть условие движения к новому общественному устройству, в котором «не пропадают самые ценные богатства, какие только есть в мире – людские дарования»
РЕЗЮМЕ: РАЗВИТИЕ ДАРОВАНИЙ ПРИСУЩИХ ЧЕЛОВЕКУ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
КОНЦЕПЦИЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ИГОРЬ ДАВЫДОВИЧ ЛЕЛЬЧИЦКИЙ
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР
АКАДЕМИК
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- Генезис концепта свободное воспитание связан с идеей гуманистической педагогической традиции, начало которой было положено в античную эпоху.
- Мыслители Древней Греции (V-IV вв. до н.э.): образование как способ, обеспечивающий растущему человеку выбор индивидуальной траектории жизнедеятельности.
- В античных городах-государствах сформировался идеал свободной, критически мыслящей личности, обладающей развитым самосознанием, высокой духовной культуры, физическим совершенствованием, гражданскими добродетелями; проектируются и реализуются практики достижения этого идеала.
Сократ:
- утверждает миссию образования в гармонизации отношений человека , стремящегося к достижению личного счастья , и развитию общества , устремленного к справедливости ;
- путь к достижению этой миссии – совершенствование человека, реализующего свою «добрую природу»;
- педагогическая задача – приоритет нравственного развития растущего человека , формирование основ добродетельного поведения по отношению к подготовке к конкретным видам деятельности , направленной на личное и общественное благо;
- непосредственно педагогический процесс рассматривается в контексте его ресурса для организации самопознания ученика, это процесс педагогической помощи (со стороны учителя) растущему человеку (ученику) в его самостоятельном духовном (интеллектуальном и моральном) усилии, развитию заложенных в нем от рождения активности и творческого начала;
- подлинная образованность возможна только из личного духовного усилия человека, связанного с уже имеющимся у него опытом;
- участники педагогического процесса – равноправные партнеры, при этом роль учителя – помощник ученика, в этом роли учитель стимулирует активность и направляет духовное развитие ученика.
- Римский политический деятель Цицерон (106-43 гг. до н.э.) вводит применительно к образованию человека понятие гуманизм как идеал образования, образ мысли, достойный человеческой жизни .
- Римский оратор и педагог Квинтилиан - против телесных наказаний и требует индивидуализации обучения.
Жан Жак Руссо
- Основное произведение «Эмиль или О воспитании»
- В центре педагогических воззрений мыслителя – естественный природный человек .
- Ключевая идея – нельзя решать судьбу ребенка за него самого, поскольку это лишает возможности выбора, его естественного развития.
- Идеал – свободная и цельная личность, реализация этого идеала через «естественное воспитание»
- «Задача такого воспитания – создать человека . Этим новое воспитание отличалось от старого, ставившего себе целью подготовку к какой-нибудь профессии или к какой-нибудь школе.
- Средство этого воспитания – свобода, или, что тоже, исключительно природная жизнь, протекающая вдали от культуры, с ее искусственностью и механистичностью… уметь ничего не делать с воспитанником – вот первое и наиболее трудное искусство воспитателя »
- Обоснован концепт растущего человека : самобытность и самоценность детского возраста, «в человеке нужно рассматривать человека, в ребенке – ребенка».
- Критика социокультурного контекста воспитания, поскольку оно «настоящим жертвует для неизвестного будущего, которое налагает на ребенка всякого рода оковы и начинает с того, что подготовить ему вдали какое-то воображаемое счастье, которым он никогда не воспользуется».
- Ключевая задача для педагога – «преподать детям науку об обязанностях человека. Наука эта едина, и…она неделима»
- Педагог призван быть организатором процесса самостоятельного «обучения ребенка, чем обучать…не давать готовых правил, а побуждать и учить находить их».
- «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его … Выходя их моих рук, он не будет…ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком; всем чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и, как судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».
- Идея педагогической организации формирования у растущего человека готовности (компетенции) к самоопределению.
- Идея личной ответственности человека за свои дела и поступки , на основе самостоятельного выбора, при педагогической помощи (сопровождении/поддержке).
Лев Николаевич Толстой
- образование должно определяться обществом, а не государством
- образование есть потребность всякого человека… «образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Важнейший признак действительности и верность пути образования есть удовольствие с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся»
- образование – действительно свободное и потому справедливое и законнное.
- Идея доступности обучения : если учителю легко учить, то ученику трудно учиться, и наоборот, если учителю трудно учить, то ученику легко постигать новое знание
- Идеальный учитель причины затруднений своих учеников ищет в себе самом, в компетентности и адекватности тех или иных педагогических приемов и средств, им использованных
- Школа должна проектировать создавать условия для свободного принятия учащимися передаваемых учителем научных знаний
- «Дети для школы или школа для детей»
- Школы по преимуществу учреждаются «не так, чтобы детям было удобно учиться, но так, чтобы учителям было удобно учить»
- Основной предмет воспитания : свободный ребенок
- Личность ученика как ценностное основание педагогической деятельности, ее ведущий аксиологический приоритет – свобода
- Стремление учителя к внутренней свободе, его свободное самоопределение.
Константин Николаевич Вентцель (1857-1947)
- Идея свободного творческого процесса самовоспитания личности ребенка
- Стремление к совершенству должно иметь личностно-значимую потребность
- Творческое моделирование культурно-педагогического пространства
- Миссия педагога: «содействовать созданию типа высшей творческой личности, глубоко проникнутой идеальными началами общественности и могущей явиться одним из творцов идеального общества»
Педагогическая любовь как важнейшее личностное качество учителя
- « бескорыстно любит ребенка только тот, кто стремится к освобождению ребенка не только от власти тех посторонних лиц, с которыми ребенку приходится сталкиваться, не только от власти тех стихийных сил, которые находятся внутри ребенка, но также и от той власти, которая лично ему самому выпала над ребенком»
- «Любить доброго, хорошего ребенка – не велика заслуга, но любить дурного и испорченного ребенка – вот где познается истинное призвание воспитателя»
- « Ребенок – это великий воспитатель взрослого человека к свободной жизни, – поскольку, – ища способов, какими можно освободить ребенка из-под своей власти, взрослый находит те способы, какими он сам может быть освобожден от тех или других цепей, под которыми он томится »
- Миссия педагога помогать «самопроизвольному, свободному росту его индивидуальности и довести его до сознания законов своего собственного развития так, чтобы он мог сам сознательно и планомерно работать над собственным своим совершенствованием во всех отношениях»
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ИГОРЬ ДАВЫДОВИЧ ЛЕЛЬЧИЦКИЙ
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР
АКАДЕМИК
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ СУХОМЛИНСКИЙ
(1918-1970)
Педагогическое наследие: 600 статей, 36 книг, 1300 рассказов и сказок, большое количество неопубликованного рукописного материала.
Основные труды
- Рождение гражданина (1971)
- Сердце отдаю детям (1973)
- Методика воспитания коллектива (1981)
- О воспитании (1973).
Целостность личности
В.А. Сухомлинский утверждает идею целостности личности в органическом единстве и неразрывности ее аспектов:
- природного и социального;
- духовного и физического;
- общественного и индивидуального.
Ценности воспитания
Смысложизненные ценности как педагогические концепты личностного становления:
- жизнь человека;
- смысл жизни;
- семья и брак;
- верность в любви и дружбе;
- доброта и милосердие;
- совесть;
- способность к пониманию другого человека;
- добро и зло как ценностные векторы подготовки ребенка к жизни;
- горе и страдание в жизни человека.
Истоки человеческого в развивающейся личности
Идеалы жизни человека:
- служение людям;
- удовлетворение и радость самоотдачи как высших проявлений стремления к добру.
Воспитание человечности через обращение к естественным чувствам и стремлениям, свойственным каждому человеку:
- любовного отношения к матери;
- добрых чувств и добрых дел;
- силе духа, мужестве и благородстве;
- переживании, сострадании, сочувствии, помощи другому.
Красота как основание человеческого
Красота есть «кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений, благородных поступков. Красота – в мире природы, постигая которую, ребенок ее ценить, беречь и творить ее, украшая землю (в современной трактовке – экологическое мышление, экологический поступок). Красота – мир родного слова, народной культуры, народной сказки, произведений искусства. Все это открывает возможности для чувств «нежности, ласковости, сердечности, задушевности» чтобы «открывалось самое дорогое, что есть в человеке: любовь к людям, готовность творить и утверждать красоту».
Стремление к познанию истины
Основная педагогическая проблема – потребность обучающегося в познании .
«Все становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться , когда в учении… чувствует радость и обретает человеческую гордость ».
Интеллект и образованность
Потребность и способность познавать - результаты природного дара.
Интеграция предлагаемого «внешнего» знания и представлений, формирующихся во внутренней «лаборатории» мысли обучающегося.
Растущий человек – «главный творец и труженик» развития своего мышления.
Личностные аффекты образовательного процесса
- переживание в учении человеческого достоинства;
- чувства уверенности и гордости;
- ощущение радости умственного труда.
Учение – процесс индивидуальный
- педагогическая помощь непосредственно в интеллектуальном труде (понимание, усвоение предлагаемого знания);
- педагогическая защита достоинства и чести ученика в детском сообществе (кто испытывает затруднения в обучении);
- обеспечение нравственной атмосферы коллективного учения;
- готовность к взаимоподдержке, взаимопониманию, взаимоуважению;
- право каждого ученика на индивидуальную траекторию движения к требуемым результатам в обучении.
ГУМАННО-ЛИЧНОСТНАЯ ПЕДАГОГИКА Ш. А. АМОНАШВИЛИ
(1931)
Шалва Александрович Амонашвили – концептолог и основатель практической гуманно-личностной педагогики, академик Российской академии образования, наш современник, живет и работает в Москве.
Целостная природа растущего человека
- педагогическое внимание движению целостной природы растущего человека;
- потребность и способность к движению – основания педагогических действий по отношению к ребенку;
- целостная психика ребенка включает: страсть к развитию , страсть к взрослению, страсть к свободе .
Вера в ребенка
Ведущая идея педагогической концепции – вера в возможности ребенка
Цель: способствовать становлению и развитию в ребенке благородного человека , его устремленность на служение истине, добру, красоте, справедливости .
Воспитание жизнью
- школьный период как полнота жизни растущего человека, «школа жизни»
- каждый ребенок стремится к познанию себя, окружающей действительности
- каждый ребенок входит во взрослую жизнь через свою личную жизнь как свободная личность. Поэтому школа, наполненная процессом образования, знаниями, должна при этом и прежде всего быть «школой жизни»
Учитель и ученик
Учитель – « Дух, излучающий, дарящий Свет »
У ченик – « Дух, идущий, принимающий Свет »
Учитель – ученик: «Жизнь», «Любовь», «Знания», «Мудрость»
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЯМБУРГ
(1951)
Наш современник, доктор педагогических наук. профессор, академик Российской академии образования, директор Образовательного центра № 109, г. Москва
Сохранение личности ученика
- физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся;
- пропедевтика неврозов
- своевременная диагностика и коррекция
- систематическая медико-психологическая помощь непосредственно в школе
Воспитательная система
Основания воспитательной системы:
- активность ребенка
- критическое мышление
- вера в жизнь
Задачи:
- воспитание ответственного отношения к жизни через активное сострадание и милосердие (детский сад и начальная школа)
- формирование позитивной Я-концепции подростков
- формирование критического мышления
Основные принципы системы образования
- гуманизации: в центре образовательного пространства находится ребенок, его здоровье, свободное развитие личности, уважение личности ребенка, доверие к нему; принятие его личных целей, запросов и интересов;
- индивидуализации, дифференциации и мобильности образовательного пространства: общедоступный характер образования в соответствии с индивидуально-возрастными особенностями ребенка, дифференциацией построения учебно-воспитательного процесса и разноуровневой образовательной подготовкой растущего человека;
- единства культурного и образовательного пространства, основанного на исторических традиции
Основные идеи образования адаптированной к растущему человеку
- непрерывности и преемственности образования в системе «Школа – детский сад»: в которой ребенок, подросток учится, осознает жизненную необходимость постоянного обновления образования
- формирование педагогических взаимоотношений, в основу которых положена система сотрудничества педагога и ученика
- развитие личности происходит в процессе специально организованной учебно-познавательной деятельности; в которой растущий человек осваивает не только знания, умения, навыки, но и приобретает опыт их самостоятельного поиска и освоения, а также применения как основного принципа жизнедеятельности
ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИСЛАВОВИЧ СЕРИКОВ
(1950)
Наш современник, д.п.н., профессор, член-корр. РАО, автор научно-педагогической школы личностно-развивающего образования.
Идея личностно-развивающего образования
Педагогическое обеспечение становления в человеке собственно личностных способностей к:
- избирательной рефлексии;
- смыслообразованию;
- саморегуляции;
- принятию ответственности;
- принятию другого человека как личности;
- креативности;
- внутренней свободе (субъектности).
Содержание личностно-развивающего образования
- выбор
- обоснования смыслов социально-значимой деятельности (учения)
- принятие ответственности
- понимание и принятие Другого
- творческая самореализация
- инициация собственного поведения
Событие как источник формирования личностного опыта
- формирования нового опыта;
- обновление (уточнение, дополнение, развитие) имеющегося опыта;
- возможная деформация сложившихся стереотипов поведения, мышления
- случай как событие
Способы создания личностно-развивающих педагогических ситуаций
- диалог с обучающимся (педагогическое взаимодействие как основных субъектов созданного учителем событийного пространства, наполненного содержательными образовательными смыслами);
- вхождение в контекст проблем обучающегося (учебных, жизненных, коммуникативных), что означает понимание и принятие как личности своего ученика (всегда находит отклик, отзывчивость, обратное принятие учеником педагога – в этом залог педагогического успеха)
Способы создания личностно-развивающих педагогических ситуаций
- побуждение к поступку (педагогическое внимание к преодолению обучающимся сложившихся стереотипов мышления и поведения, привычных для всех и себя прежде всего, что и есть условие для совершения новых действий или поступков
- педагогическая поддержка (педагогический коучинг - в современной трактовке, поскольку обращение к личностному ресурсу ученика, его способности к саморазвитию, требующей актуализации соответствующей потребности).
Личностно-развивающие ситуации
- «открытие самого себя» – понять свой ресурс, свои возможности, поверить в себя самого;
- принятие нового смысла деятельности – принятие новых образцов поведения, новых ориентиров самореализации;
- самоопределения (готовность к преодолению);
- рефлексивная (вектор внимания на себя как источник неверных, ошибочных действий);
- проектная (образ и план будущего).
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР
АКАДЕМИК
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ИГОРЬ ДАВЫДОВИЧ ЛЕЛЬЧИЦКИЙ
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841)
Социокультурный контекст
Немецкое Просвещение - акцент на человека как носителя общечеловеческой культуры, продукта истории культуры, истории духа
В образовании как приобщении к культуре представляется «тайна усовершенствования человеческой природы» (Кант)
Культ знания
- Рассматривает человека в культурно-природном контексте, его движении к «высшему царству истинного человечества»
- Фокусирует внимание на общее образование как фундамент индивидуальной духовно-нравственной культуры личности, необходимое условие духовно-нравственного совершенствования человека
- Утверждает культ знания как самоценного феномена для полноценной духовно-нравственной жизни человека
Необходимое и уникальное в воспитании человека
- Необходимые цели: «ребенок должен усваивать из общества лишь то, что одобрено с нравственной точки зрения…основой воспитания должен являться высший нравственный идеал культурного человечества»
- Возможные цели отражают индивидуальные образовательные запросы воспитанника и должны способствовать выбору образа деятельности - осуществлению своего предназначения
Концепция образования
- Процесс усвоения знаний одновременно и процесс развития познавательных способностей обучающихся.
- Пробуждение интереса к самообразованию и побуждение к умственной самостоятельности
- Культура познавательной деятельности: «аналитическое обучение», предполагает вначале свободное выражение учеником своих мыслей , и затем только их уточнение, разъяснение под руководством учителя
Концепция образования
- Синтетический способ обучения или четыре ступени процесса обучения: ясность, ассоциация, система и метод
- Ясность – включение понимания обучающегося
- Ассоциация – включение памяти и ассоциативного мышления
- Система – происходит обобщение.
- Метод – мобилизуются сложные познавательные действия в их единстве, обеспечивающие применение нового знания как инструмента в выполнении различных учебных упражнений
Воспитывающее обучение
«Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование без обучения есть цель, лишенная средства»
Нравственность как «жизненный принцип», когда человек добрые дела делает «предметом своей воли, целью своей жизни, мерилом для самокритики»
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866)
«Руководство к образованию немецких учителей» (1835), вошел в историю развития педагогики как «учитель немецких учителей»
«Человек стремлений» как идеал воспитания
- Дистервег рассматривал настоящее как «продолжение предыдущих поколений», будущее как более совершенное настоящее
- «мы живем для того, чтобы на свете стало лучше»
- идеал воспитания – «человек стремлений» к будущему через трансформацию настоящего
Принцип культуросообразности образования
- Важнейшее требование к педагогической деятельности - «обучать культуросообразно»
- Объективный характер принципа культуросообразности:
«каждый отдельный человек представляет собой не абстракт, но индивидуум и живет не вообще во времени и пространстве, но в определенное время и в определенном пространстве», то есть в конкретном социокультурном контексте
Соотношение природо- и культуросообразности
- Культура – средство развития природных сил индивидуума, удовлетворения его потребностей и формирования способностей
- Соотношение требований «природсообразности» и «культуросообразности» в обучении как противоречие между внешними требованиями и потребностью растущего человека в естественном гармоничном развитии природных сил и способностей
- «Чем больше культуросообразное согласуется с природосообразным, тем благороднее, лучше и проще складывается жизнь»
Концепты обучения
- «Уровень развития ученика» как исходный рубеж всякого обучения
- Дидактический принцип непрерывности: «то обучение непрерывно, которое делает ученика способным преодолевать каждую ступень с той степенью самостоятельности, какую допускает его возраст и природа предмета, так, чтобы были общие цели обучения: развитие самодеятельности и полное знание предмета»
- «Свободное развитие» умственных сил;
- «Ученик – субъект обучения»
Миссия учителя
- побуждать воспитанника к « самодеятельному исследованию истины»
- возбуждать познавательные силы ученика к поиску истины (мотивация)
- использовать методы «развивающего», «эвристического» способа;
- строить алгоритм совместной деятельности учителя и ученика
- непрерывное «никогда не останавливающееся» самообразование, укрепление воли и характера в самовоспитании, соединение в своем осознанном саморазвитии «природного» и «культурного»
Миссия учителя
- учитель для учеников образ «если и несовершенного, то стремящегося к совершенству человека»
- «духовная независимость» учителя при использовании развивающего метода обучения, поскольку это обеспечивает свободного от «умственного рабства» ученика как условие «воспитания свободной нации»
- «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя»
Эмоциональное состояние учителя и ученика
- переживаемые учителем «прекрасные минуты счастья» если ученик испытывает радость «собственного открытия», «собственного успеха»
- важно вызвать в душе растущего человека «истинное, великое, святое»
- тайна деятельности и успеха учителя в соприкосновении «души с душой», поскольку именно тогда «юные души расправляют свои крылышки и их способность летать усиливается»
Способы и методы организации обучения
- развитие подлинное может быть только в активной деятельности, только при помощи своей деятельности можно стать «свободным человеком», а «не благодаря словам и повторению»
- противопоставление традиционного (словесный) и развивающего (деятельностный) способа обучения: «набивать ли молодого человека готовыми истинами (внешнее)…дать им свободно расти и развиваться изнутри наружу (внутренне знание)»
С. И. Гессен (1887-1950)
«Образование означает…приобщение человека к духовным ценностям науки , искусства, права, хозяйства, и если и здесь имеет место приобщение учащегося к современному ему литературному языку и своего рода «включение» его в «поток» науки, искусства и другие духовные реальности, из которых слагается сфера культуры …то это включение имеет своей оборотной стороной также и раскрытие индивидуальности учащихся , личное и творческое усвоение ими духовных ценностей, которое немыслимо без свободных актов человеческой личности , в коих раскрывается самостоятельное убеждение человека, его совесть .
Ценности научного знания
- Приобщение школьной молодежи к ценностям и смыслам научного или культуросообразного познания
- Преподавание в старшей ступени следует направлять не только на передачу на приобщение учащихся к «духу науки»
Сущность обучения
- Обучение как процесс приобщения учащихся к методу научного мышления
- Обучение как процесс вовлечения в мир знания
- «Учитель есть прежде всего живой носитель научного предания, которое передается от человека к человеку только устным путем, посредством как бы заразы, вовлекающей ученика в познание на его глазах учителем общего им обоим предмета, знания»
Педагогическое взаимодействие
Взаимоотношение учителя с учениками как совместная мыслительная деятельность : «руководить этой совместной работой класса, указывать ей направление, отзываться на всякий обнаруженный в течение работы вопрос и вариант в его решении, ободрять ищущих своего решения, – вот подлинная задача учителя»
Сущность обучения или метод педагогической заразы
С.И. Гессен: важной задача учителя – демонстрировать им перед учениками открытость своей мыслительной и познавательной деятельности, поскольку «учитель есть прежде всего живой носитель научного предания, которое передается от человека к человеку только устным путем, посредством как бы заразы, вовлекающей ученика в познание на его глазах учителем общего им обоим предмета, знания».
С.И. Гессен : авторитет учителя обеспечивается личностными качествам и. Он подчеркивал, что далеко не всегда превосходному преподавателю удается, например, эффективное нравственное воспитание, которое составляет «собственный дар подлинного воспитателя». Под этим даром, как указывал С.И. Гессен, следует понимать способности учителя «раскрывать души воспитанников, оживотворять все внутренние силы их души, быть живым личностным источником раскрытия их, как личностей».
С.И. Гессен: истинный учитель в своей педагогической деятельности непременно базируется на любви к ребенку, любви к ценностям науки и культуры . Эта любовь, подчеркивал С.И. Гессен, не может быть заменена необходимой квалификацией учителя в таких областях, например, как педагогика, психотехника и социология.
С.И. Гессен: генезис любви в личностном начале учителя , взаимосвязанном, но не определяемым приобретенными учителем профессиональными знаниями и умениями. Педагогическая любовь как личностная установка учителя на осуществление профессиональных действий и поступков, оптимально влияющих на духовно-нравственное, психическое и интеллектуальное становление и развитие растущего человека .
С.И. Гессен: «настоящий учитель тот, кто способен, во-первых, не только не погасить, а, напротив, разжечь в душе своих учеников ту любовь к истине, красоте и справедливости, которая обычно проявляется в их душе в юношеские годы; и, во-вторых, помочь своим ученикам актуализировать эти ценности, в то время как они не замечают истины и красоты…».
Направленность взаимоотношений учителя с учениками
С.И. Гессен: одним из ведущих направлений построения оптимальных взаимоотношений учителя со своими учениками является их совместная мыслительная деятельность , так как «руководить этой совместной работой класса, указывать ей направление, отзываться на всякий обнаруженный в течение работы вопрос и вариант в его решении, ободрять ищущих своего решения, – вот подлинная задача учителя».
Образовательные технологии
С.И. Гессен: «в деятельности учеников принимает участие и учитель, организующий и направляющий ученический труд. В организующей и привлекающей активность новой школе учитель также будет пользоваться лекциями , диалогом , расспрашиванием учеников .
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕДАГОГИКА КОЛЛЕКТИВНОГО И ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ
АНТОНА СЕМЕНОВИЧА МАКАРЕНКО
ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДОКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР
АКАДЕМИК
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ИГОРЬ ДАВЫДОВИЧ ЛЕЛЬЧИЦКИЙ
Идея развития индивидуальности в коллективе
Коллектив определяет положение человека в обществе, при этом именно коллектив как метод воспитания «дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность».
«У всех в характере есть особая черта широты и разносторонности взглядов, привычек, точек зрения и т.д….»
В организации воспитательного процесса «должна быть и общая (стандартная) программа, и индивидуальный корректив в ней», чтобы не «пожертвовать индивидуальной прелестью, своеобразием, особой красотой личности»
Идеал человека в трудовом воспитании
Способный к «борьбе и преодолению» по отношению к себе, к самодисциплине. Труд выступает для личности самостимулирующим, саморазвивающим, самовоспитывающим средством.
Жизнь как высший смысл
«Я люблю жизнь такою, какая она есть. Она прекрасна потому, что непрактична, не рассчитана по эгоизму, что в ней есть борьба и опасности, есть страдание и мысль, какая-то гордость и независимость от природы…Я живу потому, что люблю жить, люблю дни и ночи, люблю смотреть как растет человек, как он борется с природой, в том числе и с собственной природой…»