СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«История появления и развития денег от древности до современности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««История появления и развития денег от древности до современности»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 имени Г.М. Пясецкого г.Орла»












Методическая разработка внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»



Тема: «История появления и развития денег от древности до современности»

Тип внеурочной деятельности: «открытие» нового знания

Форма проведения: виртуальная экскурсия в прошлое













Составила:

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №11

Говорухина А.А.





Орел 2022



Предмет, класс: «Основы финансовой грамотности», 6 класс

Тема: «История появления и развития денег от древности до современности»

Цель: формирование представления о деньгах, как средстве приобретения товаров; изучение истории возникновения денег и формы их существования.

Планируемые результаты:

  1. Предметные- знать: значение понятий «деньги», «бартер»; о товарно-денежных отношениях, об истории появления денег;

Уметь: соотносить денежные средства со временами их использования.

  1. Личностные: умение определять, высказывать свое мнение, выражать свои эмоции, формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ресурсы: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, карточки с заданиями для групповой работы, металлические монеты разных времен.

Словарь: потребности, деньги, бартер, сертификат, ассигнации, номинал, эмиссия.

Технологическая карта

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята, я рада всех вас приветствовать, сегодня нам предстоит путешествие в прошлое, где мы узнаем с вами много нового и интересного!

Приветствуют учителя и друг друга, настраиваются на работу.

II. Формулирование темы урока. Постановка цели.

- Сегодня мы совершим путешествие, где вы познакомитесь с историей… да что же я раскрываю вам все карты сама? Сейчас буду задавать вам вопросы, а вы должны догадаться, о чем сегодня пойдет речь.

Вспоминайте, на прошлых уроках мы с вами говорили, что у человека есть первичные и вторичные потребности, какие это потребности?

А что нам нужно, чтобы все это получить, вы узнаете, сложив пазл у вас на столе.

Совершенно верно- деньги!

А всё ли вы знаете о деньгах? Может, у вас есть вопросы, на которые вы еще не знаете ответа?

И тема нашего сегодняшнего урока «История появления и развития денег от древности до современности». А какую цель мы поставим перед собой?








Отвечают на вопросы: первичные(биологические)- еда, вода, жилье.

Вторичные (социальные, духовные)- общение, развлечения. (слайд 2)

Складывают пазл (изображение купюры и монеты) (слайд 3)

-Деньги.

-когда появились первые деньги? Как они выглядели изначально? Как в древности людям понадобились деньги впервые?



-Определить, что такое деньги, как они появились и в какой форме они существуют.

III. Изучение нового материала.

История денег начинается с древних времен, когда между людьми возникли товарные отношения. Но со временем такой способ ведения торговли себя изжил, вследствие чего стали использовать различные обменные элементы – отсюда и появились первые деньги. История возникновения денег началась 7-8 тыс. лет до н.э. Теперь предлагаю вам поработать в парах.

Перед вами на столе лежат карточки, на которых изображены предметы, посовещайтесь и скажите, что из этого могло служить обменной валютой.

Карточка 1-й ряд- зерно, конфета, перчатки, изумруд.

Карточка 2-й ряд- шкура животного, касета, ракушка.

Карточка 3-й ряд- верблюд, фонарь, гитара, стеклянные бусины. Письменности и сложного счета еще не появилось. Поэтому, племена решили вместо ведения долгов в уме приравнять их к камушкам. Раковины редких моллюсков каури, которые считаются самой долговечной натуральной валютой в мире. Они начали свое хождение еще до нашей эры, а вышли из оборота только в начале XX века. Условно можно выделить следующие древние виды денег:

Продукты питания: зерно, скот, соль, пряности, мед. Использовались такие продукты, которые были нужны всем и долго хранились. Живой товар: верблюды, овцы, коровы, ослы.

Обработанный товар: шкуры зверей, изделия из камня, украшения (например, стеклянные бусы), ткани (шелк, лен, ситец).

У древней валюты был существенный недостаток: она была сильно подвержена влиянию случайных факторов. Засуха или наводнения могли испортить урожай. Скот мог умереть от болезни, а теплый мех в жарких странах не пользовался спросом. Требовалась более стабильная денежная единица, роль которой стали выполнять металлы. (слайд 5)

Сначала роль денег выполняли кусочки металла: золото (иногда в виде золотого песка), серебро, медь, бронза. Это были природные богатства, которые, с одной стороны, широко распространены по миру, а с другой – требуют приложения усилий для добычи.

Металлы обладали рядом преимуществ перед натуральными деньгами:

их легко узнать,

не подвержены влиянию климата

легко хранить и перемещать.

можно разделить на несколько мелких частей или соединить в более крупный слиток.

В XIII веке до н. э. металлы использовались в виде слитков разного веса. Это тоже было неудобно, поэтому в VII веке до н. э. началась чеканка монет. Плоская форма была намного удобнее для хранения, транспортировки и при оплате за товары и услуги. Металлические монеты начали распространяться по всему миру.

Стоимость монеты определялась себестоимостью металла, из которого она была сделана. В производстве использовалось золото, серебро, сплав из золота и серебра, медь, бронза.

А сейчас предлагаю вам поработать в группе. Объединитесь по 4 человека.

Перед вами лежат изображения монет, попробуйте определить страну, откуда какая монета произошла.

Сравните ваш ответ с правильным.

Как вы считаете вы справились с данным заданием? Оцените работу своей группы по шкале от 1 до 5.



Оплата драгоценными монетами тоже оказалась до конца неудобной: небезопасно (могли ограбить), иногда тяжело носить с собой и требует времени на проверку чистоты металла. Люди стали пользоваться услугами специальных помещений для хранения, а взамен владелец такой кладовой выдавал сертификат (квитанцию). Количество золота точно соответствовало количеству, указанному в бумажных квитанциях.

Сейчас я предлагаю посмотреть вам интересное видео о появлении первых бумажных денег.

В 910 г. в Китае появились первые бумажные деньги. Ими стали сертификаты, где было записано, сколько человек отдал металлических денег на хранение. Предъявителю сертификата выдавалось необходимое количество монет из кладовой. Но постепенно такими записями стало возможно расплачиваться за товары и услуги без необходимости получения физических денег. В Европе и США бумажные деньги начали печататься только к XVII веку. В России первые бумажные деньги появились при Екатерине II Великой. 28 декабря 1768 года (9 января 1769 года) императрица подписала манифест о введении в обращение бумажных денег. В том же году были выпущены ассигнации четырех номиналов - 25, 50, 75 и 100 рублей.

Как вы думаете, какой следующий этап в развитии внешнего вида денег и их использования? Даю подсказку, в наше время этот вид является самым распространенным.

Совершенно верно! Сейчас очень многие пользуются безналичным расчетом и электронными деньгами. На смену бумажных денег приходят пластиковые карточки. Это уже наша современность. Первая кредитная карта появилась в США в 50-х годах прошлого века. Ею можно было только оплатить посещение ресторана. Представляла она собой кусок картона.


Но идея понравилась банкам. Они наладили эмиссию таких платежных средств для безналичной оплаты товаров и услуг. Система защиты карточек тоже развивалась: тиснение, магнитная полоса, микросхемы.

Массовая компьютеризация привела к возникновению электронных денег. Выделим следующие их разновидности:


Пластиковые банковские карты, дебетовые и кредитные. Посредником между ее владельцем (плательщиком) и получателем денег выступает платежная система. Она обеспечивает бесперебойность передачи, высокую скорость операций, безопасность и соответствие требованиям законодательства. Наиболее известные платежные системы: Visa, MasterCard. В России – МИР. Ребята, как вы считаете, существуют какие-то риски хранения денег на пластиковых картах, если да, то какие? За каждый правильный вопрос вы получите «денежную купюру», которую сможете обменять на баллы в конце нашего занятия.



Ребята, вы большие молодцы! Отлично справляетесь с вопросами и заданиями на протяжении всего урока. Я надеюсь, что информация, которую вы сегодня узнали поможет вам быть финансово грамотными и пригодится не только на наших уроках, но и в обычной жизни.














Ученики разглядывают карточки, выделяют и называют то, что могло бы служить деньгами.



Карточка 1-й ряд- зерно, изумруд. ( слайд 4)

Карточка 2-й ряд- шкура животного, ракушка. ( слайд 4)

Карточка 3-й ряд- верблюд, стеклянные бусины. ( слайд 4)


На слайде появляются правильные ответы.

















































































Ученики выполняют задание и поясняют, почему сделали именно такой выбор. На слайде появляются правильные ответы. (слайд 6)






Дети производят оценку работы своей группы.
















Смотрят видео.








































Дети выдвигают свои предположения (банковские карты, оплата мобильными телефонам)















































Ученики выдвигают свои версии (каждая из версий появляется на слайде).

IV. Закрепление нового материала.

Сейчас я бы хотела, чтобы вы ответили на несколько моих вопросов:

  1. Для чего появились деньги?

  2. Что использовалось в виде денег до нашей эры?

  3. Почему бумажные деньги сменили металлические?

  4. В какой стране впервые были придуманы бумажные деньги?

  5. Где была придумана первая кредитная карта?

  6. Вопрос: в каком порядке появлялись разные виды денег:

  1. Монеты – купюры-товарные деньги

  2. Товарные деньги-монеты-купюры

  3. Товарные деньги-купюры-монеты




Ребята, какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Как вы считаете, мы достигли ее?

Ученики отвечают на вопросы. Правильные ответы появляются на слайдах.




























Повторяют цель, поставленную в начале урока. Отвечают достигли мы ее или нет.

V. Рефлексия.

-Ребята, поднимите правую руку те, кто теперь знает, что такое деньги? Хорошо. А сейчас поднимите левую руку те, кто знает, как появились деньги?

-А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. На столе у вас лежат монеты, напишите на них свою фамилию и оценку от 1 до 5, а затем по очереди бросьте в копилку у меня на столе.

У меня есть для вас задание на дом: нарисуйте деньги будущего, сделайте их такими, какими они будут через 100 лет по вашему мнению.

Спасибо за урок, вы все большие молодцы, мне было очень приятно с вами работать!

Поднимают по очереди руки.







Оценивают себя, складывают монеты в копилку.







Записывают домашнее задание.



Источники информации:

https://iklife.ru/finansy/kak-poyavilis-dengi.html - информация о происхождении денег

https://yandex.ru/video/preview/6880536115082604749- полная версия видео (в уроке используется сокращенный вариант)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!