ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СУДЖАНСКОГО КОВРОТКАЧЕСТВА
Когда-то Курская губерния славилась своими коврами. Курский ковер легко отличить по особенности художественной композиции, составленной из пышных букетов. Обрамленных гирляндой из садовых и полевых цветов. Обычно ковры делались гладкими, из грубой шерстяной цветной нити по конопляной или, реже, льняной основе. Центром ковроткачества, крупнейшим в России, был город Суджа.
В 17 веке в селах Суджанского уезда многие крестьяне ткали различные ковровые узделия. Ковры — кимины изготовлялись на горизонтальных станках и снимались из двух, трех полос. На самодельных станках « Кроснах» ткали холсты, сукна, пестрет, шерстяную ткань, скатерти, рядна, постилки и ковры, элементы одежды и быта.
В 1819 году в Курский край из Москвы была прислана ковровщица Феодора Трусова, чтобы обучить местных крестьянок ткать на вертикальных станках ковры для богатых домов и усадеб. Мастерицы быстро освоили новую технологию и ткали ковры с геометрическим и пейзажным рисунком. В 1897 году две лучшие ковровщицы были посланы земством на учебу в Петербург в Маршенскую школу. Вернувшись из столицы, Феодосия Долженкова в 1900 году организовала в селе Касторное Суджанского уезда школу для девочек. Ковры стали делать гладкие , двусторонние, бархатные, полугобеленовые. Продукция с успехом продавалась в Курске, Киеве, Москве. В 1910 году была создана школа- мастерская в городе Суджа ( под руководством В.П.Трофимова). Мастерская была на 20 мест для девочек 12-16 лет.
Позднее художественное руководство мастерскими осуществляли приглашенные художники. В 1903 году было выпущено 32 ковра в стиле « мадерн». За 9 лет в школе было подготовлено 50 мастериц. А в 1909 году в городе Петербург состоялась юбилейная выставка Маршанской школы. На этой выставке в числе экспонатов находились и Суджанские ковры.
В то время сельские мастерицы продолжали изготавливать цве= точные ковры по старым традициям. И эти изделия пользовались спросом. В 191 Огоду были открыты еще две мастерские в. с. Мирополье Суджанского уезда и в г. Обоянь. Дело шло хорошо и промыслы процве -тали. В 1913 г. на Всероссийской выставке в Петербурге демонстрирова -лись три суджанских ковра, заслужившие всеобщее признание.
Начавшая первая Мировая война, а затем и революция привели к временному спаду, начавшегося набирать силу коврового промысла. Лишь в 1928 году была создана артель «Ткачиха», объединившая мастериц, работавших на дому под руководством Х.Г. Скибиной. Успеха артель добилась не сразу. Примерно в тоже время была открыта школа ткачества, директором школы была Мария Васильевна Стукакова.
Именно благодаря созданию школы к 1934 году значительно расширилось производство ковров. В 1938 году ковры Суджанской артели демонстрировались на выставке в Нью - Йорке.
С конца 40-х годов композиции цветочных ковров становится более разнообразными. Совершенствуются рисунки, наряду с использованием традиционного черного фона, курские мастерицы пытаются создать композиции ковров на фоне светлых оттенков, сохраняя условно объемную трактовку растительных и цветочных мотивов.
Большое внимание уделяется и поискам новых мотивов цветочных форм, органически впитавшихся в традиционный мотив Курского ковра.
Постепенно в композициях ковров появляются декоративно обоб -щенные изображения тюльпанов, геоцин, лилий, веток рябины и др. в колорите ковров все чаще применяются соотношения теплых фисташ -ковых золотистых, бежевых оттенков. С этими тонами легче сочетаюся расцветки пряжи, используемые в разработке цветовых и растительных мотивов.
В 1951 году ковровщицы филиала Дмитриеве - Льговском при содействии работников научно - исследовательского института художест -венной промышленности освоили выпуск ковров - гобеленов по шаблону. Современное развитие ручного ковроткачества не может обходить без тщательного изучения традиционных основ народного искусства ковроде -лия, впитавших в себя опыт многих поколений.
Только лишь, изучая этот опыт, оттачивая свою собственную наблюдательность, мастера и художники могут успешно развивать ценные художественные традиции ковроделия своего края.
Изготовление цветочных ковров оставалось и остается для мест
ных мастериц наиболее интересным творческим процессом. В колорите
цветочных ковров, вырабатываемых мастерами фабрики, преобладают
красные и зеленые расцветки пряжи. Их дополняют деликатно введенны
ми голубыми, белыми и желтыми тонами. Черный фон »
просвечивающий сквозь листья и цветы служит для выявления декора -
тивной насыщенности ковра узорами, подчеркивая красоту формы
листьев и цветов.
Такое использование фона в значительной степени обогащает компози -цию, так как фон начинает восприниматься одним из элементов узора. Единство узорности фона с растительным орнаментом способствует созданию законности декоративной композиции.
Традиции курского ковроткачества продолжаются и сегодня. Курские ковры можно отличить от изделий других регионов по тонкой светотеневой разработке цветового орнамента, густо заполняющего черный или цветовой фон ковра, по горячей, насыщенной, построенной на контрастах цветовой гамме, по мягкой, гладкой выработке ковровой ткани. Они исполнялись способом полосного ткачества шерстяным утком по льняной, чаще конопляной основе, на простом горизонтальном станке.
На ряду с гладкими коврами вырабатывались более сложные махровые ковры. Тканье махровых ковров происходило на том же ткацком станке, но требовало знания специальной техники ковровязания, умения навязывать ворсовые узлы и закреплять их в ткань. В композициях курских ковров преобладают геометрические узоры, растительные орнаменты, где можно видеть различную степень обобщения от очень упрощенных геометрических цветов, похожих на ромбы, круги, квадраты, до очень конкретного воспроизведения мака, розы, калины. На курских коврах изображали людей, животных, птиц в абстрактных и конкретных формах.