СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История развития суджанского ковроткачества

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда-то Курская губерния славилась своими коврами. Курский ковер легко отличить по особенности художественной композиции, составленной   из пышных букетов. Обрамленных гирляндой из садовых и полевых цветов. Обычно ковры делались   гладкими, из грубой шерстяной цветной нити по конопляной или, реже, льняной основе. Центром ковроткачества, крупнейшим в России, был город Суджа.

Просмотр содержимого документа
«История развития суджанского ковроткачества»

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СУДЖАНСКОГО КОВРОТКАЧЕСТВА

Когда-то Курская губерния славилась своими коврами. Курский ковер легко отличить по особенности художественной композиции, составленной из пышных букетов. Обрамленных гирляндой из садовых и полевых цветов. Обычно ковры делались гладкими, из грубой шерстяной цветной нити по конопляной или, реже, льняной основе. Центром ковроткачества, крупнейшим в России, был город Суджа.

В 17 веке в селах Суджанского уезда многие крестьяне ткали различные ковровые узделия. Ковры — кимины изготовлялись на гори­зонтальных станках и снимались из двух, трех полос. На самодельных станках « Кроснах» ткали холсты, сукна, пестрет, шерстяную ткань, скатер­ти, рядна, постилки и ковры, элементы одежды и быта.

В 1819 году в Курский край из Москвы была прислана ковровщица Феодора Трусова, чтобы обучить местных крестьянок ткать на вертикальных станках ковры для богатых домов и усадеб. Мастерицы быстро освоили новую технологию и ткали ковры с геометрическим и пейзажным рисунком. В 1897 году две лучшие ковровщицы были посланы земством на учебу в Петербург в Маршенскую школу. Вернувшись из столицы, Феодосия Долженкова в 1900 году организовала в селе Касторное Суджанского уезда школу для девочек. Ковры стали делать гладкие , двусторонние, бархатные, полугобеленовые. Продукция с успехом продавалась в Курске, Киеве, Москве. В 1910 году была создана школа- мастерская в городе Суджа ( под руководством В.П.Трофимова). Мастерская была на 20 мест для девочек 12-16 лет.

Позднее художественное руководство мастерскими осуществляли приглашенные художники. В 1903 году было выпущено 32 ковра в стиле « мадерн». За 9 лет в школе было подготовлено 50 мастериц. А в 1909 году в городе Петербург состоялась юбилейная выставка Маршанской школы. На этой выставке в числе экспонатов находились и Суджанские ковры.

В то время сельские мастерицы продолжали изготавливать цве= точные ковры по старым традициям. И эти изделия пользовались спросом. В 191 Огоду были открыты еще две мастерские в. с. Мирополье Суджанского уезда и в г. Обоянь. Дело шло хорошо и промыслы процве -тали. В 1913 г. на Всероссийской выставке в Петербурге демонстрирова -лись три суджанских ковра, заслужившие всеобщее признание.

Начавшая первая Мировая война, а затем и революция привели к временному спаду, начавшегося набирать силу коврового промысла. Лишь в 1928 году была создана артель «Ткачиха», объединившая мастериц, работавших на дому под руководством Х.Г. Скибиной. Успеха артель добилась не сразу. Примерно в тоже время была открыта школа ткачества, директором школы была Мария Васильевна Стукакова.





Именно благодаря созданию школы к 1934 году значительно расширилось производство ковров. В 1938 году ковры Суджанской артели демонстрировались на выставке в Нью - Йорке.

С конца 40-х годов композиции цветочных ковров становится более разнообразными. Совершенствуются рисунки, наряду с использованием традиционного черного фона, курские мастерицы пытаются создать композиции ковров на фоне светлых оттенков, сохраняя условно объем­ную трактовку растительных и цветочных мотивов.

Большое внимание уделяется и поискам новых мотивов цветочных форм, органически впитавшихся в традиционный мотив Курского ковра.

Постепенно в композициях ковров появляются декоративно обоб -щенные изображения тюльпанов, геоцин, лилий, веток рябины и др. в колорите ковров все чаще применяются соотношения теплых фисташ -ковых золотистых, бежевых оттенков. С этими тонами легче сочетаюся расцветки пряжи, используемые в разработке цветовых и растительных мотивов.

В 1951 году ковровщицы филиала Дмитриеве - Льговском при содействии работников научно - исследовательского института художест -венной промышленности освоили выпуск ковров - гобеленов по шаблону. Современное развитие ручного ковроткачества не может обходить без тщательного изучения традиционных основ народного искусства ковроде -лия, впитавших в себя опыт многих поколений.

Только лишь, изучая этот опыт, оттачивая свою собственную наблюда­тельность, мастера и художники могут успешно развивать ценные художественные традиции ковроделия своего края.

Изготовление цветочных ковров оставалось и остается для мест­
ных мастериц наиболее интересным творческим процессом. В колорите
цветочных ковров, вырабатываемых мастерами фабрики, преобладают
красные и зеленые расцветки пряжи. Их дополняют деликатно введенны­
ми голубыми, белыми и желтыми тонами. Черный фон »
просвечивающий сквозь листья и цветы служит для выявления декора -
тивной насыщенности ковра узорами, подчеркивая красоту формы
листьев и цветов.

Такое использование фона в значительной степени обогащает компози -цию, так как фон начинает восприниматься одним из элементов узора. Единство узорности фона с растительным орнаментом способствует созданию законности декоративной композиции.

Традиции курского ковроткачества продолжаются и сегодня. Курские ковры можно отличить от изделий других регионов по тонкой светотене­вой разработке цветового орнамента, густо заполняющего черный или цветовой фон ковра, по горячей, насыщенной, построенной на контрас­тах цветовой гамме, по мягкой, гладкой выработке ковровой ткани. Они исполнялись способом полосного ткачества шерстяным утком по льняной, чаще конопляной основе, на простом горизонтальном станке.




На ряду с гладкими коврами вырабатывались более сложные махровые ковры. Тканье махровых ковров происходило на том же ткацком станке, но требовало знания специальной техники ковровязания, умения навя­зывать ворсовые узлы и закреплять их в ткань. В композициях курских ковров преобладают геометрические узоры, растительные орна­менты, где можно видеть различную степень обобщения от очень упрощенных геометрических цветов, похожих на ромбы, круги, квадраты, до очень конкретного воспроизведения мака, розы, калины. На курских коврах изображали людей, животных, птиц в абстрактных и конкретных формах.