Министерство образования и науки Хабаровского края
Николаевский-на-Амуре педагогический колледж
коренных малочисленных народов Севера –
филиал КГБОУ СПО ХПК
Предметно-цикловая комиссия
гуманитарных дисциплин
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Реферат
Выполнила: Борис Анна Александровна,
студентка группы ПНКо-43с,
специальность 050146
«Преподавание в начальных классах»,
дневное отделение,
научный руководитель: Полупанова Елена Аркадьевна,
преподаватель лингвистических дисциплин
Николаевск-на-Амуре
2016
Оглавление
Введение ……………………………………………………………….…………….3
Основная часть……………………………………………………...………………..4
1 Система высшего образования Великобритании………….………...…………..4
2 Первые английские университеты и современные университеты Великобритании……………………………………………………..………………6
3 История развития педагогического образования ………………………………9
4 Количество людей с высшим образованием ………………………….………17
Заключение…………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………..……….24
Введение
Во всем мире британские университеты считаются самыми лучшими по качеству обучения. Они занимают первые строчки в мировых рейтингах высших учебных заведений. Многие страны стараются выстроить свои системы высшего образования по примеру и подобию Великобритании. Подобная перестройка системы высшего образования происходит и в нашей стране. Так, уже с 2013 года высшие учебные заведения России готовят бакалавров и магистров. Чтобы понять такие изменения необходимо хорошо знать первоисточник, то есть систему высшего образования Соединенного Королевства. В этом заключается актуальность работы. Итак, цель нашей исследовательской работы – изучение истории развития и системы высшего образования Великобритании, в том числе педагогического образования. Исходя из цели работы, мы определили ряд задач:
- изучить систему высшего образования Великобритании;
- познакомиться с историей первых английских университетов;
- узнать о современных университетах Великобритании;
- сравнить количество людей с высшим образованием в разных странах;
- рассмотреть историю развития педагогического образования Великобритании.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Основные методы исследования – изучение литературы и периодических изданий, анализ и обобщение полученных данных. Работа носит реферативный характер.
1 Система высшего образования Великобритании
Система высшего образования Великобритании – одна из самых старых в мире. Она складывалась столетиями и признается одной из самых эффективных.
Система высшего образования может быть унитарным – с одним основным типом ВУЗа (например, университетами) или бинарной – с двумя типами вузов (например, университеты и институты).
Высшее образование может быть одноуровневым – включает один завершающий цикл высшего образования (после которого выдается диплом о высшем образовании) или двухуровневым – включает как минимум два цикла высшего образования (после каждого цикла выдается диплом, который можно использовать для работы или продолжения обучения).
Вузы Великобритании соответствует унитарной двухуровневой системе до уровня докторантуры. Существует несколько докторантур, но преобладает доктор философии (PhD). В 1992 году бывшие политехникумы были присоединены к университетскому сектору, они получили полный университетский статус и право присваивать ученые степени. Есть официальные указания относительно продолжительности обучения в университетах, но терминология и структура степеней может быть различной в разных университетах. Все звания можно разделить на звания, которые присуждаются до окончания университета и звания, которые присуждаются после окончания университета. После одного года обучения в колледже можно получить Высший Национальный Сертификат (Higher National Certificate), а после двух лет обучения Высший Национальный Диплом (Higher National Diploma). Они не являются учеными степенями.
К системе высшего образования в Великобритании относятся традиционно академические университеты и профессионально-ориентированные политехнические колледжи. В общей сложности в системе дальнейшего образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений.
Учебный год в вузах Великобритании начинается в октябре и делится, как правило, на триместры по 8—10 недель каждый. Продолжительность летних каникул четыре месяца — с 1 июня по 30 сентября. Основными видами занятий в вузах Великобритании являются лекции, семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод обучения, предполагающий занятия с 2—10 студентами, которые проводятся тьютором не реже одного раза в неделю).
В большинстве случаев в ВУЗах Англии проводится два основных экзамена — в конце 1-го и 3-го годов обучения. По результатам экзаменов обычно устанавливается вид и уровень присваиваемой степени. По своему образовательному уровню степени, присуждаемые в университетах, разделены на первые и высшие. В большинстве университетов первая степень по гуманитарным и естественным наукам — бакалавр. В Англии и Уэльсе для того, чтобы получить степень бакалавра, требуется три года учебы, в Шотландии — четыре. В случаях, когда для получения какой-либо степени требуется не только учеба, но и производственная практика (Sandwich courses), срок обучения соответственно удлиняется. Учебный курс, и присвоение степени бакалавра, в таких областях, как стоматология, медицина или архитектура, продолжается до семи лет.
В Великобритании существует четыре основных степени бакалавра Bachelor Degree — это бакалавр в области наук BSC (Bachelor of Science), бакалавр в области искусств ВA (Bachelor of Arts), бакалавр в инженерной области BENG (Bachelor of Engineering), бакалавр в юридической области LLB (Bachelor of Law).
Bachelor Degree — является первой ступенью высшего образования, вторая ступень — это Master Degree. Postgraduate Courses – начинается после получения степени бакалавра и ведет к получению степени магистра и доктора.
Master Degree рассчитан на два типа программ: программы, нацеленные на исследовательскую деятельность и программы, нацеленные на повышение профессионального уровня по одной из специализаций. В основном, магистерские программы состоят из лекций и семинаров, сдачи экзаменов и подготовки дипломного проекта. Магистерскую исследовательскую степень (Research) называют магистром философии М.Phil (Master of Philosophy) и присваивают после 1—2 лет индивидуальной научной работы под руководством супервайзера. Степень доктора (доктора философии — Doctoral или PhD Degree) – это результат исследовательских проектов. Никаких лекций или учебных семинаров обычно не проводится, – научный руководитель определяет для студента тему научного исследования и обеспечивает студенту необходимые для исследований возможности (рабочее место, материалы и оборудование). Как правило, длится исследовательская работа 2—3 года. По окончании этого периода, студент должен изложить полученные результаты в официальных отчетах в научных или специализированных журналах и по опубликованным материалам написать диссертацию. Степень доктора присваивается после успешной защиты диссертации.
Растет число колледжей дальнейшего образования. К ним относятся договоренности, по которым весь курс или его часть читается в колледже и признается университетом. Большинство таких колледжей предлагает Высшие национальные дипломы и Высшие национальные сертификаты.
2 Первые английские университеты и современные университеты Великобритании
Великобритания (объединение из Англии, Уэльса и Шотландии) имеет давнюю и развитую систему образования. Первые школы существовали на территории Англии еще во времена, когда почти вся она входила в состав Римской империи, и Лондон с микроскопического поселения превратился в центр ремесла и торговли. В дальнейшем система образования сначала обслуживала церковь и руководящую администрацию страны, а с средневековья развивалась параллельно с экономикой страны, удовлетворяя его потребности. К началу XIII века в Англии стали зарождаться университеты, первым из которых стал Оксфорд (1096), Кембридж (1209), Хауден, Йоркшир (1266), Глэсни, Корнуолл (1267), Ланчестер (1283) и Честер-ла-Стрит (1286).
Практически каждый год вплоть до 1548 при одном из университетов открывался новый колледж. Они предназначались для обучения элиты, призванной служить Богу и государству.
Вплоть до XIX века они оставались единственными университетами в стране. Женщин в те времена в университеты не принимали. В XV-XVI веках в Шотландии были открыты университеты Сент-Эндрюса (1411), Глазго (1451), Абердина (1494) и Эдинбурга (1583).
Следующие университеты появились только после 1830 под давлением общественных требований периода индустриальной революции и новых потребностей страны. Но после этого высшее образование страны было элитарным и охватывало слишком малый процент молодежи.
Охватившая в XIX веке всю Британию промышленная революция породила проблему нехватки квалифицированных управляющих и администраторов. Во многих промышленных городах появились новые университеты. В 1836 году был основан Лондонский университет, в 1851 году – Манчестерский, в 1893 – Уэльский, в 1900 – Бирмингемский, в 1903 – Ливерпульский, в 1909 – Бристольский и в 1926 году – университет в Рединзи. Эти университеты стали известны как "красно кирпичные" (red-brick), поскольку они во многих случаях строились из кирпича, в то время как древние стены Оксфорда и Кембриджа были построены из камня.
Существенное расширение высшего образования наступило сразу после победы во второй мировой войне, когда за сравнительно короткое время число университетов удвоилось, а их контингент вырос еще больше. После 1945 года в стране были открыты еще несколько новых университетов: в 1948 году Ноттингемский, в 1949 – Кильский, в 1955 – Экзетерском, и в 60-х годах – Сассекском, Варвикский, Кентский, Схидноанглийський и Ессекского. До недавнего времени эти университеты были известны как "новые" или "стеклянные" (glass), поскольку при строительстве и отделке их современных сооружений использовалось много стекла.
Скоро, однако, вслед за этими "новыми" университетами появилась большое количество еще более новых. В 1992 году 33 политехнических института были объявлены "чартерными" (charter) университетами. В этих институтах издавна преподавались профессиональные и технические дисциплины с присвоением их выпускникам ученых степеней и высоких профессионально-технических квалификаций. Разница между старым и новым университетами несколько стерлась, но все еще заметно. Новые университеты тесно связаны с торговлей и промышленностью и поэтому строят свои учебные программы с определенным учетом интересов предпринимателей. Старые университеты стараются не отставать и скрепляют свои связи с местными и национальными коммерческими кругами. И, тем не менее, старые университеты в своих учебных программах все же концентрируются на таких "чисто теоретических" дисциплинах, как философия, литература и естественные науки.
Рейтинг английских университетов по версии журнала Guardian.
2013 | 2012 | Университет | Оценка обучения | Соотношение учителей к студентам |
1 | 1 | Cambridge | 100 | 11.8 |
2 | 2 | Oxford | 94.4 | 11.1 |
3 | 4 | London School of Economics | 93.9 | 11.8 |
4 | 3 | St Andrews | 86.1 | 13.6 |
5 | 6 | Warwick | 82.1 | 14.5 |
6 | 5 | UCL | 80.7 | 10.1 |
7 | 8 | Durham | 78.4 | 15.3 |
7 | 7 | Lancaster | 78.4 | 14.8 |
9 | 14 | Bath | 75.8 | 17.1 |
10 | 11 | Exeter | 75.3 | 19.3 |
В 2014-2015 учебном году лучшими высшими учебными заведениями мира были названы:
Позиция | Название вуза | Страна |
1 | Massachusetts Institute of Technology (MIT) | США |
2 | University of Cambridge | Великобритания |
2 | Imperial College London | Великобритания |
4 | Harvard University | США |
5 | University of Oxford | Великобритания |
5 | UCL (University College London) | Великобритания |
7 | Stanford University | США |
8 | California Institute of Technology (Caltech) | США |
9 | Princeton University | США |
10 | Yale University | США |
3 История развития педагогического образования
Существуют документальные свидетельства, что во времена римского нашествия на территории Англии существовали школы, в которых преподавали право и риторику в соответствии с традициями античного образования, но с уходом римлян они были закрыты почти на 200 лет. Их возрождение связано с именем Святого Августина (354—430), последователи которого учредили школы двух типов: грамматические, первая из которых — The King’s School — была открыта в 598 году, и певческие (song schools) для обучения сыновей дворян церковному хоровому пению.
Грамматические школы этого периода были организованы по принципу римских и греческих школ риторики. В них преподавали 7 предметов: грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. В VIII веке в школах стали также преподавать право, поэзию, естественную историю и Священное Писание (Алкуин, Йорк). Занятия в них вели священники, самые образованные люди своего времени, а преподавание рассматривалось как естественный процесс передачи знаний молодому поколению, не требующей специальной подготовки.
Во времена нашествия викингов в IX—X вв. центр образования сместился с севера и центра Англии на юг, в королевство Уэссекс, где благодаря усилиям короля Альфреда начинает возрождаться система школьного образования. Кроме того, в этот период создаются три выдающихся педагогических труда: Грамматика, Глоссарий и Диалог Эльфрика (955—1020(25)).
Норманнское нашествие (1066) значительно ухудшило качество образования в церковных школах, поскольку свело его к изучению псалмов и церковных служб, что в свою очередь способствовало созданию и процветанию светских школ, в которых французский стал основным языком для изучения латыни. Образование того времени носило прикладной профессиональный характер, а большинство учеников были будущие монахи или священники.
Следует отметить, что уже к 1100 при всех соборах и церквях существовали церковно-приходские школы, а во всех городах появились светские грамматические школы, некоторые из которых (Bedford, Christchurch, Waltham) были полностью выведены из-под контроля церкви.
В школах того времени преподавали чтение, письмо, ритуальные песнопения и элементарную латынь. Позднее в младших классах стали изучать риторику, а в старших — логику (труды Аристотеля). Кроме того, получила развитие концепция гуманитарного образования, которая стала рассматриваться как основа подготовки к специализированному изучению права, медицины или теологии. Концепция семи гуманитарных наук (тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (музыка, арифметика, геометрия и астрологии)), известная еще с V века, в Англии получила развитие только в XII веке благодаря изучению ранее неизвестных классических трудов и появлению новых подходов к ним.
Эти перемены не ограничились школой. В конце XI – начале XII века в Англии, как известно, появились первые университеты. Однако серьезный урон процессу развития университетского образования нанесли 3 эпидемии чумы в XIV веке (1349, 1361 и 1367), вследствие которых умерли многие ученые, магистры и студенты.
Необходимо отметить, что в университетах того времени для получения степени бакалавра или магистра продолжали заниматься семью гуманитарными науками. Магистры не только имели право преподавать в университете, но и могли продолжать изучение теологии, права или медицины для получения степени доктора философии. На наш взгляд, это является ранним свидетельством зарождения университетской модели подготовки учителей: магистры всегда являлись высокообразованными дипломированными специалистами, занимающимися педагогической деятельностью без специальной профессиональной подготовки.
Современный исследователь истории британского образования Д. Джилард отмечает, что для всего периода высокого и позднего средневековья (1100—1500) характерно ослабление роли церкви в образовании, хотя ее участие в нем ощутимо и в современной Англии. Данная тенденция, по мнению ученого, была связана не только с развитием философии, медицины и права и необходимостью создания светского общества, но и стремлением новых университетов стать независимыми учебными сообществами, самостоятельно определяющими условия присуждения научных степеней и права преподавать, с другой.
Растущая потребность средневекового общества в светском образовании способствовала появлению школ нового типа (конец XIV века), так называемых «независимых школ» (independent schools). Их создавали богатые благотворители или гильдии (guilds) как часть поминальных фондов (chantries). Первой из них считается грамматическая школа Wotton-under-Edge в Глостершире (1384). Поскольку независимые школы были платными, то принимали в них сыновей аристократов, правящего класса, со всей страны. В них методы преподавания грамматической школы сочетались со светской подготовкой рыцаря. Иногда одновременно с ними создавались и новые колледжи при университетах для дальнейшего обучения выпускников: так, вскоре после основания независимой школы в Винчестере (1382—1394) был открыт Новый Колледж в Оксфорде (New College, 1379), а вслед за созданием школы в Итоне (1440) учредили Королевский Колледж (King’s College,1441) в Кембридже.
Впоследствии независимые школы были преобразованы в «паблик скулз». Благодаря своей близкой связи с университетами эти школы оказали глубокое влияние на развитие системы образования в целом, поскольку традиции подготовки учителей на базе школы, которые активно развиваются в стране в последние годы, заимствованы из их многовековой практики, доказавшей свою состоятельность и эффективность даже в XXI веке.
На развитие образования в XVI веке огромное влияние оказали Реформация (30-е годы XVI века до конца XVII века) и Возрождение (конец XVI — начало XVII века).
Английская Реформация связанна с правлением Генриха VIII, во времена которого были закрыты или преобразованы многие старые церковные школы, и открыты новые. Грамматические школы по-прежнему оставались центральным звеном школьного образования, но теперь это были в основном так называемые «свободные школы», частные учебные заведения, находящиеся не только под контролем церкви, но и государства.
В каждой школе преподавали 2 человека: учитель (headmaster) и его помощник (usher): первый занимался с тремя старшими классами, второй — с тремя младшими. Хотя содержание школьного образования принципиально не изменилось, в уставы обновленных школ стали включать методические указания, касающиеся методов преподавания.
По утверждению британского ученого Р. Уильямса, английское Возрождение не привел к существенному изменению содержания школьного образования, хотя и наметил две основные тенденции его развития: рост школ с преподаванием на родном языке и выход ведущих из них из-под контроля государства. Кроме того, он показал неспособность традиционных государственных институтов приспособиться к экономическим и культурным изменениям в жизни страны.
Несмотря на все преобразования в Англии грамматические школы того времени все чаще и чаще критиковали за узкое академическое содержание образования, поскольку последние в основном опирались на требования университетов. Такое образование не устраивало ни представителей правящего класса, желающих подготовить своих сыновей к военной, дипломатической или судебной карьере, ни среднего, ориентированного на практическое овладение ремеслами, поэтому параллельно с академическим начинают активно развиваться такие виды образования как элитарное и профессиональное.
Важно отметить, что многие методы подготовки будущих специалистов, зародившиеся в рамках средневекового элитарного образования по-прежнему можно встретить в практике не только ведущих классических британских университетов, но и многих современных образовательных учреждений.
Традиции профессиональной подготовки специалистов на рабочем месте восходят к 1562 году, когда профессиональные гильдии получили право самостоятельно готовить подмастерьев (Закон о ремесленниках, 1562): будущие ремесленники стали обучаться в различных цехах под руководством мастеров, которые отвечали не только за их профессиональное обучение, но и за нравственное воспитание. В этот период были открыты и первые профессиональные школы писцов и стряпчих, в которых обучали деловому английскому (scrivenor’s English) и делопроизводству. С 5 до 7 лет городские дети посещали начальные школы для мальчиков, в которых обучали чтению, письму, катехизису и правилам поведения.
На наш взгляд, именно в этот период были заложены основы практико-ориентированной модели подготовки будущих специалистов на рабочем месте, которая играет ведущую роль в современном высшем профессиональном образовании страны.
Структура школьного образования в XVII—XIX веках претерпела незначительные изменения: существовало три группы грамматических школ, каждая из которых была ориентирована на запросы и потребности определенного социального класса. К первой относились 9 ведущих грамматических школ для детей аристократов и крупных землевладельцев, в которых доминировало классическое академическое образование. Ко второй принадлежало большинство грамматических школ, финансируемых местными властями и предназначенных для более широких социальных слоев, в которых также царило традиционное образование. Третью группу составляли грамматические школы для детей купцов и ремесленников в крупных городах, в которых преподавали так называемые «полезные науки» (математику и естественные дисциплины).
Кроме того, в это же время впервые обратили внимание на образование для бедных: появилось Движение благотворительных школ (charity school movement), в которых дети из бедных семей могли получить начальное образование. Самая первая благотворительная школа Christ’s Hospital была открыта в Хоршаме в 1552 году. Позднее подобные школы появились в Лондоне и во многих других городах Англии и Уэльса. К 1710 году в стране насчитывалось 88 благотворительных школ, в которых обучалось более 2000 мальчиков и более 1000 девочек.
В 1780-х годах в городах стали появляться первые воскресные школы, в которых бедных детей и взрослых обучали чтению Библии.
Немного позже появляются трудовые школы (schools of industries) также для детей из бедных семей, в которых помимо начального образования обучали ручному труду. Первая подобная школа была открыта в Кэндале, Озерный край, в 1799 году. В ней помимо учителя преподавали три мастера, обучавшие ремеслам (вязание, прядение, сапожное дело).
Очевидно, что развитие всеобщего школьного образования привело в ряды учителей представителей разных социальных групп, обладающих различным уровнем знаний и не имеющих никакой профессиональной подготовки, вынужденных опираться на собственный ученический опыт и учиться своему делу методом проб и ошибок, что не могло не сказаться на качестве знаний их учеников.
Как ни странно, но становлению педагогического образования способствовала начавшаяся в XVII веке утрата ведущими университетами монополии над профессиональным образованием. После Реставрации монархии они стали пристрастно относится к нонконформистам, что привело к созданию новых нонконформистских академий (dissenting academies) профессионального обучения, в которых готовили к карьере в области права, медицины, торговли, гуманитарных наук, инженерного и военного дела. Академии, ориентированные на представителей нового социального класса, стали активно развиваться с 1670 года. В лучших из них было разработано и воплощено на практике новое содержание образования: в них изучали не только греческий и латынь, но и английский, современные иностранные языки, математику и естественные науки (в основном, физику).
Академии были менее изолированными образовательными учреждениями и находились под влиянием передовых педагогических идей Шотландии, Голландии, Германии и Швейцарии. Тем не менее, это совершенно не изменило бытующего в то время представления о преподавателе как ученом человеке, поскольку вплоть до середины XIX века в обществе считалось, что «учителями рождаются, а не становятся».
В этот период сложилось мнение, что специальная подготовка требовалась лишь для учителей начальных школ, которых готовили в этих же школах по системе взаимного обучения. Самые способные выпускники получали возможность учиться в религиозных педагогических колледжах (training colleges).
Первый британский колледж для подготовки учителей появился в Шотландии (Педагогический колледж Глазго) в 1836 году. Его основатель, Дэвид Стоу, недовольный системой взаимного обучения, пытался придать подготовке учителей профессиональную направленность, опираясь на передовой европейский опыт. Выпускники колледжа, которых называли trainers, преподавали в Шотландии и многих британских колониях. В колледж приезжали студенты и наблюдатели со всего Соединенного Королевства, среди которых был и британский политик Сэр Джеймс Кей-Шаттлворт (Kay-Shuttleworth), основавший в 1840 году первый английский педагогический колледж Бэтлси (the Battlesea Normal College), ныне Университет св. Марка и Джона (Плимут). Тем не менее, активное внедрение этой системы началось лишь с 1846 года, а учительский сертификат, который присуждался по окончанию колледжа, был введен двумя годами позже.
Важно подчеркнуть, что, хотя выпускники университетов на протяжении многих веков преподавали в учебных заведениях разных типов, никакой специальной профессиональной подготовки они не получали, поскольку преподавание приравнивалось к ремеслу, а не профессии. Университеты занялись разработкой подобных программ только во второй половине XIX века, когда передовой педагогической общественности (Г. Спенсер (1820-1903), Дж. Милл (1806—1873), О. Браунинг (1837—1923), Э. Хьюз (1807—1881) и другие) стало очевидно, что дальнейшее развитие системы государственного школьного образования невозможно без кардинального улучшения качества подготовки учителей. Решить последнюю задачу только силами педагогических колледжей было невозможно.
Таким образом, хотя в Англии систематическая профессиональная подготовка учителей отсутствовала вплоть до середины XIX века, именно средневековые традиции университетского и профессионального образования заложили основы современных эффективных моделей подготовки педагогических кадров на базе университетов, школьных центров и самих школ.
4 Количество людей с высшим образованием
По данным последнего доклада Организации экономического сотрудничества и развития, по состоянию на 2011, по оценкам экспертов, 53,5% взрослого населения России имели дипломы о высшем образовании, эквивалентные дипломам о высшем образовании в США. Это считается самым высоким процентом среди развитых стран ОЭСР.
Сайт 24/7 Wall St. собрал информацию о 10 странах с самой высокой долей взрослого населения с высшим образованием.
Как правило, наиболее образованное население в странах, где расходы на всех уровнях системы образования одни из самых высоких. Соединенные Штаты, например, потратили 7,3% своего валового внутреннего продукта (ВВП) на образование в 2010 году - это шестое место среди рассмотренных стран ОЭСР.
Россия и Япония являются исключением из этого тренда. Годовой расход на образование одного студента в России составил всего 4,9% ВВП или чуть более 5000 долларов. Обе цифры одни из самых низких среди стран, рассмотренных в отчете. В Соединенных Штатах расходы на одного ученика были более чем в три раза больше.
В большинстве стран с высоким уровнем высшего образования, частные расходы занимали гораздо большую долю от общего объема расходов. Из 10 стран с самым высоким уровнем образования у девяти были очень высокие общие расходы на образование, которые покрывались из частных источников.
Многие из наиболее образованных стран, как правило, имеют более высокий уровень передовых навыков. Япония, Канада и Финляндия – страны с высокообразованным населением – были одними из самых передовых стран по результатам экзаменов по грамотности и математике. США является заметным исключением из этого правила.
Чтобы определить наиболее образованные страны в мире, сайт 24/7 Wall St. собрал информацию о 10 странах с самым высоким уровнем высшего образования жителей возрастом от 25 до 64 лет в 2011 году. Эти данные были включены в отчет по странам ОЭСР "Education at a Glance 2013".
1. Российская Федерация
Процент населения с высшим образованием: 53,5%
Среднегодовой темп роста (2000-2011): нет данных
Расходы на образование как процент от ВВП: 4,9%
Статистика гласит, что в 2011 году более половины населения России от 25 до 64 имели высшее образования. Кроме того, почти 95% взрослого населения имели среднеспециальное образование.
Для сравнения, в других странах ОЭСР эта цифра в среднем равна 75%. В России, по данным ОЭСР, "исторически большие инвестиции в образование".
Тем не менее, последние данные несколько подпортили образовательный имидж страны. Отчеты показывают широкое распространение коррупции в системе образования, в том числе мошенничество на стандартных тестах, продажу диссертаций политикам и богатым людям.
2. Канада
Процент населения с высшим образованием: 51,3%
Среднегодовой темп роста (2000-2011): 2,3%
Расходы на образование в процентах от ВВП: 6,6%
С 2011 года примерно один из четырех взрослых канадцев - самый высокий процент в странах ОЭСР - получил образование, ориентированное на карьеру и основанное на навыках.
В 2010 году Канада потратила $ 16300 на образование выше среднего, уступая только США, где потратили более $ 20 000 на одного студента.
3. Япония
Процент населения с высшим образованием: 46,4%
Среднегодовой темп роста (2000-2011): 3,0%
Расходы на образование в процентах от ВВП: 5,1%
Япония потратила меньший процент от своего ВВП на образование, чем в среднем страны ОЭСР. Но население страны восходящего солнца по-прежнему одно из самых образованных в мире.
Кроме того, почти 23% взрослых японцев имели самый высокий уровень грамотности, что в два раза больше, чем в США.
Процент выпускников высших учебных заведений также был одним из самых высоких в мире. По данным ОЭСР, в среднем ежегодные расходы на одного студента ВУЗа в 2010 году был значительно выше, чем в среднем в ОЭСР, и они должны еще возрасти.
4. Израиль
Процент населения с высшим образованием: 46,4%
Среднегодовой темп роста (2000-2011): нет данных
Расходы на образование в процентах от ВВП: 7,5%
В Израиле мужчины в возрасте от 18 до 21 года и женщины от18 до 20 лет должны пройти службу в вооруженных силах. По данным ОЭСР, это привело к гораздо более низкому уровню вовлечения в учебный процесс этой возрастной группы.
Средний выпускник высшего учебного заведения в Израиле старше, чем большинство выпускников стран ОЭСР. Ежегодные расходы на одного учащегося, начиная с начальной школы до высшей, значительно ниже, чем в других странах.
5. Соединенные Штаты
Процент населения с высшим образованием: 42,5%
Среднегодовой темп роста (2000-2011): 1,4%
Расходы на образование в процентах от ВВП: 7,3%
Государственные расходы на образование увеличились в странах ОЭСР на 5% в среднем в период между 2008 и 2010 годами. В Соединенных Штатах, однако, расходы снизились на 1% в течение этого времени.
Тем не менее, США потратили более $ 22 700 на одного студента в 2010 году на всех уровнях образования, что выше, чем в остальных странах ОЭСР.
Американские преподаватели средних школ с опытом работы десять и более лет получают одни из самых высоких зарплат для данной профессии среди развитых стран.
Тем не менее, американские ученики 16-24 лет показывают самые слабые знания по математике среди всех стран ОЭСР.
6. Корея
Процент населения с высшим образованием: 40,4%
Среднегодовой темп роста (2000-2011): 4,9%
Расходы на образование в процентах от ВВП: 7,6%
У корейцев достаточно хорошие шансы в получении работы после завершения образования. Всего 2,6% взрослого населения страны, которые имели ученую степень эквивалентную бакалавру, были безработными.
Корейские учителя получают одни из лучших зарплат среди стран ОЭСР. В процентном отношении к ВВП, расходы на высшее образование и исследовательские программы в 2010 году были самыми высокими среди вышеупомянутых стран. Большая часть средств была неправительственная - 72,74%.
7. Великобритания
Процент населения с высшим образованием: 39,4%
Среднегодовой темп роста (2000-2011): 4,0%
Расходы на образование в процентах от ВВП: 6,5%
Примерно три четверти высшего образования в Соединенном Королевстве в 2010 году было профинансировано из частных источников, уступив среди рассмотренных стран ОЭСР только Чили.
Доля частных расходов на высшее образование с 2000 года более чем удвоилась. Увеличились и общие расходы на образование. Кроме того, с 2000 года британские университеты по количеству иностранных студентов уступают лишь университетам Соединенных Штатов.
8. Новая Зеландия
Процент населения с высшим образованием: 39,3%
Среднегодовой темп роста (2000-2011): 2,9%
Расходы на образование в процентах от ВВП: 7,3%
По окончании средней школы, многие новозеландцы получают техническое образование, которое требует приобретения навыков. Около 15% взрослого населения получили в колледже образование такого типа. Расходы на образование в Новой Зеландии в 2010 году составили 7,28% от ВВП.
По оценкам, 21,2% всех расходов правительства Новой Зеландии пошли на образование, почти в два раза больше чем в среднем по ОЭСР.
9. Финляндия
Процент населения с высшим образованием: 39,3%
Среднегодовой темп роста (2000-2011): 1,7%
Расходы на образование в процентах от ВВП: 6,5%
Если взять во внимание хорошие результаты международных тестов учащихся старших школ, то в Финляндии очень эффективная система образования. Активные инвестиции поступают не только в среднее образование.
Финское правительство потратило около 2% своего ВВП на бакалаврские программы, что выше, чем у других странах ОЭСР, кроме Кореи.
Система высшего образования Финляндии почти полностью государственная. Государственное финансирование покрывает почти 96% всех расходов по высшему образованию.
10. Австралия
Процент населения с высшим образованием: 38,3%
Среднегодовой темп роста (2000-2011): 3,1%
Расходы на образование в процентах от ВВП: 6,1%
Некоторое время образование в Австралии было популярным среди иностранных студентов. В 2009 году более 25% от общей численности населения Австралии были иностранцами.
Однако, интерес иностранных студентов снижается, поэтому австралийские университеты проводят реструктуризацию своих программ, чтобы успешней конкурировать за иностранных студентов.
Обладатели ученых степеней в Австралии имеют относительно высокие шансы найти работу. Уровень безработицы в Австралии в 2011 году был один из самых низких в мире.
Заключение
Высшее образование Великобритании является двухуровневым, так как есть два цикла высшего образования и унитарным, поскольку есть один основной тип ВУЗа. Диплом о высшем образовании можно получить после 1-2 лет обучения в колледже, но без присвоения ученой степени. Для получения степени бакалавра надо проучиться 3-4 года, магистра 5-6 лет, а степень доктора философии дают после написания научной работы. Все высшее образование – платное.
Первыми английскими университетами были Оксфорд и Кембридж, основанные соответственно в 1096 и 1209. До начала XIX века университеты служили для обучения элиты. Охватившая в XIX веке всю Британию промышленная революция заставила общество открывать новые университеты для решения проблемы нехватки квалифицированных кадров. Эти университеты стали известны как "красно кирпичные" (red-brick), поскольку строились из кирпича. После второй мировой войны число университетов удвоилось. Эти университеты были известны как "новые" или "стеклянные" (glass), поскольку при их строительстве и отделке использовалось много стекла. Однако, лучшими университетами Великобритании и мира признаны старейшие университеты: Оксфорд и Кембридж.
Существуют документальные свидетельства, что во времена римского нашествия на территории Англии уже существовали школы, которые были закрыты на 200 лет, и возродились только в VI веке нашей эры, в виде грамматических и певческих школ. В IX—X вв. в королевстве Уэссекс благодаря усилиям короля Альфреда начинает возрождаться система школьного образования. К 1100 при всех соборах и церквях существовали церковно-приходские школы, а во всех городах появились светские грамматические школы. Растущая потребность средневекового общества в светском образовании способствовала появлению школ нового типа (конец XIV века), так называемых «независимых школ». Их создавали богатые благотворители или гильдии. В конце XVIII века в городах стали появляться первые воскресные школы, в которых бедных детей и взрослых обучали чтению Библии. В начале во всех этих школах могли преподавать только выпускники университетов со степенью бакалавра или магистра без какой-либо специальной педагогической подготовки. Они опирались только на свой собственный опыт обучения. Первый британский колледж для подготовки учителей появился в Шотландии (Педагогический колледж Глазго) в 1836 году. Его основатель, Дэвид Стоу пытался придать подготовке учителей профессиональную направленность, опираясь на передовой европейский опыт. Выпускники колледжа, которых называли trainers, преподавали в Шотландии и многих британских колониях. Учительский сертификат, который присуждался по окончанию колледжа, был введен в 1848 году.
Таким образом, к XVII веку в Великобритании уже сложилась система школьного образования; а система высшего образования начала отвечать запросам общества в виде подготовки кадров для развивающихся промышленности и торговли. И именно в XVII веке Великобритания стала могущественным государством. Дальнейшее развитие образования в стране позволило в прошлом и позволяет сейчас оставаться Соединённому Королевству ведущей мировой державой.
По данным последнего доклада Организации экономического сотрудничества и развития, по состоянию на 2011, по оценкам экспертов, 53,5% взрослого населения России имели дипломы о высшем образовании, эквивалентные дипломам о высшем образовании в США. Это считается самым высоким процентом среди развитых стран ОЭСР. Великобритания находится на 7 месте. 39,4% населения Великобритании имеют высшее образование. Это можно объяснить тем, что с одной стороны, получить высшее образование могут далеко не все, так как оно платное и очень дорогое, а с другой стороны, для многих британцев важнее иметь и развивать свой собственный бизнес, а для этого высшее образование не является необходимым.
Список использованных источников
Антонова Д.О., Белова Л.Я. Некоторые вопросы профессионального образования и производственного обучения в современной Англии. - М.: Педагогика и народное образование, 1986, Выпуск 8, 14 с.
Аранский B.C., Лапчинская В.П. Система народного образования в Англии. М., 1961. 175 с.
Барбарига А.А. В школах Англии: Пособие по страноведению. М.: Высшая школа, 1988.
Барбарига А.А., Федорова Н.В. Британские университеты. М.: Высшая школа, 1980. - 127 с.
Барбарига А.А., Федорова Н.В. Британские университеты. - М.: Высшая школа, 1979. 265 с.
Бурова, И.И. Две тысячи лет истории Англии Текст. / И.И. Бурова. - Спб: Бельведер, 2002. 543 с.
Буховцев, А. Новое лицо британских школ Текст. / А. Буховцев // Образование за рубежом. 2000. - №12. - С. 13.
Василенко, К. Столпы Британского образования Текст. / К. Василенко // Карьера. 2002. - №4. - С. 76-77.
Венгер Л.А. Воспитание и обучение детей в Великобритании // Дошк.; воспитание. 1983. - №1. - С. 72 - 74
Венгер Л.А. Воспитание и обучение детей в Великобритании // Дошк. воспитание. 1983. - №2. - С. 73 - 76
Воскресенская Н.М. Реформа школьного образования в Великобритании // Советская педагогика. -1991. №8. - С. 134-140.
Воскресенская Н.М. Великобритания: стратегические направления развития образования // Педагогика. 1996. - №4. - С. 91-98.
Воскресенская Н.М. Англия: Стратегические направления развития образования /Педагогика, №4, 1996.
Дмитриева В.П. О системе классического образования в Англии. // Учительская газета. - 2001. - №28-29. - с. 11-23.
Лапчинская В.П. Средняя общеобразовательная школа современной Англии: Вопросы теории и практики обучения. - М.: Педагогика, 1977. 216 с.
Развитие образования в Англии конца XVIII-XX вв. Из истории педагогики. Меньшиков В.М.
Салимова К.И. История обучения в Англии. М., 1967.