Актуализация знаний:
Вставьте пропущенные слова:
После смерти в 1584 году ___________остались два его сына: старший __________и младший Дмитрий Иванович. Его дети были от разных матерей. Царем стал старший сын ______ (1584-1598гг). Современники характеризовали царя __________ как болезненного и слабоумного правителя не способного руководить государством. Все бразды правления находились в руках брата его жены боярина _________. ____________был бездетным и согласно русскому закону о престолонаследии вся власть, после его смерти, достанется _________. После смерти царя __________, по инициативе патриарха Иова, ____________на Земском соборе венчали на царство _______________. Положение нового царя было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Помнили о гонениях и опалах, от него исходивших. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича в Дмитрия в Угличе. Ситуация сильно осложнилась в начале нового столетия, когда страну потрясли события, приведшие в ужас современников и сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и всей России.
После смерти в 1584 году Ивана Грозного остались два его сына: старший Федор Иванович и младший Дмитрий Иванович. Его дети были от разных матерей. Царем стал старший сын Федор Иванович (1584-1598гг). Современники характеризовали царя Федора как болезненного и слабоумного правителя не способного руководить государством. Все бразды правления находились в руках брата его жены боярина Бориса Годунова . Федор Иванович был бездетным и согласно русскому закону о престолонаследии вся власть, после его смерти, достанется Дмитрию. После смерти царя Федора Ивановича , по инициативе патриарха Иова, Бориса Федоровича на Земском соборе венчали на царство 1 сентября 1598года . Положение нового царя было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Помнили о гонениях и опалах, от него исходивших. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича в Дмитрия в Угличе. Ситуация сильно осложнилась в начале нового столетия, когда страну потрясли события, приведшие в ужас современников и сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и всей России.
В то время смутное напастям, в России не было конца,
И люд не верил уже власти, в стенах кремлевского дворца,
Ни в ком не видела опоры, больная русская страна.
И всю ее накрыло скоро, измен смердящая волна,
Упала нравственность донельзя, и разобщенность возросла,
Захватчики к Москве полезли, и «ворам не было числа».
Валерий Русин, ист. Роман в стихах «Смута»
- О каком периоде русской истории идет речь?
-По каким строчкам вы это поняли?
Тема: «Смута в Российском государстве»
Цель урока:
- Познакомиться с основными событиями Смутного времени в Российском государстве
Задание на урок:
Почему период 1604-1618 гг. получил название «Смута»?
План урока:
- Понятие Смутного времени
- Причины Смуты
- Деятельность правителей Российского государства:
- Лжедмитрий I
- Василий Шуйский
- Лжедмитрий II
4. Иностранная интервенция
Задание 1.
- Откройте стр. 20 в учебнике
- Найдите определение понятия «Смута»
- Зафиксируйте это определение в тетрадь
Смутное время - период истории России с 1598- 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.
Причины Смуты:
- 1. Пресечение законной московской династии;
- 2. Хозяйственная разруха ( голод, запустение центральной части русских земель);
- 3. Ужесточение политики закрепощения крестьян;
- 4. Массовые народные волнения;
- 6. Увеличение налогового гнета;
- 7. Ослабление центральной власти.
Задание для группы 1.
- Познакомьтесь с документом «Ключевский о Лжедмитрии I»
- Найдите в тексте:
- условие, при котором Лжедмитрий согласился войти в Москву
- годы правления Лжедмитрий I
Почему Лжедмитрию I не удалось на долго задержаться на русском престоле?
Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I)
Задание для группы 2:
- С помощью пунктов 6,7 параграфа 14 и дополнительных источников составить исторический портрет Василия Шуйского по плану:
1. Годы правления 2. Титул, положение 3. Основные направления деятельности а) внутренняя политика б) внешняя политика 4. Результаты деятельности: - чего добился - как оценивают (однозначная оценка, противоречивая оценка, остается неоцененным по достоинству; позиции современников, потомков, ученых
Василий Шуйский
Задание для группы 3.
- Прочитайте пункт 8 – 10 параграфа и дополнительную литературуI
- Ответьте на вопрос: почему Лжедмитрия II называют «тушинским вором»?
- Покажите на карте поход Лжедмитрия II на Москву?
Почему и Лжедмитрий II недолго оставался правителем Российского государства?
Предполагаемый портрет Лжедмитрия II
Работа с картой:
- Отметьте границы и подпишите государства - Речь Посполитую и Швецию
- Обозначьте стрелками разного цвета направления походов войск Швеции и Речи Посполитой на территорию Российского государства
- Отметьте границы и подпишите государства - Речь Посполитую и Швецию - Обозначьте стрелками разного цвета направления походов войск Швеции и Речи Посполитой на территорию Российского государства
Задание на урок:
Почему период 1604-1618 гг. получил название «Смута»?
Закрепление:
1. Первым самозванцем - Лжедмитрием был:
- а) Гаврила Принцип;
- б) Григорий Отрепьев;
- в) Василий Шуйский.
- 2. «Тушинским вором» называли:
- а) Прокопия Ляпунова;
- б) Лжедмитрия II;
- в) Степана Разина;
- г) Лжедмитрия I
3. К причинам Смуты не относится:
- а) разорение крестьянских хозяйств в годы опричнины;
- б) ослабление налогового гнёта;
- в) падение авторитета власти;
- г) появление Лжедмитрия I.
4. Назовите даты неурожайных лет?
- А) 1590-1600 гг.;
- Б) 1597-1600 гг.;
- В) 1601-1603 гг.;
- Г) 1591-1592 гг.
5.Установите соответствие:
- А) Лжедмитрий 1;
- Б) Лжедмитрий 2;
- В) В.Шуйский;
- Г) Б.Годунов;.
1)1607-1610 гг.
2)1606-1610 гг.
3)1605-1606 гг
4)1598-1605 г
Ответы:
- 1. Б
- 2. Б
- 3. Б
- 4. В
- 5. А-3, Б – 1, В – 2, Г – 4
Рефлексия:
1.Я узнал (а), что
2. Я был удивлен (а) тем, что
3. Мне понравилось, что
4. Мне более всего запомнилось, что
Домашнее задание:
- Для всех: Параграф 14-15 – читать; контурная карта – стр. 8
- По желанию: стр. 20 «Думаем, сравниваем, размышляем» №1 – письм.