СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История России 7 класс "Смута в Российском Государстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прзентация к урока по истории России для 7 класса. Данная презентация соответствует всем требованиям ФГОС и поможет продуктивно выстроить урок. 

Просмотр содержимого документа
«История России 7 класс "Смута в Российском Государстве"»

Актуализация знаний:  Вставьте пропущенные слова: После смерти в 1584 году ___________остались два его сына: старший __________и младший Дмитрий Иванович. Его дети были от разных матерей. Царем стал старший сын ______ (1584-1598гг). Современники характеризовали царя __________ как болезненного и слабоумного правителя не способного руководить государством. Все бразды правления находились в руках брата его жены боярина _________. ____________был бездетным и согласно русскому закону о престолонаследии вся власть, после его смерти, достанется _________. После смерти царя __________, по инициативе патриарха Иова, ____________на Земском соборе венчали на царство _______________. Положение нового царя было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Помнили о гонениях и опалах, от него исходивших. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича в Дмитрия в Угличе. Ситуация сильно осложнилась в начале нового столетия, когда страну потрясли события, приведшие в ужас современников и сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и всей России.

Актуализация знаний:

Вставьте пропущенные слова:

После смерти в 1584 году ___________остались два его сына: старший __________и младший Дмитрий Иванович. Его дети были от разных матерей. Царем стал старший сын ______ (1584-1598гг). Современники характеризовали царя __________ как болезненного и слабоумного правителя не способного руководить государством. Все бразды правления находились в руках брата его жены боярина _________. ____________был бездетным и согласно русскому закону о престолонаследии вся власть, после его смерти, достанется _________. После смерти царя __________, по инициативе патриарха Иова, ____________на Земском соборе венчали на царство _______________. Положение нового царя было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Помнили о гонениях и опалах, от него исходивших. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича в Дмитрия в Угличе. Ситуация сильно осложнилась в начале нового столетия, когда страну потрясли события, приведшие в ужас современников и сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и всей России.

После смерти в 1584 году Ивана Грозного остались два его сына: старший Федор Иванович и младший Дмитрий Иванович. Его дети были от разных матерей. Царем стал старший сын Федор Иванович (1584-1598гг). Современники характеризовали царя Федора как болезненного и слабоумного правителя не способного руководить государством. Все бразды правления находились в руках брата его жены боярина Бориса ГодуноваФедор Иванович был бездетным и согласно русскому закону о престолонаследии вся власть, после его смерти, достанется Дмитрию. После смерти царя Федора Ивановича , по инициативе патриарха Иова, Бориса Федоровича на Земском соборе венчали на царство 1 сентября 1598года . Положение нового царя было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Помнили о гонениях и опалах, от него исходивших. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича в Дмитрия в Угличе. Ситуация сильно осложнилась в начале нового столетия, когда страну потрясли события, приведшие в ужас современников и сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и всей России.

 В то время смутное напастям, в России не было конца,  И люд не верил уже власти, в стенах кремлевского дворца,  Ни в ком не видела опоры, больная русская страна.  И всю ее накрыло скоро, измен смердящая волна,  Упала нравственность донельзя, и разобщенность возросла,  Захватчики к Москве полезли, и «ворам не было числа».   Валерий Русин, ист. Роман в стихах «Смута»

В то время смутное напастям, в России не было конца,

И люд не верил уже власти, в стенах кремлевского дворца,

Ни в ком не видела опоры, больная русская страна.

И всю ее накрыло скоро, измен смердящая волна,

Упала нравственность донельзя, и разобщенность возросла,

Захватчики к Москве полезли, и «ворам не было числа».

Валерий Русин, ист. Роман в стихах «Смута»

 -  О каком периоде русской истории идет речь?  -По каким строчкам вы это поняли?

О каком периоде русской истории идет речь?

-По каким строчкам вы это поняли?

Тема: «Смута в Российском государстве»

Тема: «Смута в Российском государстве»

Цель урока: Познакомиться с основными событиями Смутного времени в Российском государстве

Цель урока:

  • Познакомиться с основными событиями Смутного времени в Российском государстве
Задание на урок: Почему период 1604-1618 гг. получил название «Смута»?

Задание на урок:

Почему период 1604-1618 гг. получил название «Смута»?

План урока: Понятие Смутного времени Причины Смуты Деятельность правителей Российского государства:  - Лжедмитрий I  - Василий Шуйский  - Лжедмитрий II  4. Иностранная интервенция

План урока:

  • Понятие Смутного времени
  • Причины Смуты
  • Деятельность правителей Российского государства:

- Лжедмитрий I

- Василий Шуйский

- Лжедмитрий II

4. Иностранная интервенция

Задание 1. Откройте стр. 20 в учебнике Найдите определение понятия «Смута» Зафиксируйте это определение в тетрадь Смутное время  - период истории России с 1598- 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.

Задание 1.

  • Откройте стр. 20 в учебнике
  • Найдите определение понятия «Смута»
  • Зафиксируйте это определение в тетрадь

Смутное время  - период истории России с 1598- 1613 годы, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.

Причины Смуты: 1. Пресечение законной московской династии; 2. Хозяйственная разруха ( голод, запустение центральной части русских земель); 3. Ужесточение политики закрепощения крестьян; 4. Массовые народные волнения; 6. Увеличение налогового гнета; 7. Ослабление центральной власти.

Причины Смуты:

  • 1. Пресечение законной московской династии;
  • 2. Хозяйственная разруха ( голод, запустение центральной части русских земель);
  • 3. Ужесточение политики закрепощения крестьян;
  • 4. Массовые народные волнения;
  • 6. Увеличение налогового гнета;
  • 7. Ослабление центральной власти.
Задание для группы 1. Познакомьтесь с документом «Ключевский о Лжедмитрии I» Найдите в тексте:  - условие, при котором Лжедмитрий согласился войти в Москву  - годы правления Лжедмитрий I Почему Лжедмитрию I не удалось на долго задержаться на русском престоле?

Задание для группы 1.

  • Познакомьтесь с документом «Ключевский о Лжедмитрии I»
  • Найдите в тексте:

- условие, при котором Лжедмитрий согласился войти в Москву

- годы правления Лжедмитрий I

Почему Лжедмитрию I не удалось на долго задержаться на русском престоле?

Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I)

Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I)

Задание для группы 2: С помощью пунктов 6,7 параграфа 14 и дополнительных источников составить исторический портрет Василия Шуйского по плану: 1. Годы правления  2. Титул, положение  3. Основные направления деятельности  а) внутренняя политика  б) внешняя политика  4. Результаты деятельности:  - чего добился  - как оценивают (однозначная оценка, противоречивая оценка, остается неоцененным по достоинству; позиции современников, потомков, ученых

Задание для группы 2:

  • С помощью пунктов 6,7 параграфа 14 и дополнительных источников составить исторический портрет Василия Шуйского по плану:

1. Годы правления 2. Титул, положение 3. Основные направления деятельности а) внутренняя политика б) внешняя политика 4. Результаты деятельности: - чего добился - как оценивают (однозначная оценка, противоречивая оценка, остается неоцененным по достоинству; позиции современников, потомков, ученых

Василий Шуйский

Василий Шуйский

Задание для группы 3. Прочитайте пункт 8 – 10 параграфа и дополнительную литературуI Ответьте на вопрос: почему Лжедмитрия II называют «тушинским вором»? Покажите на карте поход Лжедмитрия II на Москву?  Почему и Лжедмитрий II недолго оставался правителем Российского государства?

Задание для группы 3.

  • Прочитайте пункт 8 – 10 параграфа и дополнительную литературуI
  • Ответьте на вопрос: почему Лжедмитрия II называют «тушинским вором»?
  • Покажите на карте поход Лжедмитрия II на Москву?

Почему и Лжедмитрий II недолго оставался правителем Российского государства?

Предполагаемый портрет Лжедмитрия II

Предполагаемый портрет Лжедмитрия II

Работа с картой: Контурная карта стр. 8:  - Отметьте границы и подпишите государства - Речь Посполитую и Швецию  - Обозначьте стрелками разного цвета направления походов войск Швеции и Речи Посполитой на территорию Российского государства

Работа с картой:

  • Контурная карта стр. 8:

- Отметьте границы и подпишите государства - Речь Посполитую и Швецию

- Обозначьте стрелками разного цвета направления походов войск Швеции и Речи Посполитой на территорию Российского государства

 - Отметьте границы и подпишите государства - Речь Посполитую и Швецию  - Обозначьте стрелками разного цвета направления походов войск Швеции и Речи Посполитой на территорию Российского государства

- Отметьте границы и подпишите государства - Речь Посполитую и Швецию - Обозначьте стрелками разного цвета направления походов войск Швеции и Речи Посполитой на территорию Российского государства

Задание на урок: Почему период 1604-1618 гг. получил название «Смута»?

Задание на урок:

Почему период 1604-1618 гг. получил название «Смута»?

Закрепление:  1. Первым самозванцем - Лжедмитрием был: а) Гаврила Принцип; б) Григорий Отрепьев; в) Василий Шуйский.  2. «Тушинским вором» называли: а) Прокопия Ляпунова; б) Лжедмитрия II; в) Степана Разина; г) Лжедмитрия I

Закрепление:

1. Первым самозванцем - Лжедмитрием был:

  • а) Гаврила Принцип;
  • б) Григорий Отрепьев;
  • в) Василий Шуйский.
  • 2. «Тушинским вором» называли:
  • а) Прокопия Ляпунова;
  • б) Лжедмитрия II;
  • в) Степана Разина;
  • г) Лжедмитрия I
3. К причинам Смуты не относится: а) разорение крестьянских хозяйств в годы опричнины; б) ослабление налогового гнёта; в) падение авторитета власти; г) появление Лжедмитрия I. 4. Назовите даты неурожайных лет? А) 1590-1600 гг.; Б) 1597-1600 гг.; В) 1601-1603 гг.; Г) 1591-1592 гг.

3. К причинам Смуты не относится:

  • а) разорение крестьянских хозяйств в годы опричнины;
  • б) ослабление налогового гнёта;
  • в) падение авторитета власти;
  • г) появление Лжедмитрия I.

4. Назовите даты неурожайных лет?

  • А) 1590-1600 гг.;
  • Б) 1597-1600 гг.;
  • В) 1601-1603 гг.;
  • Г) 1591-1592 гг.
5.Установите соответствие:   А) Лжедмитрий 1; Б) Лжедмитрий 2; В) В.Шуйский; Г) Б.Годунов;. 1)1607-1610 гг. 2)1606-1610 гг. 3)1605-1606 гг 4)1598-1605 г

5.Установите соответствие:

  • А) Лжедмитрий 1;
  • Б) Лжедмитрий 2;
  • В) В.Шуйский;
  • Г) Б.Годунов;.

1)1607-1610 гг.

2)1606-1610 гг.

3)1605-1606 гг

4)1598-1605 г

Ответы: 1. Б 2. Б 3. Б 4. В 5. А-3, Б – 1, В – 2, Г – 4

Ответы:

  • 1. Б
  • 2. Б
  • 3. Б
  • 4. В
  • 5. А-3, Б – 1, В – 2, Г – 4
Рефлексия: 1.Я узнал (а), что   2. Я был удивлен (а) тем, что   3. Мне понравилось, что   4. Мне более всего запомнилось, что

Рефлексия:

1.Я узнал (а), что  

2. Я был удивлен (а) тем, что  

3. Мне понравилось, что  

4. Мне более всего запомнилось, что

Домашнее задание: Для всех: Параграф 14-15 – читать; контурная карта – стр. 8 По желанию: стр. 20 «Думаем, сравниваем, размышляем» №1 – письм.

Домашнее задание:

  • Для всех: Параграф 14-15 – читать; контурная карта – стр. 8
  • По желанию: стр. 20 «Думаем, сравниваем, размышляем» №1 – письм.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!