Презентация на тему: «Русский романс».
Подготовила: Мартикян Полина, уч. 6-го класса
МБОУ «Политехнического лицея».
Романс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально —
«по-романски», то есть
«по-испански») — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса
с инструментальным сопровождением.
Жанр русского романса сформировался на волне веяний романтизма в первой половине XIX века. Но ещё в XVIII веке «романсом» называлось вокальное произведение на французском языке (пусть и написанное русским композитором), а произведение с текстом на русском языке — «российской песней».
Ведущий вклад в становление русского романса внесли композиторы Алябьев, Варламов и Гурилёв .
Во многих романсах звучат цыганские темы. В продолжение XIX века сформировалось несколько поджанров — классический ( написанный профессиональными композиторами) , салонный (городской, бытовой) романс, жестокий романс, цыганский, казацкий.
Жестокий романс – возник примерно в середине XIX века, его расцвет пришёлся на конец XIX - начало XX . Местом его рождения принято считать городскую и пригородную среду, где проживали преимущественно низшие и средние слои населения «мещане» - крестьяне, пришедшие на заработки, рабочие, мастеровые, небогатые торговцы – представители этой социальной группы привнесли в жанр простоту и незатейливость сюжетов, как правило, драматического характера.
В основе почти всех сюжетов - история из личной и семейной жизни, в которых обнаруживается тяга к необычным событиям, преимущественно трагическим .
Салонный или чаще упоминаемый как городской, или бытовой романс: Его отличительной чертой является его популярность и общедоступность, соответствие вкусам широких кругов городского населения. У городского романса, как правило, нет заглавия. Его роль обычно выполняет первая строка.
Городскому романсу свойственна конкретика.
Это как бы "случай из жизни", воспоминания свидетеля, обычно бывалого человека, при этом, в нём, как правило, очень хорошо описывается место действия. Считается, что этот вид романса возник из вышеназванного подвида романсов – жестокого.
Цыганский романс и казацкий романс – определяющим фактором в названиях этих подвидов романса стала национальность его исполнителей и авторов, особенность их субкультур. Но в основе этих романсов всегда лежала русская или украинская песня, приправленная особенным колоритом. Так, например, Цыганские романсы исполняются под гитару в отличии от салонных
(где аккомпаниментом является фортепьяно), часто в несколько голосов. Тексты упрощаются, меняется сама фактура известных классических произведений. В основе же казацкого романса положены казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародившиеся на Дону.
«Золотой век» русского романса пришёлся на начало XX века, когда работали такие крупные и самобытные исполнители, как А. Вертинский, В. Панина, А. Вяльцева, Н. Плевицкая. Позднее традиции романса продолжали Пётр Лещенко и Алла Баянова, в СССР — Изабелла Юрьева, Тамара Церетели и Вадим Козин.
В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи. Ведущие исполнители замолчали, либо были репрессированы.
Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е гг., когда романсы стали исполнять Николай Сличенко, Валентин Баглаенко, Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.
Используемые источники:
- М.А.Тростина «Жестокий романс: жанровые признаки, сюжеты и образы». (Межвуз сб. науч. тр.). - Вып. IV. Саранск, 2003, с.197-202.
- Материалы ЖЖ: http ://www.liveinternet.ru/users/barucaba/post289279787 /
- Материалы Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_% D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81