СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История русской культуры XX века

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 2. Художестввенные объединения XX века. Этот материал можно использовать при изучении данной темы по истории.

Просмотр содержимого документа
«История русской культуры XX века»

1. Выберите правильные ответы. Модерну присущи следующие черты:   1.   синтез искусств    2.  любовь к прямым линиям и плоскостям   3.   богатое декоративное убранство     4. использование разнообразных строительных материалов    5.  скромное убранство   6. любовь к искривленным линям и плоскостям

1. Выберите правильные ответы. Модерну присущи следующие черты:

 

1.   синтез искусств

  2.  любовь к прямым линиям и плоскостям

  3.   богатое декоративное убранство

   4. использование разнообразных строительных материалов

  5.  скромное убранство

  6. любовь к искривленным линям и плоскостям

2. что такое «неорусский стиль». 3. расскажите об особенностях петербургского модерна. 4. Напишите название сооружения и его автора

2. что такое «неорусский стиль».

3. расскажите об особенностях петербургского модерна.

4. Напишите название сооружения и его автора

2. Художественные объединения начала XX в.

2. Художественные объединения начала XX в.

Продолжали существовать Товарищество передвижников и объединение «Мир искусства» , появилось много новых художественных объединений
  • Продолжали существовать Товарищество передвижников и объединение «Мир искусства» ,
  • появилось много новых художественных объединений
«Союз русских художников» . Возник в 1903 г. А.Н. Бенуа, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, И.Э. Грабарь и другие интерес к русской теме : история России, быт ее народа, красота родной природы.   Члены «Союза русских художников». Фотография 1911 г.

«Союз русских художников» .

  • Возник в 1903 г.
  • А.Н. Бенуа, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, И.Э. Грабарь и другие
  • интерес к русской теме : история России, быт ее народа, красота родной природы.

  Члены «Союза русских художников». Фотография 1911 г.

Николай Константинович Р е рих  учился в Академии художеств у знаменитого пейзажиста А.И. Куинджи любовь к ярким краскам и световым эффектам обращался к ранней русской истории. Н.К. Рерих.

Николай Константинович Р е рих

  • учился в Академии художеств у знаменитого пейзажиста А.И. Куинджи
  • любовь к ярким краскам и световым эффектам
  • обращался к ранней русской истории.

Н.К. Рерих.

«Заморские гости»  1901 г.

«Заморские гости» 1901 г.

Гонец. «Восстал род на род». Художник Н.К. Рерих. 1897 г.

Гонец. «Восстал род на род». Художник Н.К. Рерих. 1897 г.

Город строят. Художник Н.К. Рерих. 1902 г.

Город строят. Художник Н.К. Рерих. 1902 г.

Исторически они вполне достоверны, хотя и лишены бытовизма
  • Исторически они вполне достоверны, хотя и лишены бытовизма
Борис Михайлович Куст о диев  неповторимый мир русской провинции праздничная жизнь «Масленица» , «Балаганы» повседневная «Московский трактир»

Борис Михайлович Куст о диев

  • неповторимый мир русской провинции
  • праздничная жизнь «Масленица» , «Балаганы»
  • повседневная «Московский трактир»
Масленица. Художник Б.М. Кустодиев. 1919 г.

Масленица. Художник Б.М. Кустодиев. 1919 г.

Балаганы. Художник Б.М. Кустодиев. 1917 г.

Балаганы. Художник Б.М. Кустодиев. 1917 г.

Московский трактир. Художник Б.М. Кустодиев. 1916 г.

Московский трактир. Художник Б.М. Кустодиев. 1916 г.

Ярмарка. 1906 г. изображена торговая площадь. Народ неспешно прохаживается между рядами, разглядывая и подбирая товар: игрушки, кадки, короба.

Ярмарка. 1906 г.

изображена торговая площадь. Народ неспешно прохаживается между рядами, разглядывая и подбирая товар: игрушки, кадки, короба.

жизнь и быт русского купечества живописная улица провинциального города, посреди которой стоят четыре нарядно одетые купчихи
  • жизнь и быт русского купечества
  • живописная улица провинциального города, посреди которой стоят четыре нарядно одетые купчихи
«Купчихи»

«Купчихи»

Виктор Эльпидиф о рович Бор и сов-Мус а тов   родился в волжском городе Саратове. Живописи учился в Москве, Петербурге, Париже.  Его картины удивительно красивы, они напоминают декоративные панно или тканые ковры – гобелены .

Виктор Эльпидиф о рович Бор и сов-Мус а тов  

  • родился в волжском городе Саратове.
  • Живописи учился в Москве, Петербурге, Париже.
  • Его картины удивительно красивы, они напоминают декоративные панно или тканые ковры – гобелены .
Автопортрет с сестрой. Художник В.Э. Борисов-Мусатов. 1898 г.

Автопортрет с сестрой. Художник В.Э. Борисов-Мусатов. 1898 г.

Гобелен. Художник В.Э. Борисов-Мусатов. 1901 г.

Гобелен. Художник В.Э. Борисов-Мусатов. 1901 г.

писал в основном сценки дворянской усадебной жизни Образы кажутся бесплотными видениями. Так ощущал он уходящий в прошлое мир усадебной культуры, который был ему дорог
  • писал в основном сценки дворянской усадебной жизни
  • Образы кажутся бесплотными видениями.
  • Так ощущал он уходящий в прошлое мир усадебной культуры, который был ему дорог
Водоем. Художник В.Э. Борисов-Мусатов. 1902 г.

Водоем. Художник В.Э. Борисов-Мусатов. 1902 г.

объединение «Голубая роза» В 1907 г. в Москве открылась художественная выставка под названием «Голубая роза» Устроена она была с вызывающим эстетством. Стены залов, где проходила выставка, задрапировали серо-голубой тканью, а полы устлали коврами. В вазах стояли живые цветы. Художники сидели под своими картинами с астрами в петлицах костюмов.

объединение «Голубая роза»

  • В 1907 г. в Москве открылась художественная выставка под названием «Голубая роза»
  • Устроена она была с вызывающим эстетством. Стены залов, где проходила выставка, задрапировали серо-голубой тканью, а полы устлали коврами. В вазах стояли живые цветы. Художники сидели под своими картинами с астрами в петлицах костюмов.
  Обложка каталога выставки «Голубая роза». 1907 г. Выставка «Голубая роза». 1907 г.

  Обложка каталога выставки «Голубая роза». 1907 г.

Выставка «Голубая роза». 1907 г.

Выставку организовал популярный художественный журнал «Золотое руно», который издавал богатый московский меценат Николай Рябушинский . В ней приняли участие художники П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян и некоторые другие. Большинство из них были выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества. «Голубор о зовцев» объединяла любовь к декоративности и интерес к Востоку.
  • Выставку организовал популярный художественный журнал «Золотое руно», который издавал богатый московский меценат Николай Рябушинский .
  • В ней приняли участие художники П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян и некоторые другие.
  • Большинство из них были выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
  • «Голубор о зовцев» объединяла любовь к декоративности и интерес к Востоку.
Обложка журнала «Золотое руно». 1906 г. Н.П. Рябушинский

Обложка журнала «Золотое руно». 1906 г.

Н.П. Рябушинский

Павел Варфоломеевич Кузнецов

Павел Варфоломеевич Кузнецов

Голубой фонтан. Художник П.В. Кузнецов. 1905 г. В ней нет сюжета: застывшие фигуры со склоненными головами на фоне гирлянд из листьев и водяных брызг.

Голубой фонтан. Художник П.В. Кузнецов. 1905 г.

В ней нет сюжета: застывшие фигуры со склоненными головами на фоне гирлянд из листьев и водяных брызг.

В начале XX в. Кузнецов совершил путешествие по Средней Азии . Под впечатлением от увиденного он создал серию картин, в которых попытался показать красоту природы и человека, живущих в полной гармонии между собой
  • В начале XX в. Кузнецов совершил путешествие по Средней Азии .
  • Под впечатлением от увиденного он создал серию картин, в которых попытался показать красоту природы и человека, живущих в полной гармонии между собой
Мираж в степи. 1912 г.

Мираж в степи. 1912 г.

Мартир о с Сергеевич Сарь я н    родился в Ростове-на-Дону в армянской семье.  Учился в Москве. Главное место в творчестве Сарьяна занимает  Восток .

Мартир о с Сергеевич Сарь я н  

  • родился в Ростове-на-Дону в армянской семье.
  • Учился в Москве.
  • Главное место в творчестве Сарьяна занимает  Восток .
Улица. Полдень. Константинополь. 1910 г.

Улица. Полдень. Константинополь. 1910 г.

Финиковая пальма. Египет. Художник М.С. Сарьян. 1911 г.

Финиковая пальма. Египет. Художник М.С. Сарьян. 1911 г.

Идущая феллахская женщина. Художник М.С. Сарьян. 1911 г.

Идущая феллахская женщина. Художник М.С. Сарьян. 1911 г.

Живопись «Голубой розы» была близка художественному направлению символ и зм , получившему распространение в европейском искусстве на рубеже XIX–XX вв. Образы  нельзя воспринимать буквально. Они допускают неоднозначные трактовки, их можно наделять различным смыслом . Символично само название «Голубая роза». Это – цветок, которого не существует в природе, и поэтому он воспринимается как образ неосуществимой мечты.
  • Живопись «Голубой розы» была близка художественному направлению символ и зм , получившему распространение в европейском искусстве на рубеже XIX–XX вв.
  • Образы нельзя воспринимать буквально.
  • Они допускают неоднозначные трактовки, их можно наделять различным смыслом .
  • Символично само название «Голубая роза». Это – цветок, которого не существует в природе, и поэтому он воспринимается как образ неосуществимой мечты.
«Бубновый валет» . В 1910 г. в Москве состоялась художественная выставка «Бубновый валет» . При входе висел плакат в виде игральной карты с изображение бубнового валета и надписью «Выставка картин «Бубновый валет»  картины живописцов И.И. Машков, П.П. Кончаловский, Р.Р. Фальк, А.В. Лентулов и другие. они создали художественное объединение под тем же названием.

«Бубновый валет» .

  • В 1910 г. в Москве состоялась художественная выставка «Бубновый валет» .
  • При входе висел плакат в виде игральной карты с изображение бубнового валета и надписью «Выставка картин «Бубновый валет»
  • картины живописцов И.И. Машков, П.П. Кончаловский, Р.Р. Фальк, А.В. Лентулов и другие.
  • они создали художественное объединение под тем же названием.
Эмблема выставки «Бубновый валет».

Эмблема выставки «Бубновый валет».

«Автопортрет с Петром Кончаловским» Художник И.И. Машков. 1910 г. критические отзывы прессы Оба художника изображены на нем полуобнаженными, с мускулатурой борцов. Один держит в руках скрипку, другой ноты. На пианино стоят книги с надписями «Искусства», «Библия», «Сезанн»

«Автопортрет с Петром Кончаловским» Художник И.И. Машков. 1910 г.

  • критические отзывы прессы
  • Оба художника изображены на нем полуобнаженными, с мускулатурой борцов. Один держит в руках скрипку, другой ноты. На пианино стоят книги с надписями «Искусства», «Библия», «Сезанн»
  И.И. Машков.

  И.И. Машков.

стремились подчеркнуть форму изображаемой вещи, сделать ее материально весомой, осязаемой и вместе с тем красивой и выразительной. Может быть, поэтому они так много работали в жанре натюрморта , который прежде не получил широкого распространения в русской живописи.
  • стремились подчеркнуть форму изображаемой вещи, сделать ее материально весомой, осязаемой и вместе с тем красивой и выразительной.
  • Может быть, поэтому они так много работали в жанре натюрморта , который прежде не получил широкого распространения в русской живописи.
Агава. Художник П.П. Кончаловский. 1916 г. один из лучших натюрмортов Петра Петровича Кончал о вского  Мастерски построена композиция: цветок в горшке, окруженный различными предметами. Форма каждой вещи слегка искажена, что позволяет добиться ее особой выразительности.

Агава. Художник П.П. Кончаловский. 1916 г.

  • один из лучших натюрмортов Петра Петровича Кончал о вского
  • Мастерски построена композиция: цветок в горшке, окруженный различными предметами. Форма каждой вещи слегка искажена, что позволяет добиться ее особой выразительности.
Агава. Художник П.П. Кончаловский. 1916 г. Автопортрет. Художник П.П. Кончаловский. 1911 г.

Агава. Художник

П.П. Кончаловский. 1916 г.

Автопортрет. Художник П.П. Кончаловский. 1911 г.

отвергали реализм передвижников . черпали вдохновение в новейших течениях французской живописи – сезаннизме, кубизме, фовизме одними из первых познакомили русского зрителя с современным западным искусством. На их выставке в 1912 г. были показаны картины А. Матисса, П. Пикассо и других французских художников.
  • отвергали реализм передвижников .
  • черпали вдохновение в новейших течениях французской живописи – сезаннизме, кубизме, фовизме
  • одними из первых познакомили русского зрителя с современным западным искусством.
  • На их выставке в 1912 г. были показаны картины А. Матисса, П. Пикассо и других французских художников.
Арист а рх Васильевич Лент у лов  считали одним из самых одаренных «бубнововалетцев». После поездки в Париж он надолго «заразился» кубизмом и в его духе написал картину «Звон. Колокольня Ивана Великого» . На ней смещенные, скошенные формы здания колокольни колеблются, вибрируют, вызывая ощущение звона.

Арист а рх Васильевич Лент у лов

  • считали одним из самых одаренных «бубнововалетцев».
  • После поездки в Париж он надолго «заразился» кубизмом и в его духе написал картину «Звон. Колокольня Ивана Великого» .
  • На ней смещенные, скошенные формы здания колокольни колеблются, вибрируют, вызывая ощущение звона.
Автопортрет в красном. Художник А.В. Лентулов. 1908-1909 гг.

Автопортрет в красном. Художник А.В. Лентулов. 1908-1909 гг.

Звон. Колокольня Ивана Великого. Художник А.В. Лентулов. 1915 г.

Звон. Колокольня Ивана Великого. Художник А.В. Лентулов. 1915 г.

«Ослиный хвост» . В 1912 г. от «Бубнового валета» откололась группа художников, которая организовала в Москве собственную выставку. Ее необычное название – «Ослиный хвост» – было связано со скандальным случаем, произошедшим незадолго до этого в художественной жизни Франции.

«Ослиный хвост» .

  • В 1912 г. от «Бубнового валета» откололась группа художников, которая организовала в Москве собственную выставку.
  • Ее необычное название – «Ослиный хвост» – было связано со скандальным случаем, произошедшим незадолго до этого в художественной жизни Франции.
Это интересно. В 1910 г. группа журналистов ради шутки выставила на престижном смотре современного французского искусства в парижском Салоне независимых картину под названием «И солнце заснуло над Адриатикой». Как выяснилось впоследствии, она была написана хвостом осла.

Это интересно.

  • В 1910 г. группа журналистов ради шутки выставила на престижном смотре современного французского искусства в парижском Салоне независимых картину под названием «И солнце заснуло над Адриатикой». Как выяснилось впоследствии, она была написана хвостом осла.
работы М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой  и некоторых других мастеров «Ослиного хвоста» питали главным образом русские художественные традиции. обратились к примитив и зму.  Так называлось направление в европейской живописи начала XX в., представители которого стремились к предельному упрощению формы. Образцом для русских примитивистов служила уличная вывеска, народная картинка (лубок), детский рисунок.
  • работы М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой  и некоторых других
  • мастеров «Ослиного хвоста» питали главным образом русские художественные традиции.
  • обратились к примитив и зму. Так называлось направление в европейской живописи начала XX в., представители которого стремились к предельному упрощению формы.
  • Образцом для русских примитивистов служила уличная вывеска, народная картинка (лубок), детский рисунок.
Михаил Федорович Ларионов

Михаил Федорович Ларионов

Отдыхающий солдат. Художник М.Ф. Ларионов. 1911 г. изображен лежащий под забором розовощекий детина в сапогах и шинели . Картина написана в нарочито упрощенной манере лубка или детского рисунка . Именно это делает образ солдата весьма выразительным, а главное убедительным. Разве не таков солдат в повседневном быту: грубый, неряшливый, примитивный?

Отдыхающий солдат. Художник М.Ф. Ларионов. 1911 г.

  • изображен лежащий под забором розовощекий детина в сапогах и шинели .
  • Картина написана в нарочито упрощенной манере лубка или детского рисунка .
  • Именно это делает образ солдата весьма выразительным, а главное убедительным.
  • Разве не таков солдат в повседневном быту: грубый, неряшливый, примитивный?
Отдыхающий солдат. Художник М.Ф. Ларионов. 1911 г.

Отдыхающий солдат. Художник М.Ф. Ларионов. 1911 г.

Наталья Сергеевна Гончарова    Автопортрет. Художник Н.С. Гончарова. 1907 г.

Наталья Сергеевна Гончарова

  Автопортрет. Художник Н.С. Гончарова. 1907 г.

Мытье холста.  Художник Н.С. Гончарова. 1910 г. показаны две грубо написанные крестьянские женщины. Разве не соответствует примитивное изображение крестьян простому характеру их жизни и труда?

Мытье холста. Художник Н.С. Гончарова. 1910 г.

  • показаны две грубо написанные крестьянские женщины.
  • Разве не соответствует примитивное изображение крестьян простому характеру их жизни и труда?
ИТОГ Русская художественная культура начала XX в. была необычайно яркой и разнообразной. Одновременно существовали такие непохожие друг на друга художественные объединения, как «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост».

ИТОГ

  • Русская художественная культура начала XX в. была необычайно яркой и разнообразной.
  • Одновременно существовали такие непохожие друг на друга художественные объединения, как «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!