1. Выберите правильные ответы. Модерну присущи следующие черты:
1. синтез искусств
2. любовь к прямым линиям и плоскостям
3. богатое декоративное убранство
4. использование разнообразных строительных материалов
5. скромное убранство
6. любовь к искривленным линям и плоскостям
2. что такое «неорусский стиль».
3. расскажите об особенностях петербургского модерна.
4. Напишите название сооружения и его автора
2. Художественные объединения начала XX в.
- Продолжали существовать Товарищество передвижников и объединение «Мир искусства» ,
- появилось много новых художественных объединений
«Союз русских художников» .
- Возник в 1903 г.
- А.Н. Бенуа, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов, Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, И.Э. Грабарь и другие
- интерес к русской теме : история России, быт ее народа, красота родной природы.
Члены «Союза русских художников». Фотография 1911 г.
Николай Константинович Р е рих
- учился в Академии художеств у знаменитого пейзажиста А.И. Куинджи
- любовь к ярким краскам и световым эффектам
- обращался к ранней русской истории.
Н.К. Рерих.
«Заморские гости» 1901 г.
Гонец. «Восстал род на род». Художник Н.К. Рерих. 1897 г.
Город строят. Художник Н.К. Рерих. 1902 г.
- Исторически они вполне достоверны, хотя и лишены бытовизма
Борис Михайлович Куст о диев
- неповторимый мир русской провинции
- праздничная жизнь «Масленица» , «Балаганы»
- повседневная «Московский трактир»
Масленица. Художник Б.М. Кустодиев. 1919 г.
Балаганы. Художник Б.М. Кустодиев. 1917 г.
Московский трактир. Художник Б.М. Кустодиев. 1916 г.
Ярмарка. 1906 г.
изображена торговая площадь. Народ неспешно прохаживается между рядами, разглядывая и подбирая товар: игрушки, кадки, короба.
- жизнь и быт русского купечества
- живописная улица провинциального города, посреди которой стоят четыре нарядно одетые купчихи
«Купчихи»
Виктор Эльпидиф о рович Бор и сов-Мус а тов
- родился в волжском городе Саратове.
- Живописи учился в Москве, Петербурге, Париже.
- Его картины удивительно красивы, они напоминают декоративные панно или тканые ковры – гобелены .
Автопортрет с сестрой. Художник В.Э. Борисов-Мусатов. 1898 г.
Гобелен. Художник В.Э. Борисов-Мусатов. 1901 г.
- писал в основном сценки дворянской усадебной жизни
- Образы кажутся бесплотными видениями.
- Так ощущал он уходящий в прошлое мир усадебной культуры, который был ему дорог
Водоем. Художник В.Э. Борисов-Мусатов. 1902 г.
объединение «Голубая роза»
- В 1907 г. в Москве открылась художественная выставка под названием «Голубая роза»
- Устроена она была с вызывающим эстетством. Стены залов, где проходила выставка, задрапировали серо-голубой тканью, а полы устлали коврами. В вазах стояли живые цветы. Художники сидели под своими картинами с астрами в петлицах костюмов.
Обложка каталога выставки «Голубая роза». 1907 г.
Выставка «Голубая роза». 1907 г.
- Выставку организовал популярный художественный журнал «Золотое руно», который издавал богатый московский меценат Николай Рябушинский .
- В ней приняли участие художники П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян и некоторые другие.
- Большинство из них были выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
- «Голубор о зовцев» объединяла любовь к декоративности и интерес к Востоку.
Обложка журнала «Золотое руно». 1906 г.
Н.П. Рябушинский
Павел Варфоломеевич Кузнецов
Голубой фонтан. Художник П.В. Кузнецов. 1905 г.
В ней нет сюжета: застывшие фигуры со склоненными головами на фоне гирлянд из листьев и водяных брызг.
- В начале XX в. Кузнецов совершил путешествие по Средней Азии .
- Под впечатлением от увиденного он создал серию картин, в которых попытался показать красоту природы и человека, живущих в полной гармонии между собой
Мираж в степи. 1912 г.
Мартир о с Сергеевич Сарь я н
- родился в Ростове-на-Дону в армянской семье.
- Учился в Москве.
- Главное место в творчестве Сарьяна занимает Восток .
Улица. Полдень. Константинополь. 1910 г.
Финиковая пальма. Египет. Художник М.С. Сарьян. 1911 г.
Идущая феллахская женщина. Художник М.С. Сарьян. 1911 г.
- Живопись «Голубой розы» была близка художественному направлению символ и зм , получившему распространение в европейском искусстве на рубеже XIX–XX вв.
- Образы нельзя воспринимать буквально.
- Они допускают неоднозначные трактовки, их можно наделять различным смыслом .
- Символично само название «Голубая роза». Это – цветок, которого не существует в природе, и поэтому он воспринимается как образ неосуществимой мечты.
«Бубновый валет» .
- В 1910 г. в Москве состоялась художественная выставка «Бубновый валет» .
- При входе висел плакат в виде игральной карты с изображение бубнового валета и надписью «Выставка картин «Бубновый валет»
- картины живописцов И.И. Машков, П.П. Кончаловский, Р.Р. Фальк, А.В. Лентулов и другие.
- они создали художественное объединение под тем же названием.
Эмблема выставки «Бубновый валет».
«Автопортрет с Петром Кончаловским» Художник И.И. Машков. 1910 г.
- критические отзывы прессы
- Оба художника изображены на нем полуобнаженными, с мускулатурой борцов. Один держит в руках скрипку, другой ноты. На пианино стоят книги с надписями «Искусства», «Библия», «Сезанн»
И.И. Машков.
- стремились подчеркнуть форму изображаемой вещи, сделать ее материально весомой, осязаемой и вместе с тем красивой и выразительной.
- Может быть, поэтому они так много работали в жанре натюрморта , который прежде не получил широкого распространения в русской живописи.
Агава. Художник П.П. Кончаловский. 1916 г.
- один из лучших натюрмортов Петра Петровича Кончал о вского
- Мастерски построена композиция: цветок в горшке, окруженный различными предметами. Форма каждой вещи слегка искажена, что позволяет добиться ее особой выразительности.
Агава. Художник
П.П. Кончаловский. 1916 г.
Автопортрет. Художник П.П. Кончаловский. 1911 г.
- отвергали реализм передвижников .
- черпали вдохновение в новейших течениях французской живописи – сезаннизме, кубизме, фовизме
- одними из первых познакомили русского зрителя с современным западным искусством.
- На их выставке в 1912 г. были показаны картины А. Матисса, П. Пикассо и других французских художников.
Арист а рх Васильевич Лент у лов
- считали одним из самых одаренных «бубнововалетцев».
- После поездки в Париж он надолго «заразился» кубизмом и в его духе написал картину «Звон. Колокольня Ивана Великого» .
- На ней смещенные, скошенные формы здания колокольни колеблются, вибрируют, вызывая ощущение звона.
Автопортрет в красном. Художник А.В. Лентулов. 1908-1909 гг.
Звон. Колокольня Ивана Великого. Художник А.В. Лентулов. 1915 г.
«Ослиный хвост» .
- В 1912 г. от «Бубнового валета» откололась группа художников, которая организовала в Москве собственную выставку.
- Ее необычное название – «Ослиный хвост» – было связано со скандальным случаем, произошедшим незадолго до этого в художественной жизни Франции.
Это интересно.
- В 1910 г. группа журналистов ради шутки выставила на престижном смотре современного французского искусства в парижском Салоне независимых картину под названием «И солнце заснуло над Адриатикой». Как выяснилось впоследствии, она была написана хвостом осла.
- работы М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой и некоторых других
- мастеров «Ослиного хвоста» питали главным образом русские художественные традиции.
- обратились к примитив и зму. Так называлось направление в европейской живописи начала XX в., представители которого стремились к предельному упрощению формы.
- Образцом для русских примитивистов служила уличная вывеска, народная картинка (лубок), детский рисунок.
Михаил Федорович Ларионов
Отдыхающий солдат. Художник М.Ф. Ларионов. 1911 г.
- изображен лежащий под забором розовощекий детина в сапогах и шинели .
- Картина написана в нарочито упрощенной манере лубка или детского рисунка .
- Именно это делает образ солдата весьма выразительным, а главное убедительным.
- Разве не таков солдат в повседневном быту: грубый, неряшливый, примитивный?
Отдыхающий солдат. Художник М.Ф. Ларионов. 1911 г.
Наталья Сергеевна Гончарова
Автопортрет. Художник Н.С. Гончарова. 1907 г.
Мытье холста. Художник Н.С. Гончарова. 1910 г.
- показаны две грубо написанные крестьянские женщины.
- Разве не соответствует примитивное изображение крестьян простому характеру их жизни и труда?
ИТОГ
- Русская художественная культура начала XX в. была необычайно яркой и разнообразной.
- Одновременно существовали такие непохожие друг на друга художественные объединения, как «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост».