СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История русской культуры XX века

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 7. Рождение кино (Братья Люмьеры. Рождение русского кино).

Просмотр содержимого документа
«История русской культуры XX века»

Проверка домашнего задания 1. Когда, кем и какой театр был создан в России в начале XX века? Какие существовали в XIX в.? 2. Какой первый спектакль был поставлен на сцене этого театра (автор произведения и название)? 3. С какого спектакля началось подлинное становление театра (автор и название)? 4. Пьесы каких авторов и их названия ставили на сцене? 5. Напишите фамилии первых актеров этого театра. 6. Какие два прославленных композитора творили в России в начале XX века? Напишите названия их известных произведений.

Проверка домашнего задания

  • 1. Когда, кем и какой театр был создан в России в начале XX века? Какие существовали в XIX в.?
  • 2. Какой первый спектакль был поставлен на сцене этого театра (автор произведения и название)?
  • 3. С какого спектакля началось подлинное становление театра (автор и название)?
  • 4. Пьесы каких авторов и их названия ставили на сцене?
  • 5. Напишите фамилии первых актеров этого театра.
  • 6. Какие два прославленных композитора творили в России в начале XX века? Напишите названия их известных произведений.
7. Рождение кино

7. Рождение кино

28 декабря 1895 г. французские фотографы братья Лу и и Ог ю ст Люмь е ры   устроили в Париже публичный показ одного из первых снятых ими фильмов – «Выход рабочих с фабрики» . Эту дату можно считать днем рождения кино. Братья Луи и Огюст Люмьеры.
  • 28 декабря 1895 г. французские фотографы братья Лу и и Ог ю ст Люмь е ры   устроили в Париже публичный показ одного из первых снятых ими фильмов «Выход рабочих с фабрики» . Эту дату можно считать днем рождения кино.

Братья Луи и Огюст Люмьеры.

Кадр из фильма братьев Люмьер «Выход рабочих с фабрики». 1895 г.

Кадр из фильма братьев Люмьер «Выход рабочих с фабрики». 1895 г.

Рождение русского кино. 4 мая 1896 г. в Петербурге в помещении летнего театра «Аквариум» состоялся первый публичный киносеанс. Театр в саду «Аквариум». Фотография 1890-х гг.

Рождение русского кино.

  • 4 мая 1896 г. в Петербурге в помещении летнего театра «Аквариум» состоялся первый публичный киносеанс.

Театр в саду «Аквариум». Фотография 1890-х гг.

1908 г. петербургский фотограф А.О. Дранк о в снял первый русский игровой фильм – «Стенька Разин»  (другое название  «Пониз о вая вольница» .  Картина представляла своеобразную киноиллюстрацию к известной песне «Из-за острова на стрежень». Актеры, одетые в театральные костюмы с наклеенными бородами, усиленно жестикулируя, изображали ссору из-за «персидской княжны» и бросание ее в «набегавшую волну». «Морем» служил небольшой пруд в парке, а «челном»– деревянный плот .  Появление на экранах страны «Понизовой вольницы» можно считать началом русского художественного кинематографа.
  • 1908 г. петербургский фотограф А.О. Дранк о в снял первый русский игровой фильм «Стенька Разин» (другое название  «Пониз о вая вольница» .
  • Картина представляла своеобразную киноиллюстрацию к известной песне «Из-за острова на стрежень».
  • Актеры, одетые в театральные костюмы с наклеенными бородами, усиленно жестикулируя, изображали ссору из-за «персидской княжны» и бросание ее в «набегавшую волну».
  • «Морем» служил небольшой пруд в парке, а «челном»– деревянный плот .
  • Появление на экранах страны «Понизовой вольницы» можно считать началом русского художественного кинематографа.
А.О. Дранков. Афиша фильма «Стенька Разин». 1908 г.

А.О. Дранков.

Афиша фильма «Стенька Разин». 1908 г.

Кадры из фильма «Стенька Разин». 1908 г.

Кадры из фильма «Стенька Разин». 1908 г.

Фильмы начала XX  в. многим отличались от современных. Их продолжительность составляла всего 10–12 минут («Стенька Разин» шел 8 минут). Изображение было черно-белым , не очень отчетливым. Картинка двигалась не ритмично. Звука не было вовсе. Именно поэтому кинематограф тех лет называют «немым».
  • Фильмы начала XX  в. многим отличались от современных.
  • Их продолжительность составляла всего 10–12 минут («Стенька Разин» шел 8 минут).
  • Изображение было черно-белым , не очень отчетливым.
  • Картинка двигалась не ритмично. Звука не было вовсе.
  • Именно поэтому кинематограф тех лет называют «немым».
В 1911 г. московский кинопромышленник  А.А. Ханж о нков снял первый полнометражный (продолжительностью 1 час 40 минут ) художественный фильм – «Оборона Севастополя» . В нем рассказывалось о главном событии Крымской войны – героической обороне Севастополя. Причем авторы картины добились высочайшего дозволения использовать для съемок моряков и корабли Черноморского флота .
  • В 1911 г. московский кинопромышленник  А.А. Ханж о нков снял первый полнометражный (продолжительностью 1 час 40 минут ) художественный фильм – «Оборона Севастополя» .
  • В нем рассказывалось о главном событии Крымской войны – героической обороне Севастополя.
  • Причем авторы картины добились высочайшего дозволения использовать для съемок моряков и корабли Черноморского флота .
А.А. Ханж о нков

А.А. Ханж о нков

Кадр из фильма «Оборона Севастополя». 1911 г.

Кадр из фильма «Оборона Севастополя». 1911 г.

Премьера кинофильма «Оборона Севастополя» состоялась в Большом зале Московской консерватории . А в Ливадийском дворце в Крыму устроили специальный просмотр для Николая II и его семьи.  Завершался фильм кадрами оставшихся в живых участников обороны Севастополя, снятых на фоне монумента, установленного в память о Крымской войне
  • Премьера кинофильма «Оборона Севастополя» состоялась в Большом зале Московской консерватории .
  • А в Ливадийском дворце в Крыму устроили специальный просмотр для Николая II и его семьи.
  • Завершался фильм кадрами оставшихся в живых участников обороны Севастополя, снятых на фоне монумента, установленного в память о Крымской войне
Первые кинотеатры В 1907 г. в Петербурге на Невском проспекте открылся первый в России кинотеатр – «Мул е н-Руж». Его фасад был оформлен так же, как и одноименное парижское кафешантан: над входом высилась ветряная красная мельница («Мулен-Руж» переводится   с французского как «красная мельница»). Вскоре кинотеатры стали появляться и в других российских городах. Правда, тогда их называли иначе: синематографы, иллюзионы, электротеатры

Первые кинотеатры

  • В 1907 г. в Петербурге на Невском проспекте открылся первый в России кинотеатр – «Мул е н-Руж».
  • Его фасад был оформлен так же, как и одноименное парижское кафешантан: над входом высилась ветряная красная мельница («Мулен-Руж» переводится   с французского как «красная мельница»).
  • Вскоре кинотеатры стали появляться и в других российских городах.
  • Правда, тогда их называли иначе: синематографы, иллюзионы, электротеатры
Электротеатр «Художественный». Москва  кинотеатр «Мул е н-Руж»

Электротеатр «Художественный». Москва

кинотеатр «Мул е н-Руж»

Перед киносеансом зрители покупали билеты.  Места в зале имелись не только сидячие, но и стоячие, которые стоили дешевле. Перед началом сеанса киномеханик громко объявлял название картины и ее жанр: «драма», «видовая» или «сильнокомическая» , а по окончании сообщал: «Сеанс окончен!». Поскольку фильмы были непродолжительными по времени, сеанс включал в себя просмотр сразу нескольких кинолент
  • Перед киносеансом зрители покупали билеты.  Места в зале имелись не только сидячие, но и стоячие, которые стоили дешевле.
  • Перед началом сеанса киномеханик громко объявлял название картины и ее жанр: «драма», «видовая» или «сильнокомическая» , а по окончании сообщал: «Сеанс окончен!».
  • Поскольку фильмы были непродолжительными по времени, сеанс включал в себя просмотр сразу нескольких кинолент
Зрительный зал кинотеатра «Пикадилли». Петербург. Фотография 1913 г.

Зрительный зал кинотеатра «Пикадилли». Петербург. Фотография 1913 г.

  Объявление в газете о репертуаре электротеатра «Ренессанс» в Петрозаводске. 1911 г.

  Объявление в газете о репертуаре электротеатра «Ренессанс» в Петрозаводске. 1911 г.

Проекционная аппаратура того времени отличалась несовершенством. Успех демонстрации фильма во многом зависел от мастерства киномеханика , в частности, от того, как ловко он управлялся с ручкой проекционного аппарата. Ее требовалось крутить равномерно со скоростью двух оборотов в секунду , что соответствовало тогдашнему стандарту съемки – 16 кадров в секунду.
  • Проекционная аппаратура того времени отличалась несовершенством.
  • Успех демонстрации фильма во многом зависел от мастерства киномеханика , в частности, от того, как ловко он управлялся с ручкой проекционного аппарата.
  • Ее требовалось крутить равномерно со скоростью двух оборотов в секунду , что соответствовало тогдашнему стандарту съемки – 16 кадров в секунду.

Проекционная аппаратура кинотеатра «Пикадилли». Фотография 1913 г.

Проекционная аппаратура кинотеатра «Пикадилли». Фотография 1913 г.

Обычно во время киносеанса играл нанятый пианист – тапёр . Стоило на экране появиться луне, как раздавались звуки «Лунной сонаты» Бетховена,  а свадебное шествие открывалось под «Свадебный марш» Мендельсона. Композитор Д.Д. Шостакович во время обучения в Петроградской консерватории подрабатывал в качестве тапера в одном из кинотеатров на Невском проспекте. Иногда для озвучивания фильмов приглашались небольшие оркестры.
  • Обычно во время киносеанса играл нанятый пианист – тапёр .
  • Стоило на экране появиться луне, как раздавались звуки «Лунной сонаты» Бетховена,  а свадебное шествие открывалось под «Свадебный марш» Мендельсона.
  • Композитор Д.Д. Шостакович во время обучения в Петроградской консерватории подрабатывал в качестве тапера в одном из кинотеатров на Невском проспекте.
  • Иногда для озвучивания фильмов приглашались небольшие оркестры.
  Д.Д. Шостакович.

  Д.Д. Шостакович.

Мастера отечественного кино Самой яркой звездой дореволюционного кинематографа считается Вера Васильевна Хол о дная Кинематографическая карьера Веры Васильевны продолжалась недолго. В 1919 г., находясь на съемках в Одессе, она заболела гриппом и умерла в возрасте 26 лет.

Мастера отечественного кино

  • Самой яркой звездой дореволюционного кинематографа считается Вера Васильевна Хол о дная
  • Кинематографическая карьера Веры Васильевны продолжалась недолго.
  • В 1919 г., находясь на съемках в Одессе, она заболела гриппом и умерла в возрасте 26 лет.
В.В. Холодная.

В.В. Холодная.

Кадр из фильма «Женщина, которая изобрела любовь». 1918 г.

Кадр из фильма «Женщина, которая изобрела любовь». 1918 г.

Одним из наиболее талантливых актеров дореволюционного российского кино был Иван Ильич Мозж у хин снялся в 70 фильмах , среди которых были первые экранизации произведений русской литературы: «Пиковая дама» и «Руслан и Людмила» по А.С. Пушкину, «Отец Сергий» по Л.Н. Толстому
  • Одним из наиболее талантливых актеров дореволюционного российского кино был Иван Ильич Мозж у хин
  • снялся в 70 фильмах , среди которых были первые экранизации произведений русской литературы: «Пиковая дама» и «Руслан и Людмила» по А.С. Пушкину, «Отец Сергий» по Л.Н. Толстому
И.И. Мозжухин Кадр из фильма «Отец Сергий». И.И. Мозжухин в роли отца Сергия. 1918 г

И.И. Мозжухин

Кадр из фильма «Отец Сергий». И.И. Мозжухин в роли отца Сергия. 1918 г

Лучшей работой Мозжухина считается роль Ставрогина в картине «Николай Ставрогин» по роману Ф.М. Достоевского «Бесы». В начале фильма актеру пришлось играть 18-летнего юношу, а в конце – семидесятилетнего старика. Мозжухин очень любил работу в кино. «Это моя кровь, нервы... миллионы крошечных кадриков составляют ленту моей души», – говорил он.
  • Лучшей работой Мозжухина считается роль Ставрогина в картине «Николай Ставрогин» по роману Ф.М. Достоевского «Бесы».
  • В начале фильма актеру пришлось играть 18-летнего юношу, а в конце – семидесятилетнего старика.
  • Мозжухин очень любил работу в кино.
  • «Это моя кровь, нервы... миллионы крошечных кадриков составляют ленту моей души», – говорил он.
Режиссер   Яков Александрович Протаз а нов родился в Москве в купеческой семье , окончил коммерческое училище, однако посвятил себя не предпринимательской деятельности, а кинематографу. Первый свой фильм Протазанов снял в 1909 г. Это была экранизация поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан». До революции Протазанов поставил около 80 фильмов, в том числе упоминавшиеся «Отец Сергий» и «Пиковую даму».

Режиссер Яков Александрович Протаз а нов

  • родился в Москве в купеческой семье , окончил коммерческое училище, однако посвятил себя не предпринимательской деятельности, а кинематографу.
  • Первый свой фильм Протазанов снял в 1909 г.
  • Это была экранизация поэмы Пушкина «Бахчисарайский фонтан».
  • До революции Протазанов поставил около 80 фильмов, в том числе упоминавшиеся «Отец Сергий» и «Пиковую даму».
Я.А. Протазанов Афиша фильма «Отец Сергий». 1918 г.

Я.А. Протазанов

Афиша фильма «Отец Сергий». 1918 г.

Афиша фильма «Пиковая дама». 1916 г.

Афиша фильма «Пиковая дама». 1916 г.

Александр Алексеевич Ханж о нков родился в казачьей семье и поначалу избрал себе карьеру военного. Однако тяжелая болезнь заставила Ханжонкова оставить военную службу, и он занялся кино. Под его руководством было снято немало художественных фильмов, в том числе «Оборона Севастополя». У Александра Алексеевича дебютировали Вера Холодная и Иван Мозжухин

Александр Алексеевич Ханж о нков

  • родился в казачьей семье и поначалу избрал себе карьеру военного.
  • Однако тяжелая болезнь заставила Ханжонкова оставить военную службу, и он занялся кино.
  • Под его руководством было снято немало художественных фильмов, в том числе «Оборона Севастополя».
  • У Александра Алексеевича дебютировали Вера Холодная и Иван Мозжухин
А.А. Ханжонков.

А.А. Ханжонков.

Ханжонков первым из русских кинопромышленников занялся производством научно-популярных, документальных и мультипликационных фильмов. В Москве он построил одну из лучших в стране кинофабрик и открыл несколько кинотеатров, в том числе «Художественный», работающий до сих пор. За большие заслуги перед русским кинематографом первым из деятелей отечественного кино был удостоен правительственной награды – ордена Станислава 2-й степени.
  • Ханжонков первым из русских кинопромышленников занялся производством научно-популярных, документальных и мультипликационных фильмов.
  • В Москве он построил одну из лучших в стране кинофабрик и открыл несколько кинотеатров, в том числе «Художественный», работающий до сих пор.
  • За большие заслуги перед русским кинематографом первым из деятелей отечественного кино был удостоен правительственной награды – ордена Станислава 2-й степени.
  Кадр из мультипликационного фильма «Стрекоза и муравей». 1913 г.

  Кадр из мультипликационного фильма «Стрекоза и муравей». 1913 г.

Кинофабрика А.А. Ханжонкова. Москва.

Кинофабрика А.А. Ханжонкова. Москва.

  Кинотеатр «Художественный». Москва. Современная фотография

  Кинотеатр «Художественный». Москва. Современная фотография

ИТОГ  На рубеже XIX–XX вв. появилось искусство кино, которое быстро завоевало популярность в России.

ИТОГ

На рубеже XIX–XX вв. появилось искусство кино, которое быстро завоевало популярность в России.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!