СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История сестринскогодела

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал по МДК.04.01 Теория и практика сестринского дела

Просмотр содержимого документа
«История сестринскогодела»

Лекция №2. История сестринского дела.


2.1. Сестринское дело как профессия


Определение сестринского дела. Существует множество определений сестринского дела, на формулировку которых повлияли различные факторы, включая особенности исторической эпохи, уровень социально-экономического развития общества, географическое положение страны, уровень развития системы здравоохранения, особенности обязанностей сестринского персонала, отношение медицинского персонала и общества к сестринскому делу, особенности национальной культуры, демографические ситуации, потребности населения в медицинской помощи, а также пред­ставления и личное мировоззрение человека, дающего определе­ние сестринской науке. Но, несмотря на перечисленные факторы, сестринское дело должно соответствовать современным профессиональным стандартам и иметь законодательную основу.

На Конгрессе специалистов сестринского дела Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), прошедшем в 1944 г. в Ганновере, было дано следующее определение: сестринское дело — это искусство и наука; оно целиком охватывает тело, разум и духовную сферу пациента, поддерживает духовное, умственное и физическое здоровье посредством обучения и примера, акцентирует внимание на сохранении здоровья, а также на оказании помощи больным, включает в себя заботу о социальной и духовной сфере пациента так же, как и о физической, и осуществляет медицинское обслуживание семьи, общества и индивида.

Одно из «нестареющих» определений сестринского дела, полу­чившее позже международное признание, дала в 1961 г. американская медицинская сестра В.Хендерсон, выдающийся преподаватель, просветитель, исследователь и лектор. Она писала, что уникальная функция медицинской сестры заключается в оказании помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями и волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость.

Первое определение сестринского дела дала легендарная Ф. Найтингейл в «Записках об уходе», изданных в 1859 г., определив его как действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению. При этом задача заключалась в создании для больного таких условий, при которых природа оказала бы свое целительное воздействие. Ф. Найтингейл считала, что уход за больными и здоровыми — это две важные сферы сестринского дела. При этом уход за здоровыми — это поддержание у человека такого состояния, при котором болезнь не наступает, а уход за больными — это помощь страдающему от болезни. Путем наблюдения и сбора информации о больном Ф. Найтингейл устанавливала связь между состоянием здоровья пациента и факторами окружающей среды. Разработанная Ф. Найтингейл концепция окружающей среды как основного компонента сестринского ухода, а также призывы избавить медицинских сестер от необходимости все знать о том, как протекает болезнь, сегодня рассматривается, как попытка провести различия между сестринским делом и врачебной практикой. Она первая отметила, что сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний, организации, практической и научной подготовки. Современные исследователи рассматривают работы Ф. Найтингейл в качестве первой теории концептуальной модели сестринского дела.

На современном этапе существует множество определений понятия «сестринское дело», вот одно из них, приведенное в учебном пособии по основам сестринского дела Т.П. Обуховец и О.В. Черновой:

Сестринское дело — важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.


Миссия медицинской сестры. Миссия медицинской сестры за­ключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в достижении ими физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей их среды.

В последнее время меняется взгляд на функции медицинской сестры. Если раньше акцент делался на уход за больными людьми, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видит главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуальными возможностями. В развитых странах считается предпочтительным уход за больными и их лечение в условиях муниципальной (амбулаторно-поликлинической) медицины.

Функции медицинской сестры. Функции медицинской сестры определены Европейским региональным бюро ВОЗ по сестринскому делу, и об этом свидетельствует международный проект Европейского регионального бюро ВОЗ — LEMON. Данный проект предусматривает сотрудничество разных стран (в том числе и России) в рамках вопросов сестринского дела и акушерства, предоставляет информацию о нуждах, достижениях и потенциальных проектах в странах — членах международного сообщества.

Первой функцией является осуществление сестринского ухода, например профилактические меры, сестринские вмешательства, связанные с реабилитацией, психологической поддержкой человека или его семьи. Эта функция наиболее эффективна, если осуществляется в рамках сестринского процесса.

Осуществление сестринского ухода включает в себя:

• оценку потребностей человека и его семьи;

• выявление потребностей, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены благодаря сестринскому вмешательству;

• определение первоочередных проблем со здоровьем, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому вмешательству;

• планирование и осуществление необходимого сестринского ухода; привле-чение пациента, а при необходимости членов его семьи, друзей к уходу;

• использование принятых профессиональных стандартов.

Вторая функция — обучение пациентов и сестринского персонала — включает:

• оценку знаний и навыков человека, относящихся к сохранению и восстановлению здоровья;

• подготовку и предоставление нужной информации на соот­ветствующем уровне;

• помощь другим медицинским сестрам, пациентам и другому персоналу в получении новых знаний и навыков.

Третья функция — исполнение медицинской сестрой зависимой и независимой роли в составе бригады медицинских работников, обслуживающих пациента, — в России только начинает вводиться. Однако без нее сестринское дело не сможет занять должного места в системе здравоохранения. Компонентом этой функции является сотрудничество с пациентом, его семьей, медицинскими работниками в планировании и организации ухода за больным.

Четвертая функция — развитие сестринской практики с помощью исследовательской деятельности — также только начинает реализовываться.


Основными целями сестринского дела являются:

1. Формирование оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли средних медицинских работников, совершенствование системы управления.

2. Создание новой концептуальной российской модели сестринского дела. В каждой модели отражаются основные принципы первичной медико-социальной помощи (ПМСП). Сегодня еще действует медицинская (традиционная) модель, автором которой является Ф. Найтингейл. В данной модели одним из составляющих элементов является роль медсестры как по­мощника врача с крайне ограниченной профессиональной самостоятельностью.

3. Внедрение новых технологий в сестринском деле, биоэтических, професси-ональных подходов, способных удовлетворить потребность населения в доступной медицинской помощи.

4. Усиление профилактической направленности здравоохранения.

5. Проведение системных преобразований в сестринском деле — в области образования, научных исследованиях, практическом здравоохранении, содействие и развитие профессиональных сестринских ассоциаций.

6. Повышение статуса сестринского персонала как профессионального, так и социального, обеспечение социальной защищенности специалистов сестринского дела и многое другое.

Сестринское дело решает следующие задачи:

1) развитие и расширение организационных и управленческих резервов по работе с кадрами;

2) консолидирование профессиональных и ведомственных усилий по медицинскому обслуживанию населения;

3) введение работы по обеспечению повышения квалификации и про-фессиональных навыков персонала;

4) разработка и внедрение новых технологий в сфере сестринской помощи;

5) осуществление консультативной сестринской помощи;

6) обеспечение высокого уровня медицинской информации;

7) ведение санитарно-просветительской и профилактической работы;

8) проведение научно-исследовательских работ в области сестринского дела;

9) создание стандартов качества сестринской помощи.

Основными направлениями реформы сестринского дела, реализации отраслевой программы являются:

1. Нормативно-правовое обеспечение сестринской деятельности, охрана труда в учреждениях здравоохранения.

2. Создание стандартов (протоколов профессиональной сестринской деятельности), их апробация и дальнейшее внедрение в практику.

3. Разработка методических рекомендаций по ведению сестринского процесса как научного метода организации сестринской практики, сестринской документации наблюдения за пациентом.

4. Разработка методических рекомендаций по пересмотру дифференцированной нагрузки на сестринский персонал ЛПУ.

5. Пересмотр методики оплаты труда специальности «сестринское дело» в зависимости от качества объема выполняемой работы и уровня образования на основе новых технологий сестринского дела.

Приоритетное развитие сестринского дела обеспечит качественно новый уровень медицинской помощи населению путем эффективного использования медицинских сестер, расширения их профессиональных обязанностей и предоставления сестринских услуг, максимально удовлетворяющих потребности населения.

Таким образом, стратегия сестринской практики должна соот­ветствовать меняющимся потребностям системы здравоохранения; иметь научное обоснование; быть социально приемлемой; обеспечивать общедоступность медицинской помощи (особенно тем группам населения, которые испытывают наибольшую потребность в ней); предоставлять помощь в стенах лечебного учреждения, дома и на уровне семьи; гарантировать высокое качество помощи.


1.2. История сестринского дела

История служения больным и раненым восходит к ранним векам христианства. Сколько существует медицина, столько существует потребность в оказании помощи страждущим. Считается, что первой, преимущественно женской профессией в медицине является повивальное искусство, которое возникло примерно в V веке до нашей эры.

В начале второго тысячелетия появились люди, которые стали оказывать всяческую помощь заболевшим или подвергшимся нападению разбойников паломникам, направлявшимся пешком и по морю в священный город Иерусалим. Так, по пути следования паломников, возникали монастыри, в которых первые братья милосердия оказывали помощь заболевшим путникам.

В 1070 году возник Орден Госпитальеров как братство по уходу за больными (прототип общин). Члены братства оказывали помощь раненым и больным независимо от их вероисповедания. Госпитальеры сыграли огромную роль в эпоху крестовых походов.

В 1130 году папа Иннокентий II утвердил знамя госпитальеров — белый крест на красном фоне. В 1155 году Раймунд дю Пюи стал первым магистром Ордена в госпитале, который находился при монастыре. При нем был создан приют для подкидышей и грудных младенцев. Ры­цари три раза в неделю устраивали бесплатные обеды для бедняков и раздавали им милостыню. Ко всем больным и раненым в братстве относились одинаково: пищу подавали на серебряной посуде, шелковое белье меняли ежедневно. Больные лежали в общих палатах. Здесь оперировали, лечили, принимали роды. Сирот и подкидышей содержали в приюте при госпитале. Подземный ход соединял госпиталь с портом — раненых доставляли с галер прямо на операционный стол или в палату во избежание возникновения инфекции. На Мальте и в Европе рыцари-монахи первыми основали уход и лечение за душевнобольными, изучали анатомию и изолировали инфекционных больных. Пища, которую получали пациенты госпитальеров, была много лучше той, которой довольствовались они сами; только когда член Ордена заболевал, великий магистр разрешал ему есть то же, что ели пациенты госпиталя.

Основатель первых западноевропейских общин, французский священник Викентий Поль. В 1617 году он организовал первую Общину сестер милосердия для женщин, обладавших природной добротой, способностью к состраданию, интуицией, наблюдательностью, терпением и трудолюбием.

Систематическое обучение уходу за больны­ми в России началось в школе при Московском госпитале, открытом в 1707 г. усилиями Петра I и голландского врача Н. Бидлоо.

Впервые в России женщин стали привлекать для ухода за больными в госпиталях и лазаретах при Петре I. По его указу в 1715 г. были созданы воспитательные дома, в которых служили женщины. Вскоре привлечение женщин для работы в больницах было отменено. Роль сиделок была отведена отставным солдатам.

В Воинском уставе 1716г. написано: «Потребно всегда при десяти больных быть для усмирения одному здоровому солдату, которые оным больным жить имеют и платье на них мыть».

В 1728 г. вновь делали попытки привлечения женщин к работе с больными в госпиталях и лазаретах. Для этого медицинская канцелярия ввела в штаты госпиталей должности для женщин. Однако в период царствования Екатерины I женский труд в госпиталях был отменён.

В середине XVIII в. вновь начали использовать женский труд в больницах. Привлекали «баб-сидельниц» — жён или вдов больничных солдат.

В 1763 г. в связи с созданием в Москве новой больницы на 25 коек, которую назвали Павловской, появилась потребность в женском труде. «Прислугу за больными мужского пола исполняли солдаты, которых присылали из Военной коллегии. В женском же отделении для хождения за больными были нанимаемы женщины из солдатских жён. Все они жили с больными, каждая в своей палате».

В 1775 г. при открытии в Москве Екатерининской больницы на 150 коек в её штате предполагалось «сидельников мужеска и женска пола — 24».

В то же время специальных сестёр для ухода за больными в светских больницах, видимо, не было.

В 1812 г. во время нашествия Наполеона помощь раненым на добровольных патриотических началах оказывали женщины. Они кормили и обогревали раненых солдат, перевязывали им раны, выхаживали вплоть до выздоровления. Это привело к созданию в ноябре 1812 г. в Санкт-Петербурге Патриотического женского общества, предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия противника.

Идея организации систематического ухода за больными специально обученным для этих целей персоналом принадлежит императрице Марии Федоровне. Еще в 1804 г. она выдвинула идею привлечения вдов к уходу за больными в Московском вдовьем доме. Но только в 1813 г. в Санкт-Петербурге стали открываться вдовьи дома для призрения престарелых и не имеющих средств к пропитанию своему вдов. Со временем они стали многоструктурными учреждениями, как, например, Санкт-Петербургский вдовий дом, который включал отделение для малолетних детей, сиротское отделение для дворянских детей, дом призрения больных девиц благородного звания, приют для детей, родители которых умерли от эпидемии холеры, училище для детей-сирот военнослужащих.

В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Федоровны женщины из Санкт-Петербургского вдовьего дома на добровольных началах были приглашены и направлены на работы в больницы, чтобы ухаживать за больными. Дежурные вдовы должны были надзирать за порядком в палатах, при раздаче больным пищи, питья и лекарств, содержать в чистоте и опрятности как больных, так и их постели. Доктора давали вдовам необходимые наставления по уходу за больными, а дежурные вдовы учились у них всем медицинским приемам, чтобы в случае необходимости самим ока­зывать помощь больным.

В январе 1818 г. императрица Мария Федоровна распорядилась привлечь «сердобольных вдов» к уходу за больными в Московской Мариинской больнице для бедных.

Первым организатором их работы стал штаб-лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных X. фон Оппель (прадед известного хирурга и главного врача больницы Петра Великого). В 1822 г. он составил для медицинского персонала вверенной ему больницы «Руководство и правило, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших».

Круг обязанностей «сердобольных вдов» был довольно широким. Они должны были хорошо знать основные правила боль­ничной гигиены: содержать в чистоте палату, регулярно проветривать ее, поддерживать чистоту полов, постели. Персонал по отношению к больным должен быть приветлив, предупредителен и ненавязчив. При уходе за лихорадящим больным медицинский персонал «должен нагреть ему постель кувшинами с горячей водой, с плотно заткнутыми пробками, которые потом можно поло­жить у ног; когда больной пропотеет, следует переменить ему белье; напоить его жидкостью» (Московская Мариинская больница для бедных, 1806— 1906 гг.: исторический очерк, составленный к 100-летию больницы. — М., 1906. — С. 145). В руководстве подробно рассказывалось, как ставить горчичники, припарки, пиявки, шпанские мушки, готовить ванны, ставить клистиры. Все перечисленные манипуляции были достаточно подробно описаны. Например, подчеркивалось, что при постановке клистира важны степень теплоты воды, количество вводимой жидкости, поло­жение больного, при обмороке нужно освободить больного от стесняющей его одежды, слегка похлопать по щекам, обрызгать лицо прохладной водой, а если это не поможет, то поднести к носу нюхательную соль. Давались советы, как давать жидкие лекарства, как удобнее приспособить пузырек для отсчета определенного числа капель, каким образом скрыть вкус горького лекарства, как помочь больному принять твердое лекарство, неприятное на вкус, придать ему форму пилюли. X. фон Оппель в своем труде обратил внимание на особенности ухода за роженицами, родильницами и новорожденными, сформулировал правила по профилактике внутрибольничных инфекций.

С 1829 г. в течение 32 лет благотворительную организацию, созданную императрицей Марией Федоровной, возглавляла императрица Александра Федоровна.

По ее инициативе в 1842 г. был утвержден устав Санкт-Петербургского вдовьего дома, который регламентировал деятельность «сердобольных вдов». Устав был рекомендован для использования во всех аналогичных учреждениях Российской империи. Параграф 6 устава гласил: «Вдовы, пожелавшие посвятить себя богоугодному попечению о больных, составляют во вдовьем доме особый разряд под названием сердобольных и до принятия в которые подвергаются испытатель­ному сроку» (Устав Санкт-Петербургского вдовьего дома. — СПб., 1842. — С. 2). После испытательного срока, который включал дежурства в Мариинской больнице под руководством опытных коллег и главного врача в течение 1 года, женщина в церкви вдовьего дома приводилась к присяге. Вместе со свидетельством ей вручали знак отличия — золотой крест на зеленой ленте с надписью на одной стороне «Всех скорбящих радость», а на другой — «Сердоболие».

Одежда «сердобольных вдов» отличалась от одежды остальных обитательниц вдовьего дома: они носили платье коричневого цвета. За 2 недели дежурства в больнице они получали по 1,5 р. серебром и пищу по особому расписанию. «Сердобольные вдовы» могли быть отпущены в частные дома для ухода за больными и имели право получать за свой труд денежное вознаграждение.

Институт сердобольных вдов просуществовал до 1892 г., а затем был упразднен. Он явился прототипом общин сестер милосердия, которые стали создаваться в России с 1844 г.

Движение общинных сестер милосердия было весьма знаменательным явлением подвижничества, охватившим русское общество во второй половине XIX в. В этом движении выразилась борьба женщин за социальное равноправие.

Общины сестер милосердия были своеобразными трудовыми коммунами. При них функционировали детские приюты и школы, больницы и амбулатории, ремесленные и художественные мастерские и обязательно — постоянно действующие курсы медицинских сестер. Уставы общин мало отличались друг от друга. Их неизменными условиями были целомудрие и строгость поведения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и само­отверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, но в отличие от монастырских сохраняли за членами общины некоторые элементы свободы. Сестры имели право владеть наследственным и собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям, требующим ухода, или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Однако устав не позволял делать никаких скидок, да никто и не стремился к привилегиям. Все с одинаковой самоотвержен­ностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени, лишения и опасности фронтовой жизни.

В 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России община сестер милосердия (с 1873 г. — Свято-Троицкая община сестер милосер­дия, названная так в честь существующей при общине церкви святой Троицы). Согласно уставу общины, который был утвержден в 1848 г., ее целью было попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями. Община включала отделение сестер милосердия, женскую больницу, богадельню для неизлечимых больных, исправительную школу, пансион, приют для приходящих детей, отделение «кающихся Магдалин», аптеку.

В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет. Сестры не были связаны монашескими обетами, хотя религиозной направленности в их воспитании придавалось важное значение. Если сестра милосердия выходила замуж, то она исключалась из общины. Прежде чем получить звание сестры милосердия, женщины должны были отработать в общине в течение года. По истечении испытательного срока женщина должна была решить, может ли она принять на себя обязанности сестры милосердия. Комитет общины также высказывал о ней свое мнение, которое было решающим. Процедура посвящения в сестры милосердия проходила в торжественной обстановке, так же как при посвящении в «сердобольные вдовы». Звание сестер милосердия в течение года получали 3 — 4 чел. Следует отметить, что суровый, ограничивающий инициативу и лишающий свободы в личной жизни режим общины большинство сестер выносило не более 5—10 лет. Лишь отдельные сестры служили в общине пожизненно.

Профессиональная подготовка сестер милосердия была узко практической и включала обучение основным гигиеническим правилам ухода за больными, некоторым лечебным процедурам. Впоследствии сестры милосердия стали осуществлять уход за больными в малоимущих и бедных семьях. К деятельности Свято-Троицкой общины проявил большой интерес великий русский хирург Н. И. Пирогов. Он часто посещал ее, присутствовал на совещаниях комитета общины, давал советы, проводил сложные операции.

Деятельность Свято-Троицкой общины сестер милосердия с момента основания и до ликвидации в 1917 г. осуществлялась на благотворительные средства, в том числе средства царской семьи. Также община имела доход от оплаты ухода за больными в частных домах. Принц Александр Петрович Ольденбургский, являясь почетным опекуном общины, в 1886 г. создал при ней Пастеровскую прививочную станцию для лечения больных бешенством. А в 1890 г. на ее базе был создан Императорский институт экспе­риментальной медицины (первое в России научно-исследовательское учреждение в области медицины и биологии).

В 1844 г. в Санкт-Петербурге княгиня М.Ф. Барятинская основала общину сестер милосердия Литейной части. Целью общины было оказание помощи нуждающимся и страждущим, проживающим на территории данного района. Согласно уставу она состояла из следующих отделений: сестер милосердия, призреваемых бедных старушек и детских ясель. В сестры милосердия принимались совершеннолетние девушки или вдовы после шестимесячного испытательного срока. Сестры осуществляли уход за больными, преимущественно бедными, в их жилищах. Кроме того, в 1854 г. при общине была открыта больница для раненых офицеров Балтийского флота, реорганизованная в 1856 г. во временный дом призрения для вдов и сирот офицеров, убитых в Севастополе. А с 1863 г. при общине стала работать детская больница на 10 коек.

В Санкт-Петербурге в 1859 г. Великой княгиней Александрой Петровной была учреждена Покровская община сестер милосердия. Целью общины являлось попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей. Данная община включала отделение для сестер милосердия, больницу, лечебницу для амбулаторных больных, аптеку, отделение для грудных детей, отделение для детей младшего возраста (сюда принимались дети-сироты, калеки, слепые, дети из бедных семей), школу для мальчиков (которые оставались в общине до 12 лет), училище для подготовки фельдшериц. В общину принимались девушки и вдовы в возрасте от 17 до 40 лет. Испытательный срок составлял 3 года. По его истечении в торжественной обстановке после принесения клятвы сестры получали золотой крест на ленте синего цвета с надписью «Любовь и милосердие». Сестры милосердия и воспитанницы училища дежурили в больнице, лечебнице для амбулаторных больных, аптеке и обязаны были выполнять распоряжения врачей. Обучение фельдше­риц включало два этапа: подготовительный (гимназический) и специальный (медицинский). Учебная программа предусматривала изучение анатомии, физиологии, физики, фармакологии, клинических дисциплин, малой хирургии, десмургии, методов ухода за больными. Курс обучения составлял 4 года. Окончившие училище сестры милосердия получали аттестат, дающий право работать в качестве помощника лекаря.

В 1861 г. княгиня М. М. Дондукова-Корсакова создала в Псковской губернии общину сельских сестер милосердия.

В Москве в 1863 г. княгиня А.В.Голицына организовала приют для иногородних монахинь, а при нем больницу и общину сестер милосердия.

А в 1866 г. появилась община сестер милосердия под названием «Утоли моя печали» (по названию иконы Божьей Матери), в создании которой принимала активное участие княгиня Н. Б. Шаховская. Данная община была создана при тюремной больнице, позднее при ней были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. С течением времени община стала самой крупной в России.

В 1853—1856 гг. в результате столкновения политических и экономических интересов России и коалиции Турции, Англии, Франции и Сардинии на Ближнем Востоке началась Крымская война. Боевые действия преимущественно велись в Крыму и на Черном море, а также на Кавказе, Балтике и даже Камчатке. Первыми отправились оказывать помощь раненым на поле боя сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (Община воздвижения животворящего креста сестер попечения о раненых и больных). Данная община была учреждена в 1854 г. в Санкт-Петербурге Великой княгиней Еленой Павловной Романовой и Н.И.Пироговым. Изначально общине хотели придать исключительно религиозный характер, но Н. И. Пирогов по-другому понимал назначение сестер милосердия. Он подчеркивал, что сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть простой богопочтительной женщиной с практическим рассудком и хорошим техническим образованием, но непременно должна сохранить чувствительное сердце.

Крестовоздвиженская община стала первой готовить медицинских сестер не только для работы в госпиталях, но и для обслуживания раненых на поле боя. Ее устав был написан Н.И.Пироговым. Он считал: «...главная начальница общины и начальницы отделений сестер не должны пользоваться особыми привилегия­ми в общине. Так как это только увеличило бы расстояние между ними и сестрами, и роль начальниц в этом случае сводилась бы к общему наблюдению за сестрами, а не к конкретному руководству практической работой сестер по уходу за больными» (Пиро­гов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания / Н. И. Пирогов. — М., 1950. — С. 247).

Так как формирование Крестовоздвиженской общины происходило в годы Крымской войны, комитет общины обратился с призывом к женщинам русского подданства о вступлении в ряды общины сестер милосердия. Женщины и девушки, принятые в общину, давали присягу. Около 3 мес. они работали в 1-м сухопутном госпитале в Петербурге, а затем направлялись на театр военных действий в Крым или на север России (в связи с появлением неприятельского флота у берегов Финляндии). Часть сестер, которые были назначены старшими, в конце своей специальной подготовки проходили испытания в клиническом госпитале Петербургской медико-хирургической академии.

Великая княжна Елена Павловна настояла перед Николаем I на разрешении действительному статскому советнику Н. И. Пирогову отправиться в Крым и взять на себя руководство деятельностью сестер милосердия. Н.И. Пирогов с первым отрядом сестер милосердия численностью 28 чел. 12 ноября 1854 г. приехал в Севастополь. К приезду сестер милосердия госпитали Крыма уже были заполнены ранеными и больными. Женщины усердно следили за чистотой и порядком в палатах, своевременной сменой белья, заботились о питании больных, контролировали вкус и качество пищи. В тех случаях, когда врачи назначали индивидуальное питание больному, сестры сами варили порционные блюда.

Круг обязанностей сестер был очень обширен, и чем глубже они вникали в госпитальную жизнь, тем все больше находили применение своим силам. В декабре 1854 г. многие из сестер милосердия заболели сыпным тифом, и к ним на помощь из Санкт-Петербурга и Москвы прибыли «сердобольные вдовы», подготовленные к уходу за ранеными и больными. К 1855 г. в Севастополе и других городах Крыма оказывали помощь раненым и больным уже несколько отделений сестер Крестовоздвиженской общины. По распоряжению Н.И. Пирогова сестры милосердия были разделены на перевязывающих, аптекарш и сестер-хозяек.

Широкую известность получила Е.П.Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г. и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер милосердия. В последующем Е.П.Карцева возглавила в Симферополе отряд из 28 «дежурных» сестер, осуществляющих медицинский надзор за самыми тяжелыми ранеными и «ампутированными». Легендарную славу завоевала себе дочь матроса Даша Севастопольская (Д.Л.Михайлова). Сведения о жизни и судьбе этой русской воительницы сохранились в воспоминаниях Н.И.Пирогова. Солдаты и матросы называли Дашу сестричкой. Николай I приказал пожаловать ей золотую медаль на Владимир­ской ленте с подписью «За усердие» и 500 р. серебром, а также велел объявить, что по выходу ее в замужество пожалует ей еще 1 000 р. серебром на обзаведение.

Е.А.Хитрово, одна из первых российских сестер милосердия, соратница Н.И.Пирогова, получив домашнее образование, сначала работала воспитательницей, а в 1852 г. поступила в Одесскую богадельню сердобольных сестер, где в конце того же года приняла должность надзирательницы. Во время Крымской войны Е.А.Хитрово подготовила и направила на театр военных действий сестер милосердия из Одессы. Весной 1855 г. она отправилась в Николаев, в июне в Херсон, а в августе в Крым «ревизовать» работающие там отделения Крестовоздвиженской общины.

Особое место среди сестер милосердия заняла Е.М.Бакунина, истинная аристократка, глубоко верующая женщина. Она одной из первых отправилась в составе Крестовоздвиженской общины в Крым для оказания помощи раненым и больным воинам, вначале работая обычной сестрой, а затем по настоянию Великой княгини Елены Павловны во главе общины. На этом посту Е.М.Бакунина проявила большие организаторские способности, неустанно объезжая самые отдаленные госпитали, вникая в проблемы снаб­жения медикаментами, продовольствием, теплой одеждой. По ее ходатайству раненым регулярно выдавалось теплое белье. Часто она сопровождала обозы с ранеными, разделяя с ними все невзгоды тяжелого пути и оберегая от равнодушия и разгильдяйства нерадивых работников. По окончании войны Е. М.Бакунина продолжила возглавлять Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия.

Героическое участие сестер милосердия в Крымской войне привело к рождению, по словам известного ученого-хирурга И. А. Вельяминова, медицинской сестры. В 1863 г. был издан приказ военного министра Д. А. Милютина о введении по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в госпиталях. Эту дату следует считать годом рождения профессии медицинской сестры в России, что, несомненно, стало важным событием в борьбе за женское равноправие. Сестрам, прослужившим в госпиталях не менее 25 лет, назначали из государственной казны пенсию в размере 100 р.

Параллельно Крестовоздвиженской общине по другую линию фронта в расположении английских войск начала свою благородную деятельность английская сестра милосердия Ф. Найтингейл (1820—1910), которая во всём мире считается основоположницей сестринского дела.

Своё предназначение уже в юности Ф. Найтингейл видела в избавлении людей от болезней, которые можно предупредить. Она решила стать медицинской сестрой в 20 лет. Однако её мечте не суждено было сбыться, поскольку общество имело якобы неопровержимые доказательства распутного поведения медицинских сестёр. В связи с этим женщины её круга (семья принадлежала к высшему обществу) не могли думать о профессии медицинской сестры. Ф. Найтингейл обратилась к религии. Чтение книг по медицине и уходу за больными, посещение больниц, уход за детьми, живущими в трущобах, приближали её мечту, которая осуществилась только в 33 года после её стажировки в больнице, принадлежавшей католической организации «Сестры милосердия». В 1853 г. Ф. Найтингейл становится надзирательницей в заведении для больных женщин благородного происхождения в Лондоне. Её обязанности: наблюдение за работой медицинских сестёр, состоянием медицинского оборудования, контроль за приготовлением лекарств. Заведение было образцовым, но Ф. Найтингейл обосновывала необходимость создания специальной школы для медицинских сестёр.

В 1854 г. английские войска высадились в Крыму, чтобы помочь Турции в войне с Россией. После битвы под Севастополем в английской газете «Тайм» появилась заметка о том, что больных и раненых английских солдат оставляют умирать без всякой помощи в английском военном госпитале в Скутари недалеко от Константинополя.

21 октября 1854 г. в Турцию прибыл отряд из 38 медицинских сестёр во главе с Ф. Найтингейл. Работая старшей медицинской сестрой в госпитале, она на собственном опыте убедилась, что, улучшая санитарные условия в госпитале и казармах, можно резко снизить смертность и спасти тысячи жизней.

Несмотря на многочисленные административные обязанности, Ф. Найтингейл ухаживала за больными ночью. Солдаты называли её ангелом-хранителем. Г. Лонгфелло (1857) писал: «Она одна с небольшой лампой в руках исходила многие мили среди беспомощных страдальцев».

Ф. Найтингейл вернулась в Англию в июле 1856 г. в возрасте 36 лет всемирно известной, поскольку её работы по статистике, показавшие, как дорого обходятся Англии болезни солдат и какова эффективность улучшения санитарных условий, сделали борьбу за реформу системы медицинского обслуживания в английской армии успешной. В 1857 г. её «Заметки по вопросам, касающимся охраны здоровья, эффективных мер и управления госпиталями в Английской армии» привели к созданию Королевской военно-медицинской комиссии, результатом работы которой явились реформы, улучшившие санитарное состояние казарм и военных госпиталей. Кроме того, в результате реформ было создано военно-медицинское училище, разработаны программы специальной подготовки, предъявляющие высокие требования к деятельности медицинской сестры.

Ф. Найтингейл всё время стремилась ухаживать за больными, но после возвращения из Крыма она большую часть времени тяжело болела и фактически была прикована к постели. Превозмогая немощь, она написала свои знаменитые «Записки об уходе» (1859), где дала определение сестринскому делу как профессии, показала его отличие от врачебного дела. По её модели сестринского дела были созданы первые сестринские школы сначала в Европе, затем и в Америке. В Англии в честь Ф. Найтингейл такая школа была открыта в 1860 г. на средства, собранные общественностью. Профессиональные ценности, описанные Ф. Найтингейл как обязательные в деятельности медицинской сестры, не изменились до нашего времени.

Международный совет медицинских сестёр (МСМС), созданный в 1899 г. по инициативе Британской национальной ассоциации медицинских сестёр, в 1910 г. после смерти Ф. Найтингейл принял решение об увековечивании памяти великой основоположницы сестринского дела и создании в её честь мемориала — Фонда последипломного образования. Этот фонд предостав­лял условия и средства, позволяющие медицинским сестрам из разных стран совершенствовать свои профессиональные знания и заниматься научными исследованиями в области сестринского дела.

С 1971 г. день рождения Ф. Найтингейл — 12 мая — объявлен МСМС как Международный день медицинских сестёр. Международным комитетом Красного Креста в 1912 г. учреждена медаль имени Ф. Найтингейл, которой награждают медицинских сестёр, проявивших героизм на войне. В годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. 46 медицинских сестёр в нашей стране были награждены этой медалью. Возвращаясь вновь к периоду Крымской войны, следует сказать, что милосердие к воину как общественное движение родилось именно в тот период, когда две выдающиеся женщины противоборствующих стран — англичанка Ф. Найтингейл и великая княгиня Елена Павловна — одновременно протянули руки к проливавшим кровь на поле брани.

В историческом споре о первенстве в становлении сестринского дела «главное не признание первенства той или иной стороны, а добродетель и милосердие, одновременно родившиеся в сердцах людей, принёсших облегчение и возвращение к жизни больным и раненым воинам, большинство из которых были обречены на смерть».

В период русско-турецкой войны создавались новые общины для помощи раненым и больным на поле боя. Георгиевская община, созданная Е.П. Карцевой, дочерью помещика Новгородской губернии, по рекомендации знаменитого русского терапевта С.П. Боткина прошла с войсками путь через Балканские горы к Андрианополю, затем от Плевны до Сан-Стефано.

В конце 1860-х годов появились общины сестёр милосердия в Одессе, Харькове, Тбилиси.

Мысли об организации международной частной и добровольной помощи пострадавшим на войне независимо от звания и национальности возникли у швейцарца А. Дюнана под влиянием поразившей его деятельности сестёр милосердия в период Крымской войны: с одной стороны — Ф. Найтингейл, с другой — Крестовоздвиженской общины. Кроме того, 25 июля 1859 г. в разгар франко-итало-австрийской войны, случайно оказавшись в местечке Сольферино (Северная Италия), А. Дюнан был потрясён картиной, которую он увидел на поле боя: раненые умирали из-за отсутствия своевременной медицинской помощи. В 1862 г. он издаёт «Воспо­минания о Сольферино» и принимает окончательное решение о создании международной организации помощи жертвам войны. В 1863 г. в Швейцарии был организован постоянный Международный комитет помощи раненым, переименованный в 1876 г. в Международный комитет Красного Креста. В 1864 г. в Женеве состоялась дипломатическая конференция, на которой представители 12 стран подписали международное соглашение — «Женевскую конвенцию об улучшении участи раненых и больных воинов в действующих армиях». Эта конвенция положила начало международному гуманитарному праву, действующему и сейчас. На этой конференции был учреждён особый международный отличительный знак, обеспечивающий правовую защиту на поле боя, — красный крест на белом фоне.

Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867 г., и тогда же было создано Общество попечения о раненых и больных воинах на базе Крестовоздвиженской общины. В 1876 г. оно было переименовано в Российское общество Красного Креста.

С 1871 г. женщинам разрешили работать в госпиталях и в мирное время.

В 1875 г. было издано положение о медицинских сестрах Красного Креста для ухода за больными и ранеными во время войны. Отряды медицинских сестёр Красного Креста оказывали помощь раненым на полях русско-турецкой и русско-японской войн.

В 1897 г. Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге институт, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения в институте составлял 2 года.

К этому времени двухгодичной подготовкой медицинских сестёр занимались в 109 общинах. Курсы сестёр милосердия были открыты при больницах. К 1913 г. в России насчитывалось 10 000 сестёр милосердия.

В феврале 1909 г. в Москве по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны, супруги великого князя Сергея Александровича, начала свою деятельность Марфо-Мариинская обитель милосердия, а в сентябре 1909 г. был освящён первый больничный храм во имя Марфы и Марии. В апреле 1909 г. 18 сестёр милосердия во главе с великой княгиней были посвящены в крестовые се­стры любви и милосердия.

С самого начала первой мировой войны в ноябре 1914 г. императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II, посвятила себя служению раненым. В самое короткое время был организован эвакуационный пункт, который объединял 85 лазаретов и 10 санитарных поездов. Вместе со своими старшими дочерьми, великими княгинями Ольгой и Татьяной, императрица закончила двухмесячные курсы сестёр милосердия при Царскосельской общине и в Российском обществе Красного Креста. Им было присвоено звание «Сестра милосердия военного времени».

Великие княгини Ольга и Татьяна работали в Царскосельском госпитале, оказывая помощь раненым и больным. Императрица Александра Федоровна, так же как и её дочери, делала перевязки раненым, ассистировала при операциях. В марте 1915 г. Александра Федоровна писала мужу: «Сколько горя вокруг!.. Слава Богу за то, что мы, по крайней мере, имеем возможность принести некоторое облегчение страждующим и можем им дать чувство уюта в их одиночестве!»

В 1914 г. во время первой мировой войны, для того чтобы ускорить подготовку сестёр милосердия, в которых очень нуждались госпитали, срок обучения сократили до 6 недель.

26 августа 1917 г. в Москве состоялся I Всероссийский съезд сестёр милосердия, учредивший Всероссийское общество сестёр милосердия.

В январе 1918 г. начал выходить созданный обществом еженедельник «Первый вестник сестры милосердия». В передовой статье первого номера говорилось, что требования общества и государства поставили новые, более сложные и трудные задачи. Для выполнения их нужна правильная сплочённая организация, могущая дать единое общее руководящее начало в работе, соединив всех отдельных членов в одну сознательную дружескую силу, отдающую себя на служение родине и человечеству [30]. Общество было вынуждено прекратить своё существование вскоре после Октябрьской революции 1917 г., поэтому увидели свет только 9 номеров вестника.

Сестры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными и больными в Красной Армии и в борьбе с эпидемиями в годы гражданской войны. Наркомат здравоохранения, созданный в 1918 г., утвердил план и программы обучения для школ, подготавливающих сестёр милосердия.

В 1920 г. общины сестёр милосердия были упразднены и подготовка сестёр поручалась органам здравоохранения. При этом из названия школ исчезло и слово «милосердие».

В 1922 г. состоялся I Всероссийский съезд по медицинскому об­разованию. Были определены типы средних медицинских учебных заведений, для медицинских сестёр установлен двухгодичный срок обучения. В 1926 г. на II Всероссийской конференции была проведена следующая реформа: в угоду всеобщей технизации медицинские школы стали называться техникумами, а медицинские сестры — техниками по уходу. В 1933 г. медицинской сестре была отведена роль помощника врача.

К 1940 г. обеспеченность средними медицинскими кадрами по сравнению с 1913 г. возросла в 8 раз. В 1942 г. начинает выходить журнал «Медицинская сестра». В годы Великой Отечественной войны 17 медицинских сестёр получили звание Героя Советского Союза, 46 вручена медаль имени Ф. Найтингейл.

В 50-е годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования.

В 1988 г. был введён новый учебный план по специальности «Сестринское дело».

С 1991 г. началась подготовка сестринского персонала не только в медицинских училищах по 2—3-годичной программе, но и в колледжах по 4-годичной программе обучения. В этом же году открылись факультеты высшего сестринского образования при высших образовательных медицинских учреждениях для подготовки преподавателей и организаторов сестринского дела.

В 1993 г. был сделан ещё один важный для реформы сестринского дела шаг: на международной конференции «Новые сестры для новой России», организованной РФ, в которой принимали участие преподаватели сестринского дела из Тихоокеанского университета (США), различных образовательных сестринских учреждений России, а также практикующие сестры, была создана и принята философия сестринского дела.

В 1992 г. создана Ассоциация медицинских сестёр России, при­нимающая участие в работе МСМС. Впервые в России (после Октябрьской революции 1917 г.) по инициативе медицинских сестёр была организована неправительственная профессиональная организация. Направления работы ассоциации определены в «Проекте развития Ассоциации медицинских сестёр России»:

• повышение роли медицинской сестры в системе здравоохранения, повышение престижа профессии;

• повышение качества медицинской помощи;

• распространение передового опыта и научных достижений в области сестринского дела;

• возрождение традиций сестринского милосердия;

• защита интересов медицинских сестёр в законодательных, админи-стративных и других органах государственной власти;

• организация сбора информации по сестринскому делу, её анализ и распространение;

• сотрудничество с международными организациями и прави­тельственными учреждениями.

Ассоциация медицинских сестёр России была инициатором раз­работки, принимала активное участие в создании и обсуждении стандартов практической деятельности медицинских сестёр. Создание этих стандартов положило начало серьёзному научному подходу к стандартизации сестринского процесса. Президент Ассоциации медицинских сестёр России В.А. Саркисова является членом экспертной комиссии МЗ РФ по стандартизации.

В 1996 г. на I Всероссийской конференции по сестринскому делу был принят проект «Этического кодекса медицинской сестры России», разработанный при участии ассоциации. Окончательно кодекс был принят в 1997 г.

В 1997 г. состоялась очередная конференция по сестринскому делу, на которой обсуждались первоочередные мероприятия по совершенствованию сестринской помощи в РФ. Среди этих мероприятий названы пересмотр норм нагрузки и нормативов деятельности медицинских сестёр разных специальностей, пересмотр уровня оплаты труда, улучшение социальных условий, строгая регламентация и контроль безопасности условий труда медицинских сестёр, создание профессиональных ассоциаций в регионах и утверждение статуса ассоциаций на законодательном уровне.

Многие региональные ассоциации являются членами Ассоциации медицинских сестёр России, которая, таким образом, стала межрегиональной.

Заметным событием в отечественном здравоохранении стал I Всероссийский съезд средних медицинских работников, проходивший 3-5 ноября 1998 г. в Санкт-Петербурге. В приветствии съезду президент МСМС К. Сталкнехт (1998) сказала: «Объединённые медицинские сестры России могут стать силой, определяющей перемены».

На съезде был представлен проект государственной программы развития сестринского дела в России, обсуждались вопросы организации сестринского дела в учреждениях здравоохранения, подготовки и переподготовки специалистов со средним медицинским образованием, а также проблемы высшего сестринского образования.

После I Всероссийского съезда средних медицинских работников во многих регионах РФ прошли региональные конференции по сестринскому делу.

К 2000 г. в РФ созданы 44 региональньные сестринские ассоциа­ции. Межрегиональная ассоциация насчитывает 41,5 тыс. членов. В её состав входят представители 69 регионов РФ и 31 региональная ассоциация.

Региональные и межрегиональные ассоциации медицинских се­стёр проводят активную работу по повышению престижа профессии медицинской сестры, совершенствованию организации их работы, внедрению современных взглядов на сестринский процесс как на самостоятельный процесс работы с пациентами, тесно связанный с врачебным процессом [16, 36].

В Российской Федерации создана и успешно функционирует структура образовательных учреждений, способная полностью обеспечить качественную подготовку специалистов сестринского дела по программам трёх уровней: училище- колледж - вуз:

1-й уровень (базовый) — медицинская сестра широкого профиля, обеспечивающая общий уход и наблюдение за пациентом, способная оказать неотложную помощь;

2-й уровень (повышенный) — по завершении обучения такой специалист может работать медицинской сестрой в специализированных и крупных лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социального обеспечения, преподавателем сестринского дела в средних профессиональных учреждениях;

3-й уровень — медицинская сестра с высшим образованием. Дипломированные специалисты могут работать менеджерами, главными медицинскими сестрами многопрофильных крупных больниц и медицинских учреждений, заниматься научной деятельностью.

Проведена реорганизация сети средних учебных заведений, созданы колледжи, в медицинских вузах открыты факультеты высшего сестринского образования. Осуществлено несколько выпусков медицинских сестёр с высшим образованием.

В 1995 г. впервые в России Г.М. Перфильева — лидер сестринского дела, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова — защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России». К настоящему времени защищено несколько медицинских диссертаций.

В 1995 г. вышел новый, адресованный медицинским сестрам журнал «Сестринское дело», внутри которого есть ещё один журнал — «Вестник сестринских ассоциаций». С 1998 г. вновь выходит журнал «Медицинская сестра», с 2001 г. — журнал «Сестра мило­сердия».

Лидеры сестринского дела сегодня принимают участие во всех международных встречах, посвящённых дальнейшему развитию се­стринского дела и способствующих его дальнейшему реформированию в нашей стране.

Приказом МЗ РФ в 2001 г. утверждена отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации, разработанная в соответствии с концепцией развития здравоохранения в России. Целью и основными задачами данной программы являются формирование оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению, совершенствование системы управления сестринским персоналом, повышение профессионального и социального статуса профессии, обеспечение социальной защищённости медицинских сестёр и др.