СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История создания народного отделения в мбук до едмш №9

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Динамика современной жизни, формирование новой системы ценностей (господство сиюминутного и легкодоступного, зачастую отсутствие ориентиров) сегодня особенно остро ставят вопрос сохранения традиций и трансляции накопленного опыта. Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Являясь необходимой частью единой системы образования в России, музыкальная школа обладает самостоятельной специфической педагогической системой, которая призвана не только дать профессиональные основы музыкальных знаний, умений и навыков подрастающему поколению, но и способствовать гармоническому развитию вкуса и нравственно-эстетических потребностей.

Просмотр содержимого документа
«История создания народного отделения в мбук до едмш №9»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ НАРОДНОГО ОТДЕЛЕНИЯ МБУК ДО ЕДМШ №9

преемственность работы преподавателей


Н.Я. Фролова, Р.П. Волконская

МБУК ДО «ЕДМШ № 9»

г. Екатеринбург


Динамика современной жизни, формирование новой системы ценностей (господство сиюминутного и легкодоступного, зачастую отсутствие ориентиров) сегодня особенно остро ставят вопрос сохранения традиций и трансляции накопленного опыта. Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Являясь необходимой частью единой системы образования в России, музыкальная школа обладает самостоятельной специфической педагогической системой, которая призвана не только дать профессиональные основы музыкальных знаний, умений и навыков подрастающему поколению, но и способствовать гармоническому развитию вкуса и нравственно-эстетических потребностей. Рассмотрим сложившиеся традиции на примере отделения народных инструментов «Екатеринбургской детской музыкальной школы № 9». В качестве ценностных ориентиров совершенствования на первый план выходят педагогические традиции, которые могут оказать неоценимую помощь в осмыслении и разработке современных проблем воспитания и обучения.

Екатеринбургская детская музыкальная школа № 9 – одна из старейших в городе. Она была основана в 1966 году как филиал музыкальной школы № 1 для обособленного индустриального микрорайона Компрессорный. С 1 сентября 1968 года школа приобрела статус самостоятельной музыкальной школы.

Первым директором и идейным вдохновителем стал Владимир Ильич Журавлев, который проработал с 1968 по 1979 гг. Он основал первые два отделения - фортепианное и народное. Преподавательский состав был весьма немногочисленным и состоял в основном из педагогов-совместителей детской музыкальной школы № 1, музыкального училища им П.И. Чайковского, уральской консерватории им. М.П. Мусоргского. Именно они заложили крепкие традиции педагогического мастерства.

Отдел народных инструментов был основан одним из первых. У истоков создания отдела находились прекрасные педагоги, посвятившие школе многие годы творческого труда и сыгравшие огромную роль в становлении народного отделения и формировании творческих традиций.

Первым преподавателем по классу баяна был директор Владимир Ильич Журавлев. Его коллегами были Ольхов Николай Николаевич (баян), Фоминых Леонид Михайлович (домра), Лёзина Тамара Николаевна (баян).

Журавлев В.И. одновременно руководил хором русской народной песни во Дворце культуры микрорайона Компрессорный. Через год после смерти В.И.

Журавлева хору было присвоено его имя, а коллектив получил название «Журавушка», созвучное фамилии основателя.

С сентября 1980 года класс домры курировал Мулинцев Игорь Александрович, а в марте 1988 года он был назначен на должность директора школы и возглавлял школу до 2004 года. В 1996 году Игорь Александрович, вместе со своей супругой С.Б. Мулинцевой, выпустил очерки к курсу истории и теории народно-инструментального искусства «Из истории народно-инструментального исполнительства в Екатеринбурге».

В разные годы на отделе народных инструментов работали Фищенко Николай Филимонович, Ивонинский Сергей Павлович (баян), Зыков Валерий Павлович (баян), Мерзликина Надежда Викторовна (баян), Бабицкий Алексей Иванович (баян), Сеславина Зифа Фаткумактовна (баян), Котельников Владимир Григорьевич (баян), Волохов Виктор Константинович (баян) – был завучем школы, Шарубара Лидия Александровна (баян), Бачин Николай Михайлович (баян).

Класс гитары представляли Шарубара Вячеслав Алексеевич, Старостин Сергей Вячеславович, Кригер Сергей Владимирович, Кизило Сергей Владимирович, Кокшаров Дмитрий Владимирович. В настоящее время гитару преподают Волконская Роза Павловна и Володина Евгения Петровна.

Учащиеся Волконской Розы Павловны: Раененко Никита, Уфимцев Влад, Астанин Иван, Салимов Елисей, Смирнов Григорий, Волконская Елена, Кобыляцкий Петр, Ходосов Александр - успешно выступают в конкурсах различного уровня.

Большой вклад в методическую и педагогическую работу внесла Чуева Людмила Михайловна. Её ученики: Рыжков Максим - с отличием закончил СОМУ им. П.И. Чайковского, а затем продолжил обучение в УГК им. М. П. Мусоргского и Байдалин Александр поступил в школу-десятилетку при Уральской государственной консерватории, ныне «Уральский музыкальный колледж», а затем продолжил свое образование в Московском институте культуры и аспирантуре.

Класс домры в разные годы представляли Фоминых Леонид Михайлович, Родина Людмила Алексеевна, Звездина Елена Сергеевна, Колмакова Ольга Михайловна, Стародубцева Ирина Владимировна, Кошелева Елена Васильевна, Филатова Татьяна Ивановна.

Последние 25 лет домру преподает Фролова Надежда Яковлевна и является заведующей отделом народных инструментов с 2000 года. Ее воспитанники: Ковтунова Мария, Темлякова Алина, Ситдикова Ольга, Рожины Любовь и Надежда, Лезины Ирина и Анна, Кузнецова Ева, Ополева Дарья успешно выступают в конкурсах различного уровня, а выпускница 2010 года Зозуля Полина закончила СОМУ им. П. И. Чайковского. Учащиеся класса Надежды Яковлевны на протяжении нескольких лет наполняли группу домр оркестра «Карусель» - совместного проекта ЕДШИ № 1 0 и Е ДМШ № 9.

Коллектив имеет грамоты и дипломы фестивалей-конкурсов городского уровня:

Екатеринбургский открытый фестиваль фольклорного искусства «Песенные россыпи», Открытый городской фестиваль оркестров русских народных инструментов школ искусств «Малахитовая шкатулка», Общегородской конкурс оркестров и ансамблей детских школ искусств «Мы вместе!» В рамках педагогического подхода, традиции определяются как исторически сложившиеся, устойчивые и повторяющиеся явления, передающиеся от одного поколения к другому. Преемственность мы рассматриваем как внутреннюю связь, которая выражается в учебно- воспитательной деятельности, в передаче музыкально-педагогических принципов, и внешнюю, связанную с деятельностью педагогов. Благодаря плавной смене педагогических кадров сохраняется высокий уровень профессионального мастерства, идет передача знаний от старшего поколения преподавателей к младшему. И наоборот, благодаря привлечению в отдел молодых сотрудников сложившиеся традиции пополняются новыми подходами и методами работы, новым материалом, что делает отдел гибким и устойчивым к внешним факторам.

Принципы музыкального обучения являются важным компонентом структуры музыкального образования отделения народных инструментов.

Это та база, на которую опирается педагог в процессе организации и подготовки учебного процесса на уроках музыки. Именно принципы позволяют педагогу построить свою работу так, чтобы сохранить интерес ребенка к обучению, решать проблему неустойчивого внимания ученика, избегать его утомляемости, вдохновлять, учить ребенка самостоятельно мыслить, готовить его к осознанной домашней работе.

В своей работе педагоги отделения народных инструментов руководствуются следующими музыкально-педагогическими принципами:

 Принцип систематического и последовательного обучения. В работе с учеником очень важна последовательность в изучении музыкальных произведений. Освоение приемов звукоизвлечения, изучение оттенков, тембров, упражнений, этюдов преследует одну цель - грамотное и рациональное применение их в исполнительстве.

 Принцип сознательного усвоения знаний. Согласно данному принципу процесс музыкального обучения опирается на осознанность детьми необходимости получения музыкальных знаний.

 Принцип доступности обучения (связан с необходимостью учитывать возрастные особенности ученика).

 Принцип наглядности. Данный принцип, в рамках музыкального обучения, является одним из наиболее значимых. Это связано с тем, что невозможно словесно объяснить ряд действий, таких как показ игры на музыкальном инструменте и т.д.

 Принцип индивидуального подхода. Предполагает разноуровневое музыкальное развитие детей, в соответствии со своими природными и возрастными возможностями.

Внешняя преемственность выражается в принятии и реализации корпоративных ценностей школы, среди которых:

 Профессионализм. Преподаватели отделения постоянно стремятся повышать свое профессиональное мастерство, узнавать и осваивать новые, современные технологии и применять их в ежедневной практике.

 Сотрудничество. Отношения преподавателей с учащимися и их родителями строятся на основе полного доверия, уважения и принятия личности ребенка, предоставления ему свободы творческого развития в соответствии с индивидуальными склонностями и возможностями.

 Ответственность. Каждый сотрудник несет ответственность за качественный результат своей работы.

 Индивидуальный подход. Создание условий для наиболее полного раскрытия творческого потенциала и индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

 Новые творческие проекты. Вовлечение в творческий процесс не только учащихся, но и их родителей, социальных партнеров и всех жителей микрорайона.

Коллективное музицирование является одной из фундаментальных традиций отделения народных инструментов ЕДМШ № 9. Основы коллективного музицирования были заложены с первых дней существования отдела. Первый директор Владимир Ильич Журавлев организовал в школе первый ансамбль русских народных инструментов, в составе которого были преподаватели: Сапожникова Татьяна Михайловна, Мулинцев Игорь Александрович, Шарубара Лидия Александровна, Бабицкий Алексей Иванович, Лёзина Тамара Николаевна и ее сын - ученик школы Лёзин Андрей. Ансамбль концертировал во многих уголках Свердловской области.

Преподаватели отдела Мулинцев Игорь Александрович, Бабицкий Алексей Иванович, Волконская Роза Павловна, Фролова Надежда Яковлевна являлись участниками совместного ансамбля народных инструментов «Русские зори» при ЕДШИ № 10 и ЕДМШ № 9, который был награжден грамотами и дипломами различных степеней на районных, городских и областных смотрах-конкурсах исполнительского мастерства преподавателей.

Сегодня на отделении существуют ансамбль «Матрешки» (участницы окончили школу в 2020 году), ансамбль домристов «Вдохновение» и множество дуэтов гитаристов.

Коллективное музицирование имеет колоссальный воспитательный потенциал. В ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности.

Все вышеперечисленные традиции: внутренняя и внешняя преемственность, развитие коллективного исполнительства, конкурсная деятельность в полной мере служат реализации главных направлений в развитии ЕДМШ № 9:

 созданию условий для развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства;

 формированию у детей и молодежи ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения;

 воспитанию подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;

 приобщению к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства и, тем самым, повышению общей и музыкальной культуры жителей города Екатеринбурга.

Литература

1. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969. - 294 с.

2. Булычев Б.Е. Детская музыкальная школа как современная педагогическая система

и пути ее совершенствования, 1998 // [Электронный ресурс] /Доступ:

https://www.dissercat.com/

3. Сайт ЕДМШ№9 - https://музшкола9.екатеринбург.рф

3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!