СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История создания оперы М. Мусоргского "Хованщина"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

М. Мусоргский сумел в своем произведении сжать время и показать события происходившие на Руси, передать мысли и переживания героев на фоне заговоров, учийств, казней.

Просмотр содержимого документа
«История создания оперы М. Мусоргского "Хованщина"»

«Хова́нщина» — опера («народная музыкальная драма») М HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Мусоргский,_Модест_Петрович" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Мусоргский,_Модест_Петрович"П HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Мусоргский,_Модест_Петрович" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Мусоргский,_Модест_Петрович"Мусоргского (в 5 действиях, 6 картинах). Либретто написал сам композитор.



Содержание

   

  • 1Хованщина

  • Хованщина_(опера)#.D0.94.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D1.83.D1.8E.D1.89.D0.B8.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D1.86.D0.B0"2 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#.D0.94.D0.B5.D0.B9.D1.81.D1.82.D0.B2.D1.83.D1.8E.D1.89.D0.B8.D0.B5_.D0.BB.D0.B8.D1.86.D0.B0"Действующие лица

  • 3 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#.D0.94.D1.80.D0.B0.D0.BC.D0.B0.D1.82.D1.83.D1.80.D0.B3.D0.B8.D1.8F_.D0.B8_.D0.BC.D1.83.D0.B7.D1.8B.D0.BA.D0.B0"Драматургия и музыка

  • 4 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F_.D1.81.D0.BE.D0.B7.D0.B4.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F_.D0.B8_.D0.B2.D0.B0.D1.80.D0.B8.D0.B0.D0.BD.D1.82.D1.8B_.D0.BE.D1.80.D0.BA.D0.B5.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.BA.D0.B8"История создания и варианты оркестровки

  • 5 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#.D0.9F.D0.B5.D1.80.D0.B2.D1.8B.D0.B5_.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BA.D0.B8"Первые постановки

  • 6 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#.C2.AB.D0.A5.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D1.89.D0.B8.D0.BD.D0.B0.C2.BB_.D0.B2_XX_.D0.B2.D0.B5.D0.BA.D0.B5"« HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#.C2.AB.D0.A5.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D1.89.D0.B8.D0.BD.D0.B0.C2.BB_.D0.B2_XX_.D0.B2.D0.B5.D0.BA.D0.B5"Хованщина HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#.C2.AB.D0.A5.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D1.89.D0.B8.D0.BD.D0.B0.C2.BB_.D0.B2_XX_.D0.B2.D0.B5.D0.BA.D0.B5"» в XX веке

  • 7 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#.D0.98.D0.B7.D0.B2.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.B0.D1.83.D0.B4.D0.B8.D0.BE.D0.B7.D0.B0.D0.BF.D0.B8.D1.81.D0.B8"Известные аудиозаписи

  • 7.1 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#.D0.A0.D0.B5.D0.B4.D0.B0.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.A0.D0.B8.D0.BC.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE-.D0.9A.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.B0.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D0.B0"Редакция Римского HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#.D0.A0.D0.B5.D0.B4.D0.B0.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.A0.D0.B8.D0.BC.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE-.D0.9A.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.B0.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D0.B0"- HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#.D0.A0.D0.B5.D0.B4.D0.B0.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.A0.D0.B8.D0.BC.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE-.D0.9A.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.B0.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D0.B0"Корсакова

  • 7.2 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#.D0.A0.D0.B5.D0.B4.D0.B0.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.A8.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D0.B8.D1.87.D0.B0"Редакция Шостаковича

  • 8 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.BC.D0.B5.D1.87.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F"Примечания

  • 9 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#.D0.A1.D1.81.D1.8B.D0.BB.D0.BA.D0.B8"Ссылки

Историческая основа сюжета

Хованщина — события 1682 г., короткий период всевластия в Москве князя Ивана Хованского, назначенного царевной Софьей после стрелецкого бунта начальником стрелецкого приказаХованский пользовался огромной популярностью, стрельцы даже называли его «батей». Лето 1682 г. было отмечено активизацией старообрядцев, надеявшихся при помощиХованского одолеть официальную церковь, поддерживаемую Софьей, и вернуть Русь к «старой вере». Кульминацией стал диспут о вере в Грановитой палате Московского кремля (5 июля 1682 г.), который свёлся к взаимным обвинениям сторон в ереси и невежестве. Однако старообрядцы, покинув Кремль, всенародно объявили на Красной площади о своей полной победе. Эта история окончательно развела Софью с её выдвиженцем Хованским. Не прошло и трёх месяцев, как правительница нашла способ расправиться с вожаком стрельцов: 17 сентября 1682 г. Иван Хованский и его сын Андрей были арестованы сторонниками Софьи и в тот же день без суда казнены. Новым начальником стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый.

Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра7 августа 1689 год Софья велела Шакловитому снарядить побольше стрельцов в Кремль, будто бы для сопровождения её в Донской монастырь на богомолье. Распространился слух, что на самом деле стрелецкие полки готовят к походу на Преображенское, чтобы побить всех сторонников Петра. Получив известие об этом, Пётр с небольшой свитой укрылся в Троице HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Троице-Сергиев_монастырь"- HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Троице-Сергиев_монастырь"Сергиевом монастыре. 8 августа сюда пришли «потешные» полки с артиллерией. Через несколько дней Пётр приказал идти к Троице всем другим находившимся в Москве полкам. Большая часть войск повиновалось законному царю. Лишившаяся власти царевна Софья вскоре была заключена в Новодевичий монастырь, а её фаворит князь Василий Голицын отправлен в ссылку.Фёдор Шакловитый был казнён.

Действующие лица

  • Князь Иван Хованский, начальник стрельцов — бас

  • Князь Андрей Хованский, его сын — тенор

  • Князь Василий Голицин — тенор

  • Шакловитый, боярин — баритон

  • Досифей, глава раскольников — бас

  • Марфа, раскольница — меццо-сопрано

  • Сусанна, старая раскольница — сопрано

  • Подьячий — тенор

  • Эмма, девушка из Немецкой слободы — сопрано

  • Пастор — баритон

  • Варсонофьев, приниженный Голицына — бас

  • Кузька, стрелец — баритон

  • 1-й стрелец — бас

  • 2-й стрелец — баритон

  • 3-й стрелец — тенор

  • Клеврет Князя Голицина — тенор

Московские пришлые люди, стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Хованского, петровские «потешные», народ

Драматургия и музыка

В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. Однако Мусоргский хотел показать переход власти из рук царевны Софьи в руки Петра. Поэтому в либретто его оперы причудливо смешаны события 1682 и 1689 годов. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованскимкнязя Голицына, фаворита Софьистарообрядцев во главе с Досифеем. Если князь Хованский, потакая во всём стрельцам, стремится к царской власти, то сами стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы представлены как мужественные люди, идущие на самосожжение ради веры.

Огромная роль в развитии действия принадлежит народу — ещё в большей степени, чем в «Борисе Годунове». Хоры очень разнообразны. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного и самовластного Хованского; лукавого и самовлюблённого Голицына; величественного Досифея; сильной, порывистой, страстной, готовой на подвиг Марфы; мятущегося и слабого Андрея Хованского; патриотически настроенного и на всё способного ради спасения Руси Шакловитого; весёлого и бесшабашного молодого стрельца Кузьки; трусливого и корыстолюбивого подьячего.

Из музыки «Хованщины» наиболее известны: вступление («Рассвет на Москве-реке»); сцена гадания Марфы из 2-го действия («Силы потайные, силы великие»); песня Марфы («Исходила младёшенька») и ария Шакловитого из 3-го действия («Спит стрелецкое гнездо»); антракт к 4-му действию («Поезд Голицына»); «Пляски персидок» из 4-го действия.

История создания и варианты оркестровки


М HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Мусоргский,_Модест_Петрович" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Мусоргский,_Модест_Петрович"П HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Мусоргский,_Модест_Петрович" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Мусоргский,_Модест_Петрович"Мусоргский

«Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её (с перерывами) до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия (рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…») и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился[ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#cite_note-1"1 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#cite_note-1"]. Бо́льшая часть музыки, которая была записана композитором в виде клавира, не была оркестрована. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» и песня Марфы (оба фрагмента из 3-го действия).

Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Римский-Корсаков,_Николай_Андреевич"- HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Римский-Корсаков,_Николай_Андреевич"Корсаков, предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Римский-Корсаков,_Николай_Андреевич"- HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Римский-Корсаков,_Николай_Андреевич"Корсакова была издана в 1883 г.

В 1931 г. опера была оркестрована Борисом Владимировичем Асафьевым

В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом (1932) сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(фильм-опера)"- HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(фильм-опера)"опере « HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(фильм-опера)"Хованщина HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(фильм-опера)"» (1959 г., режиссёр Вера Строева, сценарист и редактор-аранжировщик Д HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шостакович,_Дмитрий_Дмитриевич" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шостакович,_Дмитрий_Дмитриевич"Д HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шостакович,_Дмитрий_Дмитриевич" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шостакович,_Дмитрий_Дмитриевич"Шостакович). В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском (Мариинском) театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году.

Собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжения раскольников) написал И HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Стравинский,_Игорь_Фёдорович" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Стравинский,_Игорь_Фёдорович"Ф HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Стравинский,_Игорь_Фёдорович" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Стравинский,_Игорь_Фёдорович"Стравинский, совместно с М HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Равель,_Морис". Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Дягилев,_Сергей". Дягилева. В этой редакции использовалась оркестровка Римского-Корсакова, а работа Стравинского и Равеля заключалась в восстановлении (в отдельных случаях — реконструкции) и оркестровке фрагментов, не вошедших в редакцию Римского-Корсакова. Клавир заключительного хора И HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Стравинский,_Игорь_Фёдорович". Ф HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Стравинский,_Игорь_Фёдорович". Стравинского, прежде считавшийся утерянным, сохранился в архиве дирижёра Г HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Фурман,_Григорий_Вениаминович". В HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Фурман,_Григорий_Вениаминович". Фурмана и был обнаружен его наследниками в 1994 году HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/1994_год"Хованщина_(опера)#cite_note-2" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/1994_год"[ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/1994_год"2 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/1994_год"]

Первые постановки

При жизни Мусоргского опера не исполнялась. Первые постановки:

  • в Петербурге: силами Музыкально-драматического кружка любителей, в зале И. А. Кононова[ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#cite_note-3"3 HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хованщина_(опера)#cite_note-3"]9 февраля 1886 года, дирижировал Э HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Гольдштейн,_Эдуард_Юльевич&action=edit&redlink=1" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Гольдштейн,_Эдуард_Юльевич&action=edit&redlink=1"Ю HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Гольдштейн,_Эдуард_Юльевич&action=edit&redlink=1" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Гольдштейн,_Эдуард_Юльевич&action=edit&redlink=1"Гольдштейн.

  • в Киеве: Антреприза И. Я. Сетова, в помещении Городского театра, 26 октября 1892 года.

  • в Москве: Русская частная опера С HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Мамонтов,_Савва_Иванович" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Мамонтов,_Савва_Иванович"И HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Мамонтов,_Савва_Иванович" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Мамонтов,_Савва_Иванович"Мамонтова, в помещении театра Г HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Солодовников,_Гаврила_Гаврилович" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Солодовников,_Гаврила_Гаврилович"Г HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Солодовников,_Гаврила_Гаврилович" HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Солодовников,_Гаврила_Гаврилович"Солодовникова12 ноября 1897 года. Дирижёр Е. Д. Эспозито, Досифей — Шаляпин,_Фёдор_Иванович"Ф. И. Шаляпин"HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/ HYPERLINK "HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаляпин,_Фёдор_Иванович"Ф. И. Шаляпин"Шаляпин HYPERLINK "HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаляпин,_Фёдор_Иванович"Ф. И. Шаляпин",_ HYPERLINK "HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаляпин,_Фёдор_Иванович"Ф. И. Шаляпин"Фёдор HYPERLINK "HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаляпин,_Фёдор_Иванович"Ф. И. Шаляпин"_ HYPERLINK "HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаляпин,_Фёдор_Иванович"Ф. И. Шаляпин"Иванович HYPERLINK "HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаляпин,_Фёдор_Иванович"Ф. И. Шаляпин"" HYPERLINK "HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаляпин,_Фёдор_Иванович"Ф. И. Шаляпин"Ф HYPERLINK "HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаляпин,_Фёдор_Иванович"Ф. И. Шаляпин". HYPERLINK "HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаляпин,_Фёдор_Иванович"Ф. И. Шаляпин"  HYPERLINK "HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаляпин,_Фёдор_Иванович"Ф. И. Шаляпин"И HYPERLINK "HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаляпин,_Фёдор_Иванович"Ф. И. Шаляпин". HYPERLINK "HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаляпин,_Фёдор_Иванович"Ф. И. Шаляпин"  HYPERLINK "HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаляпин,_Фёдор_Иванович"Ф. И. Шаляпин"Шаляпин, художники А. М. Васнецов, К. А. Коровин и С. В. Малютин.

«Хованщина» в XX веке


Автопортрет Ф HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаляпин,_Фёдор_Иванович". Шаляпина в роли Досифея, сделанный на стене гримуборной артиста в Мариинском театре (1911)

  • 20 ноября 1912 г. — опера была поставлена в Мариинском театре.

  • 1912 г. — опера была поставлена в Большом театре. Партию Досифея исполнял Ф HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Шаляпин,_Федор_Иванович". Шаляпин, партию Марфы — Е HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Збруева,_Евгения_Ивановна". Збруева.

  • 1913 г. — опера была поставлена в Париже (в редакции И HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Стравинский,_Игорь_Фёдорович". Стравинского и М HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Равель,_Морис". Равеля).

Вслед за этим началась всемирная слава оперы, входящей ныне в репертуар крупнейших театров мира: Барселона (1923),Франкфурт HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Франкфурт-на-Майне"- HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Франкфурт-на-Майне"на HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Франкфурт-на-Майне"- HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Франкфурт-на-Майне"Майне (1924), Милан (1926), Дрезден (1927), США (1931), Берлин (1958), Лондон, Белград и др.

Наиболее значительные постановки советского времени:

  • Москва, 1950 г. (под управлением Н HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Голованов,_Николай_Семёнович". Голованова)

  • Ленинград, 1952 г. (под управлением Б HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Хайкин,_Борис_Эммануилович". Хайкина)

Крупнейшие исполнители: А HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Пирогов,_Александр_Степанович". ПироговМ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Рейзен,_Марк_Осипович". РейзенА HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Огнивцев,_Александр_Павлович". ОгнивцевИ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Петров,_Иван_Иванович_(певец)". ПетровН HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Обухова,_Надежда_Андреевна". ОбуховаС HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Преображенская,_Софья_Петровна". ПреображенскаяМ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Максакова,_Мария_Петровна". МаксаковаВ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Давыдова,_Вера_Александровна". ДавыдоваБ HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Штоколов,_Борис_Тимофеевич". Штоколов и др.

  • 1999 г. — Саратовский театр оперы и балета. Дирижёр — Юрий Кочнев. Исполнители: Князь Хованский — Владимир Верин,Андрей Хованский — Владимир Щербаков, князь Голицын — Юрий Муллаев, Досифей — Николай БряткоМарфа — Елена Манистина, Шакловитый — Юрий Нечаев, Подьячий — Нурлан Бекмухамбетов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!