СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История создания пирографии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использовать огонь для создания узоров на дереве человек начал, едва научившись обращаться с этим «подарком богов».

Просмотр содержимого документа
«История создания пирографии»

ПИРОГРАФИЯ  ( рисунок огнём ) История создания «пирографии», виды приборов для выжигания Выполнил: учитель технологии Некрылов С.В. МБОУ «СОШ №4» Алексеевского городского округа Белгородской области

ПИРОГРАФИЯ ( рисунок огнём )

История создания «пирографии»,

виды приборов для выжигания

Выполнил: учитель технологии

Некрылов С.В.

МБОУ «СОШ №4»

Алексеевского городского округа

Белгородской области

ПИРОГРАФИЯ Использовать огонь для создания узоров на дереве человек начал, едва научившись обращаться с этим «подарком богов». Царапая обугленную древесину каменным или металлическим орудием, первобытные люди обнаружили, что дерево является прекрасным материалом для рисования и что это его свойство можно использовать в декоративных целях. Благодаря этому наблюдению зародилась «пирография».

ПИРОГРАФИЯ

  • Использовать огонь для создания узоров на дереве человек начал, едва научившись обращаться с этим «подарком богов». Царапая обугленную древесину каменным или металлическим орудием, первобытные люди обнаружили, что дерево является прекрасным материалом для рисования и что это его свойство можно использовать в декоративных целях. Благодаря этому наблюдению зародилась «пирография».
Пирография Термин «пирография»  появился в Англии в Викторианскую эпоху, изначально так называлось рисование узоров по дереву раскалённой кочергой. Произошёл он от греческого  pyr , что означает  «огонь» , и  graphos , что означает  «письмо» . Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э. Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом. В XVII веке выжигание по дереву стало весьма распространённым в Европе художественным ремеслом. Пиромастера украшали узорами главным образом предметы быта, сделанные из дерева, позднее стала популярна декорированная выжиганием мебель. Орнаменты для пирографии использовались традиционные, те же, какими украшалась серебряная утварь или расшивалась одежда тех времён.

Пирография

  • Термин «пирография»  появился в Англии в Викторианскую эпоху, изначально так называлось рисование узоров по дереву раскалённой кочергой. Произошёл он от греческого  pyr , что означает  «огонь» , и  graphos , что означает  «письмо» .
  • Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 г. до н. э. Сначала выжигали с помощью огня, позже стали применять раскалённые гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определённым углом.
  • В XVII веке выжигание по дереву стало весьма распространённым в Европе художественным ремеслом. Пиромастера украшали узорами главным образом предметы быта, сделанные из дерева, позднее стала популярна декорированная выжиганием мебель. Орнаменты для пирографии использовались традиционные, те же, какими украшалась серебряная утварь или расшивалась одежда тех времён.
В России же выжигание продолжило развиваться как один из его видов. Начиная с XVII в., в Сергиевом Посаде особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «трóицкой». В конце прошлого века в Москве, в мастерской «Детское воспитание» по эскизу известного художника Сергея Малютина была изготовлена первая русская матрёшка, все восемь фигур этой матрёшки были покрыты выжженным рисунком. 
  • В России же выжигание продолжило развиваться как один из его видов. Начиная с XVII в., в Сергиевом Посаде особенно выделялось производство деревянной игрушки, получившей название «трóицкой». В конце прошлого века в Москве, в мастерской «Детское воспитание» по эскизу известного художника Сергея Малютина была изготовлена первая русская матрёшка, все восемь фигур этой матрёшки были покрыты выжженным рисунком. 

Пирография

  • В подмосковном городе Сергиеве Посаде (ныне Загорске) выжиганием и раскраской в 1912 году занималось около ста дворов. Было разработано множество различных вариантов матрёшек. Однако большой спрос на матрёшки заставил мастеров отказаться от трудоёмкой пирографии, и постепенно выжигание было заменено росписью. Но для украшения деревянных коробочек, шкатулок, блюд и ларцов продолжали применять пирографию. На крышках всевозможных шкатулок и коробочек изображались сценки из народной жизни, виды исторических мест города, древнерусской архитектуры или старого русского быта. Значительная часть изделий украшалась различными русскими национальными узорами, но в 1917 г. они были изменены, а количество продукции, выпускаемой умельцами, сокращено.
  • В Полховском Майдане в XIX в. появилось токарное производство, на основе которого в начале XX в. мастера начали украшать свои токарные изделия выжиганием или раскраской.
  • С 1964 г. в Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком. Чаще делали челяки для хранения мёда, солонки, ковши с крышкой, фигурки людей в национальных костюмах, матрёшек.
Пирография

Пирография

Пирография Для работы корпусными штифтами пользуются термокаустером с газовой горелкой, на которой нагревают наконечник штифта. Правда, подобные приборы для пирографии сейчас перестали изготовлять, но они остаются лучшими при выполнении высокохудожественных рисунков. Впрочем, газовую горелку можно заменить бензиновой. Бензиновым термокаустером работать тоже очень удобно. Изготовить такой прибор можно самостоятельно, его устройство приведено на рис.3

Пирография

  • Для работы корпусными штифтами пользуются термокаустером с газовой горелкой, на которой нагревают наконечник штифта. Правда, подобные приборы для пирографии сейчас перестали изготовлять, но они остаются лучшими при выполнении высокохудожественных рисунков. Впрочем, газовую горелку можно заменить бензиновой. Бензиновым термокаустером работать тоже очень удобно. Изготовить такой прибор можно самостоятельно, его устройство приведено на рис.3
Пирография К 1973 году был налажен промышленный выпуск пирографических приборов, выжигающих раскалённой проволокой  (рис. 4) . В настоящее время этот прибор усовершенствован. Проволочный наконечник специальной формы вставляется в держатели из нержавеющей стали, что в совокупности минимизирует нагревание рукоятки.

Пирография

  • К 1973 году был налажен промышленный выпуск пирографических приборов, выжигающих раскалённой проволокой  (рис. 4) . В настоящее время этот прибор усовершенствован. Проволочный наконечник специальной формы вставляется в держатели из нержавеющей стали, что в совокупности минимизирует нагревание рукоятки.
Пирография Наконец, в 1975 году был запущен в производство пирографический прибор с твёрдым наконечником  (рис. 5) . По сравнению с прибором, описанным выше, он был менее универсален, но благодаря простоте устройства и относительной дешевизне по объёму продаж он не только догнал, но и превзошёл своего предшественника. Два этих прибора во многом дополняют друг друга, и современные пиромастера часто пользуются ими обоими. Довольно интересно, что, несмотря на все усовершенствования, и в современном мире осталось место для древнейших техник пирографии. На Мадагаскаре, например, до сих пор практикуется обжиг древесины раскалённой докрасна металлической «лопаткой», после чего мастер ножом удаляет тонкий слой обугленной древесины, рисуя узоры и орнаменты.

Пирография

  • Наконец, в 1975 году был запущен в производство пирографический прибор с твёрдым наконечником  (рис. 5) . По сравнению с прибором, описанным выше, он был менее универсален, но благодаря простоте устройства и относительной дешевизне по объёму продаж он не только догнал, но и превзошёл своего предшественника.
  • Два этих прибора во многом дополняют друг друга, и современные пиромастера часто пользуются ими обоими.
  • Довольно интересно, что, несмотря на все усовершенствования, и в современном мире осталось место для древнейших техник пирографии. На Мадагаскаре, например, до сих пор практикуется обжиг древесины раскалённой докрасна металлической «лопаткой», после чего мастер ножом удаляет тонкий слой обугленной древесины, рисуя узоры и орнаменты.
Выжигатель с твёрдым наконечником  типа «паяльник»

Выжигатель с твёрдым наконечником типа «паяльник»

Пирография Какие прекрасные картины можно создавать с помощью пирографии.

Пирография

  • Какие прекрасные картины можно создавать с помощью пирографии.
Настал момент, когда технику выжигания сменила декоративная роспись. Однако многие мастера продолжали украшать предметы быта (шкатулки, сундуки, кувшины) в полюбившейся им технике.

Настал момент, когда технику выжигания сменила декоративная роспись. Однако многие мастера продолжали украшать предметы быта (шкатулки, сундуки, кувшины) в полюбившейся им технике.

Обработка горячим песком А этот способ задействуют для легкого окрашивания светлой древесины. Так ее оттенок становился более теплым. Мастер насыпает чистый песок в емкость, после чего нагревает его. Далее в нагретый песок переносят деревянное изделие, и оно меняет тон. Мастеру остается «выкопать» изделие из песка и посмотреть, дошел ли тон до нужного оттенка.

Обработка горячим песком

  • А этот способ задействуют для легкого окрашивания светлой древесины. Так ее оттенок становился более теплым. Мастер насыпает чистый песок в емкость, после чего нагревает его. Далее в нагретый песок переносят деревянное изделие, и оно меняет тон. Мастеру остается «выкопать» изделие из песка и посмотреть, дошел ли тон до нужного оттенка.
Солнечным лучом Работа возможна в солнечную погоду. Берется фанера либо деревянная доска. Выжигательную линзу нужно расположить так, чтобы лучи солнца сфокусировались на поверхности доски. Линзу нужно двигать так, чтобы яркое пятнышко «ходило» по поверхности, оставляя след в виде выжженных линий. Не стоит ожидать от этой технологии тех же результатов, что от традиционной пирографии, но творческий опыт будет определенно интересным.

Солнечным лучом

  • Работа возможна в солнечную погоду. Берется фанера либо деревянная доска. Выжигательную линзу нужно расположить так, чтобы лучи солнца сфокусировались на поверхности доски. Линзу нужно двигать так, чтобы яркое пятнышко «ходило» по поверхности, оставляя след в виде выжженных линий. Не стоит ожидать от этой технологии тех же результатов, что от традиционной пирографии, но творческий опыт будет определенно интересным.
Трением Есть мастера, которые любят заниматься декором изделия, буквально не отходя от токарного станка. В данном случае используется сила трения. Изготовленное изделие (но еще находящееся на шпинделе), будет основой, к которой прикладывают фрагмент дерева твердой породы. Верхний слой от самого трения обугливается, на нем появляется коричневая полоска.

Трением

  • Есть мастера, которые любят заниматься декором изделия, буквально не отходя от токарного станка. В данном случае используется сила трения. Изготовленное изделие (но еще находящееся на шпинделе), будет основой, к которой прикладывают фрагмент дерева твердой породы. Верхний слой от самого трения обугливается, на нем появляется коричневая полоска.
Газовым резаком Бутановый резак может дать хороший результат в выжигании, но такой пирографический способ трудно контролировать. Это эффективная работа, если вы собираетесь выжигать абстрактные фигуры. Также газовый резак можете взять в качестве прибора для заполнения фона либо, например, обжигания краев. Применяется в декорировании коробок, вывесок, рамок и сувенирных тарелок. Посоревноваться с ним может выжигание струной или нихромовым резаком.

Газовым резаком

  • Бутановый резак может дать хороший результат в выжигании, но такой пирографический способ трудно контролировать. Это эффективная работа, если вы собираетесь выжигать абстрактные фигуры. Также газовый резак можете взять в качестве прибора для заполнения фона либо, например, обжигания краев. Применяется в декорировании коробок, вывесок, рамок и сувенирных тарелок. Посоревноваться с ним может выжигание струной или нихромовым резаком.
Каллиграфия Пирографическая каллиграфия – изящная и тонкая работа. Ее активно используют для оформления вывесок, плакатов, различных названий. Надписи мастер выписывает писчим пером, а также особыми каллиграфическими перьями. Это современное выжигание, ведь заданный текст набирается в текстовом редакторе, подбирается подходящий шрифт и кегль, текст распечатывается и переносится на проект.

Каллиграфия

  • Пирографическая каллиграфия – изящная и тонкая работа. Ее активно используют для оформления вывесок, плакатов, различных названий. Надписи мастер выписывает писчим пером, а также особыми каллиграфическими перьями. Это современное выжигание, ведь заданный текст набирается в текстовом редакторе, подбирается подходящий шрифт и кегль, текст распечатывается и переносится на проект.
Рельефная резьба Пирография – отличный способ украсить предметы, что вырезают рельефно либо по кругу. Рельеф придает работе большей реалистичности. А так как в проф-наборах часто имеется косое перо, это удачный способ попробовать свои силы в выжигании мелкого рельефа. Если сильно нагреть острое прочное косое перо, оно станет комфортным инструментом для резки по дереву.

Рельефная резьба

  • Пирография – отличный способ украсить предметы, что вырезают рельефно либо по кругу. Рельеф придает работе большей реалистичности. А так как в проф-наборах часто имеется косое перо, это удачный способ попробовать свои силы в выжигании мелкого рельефа. Если сильно нагреть острое прочное косое перо, оно станет комфортным инструментом для резки по дереву.
Подходящий холст для работы пирографиста – дощечки из мягких пород дерева (сосна, клен, липа, ясень, береза). Поверхность должна быть гладкой и ровной. Что же до инструментов, то главным из них является пирограф.
  • Подходящий холст для работы пирографиста – дощечки из мягких пород дерева (сосна, клен, липа, ясень, береза). Поверхность должна быть гладкой и ровной.
  • Что же до инструментов, то главным из них является пирограф.
Пирограф состоит из: контрольно-управляющего модуля – это устройство управляет мощностью выжигателя; рукоятки с пером – это и есть инструмент, который находится в руке мастера. Есть модели, в которых обе части соединены, но они не могут похвастаться высокой мощностью и надежностью. Современные пирографы могут быть двух типов: с твердым пером и с проволочным пером. Но принцип их работы фактически идентичен, приборы работают только от электросети.

Пирограф состоит из:

  • контрольно-управляющего модуля – это устройство управляет мощностью выжигателя;
  • рукоятки с пером – это и есть инструмент, который находится в руке мастера.
  • Есть модели, в которых обе части соединены, но они не могут похвастаться высокой мощностью и надежностью. Современные пирографы могут быть двух типов: с твердым пером и с проволочным пером. Но принцип их работы фактически идентичен, приборы работают только от электросети.
Пирография Пирографы оснащены набором насадок. Их можно сравнить с кистями художника. Приборы с проволочным пером имеют насадки, различимые по толщине наконечника. А пирографы с твердым пером имеют не только наконечники разных диаметров, но и насадки различных форм.

Пирография

  • Пирографы оснащены набором насадок. Их можно сравнить с кистями художника. Приборы с проволочным пером имеют насадки, различимые по толщине наконечника. А пирографы с твердым пером имеют не только наконечники разных диаметров, но и насадки различных форм.
Пирография Вам понравилось, это поможет нам развивать мастерство. Спасибо!

Пирография

  • Вам понравилось, это поможет нам развивать мастерство.
  • Спасибо!