ВСТРЕЧИ
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
ЗНАКОМСВА
ПУТЕШЕСТВИЕ
ЗНАНИЯ
ОПЫТ
ЭМОЦИИ
XIX век
Исторические события
Александр I
1804, июн. – 1813, янв.
Русско-персидская война
1805 – 1807 Участие России в 3-й и 4-й коалиционных войнах против Франции
1808 – 1809 Русско-шведская война.
1812, 12 июн. Вторжение «Великой армии» Наполеона в Россию. Начало Отечественной войны русского народа
1813 – 1814 Заграничные походы русской армии в Европу
1817 – 1864 Кавказская война. Завоевание Северного Кавказа
1825, 25 дек. Восстание в Петербурге
Образование.
Естествознание.
Путешествия
демократизации общества
Живопись XIX века
Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836 гг.)
Портрет мальчика Челищева
Портрет А.С. Пушкина
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791 – 1830 гг.)
Новый Рим. Замок святого Ангела
Веранда, обвитая виноградом
Федотов Павел Андреевич (1815 – 1852 гг.)
Свежий кавалер
Сватовство майора
Музыка XIX века
Михаил Иванович Глинка
Сцена из оперы « Иван Сусанин »
«Руслан и Людмила» Глинка
Чайковский Петр Ильич
Сцена из балета « Лебединое озеро » Чайковский. 1876г.
Сцена из балета "Щелкунчик" Чайковский. 1892г.
Сцена из балета «Спящая красавица» Чайковский. 1889г
Николай Андреевич Римский – Корсаков ( 1844 – 1908г. )
«Снегурочка» (1881г. по пьесе Островского) Римский – Корсаков
Сцена из оперы «Шехерезада» Римский – Корсаков
Писатели 19 века
Гоголь Николай Васильевич (1809г - 1852г)
Одни из самых популярных произведений : • Мертвые души • Ревизор • Нос и другие..
Гончаров Иван Александрович (1812г - 1891г)
Лучшие книги :
• Обыкновенная история
• Обломов
• Обрыв
• Фрегат "Паллада"
• Мильон терзаний
И другие..
Грибоедов Александр Сергеевич (1795г - 1829г)
Самые читаемые книги Александра Сергеевича : • Горе от ума • Студент • Недоросль
Достоевский Федор Михайлович (1821г - 1881г)
Самые известные произведения :
• Идиот
• Бесы
• Преступление и наказание
• Игрок
• Белые ночи
Л.Н. Толстой. «Война и мир» - роман-эпопея. Жанровое своеобразие, особенности композиции.
Задачи урока:
- Время создания и историческая основа романа
- Смысл названия
- Система образов
- Жанровое своеобразие
- Проблематика романа
- Особенности композиции
« Я старался писать историю народа»
Л. Н. Толстой
- 1857 г. – встреча с Пущиным и Волконским
- 1856 г. – возвращение из Сибири декабристов и их семей
- Решение написать роман о декабристе
- Время работы: 1863 – 1869 г.г.
1825
1812
1805
1856
МИРЪ
МiРЪ
- Отсутствие войны, ссоры
- Согласие, единодушие
- Спокойствие
- Вселенная
- Земной шар
- Все люди
- Община, общество крестьян
МИР1
МИР2
- Все формы материи в земном и космическом пространстве
- Земной шар, Земля
- Всё живое, всё окружающее
- Люди вообще
- Порядок, строй жизни
- Согласие, отсутствие разногласий
- Отсутствие войны
- Прекращение военных действий, мирный договор
- Покой, благополучие
- Война (в толстовском повествовании) – не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях
- Мир – это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу Отечества
≈ 600
действующих лиц
≈ 200
реальные исторические лица
Александр I
Кутузов, Багратион
Платов
«люди мира»
«люди войны»
движет жажда согласия;
ненавидят лицемерие, ложь, которые разъединяют людей
Кутузов
князь Андрей
капитан Тушин
Платон Каратаев
Ростовы
семья Курагиных
Друбецкие
граф Растопчин
Наполеон
Александр I
движет чувство зависти, эгоизм;
несут разъединение, вражду, преступную аморальность
нелюбимые герои делают карьеру; внутренне не изменяются
любимые герои
ищут смысл жизни; сложная внутренняя жизнь
Приложение 4.
В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: _____________________________________________________________и др;
Всех героев условно можно разделить на " людей ", их образец и " людей_________ » , чьим символическим центром является _______________________________________________, .
К людям войны относятся _________________________________________________________, т.к. ими движет чувство зависти, эгоизм, хотя многие из них не участвуют в сражениях. Они делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.
_____________________________________________________________________
Война существует не только на войне.
К людям мира относятся __________________________________________________. Они ищут смысл
жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью.
_____________________________________________________________________
Пьер и Андрей герои __________________, так как________________________
- Эпопея – древний жанр, обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях
- Роман – жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности
эпопеи
романа
Основные черты
в центре – историческая судьба русского народа и его героическая роль в Отечественной войне 1812 г.
повествует о частной жизни людей, показывает их духовное становление
Закончить фразы:
От обычного романа «Война и мир» отличается:
- масштабом времени и местом действия … ;
- количеством действующих лиц …;
- представлены разные социальные слои населения России и Европы …;
- большим кругом жизненных явлений …;
- показом исторических событий …
5. Проблематика романа
Нравственно-этические
проблемы
Социально-политические
Философские
социальные и политические конфликты эпохи
в центре повествования несколько поколений, несколько семей
взгляды на исторический процесс
наличие реальных исторических лиц
показ взросления героев, формирование личности
непротивление злу насилием
жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек
анализ «диалектики души» героев (психологический анализ)
использование исторических документов
«семейная проблематика»: любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.
- 1. Главная проблема – судьба народа;
- 2. Общественная роль дворянства;
- 3. Истинный и ложный патриотизм;
- 4. Назначение женщины.
1. Повествование
1 том - 1805 год
2 том – 1811-1812 годы
3 том – 1812 год
4 том – 1813 год
Эпилог 1820 год
- документально-историческое
- художественный вымысел
- авторские отступления
2. Сценический эпизод
3. Множество сюжетных линий
4. Антитеза
5. Пейзаж
6. Сопоставление
1. Период создания:
2. Первоначальные названия:
3. Охватываемый период:
4. Композиция:
5. Проблематика:
1)
2)
3)
4)
6. Жанр:
7. Как группируется система образов в романе-эпопее?
8. Смысл заглавия:
Мир – это
Война – это
Если у вас, граф (или князь), нет в виду ничего лучшего и если перспектива вечера у бедной больной не слишком вас пугает, то я буду очень рада видеть вас нынче у себя между семью и десятью часами.
«Si vous n'avez rien de mieux à faire, Monsieur le comte (или mon prince), et si la perspective de passer la soirée chez une pauvre malade ne vous effraye pas trop, je serai charmée de vous voir chez moi entre 7 et 10 heures.
Annette Scherer»
- “ Она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой.., с которою она вошла в гостиную”.
- “ Лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость”.
- “ С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся…”
- “… светлое выражение плоского лица”.
- “ Сдержанная улыбка, постоянно игравшая на лице…”
Чтобы жить честно,
надо рваться, путаться, биться,
ошибаться, начинать и бросать,
и опять начинать, и опять бросать.
И вечно бороться, и лишаться.
А спокойствие – душевная подлость.