СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"История создания романа Л. Н. Толстого "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация содержит материал о 19 веке: исторические события, культурная жизнь страны, социальная политика, общественные организации, научная жизнь общества, политическая ситуация и пр. Также рассмотрены особенности заглания романа, система образов, жанровое своебразие, проблематика и композиция романа Л. Н. Толстого "Война и мир". Материал предназначен для СПО.

Просмотр содержимого документа
«"История создания романа Л. Н. Толстого "Война и мир"»

ВСТРЕЧИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЗНАКОМСВА ПУТЕШЕСТВИЕ ЗНАНИЯ ОПЫТ ЭМОЦИИ

ВСТРЕЧИ

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

ЗНАКОМСВА

ПУТЕШЕСТВИЕ

ЗНАНИЯ

ОПЫТ

ЭМОЦИИ

XIX век

XIX век

Исторические события Александр I

Исторические события

Александр I

1804, июн. – 1813, янв. Русско-персидская война

1804, июн. – 1813, янв.

Русско-персидская война

1805 – 1807 Участие России в 3-й и 4-й коалиционных войнах против Франции

1805 – 1807 Участие России в 3-й и 4-й коалиционных войнах против Франции

1808 – 1809 Русско-шведская война.

1808 – 1809 Русско-шведская война.

1812, 12 июн.  Вторжение «Великой армии» Наполеона в Россию. Начало Отечественной войны русского народа

1812, 12 июн. Вторжение «Великой армии» Наполеона в Россию. Начало Отечественной войны русского народа

1813 – 1814 Заграничные походы русской армии в Европу

1813 – 1814 Заграничные походы русской армии в Европу

1817 – 1864 Кавказская война. Завоевание Северного Кавказа

1817 – 1864 Кавказская война. Завоевание Северного Кавказа

1825, 25 дек.  Восстание в Петербурге

1825, 25 дек. Восстание в Петербурге

Образование.

Образование.

Естествознание.

Естествознание.

Путешествия

Путешествия

демократизации общества

демократизации общества

Живопись XIX века

Живопись XIX века

Орест Адамович Кипренский  (1782 – 1836 гг.)

Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836 гг.)

Портрет мальчика Челищева

Портрет мальчика Челищева

Портрет А.С. Пушкина

Портрет А.С. Пушкина

Сильвестр Феодосиевич Щедрин  (1791 – 1830 гг.)

Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791 – 1830 гг.)

Новый Рим. Замок святого Ангела

Новый Рим. Замок святого Ангела

Веранда, обвитая виноградом

Веранда, обвитая виноградом

Федотов Павел Андреевич  (1815 – 1852 гг.)

Федотов Павел Андреевич (1815 – 1852 гг.)

Свежий кавалер

Свежий кавалер

Сватовство майора

Сватовство майора

Музыка XIX века

Музыка XIX века

Михаил Иванович Глинка

Михаил Иванович Глинка

Сцена из оперы « Иван Сусанин »

Сцена из оперы « Иван Сусанин »

«Руслан и Людмила» Глинка

«Руслан и Людмила» Глинка

Чайковский Петр Ильич

Чайковский Петр Ильич

Сцена из балета « Лебединое озеро » Чайковский. 1876г.

Сцена из балета « Лебединое озеро » Чайковский. 1876г.

Сцена из балета

Сцена из балета "Щелкунчик" Чайковский. 1892г.

Сцена из балета «Спящая красавица» Чайковский. 1889г

Сцена из балета «Спящая красавица» Чайковский. 1889г

Николай Андреевич Римский – Корсаков ( 1844 – 1908г. )

Николай Андреевич Римский – Корсаков ( 1844 – 1908г. )

«Снегурочка» (1881г. по пьесе Островского) Римский – Корсаков

«Снегурочка» (1881г. по пьесе Островского) Римский – Корсаков

Сцена из оперы «Шехерезада» Римский – Корсаков

Сцена из оперы «Шехерезада» Римский – Корсаков

Писатели 19 века

Писатели 19 века

Гоголь Николай Васильевич  (1809г - 1852г) Одни из самых популярных произведений :   • Мертвые души   • Ревизор   • Нос   и другие..

Гоголь Николай Васильевич (1809г - 1852г)

Одни из самых популярных произведений : • Мертвые души • Ревизор • Нос и другие..

Гончаров Иван Александрович  (1812г - 1891г) Лучшие книги : •   Обыкновенная история  •   Обломов • Обрыв   • Фрегат

Гончаров Иван Александрович (1812г - 1891г)

Лучшие книги :

• Обыкновенная история 

• Обломов

• Обрыв

• Фрегат "Паллада" 

• Мильон терзаний 

И другие..

Грибоедов Александр Сергеевич  (1795г - 1829г) Самые читаемые книги Александра Сергеевича :    • Горе от ума   • Студент   • Недоросль

Грибоедов Александр Сергеевич (1795г - 1829г)

Самые читаемые книги Александра Сергеевича : • Горе от ума • Студент • Недоросль

Достоевский Федор Михайлович  (1821г - 1881г) Самые известные произведения :  • Идиот • Бесы • Преступление и наказание   • Игрок   • Белые ночи

Достоевский Федор Михайлович (1821г - 1881г)

Самые известные произведения :

• Идиот

• Бесы

• Преступление и наказание

• Игрок

• Белые ночи

Л.Н. Толстой.  «Война и мир» - роман-эпопея.  Жанровое своеобразие, особенности композиции.

Л.Н. Толстой. «Война и мир» - роман-эпопея. Жанровое своеобразие, особенности композиции.

Задачи урока: Время создания и историческая основа романа Смысл названия Система образов Жанровое своеобразие Проблематика романа Особенности композиции

Задачи урока:

  • Время создания и историческая основа романа
  • Смысл названия
  • Система образов
  • Жанровое своеобразие
  • Проблематика романа
  • Особенности композиции
 «  Я старался писать историю народа» Л. Н. Толстой

« Я старался писать историю народа»

Л. Н. Толстой

1857 г. – встреча с Пущиным и Волконским 1856 г. – возвращение из Сибири декабристов и их семей Решение написать роман о декабристе  Время работы: 1863 – 1869 г.г. 1825 1812 1805 1856
  • 1857 г. – встреча с Пущиным и Волконским
  • 1856 г. – возвращение из Сибири декабристов и их семей
  • Решение написать роман о декабристе
  • Время работы: 1863 – 1869 г.г.

1825

1812

1805

1856

МИРЪ МiРЪ Отсутствие войны, ссоры Согласие, единодушие Спокойствие Вселенная Земной шар Все люди Община, общество крестьян

МИРЪ

МiРЪ

  • Отсутствие войны, ссоры
  • Согласие, единодушие
  • Спокойствие
  • Вселенная
  • Земной шар
  • Все люди
  • Община, общество крестьян
МИР1 МИР2 Все формы материи в земном и космическом пространстве Земной шар, Земля Всё живое, всё окружающее Люди вообще Порядок, строй жизни Согласие, отсутствие разногласий Отсутствие войны Прекращение военных действий, мирный договор Покой, благополучие

МИР1

МИР2

  • Все формы материи в земном и космическом пространстве
  • Земной шар, Земля
  • Всё живое, всё окружающее
  • Люди вообще
  • Порядок, строй жизни
  • Согласие, отсутствие разногласий
  • Отсутствие войны
  • Прекращение военных действий, мирный договор
  • Покой, благополучие
Война (в толстовском повествовании) – не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях Мир – это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу Отечества
  • Война (в толстовском повествовании) – не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях
  • Мир – это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу Отечества
≈ 600 действующих лиц ≈ 200 реальные исторические лица Александр I Кутузов, Багратион Платов

600

действующих лиц

200

реальные исторические лица

Александр I

Кутузов, Багратион

Платов

«люди мира» «люди войны» движет жажда согласия; ненавидят лицемерие, ложь, которые разъединяют людей Кутузов князь Андрей капитан Тушин Платон Каратаев Ростовы семья Курагиных Друбецкие граф Растопчин Наполеон Александр I движет чувство зависти, эгоизм; несут разъединение, вражду, преступную аморальность   нелюбимые герои  делают карьеру; внутренне не изменяются  любимые герои ищут смысл жизни; сложная внутренняя жизнь

«люди мира»

«люди войны»

движет жажда согласия;

ненавидят лицемерие, ложь, которые разъединяют людей

Кутузов

князь Андрей

капитан Тушин

Платон Каратаев

Ростовы

семья Курагиных

Друбецкие

граф Растопчин

Наполеон

Александр I

движет чувство зависти, эгоизм;

несут разъединение, вражду, преступную аморальность

нелюбимые герои делают карьеру; внутренне не изменяются

любимые герои

ищут смысл жизни; сложная внутренняя жизнь

Приложение 4. В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: _____________________________________________________________и др; Всех героев условно можно разделить на 

Приложение 4.

В романе около 600 действующих лиц, среди них около 200 - реальные исторические деятели: _____________________________________________________________и др;

Всех героев условно можно разделить на " людей ", их образец и " людей_________ » , чьим символическим центром является _______________________________________________, .

К людям войны относятся _________________________________________________________, т.к. ими движет чувство зависти, эгоизм, хотя многие из них не участвуют в сражениях. Они делают карьеру, достигают определённых успехов, но не меняются внутренне.

_____________________________________________________________________

Война существует не только на войне.

К людям мира относятся __________________________________________________. Они ищут смысл

жизни, ошибаются, страдают, живут сложной внутренней жизнью.

_____________________________________________________________________

Пьер и Андрей герои __________________, так как________________________

 Эпопея – древний жанр, обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях  Роман – жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности  эпопеи   романа  Основные черты в центре – историческая судьба русского народа и его героическая роль в Отечественной войне 1812 г. повествует о частной жизни людей, показывает их духовное становление
  • Эпопея – древний жанр, обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях
  • Роман – жанр, связанный с интересом к судьбе отдельной личности

эпопеи

романа

Основные черты

в центре – историческая судьба русского народа и его героическая роль в Отечественной войне 1812 г.

повествует о частной жизни людей, показывает их духовное становление

Закончить фразы: От обычного романа «Война и мир» отличается:  масштабом времени и местом действия  … ;  количеством действующих лиц …;  представлены разные социальные слои населения России и Европы  …;  большим кругом жизненных явлений …;  показом исторических событий …

Закончить фразы:

От обычного романа «Война и мир» отличается:

  • масштабом времени и местом действия ;
  • количеством действующих лиц …;
  • представлены разные социальные слои населения России и Европы …;
  • большим кругом жизненных явлений …;
  • показом исторических событий …
5. Проблематика романа Нравственно-этические проблемы Социально-политические Философские социальные и политические конфликты эпохи в центре повествования несколько поколений, несколько семей взгляды на исторический процесс наличие реальных исторических лиц показ взросления героев, формирование личности непротивление злу насилием жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек анализ «диалектики души» героев (психологический анализ)  использование исторических документов «семейная проблематика»: любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.

5. Проблематика романа

Нравственно-этические

проблемы

Социально-политические

Философские

социальные и политические конфликты эпохи

в центре повествования несколько поколений, несколько семей

взгляды на исторический процесс

наличие реальных исторических лиц

показ взросления героев, формирование личности

непротивление злу насилием

жизнь и смерть, война и мир, мироздание и человек

анализ «диалектики души» героев (психологический анализ)

использование исторических документов

«семейная проблематика»: любовь, помолвка, свадьба, рождение и воспитание детей и т.д.

1. Главная проблема – судьба народа; 2. Общественная роль дворянства; 3. Истинный и ложный патриотизм; 4. Назначение женщины.
  • 1. Главная проблема – судьба народа;
  • 2. Общественная роль дворянства;
  • 3. Истинный и ложный патриотизм;
  • 4. Назначение женщины.
1. Повествование 1 том - 1805 год 2 том – 1811-1812 годы 3 том – 1812 год 4 том – 1813 год Эпилог 1820 год документально-историческое художественный вымысел авторские отступления 2. Сценический эпизод 3. Множество сюжетных линий 4. Антитеза 5. Пейзаж 6. Сопоставление

1. Повествование

1 том - 1805 год

2 том – 1811-1812 годы

3 том – 1812 год

4 том – 1813 год

Эпилог 1820 год

  • документально-историческое
  • художественный вымысел
  • авторские отступления

2. Сценический эпизод

3. Множество сюжетных линий

4. Антитеза

5. Пейзаж

6. Сопоставление

1. Период создания: 2. Первоначальные названия: 3. Охватываемый период: 4. Композиция: 5. Проблематика:  1)  2)  3)  4) 6. Жанр: 7. Как группируется система образов в романе-эпопее? 8. Смысл заглавия:  Мир – это  Война – это

1. Период создания:

2. Первоначальные названия:

3. Охватываемый период:

4. Композиция:

5. Проблематика:

1)

2)

3)

4)

6. Жанр:

7. Как группируется система образов в романе-эпопее?

8. Смысл заглавия:

Мир – это

Война – это

Если у вас, граф (или князь), нет в виду ничего лучшего и если перспектива вечера у бедной больной не слишком вас пугает, то я буду очень рада видеть вас нынче у себя между семью и десятью часами.  Анна Шерер.  «Si vous n'avez rien de mieux à faire, Monsieur le comte (или mon prince), et si la perspective de passer la soirée chez une pauvre malade ne vous effraye pas trop, je serai charmée de vous voir chez moi entre 7 et 10 heures. Annette Scherer»

Если у вас, граф (или князь), нет в виду ничего лучшего и если перспектива вечера у бедной больной не слишком вас пугает, то я буду очень рада видеть вас нынче у себя между семью и десятью часами. 

  • Анна Шерер.

«Si vous n'avez rien de mieux à faire, Monsieur le comte (или mon prince), et si la perspective de passer la soirée chez une pauvre malade ne vous effraye pas trop, je serai charmée de vous voir chez moi entre 7 et 10 heures.

Annette Scherer»

“ Она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой.., с которою она вошла в гостиную”.
  • “ Она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой.., с которою она вошла в гостиную”.
“ Лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость”.
  • “ Лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость”.
“ С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся…”
  • “ С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся…”
“… светлое выражение плоского лица”.
  • “… светлое выражение плоского лица”.
“ Сдержанная улыбка, постоянно игравшая на лице…”
  • “ Сдержанная улыбка, постоянно игравшая на лице…”
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать. И вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.

Чтобы жить честно,

надо рваться, путаться, биться,

ошибаться, начинать и бросать,

и опять начинать, и опять бросать.

И вечно бороться, и лишаться.

А спокойствие – душевная подлость.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя