СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русской литературы в 10 классе «История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русской литературы в 10 классе

 

Тема: История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.

 

Цель урока: знакомство с историей создания романа, формированием авторского замысла; раскрытие его своеобразия, обучение конспектированию.

 

Форма проведения: лекция с элементами беседы.

 

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с учебником.

 

Ход урока:

 

1. Орг. момент. Запись эпиграфа к уроку.

«Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: "величайший роман в мире»,  - я выбрал бы «Войну и мир».

Джон Голсуорси

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине.

Н. Страхов.

 

2. Проверка домашнего задания. Знакомство с биографией и творчеством Л.Н.Толстого (опережающее задание учащимся: подготовить устные сообщения по теме).

- Учащиеся выступают с учебным сообщением

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русской литературы в 10 классе «История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе».»

Урок русской литературы в 10 классе


Тема: История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.


Цель урока: знакомство с историей создания романа, формированием авторского замысла; раскрытие его своеобразия, обучение конспектированию.


Форма проведения: лекция с элементами беседы.


Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с учебником.


Ход урока:


1. Орг. момент. Запись эпиграфа к уроку.

«Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: "величайший роман в мире»,  - я выбрал бы «Войну и мир».

Джон Голсуорси

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине.

Н. Страхов.


2. Проверка домашнего задания. Знакомство с биографией и творчеством Л.Н.Толстого (опережающее задание учащимся: подготовить устные сообщения по теме).

- Учащиеся выступают с учебным сообщением


3. Работа по теме урока:

3.1. Вступительное слово учителя:

- Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.

Первоначально задумывался роман «Декабристы», Герои Петр Лабазов и его жена Наташа возвращаются в 1856 году из ссылки. Встречаясь с декабристами в эти, годы Толстой был поражен, как нравственно сохранились эти люди, и в своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд.

Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа. Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».

3.2. Сообщение учащегося «Формирование замысла романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (Формирование замысла определил сам автор:

1856 год  - начало замысла. «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».

1825 год  - восстание декабристов. «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 год  - война. «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805- 1807 годы  - заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».


3.3. Рассказ учителя:

- Работе над романом Толстой отдал около 7 лет (1863-1869). Нередко главы переписывались 12-13 раз. С. А. Толстая писала: «Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир» невозможно». Сам Толстой говорил: «Каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее. «Более всего в романе я любил мысль народную», - говорил автор. Главная проблема - судьба народа, народ  - основа нравственных и моральных устоев общества.

Автор постарался очертить проблемы:

1. «Кто истинный герой?» - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.

2. Истинный и ложный патриотизм.

3. Назначение женщины  - сохранение семейного очага.

В романе более 600 (550) действующих лиц, 4 тома и эпилог:   

I том - 1805 год.

II том - 1806 - 1811 годы.

III том - 1812 год. 

IV том - 1812 - 1813 годы

Эпилог - 1820 год.


По мере продвижения работы шли наряжённые поиски заглавия романа. Первоначально – «Три поры».

- Как вы считаете, почему такое название, о каких трёх порах говорит Толстой? (учащиеся высказывают свое мнение)

В 1866 году появляется вариант «Всё хорошо, что хорошо кончается».

В 1867 году – «Война и мир».

- Как вы думаете: в чем смысл названия? (Смысл названия романа в том, что:

Мир – отсутствие войны;

Мiр – народ, человечество, крестьянская община, согласие и единство.

Толстой писал и так, и так; это говорит, что в толстовском значении переплетаются все оттенки этого понятия. Война – не только «вооружённая борьба между государствами», но и «борьба, враждебные отношения с кем-нибудь», а в представлении толстого, ещё и всё, что может разъединять людей, например эгоизм, алчность).

3.4. Объяснение понятия «роман-эпопея»:

- Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».

Роман-эпопея  - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева, учащиеся записывают определение в тетрадь).

3.5. Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир»:

- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).

- События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

- Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

- Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

- Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).

- Огромное количество человеческих характеров.

- Большая протяженность во времени (15 лет).

- Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).


- Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.      

Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».

4. Закрепление изученного на уроке:

4.1. Проверочная работа. Цель: выявить степень усвоения материала.


Ответьте кратко на вопросы.

  1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?____________________________________________________________


  1. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты________________________________________________________________


  1. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________


  1. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Домашнее задание: Перечитать т.1, ч.1-2 романа



















Проверочная работа


Ответьте кратко на вопросы:


  1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?____________________________________________________________


  1. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты________________________________________________________________


  1. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________


  1. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»? ________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей? ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Проверочная работа


Ответьте кратко на вопросы:


  1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?____________________________________________________________


  1. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты________________________________________________________________


  1. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________


  1. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»? ________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей? ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!