СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История создания, сюжет, идея поэмы "Мцыри" М.Ю. Лермонтова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

История создания поэмы "Мцыри", "Мцыри" как романтическая поэма, сюжет поэмы.

Просмотр содержимого документа
«История создания, сюжет, идея поэмы "Мцыри" М.Ю. Лермонтова.»

История создания поэмы  М.Ю. Лермонтова «Мцыри»,  её тема и идея.

История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», её тема и идея.

Послепушкинское поколение – люди совсем другой эпохи, жаждавшие деятельности и борьбы и не находившие этого в современной им жизни. Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья, эпохе длительной реакции после подъёма времён Отечественной войны 1812 года. Размышления о судьбе своих современников, о разочаровании, о бесцельности жизни, о безверии – во многих стихотворениях Лермонтова. Поэт предсказывает, что «нынешнее» поколение «в бездействии состарится» – лучшие времена России прошли. Отсюда тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей, героев.
  • Послепушкинское поколение – люди совсем другой эпохи, жаждавшие деятельности и борьбы и не находившие этого в современной им жизни.
  • Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья, эпохе длительной реакции после подъёма времён Отечественной войны 1812 года. Размышления о судьбе своих современников, о разочаровании, о бесцельности жизни, о безверии – во многих стихотворениях Лермонтова.
  • Поэт предсказывает, что «нынешнее» поколение «в бездействии состарится» – лучшие времена России прошли.
  • Отсюда тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей, героев.
Мцыри -романтический герой.

Мцыри -романтический герой.

РОМАНТИЗМ - одно из крупнейших направлений в мировом искусстве конца XVIII - начала XIX веков.

РОМАНТИЗМ - одно из крупнейших направлений в мировом искусстве конца XVIII - начала XIX веков.

Черты романтизма: Двоемирие: мир свободы противопоставлен миру неволи; Герой-бунтарь, мятежный герой, герой-одиночка, стремящийся к идеалу; Необычный пейзаж - свободная, экзотическая природа Кавказа. Возвышенные мотивы и поступки персонажа, Трагическая обречённость судьбы героя, Герой противостоит обществу, враждует с ним, не понят обществом.

Черты романтизма:

  • Двоемирие: мир свободы противопоставлен миру неволи;
  • Герой-бунтарь, мятежный герой, герой-одиночка, стремящийся к идеалу;
  • Необычный пейзаж - свободная, экзотическая природа Кавказа.
  • Возвышенные мотивы и поступки персонажа,
  • Трагическая обречённость судьбы героя,
  • Герой противостоит обществу, враждует с ним, не понят обществом.
В 1837 г., когда Лермонтов начал работать над поэмой «Мцыри», его посадили под арест за стихотворение «Смерть поэта», а потом отправили прапорщиком в Нижегородский драгунский полк. В 1839 г. поэма «Мцыри» была закончена. В этом году произошла дуэль Лермонтова с де Барантом, затем – военный суд, содержание под арестом. Эти события во многом объясняют романтический пафос стремления к свободе, который поэт выразил в поэме «Мцыри».
  • В 1837 г., когда Лермонтов начал работать над поэмой «Мцыри», его посадили под арест за стихотворение «Смерть поэта», а потом отправили прапорщиком в Нижегородский драгунский полк.
  • В 1839 г. поэма «Мцыри» была закончена. В этом году произошла дуэль Лермонтова с де Барантом, затем – военный суд, содержание под арестом. Эти события во многом объясняют романтический пафос стремления к свободе, который поэт выразил в поэме «Мцыри».
Поэма – крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. Поэмы относят к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев , рисуя картины жизни, поэт высказывает собственные мысли, чувства и переживания.
  • Поэма – крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом. Поэмы относят к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев , рисуя картины жизни, поэт высказывает собственные мысли, чувства и переживания.
Где происходит действие в поэме «Мцыри»?

Где происходит действие в поэме «Мцыри»?

Как вы думаете, чем Кавказ привлекал поэта? Почему Лермонтов так любил этот край? 1. С Кавказом были связаны детские воспоминания, первая любовь. 2. Великолепная, яркая природа. 3. Гордые, свободолюбивые, независимые люди. На слайде представлены картины, написанные М.Ю.Лермонтовым

Как вы думаете, чем Кавказ привлекал поэта? Почему Лермонтов так любил этот край?

1. С Кавказом были связаны детские воспоминания, первая любовь.

2. Великолепная, яркая природа.

3. Гордые, свободолюбивые, независимые люди.

На слайде представлены картины, написанные М.Ю.Лермонтовым

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь.  Василий Ключевский, русский историк XIX–XX в .

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живёшь. Василий Ключевский, русский историк XIX–XX в .

«Мцыри» (в переводе с грузинского) «неслужащий монах, послушник, пришелец, чужеземец, чужак» Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя? Почему? На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения:  «1839 года. Августа 5». На обложке написано заглавие «Бэри». К этому слову Лермонтов сделал примечание: «Бэри по-грузински «монах». Но герой поэмы не монах, его только готовят в монахи. И Лермонтов переменил заглавие на «Мцыри».

«Мцыри»

(в переводе с грузинского)

«неслужащий монах, послушник,

пришелец,

чужеземец, чужак»

Какое из толкований этого слова наиболее точно определяет характер героя? Почему?

На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения:

«1839 года. Августа 5».

На обложке написано заглавие «Бэри». К этому слову Лермонтов сделал примечание: «Бэри по-грузински «монах». Но герой поэмы не монах, его только готовят в монахи. И Лермонтов переменил заглавие на «Мцыри».

Первоначальным (зачеркнутым) эпиграфом к поэме была фраза: «On n’a qu’une seul patrie» (Отчизна бывает только одна) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю».   Как вы думаете, почему поэт заменил этот эпиграф? Откуда взят эпиграф к поэме? Как вы понимаете смысл этих слов?

Первоначальным (зачеркнутым) эпиграфом к поэме была фраза: «On n’a qu’une seul patrie» (Отчизна бывает только одна)

Вкушая, вкусих мало мёда,

и се аз умираю».

  Как вы думаете, почему поэт заменил этот эпиграф?

Откуда взят эпиграф к поэме? Как вы понимаете смысл этих слов?

Вкушая, вкусих мало меду и се аз умираю Перевод на современный русский язык: «...я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот я должен умереть».   Иносказательно :  сожаление о том, что короток век человека, далеко не все радости жизни были изведаны. Историческая справка Эпиграфом к поэме послужила фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни.

Вкушая, вкусих мало меду и се аз умираю

Перевод на современный русский язык: «...я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот я должен умереть».  Иносказательно :  сожаление о том, что короток век человека, далеко не все радости жизни были изведаны.

Историческая справка

Эпиграфом к поэме послужила фраза из библейской легенды об израильском царе Саулу и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни.

«Там, где сливаяся шумят,   Обнявшись будто две сестры   Струи Арагвы и Куры   Был монастырь...»  Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящей на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки. Здесь на вершинах гор возвышается храм Джвари (Крест) и собор Светицхавели — усыпальница грузинских царей. Джвари  (Крестовый  монастырь ),   воспетый поэтом М. Ю. Лермонтовым...

«Там, где сливаяся шумят,  Обнявшись будто две сестры  Струи Арагвы и Куры  Был монастырь...»

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящей на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.

Здесь на вершинах гор возвышается храм Джвари (Крест) и собор Светицхавели — усыпальница грузинских царей.

Джвари  (Крестовый  монастырь ),

  воспетый поэтом М. Ю. Лермонтовым...

Основа сюжета ( 2 варианта) Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Рисунок М.Ю. Лермонтова

Основа сюжета ( 2 варианта)

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Рисунок М.Ю. Лермонтова

Основа сюжета – 1 вариант К созданию «Мцыри» послужила совсем неординарная история ребенка, который был взят в плен в чеченском ауле Дады-Юрта и вскоре крещен под именем Петр Захаров. Мальчик поразил всех своими способностями к рисованию; на маленького чеченца обратил внимание генерал П. Н. Ермолов и взял с собою в Тифлис. Ермолов полюбил его, отправил в Москву, где тот восемь лет учился живописи, а затем поступил в Академию художеств (в Петербурге). Пётр Захаров - чеченец П.Н.Ермолов

Основа сюжета – 1 вариант

К созданию «Мцыри» послужила совсем неординарная история ребенка, который был взят в плен в чеченском ауле Дады-Юрта и вскоре крещен под именем Петр Захаров. Мальчик поразил всех своими способностями к рисованию; на маленького чеченца обратил внимание генерал П. Н. Ермолов и взял с собою в Тифлис. Ермолов полюбил его, отправил в Москву, где тот восемь лет учился живописи, а затем поступил в Академию художеств (в Петербурге).

Пётр Захаров - чеченец

П.Н.Ермолов

Основа сюжета – 2 вариант Возникновение замысла биограф Лермонтова П.А.Висковатов связывает с историей, услышанной Лермонтовым. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837 году, странствуя по старой Военно-Грузинской дороге, он «наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха… Лермонтов… узнал от него, что родом он горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым… Генерал его вёз с собою и оставил заболевшего мальчика в монастыре. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, едва не убившая его. В конце концов он смирился со своей долей. Этот интересный рассказ впечатлил Михаила Юрьевича и, вероятно, послужил толчком к созданию «Мцыри».

Основа сюжета – 2 вариант

  • Возникновение замысла биограф Лермонтова П.А.Висковатов связывает с историей, услышанной Лермонтовым. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837 году, странствуя по старой Военно-Грузинской дороге, он «наткнулся в Мцхете… на одинокого монаха… Лермонтов… узнал от него, что родом он горец, пленённый ребёнком генералом Ермоловым… Генерал его вёз с собою и оставил заболевшего мальчика в монастыре. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырём, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, едва не убившая его. В конце концов он смирился со своей долей. Этот интересный рассказ впечатлил Михаила Юрьевича и, вероятно, послужил толчком к созданию «Мцыри».
Значительное влияние на поэму оказал и грузинский фольклор. Кавказский материал в поэме насыщен фольклорными мотивами. Так, центральный эпизод «Мцыри» — битва героя с барсом — основан на мотивах грузинской народной поэзии, в частности песне о тигре и юноше, тема которой нашла отражение и в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»
  • Значительное влияние на поэму оказал и грузинский фольклор. Кавказский материал в поэме насыщен фольклорными мотивами. Так, центральный эпизод «Мцыри» — битва героя с барсом — основан на мотивах грузинской народной поэзии, в частности песне о тигре и юноше, тема которой нашла отражение и в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»
«…за гранью дружеских штыков » Известный исследователь творчества Лермонтова И.Л.Андроников пишет: «Перед Грузией стоял тогда вопрос: быть поглощённой отсталыми феодальными странами – шахской Персией и султанской Турцией – или присоединиться к России. Присоединение к России обеспечивало Грузии безопасность от внешних врагов и представляло возможный путь для развития её экономики и культуры. Царь Ираклий 2 и Екатерина 2 в 1783 году подписали «трактат», по которому грузинский царь признавал власть и покровительство российской императрицы, та же принимала на себя защиту Грузии от внешних врагов… « Эти исторический факты объясняют последние строки 1 главы. Обратите внимание на необычный эпитет, парадоксальное словосочетание «за гранью дружеских штыков»

«…за гранью дружеских штыков »

Известный исследователь творчества Лермонтова И.Л.Андроников пишет: «Перед Грузией стоял тогда вопрос: быть поглощённой отсталыми феодальными странами – шахской Персией и султанской Турцией – или присоединиться к России. Присоединение к России обеспечивало Грузии безопасность от внешних врагов и представляло возможный путь для развития её экономики и культуры.

Царь Ираклий 2 и Екатерина 2 в 1783 году подписали «трактат», по которому грузинский царь признавал власть и покровительство российской императрицы, та же принимала на себя защиту Грузии от внешних врагов… «

Эти исторический факты объясняют последние строки 1 главы.

Обратите внимание на необычный эпитет, парадоксальное словосочетание «за гранью дружеских штыков»

После того как к России присоединилась Грузия, перед Россией встала важная задача: обеспечить торговлю и безопасное сообщение с Закавказьем. Но путь в Грузию лежал через земли Северного Кавказа и через ущелья Главного Кавказского хребта, заселённые горскими народами, которые противились продвижению русской власти на Кавказ. Так началась кавказская война, длившаяся многие годы. После окончания войн с Наполеоном в 1816 г. царское правительство отправляет генерала А.П.Ермолова в Тифлис, чтобы вести с горцами более решительную борьбу. Таким образом, «русский генерал», оставивший мальчика в монастыре, - это генерал Ермолов.
  • После того как к России присоединилась Грузия, перед Россией встала важная задача: обеспечить торговлю и безопасное сообщение с Закавказьем. Но путь в Грузию лежал через земли Северного Кавказа и через ущелья Главного Кавказского хребта, заселённые горскими народами, которые противились продвижению русской власти на Кавказ. Так началась кавказская война, длившаяся многие годы.
  • После окончания войн с Наполеоном в 1816 г. царское правительство отправляет генерала А.П.Ермолова в Тифлис, чтобы вести с горцами более решительную борьбу.
  • Таким образом, «русский генерал», оставивший мальчика в монастыре, - это генерал Ермолов.
Подберите два противоположных понятия, которые бы охарактеризовали жизнь героя и его стремления? монастырь - плен - чужбина - плен - чужбина Горы - свобода - Родина

Подберите два противоположных понятия, которые бы охарактеризовали жизнь героя и его стремления?

монастырь

- плен - чужбина

- плен - чужбина

Горы

- свобода - Родина

ЗАМИРАЙЛО Виктор Дмитриевич  Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова

ЗАМИРАЙЛО Виктор Дмитриевич Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри". 1914

Вопросы к тексту:   1 группа От чьего имени ведётся повествование в гл. 3-26? Почему и куда бежит Мцыри из монастыря? Вспомните, какие события произошли с Мцыри на воле? Найдите и зачитайте описание природы Кавказа, которую мы видим глазами Мцыри. Как это описание характеризует Мцыри?  Какие чувства охватывают Мцыри при виде кавказкой природы? Как его Какие воспоминания о Родине (гл.7) приходят к нему ?  Почему герой стремится на Родину? Какие качества подчёркивает М.Лермонтов в характере Мцыри уже с первых глав?

Вопросы к тексту:

1 группа

  • От чьего имени ведётся повествование в гл. 3-26?
  • Почему и куда бежит Мцыри из монастыря?
  • Вспомните, какие события произошли с Мцыри на воле?
  • Найдите и зачитайте описание природы Кавказа, которую мы видим глазами Мцыри. Как это описание характеризует Мцыри?
  • Какие чувства охватывают Мцыри при виде кавказкой природы? Как его
  • Какие воспоминания о Родине (гл.7) приходят к нему ?
  • Почему герой стремится на Родину?
  • Какие качества подчёркивает М.Лермонтов в характере Мцыри уже с первых глав?

1. Что услышал Мцыри, когда наклонился испить горной воды? 2. Найдите описание грузинской девушки. 3. Какие чувства испытал герой при встрече с грузинкой? 4. Как эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри? Почему Мцыри к «знакомой сакле» «взойти не сумел»?

1. Что услышал Мцыри, когда наклонился испить горной воды?

2. Найдите описание грузинской девушки.

3. Какие чувства испытал герой при встрече с грузинкой?

4. Как эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри?

Почему Мцыри к «знакомой сакле» «взойти не сумел»?

Найдите описание встречи с барсом. Почему, встретившись с барсом, безоружный герой вступает в схватку с ним? Какие качества характера Мцыри проявляются в этом эпизоде? С кем сравнивает себя Мцыри во время боя? Какие строки подтверждают, что Мцыри добился цели, с которой вышел на поединок с барсом? Каким вы видите Мцыри-борца? Какой частью сюжета является эпизод с барсом? Какие черты романтизма проявляются в этом эпизоде?
  • Найдите описание встречи с барсом.
  • Почему, встретившись с барсом, безоружный герой вступает в схватку с ним?
  • Какие качества характера Мцыри проявляются в этом эпизоде?
  • С кем сравнивает себя Мцыри во время боя?
  • Какие строки подтверждают, что Мцыри добился цели, с которой вышел на поединок с барсом?
  • Каким вы видите Мцыри-борца?
  • Какой частью сюжета является эпизод с барсом?
  • Какие черты романтизма проявляются в этом эпизоде?