БЕСЕДА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСТОРИЯ СВЕТОФОРА
Цель: Познакомить с историей светофора.
Материал подойдет для занятий в старшей и подготовительной группах.
Ход беседы
Педагог: Сколько на улицах машин?! И с каждым годом их становится все больше и больше. Мчатся по нашим дорогам тяжелые МАЗы, КАМАЗы, ГАЗели, автобусы, летят легковые автомобили. Для того, чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы и пешеходы подчиняются сигналам светофора. Сегодня мы с вами поговорим о светофорах.
Педагог: Ребята, а что такое светофор?
Педагог: С ростом городов, увеличение количества повозок и лошадей становилось все сложнее передвигаться по улицам, не мешая друг другу. Люди поняли, что важно не только ориентироваться на дороге, но и регулировать движение. Появились первые регулировщики.
Кто такой регулировщик?
Дети: Это человек, который стоит на дороге и с помощью жезла показывает, кому куда ехать.)
Педагог: Шло время, движение транспорта становилось все более интенсивным, и регулировщики уже не справлялись с регулировкой движения с помощью жезлов. Тогда человек придумал светофор.
Педагог: Давайте рассмотрим первый светофор.
Педагог: Ребята, как вы считаете, такой светофор был безопасным? Почему? Действительно 2 января 1869 года произошла трагедия - это устройство взорвалось, когда приставленный к нему полицейский пытался его повернуть. Полицейский получил серьезные травмы.
Педагог: После этой трагедии идея регулирования движения была реализована только через 40 лет. В 1914 году в Америке появился первый электрический светофор. Он работал при помощи электроэнергии и сигналы подавал электрическими лампочками. Светофор имел два круглых сигнала, красного и зелёного цвета. Командовал сигналами светофора регулировщик, который вместо желтого сигнала подавал предупреждающий звуковой сигнал свистком.
Педагог: Время не стоит на месте, и на место двухцветных светофоров, появились трехцветные светофоры.
Педагог: При этом светофоры того времени отличались от привычных нам тем, что они использовали принцип работы механических часов, где стрелка указывала на цветное поле, обозначающее режим движения.
Педагог: Ребята, как вы думаете, почему выбрали именно эти три цвета (красный, желтый, зеленый) для сигналов светофора? Что обозначает каждый сигнал светофора?
Педагог: Послушайте стихотворение и проверьте, правильно ли вы назвали значения сигналов светофора.
Педагог: Ребята, я вам предлагаю чуть-чуть размяться. Вставайте и повторяйте за мной движения –проводится физминутка под музыкальное сопровождение с видео.
Педагог: Вы все ходите или ездите на транспорте с родителями от дома до садика. Вы обращали внимание, какие светофоры встречаются у вас на пути?
Сейчас я буду показывать виды современных светофоров, а вы попробуйте понять, что это за светофоры и для кого они поставлены.
Иногда на светофорах, кроме трёх основных цветовых секций, устанавливают дополнительные зелёные стрелки. Они указывают направление, в котором разрешено движение.
Педагог: А где мы можем увидеть такой светофор?
Дети: На железнодорожных переездах .
Педагог. Такой светофор помогает водителям правильно проезжать железнодорожный переезд.
Педагог: Для кого предназначены эти светофоры?
Дети: Для пешеходов.
Педагог: Правильно. Удивительное дело, но до 1952 года светофоры во всем мире регулировали исключительно движение автомобилей. Именно машины считались настоящими хозяевами городских улиц, а пешеходы должны были подстраиваться под нужды транспорта, а не собственные потребности.
Первой исправить это дискриминационное положение решилась полиция Нью-Йорка. И именно в этом городе 5 февраля 1952 года появились первые светофоры, предназначенные для пешеходов. В считанные годы новинка была внедрена по всему миру, и сейчас трудно себе представить улицу без подобных конструкций.
В светофорах для пешеходов используются только два световых сигнала — красный и зелёный. Ребята, что обозначают человечки- пешеходы?
Дети: Красный человечек — стоит, а зелёный — идёт. Любому пешеходу сразу понятно: если светится красный пешеход — идти через дорогу нельзя, надо стоять. А вот если светится зелёный пешеход — можно переходить улицу.
Педагог: Где чаще всего можно увидеть светофор для пешеходов?
Дети: Чаще всего такие пешеходные светофоры устанавливают в тех местах, где движется большой поток машин и пешеходам трудно перейти дорогу.
Педагог: Для регулирования движения велосипедистов применяют специальные светофоры.
Это может быть светофор, сигналы которого выполнены в форме силуэта велосипеда, или обычный трёхцветный светофор, снабжённый специальной табличкой. Как правило, такие светофоры имеют меньший размер, чем автомобильные, и устанавливаются на удобной для велосипедистов высоте.
Педагог: Города растут и развиваются, транспорта становится все больше, он становится, все более компьютеризирован, поэтому в наше время есть необходимость придумывать и устанавливать новые более современные светофоры. Ребята, как вы думаете, какие светофоры будут установлены на дорогах в будущем?
Давайте рассмотрим изображения и постараемся рассказать о каждом светофоре.
Педагог: Как вы считаете, светофор – это полезное устройство? Давайте послушаем стихотворение.
Педагог: Ребята мы изучили историю светофора. Пришли к выводу, что светофор постоянно изменялся, совершенствовался, становился более удобным, безопасным и чтоб он являлся нашим помощником. А каким вы видите светофор будущего? Дома с родителями нарисуйте светофор будущего. Спасибо за внимание!