СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История упущенного счастья в рассказе А.П. Чехова «О любви

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

История упущенного счастья в рассказе А.П. Чехова «О любви

Просмотр содержимого документа
«История упущенного счастья в рассказе А.П. Чехова «О любви»




Технологическая карта урока литературы в 8 «Б» классе

Тема: «История упущенного счастья в рассказе А.П. Чехова «О любви»


Класс: 8 «Б»

УМК: Коровина В.Я. Литература 8 класс. – М.: Просвещение, 2012. – Ч.2 – 384 с.

Тема: «История об упущенном счастье в рассказе А. Чехова «О любви»

Место урока: единственный урок

Тип урока: комбинированный урок

Цели урока:

воспитывающие:

– способствовать осознанию потребности в образовании и самообразовании;

– способствовать пониманию учащимися нравственных понятий, характеризующих личность: чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью;

– способствовать формированию художественного вкуса, интереса к творчеству А.П. Чехова и чтению в целом;

– воспитывать понимание значимости любви и счастья в жизни человека;

– формировать положительную мотивацию обучения.

развивающие:

– способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся;

– углубить и расширить знания о творчестве А.П. Чехова;

– способствовать развитию умения рассуждать, делать выводы;

– извлекать нужную информацию из текста учебника;

– совершенствовать навыки анализа произведения художественной литературы;

– способствовать развитию связной устной монологической и диалогической речи у обучающихся.

обучающие:

–познакомить учащихся с рассказом «О любви»;

–  помочь ученикам выявить писательский замысел рассказа А.П. Чехова «О любви»;

– развивать навыки анализа текста;

– научить выделять подтекст художественного произведения, уметь определять значение подтекста;

– развивать способности работать в группах, индивидуально и в парах.

Личностные результаты.

– приобщение обучающихся к духовному миру литературы;

– пробуждение в обучающихся понимание значимости любви и счастья в жизни человека;

– сформировано осознание потребности в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы.

Предметные результаты:

– расширить знания учащихся о писателе;

–описать, передать мысли и чувства героев рассказа «О любви»;

– выявить философский смысл того, какую роль могут сыграть сомнения в любви, в возможности счастья в человеческой жизни;

– обучающиеся владеют терминами: рассказ, подтекст, метафора.

Метапредметные результаты:

– умеют поставить цель и организовать ее достижение;

– владеют монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;

– развивается рефлексивное мышление;

– формируются критерии самооценки и принципы самоанализа;

– способны осознавать цели учебной деятельности и пояснять их.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, метод эмоционально-образного постижения, эвристическая беседа.

Оборудование: фотографии А.П. Чехове, учебник.

Основные понятия: рассказ, счастье, любовь.

План урока:

I.Организационный момент

II.Мотивация учебной деятельности обучающихся

III.Аналитическая работа над текстом произведения

IV.Закрепление материала

V.Подведение итогов и рефлексия

VI. Домашнее задание.





















Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I.Организационны

й момент

Цель этапа:

подготовить

обучающихся

к работе на уроке


Приветствие

Отчет командира.

Приветствуют учителя. Ученики проверяют наличие учебного материала к уроку.

Регулятивные:

– самоконтроль; Коммуникативные: – взаимодействие с учителем и сверстниками

II. Мотивация

учебной

деятельности

обучающихся

Цель этапа:

сформулировать

тему урока,

определить цели и

задачи,

мотивировать

обучающихся,

подготовить к

восприятию нового

материала по теме урока.


 – Какие ассоциации вызывает у вас слово любовь? 
– Какой она может быть?
– Всегда ли любовь приносит человеку радость и счастье?
Прием «корзина идей» (Приложение 1)



– Что такое счастье?
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
В «Советском энциклопедическом словаре»  счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».




Сегодня мы расширим знания о писателе, проследим за мыслями и чувствами героев рассказа «О любви», выявим философский смысл того, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни. Сообщение ученицы.Биография.


1. В каком городе родился А. П. Чехов?
2. В какой город переехал Чехов после окончания гимназии?
3. Кем (по профессии) хотел стать писатель?

4. Какие произведения А.П. Чехова вы знаете?


– Послушайте историю создания рассказа «О любви»:


Сообщение ученицы.


  1. Какие три рассказа опубликованы в 1898 году в журнале «Русская мысль»?

  2. Почему рассказы Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» называют маленькой трилогией?

  3. Что такое футляр?





Любовь для героев Чехова – всегда переломный момент в жизни, ставящий перед героями проблему выбора, путь в

иную реальность. И в большинстве случаев любовь оказывается испытанием для героев на

прочность при приобретении счастья, как это случилось и с героем данного рассказа.

– Кто может назвать тему урока?


Я прошу вас записать в тетрадях тему нашего сегодняшнего урока: «История упущенного счастья в рассказе А. Чехова «О любви».

– Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.














– В Таганроге.

– В Москву.

– Доктором.

– «Толстый и тонкий», «Ионыч», «Хамелеон» и др.





См. Приложение 2.



См. Приложение 3.




– «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»

– Они объединены не только образами рассказчиков, но и темой футлярной жизни. 

– Футляр– это в прямом значении коробка, чехол, куда кладётся вещь для хранения или для предохранения от чего–либо.





–История упущенного счастья в рассказе А. Чехова «О любви».




Личностные:

– нравственно-этическая ориентация; интерес к личности и творчеству автора и к чтению в целом; развитие эстетического вкуса. Регулятивные:

– контроль и самоконтроль; формулирование цели, задач урока;

Коммуникативные: – взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли;

III.Аналитическая работа над текстом произведения

Цель этапа: организовать работу с текстом, беседу по произведению, его анализ

– Что за эпический жанр – рассказ?




– Понравился ли рассказ? Все ли понятно? Все ли слова известны?

– Что нового узнали? Кто герой рассказа? Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о

жизни в Софьине?

Работа с текстом произведения, с учебником














– Как развивались отношения между Алехиным и Анной Алексеевной?




















– Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?





















–Когда Алехин понял свою ошибку?











– Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека



–Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный

работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден

заниматься имением, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос

чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо

морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина

говорят, не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.






–Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда–то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери.

Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство

близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.

Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего–то нового,

необыкновенного и важного» для героя рассказа.







– Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения,

оправдывают его: «К чему может повести наша любовь? Честно ли это? Куда бы я мог

увести её? Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась

и героиня. Алехин, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного человека. Луганович он совсем неплохой человек, он добр, он способен прощать, он способен на самопожертвование, и это только осложняет возможность принять решение для его жены и друга – Алехина. Лугановича и будучи любим ею, не только не открывается Анне Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «запретное чувство». Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали. Он, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу женщины, в конечном итоге понимает, как мелко и обманчиво было все то, что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга.



–«Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе»

Личностные:

– нравственно-этическая ориентация;

– интерес к творчеству автора;

– любовь и уважение к своему языку;

Регулятивные:

контроль и самоконтроль;

Коммуникативные:

– взаимодействие с учителем и сверстниками;

– соблюдение правил речевого поведения;

– умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

– развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

– построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.

IV.Закрепление материала.

Цель этапа: подведение итогов


–Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?


















– Охарактеризуйте жизнь главных героев рассказа. Составление кластера.


– Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном сча­стье и призвании.




–Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?



Вывод: Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс






На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Он повел себя так, как требует общество от честного благородного человека. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».








См. Приложение 4.



















Личностные:

– нравственно-этическая ориентация;

– интерес к творчеству автора;

– любовь и уважение к своему языку;

Регулятивные:

контроль и самоконтроль;

Коммуникативные:

– взаимодействие с учителем и сверстниками;

– соблюдение правил речевого поведения;

– умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

– развитие умения рассуждать, делать выводы, извлекать нужную информацию из текста;

– построение логической цепи рассуждений, ее доказательство.

V. Подведение итогов и рефлексия.

Цель этапа:

подвести итог, оценить свою работу на уроке


– Что мешает счастью героев?









–В каких произведениях русской

литературы остро стоит проблема счастья?

–Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые

люди?

–О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?

–К каким выводам вы пришли?


Вывод: Понятия о нравственности, моральных законах не дали Анне и Алехину быть вместе, но любовь –это чувство безграничное и не подчиняется людским законам, сносит все преграды на пути, но герои поняли это слишком поздно, их сомнения были напрасны, а признание в любви и осознание ничтожности помех быть вместе делают их последнюю встречу полной новой боли. Алехин остаётся одиноким и безрадостным «благородным существом», а Анна покидает его навсегда, «в дурном настроении», печальная и несчастная. Жизнь «в футляре» неискренняя, лишена чувств и эмоций, переживаний, но Алёхин сознательно жертвует любовью, в угоду мнению окружающих и репутации.



– Я хочу вам сказать спасибо за урок. А сейчас оцените свою работу сами. У вас на партах лежат сердечки, вы можете отдать это сердечко тому, кто, по вашему мнению, показал свои знания. Или же вы можете их оставить себе, если считаете, что на уроке вы тоже хорошо поработали.


Выставление оценок с комментариями.

– Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от

способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно,

даёт человеку возможность быть счастливым.




– Например, в повести И.С. Тургенева «Ася».






– Рассказ А.П. Чехова «О Любви» –это произведение о силе чувств, моральных устоях и нравственности общества. История любви, которая не принесла радость, а скорее разочарование героям, история которая не имела развития и счастливого конца.


Регулятивные:

–рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VI. Домашнее задание.

Цель этапа:

объяснить ход выполнения домашнего задания.

1.Прочитать рассказ И. Бунина «Кавказ».

2.Письменно ответить на вопрос «Что такое счастье»? или написать письмо главному герою рассказа А.П. Чехова Алехину.


Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

































Приложение 1. Прием «Корзина идей».





Приложение 2. Биография.



Антон Павлович Чехов – известный во всем мире писатель и драматург, им было создано более трехсот различных произведений, которые были переведены более чем на 100 языков. Родился Антон Павлович в г. Таганрог, в семье владельца бакалейной лавки Павла Егоровича Чехова. В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. В. Склифосовского, Г. А. Захарьина.

Он проработал несколько лет уездным врачом в Чикинской больнице и даже заведовал больницей в Звенигороде.
Параллельно с этим Чехов активно печатался. В 1879 году Чехов дебютировал в печати, он поместил в журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». В 1890 году А.П. Чехов неожиданно для всех отправляется на Сахалин. По возвращении на большую землю писатель проживет 5 лет в Москве, потом переедет в одмосковное Мелихово, а потом и вовсе отстроит имение в Ялте и большую часть времени будет проводить там из-за обострившегося туберкулеза. А.П. Чехов умрет летом 1904 года на курорте в Германии от мучившего его недуга.





Приложение 3. История создания.

«Удивительно знал он женское сердце, тонко и сильно чувствовал женственность» – сказал об А.П. Чехове И.А. Бунин. 
В 1898 году в журнале «Русская мысль» были опубликованы три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Общими для всех трех произведений явились образы учителя Буркина, ветеринарного врача Ивана Ивановича и помещика Алёхина. Каждый из них
рассказывает историю. Все три истории будут связаны проблемой футлярной жизни.  Что это такое? Футляр – это в прямом значении коробка, чехол, куда кладётся вещь для хранения или для предохранения от чего-либо. Чехов опишет различные варианты футляров, в которые герои заточают сами себя, и эти футляры будут мешать им быть счастливыми. Мешать просто быть людьми.

В рассказе «О любви» А.П. Чехов ответит на вопрос, что же случится, если поместить в футляр любовь.
Стоит отметить, что рассказ имеет биографическую основу. А.П. Чехов и молодая писательница Лидия Алексеевна Авилова долгое время, с ее слов имели, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она была замужем. У нее дети. Виделись они редко. С 1898 года появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Авилова связала это с теми чувствами, которые существовали между Чеховым и ею.
«И вот сколько лет прошло. Я вся седая, старая... Тяжело жить. Надоело жить. И я уже не живу... Но всё больше и больше люблю одиночество, тишину, спокойствие. И мечту. А мечта – это А. П. И в ней мы оба молоды и мы вместе. В этой тетради я пыталась распутать очень запутанный моток шёлка: решить один вопрос: любили ли мы оба? Он? Я?.. Я не могу распутать этого клубка.»
В данном произведении мы увидим картину несбывшегося счастья.







Приложение 4. Кластер.

Павел Константинович Алехин



Анна Алексеевна

Луганович













Долг.Необходимость работать в деревне.

Скука.Одиночество.

Усталость.

«Был несчастлив»,

«любил нежно, глубоко»



«Выходит замуж за неинтересного человека, почти старика», «молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная, женщина»,

Заботы о семье.

Желание изменить

что-то в своей жизни.

Одиночество.































16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!