СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История в литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карамзин, Пушкин и история государства Российского. Пушкин- историк и мастер слова

Просмотр содержимого документа
«История в литературе»

Урок литературы в 7 классе. Учитель: Стёпина Т.Ю. 21.10.2013г.

Урок литературы в 7 классе.

Учитель: Стёпина Т.Ю.

21.10.2013г.

 А.С.Пушкин (1799- 1837) Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу - Любовь к родному пепелищу,  Любовь к отеческим гробам.

А.С.Пушкин (1799- 1837)

Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

С какими творениями Александра Сергеевича мы с вами познакомились в этом году? Перед вами иллюстрации к произведениям Пушкина. Вы узнаёте их?
  • С какими творениями Александра Сергеевича мы с вами познакомились в этом году?
  • Перед вами иллюстрации к произведениям Пушкина. Вы узнаёте их?
А.С. Пушкин не только гениальный поэт, но и историк. Темы этих произведений – темы исторические. С ними вы знакомились и будете знакомиться на уроках истории .
  • А.С. Пушкин не только гениальный поэт, но и историк. Темы этих произведений – темы исторические. С ними вы знакомились и будете знакомиться на уроках истории .
Ребята, какое домашнее задание вам было предложено приготовить к этому уроку ? Как вы думаете, с какой целью вам было задано такое задание? Запишите тему рока.  А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре
  • Ребята, какое домашнее задание вам было предложено приготовить к этому уроку ?
  • Как вы думаете, с какой целью вам было задано такое задание?
  • Запишите тему рока.
  • А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре

Его(Карамзина) многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил и именно Карамзину он посвятил свою трагедию, так как не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы.
  • Его(Карамзина) многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил и именно Карамзину он посвятил свою трагедию, так как не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы.
1.  Развитие представлений о драме. (Вы уже знакомы с Пушкиным-поэтом, прозаиком. Сегодня вам Пушкин откроется как драматург). В драматическом роде – трагедия, комедия, драма. Драма – пьеса, предназначенная для постановки на сцене.
  • 1. Развитие представлений о драме. (Вы уже знакомы с Пушкиным-поэтом, прозаиком. Сегодня вам Пушкин откроется как драматург).
  • В драматическом роде – трагедия, комедия, драма.
  • Драма – пьеса, предназначенная для постановки на сцене.
ДРАМА (греч. drama, букв. - действие)- род литературы, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала .
  • ДРАМА (греч. drama, букв. - действие)- род литературы, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала .
Чтение отрывка. Беседа по вопросам Назовите героев Сцены в Чудовом монастыре. - Как Пимен относится к своему труду летописца? - Свойственны ли были Пимену в молодости грехи? - Какое событие изменило судьбу Пимена? - Как Пимен относится к Григорию?
  • Чтение отрывка. Беседа по вопросам
  • Назовите героев Сцены в Чудовом монастыре.
  • - Как Пимен относится к своему труду летописца?
  • - Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?
  • - Какое событие изменило судьбу Пимена?
  • - Как Пимен относится к Григорию?
 •  Каким перед вами предстает образ Пимена? •  Только ли царей винит в преступлениях Пимен? •  Можно ли назвать сон Григория вещим? Как сон Григория раскрывает его чистолюбивые замыслы? (Москва видится ему с высоты) •  Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой блестящей жизни Пимена при дворе Ивана Грозного? •  Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?
  • • Каким перед вами предстает образ Пимена?
  • • Только ли царей винит в преступлениях Пимен?
  • • Можно ли назвать сон Григория вещим? Как сон Григория раскрывает его чистолюбивые замыслы? (Москва видится ему с высоты)
  • • Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой блестящей жизни Пимена при дворе Ивана Грозного?
  • • Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?
«…Зачем и мне не тешиться в боях, Не пировать за царскою трапезой?» « А мой покой бесовское мечтанье тревожило, А враг меня мутил…».
  • «…Зачем и мне не тешиться в боях,
  • Не пировать за царскою трапезой?»
  • « А мой покой бесовское мечтанье тревожило,
  • А враг меня мутил…».
* Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванцу?  а) Пимен Подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце: «простодушие», «умилительная кротость», мудрость и усердие.  Б) Отрепьев Какие черты мы отмечаем у Григория? (жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие). Мог ли, по-вашему, автор симпатизировать им?
  • * Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванцу?
  • а) Пимен
  • Подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце: «простодушие», «умилительная кротость», мудрость и усердие.
  • Б) Отрепьев
  • Какие черты мы отмечаем у Григория? (жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие). Мог ли, по-вашему, автор симпатизировать им?
ДРАМА (греч. drama, букв. - действие)- род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе Послушаем фрагмент оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского; «Монолог Бориса» Опишите свои эмоции, какие чувства передает музыка и голос исполнителя»
  • ДРАМА (греч. drama, букв. - действие)- род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе
  • Послушаем фрагмент оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского;

«Монолог Бориса»

Опишите свои эмоции, какие чувства передает музыка и голос исполнителя»

Итог урока. Оценка деятельности. Ребята, понравился вам урок. Сделайте вывод из всего сказанного на уроке.   «Борис Годунов» - пьеса не только о трагедии царя, но и народа, который по его вине перенёс очень много бед и испытаний.
  • Итог урока. Оценка деятельности.
  • Ребята, понравился вам урок.
  • Сделайте вывод из всего сказанного на уроке.

  • «Борис Годунов» - пьеса не только о трагедии царя, но и народа, который по его вине перенёс очень много бед и испытаний.
Д.з. Сочинение на тему  «История России  в произведениях  А.С. Пушкина» . Прочитать повесть «Станционный смотритель».
  • Д.з.
  • Сочинение на тему

«История России

в произведениях

А.С. Пушкина»

. Прочитать повесть «Станционный смотритель».

Спасибо за внимание. Выполнила Стёпина Татьяна Юрьевна.
  • Спасибо за внимание.
  • Выполнила Стёпина Татьяна Юрьевна.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!