СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История великой Победы. «Своя игра», посвященная победе в Великой Отечественной войне

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Своя игра  может быть проведена в рамках воспитательной и внеурочной деятельности по истории и литературе.

Просмотр содержимого документа
«История великой Победы. «Своя игра», посвященная победе в Великой Отечественной войне»

История великой Победы. «Своя игра», посвященная победе

в Великой Отечественной войне


Гогина Людмила Ивановна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гуманитарно-эстетическая гимназия №11

г. Дубны Московской области»

E-mail: [email protected]

Организационная информация

Предмет

Воспитательная и внеурочная деятельность; история и литература

Класс/группа

8-9 классы

Методическая информация

Тип урока/занятия


Внеклассное мероприятие - игра

Цели урока/занятия


Цели игры:

  • привлечь внимание учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны;

  • используя игровую форму, сформировать интерес к данной теме, желание больше узнать о героях и событиях того периода;

  • продолжить через внеурочную форму работы воспитание чувства признательности, уважения и памяти по отношению к участникам Великой Отечественной войны.


Задачи урока/занятия


Задачи:

  • формирование межличностных отношений в процессе группового взаимодействия;

  • развитие творческих способностей. 


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/занятия

В ходе занятия ученики овладеют навыками участия в дискуссии;

продолжат формирование личностных качеств: внимательность, организованность, дисциплинированность; формирование ключевых компетенций: самообразовательной, социально-гражданской, информационно-коммуникативной.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Подробный конспект урока/занятия

Мотивация учащихся



Ход и содержание урока/занятия


Представление темы игры, целей и задач, объяснение правил игры - слайды 1 (с гиперссылкой на аудиофайл – саундтрек к х/ф «Офицеры» - фоном), 2.

В игре принимают участие две команды, которые, пользуясь приведенной ниже схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость. Право ответа принадлежит команде, первой поднявшей табличку со своим названием. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса. Если дан неправильный ответ – право ответить на этот вопрос переходит к другой команде. После оглашения вопроса участникам игры предоставляется одна минута на размышление. В конце подводится итог и определяется победившая команда.

Вступление

У всех святое право – Отчизну защищать.
А если и придётся, то жизнь свою отдать.
Во времена любые достоин славы тот,
Кто, как зеницу ока, Отчизну бережет.
Сегодня вспомним с вами защитников Руси,
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей его дальнейшей судьбе. Великая Отечественная война – особая дата в судьбе целого народа.


Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память – наша совесть!
Она, как сила, нам нужна.


Слайд 3 – вопросы викторины по шести темам («Люди, события, даты», «Города-герои», «Видеовопрос», «Боевые награды», «Фотовопрос», «Культура») различного уровня сложности (от 10 до 50 баллов).

Вопросы викторины:







Слайд 4. Боевые награды 10

Этой медалью награждались военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск за личное мужество, проявленное при защите Отечества и исполнении воинского долга. ( Медаль «За отвагу»)

Слайд 5. Боевые награды 20

Этой медалью награждались все участники боев на фронтах Отечественной войны; рабочие, служащие, колхозники, принимавшие активное участие в борьбе с оккупантами в составе партизанских отрядов. Самая распространенная награда СССР.

(Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.»)

Слайд 6. Боевые награды 30

Эта награда предназначалась в годы войны для солдат, сержантов и старшин, а также младших лейтенантов в авиации за личный подвиг в боевой обстановке. (Орден Славы)

Слайд 7. Боевые награды 40

Этим орденом награждался высший командный состав Красной Армии за успешное проведение боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате этих операций фронтовая обстановка менялась в пользу Красной Армии. (Орден «Победа»)

Слайд 8. Боевые награды 50

Этот орден обычно получали командиры соединений, полков, батальонов, а также летчики за особую храбрость и мужество. Имели место и уникальные награждения: киевский школьник Игорь Кравчук за спасение двух полковых знамен Красной Армии получил этот орден в 12 лет. (Орден «Красное Знамя»)

Слайд 9. Люди, события, даты 10

О нападении на Советский Союз первым узнали дикторы и другие сотрудники Всесоюзного радиокомитета. Люди с замиранием сердца вслушивались в фронтовые сводки, и голос этого диктора Всесоюзного радио стал самым известным в стране. (Юрий Левитан)

Слайд 10. Люди, события, даты 20

Чья записная книжка – дневник стала символом трагедии горожан блокадного Ленинграда? (Таня Савичева)

Слайд 11. Люди, события, даты 30

В 1944 году разработал образец самозарядного карабина, устройство основных узлов которого послужило базой для создания автомата в 1946 году. Оружие, созданное этим человеком, пользуется широкой известностью во всем мире. (Калашников Михаил Тимофеевич)

Слайд 12. Люди, события, даты 40

Герой Советского Союза (1943, посмертно), рядовой гвардейского стрелкового полка. 23.02.1943 в бою за д. Чернушки (Псковская обл.) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения. (Александр Матросов)

Слайд 13. Люди, события, даты 50

Летчик, Герой Советского Союза (1941), младший лейтенант. В Великую Отечественную войну служил в истребительном авиационном полку. 7.08.1941 одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов. Погиб в бою под Москвой. (Виктор Талалихин)

Слайд 14. Города-герои 10

В годы войны этот город был главной целью наступательной операции немецко-фашистских войск. (Москва)

Слайд 15. Города-герои 20

Назовите город, который знаменит не только своими пряниками и самоварами, но и героической обороной в 1941 году. (Тула)

Слайд 16. Города-герои 30

Этот город продержался в блокаде 900 дней и ночей. (Ленинград)

Слайд 17. Города-герои 40

Крепость, которая одна из первых приняла удар немецкой армии и сопротивлялась до холодов. (Брестская крепость-герой)

Слайд 18. Города-герои 50

Обороне какого города посвятил свою картину художник Александр Дейнека в 1942 году? (Севастополь)

Слайд 19. Видеовопрос 10

Какое это событие? (Парад на Красной площади 1945)

Слайд 20. Видеовопрос 20

Какое это событие? (Салют 9 мая 1945)

Слайд 21. Видеовопрос 30

Какое это событие? (Водружение знамени Победы над Рейхстагом)

Слайд 22. Видеовопрос 40

Какое это событие? (Блокада Ленинграда)

Слайд 23. Видеовопрос 50

Какое это событие? (Выступление концертных бригад на фронте)

Слайд 24. Фотовопрос 10

Кто изображен на фотографии? (Буденный Семен Михайлович)

Слайд 25. Фотовопрос 20

Что изображено на фото? (Катюша - бытовое название установок реактивной артиллерии)

Слайд 26. Фотовопрос 30

Что изображено на фото? (Волгоград. Мамаев курган)

Слайд 27. Фотовопрос 40

Что изображено на фото? (Мемориальный комплекс «Хатынь»)

Слайд 28. Фотовопрос 50

Что изображено на фото? (Дом сержанта Павлова в Сталинграде)

Слайд 29. Культура 10

Красноармеец И.А.Байдужий писал 17 апреля 1943 г. поэту: «Ваша поэма... энциклопедия фронтовой жизни бойца». О каком произведении идет речь и кто его автор? («Василий Теркин» А.Твардовского)

Слайд 30. Культура 20

27 июня 1941 года эта песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

«С первых же тактов было понятно, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали как при исполнении гимна. На суровых лицах солдат волнение и слезы. Песню требовали повторить пять раз подряд! – и мы пели». («Священная война»)

Слайд 31. Культура 30

С первых дней войны этот плакат стал страстным призывом к героической защите родной земли. (И.М.Тоидзе «Родина-мать зовет» 1941г.)

Слайд 32. Культура 40

Эта песня была написана к 30-летию великой Победы. На предварительном прослушивании некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской» и запретили. Но на концерте песня настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого произведение навсегда осталось в репертуаре военных песен. («День Победы»)

Слайд 33. Культура 50

В каком городе была написана и исполнена 7-я симфония Шостаковича? (Ленинград)


После того, как ответили на все вопросы и вернулись на слайд 3, по гиперссылке в левом верхнем углу слайда 3


п ереходим к завершающему игру слайду 34.

Слайд 34. Завершающий игру; этап подведения итогов, рефлексия (гиперссылка на аудиофайл М.Бернес «Журавли» - фоном).

Заключительное слово учителя:

Они уходили на фронт под звуки марша «Прощание славянки», они прошли весь тернистый путь войны, выжили, выстояли, сотворили победу.

Тогда, в 1945, празднуя Победу, все были уверены, что закончилась последняя в истории человечества война. Но судьба распорядилась иначе. Внуки тех, кто добывал мир, вновь взяли в руки оружие. Красной нитью боли и отчаяния прошли Афганистан, Чечня по судьбе целого поколения. Вновь падали молодые, безусые мальчики, сраженные пулей, не успев отлюбить, и надевали женщины черные шали.


Обелиски, могильные плиты,

Имена, имена, имена…

Какая-то хрупкая женщина в черном

Сжимает от слез еще мокрый платок.

Она поклонилась, цветы положила,

Рукою погладила буквы плиты.

Как дорога матери эта могила,

И эти деревья, и эти кусты.

Землицы комочек с собой завернула,

Поправила прядь поседевших волос,

И снова на черные плиты взглянула,

Не в силах сдержать накопившихся слез.

Она не рыдала, лишь тихо стояла

И стоном ответила ей тишина.

А мать, подняв руки, чуть слышно сказала:

«Проклятье тебе посылаю, война».


Сегодня, в преддверии великого дня Победы, мы хотим прославить жизнь.

Подведение итогов игры, награждение победителей. Обращение к выставке книг о Великой Отечественной войне, используемым источникам – слайд 35.

Заключительный слайд 36. Спасибо за игру!

В помощь учителю/воспитателю

Использованные источники и литература (если имеются)

Интернет-ресурсы:

- иллюстрации:

А.Дейнека «Оборона Севастополя» http://pobeda-1941-1945.narod.ru/gal1/1_1_5-9.htm

Боевая установка «Катюша» http://www.aaamodels.co.uk/List

Буденный С.М. http://historydoc.edu.ru/cross_search.asp?s1=1876&f1=1900&s2=1901&f2=1925&pg=6

Дневник Тани Савичевой http://www.child-library.ru/teenager-moda-deti-i-voina.html

Дом сержанта Павлова http://myrt.ru/news/2008/07/29/?do=register

Калашников М.Т. http://today.shadrinsk.info/2010/11/10

Мамаев курган http://www.avanturist.org/forum/index.php/topic,939.2100.html

Матросов А.М. http://fratria.ru/blog/russianhistory/index.php?s=f85b1d1cce6fda7248e11962f20cd19a&&st=10

Плакат И.М.Тоидзе «Родина-мать зовет!» http://ura.9may.ru/report/20100311/209564749_12.html

Талалихин В. http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00077/33200.htm

Хатынь http://s41.radikal.ru/i094/0903/92/5955a96579ac.jpg

- видеофайлы: выступление концертных бригад на фронте, блокада Ленинграда, парад победы http://www.ruspodvig.ru/greatwar/audio/

- аудиофайлы: песни Великой Отечественной войны http://www.pobeda.ru/content/view/2670/55/

Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

- аудиофрагмент (сообщение Левитана о начале Великой Отечественной войне) http://school-collection.edu.ru

Литература:

  • Календарь школьных праздников / Авт.–сост. С.И.Лобачева, К.В.Щиголь, О.Е.Жиренко. – М.: 5 за знания, 2006.

  • И.В.Золотарева, Т.А. Крысова. Поурочные разработки по литературе 8 класс. - М.: Вако, 2003.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!