СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История войны глазами очевидцев

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

История войны, разработка урока истории.На основе краеведческого материала.

Просмотр содержимого документа
«История войны глазами очевидцев»

Нерассказанная в учебниках история войны

Введение

Пособие содержит методические рекомендации по проведению занятий в 9-11 классах. Предлагаемая разработка урока предназначена для учителей истории при изучении Великой Отечественной войны, для классных руководителей для проведения внеурочных мероприятий.

Урок истории в 11 классе.

Тема: Война, о которой мы узнали от старожилов села (К 70 летию Великой Победы)

Цели:

I. Образовательные:
1. Раскрыть сущность Великой Отечественной войны;

2. Узнать нерассказанные в учебниках истории о войне.

3. Привлечь учащихся к изучению сложных вопросов истории Великой Отечественной войны.
II. Воспитательные:
1.Показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов изложенных в исследовательских работах обучающихся МКОУ «Спасская СОШ»;

2.Углубить представление о нравственном долге.

III. Развивающие:
1. Закрепить навыки исследовательской деятельность, учить работать в группах.

2. Осуществить совместную учебно-творческую деятельность;

3. Развивать логическое мышление, расширять кругозор;

4. Продолжить развитие навыков характеристики исторической личности, работы с историческими таблицами, документами (текстовыми и звуковыми).

ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Карта «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.»;
2. Компьютер с проектором; кадры военной кинохроники ; 
3. CD «ИСТОРИЯ РОССИИ. XX век. Ч. 3»; CD «От Кремля до Рейхстага»;

4.Подлинные экспонаты школьного музея: солдатские каски, предметы солдатского быта, выставка солдатских писем и открыток;

5. Аудиозапись «Священная война»;

6. Интервью с жителями села Вишневка, Воронежской области: Зубаревой А.М., Долгих И.В. Авторы: ученики 11 класса

МЕТОДЫ УРОКА:

        По источнику передачи и восприятию информации:

- словесно-наглядный;

- практический.

        По степени самостоятельности мышления:

- проблемный;

- поисковый.

ФОРМЫ УРОКА:

- индивидуальная, парная, фронтальная.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

ход военных действий в начальный период войны, причины неудач

Красной Армии, ход оборонительных сражений под Москвой.

ХОД УРОКА:
I. Организационный момент - 3 мин.
II. Фронтальный опрос - 5 мин.
III. Изучение нового материала - 28 мин.
III. Закрепление – 5 мин.
IV. Итоги урока; д/з - 4 мин.

1.Орг.момент.

Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята. Это год для нас юбилейный. Вся наша страна отмечает 70-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Мы проводим урок посвященный этому событию.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.- Великая страница нашей истории. Война –это величайшее несчастье для народа СССР, ведь в ней погибло 27 млн. советских людей. Это была война за независимость, за человеческое достоинство, за те социальные, нравственные и духовные ценности, которые были в России против фашистских человеконенавистнических идей. Мы многое знаем о войне из нашего учебника истории. Знаем все события войны и можем показать их на карте. Знаем всех наших выдающихся полководцев и героев войны, но сегодня мы будем говорить о том, что не написано в учебниках, о тех, кто остался на обочине войны став жертвами двух диктатур.

Людмила Алексеева, участница правозащитного движения в СССР, сказала: «Мы живем в такой стране, где история часто переписывается. А как на самом деле протекала жизнь хотя бы членов нашей семьи на той территории, где мы родились, которая является нашей малой родиной? К сожалению, по учебникам мы мало что узнаем. Но если вы расспрашиваете своих бабушек, своих соседей, изучаете документы сами,а не только то, что написано в учебниках, вы будете знать свою страну. На самом деле история – это и есть то, что вокруг каждого человека».

В нашем селе нет ни одной семьи, откуда не ушел на войну отец, брат или муж. Можно сказать, что у всех, у нас были предки, которые воевали.

И надо еще сказать, что мы еще обладаем ценностью, людьми, которые видели войну своими глазами.

2. Постановка проблемного вопроса:                                                          

Зачем нам нужно знать не написанные страницы истории о войне?

3. Актуализация опорных знаний по теме: «Советский Союз в годы

Великой Отечественной войны»

  1. Укажите хронологические рамки Великой Отечественной войны

    1. 22 июня 1941 г. -9 мая 1945 г.

    2. 20 мая 1940 г. -8 апреля 1944 г.

    3. 22 июля 1942 г. -10 мая 1945 г.

    4.  23 июня 1940 г. – 20 июня 1945 г.

  2. Какое из событий произошло позже всех других

    1. начало Великой Отечественной войны

    2. открытие второго фронта

    3. атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки

    4. Московская битва

  3. Основная ответственность за поражение Красной Армии летом 1941 г. была возложена Сталиным н

1) Тухачевского     2) Павлова     3) Жукова       4) Рокоссовского

      4. Какое из событий произошло раньше всех других

                 1) взятие советскими войсками Берлина

                 2) нападение Германии на СССР

                 3) подписание советско-германского договора о ненападении

                 4) Потсдамская конференция лидеров СССР, Великобритании и США

     5. К начальному этапу Великой Отечественной войны относится

                1) Смоленское сражение

                2) Сталинградская битва

                3) битва на Орловско-Курской дуге

                4) Висло-Одерская операция

   6. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите название органа власти периода Великой Отечественной войны, о котором идет речь:

         « -Руководил всеми военными действиями вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, производил наращивание стратегических усилий в ходе борьбы за счет резервов и использования сил партизанского движения»

  1. Реввоенсовет

  2. Совет по эвакуации

  3. Совет труда и обороны

  4. Ставка Верховного Главнокомандования

 7. В июле 1940 г. германский генеральный штаб приступил к разработке плана нападения на СССР под кодовым названием

    1) «Тайфун»      2) «Цитадель»      3) «Барбаросса»   4) «Бисмарк»

8. С.К.Тимошенко на посту наркома обороны в первые же месяцы войны сменил:

          1) Г.К.Жуков

          2) Б.М.Шапошников

          3) И.С.Конев

          4)И.В.Сталин

         5) К.Е.Ворошилов

9. Основные удары вермахта в 1941 г. планировались по направлениям на:

        1) Москву    2) Киев    3) Ленинград   4) верно все указанное   5) верно 1 и 3

10.Начало коренному перелому в ходе войны положила:

      1) Победа под Москвой

      2) Сталинградская битва

      3) битва за Кавказ

     4) операция по успешному форсированию Днепра



4. Фронтальный опрос (2 минуты):

1.  Когда и какими действиями началась вторая мировая война?

( 1 сентября 1939 года.  Нападением на Польшу.)

2. Перечислите основные сражения Великой Отечественной войны?

3. Какова цена победы?

5. Мотивация.

  Рассказ учителя: 

Учитель читает отрывок из стихотворения С.Щипачева «22 июня 1941 года»:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.


Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.


Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной,

Всего каких-то пять минут осталось.


- 22 июня 1941 года, 74 года назад, оборвалась мирная жизнь ваших прабабушек и прадедушек. Они до сих пор помнят первые дни, месяцы войны.

У нас есть запись всем известного диктора Левитана Ю. о начале Великой отечественной войны.

http://muzofon.com/search/голос%20левитана%20о%20начале%20войны

Прослушивание записи

6. Формирование новых знаний.

 В годы Второй мировой войны на оккупированных территориях Восточной Европы и СССР немцы проводили массовый угон гражданского населения на работу в Германию. Эти людей из Восточной Европы, как правило, славян (поляков, украинцев, русских и др.) было угнано в Германию около 5 миллионов человек. Из них примерно 2,5 миллиона  это украинцы, 1,5 млн. поляки, 400 тыс. белорусов. Доля русских была относительно мала, т.к. немцы, в целом, не смогли захватить густонаселенные русские регионы и большие города, за исключением Ростова-на-Дону (полгода в 1942) и  частично Воронежа (в 1942-43 гг). Рабсилу, пригнанную из СССР, немцы называли остарбайтеры (Ostarbeiter) или восточные рабочие.

Работа в группах

1 группа
Исследовательская работа на тему: «Семья остарбайтеров»

«В основу нашего исследования легли воспоминания Виктора Васильевича Лукашева, а также фотографии, открытка и газета из Литвы, документы из литовского архива.

В интернете мы нашли обозначение нового для нас слова -«Остарба́йтер».

«Остарба́йтер» (нем. Ostarbeiter — работник с Востока) — определение, принятое в Третьем рейхе для обозначения людей, вывезенных из Восточной Европы с целью использования в качестве бесплатной или низкооплачиваемой рабочей силы.1

Вообще-то в нашей Вишневке не было войны. Немцев не пустили на левый берег реки Воронеж. Но, тем не менее, у нас, как и во всем Советском Союзе нет семей, которых обошла стороной война.

Рядом с нашей Вишневкой находится ВООС (Воронежская овощная опытная станция) при НИИОХ (Научно- исследовательский институт овощного хозяйства), который занимается выведение различных цветочных и овощных культур. Там работают ученые. Некоторые из них - уроженцы нашего села, а многие приехали из других регионов нашей страны. Один из самых лучших ученых НИИОХа был Лукашев Виктор Васильевич. О нем наш рассказ.

Вначале расскажем коротко о Викторе Васильевиче Лукашеве. Он, кандидат сельскохозяйственных наук. В течении 25 лет занимал должность директора ВООС при НИИОХ, награжден Орденом почета. Родился 3 февраля 1934 года в Псковской области, в деревне Большая Остенка в крестьянской семье.

Из его воспоминаний мы узнали, что когда началась Великая Отечественная война, Виктору Васильевичу исполнилось 7 лет, и он закончил первый класс.

Немецкая оккупация

Псковская область была оккупирована в первый год войны. Там, как и на всей захваченной территории, фашисты установили свой оккупационный режим. Ненужные, по их мнению деревни были сожжены, в некоторые они поселились сами, а жителей угоняли в Германию на работу. Так случилось и с деревней, в которой жила семья Лукашевых. Их деревню Большая Остенка подожгли зимой 1941 года. Люди выскочили из своих домов наспех одетые, взять с собой ничего не успели. Родители Василий и Мария Лукашевы крепко держали за руки самое дорогое – своих детей. Детей было трое: дочь Анна – 10 лет, сын Виктор – 7 лет и сын Михаил-5 лет2.

В памяти у Виктора Васильевича остались детские воспоминания о той страшной зиме, как ему было страшно, когда немцы с собаками окружили всех жителей и погнали пешком по льду реки Великой до города Пскова. В Пскове их пригнали на вокзал, где было очень много народа. Всех людей там стали сажать в эшелоны для отправки в сторону Германии. Была полная неразбериха, родители боялись потерять детей и поэтому всё время держали друг друга за руки. В вагоне было очень тесно, людей было так много, что спали по очереди. Условий не было никаких, кормили плохо. Так доехали до Литвы, там всех людей вывели из вагонов и стали сортировать. Молодых и сильных, способных хорошо на них работать, сажали вновь в вагоны и отправляли дальше в Германию. А семью Лукашевых вместе с детьми немцы решили оставить в Литве работать у местного помещика.

Но ведь Литва это же одна из республик Советского Союза, подумали мы и очень удивилась услышанному. В наших школьных учебниках по истории, к сожалению, мы ничего про историю Литвы во время войны не нашли, и поэтому заглянула в интернет. Вот что мы узнали:

«СССР образовался 30 декабря 1922 года. Литва вошла в состав СССР летом 1940 года. Немецкие войска вошли в Литву 22 июня 1941 года и захватили ее за неделю. Многие литовцы приветствовали немцев как освободителей от советского режима.

Немцы 28 июня 1941 года сформировали собственную администрацию в рамках Рейхскомиссариата Остланд. Территория генерального округа Литва (нем. Generalbezirk Litauen) была разделена на 4 округа (нем. Gebiet) с центрами в Вильнюсе, Каунасе, Паневежисе и Шяуляе.»3

Семья Лукашевых попала в Паневежисский уезд Крекенавской волости на работу к литовскому землевладельцу Валеконису Ионису как рабы.

Виктор Васильевич нам показал документ под названием: «Архивная справка о принудительном вывозе немцами в годы войны из России в Литву 07-11-2002 №Л-107». Вот что мы в нем прочитали:

«В документах архивного фонда «Исполнительный комитет Паневежисского уезда Литовской ССР» в деле «Именные списки граждан СССР, перемещенных в 1941-1944 год номерами 547-551 записана семья: «Лукашев Василий год рождения 1904, годен ли к физическому труду – годен, где и у кого работает – у разных. Кочина Мария год рождения 1909 год, жена. Годен ли к физической работе – беременна 7 месяцев. Лукашева Анна 12 лет, дочь. Годен ли к физической работе – к легкому труду. Лукашев Виктор 9 лет, сын. Годен ли к физической работе – к легкому труду. Лукашев Михаил – 7 лет, сын. Годен ли к физической работе- к легкому труду. Область и район прежнего местожительства – Псковский район. Где и у кого проживают – д. Шатики, у Валейкониса». Список подписан уполномоченным по Крекенавской волости. Даты заполнения списка и прибытия семьи в Литву не указаны. ОСНОВАНИЕ: Ф.62.Оп.1. Д.8 в. Л.1, 20, 30 Директор архива Леонас Казюконис»4.

Думаем, этот список составлен в 1943 году, мы это вычислили, глядя на возраст детей. В 1941 году Виктору Васильевичу было 7 лет, а здесь указано, что ему 9 лет.

Виктор Васильевич вспоминает: «У хозяина было 45 гектаров земли, много коров, участок леса, работали весь светлый день. Зимой на лесоповале, летом в поле, делали все сельскохозяйственные работы, ухаживали за скотом. Дети помогали родителям.

Литовские хозяева стали очень уважать всю семью Лукашевых за хорошую работу, разрешили своим детям общаться и даже дружить с детьми Лукашевых. Особенно они ценили отца Виктора Васильевича за умение валять валенки и клеить из резиновых шин галоши. В то время были проблемы с обувью, некоторые местные жители ходили даже в деревянных башмаках. Зимой литовцы ходили в валенной обуви с галошами. И поэтому это ремесло очень помогло всей семье выжить.

Семья Валейкониса Иониса так полюбила семью Лукашевых, что разрешили жить им в отдельном небольшом доме. А также они оберегала их от фашистов. Фашисты часто наведывались, проверяли, как семья работает. Валейконисы понимали, что Лукашевых в любую минуту могут отправить на работу в Германию или в концлагерь и поэтому уговаривали немцев оставить узников у них.

Хотя судьба забросила семью Лукашевых в самое настоящее рабство, Виктор Васильевич очень всё же благодарит судьбу, что их семья попала к добрым людям. Именно они уберегли их от фашистской расправы.

В 1945 году подошли советские войска и освободили семью Лукашевых из плена, а Литву от фашистов. Семью Валийконисов арестовали, отобрав у них всё имущество. Лукашевы пытались им помочь, но их никто не слушал. Валейконисов отправили в Сибирь в спецпоселение на работу. Там они жили долгие годы. Потом, через много лет они вернулись обратно домой в свою Литву. Семья Лукашевых всегда с ними поддерживала связь. Переписывались со всеми членами семьи. Анна, сестра Виктора Васильевича, живет в Санкт-Петербурге, у неё сохранились письма. Она обещала нам прислать копии. У Виктора Васильевича сохранились фотография, маленький альбом с видами Паневежисского уезда в Советский период, и газета на Литовском языке. Всё это прислали Валейконисы.

Сейчас жив младший сын Пятрос Валейконис Ионо5. Он живет со своей семьей на родине. Недавно Пятрос прислал открытку, которую сделал сам. На ней изображена российская скульптура «Родина –Мать зовет!», а на другой стороне литовская скульптура «Родина -Мать». Мы сразу почувствовали, что этим он хотел показать дружбу народов. По какую сторону границы не жили люди, какие бы катаклизмы и войны, разногласия между государствами не происходили, дружба, и поддержка простых людей всегда будет существовать.

Посмотрев, на эту открытку нам захотелось узнать про литовскую скульптуру больше. О своей скульптуре мы знаем всё. Она стоит в городе Волгограде, на Мамаевом кургане, работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина, открыта в 1967 году. И является символом Великой Отечественной войны.

В Литве скульптура «Мать-Родина» установлена в 1972 году по проекту литовского скульптора Бронюса Вишняускаса на пересечении автомагистралей Вильнюс-Клайпеда и Рига-Калининград. Но, во время правления Витаутаса Ландсбергиса (отец которого среди прочих министров «Временного правительства» подписал в июне 1941 года правительственную телеграмму «избавителю Литвы от большевистского гнета» Адольфу Гитлеру) памятник «Матери» взорвали. Но памятник удалось спасти, ныне он украшает известный на весь мир «парк советских скульптур» в местечке Грутас6».


Учитель: Казалось бы бредовым, и даже безумным и нелогичным проявление милосердия во время войны, ведь у войны другая логика, логика насилия и убийства. А в этом случае с Лукашевыми мы увидели человечность со стороны Валейконисов.

На любой войне есть герои и нелюди, добро и зло. Есть семьи, которые засосала война в круговорот насилия. Они не стремились убивать, они просто старались выжить, и помочь выжить другим.

2 группа

Исследовательская работа: « Работа на чужбине»

«Мария Филипповна Ушакова живет не далеко от нашей школы, на соседней улице. У неё темное покрытое морщинами лицо, - это долгая и трудная жизнь оставила свои следы. Мы смотрим ей в глаза, а они как огонечки, мерцают. Когда началась война, Марии Филипповне было 18 лет. Она жила на Украине, в Кировоградской области. Фашисты оккупировали её родное село. Всех людей стали увозить на работу в Германию. Несколько месяцев девушка просидела в погребе, прячась от немцев. Но во время очередной облавы её все-таки схватили и отправили в фашистскую Германию. Там она работала на военном заводе, где изготавливали немецкие снаряды. К ней обращались как с рабыней, заставляя выполнять тяжелую работы. Главная её обязанность была укладывать снаряды в ящик и переносить их в эшелоны. Они были тяжелыми, их нельзя было уронить. В 1945 году её освободили войска Красной армии. Среди освободивших был её будущий муж. С ним она приехала к нам в Вишневку. По разговору с Марией Филипповной мы почувствовали, что она как бы оправдывается за то, что была остарбайтером. Доказывает, что она не по своей воле оказалась в Германии».

3. Исследовательская работа Мочалова Даниила «Ложка»

«У нас в семье хранится ложка. Это семейная реликвия. Ложкой этой пользовался Мустаким Арипович Ибрагимов. Мой прапрадед.

Почему так дорожат этой ложкой в моей семье?

Мустаким Арипович Ибрагимов родился в г.Казани в 1901 году.

В 30-х годах переехал в Узбекистан. Женился на Ефросиньи Николаевне. У них родилась дочь Любовь(любимая бабушка моего папы, он её называл бабуля) и сын Геннадий. Когда началась война Мустаким Арипович ушел на фронт в 1941 году. Он призывался из Узб.ССР, Ташкентской области Мирзачульского района. Служил в Украинском фронте. В 1943 году жене Ефросинье Николаевне пришла похоронка о том, что он погиб в Краснодарском крае. Все стали считать его погибшим.

Прошло несколько лет, уже после войны, вдруг какой-то незнакомый человек передает семье ложку и записку, привязанную к ней. Развернув записку, Ефросинья Николаевна узнала почерк своего мужа, где он сообщает, что жив и здоров, что был в немецком плену, а теперь находится в спец лагере. Через год Мустаким Арипович вернулся домой.

Позже он рассказал, что попал в плен к немцам, в 1945 году их освободила Красная армия. А потом Мустакима Ариповича осудили на 1,5 года и отправили в спец. лагерь для военнопленных. Когда его везли на поезде по железной дороге вместе с другими заключенными, он проезжал через узловую станцию «Хаваст». Эта станция находится в Узбекистане за несколько десятков километров от дома. Он написал записку, указал адрес имя, фамилию жены, бросил её на охраняемом переезде, чтобы не улетела, привязал её к ложке. Люди из рук в руки передали эту ценную посылку семье.

Вот такая история. Я вспоминаю о ней всякий раз, когда за ужином или за обедом, случайно, мне попадалось есть из этой ложки. Я люблю представлять прапрадеда с татарским именем. Его звали Ибрагимов Мустаким Арипович.

Сейчас, прошло уже восемь лет. Бабушка умерла четыре года назад, а трофейная ложка храниться у нас среди всех столовых ложек.

Обычная столовая ложка, металлическая. От современных отличается тем, что толщина металла тоньше и выглядит темнее, один край немного сточился, наверно, от постоянного использования. Ручка украшена красивым узором. На конце ручки царапины от стачивания, возможно, был какой-то знак, который дед стер. В середине ручки, на обратной стороне надпись - rostfreier stahl, между этими словами изображен маленький значок в виде короны с крестом.

В интернете я нашел перевод этих слов - Rostfreier stahl (от немецкого) означает – «нержавеющая сталь». А также в интернете я нашел информацию о том, что в Германии с 1912 года патент на использование «Rostfreier stahl» имел Густав Крупп. Это немецкий промышленник, финансовый магнат, оказавший значительную материальную поддержку нацистскому движению. В мае 1933 года был назначен президентом фонда «Адольф Гитлер». На предприятиях Круппа, где в огромных масштабах производились танки, артиллерия и другая военное снаряжение широко использовался труд военнопленных и других узников концлагерей.

В каком немецком городе, и в каком лагере находился мой прапрадед я так и не узнал. Сейчас уже никто не помнит.

На сайте «Мемориал», где помещены подлинные документы из архива Министерства обороны тех воинов - кто погиб, я увидел данные о своем прадедушке.

Данные о нем есть такие:

Ибрагимов Мустаким Арипович

Год рождения – 1901 г.

Место рождения –г.Казань

Призывной пункт- Мирзачульский район

Звание - рядовой

Убит 16.02.43года

Захоронен - Братская могила в сквере памяти п. Калинино. Краснодарский край.

Жена - Ефросинья Николаевна проживает в Плем. совхозе. Мирзачульского района Ташкентской области.

На самом деле Мустаким Арипович не был убит, он попал в плен. После войны он вернулся и прожил долгую жизнь, умер в 1992 году, мой папа его помнит. У нас есть его фотография.

В этой истории удивляет, тот факт что мой прапрадед после немецкого плена оказался в советском заключении. Стал жертвой двух диктатур. Почему наше государство так подозрительно относилось к своему народу.

Учитель: Так произошло с миллионами советских жителей. Кто не по своей воле был угнан или не смог избежать плена, или оккупации. Стал военнопленным или остарбайтером, а потом всю жизнь доказывал, что ты не виновен.

Вопрос учителя: Страна наша победила. Фашизма больше не было. Зачем нужна была подозрительность к таким людям?

Ответы учащихся...

Учитель: Чтобы не было ситуации которая была после 1812 года, когда зерна свободы были занесены войсками из Парижа в Россию. Чтобы не было и тени надежды, что страна может измениться.

Закрепление 

Итак,  перед  вами  в  начале  урока  был  поставлен  проблемный  вопрос. Зачем

нам нужно знать не написанные страницы истории о войне?

Ответы учеников.....

8.Объявление оценок за работу на уроке

9. Д/З:

  1. Для всех:    Прочитать 29 параграф учебник, ответить на      вопросы;

  2. Для одаренных детей: Подготовить сообщения  « Моя семья в

годы войны».







1 http://ru.wikipedia.org

2 Из воспоминаний Виктора Васильевича

3 http://ru.wikipedia.org/wiki/

4 Ф.62.Оп.1. Д.8 в. Л.1, 20, 30




5 Из воспоминаний Веры Николаевны Лукашевы

6 http://rusedin.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!