СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

История Воронежского костюма

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня на уроке мы поговорим о создании народного костюма Воронежской губернии. И так, какой он костюм? Откуда он пришёл к нам?

 

Просмотр содержимого документа
«История Воронежского костюма»



История воронежского костюма.


(Интегрированный урок).



  1. Класс: 7

  2. Раздел: История костюма Воронежской области.

Ручная вышивка.

  1. Тема: Костюм Воронежской губернии.


  1. Цель: познакомить учащихся с историей возникновения

костюма Воронежской губернии.

  1. Задачи: образовательная: расширить кругозор учащихся в

знании местных традиций;

развивающая: развить творческие способности при

изучении костюма, оформления, отделки;

воспитательная: повысить интерес к истокам

народной культуры, её творчеству.

  1. Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация плакатов,

готовых изделий.

  1. Наглядные пособия: плакаты, макеты костюма, образцы швов, причёсок, головных уборов.

  2. Тип занятия: комбинированный.

10.Межпредметные связи: история, изо, технология.

11. Профориентация: модельер - конструктор, учитель истории, изо, портная.

12. Время: 2*45 минут.


План урока.

  1. Оргмомент.

  2. История возникновения костюма.

  3. Технология пошива костюма.

  4. Прически, головные уборы.

  5. Цвет, соляные знаки.

  6. Анализ урока и заключительный контроль.


Ход урока.

I.Оргмомент:

а) подготовка учащихся к уроку;

б) получение сведений об отсутствующих;

в) сообщение темы урока.


«Без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья». Эти слова принадлежат академику Д.С. Лихачевскому.

Речь идёт не просто о старине, а о национальных традициях, обычаях, о костюмах народов России.

Сегодня на уроке мы поговорим о создании народного костюма Воронежской губернии. И так, какой он костюм? Откуда он пришёл к нам?


II. История возникновения костюма.

Своеобразие крестьянской одежды Воронежской губернии связано в большей степени с историей заселения края.

Обратим внимание на карту древней Руси XI в. Территория Воронежского края является окраиной русских земель. Сюда для укрепления границы, для освоения земель людей переселяли, они сами переселялись из центральных земель.

Вопрос: Как вы думаете, заселяя новые земли люди, перенесли сюда свои обычаи, традиции, одежду, узоры или нет?

Ответ учащийся: Действительно переселялись целыми сёлам, посёлками. Например, сегодняшнее село Клеповка Бутурлиновского района было заселено людьми, пришедшими из города Скопина ныне Рязанской области. Села Гвазда, Черновка, Пузево и многие другие также были заселены выходцами из Рязанского княжества, о чем говорит почти полное сходство народной одежды и говора жители Воронежской области с одеждой и говором жителей Рязанской области.

Учитель: Сейчас вновь обратим внимание на карту. 14, 15 век образование и укрепление единого русского государства. Усиление центральной власти, усиление крепостной зависимости крестьян. Воронежский край юго – восточная граница государства, пока еще свободная, вольная территория.

Вопрос: Каким способом, кроме восстаний, крестьяне еще выражали свой протест против усиления крепостного гнета?

Ответ: Крестьяне убегали на свободные.

Учитель: Поток холопов и бедных крестьян также дополнил одежду Воронежского края. Систематическое же заселение края началось со строительством оборонительной черты на южных границах русского государства.

Что нового появилось в одежде жителей Воронежского края в этот период, мы сейчас с вами послушаем.

Сообщение учащихся:

Большинство населения стали составлять военно-служивые люди. Позднее потомки служивых людей

Были причислены к единоверцам. Их одежда имела много общих черт. Различие в одежде однодворцев зависели от того, из каких мест они переселялись. Например, однодворцы, выходцы – из рязанских, тульских, орловских, брянских, курских и других земель, где замужние женщины носили поневу, а девушки сарафаны, продолжали носить этот тип одежды и в новых поселениях Воронежского края до 30 – ах годов нашего столетия.

Учитель: Начало 18 века стало еще одним этапом формирования воронежского костюма. Петр I решил строить корабли. Был выбран город Воронеж и его окрестности. По указу Петра I сюда свозилось множество мастерового люда. Но мастера нужна подсобная сила. Ее должны были поставлять помещики и дворяни за счет своих крепостных.

Вопрос: Скажите, отпустит ли хороший хозяин хорошего работника?

Ответ: Хозяин никогда не отпустит хорошего работника с работы.

Учитель: Правильно, поэтому кроме хороших мастеров, работных людей в наш край было сплавлено много бродяг, пьяниц, боровов, бандитов.

После того как граница была отодвинута на юг к Черному морю тучные черноземы заселялись по велению царского правительства государственными крестьянами. Например, к основавши наше село служивым людям, мастерам корабелам, добавлены государственные крестьяне. На Воронежской земле селились и черкесы, выходцы с Украины. Их традиционное украинское одеяние постепенно ассимилировалось, от него сохранилось только белая женская рубаха, рукава которой были обильно расшиты по всему полю крупными красными цветами с черными листьями.

Вот основные этапы заселения нашего края.

Русская, а тоне велико русская одежда, несмотря на ее многообразие в принципе делиться на две группы: одежду крестьян северно-великорусских и южно-великорусских губерний. К последней и относиться одежда воронежских крестьян, со своими местными обычаями, при чем различия были в пределах не только нескольких, но и одного села.


Итак, мы узнали, что воронежский костюм сборный, и пришел к нам из различных областей. А тоже представляет из ведя костюм? Тоже носили наши бабушки и прабабушки?

III. Технология пошива костюма.

Крестьяне Воронежской Губернии носили два типа одежды:

  • женщины – поневный тип;

  • девушки – сарафанный тип;

  1. Сарафанный тип одежды состоял из:

  • много клиньевого сарафана из тонкой шерсти черно цвета;

  • девичьей рубахи;

  • пояса - кушака;

  • головного убора (обруч или лента);

  • набора платков;

  • украшения (бути, монисты);

2. Понёвный тип одежды носили только женщины, он состоял из:

  • рубахи домотанной холстины;

  • поневы;

  • фартука;

  • пояса – кушака;

  • бусы, серьги, головной убор;

  • набор обуви.

  1. Тоже такое понева?

Понева – относиться к набедренной одежде, то есть понева – это обыкновенная юбка черного цвета собранная в сборку на линии талии.

Как я уже говорила, понева была чёрного цвета, с красными клетками – квадратами, т. к. мы живем в центральном Черноземье, поэтому понева имеет черный – поклонение матушке земли. Красные окна квадратов символизируют участки земли, полосы означают овраги, дороги, реки на земле. Ходила молва, что размер клеток указывал, много ли земли имеют крестьяне в селе.


Как же шилась понева?

Швейная машина на селе была редкостью, поэтому одежда шилась в основном в ручную по нескольку лет. Ее бережно хранили и передовали из поколения в поколение.

Расмотрим конструкцию юбки.

Чертеж представляет собой прямоугольник, длиной равной – Ди, ширина одного полотна равнялась Сб.


С Б

1

полотнище

О Р

2

полотнище

К А

3

полотнище

Вопрос: Какие измерения фигуры необходимы при пошиве юбки?

Ответ: Ст., Сб., Ди.

Учитель: А как вы думаете, не имея сантиметровой ленты, как иначе можно измерить длину изделия?

Ответ: можно использовать веревочку, можно прикладывать полотно к талии и определять нужную длину.

Учитель: Юбка понева шилась из трех и долее равных полотнищ, как мы уже говорили, в ручную. А какие ручные швы вы знаете?

Ответ: сметочные, копировальные, обметочные, подшивочные, крестообразные швы.

Учитель: Как вы думаете, какие швы из названных применялись для подшива низа изделия?

Ответ: них изделия подшивали подшивочным или крестообразным швами.

Учитель: Хорошо! Теперь давайте подумаем, какие швы нужны для обработки боковых швов.

Ответ: Сметочные, петельные, шов « назад иголку» (имитация машинного шва).

Учитель: Молодцы! Итак, юбку мы сшили, низ подшили, осталось собрать сборку на линии талии, вставить пояс или шнурочек и понева готова

Вы, наверное, заметили, что костюм женщины отличается от костюма женщины. А как вы думаете, прически отличаются друг от друга? Да, действительно отличается.

IV. Прически, головные уборы.

Без головного убора комплекс одежды был бы не полным и согласно обычаю древних восточных славян даже и не мыслился. Формы и украшения головных уборов были изумительно красивы, эстетическим оправданы и в каждой местного разнообразны.

Термин « женский» на народном языке означает «бабий», т. е. Принадлежащей замужней женщине основной тип головного убора состоял из кички или сороки, кокошника и богатого набора платков, шалей и подшальников.

Если женщина обычай не позволял ходить и работать с непокрытой головой, то девушек он не касался. Они заплетали волосы в одну трехпрядную косу и могли ходить и работать с непокрытой головой. Исключением был покрывной платок: он покрывал всю голову или верхнюю ее часть.

Когда девушка выходила замуж, она заплетала не одну, а две косы, открытый тип головного убора заменялся на закрытый.

Девушка после венчания расплетала одну косу и заплетала две, которые прячет под затыльником кокошника, кички или сороки.

Просватанные девушки и девушки на выданье носили кокошники, которые ни чем не отличались от женских кокошников. Волосы заплетали в одну косу. В праздники девушке вплетали в косу нити жемчуга, длинные яркие ленты и специальные уплетники, в виде пучков из цветной шерстяной пряжи, украшали бисером, блестками, каменными пуговками.

Вы, наверное, заметили, что на костюме, есть какие – то знаки, вышивка, узоры, линии, полоски.

Вопрос: Как вы думаете: имел ли эти знаки, какое – то значение в костюме?

Ответ: Мы думаем, что имеет.

V.Цвет, соляные знаки.

Вопрос: Посмотрите на костюм. Как по вашему, какие цвета преобладают в костюме.

Ответ: Черный, красный, зеленый, белый.

Создание художественного образа русской одежды цвет – один из важных компонентов.

Цвет служит символическим языкам, это духовная связь с природой и явлениями. Любимый цвет – красный (с оттенками) – символ солнца, крови, союз ярилы – «красного» с черной земли.

Красный цвет – любовь, красота, смелость, тепло.

Пурпурный – щедрость, господство.

Красно – оранжевый – желто – горячий цвет солнца и тепла.

Ярко малиновый – и нежно розовый символ заката и восхода солнца.

Эти цвета рядом с зеленым или синим.

Зеленый – растительный мир.

Желтый – разлука.

Ультрамариновый – вода и небо, целомудрие, верность.

Белый – горе и смерть (вдовы носили белые одежды).

Голубой – мало применяется, только в виде полос для украшения, это цвет холода, смерти.

Черный – излюбленный, символ чернозем к матушки кормилицы.

В узорном творчестве существовал неписаный закон чередовании цветов. Элементы русских узоров (воронежских) имеют древнее происхождение и связаны с почитанием культа языческого божества нашеми предками – славянами.

Боги -= покровители должны были оберегать людей трудяг. Добро неустойчиво, оно нуждалось в поддержке людей. Язык общения с богами это знаки – обереги, символические изображения богов. Эти знаки вышитые, нарисованные отводили зло в сторону.

Оберегали голову, руки, сердце, ноги. Вокруг шеи воротник рубахи – ожерелок, слева на рубахи косой разрез – пазуха. Планка пазухи расшита, на рукавах --- полоски для рук, для ног полоски на рубахи только у женщин, у мужчин – только рубаха.

Самым устойчивым знаком – оберегом оказался знак солнца – геометрический ромб, у древних славян - круг, крючки и палочки вокруг ромба лучики солнца. Местное название этого знака – репей (сходство с репейником) это символ множественный.

Репей символ плодородия, огня, жизни. В одежде это символ – пуговицы, бусы, монисты.

Вторым элементом Воронежского узора является крест. Языческих народов крест обозначает человеческую фигуру с вытянутыми руками (мужа и жену). Геометрический треугольник – означает целину.

Квадрат, пересеченный крестом с угла на угол – поле заселения.

Восьмиконечная звезда – рука.

Круг в круге – добро и зло.

VI. Анализ урока:

А теперь давайте подведем итоги, что же нового вы узнали на уроке:

  1. Откуда к нам пришел костюм?

  2. Какой излюбленный цвет костюма? Почему?

  3. Какой тип костюма носили девушки, какой женщины?

  4. Вспомните прически девушки и замужней женщины.

  5. Объявить оценки.


Вывод:

Как видите, в природе все взаимосвязано, поэтому школьные предметы не могут быть изолированы друг от друга.

История, ИЗО, технология – тесно связаны друг с другом. И эта связь наглядно показана на сегодняшнем уроке.

На следующих уроках вы узнаете более подробно о костюме девушек о том, что носили мужчины, как одевались крестьяне зимой.


На этом урок окончен!

8